прот. Александр Мень Общества библейские Общества библейские , национальные и международные добровольные организации, цель которых – в издании Библии на оригинальных языках и в переводах, а также в ее распространении и изучении. Главная цель Обществ библейских – исполнение заповеди Спасителя ( Мк.13:10; 16:15 ) донести Слово Божие до максимального числа людей. Одним из принципов Обществ библейских является выпуск священных текстов без комментариев, которые, как правило, отражают точку зрения какой-либо конфессии. Общества библейские пользовались и пользуются поддержкой большинства христианских церквей, хотя сами Общества библейские не являются церковными учреждениями. Предыстория . Идея создания Обществ библейских зародилась среди протестантских миссионеров Англии, которые стремились к евангелизации стран, входивших в Британскую империю. Еще в 1698 было основано «Общество содействия познанию христианства» (Лондон), которое начало издавать английские Библии для Индии. Его преемником стало «Общество для распространения Евангелия за рубежом» (1701), выпускавшее Библии для нужд миссионеров в колониях. Напротив, шотландское «Общество для распространения христианского знания» (1709) ограничивалось пределами своей страны, распространяя Писание среди бедняков безвозмездно. Из-за нехватки средств оно вскоре прекратило существование, но в 1750 возникло «Общество для распространения религиозных знаний среди бедных», которое распространяло не только Библии, но и религиозную литературу. В 1780 английские миссионеры учредили в Лондоне Общество библейское , начавшее работу среди моряков и военных. Вне Англии аналогичных учреждений было в то время немного. Наиболее значительным явилось немецкое Общество библейское «Бибеланштальт» (1712), которому удалось пережить английские Общества библейские , основанные в 18 в. «Британское и иностранное библейское общество», самая крупная организация этого рода, зародилось в 1804. Инициатором его создания был странствующий английский проповедник Томас Чарлз. Он обратился за поддержкой к «Обществу религиозных трактатов», выпускавшему духовную литературу для простого народа, и предложил создать библейское общество в мировом масштабе. Идея нашла живой отклик. Цели нового начинания были обнародованы баптистским пастором Джоном Хьюгсом на митинге, после которого избрали исполнительный комитет общества. Он включал 36 мирян (15 англикан, остальные – члены независимых религиозных групп).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Скачать epub pdf 14. Существует ли «библейское богословие»? Как мы видели в прошлой главе, одной из основных целей классической библейской критики была реконструкция религиозной истории древнего Израиля и ранней Церкви. Пусть сегодня эта задача не выглядит такой актуальной, но по-прежнему издаются книги, озаглавленные «Богословие Ветхого/Нового Завета», «Библейское богословие» – в них, по замыслу авторов, в целостности и полноте излагаются верования людей того времени. Собственно, многие из протестантов утверждают, что у них нет никакого собственного богословия, только то, которое они почерпнули из Библии. Так существует ли оно, особое библейское богословие, и можем ли мы его точно определить и отделить от позднейших добавлений? Библейское или систематическое? Современная западная библеистика достаточно разнородна. Немалая ее часть стала совершенно светской наукой: ей могут заниматься и верующие ученые, но при написании книг и статей они никак не дают понять, что видят в тексте нечто большее, чем просто древний памятник письменности, вроде египетских текстов пирамид или сказания о Гильгамеше. Такой подход характерен в основном для североевропейских стран. Однако для других ученых, прежде всего для американских протестантов, характерно именно стремление связать свои исследования со своей верой. Протестантизм привычно говорит, что основывает всякое утверждение и действие на Библии, но огромное разнообразие деноминаций и течений внутри самого протестантизма неизбежно ставит вопрос: каким образом из единого текста получаются неодинаковые богословские построения? Действительно ли можно утверждать, что рядовой верующий открывает Библию, самостоятельно находит ответы на все возникающие у него вопросы и так формирует свое вероучение? Иными словами, если бы племени, живущему на далеком острове и никогда ничего не слышавшему о христианстве, дали Библию на его родном языке, можно ли было бы ожидать, что в племени возникнет община верующих, совпадающая во всех основных моментах с некоторой группой христиан в «большом мире»? И какой именно группой?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Desnick...

