В.Березин, В.Добронравов Третий благочиннический округ В состав сего округа входят церкви следующих сел: Алферьева, Афанасьева, Брюхова, Георгиевского на Уводи, Григорьева, Доронина, Инивеж, Кочнева, Кулеберьева, Маршева, Миловского, Митрофаниевского погоста, Новоселок, Першина, Пищуговой Пустыни, Семеновского-Поливановых, Семеновского-Сарского, Галицкого погоста, Тейкова, Тюрикова, Церковного и Яковлевского погоста. Алферьево Село Алферьево расположено при речке Санебе и находится от уездного города в 55 верстах, а от губернского города в 90 верстах. В настоящее время в селе Алферьеве две каменные церкви, с каменною же колокольнею: холодная – в честь Благовещения Пресвятые Богородицы, с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, и теплая – во имя Святителя и Чудотворца Николая, однопрестольная. Холодный Благовещенский храм сооружен в 1697 году средствами архимандрита Феодосия, как свидетельствует о том надпись, сделанная в олтаре на северной стене: «Лета 7205 июля в 29 день построил сию святую церковь с трапезою и с колокольнею каменное по обещанию своему Архимандрит Феодосий за сие строение за просфорами и за упокой ево Архимандрита Феодосия такожде и ево родителей поминать рабов Божиих иеромонаха Никодима, схимонаха Нестора монаха Нифонта монаха Аввакума схимонахини Февронии Иоанна, Григория Мины Ирины Ульянеи Ксении Петра вживых иерее Иоанна Игнатия ермонаха Аввакума Елены девицы схимонаха Гурия схимонаха Ферапонта инокини схимницы Наталии Анны Иоанна младенца»; подобная же надпись высечена и на западной стене храма. Кто был архимандрит Феодосий, – неизвестно; никаких биографических о нем сведений не сохранилось; а равно также неизвестно, где он и указанные в надписи лица погребены; при церкви же Благовещенской нет ни древних склепов, ни древних надгробных памятников, которые бы указывали на место их погребения. Храм Благовещенский отличается высотою; имеет форму квадрата с полукруглым алтарем; венчается пятью грушевидными главами с осмиконечными крестами; наружные стены украшены различными лепными изображениями и колоннами. Главный престол обит листовой медью; над ним – сень, утвержденная на четырех столбах и украшенная сверху вызолоченною резьбою; внутри же сени изображены Триипостасный Бог и символы Ветхого и Нового завета; иконостас пятиярусный с гладкими колоннами; царские двери в нем глухие и совершенно гладкие, с обычными изображениями Благовещения и евангелистов.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Тутаев. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Летний (холодный) храм имеет вид квадрата 15Х15 аршин (11Х11 м) с толщиною стен 130 см и высотою в 12 аршин. Перекрытие свода коробовое, с рядом кокошников по наружной поверхности, бесстолпное, в отличие от всех остальных храмов города. Подобные бесстолпные храмы традиционны для московской архитектуры XVII столетия. Ещё одним примером такой архитектуры является Богоявленская церковь в Ярославле. С каменной резьбою окна расположены в два яруса. Вкупе это делает внутренний объём храма высоким и светлым. Крыша пологая, почти плоская, четырёхскатная, увенчанная пятью небольшими (диаметром меньше барабанов) главами, на высоких барабанах, с деревянными восьмиконечными крестами, обитыми белым железом. Угловые барабаны глухие, центральный, более крупный, – со слухами. Алтарь, состоящий из трёх полукруглых апсид, примыкает к храму с востока. С южной стороны устроен тёплый каменный придел, построенный в 1735 году, по благословенной грамоте Ростовского Архиепископа Иоакима, во имя святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси, чудотворца, взамен ветхого деревянного. С запада же пристроена шатровая колокольня, основание которой является папертью, и сторожка. Четверик колокольни высотой до второго яруса окон, восьмерик – до уровня нижнего ската крыши с продолговатыми арочными проемами и каменным парапетом, шатер с одним рядом слухов и маленькой главкой на узкой шейке, увенчанной крестом, на уровне главки главного барабана. На колокольне шесть колоколов. В холодном храме – престол Благовещения Пресвятой Богородицы, в теплом приделе – чудотворца Алексия, митрополита Московского. Благовещенский храм, как и само село, до 1764 года принадлежал Ярославскому Спасскому монастырю. Особого чтимая икона Благовещенской церкви – чудотворная Донская икона Божией Матери, с изображением вокруг неё Богородичного акафиста, 1771 г. В 1830 году, в благодарность за избавление от эпидемии холеры. Приход Благовещенской церкви составляли жители села Ново-Благовещенского, Ямской слободы, Борисоглебска, а также деревень Антоновской, Митинской, Мартынове, Осиновца, Рыково. Всего на период 1914 года значилось около пятисот прихожан. В 1874 году в приходе Благовещенской церкви была открыта «общественная начальная городская школа». В ней обучались как мальчики, так и девочки. В октябре 1914 года открыли еще одну школу, смешанную. При этом указывалось, что «церковной школы в приходе и городе нет». Имелся в виду, конечно, город Борисоглебск, поскольку в Романове школа была уже в 1825 году. Церковная библиотека насчитывала 50 томов «книг для чтения предназначенных». Пополнялась она «выпискою церковных и епархиальных ведомостей». При Советской власти Благовещенская церковь была отдана «на позор и разграбление» одной из первых.

