Предстоятель активно занимался строительством церквей, именно по его настоянию была построена первая церковь в тюрьме, вспоминал протоирей Дмитрий Смирнов. Собственно, храм Христа Спасителя, в котором проходила прощальная церемония, тоже, по сути, является памятником первосвятителю Русской православный церкви. Именно в годы его патриаршего служения был восстановлен этот самый большой в Москве храм. Во время трехчасовой службы звучали молитвы не только на церковнославянском, но и на греческом, грузинском, английском, румынском языках. Служба была тяжелой не только морально, но даже физически. Митрополит Кирилл в какой-то момент даже уступил ведение службы митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию. Последний путь Патриарха из храма Христа Спасителя монахини выстлали белыми розами, любимыми цветами усопшего, и по ним на руках переоблачившиеся в черное архиереи вынесли гроб с телом, покрытый зеленой патриаршей мантией. Трижды обнеся его вокруг церкви, гроб погрузили на катафалк, и траурная процессия отправилась в Богоявленский (Елоховский) собор, к месту погребения новопреставленного главы РПЦ. Около десяти тысяч человек стояли вокруг храма под проливным дождем ради того, чтобы хоть мельком увидеть Патриарха. Двенадцать траурных ударов буквально разорвали тишину. Зазвучал тридцатитонный Большой Царский колокол, а вместе с ним раздался колокольный звон 30-тонного же колокола «Реут» на колокольне «Иван Великий» Богоявленского собора Кремля. Около двух часов пополудни, примерно за полчаса до того, как траурная процессия, проделав шестикилометровый путь от храма Христа Спасителя, прибыла к Елоховскому собору, здесь началась панихида по Патриарху. Множество верующих с горящими свечами встречали траурный кортеж у входа в собор, который был устлан венками из белых цветов. Высшие иерархи церкви внесли гроб в храм. Сама церемония погребения была закрытой -- во время последней заупокойной службы (литии), которую возглавил митрополит Кирилл, могли присутствовать только священники. До восстановления храма Христа Спасителя именно Богоявленский кафедральный собор считался главным православным храмом России. Здесь в 1990 году Алексий II был возведен на патриарший престол и здесь же, согласно завещанию, он был погребен. Согласно последней воле предстоятеля, он был похоронен в правом Благовещенском пределе собора, близ раки с мощами своего небесного покровителя, святителя Алексия, митрополита Киевского и Московского. На надгробии выбита надпись: «Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Святительство твое да помянет Господь Бог во царствии своем. 23.02.1929 -- 5.12.2008». Место захоронения было закрыто временной деревянной плитой, которую впоследствии заменят каменной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Эта версия истории появления в Москве дивного монастыря общепринята. Однако существует иная точка зрения, – будто бы не литовский князь Витовт отпустил икону в Москву вместе с дочерью, а монгольские военачальники забрали чудотворный образ из Смоленска и подарили его московскому правителю, а он потом вернул икону в Смоленск по просьбе местных жителей. И московские легенды, овеявшие Новодевичью обитель, как кружевом, порой связывали татаро-монгольское нашествие и происхождение монастыря, особенно его имени. Как ни странно, оно долго представляло загадку для историков. Одна легенда гласит, будто бы в годы чужеземного ига дань захватчикам приносили не только деньгами, но и самыми красивыми русскими девицами: их собирали на поле за городом, отбирали лучших и отправляли в Золотую Орду. И оттого это поле стало называться Девичьим, а потом и основанный там монастырь. По другому преданию, его первая настоятельница, схимомонахиня Елена, имела прозвище Девочкина, и это запечатлелось в старомосковском имени монастыря. Или же просто обитель предназначалась для девиц. Но обычно считается, что монастырь на левом берегу Москвы-реки был назван Новодевичьим в отличие от другого женского монастыря, опекаемого государевой властью и находившегося до революции в самом Кремле – Вознесенского, прозванного «Стародевичьим». Полностью Новодевичий назывался «Пречистыя Одигитрии Новым девичьим». Это был самый привилегированный и богатый московский монастырь, по свидетельству патриарха Никона – не только в Москве, но и в России. В него, как и в Стародевичий, поступали знатные женщины своего времени: царские и боярские жены, дочери, вдовы, сестры, и все они при пострижении жертвовали сюда свои драгоценности, жемчуг, золото, серебро, не говоря уже о царских пожалованиях вотчинных земель. Основанный по высочайшему обету, Новодевичий монастырь стал архитектурной миниатюрой московского Кремля. Его соборную церковь с удивительными «замшелыми» главами, по преданию, возводил любимый придворный зодчий Василия III, итальянский архитектор Алевиз Фрязин – по образу кремлевского Успенского собора. В 1525 году сюда перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе. И потом соборный храм Новодевичьего монастыря расписывали «царские живописцы», мастера Оружейной палаты под руководством самого Симона Ушакова. Над росписью Новодевичьего великий мастер трудился уже на закате своей жизни: иконы Спаса Вседержителя, Седьмого Вселенского Собора архидиакона Стефана и несколько других образов стали его последними трудами. Здесь же, в Смоленском соборе был погребен начальник Оружейной палаты Богдан Хитрово – за свои старания и за заслуги своих подчиненных.