О характере проповедей Итак, в прошлой лекции мы разобрали вопрос о том, о чем нужно проповедовать. Теперь предстоит нам разрешить другой, не менее важный вопрос: о том, как нужно проповедовать. Прошлый раз мы рассмотрели, что может быть материей, или содержанием проповедей; теперь естественно возникает вопрос: как эта материя должна раскрываться и излагаться в церковной проповеди? В иностранных гомилетиках обыкновенно очень много распространяются о составных частях проповеди и об их построении, как-то: приступ, тема, разделение, исследование и заключение. Но не это важно для гомилетики, ибо это в сущности только повторение того, что излагается в курсах риторики. Нам важно установить, что же именно составляет отличительный характер, главный признак проповеди, отличающий ее от светских ораторских произведений? Основные черты, определяющие характер проповеди, легко вывести из самого существа или понятия проповеди. Что такое проповедь? Проповедь, как мы уже говорили, есть не что иное, как сообщение народу Слова Божия, или живое свидетельство об истине нашего спасения, обращенное к народу. Из такого определения проповеди естественно вытекают два основных требования, которым каждая проповедь должна удовлетворять, дабы она была именно проповедью, а не светской речью. Во-первых, проповедь, служащая сообщению и разъяснению Слова Божия, хранимого Церковью, должна отличаться церковно-библейским характером; во-вторых, проповедь, обращенная к народу, направляющая его на путь спасения, должна быть вполне доступна пониманию народа, должна быть близка и родственна духу народа. Итак, в вопросе о характере проповедей гомилетика должна выставить два необходимых закона, два основных требования для проповедника, желающего надлежащим образом выполнять свое служение: проповедь должна соблюдать церковно-библейский характер, а с другой стороны, должна быть популярна. Церковно-библейский характер и популярность проповеди – вот главное, что отличает проповедь как таковую и выделяет ее из ряда светских ораторских произведений. Церковно-библейский дух, или характер проповеди

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Библейская антропология: Ветхозаветное учение о сотворении человека из праха земного (Быт. 2:7) Истоки, значение, богословская рефлексия в Христианской и Иудейской традициях 29.10.2021 752 Время на чтение 35 минут Источник: сайт Архангельской Епархии Фото: Священник Михаил Юров Библейская антропология: ветхозаветное учение о сотворении человека из праха земного (Быт 2:7). Истоки, значение, богословская рефлексия в христианской и иудейской традициях Аннотация: Статья посвящена рассмотрению библейского учения о сотворении первого человека из праха земного (Быт 2:7). В своем исследовании автор сосредотачивает внимание на четырех различных аспектах, а именно: 1) происхождении указанного учения; 2) его параллелях в культурах народов Древнего мира; 3) его идейном содержании и 4) богословской рефлексии в христианской и иудейской экзегезе. Таким образом, целью работы является составление комплексного и вместе с тем достаточно компактного экзегетического комментария анализируемого сюжета как части одного из наиболее горячо обсуждаемых текстов в истории человечества — библейского Шестоднева (Быт 1-2). Для решения поставленных задач автором применены следующие методы исследования: историко-филологический, сравнительный, богословский, экзегетический. Проделанная работа показывает, что рассматриваемое учение является по своему характеру архетипическим, и его генетические корни находятся не в отдельных культурах окружающих Древний Израиль цивилизаций, но уходят в глубокое досемитское общеафразийское прошлое, и, вероятно, образуют некую исходную религиозную антропогоническую парадигму. Кроме того, данный сюжет имеет важные идейные корреляции в целом ряде ветхозаветных текстов и принципиально по-разному осмысливается в христианской и иудейской традициях, формирующих два совершенно разных взгляда на человека и его природу. Ключевые слова: Адам, сотворение человека, прах земной, библейская антропология, библейское богословие, экзегетика, Священное Писание Ветхого Завета, библеистика.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/29/biblei...

прот. Александр Мень Герменевтика Герменевтика (от греч. ρμηνεω – объясняю) библейская, сумма принципов толкования священных книг. Библейская герменевтика фактически тождественна хотя и отличается от Последняя обозначает сам процесс комментирования Библии, в то время как библейская герменевтика является введением в экзегезу, установлением ее правил и методов. Необходимость интерпретации Писания вытекает из самих его литературных особенностей. В Библии очень многое скрыто за строкой, требует активного размышления читателя. Это видно хотя бы из эпических рассказов и книг или тех евангельских, к которым не дано прямого пояснения. Как отмечает известный немецкий филолог Э.