(Отеч. Зап., кн. 8) 1860 год 5) Письмо провинциала к Тургеневу, по поводу повести Тургенева «Накануне». (Отеч. Зап., кн. 5) 6) Второй брак. Повесть. (Библ. для чт., кн. 4). 1861 год 7) О сочинениях Марко-Вовчка. (Отеч. Зап., кн. 3) 8) Подлипки. Роман. (Отеч. Зап., кн. 9–11) 1864 год 9) В своем краю. Роман. (Отеч. Зап., кн. 5–7) 1867 год 10) Ай-Бурун. Повесть. (Отеч. Зап., кн. 7) 1868 год 11) Хризо. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 7) 1869 год 12) Пембе. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 9) 13) Хамид и Маноли. Рассказ. (Заря, кн. 11) 1870 год 14) Поликар-Костаки. Рассказ. (Русск. Вестн., кн. 9) 15) Грамотность и народность. Беглые заметки. (Заря, кн. 11–12) 1871 год 16) Аспазия Ламприди. Повесть. (Русск. Вестн., кн. 6–9) 1873 год 17) Панславизм и греки. (Русск. Вестн., кн. 2) 18) Панславизм на Афоне. (Русск. Вестн.) 1875 год 19) Воспоминания Одиссея Полихрониадеса,загорского грека. (Рус. Вестн., кн. 6–8; 1876 г. кн. 1–3) 20) Византизм и Славянство. (Чт. в Общ. истор. и древн. Рос., кн. 3) 1876 год 21) Дитя души. Повесть. (Русск. Вестн., кн. 6–7) 1877 год 22) Сфакиот. Рассказ. (Рус. Вестн., кн. 1–3) 23) Камень Сизифа. Повесть. (Рус. Вестн., кн. 3, 10–12; 1878 г. кн. 7–10) 24) О памятнике в Филях. (Моск. Вед.) 1878 год 25) Русские, греки и юго-славяне. (Рус. Вест., кн. 2) 26) Храм и Церковь . (Гражд. 1878 г.) 1879 год 27) Письма отшельника. (Восток, 1879 г.) 28) Мои воспоминания о Фракии. (Рус. Вестн., кн. 3, 5, 8) 29) Новый драматический писатель. (О Н. Я. Соловьеве). (Рус. Вестн.) 30) Отец Климент Зедергольм . (Рус. Вестн., кн. 11–12) 1880 год 31) Из студенческих воспоминаний. (Рус. Арх. кн. 1) 32) О всемирной любви. (Речь Ф. М. Достоевского на Пушкинском празднике). (Варшавский Дневник) 33) Ряд больших статей (передовых, литературно-критических) и заметок. (Варшавский Дневник) 1881 год 34) Рассказ Смоленского диакона о 1812 г. (Русск. Архив, кн. 6) 35) Египетский голубь. Рассказ. (Рус. Вестн., кн. 8–10; 1882 г. кн. 1) 1882 год 36) Православие и католицизм в Польше. (Гражд. 1882 г.) 37) Письма о восточных делах.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Agg...