http://sobory.ru/article/?object=03646

Вятка (Киров). Успения Пресвятой Богородицы Трифонов монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Благовещенская церковь , 1728 г. Каменный Благовещенский храм был выстроен «тщанием» архимандрита Парфения. Церковь представляет собой характерный образец посадского культового здания. Пятигранный алтарь, массивный двусветный четверик и трапезная, до 1778 года использовавшаяся как столовая с кухней для братии, равны по ширине. Эффектная кровля над основным храмовым объёмом и причудливая барочная главка повторяют в своих формах первоначальную тесовую «курму». Строго по центральной оси располагался небольшой притвор, решённый в виде глухого крыльца. Выстроенная несколько позднее основных монастырских сооружений, Благовещенская церковь относится к переходному периоду в развитии местной школы каменного зодчества. В декоративном решении фасадов органично уживаются формы причудливого «узорочья» и скромные элементы петровского барокко. Принципы архитектуры нового времени сказываются в резком упрощении фасадного оформления. Лопатки-пилястры, скромные «ушастые» наличники, большие плоскости гладких стен, заимствованные из арсенала новых стилевых приёмов, определяя художественный облик памятника, сочетаются с широкой лентой богатого карниза и скульптурными профилями ложных закомар, типичных для местного зодчества первого этапа его развития, тяготевшего к наследию предшествующего столетия. В советское время в здании размещался бараночно-сухарный комбинат. В настоящее время здание освобождено и начаты работы по его реставрации. Источник информации - Архитектура, дизайн и строительство. История архитектуры Кирова и области Благовещенский храм располагается к юго-западу от Успенского собора. Необходимость его возведения была вызвана тем, что в 1727 году в пожаре сгорела деревянная церковь, стоявшая на этом месте. Это был первый деревянный храм из выстроенных позже церквей Трифонова Успенского монастыря. Сруб Благовещенского храма был сплавлен по реке Вятке из города Слободского. Возводили новую каменную церковь быстро - уже в 1728 году её освятили. До 1778 года использовалась как трапезная с кухней для братии. Благовещенский храм как бы отделяет официальную парадную часть монастырского архитектурного ансамбля от внутренней территории, занятой кладбищем и хозяйственными постройками. Эффектная кровля над основным храмовым объёмом и причудливая барочная главка повторяют в своих формах первоначальную тёсовую " курму " . Своеобразной формы купол, венчающий Благовещенскую церковь, перекликается с кубическим покрытием башни у Братского корпуса и луковичными главами Успенского собора. Храм представляет собой характерный образец каменного посадского культового зодчества. В советское время в здании размещался бараночно-сухарный комбинат.