Ауэрбах, «библейский рассказ уже по своему содержанию нуждается в истолковании» («Мимесис», пер. с нем., М., 1976, с. 36). Происхождение и основы общей герменевтики . Библейская герменевтика тесно связана с общей герменевтикой , которая уходит корнями в культуру народов примитивной цивилизации. Так, обряды посвящения молодых членов общества у «первобытных» племен сопровождаются толкованием мифов и ритуальных символов. В древневосточной и античной культурах жрецы объясняли слова экстатических прорицателей и письменно фиксировали эти объяснения. Но настоящее начало искусству герменевтики было положено греческими философами, которые задавались целью отыскать глубинный смысл в мифах и у Гомера. При этом они зачастую вкладывали в древние тексты и сказания смысл, весьма от них далекий. По существу, они лишь использовали мифы для изложения собственных взглядов. Особенно типично это было для стоиков, что вызвало ироническое замечание Цицерона: «Вы считаете старых поэтов за стоических философов». У стоиков была еще одна задача: защищать архаические мифы от нападок скептиков, истолковывая их аллегорически. Этот прием был усвоен школой иудейского богословия (Аристобул, Александрийский) при интерпретации Ветхого Завета. В период поздней античности и в Средние века труды по герменевтике сосредоточиваются вокруг Библии; только с эпохи Ренессанса начинает развиваться научно-литературная герменевтика в применении к античным памятникам. Наибольших успехов она достигла в 19–20 вв. С одной стороны, усилилось стремление понять индивидуальный характер древнего текста, вжиться в мир его автора а с другой – стали разрабатываться интуитивные и структуралистские методы проникновения в мир мышления общества, чуждого европейскому (О. Шпенглер, К. Леви-Стросс). Некоторые теологи расширили понятие и роль герменевтики , рассматривая ее как универсальный ключ к истории вообще и истории Церкви в частности

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

прот. Александр Мень Откровение Откровение библейское, самораскрытие Божества и возвещение Им Своей воли человеку. По учению Церкви, Священное Писание в целом как вдохновенное свыше является письменной фиксацией Откровения . (см. статью В то же время в рамках самой Библии описаны многообразные пути и средства, с помощью которых Откровение приходит к людям. Т.н. «естественное» Откровение и библейское Откровение . Библия не ограничивает Откровение пределами народа Божьего (Церкви). Божество и Его воля в известной степени открываются и язычникам ( Числ.22 ; Дан.4 ; Рим.1:18–20 ). Поэтому, по словам архиепископа Иннокентия (Борисова) , всякая религия «есть уже откровение». Даже если принять во внимание, что религиозное сознание язычества затемнено, «в умах некоторых людей оно может проясняться, очищаться и усовершаться до того, что сии люди в сравнении с другими могут почитаться светилами. Если сии люди в состоянии передать свою религию другим, то религия, сообщаемая ими, есть также откровение... Таким образом, учение философов о религии есть особенный вид откровения Божия». Тем не менее характер этого «естественного» Откровения иной, нежели в религии библейской. Язычеству на высоких ступенях развития свойствен монизм, в котором Божественное имманентно миру, неотделимо от него. Отсюда всякое Откровение мыслится внебиблейским сознанием как манифестация Божества или обнаружение Его Бытия, разлитого в мире. Библейское же Откровение говорит о тайне трансцендентного, запредельного Бога, Который иноприроден твари. Внебиблейская мистика исходит из тождества мира и человека с Единым. В Библии открывается личностный Бог, абсолютно превышающий человека, никоим образом не тождественный ему. Опыт ветхозаветных пророков показывает, что Откровение может противоречить мыслям и желаниям самого боговидца. Библейское Откровение не есть результат усилий человеческого духа постичь Реальность, а рождено опытом «вторжения» в тварный мир Бога, Который открывает Себя Сам. Почти всегда инициатива Откровения в Библии исходит от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

прот. Александр Мень Переводы Библии на на русский язык Переводы Библии на на русский язык . Большинство Переводов Библии на русский язык было сделано в 19–20 вв., поскольку именно в это время потребность в таких переводах возросла в связи с увеличением дистанции между церковно-славянским и русским языками. 1. От древних переводов 1516 вв. до переводов Российского библейского общества. Первой попыткой дать полный перевод Писания, независимый от церковно-славянского, был труд – «Библия Русска» (Прага, 1517–1519). Язык этого перевода отражал особенности западного языкового региона и был близок к белорусскому. В 1680 Симеон Полоцкий выпустил в Москве свою «Псалтырь рифмотворную». Форма перевода была, по его собственным словам, подсказана еврейским оригиналом, тоже написанным стихами. В 1683 толмач польского приказа Авраам Фирсов сделал перевод псалмов, опираясь на Библию и еврейский текст, и снабдил его экзегетическими и историческими комментариями. Фирсов считал, что пришло время передать Слово Божье на «нашем, простом, обычном языке», но труд его встретил сопротивление. Патриарх Иоаким осудил его, и лишь немногие экземпляры были сохранены в казне с пометкой: «Без указу не велено смотреть никому». Главный аргумент противников Фирсова заключался в том, что он ориентировался на протестантское издание. На рубеже 17 и 18 вв. лифляндский пастор перевел почти всю Библию «на общеупотребительный русский