http://pravoslavie.ru/171.html

Эти события ускорили консолидацию вокруг монарха правящей элиты, убедившейся в необходимости проведения реформ. Мысль о неизбежности преобразований царю внушили близкие к нему люди - свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр и костромской сын боярский А. Ф. Адашев. Первым важным шагом на этом пути стал созыв в февр. 1549 г. т. н. Собора примирения, на к-ром молодой царь обратился с речью, адресованной как правителям, так и населению. Прощая совершенные в прошлом проступки, монарх призвал обе стороны воздерживаться от насилия, обещал скорый и справедливый суд. Тогда же было принято решение о подготовке нового свода законов - Судебника. Особым указом дети боярские были освобождены от суда наместников и волостелей, кроме случаев, когда они обвинялись в тяжких уголовных преступлениях. В июне 1550 г. новый Судебник был принят. Он сделал обязательным присутствие на суде наместников и волостелей, выборных из среды местного населения, устанавливал кары для судей за взятки и др. проступки. Венчание на царство Иоанна IV свт. Макарием, митр. Московским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Царственная книга. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 288) Венчание на царство Иоанна IV свт. Макарием, митр. Московским. Миниатюра из Лицевого летописного свода. Царственная книга. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 288) По-видимому, первоначально в Москве рассчитывали сохранить старую адм. систему, но в сер. 50-х гг. XVI в., в ходе т. н. земской реформы, эта система управления на большей части территории страны была ликвидирована и власть на местах перешла к выборным представителям местного населения: в черносошных волостях и на посадах - к выборным земским старостам и земским судьям, а в районах, где преобладало дворянское землевладение,- к губным старостам, выборным из среды местных дворян-землевладельцев. Эти реформы, устранив важные причины недовольства крестьян, способствовали укреплению общественного порядка. Ряд проведенных в 50-х гг. XVI в. реформ содействовал увеличению ресурсов, находившихся в распоряжении гос-ва, и укреплению гос.