51 Макарий, 12, 235. Место это прежними исследователями приводимо не было. У м. Макария указаны все акты, в которых Никон называется «великим государем» (230–234). 52 В списке антиох. патриархов, напеч. преосв. Порфирием, сообщается, что этот труд, напис. первоначально на греч. языке, и в арабск. переводе, принадлежит самому Макарию, вопреки утверждению его сына (Труды Киев. Д. акад. 1874, 6, стр. 442). В том же издании напеч. соч. Ив. Аболенского: «Москов. госуд. при ц. Алексее и п. Никоне по записк. Павла Алеппского» (1876, 4, 7, 8, 12 и отд.). В Чт. М. общ. ист. (1875, кн. 4, 1876, кн. 1) стал было помещаться перевод соч. Павла Алеппского, Д. Д. Благово. Незначительные извлечения из этих записок. б. напеч. еще И. С. Савельевым (Библ. для Чт. 1, 36, 3 и 4). 53 Об «удивительном терпении и смиренном почтении царя перед Никоном рассказывает тот же свидетель (2, 59); о семействе царя (ib. 49–52); об отношении Никона к царю (Христ. Чт. 1882, май–июнь, 763). 54 У Страленберга есть любопытное указание, что Никон добивался получить постоянное место в Боярской думе. – Никон посылал указы воеводам по своим делам (Макарий, 231–32); писался «мы вел. Государь», а бояро-правители бьют ему челом и подписываются уничижительными именами (233–34). 55 На это есть указание и в свидетельстве диакона придвор. Благовещ. собора Федора Иванова (Матер. о расколе, 6, 197): «Царь Никону запись даде своей рукой в начале поставления его, еже во всем его послушати, и от бояр оборонять, и его волю исполнять». 57 Впрочем, такие же темницы существовали тогда в Троицко-Серг. монастыре и др. местах, при архиерейских кафедрах (Макарий, 245; ср. Извлеч. из дел Кирил. мон., Древн. Моск. арх. общ., т. 8, 148 и Рус. Арх. 1873, с. 1773–74). 58 Акты Иверского Святоозерского монастыря, собр. арх. Леонидом, напеч. в Русск. истор. Библ., изд. Арх. ком., т. 2, Спб. 1878, 1074 столбц. 59 Записка об Онежском крестн. монаст., еп. Макария (Чт. М. Об. ист. 1880, кн. 3, 10–18). О пожаловании ему 4537 душ крестьян (ib. с. 12).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Потому Павел восстал от земли, что Стефан, преклонявший на земле колена, был услышан (Воскр. Чт., г. XVI, стр. 378).   Библиографический указатель к V-VII гл. Гл. 5, ст. 1. Анания. Библ. поп. сл. В. ч. 1874. I, 128. Ст. 3-4. Прот. В. Нечаева. Обличенное и наказанное лицемерие. Душесп. Чт. 1875 г. П. Июнь. 221-227. Ст. 34-40. Гамалиил. Б. п. сл. В. Ч. 1874 г. II, 127. Ст. 37. Иуда Галилеянин. Б. п. сл. В. Ч. 1876 г. I. 176. Гл. 6. В. Михайловского. Устройство христианской Церкви при Апостолах Духов. Вестн. 1865 г. XI, 317-335, 487-502. Ст. 9. Киликия. Б. п. сл. В. Ч. 1876. I, 287. Либертинцы. Б. п. сл. В. Ч. 1876. II, 79. Азия. Б. п. сл. В. Ч. 1874. I, 79. Александрийцы. Там же. 95. Никанор. Б. п. сл. 1877 г. I, 15. Пармен. Там же. 144. Гл. 6 и 7. Первомученик христианский Стефан. Воскр. Чт. 1874. I, 23-24. Первомученик Стефан. Хр. Чт. 1835. I, 57-76. Апостольская община. Первое насаждение ее в Иерусалиме и дальнейшее развитие. Происхождение христианских церковных должностей в кн. Существо Церкви но учению и истории Нового Завета. Кестлина. Перев. с нем. Суворова, стр. 87. Прот. Горского. Умерщвление св. Стефана. Еванг. история и история апостольской Церкви. Стр. 376-377. Его же. Внешнее устроение Церкви апостольской в отношении иерархическом. Там же, стр. 623-654. Дело и мученическая смерть Св. Стефана. Фаррара. Жизнь и труды св. Ап. Павла, т. I, 