В то же время Библия советует вглядываться в окружающий мир, ибо вечная слава Его и Божество от создания мира через рассматривание творений видимы ( Рим.1:20 ). В книге Бытия рассказывается о создании Богом Солнца для управления днем, Луны для управления ночью и звезд, чтобы светить на Землю ( Быт.1:16–17 ), то есть указывается на значение небесных тел для поддержания условий, необходимых для жизни на Земле. Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь ( Пс.18:2 ), – восклицает пророк Давид. Попробуем же изложить кратко, что известно науке наших дней о характере воздействия космических тел на землю и на людей. Это поможет нам убедиться в отсутствии каких-либо серьезных научных обоснований в лжеучениях современных звездочетцев, которые сейчас особенно подчеркивают «научность» своих гороскопов. Подобно тому, как истинная Богооткровенная религия – Православие подменяется различными ее искажениями и лжерелигиями, так и подлинно научное изучение природы, основанное на беспристрастном, смиренномудром исследовании и анализе фактов, зачастую подменяется псевдонаучными теориями, связанными с магией и оккультизмом . Это сходство не удивительно, так как источником всех этих ложных и пагубных для спасения души учений является противник Бога, отец лжи ( Ин.8:44 ) диавол и послушные ему демоны – духи злобы поднебесные ( Еф.6:12 ). Они (лжеучения) имеют и общее место происхождения – Древний Вавилон. Начнем наше изложение с удаленных звезд. Ближайшая из них находится в созвездии Центавра на расстоянии четырех световых лет, то есть 100 миллиардов километров от нашего Солнца. Согласно принимаемой теперь многими физиками общей теории относительности, вся совокупность космического вещества определяет фундаментальные свойства пространства-времени, такие как скорость света и гравитационная постоянная. Это важное воздействие далеких звезд и галактик отличается, однако, исключительным постоянством и его колебания современными приборами не обнаруживаются. То же можно сказать и о так называемом «остаточном» тепловом излучении, равномерно распределенном по всем направлениям и заполняющем всю безграничную пустоту космических пространств.

http://sueverie.net/kak-vliyayut-tela-ne...

Глава пятая. История еврейского текста Священного Писания Историю еврейского текста Св. Писания (Танаха) можно разделить на три больших периода – период пророков (невиим), период книжников (соферим) и период масоретов. 5.1. Период пророков (XV-V вв. до Р.Х.) В течение тысячи лет, от Моисея (XV в. до Р.Х.) до священника Ездры (444 г. до Р.Х.) происходило написание книг пророками и собирание их в Израиле в единый сборник. После находки итальянскими археологами в 1975 г. в Тель-Мардихе (Сирия) целой библиотеки из более, чем 15 000 глиняных табличек, датируемых царством Эблы вв. до Р.Х.), т.е., намного ранее Авраама, содержащих многие повествования, схожие с описаниями книги Бытия, возникла теория, что в основе первой книги Библии были те глиняные таблички, возможно, известные Моисею. Так что возможно, что не только устное, но и письменное Предание предшествовало Библии. Эти таблички содержат сведения о сотворении мира, о потопе, о Евере, а позднейшие – и об Аврааме, Израиле 8 . В сер. II тыс. до Р.Х. возникает первый в истории буквенный алфавит на древнееврейско-финикийском языке. Согласно Преданию, архангел Гавриил открыл эти буквы пастуху Моисею в Синайской пустыне. А еще через некоторое время, Бог стал говорить Моисею на г. Синай. Записи Моисея легли в основу Торы и всего Богооткровенного Писания. Таким образом, Библия, видимо, первая в мире книга, записанная буквами. Со времен вавилонского плена, иудеи перешли на квадратное письмо, сохранившееся и поныне в священной письменности. Еврейский алфавит содержал буквы, означающие только согласные звуки, не было различия заглавных и строчных букв (унциальное письмо), слова писались подряд без разделения пробелами. Книги изготовлялись из пергамента, а позднее, возможно, и из папируса. Они представляли собою, скатываемые в рулон, свитки. В таком виде употребляется Св. Писание у иудеев и поныне. Писали стручцами. Гусиные перья стали использоваться для письма греками с III в. до Р.Х. Новая форма книг, состоящая из двух обложек и переплетенных листов, называемая «кодекс», появилась в начале нашей эры. Существует мнение, что первыми стали употреблять кодексы христиане послеапостольского времени, как люди, не связанные, бывшей до них, культовой традицией. 5.2. Период книжников (соферим) (V в. до Р.Х. – VI в. по Р.Х.)

