Икона была украшена драгоценным окладом, утраченным во время Отечественной войны 1812 г., устюжане пожертвовали 8 тыс. р. на изготовление новой ризы в 1818 г. На нижнем поле нового оклада была сделана надпись, сообщавшая о чудесном избавлении Вел. Устюга по молитвам прп. Прокопия (не сохр.). С новгородской иконы в Московском Кремле были сделаны списки для местного ряда Архангельского (241 ´ 184 см, сер.- 2-я пол. XVI в.) и для Благовещенского соборов, с клеймами Акафиста на полях (заменил древнюю новгородскую икону; 155 ´ 129 см; 1-я четв. XVII в.). Во 2-й пол. XVI-XVII в. изображения Благовещения с образом воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, повторявшие иконографию древней чудотворной иконы, были многочисленны. Они воспроизводились на храмовых иконах церквей в честь Благовещения, на иконах-пядницах, в настенных росписях (напр., в Благовещенском соборе Сольвычегодска), в лицевом шитье; имеются варианты, в к-рых арх. Гавриил изображен с поднятым крылом, внизу - гора с пещерой (иконы из Сольвычегодска и Соловецкого мон-ря). В искусствоведческой лит-ре подобные изображения Благовещения с воплощенным Богомладенцем получили условное иконографическое наименование «Благовещение Устюжское». Ист.: Розыск или список о богохульных строках и о сумнении святых честных икон, дьяка Ивана Михайлова сына Висковатого в лето//ЧОИДР. 1858. Кн. 2. Ч. 3. С. ГI Новгородская II летопись (под 1561 г.)//Новгородские летописи. СПб., 1879. С. 93; Описи Моск. Успенского собора от нач. XVII в. по 1701 г. включительно. СПб., 1876. Стб. 387-388, 571. (РИБ; Т. 3). Лит.: Лёвшин А. Г. Ист. описание Моск. Большого Успенского собора. М., 1783. С. 17-18; Макарий (Миролюбов), архим. Археологическое описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 2. С. 20, 100, 116; Истомин Г. Указатель святыни и достопримечательностей моск. Успенского собора. М., 1888. С. 15-16; Покровский Н. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно визант. и рус. СПб., 1892. С. 29-30; Титов А. А. Летопись Великоустюжская. М., 1898. С. 48, 82-85, 127, 145; Смирнов Я. И. Устюжское изваяние Св. Георгия Моск. Большого Успенского собора. М., 1915. С. 53, примеч. 2; Лазарев В. Н. Искусство Новгорода. М.; Л., 1947. С. 39-43, ил. 24, 25; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. Кат. 4. С. 54-58. Илл. 19-21; Grabar A. Christian Iconography: A Study of Its Origins. L., 1969. P. 128, il. 305; Живопись домонгольской Руси: [Кат. выст.]. М., 1974. С. 32-36. Кат. 4; Лазарев В. Н. Рус. живопись от истоков до нач. XVI в. М., 1983. С. 34-36, 164. Кат. 4; Древнерусское искусство X - нач. XV в.: Кат. собр. [ГТГ]. М., 1995. Кат. 7. С. 47-50; Щенникова Л. А. Благовещение Устюжское//Благовещенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед. М., 1999. С. 246-263; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» нач. XII в.//ДРИ. СПб., 2002. [Вып.:] Русь и страны визант. мира, XII в. С. 517-538.

http://pravenc.ru/text/149271.html

Затем Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вручил высокие церковные награды: — во внимание к трудам по реформе наградной системы Русской Православной Церкви и в связи с 20-летием служения в священном сане руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий был удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского, III степени; — во внимание к трудам в должности председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и в связи с 20-летием служения в священном сане епископ Подольский Тихон был удостоен ордена святителя Алексия, митрополита Московского, III степени; — во внимание к усердному служению Церкви Христовой и в связи с 45-летием со дня рождения председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин был награжден орденом преподобного Сергия Радонежского III степени; — во внимание к активной просветительской деятельности, за усердные миссионерские труды и в связи с 75-летием со дня рождения заслуженный профессор МДА А.И. Осипов был награжден орденом святителя Макария, митрополита Московского, II степени. «Хотел бы выразить свою благодарность всем четверым награжденным, каждый из которых совершает очень важное служение в Русской Православной Церкви. Благодарю вас, дорогие братья, за ваши труды, и надеюсь, что и в дальнейшем вы понесете возложенное на вас служение со смирением, с упованием на волю Божию, отдавая все свои силы на благо Церкви Христовой», — сказал Святейший Патриарх Кирилл после вручения высоких наград. По традиции, после богослужения в праздник Благовещения Святейший Владыка вместе с учащимися православной классической гимназии «Радонеж» выпустил в небо голубей с крыльца Благовещенского собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830).

http://patriarchia.ru/db/text/2895517.ht...

