В Царском Титулярнике Князь Даниил изображен в овале-«зерцале» оплечно, с крупными чертами лица, вьющимися короткими прядями волос и густой бородой, напоминая по типу образ ветхозаветного Царя Давида. Вокруг головы нимб, как и у других Великих Князей. Интересно, что в Степенной книге Князь Даниил уподобляется «древнему Царю Богоотцу же и Пророку Давиду», который был сохранен младенцем, так же как и потерявший в два года отца князь Даниил, которого «храняй Господь от пелен матерних». В двух других дошедших до нас экземплярах Титулярника, позднее изготовленных по приказу Царя Алексея Михайловича для него и Царевича Феодора Алексеевича изображение Князя Даниила Александровича поясное, более парадное - он в княжеских одеждах, со скипетром и державой, поднятой в руке. Изображения князя Даниила в Титулярниках-списках несколько отличаются друг от друга выражением лица князя, рисунком волос, цветами одежд (они повторены зеркально), надписями орнаментами на полях. О князе Данииле в Царском Титулярнике сказано: «По великом Государе Александре Невском сын его князь великий Даниил Александрович от Владимира преселися в Москву и царствия скипетр на ней утверди и превысочайшей престол царствия в ней устрои иже суть и до ныне Богом хранимо и соблюдаемо. И преставися в лето 6811-е». На моленных образах - иконах - святой князь Даниил изображается в схиме как князь-молитвенник, главным подвигом жизни которого был подвиг Православной веры. Иконописные подлинники предписывают изображать благоверного князя Даниила как схимника: «подобием сед, брада поменьше Власиевы и тупее, на главе схима, ризы преподобническия» Лик святого Даниила, сына Александра Невского, с русскими чертами: «типа русскаго, сед, борода не очень велика, но более средней величины и широковата, одежды монашеския, на голове схима» Прп. кн. Даниил в молении Святой Троице (кон. XVII - нач. XVIII вв.) Наиболее ранняя из известных икон князя Даниила относится к концу XVII - началу XVIII века На ней Преподобный «русского» типа, в схимнических одеждах. Святой Даниил - в предстоянии Святой Троице (Ветхозаветной), на фоне Даниловской обители. По стилю письма, в котором чувствуется влияние царских мастеров Оружейной палаты, образ мог быть написан в Москве. Преподобный - чуть согбенный старец со светоносным ликом - сосредоточен в молитве ко Святой Троице, изображенной на иконе в облачном небесном сегменте в виде трех Ангелов. Предстояние Святой Троице подчеркнуто и жестом троеперстного перстосложения приподнятой руки Святого, символизирующим единство Лиц Божественной Троицы (этот жест часто можно видеть на иконах второй половины XVII в. в связи с обострением в середине столетия споров о двуперстном и троеперстном крестном знамении). В левой руке святой Даниил держит развернутый свиток с надписью, характерной для икон Преподобных: «Не скорбите убо братие моя, но по сему...».

http://sedmitza.ru/text/416027.html

Часовня св. блгв. княза Александра Невского в Акутане В 2021 году исполняется 800 лет со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского. Подготовка к празднованию ведется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 448. Торжества в честь Александра Невского пройдут по всей России. Петербург станет центром празднования юбилейной даты. Совместно с Правительством Санкт-Петербурга над подготовкой торжеств работают Санкт-Петербургская митрополия, общественные организации и бизнес-структуры. Среди русских святых благоверный князь Александр Невский занимает особое место как небесный покровитель Санкт-Петербурга, воин и князь, принявший перед кончиной монашеский постриг, давший пример жертвенного служения своему народу. Он родился в 1221 году (точный день неизвестен) в семье переяславского князя Ярослава Всеволодовича. Прославился как умелый и удачливый полководец, не потерпевший ни одного поражения, и как мудрый правитель и политик, который заложил основы дальнейшего развития России как великого государства. Своими военными победами князю Александру удалось остановить наступление западных соседей на русские земли, а искусной дипломатической деятельностью – сдержать агрессию Золотой Орды. Скончался в схиме (высшая ступень православного монашества) с именем Алексий и был погребен 6 декабря 1263 года во Владимирском Рождественском соборе. В 1547 году Александр Невский был прославлен Русской Православной Церковью в лике благоверных князей. В России и по всему миру сегодня ему посвящено множество монастырей, храмов, часовен, храмовых приделов и других молитвенных мест. 12 сентября 1724 г. мощи святого князя Александра Невского были перенесены из Владимира в Александро-Невский монастырь, основанный в северной столице императором Петром I. Мощи благоверного князя – одна из главных святынь Петербурга и Александро-Невской лавры.  Татьяна Цветкова Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Ваше имя: Ваш e-mail: Отзыв: Введите символы, изображенные на рисунке (если данная комбинация символов кажется вам неразборчивой, кликните на рисунок для отображения другой комбинации):   На главную В раздел «Новости» Репортажи Выставка «Сотворение мира» открылась в Музее им. Рублева Как устроены антирелигиозные фильмы периода «хрущевской оттепели»? Иконописцы ПСТГУ расписали десятки храмов и монастырей в постсоветской России Все »