81 — 102. Леонида, Еп. Дмитровского, Жизнь Св. Ап. Петра. Игнатия, Архиеп. Воронежского. Чтения о Св. Первоверховном Ап. Петре. О деяниях св. Апостола пред исшествием и после исшествия из Иерусалима, для посещения верующих в первый и второй раз. Стр. 143-147. III. Церковь Христова во всей Иудее и Самарии в переходе к язычникам (VIII-XII гл. ) ГЛАВА VIII Стих 1-25 Обращение самарян (VIII, 1-25) Верующие, омыв слезами любви святые останки первого христианского мученика, вскоре познали, что дням плача их положено только начало. Воздвигнутое на них гонение не прекратилось с умерщвлением Стефана: напротив, успех насильственной сей меры усугубил дерзость гонителей. Враги христианства не опасались теперь дать полную волю своему неистовству. До сего времени многих из них могло еще удерживать то уважение, которое приобрели Апостолы своими чудотворениями; но когда уже Стефан, муж равноапостольный, осужден и всенародно побит камнями, изуверство гонителей не находило более преград своей злобе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

Вековое тяготение старообрядцев к личности и сочинениям митрополита Даниила обусловливается не только симпатией их к тем или другим частным воззрениям и религиозным, обрядовым особенностям, оправдания для которых находятся в его сочинениях, но однородностью и тесною связью, какая существовала и существует между расколом и вообще всем тем направлением, проводником и ратоборцем которого был в свое время митрополит Даниил. 549 Рукоп. 197 в 4 л. на 494 л., полуустав. На первом листе рукописи находится следующая собственноручная надпись Платона митрополита Московского: «разныя м-та Даниила поучения довольно благоразумны: особливо для того времени, Вифания 1807 года». 550 Рукоп. Славянские и Российские, принадлежащие почетному гражданину и археографической комиссии корреспонденту Ивану Никитичу Царскому. Разобраны и описаны Павлом Строевым. Москва, 1848 года, 722–725, рукоп. 676 в 4 л. на 303 листах, скоропись. Рукоп. графа Уварова, в Поречье, 730. 551 Рукоп. (не разборчиво) стар. кат. в 4., скоропись на 334 листах. См. Описание славянских рукописей Московской Синод. библ. Горского и Невоструева отд. II кн. 3, Москва, 1862 г., 147–164. 552 Рукоп. 87 в 4 л. на 241 листе, скоропись. См. Описание рукописей и каталог книг церковной печати библ. Хлудова, сост. Андрей Попов, М. 1862 г. 222–225. Современный список Данииловского соборника, сделанный с рукоп. Моск. Дух. Акад., имеется в библ. Преосвящ. Макария. См. История рус. церкви, т. VII, 310, прим. Такой же точно список и с той же самой рукописи сделал и я для свои занятий. 553 См. рукоп. Моск. Д. Акад, из собрания Волоколам. монаст. (не разборчиво) , полуустав, писана различными почерками XVI в., в 4 л. на 481 л, л. 58–68. Рукоп. в начале имеет надпись: «Соборник Фотеев». Он известен был, под таким названием и автору описи книг Иосифо-Волоколамского монастыря. См. Чт. в Общ. Ист. и Древн. Рос. на 1847 г. 7, 7. Строев обозначает Фотиевский сборник, 283, а еще ранее он значился под 362. Костомаров пользуется сборником Фотия под 492, который принадлежит уже по времени к самой последней нумерации, имеющей значение и по настоящее время. С рассматриваемого сборника Костомаров и издал поучение м. Даниила. Другой список поучения Давила находится в рукоп. Москов. Епарх. библиот. при Высоко-Петровском монастыре. См. сборн. полуустав XVI в., в 8 л. на 418 л. В начале на белом листе имется надпись: «Соборник Арсенев Луковниковского, дан в монастырь по душе», л, 127–139. Этот список поучения неполный. Он содержит в себе начальные общие суждения проповедника и опускает все обличения недостатков Московского духовенства, которые занимают очень видное место в полных списках поучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