По окончании Божественной литургии в Благовещенском приделе собора, у надгробия на месте погребения Святейшего Патриарха Алексия II митрополит Ювеналий совершил заупокойную литию по Святейшим Патриархам Алексию I и Алексию II. У раки с честными мощами святителя Алексия, митрополита Московского, митрополит Ювеналий совершил молебен Божией Матери и святителю Алексию. Затем владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. «Сегодня православная Москва отмечает два близких и дорогих ей праздника — в честь иконы Божией Матери Иверской, покровительницы нашего великого града Москвы, и святителя Христова и чудотворца Алексия. Промыслом Божиим так было угодно устроить, что в 1947 году цельбоносные мощи святителя Алексия из Московского Кремля были перенесены в кафедральный Богоявленский Патриарший собор. С тех пор молитва перед этими цельбоносными мощами приносит и утешение, и радость, и исцеление многим и многим, притекающим сюда с надеждой и верой, — сказал, в частности, митрополит Ювеналий. — Сегодня два великих именинника, которые носили имя святителя Алексия — блаженнопочившие Святейший Патриарх Алексий (Симанский) и Святейший Патриарх Алексий (Ридигер). Вчера, когда я помазывал елеем верующих, я узнавал лица тех, кто в юные годы молился здесь, и, думаю, помнит Святейшего Патриарха Алексия I. И, конечно, мы все с любовью молились сегодня о блаженнопочившем Святейшем Патриархе Алексии II, который отошел ко Господу чуть больше года тому назад. Оба  Первосвятителя несли свое служение в сложное для Церкви и Отечества время. Святейший Патриарх Алексий I был избран сразу после Великой Отечественной войны, и он видел страдания и тяготы народа, устроявшего свою жизнь в послевоенное время. А Святейший Патриарх Алексий II два десятилетия возглавлял нашу Святую Церковь, возрождая ее после страшных лет гонений, и устроял епархии, приходы, и заботился о благочестии народа нашего». В заключение митрополит Ювеналий поздравил всех с праздником. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1101012.ht...

После чтения Евангелия были вознесены сугубые молитвы о Предстоятеле Русской Православной Церкви в связи с 54-й годовщиной служения Его Святейшества в священном сане. 7 апреля 1969 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы, в Свято-Троицком соборе  Александро-Невской лавры   митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов)  рукоположил монаха Кирилла (Гундяева) в сан иеродиакона. Архиепископ Матфей прочитал благодарственную молитву о благодеяниях Божиих, на Святейшем Патриархе Кирилле «в мимошедшее пятидесятичетырехлетие его служения у Престола Божия бывших». За Литургией Святейший Владыка рукоположил в сан пресвитера диакона Иоанна Грузинова, клирика храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках г. Москвы. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Вадим Леонов, клирик Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы.  По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил славление у иконы Благовещения Пресвятой Богородицы в местном ряду иконостаса. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Затем Святейший Владыка вручил председателю Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, советнику Президента В.А. Фадеевву орден преподобного Сергия Радонежского III степени — во внимание к поддержке церковно-общественных инициатив и в связи с 60-летием со дня рождения  По традиции после богослужения в праздник Благовещения Святейший Патриарх Кирилл вместе участниками молодежного движения «Патриаршие добровольцы» и благочестивыми верующими выпустил в небо голубей со ступеней Благовещенского собора. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 8 апреля 2024 г. (26 марта ст.ст.) понедельник Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гавриила. Сщмч. Иринея, еп. Сирмийского (Сремского) (304). Мчч. Вафусия и Верка пресвитеров, Арпилы монаха, мирян: Авива, Агна, Реаса, Игафракса, Искоя, Силы, Сигица, Сонирила, Суимвла, Ферма, Филла и мцц. Анны, Аллы, Ларисы, Моико, Мамики, Уирко, Анимаисы (Анимаиды), Гаафы, царицы Готфской, и Дуклиды (ок. 375). Прп. Малха Сирийского (IV). Прп. Василия Нового (ок. 944).

http://patriarchia.ru/db/text/6017253.ht...

