В папертях церкви находится древняя икона Нерукотворенного образа с надписью: «поставил образ Спасов старец Паисий при игумене Ионе, келаре Пантелеймоне, строителе Петре от Рождества Христова 1549 г. … при царе Иоанне Васильевиче Грозном, при митрополите Макарие». В.Г. Добронравов «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии», выпуск 4. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1897 г. История не называет нам имен искусных зодчих, создавших этот дивный памятник архитектуры. Благовещенский собор сходен с Троицким собором Сергиевой Лавры, но построен немного позже, в конце XV– начале XVI века, предположительно, в последние годы жизни великого князя Ивана III († 1505 г.). Позже в подклете Благовещенского собора Василий III – сын Иоанна III – соорудил придел Константина и Елены, небесной покровительницы его второй жены Елены Глинской. По мнению некоторых исследователей, это произошло около 1530 года, когда Василий и Елена проездом посетили Киржачский монастырь после рождения долгожданного сына Ивана IV. Благовещенский Киржачский собор, как и Троицкий собор Лавры, по своей архитектуре, размерам, гармонии пространственных соотношений и некоторым декоративным особенностям можно отнести к памятникам московского зодчества. Его архитектура проста и в то же время величественна. Он создает впечатление необыкновенной стройности и художественной цельности. Здание собора стоит на высоком подклете, где с южной стороны алтаря в медной гробнице почивали под спудом мощи преподобного Романа. На гробнице были вычеканены тропарь и кондак преподобному Роману. Верх гробницы украшал образ Преподобного, а возглавие – образ Живоначальной Троицы. Над гробницей размещалась позолоченная, резной работы сень на четырех колоннах. Сейчас в подклете Благовещенского собора находится храм, престол которого освящен в честь преподобного Романа Киржачского. В нем же покоятся мощи Киржачского чудотворца. Согласно описи церковного имущества, составленной в XIX веке, в то время иконостас Благовещенского храма был деревянный, трехъярусный, имел 47 икон, две из которых – Смоленской иконы Божией Матери и Благовещения Пресвятой Богородицы – местные, в дорогих серебряных ризах. Нижние ярусы иконостаса украшали 12 позлащенных колонн с резьбой.

http://sobory.ru/article/?object=04331

После Октябрьской революции 1917 года началось постепенное разорение древней обители. В 1918 году все строения на территории монастыря были национализированы и реквизированы военным ведомством, а потом отданы верующим в бесплатное пользование. Наиболее ценное церковное имущество было либо взято на учет Главмузеем Народного Комиссариата Просвещения РСФСР, либо изъято в 1922 году под предлогом помощи голодающим Поволжья. В 1923 году древние храмы обители – Благовещенский, Сергиевский и Спасский – передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея. Всехсвятская церковь и прилегающая к ней пятиярусная колокольня в музейный комплекс не вошли. До 1928 года их арендовал православный приход. В отличие от обновленцев, прихожане Всехсвятского храма придерживались канонических православных принципов и поддерживали сначала патриарха Тихона, а потом его Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В начале 1930 года храм закрыли, а священнослужителей и наиболее активных прихожан осудили за антисоветскую деятельность. В опустевшем здании, которое местные власти сначала хотели продать «на щебень», открыли общественную столовую. Позже Всехсвятский собор – вместе с лишившейся своих колоколов колокольней и надвратной церковью – переоборудовали под пекарню Городской потребкооперации (ГорПО). Преобразованная в хлебокомбинат, она просуществовала до 90-х годов XX века. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия в июле 1995 года Свято-Благовещенский монастырь был возобновлен как женский.  Всехсвятский тёплый храм возводился в разрошемся к середине 50-х гг. XIX столетия Киржаче в 1864-1869 годах, через столетие после упразднения обители, произошедшего в ходе секуляризационной реформы. В 1869 году церковь была освящена, и в сентябре того же года определён второй священник к Благовещенскому приходу. Средства на строительство предоставили сыновья многолетнего старосты и благодетеля Благовещенского собора Александра Петровича Соловьёва. Пётр и Александр Александровичи, унаследовав вместе с капиталом благочестие своего отца, вскоре после его кончины воздвигли недалеко от могилы своих родителей этот замечательный храм.