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Введение Настоящий опыт богословского анализа Библейского сказания представляет собой первую часть научного исследования (повествования) о сотворении мира и человека. Вторая часть исследования посвящена исключительно первым людям на земле, жизнь которых рассмотрена в свете современных археологических данных о доисторическом человеке. В области геологических, археологических знаний есть положения известные, являющиеся абсолютной истиной, и есть положения спорные, по которым существует несколько суждений и теорий. Обращаясь исключительно к научным данным геологии и палеонтологии, а во второй части книги и к археологическим исследованиям, я мог, конечно, свободно делать выбор между различными гипотезами, а в некоторых случаях высказывать и свои личные суждения. О степени убедительности этого исследования могут судить все, кто хочет взглянуть на мир и человека с точки зрения богооткровенных знаний, о которых повествуют первые страницы книги Бытия. Дать фактическое научное доказательство сотворения мира Творцом человеку неверующему и не ищущему веры невозможно, так как, если и мертвые воскреснут, по словам Спасителя, неверующий все равно не поверит. Но человеку, ищущему правды Божией, просящему у Бога премудрости и разума, Бог откроет мудрость, которую утаил от премудрых мира сего. Этим искренним душам, сердца которых стремятся к Богу, к познанию домостроительства Божия, и посвящен настоящий труд. Опыт духовного общения с людьми убедил меня в том, что подавляющее большинство современной интеллигенции отчуждено от духовного мира, от духовных интересов именно вследствие того, что все духовное им представляется таким же необоснованным, как детская вера в шесть дней творения (в буквальном понимании), ведь каждый современный образованный человек имеет достаточно научных знаний о происхождении мира. Предполагается, что если основа церковного понимания такова и пригодна лишь для детского сознания, то, по-видимому, и все остальное такого же порядка. Путь к духовным сокровищам, в Церкви, для подавляющего большинства закрыт, ибо на этом пути лежит огромный " камень преткновения " – мнимое противоречие между Библейским сказанием и современными научными представлениями о сотворении мира и человека.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Киевская Духовная Семинария Скачать epub pdf Понятие о пророках и время их служения Характерной чертой, объединяющее все периоды ветхозаветной библейской истории, является служение пророков, или так называемый ветхозаветный профетизм. Пророк, по-еврейски «нави», от глагола «нават» – говорить, передавать волю другого. «Нави» соответствует также таким понятиям, как «быть полным, литься через край». Понятия эти сопутствуют образу вдохновенной, ораторской речи, свободно льющейся из переполненного чувством сердца пророка. Пророки часто именуются «устами Иеговы». В этом же смысле пророком назван и Аарон, передававший повеления косноязычного Моисея народу и фараону. «Иди... он будет твоими устами (твоим пророком), а ты будешь ему вместо Бога» ( Исх. 4, 16 ) – сказал Господь Моисею. В греческом языке «нави» соответствует слово «профитис». Но оно имеет более узкое значение – обозначает предсказателя будущего, провидца, прорицателя. Этим словом назывались греческие оракулы, жрецы языческих религий, думающие, что они передают волю богов. Пророк – посредник между Богом и людьми, который открывает людям божественную волю, касающуюся или настоящего момента, или прошедшего, или будущего. Служение пророков красной нитью проходит через всю историю ветхозаветного человечества. Профетизм является тем понятием, в свете которого можно одновременно рассматривать как внешний ход главных событий библейской истории, так и их внутреннюю идейную связь. Библия, предлагая нам историю ветхозаветного человечества, акцент ставит на вопросе общения Творца с творением. Богооткровенная религия как религия истинная, непременно предполагает определенный способ взаимосвязи Бога и человека. Профетизм в самом и широком смысле этого слова, обнимает собой все те формы, путем которых Бог открывает Свою волю человечеству. В широком смысле слова пророком («нави») в Библии часто именуется весь богоизбранный народ, которому Создатель открывал Свою волю и являл особое покровительство и милость. Израиль должен был быть тем рупором, посредником, через которого Бог объявлял Свою волю всему человечеству. В этом смысле Израиль называется «народом пророков», предназначенным служить «светом к просвещению язычников» – людей, «сидящих во тьме и сени смертней». Но Израиль из-за своей «жестоковыйности» не смог выполнить высокого назначения. Из-за своей греховности он не смог предстоять непосредственно Лицу Божию, для него самого потребовались посредники-пророки. В этом качестве посредников – пророками следует признать всех ветхозаветных патриархов (Адама, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова), всех судей, вождей и многих благочестивых еврейских царей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/ponjati...