http://sobory.ru/article/?object=14932

Нижний Новгород. Благовещенский монастырь. Церковь Алексия, митрополита Московского. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Алексеевская церковь строилась в комплексе Благовещенского монастыря в 1821-1834 годах. Первоначальный проект нового храма был разработан архитектором И.И.Межецким, а впоследствии доработан архитектором А.Л. Леером. Просторное здание с четырьмя колонными портиками, расположенными по сторонам света, высокой центральной главой с куполом и малыми боковыми главами по углам вполне соответствовало основным канонам классицизма. Площадь перед церковью была ограждена каменной стеной с двумя угловыми башнями. Освящение храма состоялось в сентябре 1834 года. В 1882-1883 годах, в Алексеевской храме на средства известных нижегородских купцов и благотворителей братьев Ивана и Митрофана Рукавишниковых были устроены два дополнительных придела. Впоследствии в них были погребены известные нижегородские подвижники и просветители, которые пребывали на покое в Благовещенской обители Нижнего Новгорода. Могилы были украшены бронзовыми позолоченными оградами изящного рисунка, над склепами были установлены белые мраморные плиты с высеченными на них эпитафиями. В 1919 году Алексеевский храм, как и сам Благовещенский монастырь, был закрыт и вместе с другими монастырскими церквями и постройками передан в ведение 17-й Стрелковой дивизии. В 1948 году в здании Алексеевской церкви разместился планетарий. При этом были снесены малые главы, понижен центральный световой барабан и уничтожена восточная часть стены с башнями и въездными воротами. Второе рождение Алексеевской церкви началось в начале XXI века, когда осенью 2004 было принято решение о восстановлении и возрождении Алексеевского храма Благовещенского монастыря в рамках программы «Ильинская Слобода». После трехлетних реставрационных работ Алексеевская церковь была восстановлена. Каменная церковь во имя устроившего монастырь св. Алексия митрополита сооружена в конце XVII ст., вместо прежней, патриаршим ризничим иеродиаконом Иосифом Булгаковым. Под церковью покоится сам прах строителя его и небольшая в 4 саж. пещера, вырытая им в горе с родником и выложенная белым камнем. При самом построении церковь Алексеевская была каменною и называлась придельною к Благовещенской. Прежде она была внизу рядом с Благовещенским собором с южной его стороны. Теперь с этой же стороны в смежности с собором, но только вверху над прежним местом. До перестройки ее в 1810 г. было в ней 7 саж. 1 арш. в длину и 5 саж. в ширину. Она была об одной обитой черепицею главе с железным прорезным позолоченным крестом. Прежде в этой церкви отправлялись ранние литургии летом, а теперь, за ветхостью и повреждением, служба совершается также летом, но весьма редко.

http://sobory.ru/article/?object=05371

Гагарин. Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. Благовещенский собор Карта и ближайшие объекты Обширное здание с гранитным цоколем, возведенное в русском стиле. Крупный двусветный четверик изначально был увенчан пятью главами. К нему крестообразно примыкают значительно пониженные приделы, пятигранный алтарь и высокая трапезная. Главный алтарь фланкируют более низкие трехгранные апсиды приделов. Перед боковыми и западным входами - крыльца с лестницами. Грубоватый фасадный декор подражает формам 17 в.: на углах объемов - лопатки с ширинками и кокошниками вверху, наличники с полуколонками и килевидным завершением, столбы-кубышки, поддерживающие двойные арки крылец с гирьками, и пр. В храме высокая средняя часть перекрыта сомкнутым сводом; над приделами, апсидами и трапезной своды коробовые, с лотками над гранями апсид и крупными распалубками над окнами трапезной. В обособленной западной части трапезной - плоский потолок. Сохранились фрагменты масляной росписи. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область. Москва, «Наука», 2001 г. 27 октября 2014 года епископ Смоленский и Вяземский Исидор и губернатор Смоленской области Алексей Островский подписали соглашение о передачи Благовещенского собора города Гагарина Смоленской Епархии. Благовещенский собор в городе Гагарине (до 1968 года-Гжатске) является одним из крупнейших храмов Смоленской области. Его вместимость достигала 4000 человек. Обширный кирпичный храм в псевдорусском стиле строился в 1897-1900-х годах на средства А.И. Комаровой на месте каменного пятиглавого собора 1736 года. Четырехстолпная постройка с возвышенной центральной частью, увенчана пятью главками. Боковые приделы Василия Великого и Анны Праведной. Закрыт в 1930 году. В войну был сильно поврежден, а рядом стоящая колокольня 1882 года постройки и вовсе была разрушена до основания. После войны храм был отреставрирован и до 1960 года в помещении находился клуб. К 1970-м годам стоял заброшенным. И только в 1980-х годах его отреставрировали, перепланировали и отдали под историко-краеведческий музей и музей истории полета Гагарина в космос. В 2013 году южный придел храма был возвращен верующим. В 2015 году собору исполнилось 115 лет. К концу 2015 года историко-краеведческий музей переехал в старинное здание - бывший дом купца Церевитинова.

