Илларион (Алфеев). Исаак Сирин//Новая философская энциклопедия в четырех томах. – М.: Мысль, 2000–2001. – Т. II.    Иустин (Полянский). Нравственное учение отца нашего Исаака Сирина. – СПб., 1902.   Иустин (Попович). Путь богопознания. Гносеология святого Исаака Сирина/Пер. с сербск.  комм.:  И.А.Чароты. – Минск: Свято–Елисаветинский монастырь, 2003.   Каллист (Уэр), епископ Диоклийский. Смеем ли мы надеяться на спасение всех? Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский//Страницы. – М., 2000. – Т.5. – Вып.1.   Каллист Диоклийский. Предисловие//Иларион (Алфеев), иеромонах. Мир Исаака Сирина. – М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1998.   Каллист Диоклийский.Смеем ли мы надеяться на спасение всех? Ориген, Григорий Нисский, Исаак Ниневийский//Учение о спасении в разных христианских конфессиях. – М. : Библейско–Богословский Институт св. апостола Андрея, 2005.   Киприан (Керн). Антропология св. Григория Паламы. – М.: Паломник, 1996. с.225–229. Клеман О. Истоки: Богословие отцов Древней Церкви/Тексты и комментарии. – М.: Центр по изучению религий; Путь, 1994. С.349–351.   Коваль Т.Б. “Тяжкое благо”: Христианская этика труда: Православие, католицизм, протестантизм. Опыт сравнительного анализа. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН, 1994. С.65–66.   М.Нин. Исаак Сирин//Католическая энциклопедия. – М.: Изд–во Францисканцев, 2005 – Т. 2.    Мещерская Е. О преподобном Исааке Сирине и его сочинениях//Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах и о духовной жизни. СПб.: Алетейя, 2003.   Минин П. М. Мистицизм и его природа. – Киев: Пролог, 2003. С.129–134.   Мистика на Востоке//Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.    Новоселов М. Догмат и мистика в  Православии, Католичестве и Протестанстве. – М.: Лепта–Пресс, 2004. (Испытание мудростью. – Вып. 7). С.16–18.   Носов Н.А. Духовная лествица св. Исаака Сирина//  Человек. – М., 1992. – 5.   Плакида (Дезей), архим. " Добротолюбие " и православная духовность. М.: Православный Свято–Тихоновский гуманитарный университет, 2006.

http://bogoslov.ru/person/2929331

Выдающийся православный богослов В.Н. Лосский закончил статью, в которой он критиковал воззрения прот. Вл. Родзянко на проблему «Филиокве», следующими словами: «Лучше мыслить о Святой Троице, принимая на себя риск всегда возможных ошибок, чем только повторять священные формулы в ленивом и самодовольном безмыслии, оставаясь чуждым их содержанию и силе. Верность Преданию не инертна, а динамична. Без новых и новых усилий богословской мысли не может быть подлинной верности Преданию отцов Церкви» . Возможно ли отнести эти слова Лосского к учению Бальтазара о сошествии Христа во ад? Здесь мы указываем страницы по изданию: Бальтазар Г. У. фон.  Пасхальная тайна. Богословие трех дней./Пер. с нем. – М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2006. – 288 с. Лосский Н. В. К вопросу об исхождении Святого Духа.// Лосский Н. В. Боговидение. – Минск: Белорусский экзархат, 2007. – С. 272. Комментарии ( 3): Шахбазян Марина Анатольевна, Краснодар 15 мая 2015г. 15:23 " переосмыслив догмат о сошествии во ад, он всего лишь показал, так сказать, его обратную сторону " Прошу пояснить, что такое " обратная сторона догмата " . И тождественна ли она " переосмысленному догмату " . И насколько догмат остается собой после переосмысления. С уважением, М. А. Шахбазян, д. филол. н., проф Екатеринодарской духовной семинарии. Игорь, Севастополь 16 мая 2015г. 20:34 Если позволите, попробую ответить на Ваш интересный вопрос. С помощью диалектики Гегеля. Кто есть Антихрист? И когда его время? Он есть анти Христа, а время его в конце Истории. В диалектике Гегеля анти, вообще, совпадает со второй стадией. То есть, если в первой стадии(одной из трех) диалектики единое разделяется на в-себе-бытие, то во второй стадии единое становится рекурсией, до тех пор, пока не исчерпает внешнее отражение , которое переходит в новое качество. То есть внешнее имеет границу. Рекурсия этой границы в сознании , когда становится данным качеством, - становится предметом сознания для самого себя( третья стадия духа).