Ф. Вигуру (католик) Γлава II. – Космогония Моисея 249 – Деление главы Мы изъясним в первом отделе первую главу Бытия; во втором мы изложим системы о согласии Моисеевой космологии с естественными науками; в третьем мы исследуем то, что нам известно о дате творения мира и, наконец, в четвертом мы опровергнем современные ошибки о творении вообще. Отдел 1. – Изъяснение первой главы Бытия Красота Моисеева сказания о творении. – Его важность и характер. – Творение элементов материи. – Организация мира. – Смысл слов: день, вечер и утро. – О смысле, в каком было понимаемо слово день отцами Церкви. – Подтверждение библейской космогонии всеобщим преданием народов. Красота Моисеева сказания о творении Кн. Бытия, и с нею Библия, открывается превосходным введением, представляющим нам сведения о происхождении неба и земли или, как принято выражаться, о космогонии. 870 1 . Красота и величие сказания о творении поражала все умы. Так, рационалист Дильман говорит о космогонии Бытия: „Она не содержит ни одного слова, которое могло бы казаться недостойным мысли Божией. С тех пор, как пытались описывать, для более наглядного представления человеческому уму, – дело творения, которое останется всегда тайною для человека, не могли начертить картины более великой и более достойной. С большим правом извлекают из нее доказательство откровенного характера этого сказания; лишь от Бога могло произойти то писание, где Бог открыл Себя в Своей истинной сущности. Это – дело богооткровенного ума“. 871 „Или Моисей, говорит Ампер, имел в науках более глубокое познание, чем познание его века, или он был богодухновенным“. 872 2 . Превосходство библейского сказания является особенно поразительным при сравнении его с космогониями других народов. Насколько более ценны простота и трезвенность этого сказания, когда мы сопоставим, например, его с космогонией Магабараты. „Земные существа разделяются здесь на два великих класса: одушевленных и неодушевленных. Животные состоят из четырнадцати видов, из которых семь принадлежат к разряду диких и обитают в лесах (обезьяны, медведи, слоны, буйволы, кабаны, тигры и львы), а семь живут с людьми в городах (человек, овца, козел, корова, лошадь, осел и мул). Человек есть первое из домашних животных; лев первое из диких животных. Существует пять видов растений... Существует шесть великих гор... Меру есть гора золота поразительной высоты, вокруг которой солнце и луна совершают свои обращения; она служит также жилищем богов... На западном скате этой горы находят удивительные страны, где люди золотого цвета живут девять и одиннадцать тысяч лет и т. п.“. 873 Вот то, что изобрело человеческое воображение. Ничего подобного нет в рассказе Моисея, где все достойно Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Глава 8 – Священное Писание Для христиан Библия – это вершина всего, что было когда-то написано и еще только будет создано самыми великими умами человечества. Библия – это книга книг. Она остается самой читаемой книгой в мире на протяжении многих столетий. Общий тираж ее достигает миллиарда экземпляров. В переводе она существует почти на семистах языках и диалектах. Само название “Библия” выражает ее исключительное значение. У греков слово “библос” значило просто книга. В далекие времена, во втором тысячелетии до Рождества Христова, финикийцы превратили город под названием Библос в склад папируса для книг. От названия этого города произошло и греческое слово библос. Такие науки, как история, география, социология, а также поэзия и литература много из нее почерпнули. Все европейское искусство основано на Библии. Канон Священного Писания Библия делится на две неравные по объему части: Ветхий Завет и Новый