http://pravenc.ru/text/469782.html

1991–1992 МоскваМосковский Кремль сквозь века (без каталога). 1992 Москва – «Преподобный Сергий Радонежский» (600-летие памяти) (без каталога). 1993–1994 Москва – Реставрация музейных ценностей в России (без каталога). 1995–1996 Роттердам – Treasures of the Tsar: Court Culture of Peter the Great from the Kremlin. Museum Boumans-van Beumingen Rotterdam. Dezember 10th 1995 – Februaru 4th I996. [Rotterdam, 1995]. 1995–1996 Санкт-Петербург – Топика (США) – Treasures of the Czars from the State Museums of the Moscow Kremlin. Presented by Florida International Museum St.Peterburg. -London, 1996 Москва – Реставрация музейных ценностей в России (без каталога). 1997 МоскваМосква и греческая художественная культура (без каталога). 1999 Москва – Патриаршество в России. Традиции и современность: Выставка, посвященная 70-летнему юбилею Святейшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II. М, 1999. 1999 Москва – Реликвии царской усыпальницы. Святой царевич Димитрий (без каталога). 2000 Москва – Христианские реликвии в Московском Кремле: Каталог/Ред. и сост. А. М. Лидов. М., 2000. 2000 Москва – «Спас Нерукотворный» в русской иконе. Исследования: Каталог произведений/авторы-составители Л. М. Евсеева, А.М. Лидов, Н.П. Чугреева (в печати). 2001 Москва – Первосвятители Московские. М., 2001. 2001 Москва – Сохраненные святыни Соловецкого монастыря: Каталог/Авт. вст. ст. Т. А. Тутова. М., 2001. 2002 Москва – Искусство женского рода: Женщины-художницы в России XV–XX веков. М., 2002. 2002–2003 Москва – Дионисий, живописец пресловущий. М., 2002. 2002–2003 Мемфис, Топика (США) – Czars: 400 Years of Imperial Grandeur/Essays by I.A. Bobrovnitskaya, A.K. Levykin, M.V. Martynova et al.; Ed. А.К. Levykin: Wonders-Memphis; Kansas International Museum – Inc. Topeka, Kansas, Memphis, 2002 2003 Москва – Царский храм: Святыни Благовещенского собора в Кремле. М., 2003. Читать далее Источник: Древнерусское лицевое шитье: каталог/Н. А. Маясова. - М.: Крас. площадь, 2004. - 495 с.: ил., цв. ил.; 29 см. - (Музеи Московского Кремля/Гос. ист.-культур. музей-заповедник " Моск. Кремль " ).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Мастерская Г. выполнила ряд ответственных заказов: реставрацию икон ТСЛ, Успенского, Благовещенского и Верхоспасского соборов Московского Кремля, кремлевской Мироваренной палаты; росписи соборов в Варшаве, Петергофе, в Саровской и Югской Дорофеевой пустынях, в Новоспасском, Знаменском, Страстном, Перервинском, Гуслицком, Козельщинском и Никольском единоверческом мон-рях; работы за границей - в Андреевском скиту на Афоне, в храмах Токио, Киото, Мацуямы, в Буэнос-Айресе, Берлине, Вене. К прославлению прп. Серафима Саровского в 1903 г. были выполнены иконописные работы для украшения раки святого и сени над его мощами (сохр. фотография крышки раки - РГИА. Ф. 835. Оп. 2. Ед. 200. Л. 17). Известно неск. крупных работ мастерской Г. для столичных храмов (не сохр.). Ок. 1906 г. были написаны образа для иконостаса ц. Иверской иконы Божией Матери при имп. Жен. педагогическом ин-те в С.-Петербурге. В 1910-1911 гг. исполнен иконостас и запрестольный образ для ц. Благовещения Богородицы при гимназии Рус. собрания. В нач. 10-х гг. XX в. вместе с Н. С. Емельяновым, Г. О. Чириковым Г. писал копии древних икон для собора Феодоровской иконы Божией Матери, возведенного в С.-Петербурге в память 300-летия царствования Дома Романовых. Тогда же по древним образцам в мастерской создан 2-ярусный иконостас с.-петербургского храма Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня и свт. Николая Чудотворца (Спас на Водах) - памятника погибшим в Цусимском сражении морякам. Икона работы Г. находилась в нижнем пещерном храме во имя прп. Серафима Саровского в государевом Феодоровском соборе в Царском Селе (освящен в 1912). К 1916 г. написаны иконы для домовой ц. Спаса Нерукотворного при Военно-походной канцелярии. В нач. XX в. по заказу Комитета попечительства о рус. иконописи в числе др. мстёрских иконописцев (известны особой склонностью к «подстаринному» письму) Г. выполнял точные копии древних прославленных визант. и рус. икон для издания Лицевого иконописного подлинника ( Кондаков Н. П. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. СПб., 1905. (Лицевой иконописный подлинник; 1)). К этой группе принадлежит 8 икон разных иконографий из собрания ГРМ, скопированных Г. в 1902-1903 гг. с произведений, хранившихся в Никольском единоверческом мон-ре и в старообрядческой молельне на Преображенском кладбище в Москве, «Спас Нерукотворный» 1902 г.- с почитаемого образа из московского Андроникова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/168404.html