http://bogoslov.ru/article/4474057

Истоки русской культуры: в Соборной палате ПСТГУ проходит VII фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе» 03.04.2024 15:48:35 МОСКВА С 26 марта по 15 мая в Соборной палате ПСТГУ проходит фестиваль христианской культуры «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Тема этого года – обращение к истокам: история просвещения Руси, первые русские святители, равноапостольный князь Владимир, княгиня Ольга, князья-страстотерпцы Борис и Глеб. Фестиваль раскроет одну из главных идей древнерусской культуры – покаянная мысль о разрушаемом единстве. Эта идея нашла отражение спустя почти тысячу лет и в восстановлении празднования Собора русских святых в 1918 году, и актуальна сегодня. В программе: – Открытый лекторий 5 авторских лекций от преподавателей ПСТГУ, СПбДА, МГИМО, Библейско-богословского института святого апостола Андрея. О древнерусском искусстве; истории киевского распева с «живыми» образцами, которые исполнят студенты Факультета церковного пения ПСТГУ; историческом выборе князя Владимира; формировании древнерусской народности; роли Киевской духовной академии в богословском образовании и русской духовной культуре. – Концерты духовной и светской музыки Герман Киткин с избранными фортепианными произведениями С. В. Рахманинова и Симфонический оркестр МГУ имени М. В. Ломоносова с концертом «Русская музыка. Золотой век». – Выставка Церковно-археологического музея ПСТГУ, собравшего уникальную в России коллекцию икон XX столетия. Этот пласт русского искусства мало изучен и почти не представлен в государственных музеях. – Экскурсии «Московский Епархиальный дом: призыв к вере в эпоху революций» и «Патриарх Тихон». Все мероприятия, кроме концертов, бесплатные. Узнать подробнее: Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев: «Фестиваль с самого начала своего существования задумывался как дар, приглашение от Университета, адресованное широкому кругу людей – всем тем, кто интересуется богословием, историей, христианской культурой. Кроме того, это возрождение одной из дореволюционных традиций Московского Епархиального дома (ныне главное здание ПСТГУ), который каждый год Великим постом становился особым центром проведения культурных, просветительских и духовных мероприятий – настоящим центром духовного притяжения в Москве».

http://radonezh.ru/2024/04/03/istoki-rus...

Известные люди о Предание.ру Митрополит Иларион (Алефеев) Митрополит Волоколамский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Станичка Митрополита Илариона в Фонде " Предание " Иеромонах Димитрий (Першин) Председатель миссионерской комиссии при епархиальном совете города Москвы, член попечителького совета фонда " Предание " Аудиолекции и радиопередачи иеромонаха Димитрия Першина Ирина Языкова Искусствовед, кандидат культурологии, заведующая кафедрой христианского искусства Библейско-богословского института святого апостола Андрея, преподаватель Коломенской духовной семинарии, Российского православного института святого Иоанна Богослова Курс лекций Ирины ЯЗыковой " Богословие иконы " Протоиерей Артемий Владимиров Настоятель храма Всех Святых в Красном Селе Лекции и беседы протоиерея Артемия Владимирова в аудиоархиве Протоиерей Андрей Лоргус Основатель и ректор Института Христианской Психологии О любви и зависимости совместно с психологом Ольгой Красниковой (аудио) Наталья Пономарёва Миссионер-катехизатор, руководитель Центра духовной поддержки православных общин в заключении во имя прп. Ефрема Сирина МФ, руководитель Центра духовного просвещения Синодального Отдела тюремного служения Игумен Пётр (Мещеринов) Настоятель подворья Данилова монастыря в Подмосковье, заместитель руководителя Патриаршего Центра духовного развития детей и молодёжи в Даниловом монастыре Аудиолекции игумена Петра (Мещеринова) Андрей Сергеевич Десницкий Библеист, публицист, доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии Аудиозаписи лекций Андрея Десницкого Юрий Белановский Катехизатор, руководитель волонтёрского движения " Даниловцы " Помочь сейчас Мне нужна помощь Реквизиты фонда Юридический адрес: 107023, Москва, Электрозаводская ул., д.20, стр.3, этаж 2, ком.220 Назначение платежа: " Пожертвование согласно ст.582 ГК РФ. Без налога (НДС) " Получатель: Благотворительный фонд содействия духовному развитию общества «Предание». Счёт в банке ВТБ: Р/с: 40703 81060 00000 04744 7706413901 771801001 1087799040383 Филиал «Центральный» Банка ВТБ (ПАО) в г. Москве 30101810145250000411 044525411 Счёт в Сбер банке: ИНН 7706413901 771801001, 770901001 ОГРН/ОГРНИП: 1087799040383 40703810938000009742 044525225 ПАО СБЕРБАНК 30101810400000000225 Группа Вконтакте Facebook группа — Фонд учрежден в 2009 году для сбора средств и помощи нуждающимся. © Благотворительный фонд «Предание». 115162, Россия, г. Москва, улица Шухова, д. 17, корп. 2. Учётный номер в реестре НКО Распространение материалов сайта в печатных изданиях и интернет-ресурсах возможна только в рамках Пользовательского соглашения