http://sobory.ru/article/?object=04330

Киржач - заштатный город Владимирской губернии, в 112 верстах от Владимира, по обоим берегам реки Киржача. Киржач впервые упоминается в завещании вел. князя Иоанна Даниловича от 1328 г.; по этому завещанию село на Киржаче отдано было монастырю Александра Свирского. По другим известиям, первоначальное основание поселения на Киржаче принадлежит преп. Сергию Радонежскому, который основал на берегу реки Киржача монастырь. Вскоре к преподобному Сергию пришло некоторое количество братии из Троице-Сергиева монастыря, построена была церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и устроен монастырь. Из подмонастырских слободок и образовался впоследствии г. Киржач. Таким образом начало города восходит к 1358 г. Со времени своего основания и до упразднения Благовещенский монастырь находился в постоянной зависимости от Троице-Сергиева монастыря: все распоряжения, все царственные грамоты, касающиеся Киржачской обители, даваемы были настоятелям Троицкого монастыря, а самый монастырь именовался «Троице-Сергиева монастыря монастырь Благовещенье Пресвятой Богородицы на Киржаче». Основанный Сергием Радонежским и тесно связанный со знаменитейшим на Руси монастырем Киржачский монастырь с самого начала своего существования пользовался особым расположением Московских государей, получал от них жалованные грамоты, вотчины и земли… Из писцовых книг 1562 года видно, что через 200 лет после своего основания монастырь владел: «1 селом, 8 сельцами, 3 погостами, 113 деревнями, 4 пустошами; дворов в них было 594, людей 607, земли 2390 четей, леса и перелогу 34 чети, сена 8660 копен, лесу пашенного 776 четей, непашенного 134 чет…» Владения монастыря находились во Владимирском, Дмитровском и Нижегородском уездах; в них значилось 8 церквей, 8 монастырских домов, 41 келья нищих, «питавшихся от церкви Божией»; в самом монастыре было 90 человек братии. В 1571 г. голод и моровая язва сильно опустошили население Киржачских вотчин, множество из бывших в 1562 г. деревень обратились в пустоши. В 1598 г. монастырь сильно пострадал от пожара, а в начале XVII ст. от литовского разорения.

http://sobory.ru/article/?object=00208

После Октябрьской революции 1917 года храм Всемилостивого Спаса разделил судьбу Благовещенского собора. С 1918 по 1923 годы его арендовала община верующих Благовещенского собора. Весной 1922 года, когда под предлогом помощи голодающим Поволжья изымались церковные ценности, в усыпальнице бояр Милославских в поисках драгоценностей были вскрыты две гробницы XVII века. Однако кроме человеческих останков и кипарисовых икон в них ничего не оказалось, и гробницы закрыли. В 1923 году Спасский храм был передан в ведение Киржачского церковно-бытового музея, а в 1924 – поставлен на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР как памятник истории и архитектуры. С 1924 года в подклети Спасского храма размещалась «бытовая» часть музейной экспозиции – картины, мебель, оружие, одежда, головные уборы, карета и другие вещи, вывезенные из усадеб киржачских помещиков, в частности, князя И.Н. Вадбольского и графа Салтыкова. Там же выставлялись святцы, замки, глиняная и деревянная посуда, швейки, монеты и пр. Музей испытывал острейшую нехватку средств и не мог обеспечить его сохранность. Как и Благовещенский собор, Спасский храм в «музейный период» не отапливался и не ремонтировался. После разорения в 1929 году киржачского музея он оказался и вовсе заброшенным. Летом 1930 года Киржачский Горсовет одновременного с Благовещенским начал «поломку» и Спасского храма. Но незаконное разрушение памятника истории и архитектуры было остановлено Главнаукой Наркомпроса РСФСР. В последующие десятилетия Спасский храм подвергся окончательному разграблению и естественному разрушению. В это время из усыпальницы бояр Милославских исчезли все каменные надгробия с художественной резьбой и белокаменная плита с именем строителя Ивана Андреевича Милославского, висевшая на южной стене этого храма. В 1963-1964 годах храм Всемилостивого Спаса отреставрировали вместе с Благовещенским собором. На него установили покрытый лемехом купол и крест. Были отремонтированы дверные и оконные проемы. Внутри здания ремонтные работы не производились. В 1983 году, когда городские власти Киржача решили использовать монастырские храмы под общественные нужды, на первом этаже Спасского храма предполагалось устроить молодежный клуб, на втором – установить игровые аппараты. Но Господь не попустил свершиться очередному кощунству. И в 1990 году Спасский храм вместе с Благовещенским собором были переданы Русской Православной Церкви.