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

В трапезной духовенства есть еще одна небольшая икона Александра Невского, написанная также в начале XX века. На ней благоверный князь представлен в образе, близком к предыдущей иконе: он в княжеской одежде, на нем горностаевая мантия и правая рука прижата к груди. Но здесь в левой руке он сжимает меч. Глаза святого направлены к небу, что показывает его устремленность к горнему. Икона в трапезной Однако, традиция изображения Александра Невского в схиме тоже не исчезла в постпетровские времена, так продолжали писать благоверного князя старообрядцы и некоторые крестьянские артели, ставшие со временем крупнейшими иконописными центрами, например Палех и Мстера. Так что, можно сказать, до нашего времени дошло две традиции изображения Александра Невского — и как князя, и как монаха. Нередко современные мастера стараются подчеркнуть в образе святого обе его ипостаси — воина и молитвенника. Такой образ мы можем видеть на иконе, написанной петербуржским иконописцем Дмитрием Мироненко (подарок Никольскому храму от наместника Свято- Троицкой Александро-Невской лавры Петербурга архим. Назария). Благоверный князь представлен на этой иконе в княжеских одеждах, но его меч опущен, а правая рука молитвенно прижата к сердцу. Он предстает в молении перед Святой Троицей, образ которой написан в левом верхнем углу иконы. В нижней части иконы изображена Александро-Невская лавра, где ныне хранятся мощи благоверного князя, и он выступает здесь молитвенным покровителем этой святой обители. Икона, написанная Дмитрием Мироненко В покоях владыки есть еще один образ Александра Невского — это копия знаменитой картины Павла Дмитриевича Корина, подаренная собору Московским правительством. Точнее, это копия средника большого триптиха, написанного Кориным в 1942 году, когда отмечалось 700 лет со дня Ледового побоища. Корину, как иконописцу-палешанину, ученику М. Нестерова, безусловно, был близок образ древнерусского князя. Но художник задумал не просто картину, а триптих на тему Древней Руси. Этот триптих писался в тяжелое для страны время — в разгар войны. На боковых створках триптихах написаны дружинники Александра Невского, молодя женщина и старуха как символы русского народа, которого защищает князь Александр со своей дружиной. Но конечно, смысловое ядро триптиха — это образ Александра Невского. Он стоит на фоне грозового неба, в шлеме и латах, опершись на меч под стягом с Нерукотворным Спасом. Корин изобразил князя как сурового воина, мудрого полководца, защитника Родины. И копия этой картины, находящаяся в Никольском соборе, вполне передает характер оригинала.

http://foma.ru/obraz-aleksandra-nevskogo...

