Поучение на память преподобных отцов наших Варлаама и Иосифа Индийских, месяца ноября, в 19 день в 1705 г. («Подобно царство небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее» (Мф. 13:45–46)) В нынешний день пришли сюда из стран Далеких купец и продавец с дорогим товаром, слушатели возлюбленные! Кто купец? – Преподобный царевич Иоасаф. Кто продавец? – Преподобный Варлаам. Из каких стран? – Из Индии. С каким товаром? – С бисером драгоценным. Но что такое бисер?Бисер – каждый камень честной и драгоценный, святящийся каким-либо цветом, как и прекрасные Маргариты, то есть жемчуг крупный, – все это именуется бисером. Мы же собрались сюда на этот праздник как бы на торг или ярмарку, собрались посмотреть на продажу и куплю. Видим мысленными очами своими продавца и купца, преподобных отцов Варлаама и Иоасафа, пришедших из небесных стран на свой праздник во святой храм свой. Слышим торг, а товара не видим. На словах торгуют: продавец продает не показав, купец покупает не видя. Молодой купец верит старому продавцу, что он не обманет, а старый продавец хочет больше выторговать у молодого и не показывать свой товар, а только хвалит, чтобы возбудить в нем больше усердия и желания покупки. Хвалит продавец свой товар: «Есть у меня камень драгоценный, подобного которому нет нигде, цену которого никто оценить не может, ибо он несравненно превосходит все добрые и драгоценные вещи. Он дает слепым свет, глухим слух, немым язык, недужным здравие. Он отгоняет от людей бесов, умудряет неразумных и все доброе и вожделенное дарует приобретшему его. Поистине, товар тот велик и достоин, и кто не желал бы приобрести себе столь дивный бисер! Какая же цена ему? Продай все, что имеешь, и купи его. Где же купить? Ищи сам, не ленись! «Подобно царство небесное купцу ищущему» – ищущему, а не леностному. Ищи, и ты найдешь и купишь! Для того не показал преподобный Варлаам лицом свой драгоценный камень святому Иоасафу, чтобы он не поленился искать его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

новомученик Михаил Новоселов Содержание Предисловие к изданию 1913 г. Соприкасаясь внутренне в разной степени со всеми предшествующими выпусками, книжка " Спасение и вера по православному учению " стоит в наибольшей связи как с выпусками, посвященными выяснению вопроса о Церкви (вып. 16, 17, 19), так и с теми, в которых уясняется путь спасительного опытного Богопознания (вып. 1, 2, 3, 28, 29 и 30). - Вместе с тем эта книжка является, в известном смысле, введением к целому ряду следующих выпусков, направленных к одной и той же уели: с разных сторон отграничить Божественную область Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви (Православной) от сферы католического раскола и протестантского сектантства, ложно мнящих о себе, как о носителях и обладателях подлинной Христианской Истины. Раскрывая православное учение о спасении, этом основном вопросе живого религиозного сознания, предлагаемый выпуск очерчивает часть того круга, внутри коего начертано: Единая Христова Церковь. Круг этот должен смыкаться по мере выхода следующих выпусков, стремящихся, каждый - со своей стороны, ставить вехи вокруг пажити Христовой, на тихих, текущих в жизнь вечную водах которой пасет Свое словесное стадо Пастыреначальник Господь Иисус. Каждый из ближайших выпусков, отрицательно или положительно, или и тем и другим способом, будет проводить границу между Церковью Божией и обществами человеческими, самовольно присваивающими себе имя Невесты Христовой, и этим воздвигать ограду кругом Новозаветной Христовой Скинии, чтобы как живущие внутри Ее и укорененные там, так и лишь взыскующие драгоценный бисер -Христа, не сбивались на распутия " вне церковных стен " , где блуждают овцы, не знающие должным образом Единого Пастыря - Иисуса, обитающего в Церкви Своей, " оставившие Его, источник воды живой " и припадающие запекшимися устами к " водоемам разбитым, которые не могут держать воды " (Иер.2,13). Ибо едина вера, едино крещение и Едина Святая, Соборная и Апостольская Церковь, " не имеющая пятна или порока " , сей " столп и утверждение Истины " . 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1128...