http://sobory.ru/article/?object=00466

Московский Кремль: Благовещенский собор Описание: Центральное благочиние Московской епархии История Благовещенский собор Московского Кремля был построен при Иване III в 1484-89 гг. на месте разобранной белокаменной церкви второй половины XIV— начала XV вв. Первоначально собор венчали три главы — центральная и две над восточными углами храма. Во второй половине XVI в. на сводах галерей были устроены четыре придела со своими главами и добавлены еще две главы на основном объеме. В итоге собор стал девятиглавым и приобрел пирамидальное завершение от глав приделов до центральной главы. В 1508 г. была вызолочена центральная глава, а во второй половине XVI в. все главы и крышу покрыли золоченой медью, из-за чего собор стали называть «златоверхим». Девятиглавие собора символизирует образ Пресвятой Богородицы как Царицы Небесной Церкви, состоящей из девяти чинов Ангелов и девяти чинов Праведников Небесных. Следующие по времени значительные изменения облика Благовещенского собора относятся ко второй половине XVIII в. и связаны со строительством Оружейной палаты. Современный облик храма сформировался после реставрации во второй половине XIX в. Особое внимание при этой реставрации было уделено верхним приделам и их интерьерам, освященным в честь Собора Архистратига Гавриила, Собора Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. Только интерьер придела св. блгв. кн. Александра Невского (прежде вмч. Георгия, а до этого свт. Василия Кесарийского) сохранил прежний облик. В Благовещенском соборе практически полностью сохранился уникальный ансамбль фресковой росписи середины XVI в.: помимо традиционных библейских и праздничных сюжетов в настенной росписи собора на паперти присутствуют изображения древнегреческих языческих мудрецов, живших до Рождества Христова: Аристотеля, Фукидида, Птолемея, Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения, близкие к истинам христианского учения. Изначальный иконостас собора содержал иконы, написанные Андреем Рублевым и Феофаном Греком. После пожара 1547 г. для иконостаса были подобраны иконы конца XIV — начала XV вв. В XVII-XVIII вв. иконостас неоднократно дополнялся новыми иконами.

http://patriarchia.ru/db/text/138397.htm...

Церковь Николы Надеина (Ярославль) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Николы Надеина — первый каменный храм на городском посаде в Ярославле. Расположена во внутридворовой территории на берегу Волги. Старейший из сохранившихся каменных памятников архитектуры ярославской школы зодчества XVII века. Находится в ведении Ярославской и Ростовской епархии и Ярославского музея-заповедника. Содержание История [ править править код ] Церковь Николы Надеина занимает совершенно особое место в истории ярославского искусства. Это первый каменный храм на городском посаде. По преданию, церковь была заложена на крутом берегу Волги, в том месте, где к берегу волной прибило икону Николая Чудотворца. Предшествующие каменные постройки Ярославля были немногочисленны и строились на средства князей или властей Спасского монастыря. Заказчик Надеинского храма — купец Надея Светешников — не только заложил церковь, но и дал начало новой традиции. Жители города, сначала богатые купеческие династии, а затем и ремесленные слободы, строили великолепные каменные храмы, соревнуясь, чья приходская церковь будет больше, богаче, красивее. В названии церкви Николы Надеина вошло второе, мирское имя государева гостя Епифания Светешникова — Надея (Надежда). Он был одним из самых богатых людей Русского царства. Архитектурное оформление Церковь Николы Надеина — одна из первых культовых построек Русского государства, появившихся после прекращения Смуты. Памятник этот во многом переходный — и строители, и художники его обращаются к набору художественных средств предшествующего XVI столетия, однако именно здесь определены те пути, по которым пойдет развитие искусства Ярославля в XVII веке. Несколько тяжеловесный объём главного храма поднят на высокий подклет. Первоначально храм был увенчан пятью главами, с широко поставленными боковыми главами на тонких шейках барабанов. Массивный четверик, башнеобразный Благовещенский придел, галереи с крыльцом и невысокая колокольня, поставленная над северо-западным крыльцом галереи, создавали единый компактный ансамбль. Стоящий ныне с юга небольшой бесстолпный придел Александра Свирского, был выстроен в 1690-е годы, то есть через 70 лет после возведения храма.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Николы...