Г.И. Угрюмов. Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немцами. 1793 год  С нами Бог — Сейчас святого князя всё чаще пишут в монашеских одеждах. Можно ли сказать, что в наше время преподобнический тип переживает второе рождение? — Когда было варварское вскрытие мощей святого благоверного князя, присутствовавшие красноармейцы были удивлены, увидев монашеское погребение, — многие ожидали увидеть воина в доспехах. Он умер не великим князем Владимирским, а приняв схиму, смиренным монахом Алексием, и ранняя иконография как раз предсмертный образ и транслировала. На самом деле написание икон князя Александра Невского в образе схимника никогда не прекращалось. Не все считали нужным следовать указу: у нас всегда хватает «радетелей за древность», особенно в провинции. Существуют иконы преподобнического типа и XVIII, и XIX века. И не только провинциальные — есть и столичные. Так что преподобническая иконография не исчезла, она просто ушла в катакомбы, утратила официальность. По преданию, у Александра Васильевича Суворова была такая икона — князь был его небесным покровителем. Это не факт, но очень вероятно: у бунтаря и хулигана, каковым был Суворов в придворной жизни — когда до войны доходило, никакого юродства не было, было всё по-взрослому, — вполне легко представить келейную икону Александра Невского в схиме, несмотря на запрет. Известно, что Суворов был очень религиозен, и он вполне мог почитать князя в его высшем — духовном — подвиге, конечно, при этом памятуя о его заслугах как дипломата и полководца.   — Тип, который вы называете воинским, в ХХ веке развивался в светском ключе. Большинство наших соотечественников составили свое впечатление о святом князе как раз по фильму Эйзенштейна... П.Д. Корин. Александр Невский. 1942 год — Не совсем так. В 1938 году были живы и еще не стары те, кто родился до революции, это были крещеные люди, многие — с именем Александр. Они помнили с детства иконы, храмы Александра Невского. Им не нужны были какие-то новые образы. А вот те, кто родился уже после войны, действительно воспринимали Александра Невского именно по фильму Эйзенштейна, но не только: знаменитая картина Павла Корина была обширно репродуцирована — в учебниках, воинских частях, на различных плакатах можно было увидеть этот образ. Недавно я был на конференции в Исаакиевском соборе, там выступала вдова скульптора Валентина Козенюка — автора памятника князю на площади Александра Невского. Она рассказала, что для него с детства Александр Невский был ключевой фигурой: он в детстве с друзьями во время демонстрации фильма «Александр Невский» в момент сражения выбегал на сцену позади экрана, и они с деревянными мечами тоже «бились» вместе с дружиной князя. Можно сказать, что образ Александра Невского в ХХ веке пережил своеобразный ренессанс и закрепился в государственной иконографии.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=194072

На лаврском кладбище. Фото: Павел Харкевич, photosight.ru «Особенность Александро-Невской лавры и в том, что она была основана в Синодальный период, — подчеркивает владыка Назарий. — Она возникла практически вместе с Синодом, и непрерывное свое бытие закончила тогда же. А сейчас новый церковный период. Поэтому, когда спрашивают, будем ли мы восстанавливать те или иные традиции, отвечаю — если традиции касаются сугубо монашеской жизни, то да, а если церковно-государственных отношений, то, конечно, нет». Приди в помощь твоим сродником и побори борющия ны Великий князь Александр Ярославич Невский скончался в схиме с именем Алексий 14 ноября 1263 года в Городце. Почитание его началось с самой минуты его погребения 23 ноября во Владимирском Рождественском соборе, где произошло так называемое чудо с духовной грамотой. На отпевании митрополит Киевский и Владимирский Кирилл прочел сначала отходную молитву, а потом — духовную грамоту. После этого грамоту надо было вложить в руку усопшего, но когда митрополит и митрополичий эконом Севастьян подошли к гробнице, сам усопший, как живой, протянул руку и взял грамоту из рук митрополита. Местное его почитание как святого было установлено в 1380 году — с обретением мощей. В 1723 — 1724 годы мощи благоверного великого князя были перенесены из Владимира в Санкт-Петербург, в Александро-Невский монастырь. 30 августа 1724 года в присутствии императора Петра I состоялась торжественная церемония освящения первой каменной церкви монастыря — Благовещенской, в которой и была первоначально установлена гробница с мощами. Впоследствии, когда мощи были перенесены в Свято-Троицкий собор, для них в 1750 году императрицей Елизаветой Петровной была пожалована серебряная рака, которая в настоящее время находится в Государственном Эрмитаже. После 1917 года монастырь был упразднен и разорен, мощи изъяты. Долгое время они хранились в Музее истории религии. Возвращение мощей святого благоверного князя Александра Невского произошло, когда Ленинградскую кафедру занимал митрополит Алексий (Ридигер), будущий Патриарх Московский и всея Руси. 3 июня 1989 года было совершено перенесение мощей из Казанского собора (где тогда находился музей) в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры.

http://pravmir.ru/episkop-vyborgskij-naz...