Новомученики болгарского народа (версия для печати)/Православие.Ru Новомученики болгарского народа Православие.Ru , 18 апреля 2002 г. “Скорблю о тебе, Церковь, скорблю о тебе по причине твоего нечаянноо разорения!” митрополит Иоасаф Бдинский С конца XIV века обрушилось на Болгарию неизмеримое бедствие. В наши дни следы жестокого страдания христиан на Балканском полуострове почти залечены. Историческую память о мученичестве нашего народа доныне вызывают полуразрушенные, запустелые церкви... Говорить в наше время о болгарских новомучениках - даже непривычно. Века сокрыли их имена. Дошедшие же до нас сведения отрывочны и очень скудны. Странно, но по-видимому и мы, их потомки, не дорожим ими. Сколько тех, кто понимает высокое значение мучеников в Христовой Церкви - а ведь кровь мучеников есть семя веры, по слову древнего автора. И сколько из нас может назвать себя сейчас мучениколюбцами! Один из первых ловцов мученического бисера, Паисий Хилендарский, пишет в своей " Славяноболгарской истории " : " Столько могло сохраниться имён св. мучеников, которые были болгарского происхождения и языка. Имена 29 мучеников сохранены в Болгарии. В первое время турки избили много болгар по городам из-за христианской веры, но люди из-за простоты и небрежности не описали страданий их и так из рода в род страдания и имена их пришли в забвение " . Но доныне ощущается их духовное присутствие. Непрестанен зов их к нам: не отступайте от веры ваших отцов и матерей, не метайте драгоценный бисер на пепелище, но как мы положили души свои за Христа и за Его Невесту — Церковь, так и вы стойте до конца в том, что получили — отеческой вере, да спасёте тем души ваши и получите обетованое вам от века Царство. Так отдадим же им скромную дань почитания и любви тем, что вызовем из забвения их великий подвиг, прославляя память их с любовью и упованием, ибо они суть неотступные молитвенники за болгарский народ! Но кто же вы, новомученики нашего народа? Если ваши имена нам неизвестны, обаче возвестите нам поне о ваших подвигах, чтобы, окрыляемые непреборимым вашим мужеством, да отринем уныние и малодушие, и на крыльях покаяния да воздвигнем души наши к Богу, Который вас укреплял посреди столь страшных мук!

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Отдел 1 Предисловие духовной журналистике работы по части изъяснения отдельных притчей нами также не обходятся без внимания. Как всем этим мы воспользовались, предоставляем судить читателю. Апреля 25-го 1890 г. Вифания Общее понятие о притчах, их значении и отличии от других словесных форм речи Одной из любимых словесных форм передачи слушателям высоких и святых истин у Господа нашего Иисуса Христа была притча. Так называется образная речь, в которой та или другая отвлеченная нравственная истина раскрывается наглядно в Форме рассказа о каком-либо событии измышленном, но правдоподобном. Иногда такой рассказ в устах Господа представляется до того живым и наглядным, что трудно становится решить, есть ли подобный рассказ одна только образная форма передачи отвлеченной назидательной истины, или же простое повествование о действительно происшедшем событии; так, напр., приточный рассказ о милосердном Самарянине 1 . Живость и наглядность приточной речи Господа зависит от того, что материалом для нее служат или представление о земле с ее произведениями (поле, пшеница, плевелы, лилия, горчичное семя, драгоценный бисер), или представление о человеческой жизни с ее проявлениями (закваска, брак, гражданские отношения домохозяев и домоправителей к подчиненным). При таком обилии и разнообразии материала для словесного языка притчей Господа всех их, за исключением аллегорической речи (главным образом встречающейся в Евангелии Иоанна Богослова) и кратких приточных изречений (напр., «врачу исцелился сам 2 ), насчитывают XXX, допуская сходство некоторых притчей между собой по основной идее. Произнесены были притчи Христом Спасителем в разное время и в разных местах Палестины: одни в Галилее в период времени от второй до третьей Пасхи, другие на пути в Иерусалим по миновании третьей Пасхи, наконец, третьи во время последнего пребывания Господа в Иерусалиме пред четвертой Пасхой. Основная мысль всех этих притчей царствие Божие или Христово; но в первых притчах, произнесенных на берегу живописного Галилейского озера, говорится, как и естественно, об основании или начале Царства Христова в мире и об отношении последнего к первому; во вторых, свидетельствуется о препятствиях утверждению Царства Христова в мире и об его спасительных плодах для истинно верующих; предмет третьих последняя стадия развития Царства Христова до времени всемирного суда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Валаамские святые и подвижники благочестия Данное издание содержит жизнеописания и поучения известных Валаамских святых и подвижников благочестия, а также повествование о некоторых чудесных и знаменательных случаях, произошедших промыслительно по их молитвам. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/   Валаамские святые и подвижники благочестия: жизнеописания, некоторые поучения, чудесные и знаменательные случаи Составитель Павел Пономарев Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 12-202-0144) Предисловие Настоящая книга посвящена рассказу об отечественных святых и подвижниках благочестия. В нее входит краткое жизнеописание Божиих угодников валаамских, иллюстрированные доподлинными повествованиями о чудесах, совершенных Богом по их молитвам и их благодатные поучения. Причем, издатели старались не публиковать высказывания, произнесенные или писанные непосредственно для иноков. Это особый, специфический раздел бесценного святоотеческого наследия. Поэтому издатели оставляли его вниманию самих монашествующих и печатали мудрые отеческие поучения и советы, которые касаются христианской жизни как таковой вообще, или прямо адресованные тем христианам, которые проводят свою жизнь в миру. «Привяжи обремененную ладью твою, – поучает святой Варсонофий Великий, – к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу…» Собранный в издании драгоценный отеческий духовный бисер – есть и будет спасительными снастями для благополучного плытия по волнам, бушующего в страстях, грехах и соблазнах, житейского моря. История святой Валаамской обители насчитывает не одно столетие. Как повествует предание, еще святой апостол Андрей Первозванный, просвещая славян и скифов, дошел до Валаама, разрушил бывшие здесь языческие капища, установил крест и оставил после себя церковную общину. Основателями монастыря были Христовы чудотворцы – преподобные Сергий и Герман. Сам Валаамский архипелаг по праву стал именоваться северной колыбелью православного монашества, которое ныне благополучно возрождается. Духовное и культурно-историческое наследие Валаама огромно и имеет общемировое значение.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Скачать epub pdf Житие и страдание святого мученика Каллистрата Память 27 сентября Видя, что избранное стадо Христово умножается день ото дня, завистливый враг – диавол восстал против него с великой яростью, намереваясь расхитить и погубить всех словесных овец 6062 . Орудиями для сего избрал он Диоклетиана и Максимиана, нечестивых царей римских, которые по жестокости своей уподобились бесчеловечным зверям. Он навел их как хищных волков на стадо Христово и чрез них люто и без милосердия растерзал его: ибо он вложил им в сердце столь сильную ярость против христиан, что сии цари, отложивши все прочие заботы о своем царстве, употребили силы свои только на то, чтобы погубить всех христиан до конца. Это злое свое намерение и дело они вменяли себе в большую и высшую заслугу, чем все другие великие царские дела, славные победы и торжество над врагами своими. По сей причине они послали во все концы земли игемонов и мучителей, равных и даже превосходивших их своею злобою, чтобы повсюду принуждать христиан к жертвоприношениям идолам, не послушных же – мучить, убивать и губить разными смертными казнями. Когда сие повеление стало исполняться, многие из верных и преданных Христу от всего сердца, украсившись венцом мученическим, перешли из Церкви воинствующей в Церковь торжествующую 6063 , воспевая победную песнь над врагами. Между многими другими таковым явился и доблестный воин Христов, Каллистрат; не только сам, но и вместе с многочисленною своею дружиною, прошел он славным путем мученичества и, поправши врага, предстал победителю мира Христу, нося на себе полученные за Него раны и приемля почесть за свой подвиг. Отечеством сего страдальца Христова был Карфаген 6064 ; отсюда он был взят на воинское служение и причислен к полку воеводы Персентина; в этом полку только один Каллистрат сиял, как звезда в темную ночь, своим благочестием, ибо все его товарищи по оружию были помрачены тьмою идолопоклонства. Он один только был просвещен светом святой веры, которой научился у отца своего, бывшего христианином; отец же его был научен вере его дедом, по имени Неокором, который во время вольного страдания Господа нашего Иисуса Христа был в Иерусалиме при Понтие Пилате, в числе воинов. Увидев все бывшие при смерти и воскресении Господа чудеса, он уверовал в Него и, приняв крещение от Апостолов, возвратился домой; сюда принес он драгоценный бисер – веру во Христа, которым обогатил сына своего, отца Каллистрата и всех домашних своих, передавая им о Христе Иисусе всё, что видел своими очами и что слышал