Уже в ранневизант. период облик В. меняется, вместо лиственного или цветочного все чаще, особенно в композициях увенчания святых и мучеников, он, отличаясь обилием драгоценных украшений, подобен короне (напр., на мозаиках Равенны: Христос-Эммануил держит В. в вытянутой правой руке - в апсиде ц. Сан-Витале; праведные мужи и жены в богатых одеяниях направляются ко Христу, неся В. в покровенных руках,- на боковых стенах главного нефа ц. Сант-Аполлинаре Нуово, 60-е гг. VI в.; Божественная десница протягивает В. из небесной сферы - в апсиде ц. Сант-Аполлинаре ин Классе, ок. 549). Мн. саркофаги ранневизант. времени украшены фигурами апостолов с В. на головах или в руках либо фигурами праведников, к-рые на покровенных руках подносят В. Христу, сидящему на возвышении (напр., в композиции «Traditio legis» на рельефах саркофагов «Ринальдо», V в., Равенна, и из ц. Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, V в.). В христ. искусстве также претерпел изменение античный мотив крылатой богини Победы (Нике), вручающей В., приняв образ ангела, несущего в., напр. украшения креста на диптихе из слоновой кости VI в., происходящем из Эчмиадзина (Археологический музей, Ереван). В памятниках рус. позднего средневековья В. часто имеет форму зубчатой короны, как, напр., на иконе с изображением 40 Севастийских мучеников, местного образа придела Собор Пресв. Богородицы Благовещенского собора Московского Кремля (90-е гг. XVI в.). На религ. картинах Нового времени В., обычно лавровый или цветочный, иногда наряду с короной присутствует в сценах с изображением коронования мучеников и святых, в сценах мучений (О. Риминальди «Мучение св. Цецилии», нач. 30-х гг. XVII в., Палаццо Питти, Флоренция) или чудотворений. В изобразительном искусстве мотив В. связан с темой Страстей Христовых . В. как символ таинства Брака (см. статьи Брак , Венчание брака ), возлагается в обряде венчания на головы жениха и невесты. В. в форме короны (на Руси - шапки) входит в состав средневек. чинов венчания на царство (см. ст. Царь ).

http://pravenc.ru/text/150241.html

Уже вскоре после явления чудотворной произошло и иное чудо. Когда на Пречистенском погосте (в будущем городе Тихвин) был выстроен первый деревянный храм, местный пономарь Юрыш (Георгий) отправился известить окрестных крестьян о начале богослужений. На обратном же пути ему в сиянии небесного света предстала Пречистая, восседающая на сосновой колоде с жезлом в руках, а возле Нее – Никола-Чудотворец в святительском облачении. Иконы особого типа, с изображением этого чудесного явления, также прославились чудесами в нескольких местах: в подмосковном селе Павловское Звенигородского уезда, в Епифановке Горбатовского уезда Нижегородской губернии, в Алексеевке-Лосевке под Воронежем. В самом же Тихвинском монастыре по двадцать четыре раза в год совершались крестные ходы с чудотворной иконою, украшала ее драгоценная риза, висела перед ней золотая лампада. Богат и славен был монастырь, пока не настало новое и, казалось всем, необратимое его разорение. С закрытием обители чудотворный образ попал в местный музей, где, насколько известно, серьезному научному исследованию так и не подвергался. Один из древнейших и наиболее чтимых списков с чудотворного первообраза помещается в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Помимо самого первообраза, в Тихвинском Богородицком монастыре имелось несколько чудотворных списков с него; наиболее чтимой была Ополченная икона, сопровождавшая местных ратников во время Отечественной и Крымской войн. Празднование Тихвинской иконе совершается 26 июня старому стилю. Надежда Дмитриева Из книги “О Тебе радуется! ” Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 4 ноября, 2023 14 апреля, 2023 3 июня, 2022

http://pravmir.ru/tixvinskaya-ikona-bogo...

Так же наглядно изображается само восхождение – вот Христос восходит с учениками на гору, вот Он с ними спускается обратно… Итак, на Фаворе Господь показал Свою Божественную природу Своим ученикам, и пророки засвидетельствовали это. В их лице и мы все стали свидетелями этого события. Неслучайно в древности этот сюжет устанавливался в ряду Страстных событий. Казалось бы, с хронологической точки зрения Преображение случилось раньше. Но древние авторы размещали Преображение в череде Страстных изображений, которые ведут к Воскресению, потому что на Фаворе, как и потом, в Своем Воскресении, Господь уже явился как Спаситель миру, как Сын Божий, а не просто Учитель иудейский. Преображение Господне – это Феофания, Богоявление, потому что Господь является во всей полноте Своей Божественной силы Вспомним иконографию «Сошествия во ад». Чаще всего мы видим там Христа в золотых одеждах, но иногда они могут быть и белыми, как, например, на фреске XIV «Сошествие во ад» из монастыря Хора в Константинополе. И мандорла вокруг Христа – тоже белая. Во многом иконография Христа на этой фреске и на иконе из Третьяковской галереи, о которой мы говорим, схожи. Только теперь уже позади крестные муки, Воскресение свершилось, ученики об этом не знают, жены-мироносицы только двигаются в сторону погребения Спасителя, а Он уже сошёл во ад, Он уже там, в этих сияющих белых облачениях, и там же, посреди древних пророков и праведников, Ему вновь предстоит Моисей. Когда мы сравниваем эти два образа, получается понятно, по какой причине древние богословы ставили сюжет Преображения в ряд Страстных. Преображение Господне – это тоже Феофания, Богоявление, потому что Господь является во всей полноте Своей Божественной силы, той власти, которая дана Ему Отцом. Спас в силах. Из деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Русь, Москва. Последняя четверть XIV в. Преображение – уникальное событие Священной истории, которое является ключом к понимаю многих других событий, которые и до того были, и еще не совершились. Вспомним икону «Спаса в Силах» последней четверти XIV в. из Деисусного чина Благовещенского Собора Московского Кремля, по преданию, тоже относящегося к кисти Феофана Грека (икону, о которой мы говорим, относили к этому мастеру, теперь пишут – школа Феофана Грека). На этой иконе Спаситель так же изображен в белых одеждах – снова тот самый Фаворский свет. Божественный Свет, который впервые был явлен падшему миру на горе Фавор, после – в глубинах ада по Воскресении Христовом, и завершится новым явлением – в Страшном суде. Он сияет в вечности, и этим Фаворским светом завершится однажды история человечества и всего мира (известно, что у иконы «Спас в Силах» – эсхатологическое звучание), и этим же светом засияет Новый Божий Мир.