Картина 19. Егда Священник поминает на земли, Ангел написует имя той души на небеси. Картина 20. Св. Царица Феодора, Царя Феофила, молитв ради……. Спасе. Картина 21. Видение Царицы Феодоры относительно Царя Феофила. Картина 22. Видение Патриарха Мефодия о Феофиловом разрешении. Картина 23. Юноша-пленник от уз избавился через поминовение. Картина 24. Пленный отрок возвести родителям, яже о себе. Далее: Притчи Св. Варлаама о временном сем веце. Картина 25 и самая замечательная, т.е. Родословное древо Русских Князей и Царей от Владимира до Феодора Алексеевича (включительно). На верху древа предстоит: Св. Князь Владимир Киевский. На левой стороне 11-ть фигур, на правой 9-ть. Все изображенные, лицами обращены к родоначальнику их горе и с простертыми руками; Великие Князья в Великокняжеских облачениях, а из них схимонахи в монашеских мантиях. Михаил Феодорович, Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич – портреты, в Царском облачении. С коронами на главе, а Св. Владимир в тиаре. С лева (по порядку сверху): 1. В. К. Ярослав, 2. В. К. Владимир, 3. В. К. Всеволод Владимирский, 4. Князь Александр Невскийсхиме), 5. Князь Иван Калита (в схиме), 6. Князь Димитрий Донской, 7. Князь Василий, 8. В. К. Иоанн всея России, 9. Царь и В. К. Иоанн – инок Иона, 10. Царь и В. К. Михаил Феодорович всея России, 11. Царь и В. К. Феодор Алексеевич всея России. С права: 1. В. К. Всеволод, 2. Князь Георгий Долгогорукий, 3. Князь Ярослав Владимирский, 4. Князь Даниил Московский (в схиме), 5. Князь Иоанн, 6. Князь Василий Дмитриевич, 7. Царь Василий – инок Варлаам, 8. Царь Феодор Иоаннович, 9. Царь и В. К. Алексей Михайлович всея России. За тем начинается собственно Синодик: 1. Благоверных и Великих Князей. 2. Царей. 3. Царя и В. К. Ивана Васильевича дети. 4. Благоверных Великих Княгинь. 5. Цариц. 6. Царя и В. К. Михаила Феодоровича дети. 7. Царя и В. К. Алексея Михайловича дети. 8. Царя Феодора Алексеевича дети (Царь Илия). 9. Род Св. Патриарха Филарета Никитича. 10. Род Князя Алексея Воротынского.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В 1236 г., после смерти брата, Александр стал единственным князем Новгородским. Он оказался лицом к лицу с другой угрозой, на этот раз – с Запада, со стороны Шведского и Датского королевств, а также рыцарей Ливонского ордена, которые направили силы на захват русских княжеств, ослабленных татарским игом и усобицами. Пятнадцатого июля 1240 г. Александру предстояло небольшими силами противостоять яростному натиску многочисленных шведских войск на р. Неве. Накануне битвы одному из русских воинов явились святые Борис и Глеб. Плывшие в ладье, они спешили на помощь своему родичу Александру. Вдохновленные заступничеством святых и с помощью ангельского воинства, русские войска под водительством благоверного Александра нанесли сокрушительное поражение врагам. За эту победу князь получил прозвание Невский. Однако новгородцы, вновь не придя к согласию, вскоре изгнали героя, несмотря на его победы. А через год ливонские рыцари овладели Псковом и собрались идти на Новгород. Тогда его жители в спешке отправили послов к Александру, и святой без слова упрека пришел на помощь народу и одержал новую победу на льду Чудского озера (5 ап. 1242). Князь триумфально вступил в Новгород и следующие четыре года отражал постоянные нападения литовцев, которых окончательно разбил в 1245 г. под Витебском. По смерти отца в 1246 г. Александр был призван в Орду к татарскому хану. Неповиновение могло вызвать гнев хана, что повлекло бы за собой гибель ни в чем не повинных русских людей. Святой ради спасения Руси решил смириться, пожертвовать княжеской честью и отправился в Орду, вручив свою жизнь Спасителю и Богородице. Хан Батый, узнав о прибытии Александра, велел немедленно привести его. По пути к ханскому шатру благоверного князя хотели провести меж двух костров, что означало поклонение огню и солнцу. Ранее князя Михаила Черниговского, не покорившегося этим требованиям, ордынцы замучили. Понимая, что идет на смерть, святой воспротивился, сказав, что христианину не подобает кланяться твари, но только Отцу, Сыну и Святому Духу. Войдя в шатер, Александр поклонился Батыю в пояс со словами: «Тебе, хан, я кланяюсь, потому что тебя почтил царством Господь, твари же не поклонюсь, ибо она создана Богом человека ради». На хана произвело впечатление его мужество, он велел не делать ему зла и принял как самого высокого гостя. Оттуда Александр и его сын Андрей были отправлены к великому хану в Каракорум, в дальних пределах Монголии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Об Александре Невском можно говорить бесконечно, настолько велики его дарования. Он и сегодня для нас как живой, и его пример достоин подражания. Поэтому за прошедшие столетия память о нем не изгладилась, люди помнят и о чертах его характера, и об исторических подвигах, которые он совершал, — все это сохранилось в наших сердцах. Нам выпала честь и ответственность отпраздновать этот юбилей — 800 лет со дня его рождения — здесь, в Северной столице. Кстати, почитают Александра Невского не только у нас в России, но и во всем мире. Мы особо должны благодарить Бога за то, что Он благословил нас провести этот год с именем святого Александра Невского на устах. Откуда мы знаем о князе Александре Невском? Из уст в уста передается предание об этом великом подвижнике Божием. И нам предстоит задача своим детям, внукам и правнукам передать это имя, чтобы оно никогда не было забыто. И память о нем не угаснет в наших сердцах... Не будем забывать о нем ни одного дня и передадим его святое имя из уст в уста следующим поколениям, которые после нас будут так же торжественно почитать его великое имя». Святой Александр НевскийсхимеАлексий) скончался в Городце по пути из Орды 14 ноября 1263 года, а 23 ноября (6 декабря) был погребен в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире. Почитание благоверного великого князя началось сразу же по его погребении, ибо оно было ознаменовано чудом: святой сам протянул руку за разрешительной молитвой. Нетленные мощи благоверного князя были открыты перед Куликовской битвой, в 1380 году, и тогда же установлено местное празднование. Для общецерковного почитания благоверный князь был прославлен при митрополите Макарии, на Московском Соборе 1547 года. 30 августа 1721 года Петр I после продолжительной и изнурительной войны со шведами заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей благоверного князя Александра Невского в новую столицу — Санкт-Петербург. Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были привезены в Шлиссельбург 20 сентября того же года и оставались там, пока 30 августа 1724 года не были установлены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где почивают и ныне. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/5730237...