XV, 168–169). 180 Времен. Моск. общ. истории, т. V, стр. 66–83: Библиотека Павла м. сарского и подонского, В. Ундольского. Об этой замеч. личности (он был сторонник и реформы Никона) см. «К биографии Павла м. сарского и подонского», по рук. Синод библ., С.Белокурова (Христ. Чт. 1886, март–апр., 593–619). 182 По низложении Никона, он содержался под арестом, затем 3 года в тюрьме и 10 лет в заточении в Новгороде и освобожден по просьбе ц-ны Татьяны Михайловны. О Шушериных неоднократно упоминается в опис. Воскрес. монастыря, арх. Леонида. 183 Первое издание О. П. Козодавлева, со списка Иверск. мон., Спб. 1784 (Житие св. п. Никона , писан. некот. бывш. при нем клириком); 2-е Спб. 1817; 3-е – Известие о ж. п. Никона , сост. клира, его Ив. Шушериным. Изд. Воскр. мон., М. 1871; 4-е – Житие св. п. Никона, Ив. Шушерина, М. 1874. Ср. Разбор соч. Шушерина о жизни и деят. п. Никона , М.А. Казминского (Изв. ист. филол. инст. кн. Безбородка, кн. VII, 1–34). Многочисленные списки «жития» Никона имеют отличия как в полноте изложения, так и в количестве приложенных к ним документов (см. Филарет, Обзор рус. дух. литер., изд. 2-е, с. 219 и Замысловский, Цар. Фед. Алексеевича, 1, 142–146, с замеч. о житии). 184 По указанию П.И. Бартенева (Указат. к издан. М. общ. ист. и древн., Рус. Арх. 1866) и др., сочинение это принадлежит тому же архим. Аполлосу. Автор пользовался рук. Воскрес. мон., но оба его труда не важны в историческом отношении. 186 Никон интересовался медициною, как видно из перевода для него «дохтурской книги» Епифанием Славенским (см. выше) и др. лечебников в его библиотеке (опись его казны, 118, 128:133). 187 Для характеристики болезней приводим названия их: падучая (38), страхование от бесов (15), забывчивость, мнительность, безумие (13), порча (3), черная болезнь (12), галльская (11), разслабление членов (10), язвы – волосатик (3), трясавица и гнетеница (6), слепота (3), исцеление горбатой (1), зубной боли (1), кровотечения килы, «проход занимался», тайная болезнь, зыбашник у детей (по 1 случаю). (По рук. Воскрес. мон., Рум. и., И.П. биб., в статье о. Николаевского, Христ. Чт. 1886, март–апр., с. 420–421 и вообще см. статью этого Донесения о бывших смертных случаях вызвали расследование этого дела и оправдание со стороны Никона (ibid. Соловьев, т. XIII, 245).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/no...

Норова, стр. 113, Ко 2 изданию приложено дополнение, в коем доказывается достоверность сказания о св. местах Даниила игумена. Издание 3-е, дополненное, составляющее 3-ю и 4-ю части его «Путешествий». 12 , Спб. 1854, с картой Палестины, планами Иерусалима, храма Гроба Господня, Гефсиманской пещеры, Вифлеемского храма, пещеры Иоанна Крестителя в Самарии. Отрывки из путешествия Норова помещены в разных хрестоматиях, в Журн. В. Уч. заведений 1844, т. 49, 107; т. 50, стр. 139, 257, 389; в Живоп. Энциклопедии 1847, т. I, стр. 345; в Детском Мире, Ушинского, в христоматии для простолюдинов и проч.; большою частию оно вошло в книгу «Сказания о земной жизни Пресв. Богородицы, изд. Афонской горы», Спб. 1869. Путешествие Норова было переведено на чешский, 1851 и немецкий языки, 1862 (библ. Норова, стр. 113–114, 253. См. биографический очерк А.