http://predanie.ru/about/leaders/

Богословие, мистицизм, духовность, нравственные правила, богослужение, искусство: эти вещи нельзя мыслить раздельно. Вероучение не понять вне молитвы: как говорит Евагрий, богослов — это тот, кто знает, как молиться; и тот, кто молится в духе и истине, тем самым уже является богословом». Если же вероучение должно выразиться в молитве, его нужно пережить: богословие без действия, по словам св. Максима, есть богословие бесовское. Символ веры принадлежит лишь тем, кто живет им. Вера и любовь, богословие и жизнь неразделимы. В византийской литургии символу веры предпосылаются слова:«Возлюбим друг друга, чтобы единомысленно исповедовать Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную». Эти слова точно отражают православный подход к преданию. Если мы не любим друг друга, мы не можем по истине исповедовать веру и войти во внутренний дух предания. Ибо нет иного пути познать Бога, кроме как любить Его. БОГ И ЧЕЛОВЕЧЕСТВО. Статья цитируется по изданию Православная Церковь . Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Библейско–Богословский институт св. Апостола Андрея. М., 2001. Стр. 216–246. В своей свободной любви Бог сделался человеком, дабы человек мог стать богом. Св. Ириней (+ 202) Наша социальная программа, говорил русский мыслитель Федоров, — это догмат о Троице. Православие горячо верит в то, что догмат о Святой Троице — не часть»высокого богословия», доступного только профессиональному богослову, но нечто живое, практически значимое для каждого христианина. Согласно библейскому учению, человеческая личность создана по образу Божьему, а Бог для христиан означает Троицу. Таким образом, только в свете догмата о Троице мы можем понять, кто мы и каков божественный замысел относительно нас. Наша частная жизнь, личные отношения и все наши планы по построению христианского общества зависят от правильного понимания тринитарного богословия.«Между Троицей и адом нет никакого иного выбора». Как пишет один англиканский автор,«в этом догмате суммирован новый способ мыслить Бога в той силе, в какой рыбак сумел обратить греко–римский мир. Он знаменует спасительную революцию в человеческом мышлении».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Епископ Иоанн (Зизиулас). Истина и общение//Беседа. 10. Париж, 1991, с. 31. см. Греческая и латинская традиции об исхождении Святого Духа//Страницы. Журнал Библейско-богословского Института св. апостола Андрея. 1996, 1, с. 145. прот. Иоанн Свиридов. Рецидив “провинциального конфессионализма”//Церковно-общественный вестник 7 (Приложение к Русской мысли от 16.1.97) см. Андреев И. Д. Монархиане//Христианство. Энциклопедический словарь. Под ред. С. С. Аверинцева. т. 2. М., 1995, с. 146 Clement O. Orient – Occident. Deux passeurs. Vladimar Lossky, Paul Evdokimiv. – Geneve. 1985. p. 82. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. С. 866. Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1986. С. 227. Лосев А. Ф. Очерки античного символизма… С. 866-867. Карсавин Л. П. Сочинения М., 1993. С. 186. Честертон Г.К. Шар и крест.//Приключения " 90. М., 1990. с.305. Верховской С. Несколько богословских вопросов, связанных с халкидонским догматом//Православная мысль. вып. 9. – Париж, 1953. с. 37. Лобковиц Н. Что такое «личность»?//Вопросы философии. 1998, 4, сс. 59-60. Дорофей, преп. Душеполезные научения и послания. Троице-Сергиева Лавра, 1900, с. 80. Льюис К. С. Любовь. Страдание. Надежда: Притчи. Трактаты. – М., 1992, с. 39. Цит. по: Рацингер Й. Введение в христианство. – Брюссель, 1988, с.126. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, сс. 151-155. Бюне В. Игра с огнем. Bielefeld, 1992, с. 211. прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, С. 113. Ленин В. И. Письмо А. М. Горькому от 13.11.1913//Полное собрание сочинений. т.48, М., 1975, с. 226. прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, сс.110-111. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, с. 166. Прот. Александр Мень. Магия, оккультизм, христианство. Из книг, лекций и бесед. М., 1996, с. 168. прот. Александр Мень. Отец Александр отвечает на вопросы слушателей. М., 1999, с. 114.

http://predanie.ru/book/71831-vyzov-ekum...