Иначе дело обстоит с иконографией святого князя Александра. Как известно, свой земной путь он завершил 14 ноября 1263 года, незадолго до кончины приняв постриг в великую схиму. При его прославлении для местного почитания в 1380 году нетленные мощи, пребывавшие 117 лет в земле, с честью поместили во Владимире в открытую раку. Была составлена служба, и, без сомнения, написана икона. Она не сохранилась, но, скорее всего, являла образ святого Александра Невского именно в монашеском чине. Самое раннее из сохранившихся изображений святого Александра Невского относится к середине XVI столетия. Это фреска в Государевом Благовещенском соборе, написанная по заказу Ивана Грозного после пожара 1545 года. Аскетично утонченный княжеский лик плотно обрамлен куколем, борода средней длины заострена книзу. В общем, исключая некоторые детали, это соответствует источнику XVII века: «брада аки Козмина, в схиме, кудерцы видать маленько из-под схимы, риза преподобническая, испод дымчат, в руке свиток сжат, сам телом плечист» 1 . Любопытно, что вместо должного в подобной иконографии наименования святого преподобным Алексием чаще всего встречаются надписи «святой Александр Невский во иноцех Алексий», «святой благоверный князь Александр во иноцех Алексий» или «святой Александр Невский». — На первый взгляд странно и необычно, что еще до общецерковной канонизации у прославленного во Владимире схимника на иконах указывается его мирское имя... — Да, но дело тут, думаю, в жившей в народе исторической памяти о святом князе, о его связанном с ратными и государственными делами жизненном подвиге. Монашеский постриг, ставший его личным предсмертным желанием, коллективная память усвоила только в чине святости, оставив, так сказать, при нем его мирское имя. Второй иконографический тип — княжеский — существует с конца XVI века, причем поначалу он развивался параллельно с официаль­ной преподобнической иконографией. Это свидетельствует о неоднородности почитания владимирского великого князя Александра Невского в русском обществе. Первый сохранившийся и, вероятно, самый ранний пример подобного изображения — ряд книжных миниатюр из Московского Лицевого свода конца XVI века, а именно пятый, «Лаптевский» том этого библиографического памятника. В зависимости от сюжета князь предстает в воинском плаще, надетом поверх доспехов, с обнаженным мечом (если иллюстрируется бой), либо в сорочке или ризе, поверх которых надета турская 2 шуба с меховым воротом и длинными рукавами, с мечом в ножнах. Голова князя неизменно при этом покрыта тафьей 3 Таковы принципиальные отличия этого типа изображения великого князя и на его иконах.