от Апостолов. Получив в наследство от деда и отца духовное богатство веры, коего нельзя похитить, святой Каллистрат обогащал им кого мог, тайно научая познанию истины и обращая к Богу души человеческие. По сей причине он находился в подозрении у товарищей своих, и те внимательно наблюдали за ним чтобы убедиться, христианин он или нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Слово на день праздника Крещения Господня Проявления благодати Св. Духа Поздравляю вас, мои возлюбленные о Христе чада, с великим праздником Крещения Господня. Господь крестился для того, чтобы положить начало нашему крещению. Во время Божественного крещения сошел на Христа Дух Святый, на Нем почила Божественная благодать, чтобы она снисходила от Бога и на нас во время нашего крещения. Иначе не могло и быть, так как целью пришествия Господа в мир. Его страдания и смерти на кресте было ниспослание нам благодати Св. Духа, как об этом учит Сам Господь ( Ин. 16:7 ), Его апостолы и св. отцы Церкви. О, если бы мы во всей полноте знали, какое великое и спасительное для нас благо представляет собою благодать Св. Духа. Тогда мы всецело устремились бы к сему благу, как к самому драгоценному для нас сокровищу, которое, по учению св. Антония Великого , и есть бисер многоценный ( Мф. 13:46 ), или сокровище, сокрытое на селе ( Мф. 13:44 ), которое мы, по словам Христа, должны прежде всего искать ( Мф. 6:33 ). К сожалению, подавляющее большинство даже православных христиан не имеют о сей благодати никакого понятия. Нечего говорить о католиках, у которых благодать не действует; о лютеранах, у которых нет совсем благодати, и о сектантах, например, евангелистах, которые свили себе гнездо здесь в Софии на месте немецкой кирхи. Нечего говорить о язычниках, у которых нет ничего христианского. Правда, как Сам Бог, по Своему существу, так и Его свойство, божественная благодать, – непостижимы. Непостижимы даже проявления сей благодати. Вот почему Божественный псалмопевец сказал: «В мори путие Твои, и стези Твои в водах многих, и следы Твои не познаются». Ясно, что не только благодать Св. Духа, как действие Божие, «путие» и «стези», но и «следы» этого Божественного действия, т.е. проявления благодати, для нашего ума непостижимы. Однако Господь даровал нам способность чувствовать или испытывать в себе эти проявления благодати Божественного Духа. Так, познавали сию благодать св. апостолы, когда они, согласно обетования Христа, были крещены Духом Святым и на них сошла благодать в виде огненных языков. Они испытывали ее как озарение и просвещение их разума вплоть до проникновения глубин Божественной Премудрости. Апостолы испытывали сию благодать как ничем не преоборимую силу для борьбы со злом, для неуклонного исполнения всех спасительных заповедей и для совершения дивных знамений и чудес. Они познавали эту благодать и как райское блаженство, как Божественную радость, которую, по слову Христа, никто не мог отнять у них никакою скорбью.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Скачать epub pdf Слово на праздник Св. Пятидесятницы. О благодати Святого Духа, как цели нашей христианской жизни 18 В сей великий день св. Пятидесятницы, когда Церковь празднует сошествие Святого Духа на Апостолов, мне хотелось бы указать вам, возлюбленные о Христе братия и сестры, на следующие слова св. Симеона Нового Богослова : «Цель всех по Богу живущих, говорит он, состоит в том, чтобы благоугодить Христу Богу нашему... чрез приятие Святого Духа и таким образом устроить свое спасение, ибо в этом состоит спасение всякой души. Если этого нет у нас в цели и действии, то тщетен всякий другой труд и суетно всякое другое делание наше» 19 . Эти слова великого отца Церкви побуждают нас не только сознать все значение ныне празднуемого события для нашего спасения, но и стремиться к благодати Святого Духа, как к самому драгоценному для нас сокровищу, как к цели всей нашей жизни. Если этой цели у нас нет, то какие бы добрые дела мы ни совершали, мы не спасемся. И как может быть иначе? Ведь ради дарования благодати Святого Духа Господь пострадал и умер на кресте: Уне есть вам, говорит Он, да Аз иду. Аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам; аще ли же иду, послю Его к вам ( Ин. 16:7 ). Ведь эта благодать Святого Духа есть, по учению преп. Антония Великого , тот бисер, о котором говорил Господь, или то сокровище, ради которого мы должны пожертвовать всем, чтобы его приобрести. Эта благодать Святого Духа, по учению св. Макария Великого , и есть Царство Божие, которое обнаруживается в душе христианина своими дивными проявлениями: правды, мира и радости ( Рим. 14:17 ). К сей благодати, как к Царству Божиему, Господь и велит нам прежде всего стремиться, когда говорит: Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам ( Мф. 6:33 ; Лк. 12:31 ). Итак, памятуя все великое значение для нас благодати Святого Духа, сошедшей некогда на Апостолов, а затем даруемой каждому из нас в таинствах крещения и миропомазания, поставим для себя целью всей нашей жизни приятие Святого Духа, как об этом учит св. Симеон Новый Богослов .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