Но если есть явная слабость, то есть и явные признаки жизни. Где лидеры церквей шли на компромиссы с коммунистическим режимом, там православие порождало также несчетное количество исповедников и мучеников. В чрезвычайно нестабильной обстановке после падения коммунизма у нас есть основания не только для беспокойства, но и для великих надежд. Угасание православного монашества было решительно остановлено на Святой горе, и Афон, быть может, еще окажется источником более широкого монашеского возрождения. Духовные сокровища православия — такие, как «Добротолюбие» или Иисусова молитва — не только не забыты, но практикуются и ценятся все больше и больше. Православных богословов немного по числу, но некоторые из них — часто под влиянием контактов с Западом — вновь открывают забытые, однако жизненно важные элементы собственного богословского наследия. Недальновидный национализм мешает работе церкви, но имеют место и спорадические попытки сотрудничества. Миссий еще немного, но православие все более отчетливо осознает их важность. Мы, православные, при реалистичном и честном взгляде на вещи не можем испытывать удовлетворения или торжества по поводу нынешнего состояния нашей церкви. Но несмотря на множество проблем и на человеческие недостатки, православие может глядеть в будущее с доверием и умеренным оптимизмом. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ВЕРА И БОГОСЛУЖЕНИЕ СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ: ИСТОЧНИК ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЫ. Статья цитируется по изданию Православная Церковь. Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Библейско–Богословский институт св. Апостола Андрея. М., 2001. Стр. 203–215. Храни преданное тебе. 1 Тим 6:20 Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви. Владимир Лосский Внутренний смысл предания С внешней стороны православная история отмечена рядом внезапных разрывов: захват Иерусалима, Александрии, Антиохии арабо–мусульманами, сожжение Киева монголами, два разграбления Константинополя, октябрьская революция в России. Но эти события, преобразовавшие внешний облик православного мира, никогда не прерывали внутренней преемственности Православной церкви.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Статья цитируется по изданию Православная Церковь . Епископ Диоклийский Каллист (Уэр). Библейско–Богословский институт св. Апостола Андрея. М., 2001. Стр. 247–272. Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Еф 5:25 Церковь — одно с Господом: Его Тело, плоть от плоти Его. Церковь — живая лоза, вскормленная Им и возрастающая в Нем. Никогда не думай о Церкви отдельно от Господа Иисуса Христа, от Отца и Святого Духа. (Св. Иоанн Кронштадтский) Бог и Его церковь Православный христианин живо осознает свою принадлежность к общине.«Мы знаем, когда падает кто из нас, — пишет Хомяков, — он падает один; но никто один не спасается. Спасающиеся же спасаются в Церкви, как член ее, и в единстве со всеми другими ее членами»   . Некоторые из различий между православным учением о церкви и учением западных христиан были выявлены в первой части этой книги. В отличие от протестантизма, православие настаивает на иерархической структуре церкви, апостольском преемстве, епископате и священстве; Православная церковь просит святых об их заступнических молитвах и выступает посредницей для усопших. Здесь Рим и православие находятся в согласии друг с другом; но там, где Рим мыслит в терминах превосходства и универсальной юрисдикции папы, православие мыслит в терминах пяти патриархатов и вселенского собора; где Рим делает упор на папской непогрешимости, там православие отстаивает непогрешимость церкви как целого. Конечно, ни та, ни другая сторона не вполне беспристрастны друг ко другу, но православным часто кажется, что Рим рассматривает церковь подчеркнуто в терминах земной власти и организации, в то время как римо–католикам часто кажется, что более духовное и мистическое учение о церкви, которого придерживается православие, страдает неясностью, непоследовательностью и неполнотой. Православные могли бы ответить на это, что они вовсе не пренебрегают земной организацией церкви, что у них есть много строгих и скрупулезных правил, которые вскоре обнаруживает всякий, кто читает каноны. Но православная идея церкви несомненно имеет духовный и мистический характер в том смысле, что православное богословие никогда не рассматривает земной аспект церкви изолированно: оно всегда мыслит о церкви во Христе и Святом Духе. Всякое православное мышление о церкви начинается с особого отношения, существующего между церковью и Богом. Это отношение можно выразить в трех утверждениях: церковь есть 1) образ Пресвятой Троицы, 2) тело Христово, 3) длящаяся Пятидесятница. Православное учение о церкви тринитарно, христологично и пневматологично.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Ср. отдельные примеры в моей книге, например, прекрасный рассказ об авве Дорофее. Op. cit. S. 31–34. Василий Великий, в: PG. 31. P. 884 С, 632 В, 1388 В. Прп. Антоний Великий сказал однажды о послушании: «Когда ты увидишь молодого монаха идущим на небо по своей воле, держи его ноги, влеки его вниз, ибо это не полезно ему», в: Палладий, архим. Новооткрытые изречения по коптскому сборнику. Сказания о преподобном Антонии (1898). С. 14. Ефрем Сирин. Ук. соч. С. 226. Здесь уместно заметить: во многих древних православных сочинениях выражено мнение, что Христос был монахом, ср: Holl. Op. cit. S. 164. PG. 88. P. 706 C. Добротолюбие (Philokalia). 2 (1879). С. 229. См. прекрасный перевод этих «Гимнов»: Kirchhoff P. Kilian. O. F. M. Symeon der Theologe. Licht vom Licht. 2-е изд. 1951; послесловие представляет собой весьма ценное исследование о Симеоне. Meyer Ph. Die Haupturkunden (1894) и статьи, в: ZfKG. 11. 1890; а также работы Г. Вундерле и Порфирия Успенского (см. перечень литературы). Эти творения в: PG. 150. P. 1329–1346, 1313–1314, 1303–1304. Ср. мою книгу. Op. cit. S. 47 и след., 264. Об исихастах см. в библиографии работы Энгельхардта, Ф. Штейна, П. Сырку, монаха Василия; а также: Острогорский Г. Афонские исихасты и их противники, в: Записки Русс. науч. института в Белграде. 5 (1931) и новую работу архим. Киприана «Духовные предки Святого Григория Паламы», в: Богословская мысль. Труды Православного Богословск. института в Париже. Париж, 1942. С. 102–131; здесь автор дает очерк истории православной мистики от Ареопагита до Григория Паламы. О Никодиме Святогорце см.: Viller M. Nicodume l’Hagiorite, в: Revue d’ascйmique et de mystique. 5 (1926); 5. Grumel. Nicodume l’Hagiorite, в: ДТС. 11. 1. P. 487–490; ср. также: Ammann. Op. cit. S. 7–11. Голубинский. 1. 1. С. 571, 605–606, 625. Приселков. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси (1913). С. 168. Смирнов. Духовный отец. С. 487–492. Интересно, что и прп. Венедикт Нурсийский в своем уставе (гл. 21) говорит о «деканах» (decani), то есть об опытных пожилых монахах, духовному руководству которых вверялось по 10 послушников. PL. 66. P. 483.