С. Норова , помещенный в Сборник 2-го Отд. Императ. Акад. Наук, т. VII, Спб. 1870). Рецензии: 1) Журн. М. Нар. Просв. 1838, ч. 20, стр. 171; 2) Библ. для Чт. 1838, т. 29, отд. 5, стр. 1–17; 1855, т. 129 и 131, стр. 19–46 и 27–50, статьи О.И. Сенковского; 3) Отеч. Зап. 1840, т. 12, отд. 6, стр. 60–61; 1847, отд. 6, стр. 69–74; 1855, т. 98, отд. 3, стр. 23–52; 4) Литер. прибавл. к Р. Инв. 1838, стр. 790; 5) Р. Вестн. 1841, т. I, стр. 145–199, ст. Н. Полевого; 6) Р. Инв. 1838, 7) Соврем. 1838, т. 10, стр. 57, 1854, т. 48, отд. 4, стр. 49–52; 8) Сев. Пчела 1838, 65) Записки об Иерусалиме 1835–1836, иеромон. Аникиты (кн. С.А.Ширинского-Шихматова) см. в описании жизни его, издю в Спб. 1838, стр. 36–42, 48, равно и в издании 1853; о том же в Душепол. Чтении 1869, «Известия и заметки», стр. 102–106: это извлечение из путешествий по св. местам, совершенных с 1832 по 1836 год послушником Алексеем Митрофановым, впоследствии архимандритом Арсением, возобновителем Святогорской Успенской пустыни. 66) В библиотеке Ундольского встречается путешествие киевского мещанина, а потом троицкого монаха, Владимира Смирнова (1836–1838); это – автограф автора, на 57 листах, в 4 , 67) Из записок путешественника по Востоку, хаджи Димитрия, г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1927. N 10. S. 447-455; То же: на англ. яз//Faith and Order: Proc. of the World Conf. Lausanne. 1927. P. 67-78; То же: на нем. яз.: Die Weltkonf. für Glauben und Kirchenverfassung/Hrsg. H. Sasse. B., 1929. S. 148-157; То же: на серб. яз.//Гласник. 1929. Май. С. 140-141, 149-150; Июнь. С. 169; Die Christentum und die soziale Gerechtigkeit//Life and Work: Bull. of the inter. Inst. Gen., 1928. N 4/5. P. 153-154; Ветхозаветный закон по его происхождению, предназначению и достоинству//Путь. 1928. 10. С. 43-52; Бог-Слово: Экзегетич. эскиз «пролога» Иоаннова Евангелия (1, 1-18)//ПМ. 1928. Вып. 1. С. 89-121; Русская богосл. наука в ее ист. развитии и новейшем состоянии//Acta Academiae Velehradensis. Pragae, 1924. Vol. 11. C. 49-77 (переизд.: Варшава, 1928. М., 1992р. М., 2002); Христос и христианите: (Екзегетич. анализъ на Евр 2. 1-4)//ГСУ, БФ. 1928. Т. 5. C. 1-16; «Война и мир» в Финляндской Правосл. Церкви. София, 1929; Правосл. Богосл. Ин-т в Париже и его междунар. значение//Церк. вестн. Зап.-Европ. епархии. П., 1929. 2. С. 21-23; Die russische orthodoxe Kirche unter der Gewaltherrschaft der Bolschewisten 1917-1930//Das Notbuch der russischen Christenheit/Hrsg. N. N. Glubokovsky, K. Cramer e. a. Berlin-Steglitz. 1930. С. 9-38; Христово уничижение и наше спасение: Флп 2. 5-11: Библ.-экзегетич. анализ//ПМ. 1930. Вып. 2. С. 86-101; Истинная Церковь и «правая вера»: (Вместо введ. к кн. «Краткая история Христ. Церкви»)//Наш путь. Chicago, 1931. 1. С. 4-5; Правосл. Церковь и англиканство//ДК. 1931. Кн. 46. С. 91-96; Православная Церковь и англиканство//Воскресное чт. 1931. 12 июля. С. 362-364; Християнското съботство: Екзегетич. анализ на Евр 4. 1-16//ГСУ, БФ. 1931. Т. 8. С. 1-24; Първосвященството на Христа и задълженята на христианите: (Екзегетич. анализ на Евр 5 и 6 гл.)//Там же. 1932. Т. 9. С. 1-40; Archepiscopul Nathan Soederblom ca activist cretin i ecumenic//Misionarul. 1932. Июль/авг. С. 387-406; Принципиальные предложения (Prolegomena) для переговоров о соединении англиканства с Православием//Голос Литовской Правосл.