19 февр. 1770 г. имп. Екатерина II повелела «для Высочайшей своей особы… быть духовником находящемуся при соборе Богоявления Господня, что в Морской, протоиерею Иоанну Панфилову». С 25 февр. 1770 г. по должности царского духовника П. стал настоятелем Благовещенского собора Московского Кремля. 1 марта 1770 г. Синод благословил его на совершение богослужений с палицей - по примеру предшественника, протопр. Ф. Дубянского († 27 нояб. 1769). 19 апр. 1774 г. пожалован золотым наперсным крестом, осыпанным бриллиантами, на голубой ленте. 21 июня 1774 г. императрица повелела «Нашему духовнику… присутствовать в Нашем Синоде» (стал членом Синода по должности царского духовника впервые в его истории). Кроме должностного оклада «с пожалования его в синодальные члены» получал по 1000 р. в год (указ от 30 сент. 1774). В янв. 1775 г. приводил к присяге архиеп. С.-Петербургского Гавриила (Петрова) при назначении его «совокупно» и на Новгородскую кафедру. В 1774-1788 гг., когда синодальное присутствие сокращалось до 4 членов, при соблюдении в нем паритета архиереев и белого духовенства П. наряду с 2 архиереями, Гавриилом (Петровым) и Иннокентием (Нечаевым), оставался его бессменным членом. Проф. прот. М. И. Горчаков особую заслугу П. видит в том, что «в продолжение всей своей службы в Синоде он употреблял свои усилия к поднятию белого духовенства из его приниженного нравственного, экономического и юридического положения». Зная изнутри нужды рядовых пастырей и мирян, он активно содействовал проведению политики императрицы по ликвидации тяглового положения приходского духовенства в отношении епархиальных архиереев. С участием П. совершенствовалось рус. церковное законодательство по брачному праву, принимались меры к улучшению дело- и судопроизводства в епархиальных учреждениях. Согласно свидетельствам, собранным П. И. Бартеневым , П. тайно обвенчал имп. Екатерину и Г. А. Потёмкина в Сампсониевской ц. С.-Петербурга; наиболее вероятная дата - июнь 1774 г. ( Лопатин В. С. Светлейший кн. Потёмкин. М., 2005. С. 273-274, 304-306). 20 дек. 1777 г. в Большом соборе Зимнего дворца крестил вел. кн. Александра Павловича (род. 12 дек.). В том же соборе он крестил вел. княжон Елену Павловну (род. 13 дек. 1784) и Марию Павловну (род. 4 февр. 1786). Второй внук императрицы, Константин Павлович (род. 27 апр. 1779, крещен 5 мая), и 3 внучки, родившиеся в весенние и летние месяцы, когда она пребывала в Царском с. (г. Царское Село с 1808), были крещены П. в церкви царскосельского Екатерининского дворца. В Царском с. имелся «дом духовника», в к-ром в назначенные дни давали обеды от двора для духовных чинов.