http://sobory.ru/article/?object=04332

По писцовым книгам 1627-31 гг. в монастыре значится: «церковь Благовещения Пресвятой Богородицы да придел царя Константина, да церковь Сергия чудотворца с трапезою, обе каменные да колокольня древяна. В монастыре келья келарская да палатка казенная, да сушило да ледник - каменные, 8 келий братских, поварня и хлебня каменные, двор конюшенной, изба да амбар. Вокруг монастыря ограда каменная длиною 100, а поперек 70 саж., на св. воротах шатер, верх каменный». Вблизи монастыря расположилась подмонастырская слободка и село Селиванова гора, где жили разные монастырские слуги и работники. В 1656 г. боярин Иван Андреевич Милославский построил в монастыре третий каменный храм в честь Всемилостивого Спаса, внизу этого храма находится семейная усыпальница Милославских. По переписным книгам 1678 г. владения, кроме подмонастырской слободки и села Селивановой горы, состояли в одном только Переславском уезде из 26 деревень, в коих было 354 дворов крестьянских и 42 бобыльских. По ревизии 1725 г. за Киржачским монастырем в слободке, селах и деревнях значится душ муж. пола 2307. В описи монастыря, учиненной комиссией для описания церковных имений, значатся следующие данные: «в монастыре 3 каменных церкви, каменная настоятельская келья, 3 братских кельи деревянных, хлебенная, 6 житниц, погреб, кухня, баня и сторожка. Вокруг монастыря каменная ограда. В ограде двои врата, над ними деревянная галерея; при монастыре богадельня, в которой живут на средства монастыря 6 женщин. Вотчина монастыря состоит из подмонастырской слободки, села Селивановой горы и 26 деревень в Переславском уезде; во Владимирском уезде монастырю принадлежит село Ваганово с тремя деревнями. Всего за Киржачским монастырем состояло 2105 крестьянских душ, 3256 чет. пахотной земли, 3840 копен сена и 296 дес. лесу непашенного». В 1764 г. Киржачский монастырь был упразднен и церковь его обращена в приходскую. Из подмонастырской слободки образовалось казенное село Киржач. Монастырское имущество было переправлено в Троицкую лавру, братия переведена частью туда же, частью в другие монастыри. В 1778 г. при образовании Владимирского наместничества село Киржач и село Селиванова гора переименованы в уездный город под общим именем Киржача. В 1796 г. он обращен в заштатный город Владимирской губернии. В соборной ограде, на месте прежнего монастыря, стоят четыре каменные церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, во имя преп. Сергия Радонежского, в честь Происхождения честных древ Креста Господня и во имя Всех Святых.

http://sobory.ru/article/?object=00208

Церковь во имя Всех Святых была тёплой; с западной стороны к ней примыкала высокая пятиярусная колокольня, возведённая по проекту владимирского епархиального архитектора Николая Александровича Артлебена. Под колокольней, на её левой стороне, находилась ризница. Братья П. и А. Соловьёвы снабдили храм дорогой церковной утварью. Высокая колокольня и сейчас видна практически из любой точки города. Самый большой колокол на колокольне, отлитый на средства братьев Соловьёвых, весил почти девять тонн (8736 кг.). Второй - полиелейный - около трёх тонн. Всех колоколов на колокольне было девять. Один из них - с надписью: " Лета 7207 сей колокол в Троицкой Благовещенской Киржачской монастырь дал вкладу окольничий Алексей Иванович Ржевской по деде своем по боярине Иване Андреевиче Милославском и по иным его родителях, которые с ним погребены в сем монастыре под церковью Всемилостивого Спаса, - в нем 46 пудов " . Внутри храма стены и купол расписывал замечательный московский художник Николай Герасимович Степанов. Он же выполнил иконы для великолепного позолоченного иконостаса. Освящение иконостаса и стенной росписи в Всехсвятской церкви состоялось в 1872 году. Церковь имеет форму правильного квадрата с полукруглым, выдвинутым в восточном направлении алтарём, с широким плоским куполом и с двумя главами - над самим основным объёмом и над алтарной частью, на коих установлены кресты, окованные медью, через огонь вызолоченною. На колокольне, также на медной главе, крест, вызолочен через огонь. С приходом к власти большевиков Всехсвятский храм со всем церковным имуществом стал собственностью государства. С 1918 года его арендовала община верующих. 30 ноября 1929 года храм был закрыт городскими властями. Прихожане писали жалобы и посылали ходоков в Москву. На короткое время им удалось вернуть церковь. Но в феврале 1930 года её закрыли окончательно. В это же время Киржачское ОГПУ арестовало священнослужителей храма и наиболее активных прихожан. Священник Николай Прозоров, церковный староста Василий Ильич Шиголев, члены церковного совета Василий Петрович Борисов и Яков Фёдорович Смирнов, " активный церковник " Егор Михайлович Карев и другие были обвинены в антисоветской деятельности и осуждены.