5. Причта о драгоценной жемчужине (Мф.13:45–46) Притча о драгоценной жемчужине была сказана Господом Иисусом Христом непосредственно за притчею о сокровище, сокрытом на поле. Она, несомненно, имеет сходство с последнею, но никак не тождественна с нею. Паки подобно есть царствие небесное человеку купцу, ищущу добрых бисерей, иже обрете един многоценен бисер, шед продаде вся, елика имяше, и купи его. «Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашел одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее». Жемчуг в древние времена почитался великой драгоценностью. О происхождении его рассказывали, много необыкновенного. Обладавшие малыми долями его почитались счастливыми богачами. Спаситель взял образ близко знакомый его слушателям. А притчу сию Он говорил Своим ученикам в доме. Каждого из них и всякого из членов Церкви Святой Господь Иисус Христос уподобил купцу, пожелавшему обогатиться от приобретения драгоценной жемчужины. Купец ищет ее. Он употребляет труды, заботы и старания. Труды его венчаются успехом. Купец, после долгих странствований, находит драгоценную жемчужину, которую обладатели соглашаются продать ему. Цена драгоценной вещи высока. Но купец не жалеет средств, лишь бы приобрести ему жемчужину. Он хорошо знает, что, обладая ею, он будет счастлив. На что же он решается? Собрать столько денег, сколько нужно уплатить за драгоценную жемчужину. Только цена всего его имущества достаточна будет для покупки драгоценной вещи. Он охотно расстается с тем, что имеет. Продавши все свое имущество, купец приобретает жемчужину. Обладая же ею, он почитает себя счастливцем. Купец, ищущий драгоценный предмет, есть искатель истины. Он чувствует себя неудовлетворенным теми верованиями и знаниями своими, которыми обладает. Он не ведает до времени только, где же истина, которая могла бы дать удовлетворение его духу? Но искатель истины убежден, что истина должна быть. Он не похож на Пилата, который насмешливо спрашивает у Спасителя: что есть истина? ( Ин.18:38 ), и уходит, не дожидаясь ответа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

Скачать epub pdf События в шестом столетии четвертого тысячелетия Гражданская история Ко времени жизни праведного Исаака относится прескверная жизнь языческого бога Зевса (он же и Дий, и Юпитер), который был сыном Сатурна. Об этом Зевсе, как и о других нечестивых богах, у греческих стихотворцев имеется много побасенок. Они недостойны того, чтобы их здесь вспоминать, и недостойны ради многих их скаредств и лживости; однако мы здесь о немногом вспомним для обнаружения заблуждения и безумия тех древних людей, которые имели у себя таковых богов, и для прославления пречистого и истинного Бога нашего Иисуса Христа, Источника чистоты и немеркнущего света. Противоположные вещи, будучи положены одна против другой рядом, лучше всего обнаруживают в себе то, что в них имеется. Как, например, сажа и снег, блато и злато, булыжник и драгоценный бисер, когда они положены рядом, яснее всего каждый в отдельности обнаруживают свою природу и указывают, какова существует между ними разница – насколько снег белее сажи, золото честнее грязи, а бисер дороже простого булыжника, ничего не стоящего и ногами попираемого; так и в том случае, если посмотреть на скверное и мерзостное житие древних языческих богов и на пречистое пребывание во плоти с людьми нашего Владыки Христа, можно видеть, сколь велико между ними различие, сколь велика нечистота тех богов и чистота Христа, сколь многа лживость тех и истинность Его, сколь велико ничтожество тех и величие Его и Божественная слава, пред которою те как тьма исчезают! Да возрадуемся и возвеселимся о нашем истинном Боге, столь пречистом и пресветлом, и да посмеемся над лживым богом, столь скаредным и темным! Вспомним же здесь о нем. Этот Зевс, или Юпитер, который на польском языке обычно называется Иовишем, а мы его будем называть здесь Дием, царствовал в Крите (поэты баснословят, когда говорят, что он царствовал на небе). Он взял себе в жены свою купнородную сестру, именуемую Юноной. Когда она долгое время была неплодна, Дий ударил себя в голову, и из мозга его вышла девица, именуемая Минервой, которая называется также и Палладой; потом она была богиней премудрых.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010