Завет . Слово завет на греческом значит договор, союз и напоминает нам о союзе, заключенном Богом с человечеством, сначала только через один народ, а потом со всеми через посредство воплотившегося Сына Божия Иисуса Христа. Священное Писание называется также Откровением, потому что в нем Бог открывает нам Свои тайны. Каждая из частей Библии состоит из небольших книг, содержащих канон – правила жизни и правила веры. Канон в переводе с греческого и есть правило. Когда мы говорим “канон Священного Писания ”, то имеем в виду книги Библии как Ветхого, так и Нового Завета, признанные Церковью богодухновенными, то есть написанными под непосредственным руководством Святого Духа, хотя и разными людьми. Книги, которые включены в Ветхий Завет только для назидательного чтения, называются неканоническими. В Православной Библии Ветхий Завет насчитывает 39 канонических и 11 неканонических книг. Протестанты неканонических книг не печатают вовсе, а у католиков в канон входит 45 книг Ветхого Завета. В первые века христианства существовало много писаний, рассказывающих о жизни Спасителя и Его учении. Многие из них были еретическими и подложными, хотя надписывались именами уважаемых людей и даже апостолов. Некоторые содержали важные исторические сведения, но не могли быть признаны Церковью как безупречные источники богооткровенной истины. Канон Нового Завета не меняется со второго века.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Такой живой мертвый язык 13.02.2021 816 Время на чтение 5 минут Язык — это тот удивительный и прекрасный феномен, который вместе с целым рядом других особенностей человека выделяет его из всей окружающей живой природы, наглядно демонстрируя образ Божий, заложенный в каждом из нас. Сегодня языковое многообразие поистине колоссально настолько, что с математической точностью никто не может сказать, каким числом оно выражается. При этом, увы, наблюдается и одна нерадостная тенденция — постепенно их становится все меньше и меньше. Да, как и их носители, языки тоже смертны. Они возникают, отмеряют свой век и умирают. Одни — раз и навсегда останавливают свое развитие, выходят из повседневного употребления, попадая в разряд так называемых мертвых языков. Другие, напротив, продолжают оставаться живее всех живых. Совершенно точно это можно сказать, например, о древнееврейском и древнегреческом языках, имеющих особое значение для мировой культуры. Именно на них написан оригинальный, самый важный, известный и горячо обсуждаемый текст в истории человечества — Библия. Наши далекие предки, населявшие территории современных России, Украины и Белоруссии, смогли познакомиться с этим кладезем Богооткровенной мудрости благодаря его переводу на славянский язык, выполненному еще в IX веке. С тех пор этот язык сопровождает нас не только на страницах изданий Священного Писания, но и в литургических молитвословиях Русской Православной Церкви. Со времени подвигов равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия минуло уже более тысячи лет, а церковнославянский продолжает звучать в наших храмах. Живая народная речь и нормы русского языка, между тем, очень далеко отошли от своих древних предшественников. Почему же, в таком случае, наша традиция до сих пор столь трепетно относится к церковнославянскому, благоговейно именуя его даже «святым языком»? И почему мы отнюдь не спешим заменить его на более понятный современный аналог? При ответе на эти вопросы кто-то попытается обвинить Церковь в узости и косности взглядов, ультраконсерватизме или боязни каких бы то ни было перемен. Однако очевидно, что дело совсем не в этом. Попробуем разобраться вместе.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/13/takoi_...