http://pravenc.ru/text/2578896.html

Барабан центральной главы в основании имеет декоративный пояс кокошников, а в завершении – трехчастные антаблементы. Подобными же трехчастными поясами в завершении и более простыми базами обладают и верхние столбы галереи. Все элементы наружного декора храма выполнены из тонко профилированного кирпича. При сооружении нового здания зодчие XVI века, следую воле заказчика, а также собственным пристрастиям, ориентировались, как правило, на какой-то определенный образец или на несколько таких образцов. В последнем случае облик здания как бы «складывался» из отельные черт, позаимствованных у более ранних памятников. Их комбинация была, как привило, достаточно индивидуальной и неповторимой, что и определяло своеобразие нового сооружения. Спасский собор в этой системе – не исключение, и в его архитектурном решении более или менее отчетливо прослеживаются черты восходящие к некоторым более ранним храмам и к различным архитектурным традициям. От своего домонгольского предшественника Спасский собор 1516 года унаследовал, в первую очередь, размеры, а также четырехстолпную трехапсидную структуру плана, типичную для древнерусских храмов. Однако древние черты переосмысливаются здесь в духе более поздних традиций, во многом определявшихся соборами Московского Кремля, которые оказали значительное влияние на русскую архитектуру XVI века. Это влияние ощущается, прежде всего, в некоторых внешних архитектурных признаках, которые, как уже отмечалось исследователями, восходят к кремлевскому Благовещенскому собору, построенному в 1484-1489 гг. псковскими мастерами. К ним относятся высокий подклет, двухъярусные открытые галере, трехглавое завершение, пояс кокошников в основании центрального барабана и форма его аркатуры. Примечательно, что в Благовещенском соборе присутствие кокошников в основании центрального барабана было обусловлено наличием повышенных подпружных арок под этим барабаном, тогда как у Спасского собора такие арки отсутствуют. Следовательно, кокошники здесь лишены какой-либо конструктивной логики и возникли исключительно в подражание кремлевскому храму.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Большие события в истории храма произошли в 1653 г. В это время Москву и ее приделы постигла страшная засуха, которая угрожала неурожаем и голодом, все живое пересыхало. Тогда по повелению государя Алексея Михайловича и по благословению Св. патриарха Никона московский народ наложил на себя строгий пост, сопровождая его горячей молитвой об избавлении от страшной засухи. При этом государем был дан обет, что в тот день, когда Господь прольет на землю долгожданную влагу, святой, память которого будет совершаться в тот день, будет особо чествоваться. В честь этого святого будет построен храм, к которому будет ежегодно в этот день совершаться крестный ход. В день памяти св. Илии Сророка 20 июля того же 1653 г. наконец пролился долгожданный обильный дождь, который продолжался долгое время, покуда земля не напиталась влагой. С этого дня засуха отступила. Свое обещание, данное Господу, Государь не забыл. Для исполнения его Государь избрал древний храм Илии Пророка на Воронцовом поле, к тому времени сильно обветшавший. Деревянный храм, стоявший рядом с Благовещенским, был разобран. С северной стороны к Благовещенскому храму был пристроен двухпрестольный шатровый каменный придел, который освятил сам патриарх Никон, и с тех пор храм стал именоваться по приделу во имя св. Илии Пророка. Тогда же к храму был установлен ежегодный крестный ход, который совершался из Успенского собора Московского Кремля через весь город. Немного позже рядом с храмом была построена надвратная колокольня. События 1812 г. не прошли мимо храма Илии Пророка. Перед наступлением врага настоятель храма свящ. Андрей Иоаннов спрятал святыни церковной ризницы в одном из могильных склепов прихрамового кладбища, но выследившие это злоумышленники разграбили ее. Сам храм пострадал от неприятеля и после его изгнания был заново освящен Архиепископом Августином (Виноградским). Дальнейшие изменения в архитектурном облике храма произошли в 1840 г. В ту пору старостой храма был известный чаеторговец Василий Усачев, который вместе со своим братом Петром решил перестроить храм. Образцом для перестройки послужил тогда только построенный в Замоскворечье храм во имя Спаса Преображения в Наливках.