http://pravenc.ru/text/Глубоковский.html

Отцов и Царских уставов древних законоположительных, но и зело по церквам Божиим побораху, не токмо в своих странах, но и в вашем Российском царствии, и ярлыки, сиречь грамоты жалованные, давали: в лета Великих чудотворцев Петра и Алексия была сия и в лета Михаила, и Иоанна и Феогноста, Митрополитов всея России и не поколебима и недвижима прибыша сия и до сего дне» (Чт. Общ. нст. 1847 г. кн. 3, в статье Колачева «о кормчей» пр. 15 из ркп. М. Д. Ак. XVIII, 200). 141 Указ Императора Петра III-ro отобрать от монастырей все земли, изданный 19 апр. 1761 г., был приведен в исполнение 26 февр. 1764 г. (Ист. Иер. Амврос. ч. II, гл. 2, стр.4). 144 Не изданное сочинение Зиновия на еретика Феодосия Косого, из которого приводится отрывок в Ист. Рос. Иер. ч. II, гл. 11, стр. 29–31. Автограф этого сочинения, под заглавием: «истинное показание к вопросившим о новом учении», хранится в Имп. Пуб. Библ. 63. 145 «Не изволи, говоритъ Зиновий о Вассиане, брашна Симоновского ясти, хлеба ржаного и варенья, иже от листвия капустного и от стебля свекольного и каши, застроенные ово соком избойным, ово же млеком, творящим скорое изсучение и млека промзглого и пива, чистительного желудку, монастырского не пияше, яко сие брашно и пиво монастырь от деревень имать; сего ради монастырского брашна и пива не яде и не пияше. Яде же мних князь Вассиан приносимое ему брашно от трапезы вел. князя – хлебы чисты, пшеничны, крупичаты и прочая брашна заслажаемая и многопестротне застрояемая, вся яже обычне на трапезе вел. князя... Пияше же он нестяжатель сей романею, боетр, мушкатель ренское белое вино. Мнимого же стяжательного монастыря мнаси ядят убо, егда дадут им, и не егда хотят и не еже хотятъ, но еже представят им»... и проч., изображает Зиновий, что монахи того времени бедны, работают для других, и что из них бывают «великие мужи» – мысли как очевидно, чисто Иосифовские. 146 Смотри кн. ч. II, стран. 166, летоп. Никан. ч. II, стр. 109. Др. Р. Вивл. ч. XIV, стран. 206 и 210; Соф. вр. ч. II, стр. 271; Акты Арх. Эксп. т. I, 383. 147 Соборное определение говорит: «а кто из тех попов и диаконов вдовцов, которые после своих жен живут честно, захотят в иноческое одеяние одеяти себя, и таковии благодарят Божии судьбы, в монастыри отходят и от духовного настоятеля, от игумена постригаются и, обновив себя о всем святым покаянием к своему отцу духовному и по достоинству, аще суть достойни, и тогда таковии с благословением святительским, да служат в монастырях, а не в мирских. Др. Вивл. стр. 209.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

185 По свидет. патр. Иоакима, который, вероятно, сам присутствовал на соборах, занимавшихся исправлением церк. кн., находясь тогда ещё в пресвитерском сане, для исправления напр. служебника служили образцами: 1) старинный греч. письменный служебник; 2) русский служебник св. Евфимия новгородского чудотворца, писанный перед тем за 344 года; 3) служ. преп. Иосифа Волоколамского; 4) служебник, по которому служили пр. Антоний Римлянин, Варлаам Хутынский, Сергий Радонежский, также архиепископы новгородские: Иоанн, Евфимий, Серапион, Киприан и патриарх Иов. Для исправления требника были сличаемы: 1) требник, писанный на Афонской горе в древние времена; 2) требник, писанный в России в 6989 г.; 3) харатейный требник греч. царя Иоанна Кантакузена, писанный в 6856 г.; 4) требник митр. Макария, председателя стоглавого собора; 5) другой требник, принесённый с горы Афонской и др. Исчисляя таким образом древние книги, по которым исправлялись при Никоне несопечатные, Иоаким замечает, что кроме исчисленных им, целые тысячи древних книг находились тогда в патриаршем московском книгохранилище. См. увет. дух., стр. 53. 202 Так напр, он велел писать еванг. Иоанна с символом орла и притом без креста во рту, а Марка – с символом льва, тогда как прежде было наоборот. См. в пам. моск, др., Усп. соб., стр. 33. 