Книга содержит избранные места из творений Иоанна Златоуста  – архиепископа Константинопольского. Святитель Иоанн оставил нам огромное богословское наследие. В своем изъяснении Священного Писания он показывал, как Библия может стать подлинной наставницей человека. И сегодня слова святителя, обращенные к каждому из нас, дышат силой Святого Духа: «Грех не в нашей природе; мы сподоблены воли и свободы. Ты – мытарь? Можешь сделаться евангелистом. Ты – богохульник? Можешь сделаться апостолом. Ты – разбойник? Можешь приобрести рай. Нет такого греха, который не изглаживался бы покаянием». Предисловие. Имя архиепископа Константинопольского, занимавшего первенствующую кафедру Восточной Вселенской Церкви – Иоанна Златоуста (344/345–407), давно стало нарицательным. Его творения, беседы, поучения, письма читают с таким же неподдельным интересом, как и во время земной жизни святителя, а в выборе богословской тематики, деле проповедничества, методах истолкования Писания ему подражают на протяжении многих столетий. Богатство, сила, легкость языка в выражениях мыслей и чувств снискали талантливому мастеру слова признание, закрепленное в почетном прибавлении к имени – Златоуст. Наследие вселенского учителя, которое вошло в Священное Предание Православной Церкви, передающее богооткровенную истину, весьма обширно, но толкования на Новый Завет принадлежат к лучшим среди его творений, как отмечали уже в древности. Златоуст всегда благовествовал Евангелие как закон жизни, для него Благая весть о Христе Распятом и Воскресшем не предмет любознательности, воспринимаемый памятью, а Слово Божие живое, действенное, которое по апостолу Павлу проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные ( Евр. 4:12 ). Беседы на Евангелия от Матфея и от Иоанна, вместе с другими толкованиями, составляют плод его двенадцатилетней проповеднической деятельности в Антиохии, когда дважды в неделю, а иногда и каждый день он обращался к народу, потрясая сердца слушателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Раздел III. Вероучение Глава I. Источники православного вероучения 1. Писание и Предание Христианство является богооткровенной религией. В православном понимании Божественное Откровение включает в себя Священное Писание и Священное Предание. Писание – это вся Библия , то есть все книги Ветхого и Нового Заветов. Что же касается Предания, то этот термин требует специального разъяснения, так как употребляется в разных значениях. Нередко под Преданием понимают всю совокупность письменных и устных источников, при помощи которых христианская вера передается из поколения в поколение. Апостол Павел говорит: «Стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» ( 2Фес. 2:15 ). Под «словом» здесь понимается устное Предание, под «посланием» – письменное. Иногда же под Преданием понимают преимущественно устную передачу истин веры, в отличие от письменных источников вероучительного характера. Об устном Предании говорит святитель Василий Великий : «Из сохраненных в Церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия... Ибо если отвергнем неписаные обычаи, как не имеющие большую силу, то неприметно повредим Евангелие в главных предметах... Например, прежде всего упомяну о первом и самом обшем: чтобы уповающие на имя Господа нашего Иисуса Христа знаменовались знаком креста – кто учил этому писанием? К востоку обращаться в молитве – какое писание нас научило? Слова призывания при преложении хлеба Евхаристии и чаши благословения кто из святых оставил нам письменно? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о коих упомянул апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим и другие, как имеющие великую силу в Таинстве, приняв их от неписаного учения. Благословляем также и воду крещения, и елей помазания, еше же и самого крешаемого, по какому писанию? Не по преданию ли, умалчиваемому и тайному? И что еше? Самому помазанию елеем какое писаное слово научило? Откуда и троекратное погружение человека, и прочее, бывающее при крещении: отрицаться сатаны и ангелов его – из какого взято писания?»

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Природа как второе Откровение В статье автор предлагает взглянуть на сотворенный Богом окружающий мир как на часть Божественного Откровения, знакомит читателя с понятием " книга Природы " , подробно объясняя его происхождение, а также размышляет о возможности влияния естествознания на богословие. Статья Одним из главных положений христианской рефлексии является утверждение о том, что христианство есть религия богооткровенная. Все остальные (нехристианские) религии, с точки зрения христианства, суть «естественные» религии. Они выражают естественное стремление человека к Богу или, образно говоря, движение, направленное «снизу вверх», от земли на небо. В отличие от них христианство, со своей собственной точки зрения, выражает движение, направленное «сверху вниз», или с неба на землю. Оно есть результат снисхождения  Бога к людям, Его самооткрытия. Таким образом, в основу своего существования христианство полагает Божественное Откровение (от слова «открывать»). Главным «вместилищем», «формой» этого Откровения считается Священное Писание, или Библия, – совокупность текстов, составленных в интервале времени примерно от XV в. до н. э. и до II в. н. э. Однако уже с первых веков существования христианства формируется представление о втором (т. е. существующем наряду со Священным Писанием) Откровении, в качестве которого рассматривается Природа, или «тварный мир», по христианской терминологии. Если мир сотворён Богом, то он несёт на себе как бы отпечаток своего Творца, и человек, изучая этот мир, через его познание отчасти познаёт и Бога, «обнаруживает сокрытого Творца так, как мы видим поэта за словами стихов или художника – за игрою красок» (Яннарас, 1992, стр. 80). Природа в некотором смысле также может рассматриваться как книга, автором которой является Бог.

http://bogoslov.ru/article/5350478

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010