Устав соединения служб Благовещения Пресвятой Богородицы и Великой субботы: Историческая справка 6 2007 р. 20:01 Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы (25 марта по старому стилю) является одним из важнейших праздников всего церковного года. Его можно назвать и Господским, и Богородичным одновременно, поскольку он соединяет в себе торжество в честь Боговоплощения с воспоминанием благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве. Особое значение имеет даже сама дата праздника — уже авторы III века сщмч. Ипполит Римский (In Dan. IV. 23) и Тертуллиан (Adv. Jud. 8) называли 25 марта датой Распятия Христова по римскому календарю; в трудах свт. Афанасия Александрийского (PG. 28. Col. 632) говорится, что 25 марта — это и день сотворения человека, и день Боговоплощения; наконец, в так называемой византийской эре, принятой после VII века в Православной Церкви, 25 марта считается датой Воскресения Христова по римскому календарю. Именно поэтому в случае совпадения Благовещения с Пасхой Христовой праздник получает название Кириопасхи, то есть «истинной, правильной [т. е. правильной не только по лунному, но и по римскому календарю — д. М. Ж.] Пасхи» (от греч. to kyrion Pascha, но не Pascha Kyriou; см.: Лебедев Д., свящ. Почему праздник Пасхи 25 марта называется «Кириопасха»?//Богословский вестник. Сергиев Посад, 1905. Т. 2. 5. С. 118–128). Но Благовещение может совпадать не только с Пасхой, но и с многими другими днями подвижного круга. В большинстве случаев Благовещение попадает на один из рядовых великопостных дней, поэтому нормативный устав благовещенских служб в Типиконе описывает именно такой случай. Случаи же совпадения Благовещения с различными особыми днями Триоди регулируются специальным разделом Типикона — Благовещенскими главами. В текущем году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы пришелся на Великую субботу, поэтому при богослужении в этот день следует руководствоваться соответствующей Благовещенской главой: «О томже празднице [Благовещения — д. М. Ж.], аще случится в субботу великую». Настоящая заметка посвящена вопросу о том, как изменялось содержание этой главы в истории православного богослужения.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