http://sobory.ru/article/?object=04330

В середине XIX века росписью приходских храмов занимался основатель шёлковой промышленности в городе Киржаче Александр Петрович Соловьёв. В 1864—1869 годах его сыновья Пётр и Александр построили храм Всех Святых с высокой колокольней. В советское время монастырь не функционировал. В 1932—1934 годах был взорван храм Сергия Радонежского. В годы войны Благовещенский собор использовался под склад боеприпасов, в его помещениях в разное время располагались то колбасный цех, то керосиновая лавка. В церкви Всех Святых размещался городской хлебозавод. Только в 1990 году Благовещенский и Спасский храмы были возвращены Русской православной церкви. В июле 1995 года указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия монастырь возобновил свою деятельность как женская обитель. В 1997 году в подклети Благовещенского собора была установлена рака с мощами Романа Киржачского. В многолюдных богослужениях по поводу обретения мощей Романа Киржачского принял участие Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день. Возрастает число насельниц обители. Совершенствуются формы социального служения. Храмы [ править править код ] Храмы: Часовня: Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Благовещение Пресвятой Богородицы - 7 апреля Церковь Всех Святых с колокольней - неделя по Пятидесятнице Церковь Спаса Всемилостивого - 14 августа Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес : Россия, Владимирская обл., Киржачский р-н, г. Киржач, ул. Гагарина, 27 Телефоны: (49237) 2-22-33 , 2-22-11. Сайт: http://www.kirobitel.ru/ На маршрутном такси: Щелковский автовокзал, маршрутка Москва-Киржач. Приехав в Киржач на атовокзал надо сесть на автобус или на остановке в центре (третья остановка по счету). Дальше пешком 3 минуты. Из Москвы добраться до обители можно на автомобиле (расстояние около 100 км). Для этого надо выехать из столицы по Щелковскому шоссе (трасса А - 103) и доехать до Черноголовки. На кольце следует свернуть налево и двигаться далее по указателям на Киржач. Паломнику [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Благовещенский...

В середине XIX века храм был перестроен: верхний этаж с бывшей при нем трапезной снят и устроен в один храм, под один свод, без столбов и разделений. С северной стороны была устроена ризница. Усердием прихожан был позлащен иконостас храма, а купол и стены украшены живописью, выполненной на пожертвования и стараниями А.П. Соловьева. Тогда же был положен и чугунный узорчатый пол. В старинных помещениях со сводами, располагавшихся под полом во всю величину храма, были устроены духовые печи. Под папертью, где сидели нищие, для тепла также была устроена особая духовая печь. В описании храмов бывшего Благовещенского монастыря, сделанном в 1866 году, о храме преподобного Сергия сказано: «Надо заметить, что сия церковь по устройству, вместительности и красоте принадлежит к числу лучших во Владимирской епархии». В 1918 году храм преподобного Сергия Радонежского был объявлен народным достоянием и реквизирован военным ведомством. В 1923 года его передали в ведение вновь учрежденного Киржачского церковно-бытового музея, а в следующем году причислили к охраняемым государством памятникам истории и архитектуры и поставили на учет в Музейном отделе Главнауки Наркомпроса РСФСР. Осенью 1923 года Киржачский музей по распоряжению уездного исполкома сдал его в аренду обновленческой общине верующих. Сергиевский храм был разорен еще в «домузейный» период, а при обновленцах, по утверждению заведующего Киржачским музеем Николая Васильевича Синичкина, «пришел в совершенное запустение». 25 августа 1928 «в связи с хищническим отношением к имуществу и культовым зданиям, к музейным ценностям, а также непроизводством ремонта-покраски» музей по требованию властей разорвал договор аренды с обновленцами.. Некогда прекрасный храм опустел и несколько лет простоял заброшенным. В начале 30-х годов его взорвали. По воспоминаниям киржачского старожила Сергея Алексеевича Левшина, для работы по подготовке взрыва привлекли учащихся Киржачского ФЗУ – они пробивали ниши для зарядов. «После первого взрыва», — вспоминал Левшин, — храм не рухнул, но лишь осел на фундамент. Тогда состоялся вторичный взрыв. Чтобы произвести его, привлекали уже не местные кадры, а военных. Второй взрыв «удался» – храм рухнул. Одновременно с Сергиевским храмом оказались разрушены часовня преподобного Сергия, причтовый дом и значительная часть древней монастырской стены.