210 Московский стиль, по отзыву знатоков, отличался светлым колоритом и умилительностью в выражении лица, а Строгановский точностью обрисовки, тщательной отделкой мелочей и драпировки, яркостью красок и богатой позолотой. Исслед. о русск. иконопис., стр. 52. 211 Странств. антиох. патр. Макария, в библ. для чт. т. XV. отд. III. стр. 110–111. Не будем удивляться такому поступку Никона с иконами западной живописи, если вспомним, что итальянские и немецкие художники тех времён очень часто писали на иконах самих себя или своих знакомых в виде того или другого святого. Не следуя историч. преданиям в изображении лиц, они не следовали тем же преданиям и в отношении к одеждам: изображали древних святых в одеждах новейших времён. В иконах ex voto всегда изображались в виде святых те самые лица, которые заказывали икону. Но Церковь православная всегда требовала, чтобы лики святых были изображаемы на основании древнего священного предания, по древним образцам (подлинникам). Об иконопис., соч. пр. Анатолия, стр. 94–95. Ср. грам. патр. Иоакима в акт. эксп. т. IV. 200, также челобитную Сильвестра в акт. Арх. комм. т. 1. 238 и VIII гл. Домостроя, во временн. т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

И когда в том же 1632 году в Москву приехал протосингел александрийского патриарха Иосиф, ранее несколько лет живший в южной России и изучивший здесь русский язык, он, по просьбе Филарета Никитича и государя, остался в Москве с тем, чтобы «служити... духовными делы: переводити ему греческие книги на славянский язык и учити на учительском дворе малых ребят греческаго языка и грамоте; да ему ж переводити с греческого языка на славянский на латинския ереси». Учил ли действительно протосивгел Иосиф в Москве малых ребят по-гречески, мы не знаем, во книги с греческого языка на славянский он переводил. К сожалению уже в следующем, 1633 году, умер Филарет Никитич и в том же, или в следующем, году умер и протосингел Иосиф и дело об устройстве в Москве греческой школы остановилось (Характер отношений... стр. 482—183). Таким образом Филарет Никитич, в своей церковной политике, держался ясного, определенного грекофильского направления, желал и делом стремился осуществлять идею постоянного тесного единения русской церкви с тогдашнею греческою, так что при нем грекофильское направление при московском дворе значительно окрепло и усилилось. Путешествие ант п. Макария в Россию описанное Павлом Алепским, перев. Муркоса, выпуск второй, стр. 153; выпуск четвертый, стр. 111. Гиббенет: Дело п. Никона, т. II, стр. 562—578. Ibid. стр. 883, 885 — 887. Наша книга: Сношения иерус. патриархов с рус. правительством, т. I. 137. изд. Палестинского общества, вып. 43. Чтен. общ. люб. духовн. просв. 1889 г., наша статья: приезд бывшего конст. п. Афанасия в Москву стр. 363. Гиббенет, I, 15. Путеш. ант. п. Макария, Муркоса, выпуск четвертый, стр. 158, 170 — 171. Большой моск. архив мин иностр. дел. Дела Малороссийския св. 4. 8. Опис. староп. книг Толстого 114, Царского 168 и 169. Опис. старопеч. книг Царского, 176. Греческия дела (в Москов. архиве мин. ин. дел) 7161 г. 5. Греч. дела 7157 г. 24. Импер. публичн., Погодинския рукописи, по нынешнему каталогу 1560. л.-л. 9—15. Арсений Суханов, С. А. Белокурова, ч. I; прилл., стр. XXXVI. Письма русских государей, ч. I, 382, стр. 302. Ак. Эксп. т IV, 57, стр. 83. Матер. I, 150. Греческия дела 7161 г 5 (в Моск. архиве мин. иностр. дел). Опис. рукоп. Ундальского 1291. Словарь писателей духовн. чина ч. 1, стр. 178 — 183. Малороссийкия дела (в моск. арх. мин. ин. дел), связка 4, 1650 г. 8, связка 5, 1652 г. 15. Матер. для ист. раск. т. I, 280—287, т. V, 59, 65, 98—99. Гибб. II, 978—979. Мат. I, 160. Житие Ртищева напечатано в XVIII томе Древн. Вивлиофики. Мат. VIII, 149—151. Мат. VIII, 29, 38; VI, 228 А. К. Бороздина: Прот. Аввакум, стр. 228. Рук. сборн. имп. публ. библ., по каталогу Богданова, вып. I, 86; л. л. 207—210. К главе III Сахарова: исследование о русском церковном пении. Чт. общ. ист. и древн. 1902 г., кн. II,omд. IV, статья Н В. Рождественского.

http://sedmitza.ru/lib/text/439678/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010