Дорожа священными сокровищами этого дворцового храма, он повелел в 1701 году Июня 21 стольнику Семену Калединскому описать там святые иконы, ризы, книги, св. утвари и казну и сверить с прежними описями 7 . Ужасный пожар 1737 года, лишивший Москву многих сокровищ древности, проник и в Благовещенский собор, где обгорели на придельных его церквах крытые медными позолоченными листами кровли, на главах четыре креста из золоченой меди, деревянные двери и оконницы; 8 но Благочестивое усердие Императриц Анны и Елисаветы вскоре изгладило все следы повреждений в стенах и облекло дом Пресвятой Богородицы в новое Благолепие. Из дел Синодального правления видим, что в 1743 году еще продолжалась починка собора: тогда поновлены были медные золоченые листы на четырех затворах при входных дверях, вызолочены и расписаны лазоревыми красками великолепные каменные сени, на двойных столбах, резные; под главами в шеях некоторые окна закладены 9 . В Царствование Императрицы Екатерины II, стенопись Благовещенского собора потребовала поновления. Императрица в 1770 г. поручила Московскому Архиепископу Амвросию Зертись-Каменскому возобновить в нем иконное и стенное писание с точным соблюдением древнего стиля 10 . Дело это было исполнено в три месяца, и возобновленный собор торжественно освящен был 18 декабря 1770 года Архиепископом Амвросием в присутствии Прусского принца Генриха-Людовика, брата королю Фридриху Великому; это совершилось незадолго до мученической смерти Московского Архипастыря. Особенное внимание на этот собор обратил Государь Император Павел I. По его повелению возобновлена его внешность и на паперти, вместо старого деревянного, настлан новый каменный пол. В 1812 году святилище это, подобно другим св. храмам, было разграблено и поругано; но уцелело от огня, испепелившего дворец и другие здания в Кремле. В этом соборе сохранились не только все св. иконы; но даже на полях чудотворного образа Донской Богоматери уцелела золотая рама в 12 Фунтов. Вскоре после изгнания неприятелей в 1812 году, Благовещенский собор приведен был в прежнее устройство и Благолепие, а 23 марта 1813 года торжественно освящен Московской Митрополии Викарием, Преосвященным Августином. С Высочайшего разрешения, в 1836 году, южная паперть переделана; в ней устроен теплый придел во имя Святителя Николая; попечением староста церковных стенопись собора и письмо иконное поновлены; старый алтарный иконостас заменен новым бронзовым. Ризница с ее сокровищами и хранящимися в ней частицами св. мощей приведена в порядок при настоятеле собора Протопресвитере Бажанове.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

Вероятно та же артель мастеров строила храмы Гороховца и Соликамска - по крайней мере, повторялся тот же самый довольно редкий рисунок фриза, а возведены они в то же время. Церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы была освящена в 1689 г. Благовещенский престол устроен в верхнем этаже холодной церкви, а в нижней теплой устроен престол во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с приделом священномученика Антипы. Во всех приделах иконостасы были прежде старинные, а во времена иеромонаха Макария, бывшего здесь настоятелем с 1805 по 1823 год, сделаны вновь в современном вкусе и позолочены при пособии доброхотных дателей, из числа коих более всех жертвовал на это дело Вязниковский купец Григорий Семенович Елизаров. Благовещенский храм, построенный в виде корабля, в византийском стиле, был крыт железом, окрашен медянкой, с пятью главами, обшитыми белой жестью в черепицу. На главах железные, вызолоченные сусальным золотом на мардан, решетчатые кресты с железными цепями. Наружные стены храма гладкие. По местам сделаны из кирпича украшения, а именно: под кровлей в два кирпича на ребро карниз, затем со всех четырех сторон клейма, в коих написаны образа, обведены из кирпича полуваликами и глателью, кои внизу опираются на капители в сухарь на ус. В четыре ряда с трех сторон из тисненного кирпича решетка, а с северной стороны она сделана только под капителями; от верхнего карниза до кровли паперти и алтаря сделаны по три полуколонны. Посередине церковного здания проведен широкий в семь рядов пояс, выделанный из кирпича на ребро и угол, а внизу сделан цоколь из кирпича такого же размера и такой же формы, как пояс. Верхний этаж, в коем храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, в длину и ширину по семи сажен; окна размещены пропорцинально с трех сторон посредине церкви: на южной и северной сторонах в два света по шести окон, а на западной стороне так же в два света пять окон вверху три одинаковые с прежде сказанными, внизу же по сторонам двери два окна малых, без всяких украшений, выдающиеся на паперть. С внешней стороны окна сделаны с висячими арками, с кокошниками в три стрелки и в одну и наличниками из кирпича, полуколонками, переймами с кувшинчиками. Решетки в окнах железные, яйцовой формы с перевязками. Двери в верхнем храме на западной стороне железные двустворчатые. При церкви алтарь в три полукружия, отделанный от храма каменной стеной, с тремя пролетами; длиной он три сажени, а шириной 7 сажен; в нем пять окон: два из них в помещении монастырской кладовой палатки, отделенной от алтаря каменной стеной, вход в которую из алтаря против южной алтарной двери. С западной стороны пристроена паперть, длиной 9 сажен и 2 ½ аршина, а шириной 3 сажени, крытая железом, окрашенным медянкой, на один скат, внизу которой помещается церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=03740

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010