http://sedmitza.ru/lib/text/436705/

В 357 году, при императоре Константине Великом, мощи святого апостола Андрея были торжественно перенесены в Константинополь и положены в храме Святых Апостолов рядом с мощами святого Евангелиста Луки и ученика апостола Павла – апостола Тимофея. По взятии Константинополя крестоносцами в 1208 году мощи святого апостола Андрея были перевезены в Италию и помещены в кафедральном храме в Амальфи. При Папе Римском Пие II (1458г.) честная глава святого апостола Андрея была перенесена в Рим и положена в соборе святого апостола Петра. Предания об апостоле Андрее зафиксированы на 50 языках. Апостола Андрея Первозванного справедливо считают основателем Церкви на нашей земле и покровителем Русских земель: именно он принес сюда христианство и здесь проповедовал о Царстве Божием. Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут свое преемство от апостола Андрея Первозванного, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память св.Андрея Первозванного (30 ноября по старому стилю и 13 декабря – по новому стилю) так торжественно почиталась на Руси. Уже в 11-ом веке, в 1086 году, Всеволод Ярославович, сын князя Ярослава Мудрого, основал в Киеве Андреевский монастырь. В 1086 году Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя апостола Андрея Первозванного. В конце XI века в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. Император Петр I, считавший Андрея Первозванного своим покровителем, при основании новой столицы – Санкт-Петербурга – заложил в основание крепости на Заячьем острове ковчежец с частицей мощей Андрея Первозванного. Царь также учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден Российской империи, который давался в награду за выдающиеся заслуги перед государством. С петровских времен Российский флот сделал своим стягом Андреевский флаг (на белом фоне голубой крест формы Х), под сенью которого русские войска одержали множество побед. Именно святому Андрею Первозванному молятся о защите Отечества. Материал подготовила Мария Тоболова

http://ruskline.ru/analitika/2023/05/31/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010