http://sobory.ru/article/?object=50384

В 1810 году начался разбор древнего Георгиевского храма. Пока шли строительные работы, братия молилась в храме во имя святого Димитрия Солунского, упраздненном в 1866 году. Современники с волнением отмечали опасность местоположения церкви святого Георгия, буквально висящей на узком уступе над морем. Судя по документам, описаниям путешественников, изобразительным материалам, старый монастырский храм являлся базиликой в три корабля. Внутри него располагались два–три ряда колонн с каждой стороны. В наружной храмовой стене наверху имелись два окна, над входной дверью еще одно окно. В камне перемычки было высечено изображение святого Георгия с драконом. Крышу покрывала черепица. Три стены были сложены из бутового камня на известковом растворе с цемянкой – так строили в Херсонесе до татарского завоевания. Следовательно, древнюю церковь возвели не позднее XV столетия. Ее особенностью являлся расположенный в естественной скале алтарь, направленный, по херсонесской традиции, на северо-восток. Как раз в алтарной части разбираемой церкви строители обнаружили пещерный храм еще более древнего происхождения. Владыка Хрисанф рассудил, что в данном месте, «где арка в скале», найден таврический храм девы Дианы. Посетившему обитель 21 сентября 1820 года Геракову настоятель доказывал, что «нигде нельзя предполагать храма Ифигении, как на месте выстроенной им церкви». Пушкин, в компании генерала Н.Н. Раевского и его сына Николая знакомившийся с монастырем несколькими днями ранее, писал: «Тут же видел я баснословные развалины храма Дианы». Услышанные от владыки «мифологические предания» отстоялась в рифмах пушкинского стихотворения «Чедаеву». О беседах с настоятелем об античной достопримечательности вспоминал и литератор-географ Павел Свиньин. Нельзя забывать, что старец-митрополит был греком, и образно его мировоззрение могут проиллюстрировать росписи Благовещенского собора Московского Кремля, где лики святых гармонично соседствуют с лицами древнегреческих философов, прозревших в языческую эпоху Грядущего в мир с истиной. Митрополит Хрисанф имел несомненное уважение к великим мудрецам своей отчизны. Добавим, и уважение к ее мифам. Эпизод одного из них, где Артемида в момент жертвенного заклания Ифигении похищает ее с алтаря, подменив ланью, релевантен библейскому сюжету жертвоприношения Авраамом Исаака. Таким образом, в монастырском пещерном храме пересекались времена мифологические и исторические. А его алтарь, принявший бескровную жертву еще первых подвижников веры и очистившийся от языческой скверны, явился обретенной в России православной протосвятыней .

http://pravoslavie.ru/put/080219112817.h...

В 1953 г. увидела свет ст. «О политической доктрине Иосифа Волоцкого» (ТОДРЛ. Т. 9. С. 159-177), впосл. были опубликованы статьи: «Из истории собрания рукописных книг Иосифо-Волоколамского монастыря» (Зап. ОР ГБЛ. Вып. 38. М., 1977. С. 15-29), «Вкладные и записные книги Волоколамского монастыря XVI в.» (Из истории феодальной России: Статьи и очерки к 70-летию со дня рождения проф. В. В. Мавродина. Л., 1978. С. 77-84). В монографии, посвященной Волоколамскому мон-рю (Крупная феодальная вотчина. 1977), З. впервые рассмотрел основной состав вкладчиков, братии, слуг и «детенышей» обители с т. зр. их социального происхождения, в значительной степени повлиявшего на позицию духовной корпорации и в политической жизни, и в идеологической борьбе. З. подробно описал жизнь и творчество прп. Иосифа Волоцкого, историю строительства Волоколамского мон-ря ученый дополнил анализом 2 редакций общежительного устава, составленного прп. Иосифом. Переход Волоколамского мон-ря под патронат вел. кн. Василия III Иоанновича , как считал историк, привел к формулировке прп. Иосифом принципа: «Царь… властию… подобен есть вышнему Богу». Занесенная в чин венчания на царство, данная формулировка легла в основание идеологии самодержавия, как показал З. в монографии «И. С. Пересветов и его современники» на примере ученика прп. Иосифа митр. св. Макария . В этом же труде историк привел исчерпывающие биографии свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестра и его сына Анфима. Вместе с Я. С. Лурье З. издал «Послания Иосифа Волоцкого» (М.; Л., 1959). В связи с изучением истории Волоколамского монастыря З. написал статьи, посвященные спорам иосифлян и нестяжателей («Беседа валаамских чудотворцев» как памятник позднего нестяжательства//ТОДРЛ. 1955. Т. 11. С. 198-208; Источниковедческие проблемы истории раннего нестяжательства//Вопросы историографии и источниковедения. Каз., 1974. С. 87-103. (УЗ Казанского пед. ин-та; Вып. 121) и др.). В монографиях «Опричнина Ивана Грозного» (М., 1964) и «Россия на пороге Нового времени: (Очерки политической истории России 1-й трети XVI в.)» (М., 1972) дана характеристика участия в гос.

http://pravenc.ru/text/199799.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010