http://patriarchia.ru/db/text/5831134.ht...

В Новгород Александр вернулся в 1251 г., изможденный и больной после столь долгого странствия, но получил ярлык на княжение в Новгороде и Киеве и завоевал доверие захватчиков. В 1252 г. князь Владимирский Андрей вышел из повиновения татарам, за что на Русь обрушилась ужасная кара. Александр вновь ездил в Орду и сумел отвести угрозу нашествия. На государственные средства он выкупил многочисленных пленников и, получив право княжить на всей Руси, попытался собрать рассеявшихся после татарского разгрома жителей Киева. Затем он еще дважды побывал у хана, чтобы заступиться за своих подданных, бунтовавших против тяжелой дани, наложенной татарами, и переписи, которую они ради этого устроили. Также святому князю приходилось отражать непрестанные атаки с Запада. Римский папа Иннокентий IV пытался обратить русские княжества в римско-католическую веру, но Александр решительно отверг догматы , чуждые апостольской традиции, которую унаследовал русский народ через посредство Византии. Тогда католические державы пошли на Русь войной. Шведы, датчане, финны и немецкие рыцари устремились на Новгород, но Александр отразил нападение коалиции и даже занял часть территории Финляндии. В 1260 г. размер дани вновь был увеличен, а тех, кто не мог заплатить, продавали в рабство наемники, которым было поручено следить за уплатой податей. Много русских насильно забрали для участия в походе хана на Персию. И вновь св. Александр поехал в Орду, добился уменьшения дани и убедил хана не вводить поголовную воинскую повинность. Изнуренный дорогой и болезнью, он умер под Нижним Новгородом, возвращаясь на родину, приняв на смертном одре монашество с именем Алексий. Гроб с телом великого князя привезли во Владимир, и 23 ноября 1263 г. святой был похоронен в соборе этого города при стечении огромного числа людей. На гробе князя было явлено множество чудес и видений, особенно накануне великих побед русских над татарами: в 1380,1552 и 1572 гг. В 1380 г., накануне великой Куликовской битвы, мощи св. Александра были обретены нетленными. Поклонение благоверному князю в народе все ширилось, и он был официально канонизирован Московским Собором в 1547 г. Император Петр Великий, победоносно окончив двадцатилетнюю войну со шведами, повелел перенести мощи св. Александра в Санкт-Петербург. В 1724 г. святыню торжественно положили в лавре, названной именем благоверного князя 274 . Святой угодник почитается как защитник русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010