http://sobory.ru/article/?object=53870

Сергий Нуромский. День памяти: 7 (20) октября Недалеко от монастыря вел отшельническую жизнь другой ученик Преподобного – Павел Обнорский, который три года провел в дупле липы. По благословению Сергия Радонежского построил Свято-Троицкий храм, вокруг которого возник монастырь, получивший название Павло-Обнорского. Павло-Обнорский монастырь Роман Киржачский Вместе с учителем построил храм на реке Киржач в честь Благовещения Пресвятой Богородицы и основал обитель. После того как Сергий Радонежский вернулся в Троицкий монастырь, стал настоятелем Киржачского монастыря. Роман Киржачский: День памяти: 29 июля (11 августа) Воспитанный на трудах святых отцов, Роман особо поощрял книжные занятия своей братии. В обители много читали, переписывали богослужебные книги и святоотеческие труды. Ревностный подвижник Роман Киржачскиий в рукописных святцах XVII–XVIII веков именуется преподобным и чудотворцем. Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь Афанасий и Феодосий Череповецкие В середине XIV века монахи Афанасий и Феодосий поселились в Новгородском краю на Череповецком урочище при впадении реки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь. Афанасий и Феодосий Череповецкие. Дни памяти: 5 (18) июля, 25 сентября (8 октября), 26 ноября (9 декабря) Авраамий Галицкий Первоначально был монахом Печерского монастыря под Нижним Новгородом. Узнав о преподобном Сергии Радоненжском, он пришел в Троицкую обитель и стал его учеником. Через некоторое время учитель благословил Авраамия на пустынножительство к северу от Костромы. Здесь ему явилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», названная впоследствии Галичской. Авраамий Галицкий. Дни памяти: 23 января (5 февраля) и 20 июля (2 августа) Празднование иконы совершается: 28 мая (10 июня), 15 (28 ) августа За свою долгую жизнь святой основал четыре монастыря, однако до наших дней сохранился только один – Городецкий на берегу Чухломского озера. Здесь под спудом Покровского собора и покоятся мощи преподобного Авраамия Галичского, преставившегося в 1375 году.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Свято-Благовещенский Киржачский женский монастырь. Фото: Михаил и Екатерина      Преподобный удаляется и поселяется в пустынном месте близ реки Киржач, где сейчас стоит монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. Между тем братия монастыря, ужаснувшись, стали искать его повсюду, в монастырях и в пустынных местах, и наконец нашли. Они приходили к нему на новое место искать его наставления, и в конце концов упросили преподобного вернуться в обитель. С точки зрения мирского человека такое поведение преподобного Сергия кажется непостижимым. Почему он не поставит наглецов на место? Ведь он почитаемый всеми — и духовенством, и мирскими людьми, и светскими властями, и церковными — духовный наставник. Более того (что более важно): он — чудотворец, всем известно, что он изгонял бесов, извел из земли источник, воскресил умершего отрока, Сам Бог засвидетельствовал, что святой угодил Ему. У кого-кого, а у святого Сергия была возможность настоять на том, что было его по праву! Но он не делает этого — он не вступает в препирательства, не обрушивается на тех, кто несправедливо выступает против него, а просто тихо уходит. Кажется, ему есть что терять – привычное место, годами накопленный авторитет, определенная степень стабильности — но он не держится ни за что. Когда его отталкивают, он не толкает в ответ — но просто тихо уходит, не сказав ни единого слова. Покинуть поле брани, не отбранившись как следует, кажется нам потерей лица Как это противоположно тому, как мы привыкли поступать! Любая обида, которую мы терпим, особенно такая, которую мы считаем несправедливой, требует нашего ответа. Если не смертельной дуэли, как у каких-нибудь бретеров XIX века, то хотя бы достойной отповеди. Покинуть поле брани, не отбранившись как следует, кажется потерей лица. Потерпеть обиду, ущерб, стерпеть, что нас не оценили, обошли, пренебрегли заслугами, в миру считается не просто невозможным, но и неправильным. В интернете вырастают бесконечные линии препирательств, в которых каждый пытается оставить последнее злое и язвительное слово за собой.

http://pravoslavie.ru/74193.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010