http://pravoslavie.ru/147770.html

Кардинальной перестройке сооружение подверглось в 1681-1684 гг. при Федоре Алексеевиче, когда Алевизовский храм заменяется одноглавой церковью с прямоугольным алтарем и трапезной палатой с западной стороны. Лазаревский придел при этом упраздняется, а в XVIII в. подклет превращается в складское помещение. При начале строительства Большого Кремлевского дворца в 1838 г. придельная церковь Лазаря в древнем подклете восстановливается, а в архитектурное оформление храма привносятся эклектические детали в стиле XVII в. В 1923-1928 гг. и в 1949-1952 гг. была осуществлена фундаментальная реставрация сохранившегося в уровне подклета древнейшего памятника Кремля и Москвы. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нём нет, доступ в него перекрыт. Престольные праздники [ править править код ] Местонахождение [ править править код ] Адрес: Москва, Кремль, Дворцовая ул., Большой Кремлевский дворец, Белый коридор Телефон (экскурсионное бюро): 8 495 695-41-46 ; 8 495 697-03-49 С 9:00 до 17:00, без выходных Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора. Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб. Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб. Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают: Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Лазаря...

Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл. Телефон (экскурсионное бюро): 8 495 695-41-46 ; 8 495 697-03-49 С 9:00 до 17:00, без выходных Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора. Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб. Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб. Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают: Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца. Билеты можно приобрести: - Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных; - в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг. Дополнительные услуги: - экскурсии в сопровождении экскурсовода музея. Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена. Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Ризопо...

В 1915 году А. Дернов, возведённый в сан протопресвитера, стал заведовать придворным духовенством, был назначен настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля и Спасского собора в Императорском Зимнем дворце, присутствовал на заседаниях Синода. Под его началом  или при его участии действовало много организаций: Комитет православного миссионерского общества, Общество любителей ораторского искусства, Иоанно-Предтеченское братство трезвости, Общество вспоможения слушательницам Императорского женского пединститута и ученицам Константиновской женской гимназии, Комиссия по устройству народных чтений, дома призрения вдов и сирот придворного духовенства имени императора Александра II и так далее. А. А. Дернов  помогал личными средствами храмам, учебным заведениям, библиотекам, православным обществам и братствам, причём чаще всего делал это анонимно. В 1922 году он был арестован по делу митрополита Вениамина, но  вскоре освобождён  по частному ходатайству. Через год обновленцы приглашали его к сотрудничеству, но священник отказался от компромиссов с новой властью и церковью. Умер в октябре 1923 года, похоронен на Смоленском кладбище. Отца Александра Дернова отпевало большое количество духовенства, что, по словам современников, стало неким «торжеством Православия» верующих в советском Петрограде. В чём корень зла Книга «Прот. А.А. Дернов – методика Закона Божия…» подготовлена к печати  и  вышла в свет в Синодальный период истории Церкви  в Санкт-Петербурге в 1913 году и одобрена учебным комитетом при Священном Синоде. Перед нами её третье издание в трёх частях, дополненное и исправленное. Название должности автора пособия погружает нас совсем в другое время. «Настоятель Спб. Петропавловского Придворного собора» – значится рядом с именем и саном протоиерея А. А. Дернова на титульном листе. Только представьте себе тот факт, что год издания книги – 1913й, а значит, через четыре года Империя рухнет, и на её руинах будут насильственно строить совершенно другой мир. Церковное сознание миллионов людей будет поколеблено или стёрто.

http://azbyka.ru/deti/prot-a-a-dernov-me...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010