язык», но рукопись была затеряна, так и не увидев свет. В 1792 профессор московской Славяно-греко-латинской академии Мефодий (Смирнов) , впоследствии архиепископ Лифляндский, публично зачитал свой перевод Послания к Римлянам, который был издан в Москве в 1794 и стал первой русской книгой Нового Завета, вышедшей в свет. 2. Перевод Российского библейского общества. библейское общество сделало первые решающие шаги в деле создания русской Библии. Работа была начата в Санкт-Петербургской Духовной академии в 1816 (с разрешения Синода от 1813), и в 1818 впервые было издано Четвероевангелие. Перевод Мф. осуществил протоиерей Мк. – архимандрит Поликарп Гайтанников (ум.1837), Лк. – архимандрит Моисей (Антипов-Платонов), а Ин. – архимандрит Филарет (Дроздов) , впоследствии митрополит. Целиком Новый Завет вышел в 1821. За три дня было распродано около 350 экземпляров. Затем в 1822 в Петербурге вышла Псалтирь в русском переводе при ближайшем участии Филарета Дроздова . В 1825, накануне закрытия Библейского общества, было напечатано 8 первых книг Ветхого Завета, главным образом трудами протоиерея Павского. Хотя сам перевод не был ни осужден, ни запрещен Синодом, гонители Библейского общества добились сожжения всего тиража. Даже противник перевода митрополит Филарет (Амфитеатров) вспоминал об этом варварском акте с глубоким возмущением. (См. подробнее статью библейское общество.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Обращение (Conversion) Под обращением понимается изменение направления. Это представление лежит в основе библейских образов обращения. Само это слово в Библии встречается редко, но рассказы об обращении занимают видное место, прежде всего в Новом Завете. Ветхозаветным аналогом обращенных служат язычники, отказывающиеся от своих традиций и принимающие иудейскую веру и Бога. Общий знаменатель таких рассказов об обращении – признание человеком потребности в одном истинном Боге и отвержение всех альтернатив. О человеке, совершившем подобный поступок, обычно говорится, что он «уверовал». В число библейских синонимов обращения входят покаяние, получение спасения и обретение веры. В библейских образах, связанных с обращением, последовательно выражается идея о коренном изменении; люди, всегда верившие в Бога или всегда знавшие Его, обращенными не называются. Конкретные моменты обращения детей Израиля и учеников Иисуса при Его жизни в Библии не показываются, хотя вера для этого, безусловно, требовалась. В Ветхом Завете мы видим благочестивых мужчин и женщин, но лишь изредка встречаем примеры обращения. Жизнь Иакова настолько изменилась после встречи с Богом и борьбы с Ним у потока Иавок ( Быт.32:22–32 ), что этот эпизод можно рассматривать как рассказ об обращении. Послушание Авраама призыву оставить отчий дом и религию тоже привело к таким резким изменениям в жизни, что это можно назвать обращением – изменением направления с введением совершенно нового обряда обрезания как сопутствующего символа ( Быт.17 ). С тех пор желающие стать иудейскими прозелитами и принять Бога Авраама принимали также обрезание. Таким образом, обрезание было ветхозаветным символом обращения к вере в Бога и свидетельствовало о коренном изменении в жизни человека. В других ветхозаветных примерах обращение приводит к изменению в сфере не только религии, но и культуры и образа жизни. Первым известным прозелитом была Раав. Согласно Посланию к евреям, решающим фактором стала вера, которую Раав продемонстрировала, назвав Бога евреев «Богом на небе вверху и на земле внизу» ( Нав.2:11 ; ср. Евр.11:31 ). Она действовала в соответствии с этим исповеданием и спрятала лазутчиков, поэтому спаслась вместе с семьей и стала частью народа Израиля. Еще в Ветхом Завете рассказывается о том, как обратилась Руфь, оставившая свой народ и своих богов и последовавшая за свекровью из родного Моава в Израиль. В своем исповедании веры она заявила: «Народ твой будет моим народом, и Бог твой моим Богом» ( Руф.1:16 ). Таким образом, Руфь тоже уверовала в Бога и обратилась в иудейскую религию.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Райкен Л., Уилхойт Д., Лонгман Т. (книга неправославных авторов) Тьма, мрак (Darkness) Тьма не существует сама по себе, она представляет собой просто отсутствие света. Это физическая и духовная реальность, а также подходящий символ для выражения некоторых глубочайших человеческих переживаний. Тьма, о которой упоминается около двухсот раз, – одно из главных действующих лиц библейской драмы. Книга Иова с показанными в ней бедствиями и отчаянными ситуациями представляет собой небольшую антологию образов тьмы, где о тьме упоминается свыше трех десятков раз. Тьма выделяется практически среди всех других амбивалентных литературных образов (которые могут служить для выражения как добра, так и зла) своим неизменно негативным значением. Для систематизации библейских образов тьмы лучше всего сначала рассмотреть, что тьма символизирует, а затем выяснить, как к ней относится Бог. Космический конфликт . По первобытным представлениям, жизнь и даже мироздание выглядели ареной борьбы между светом и тьмой, сражающимися за обладание миром (см. КОСМОЛОГИЯ ). Намек на такое представление есть в первых библейских упоминаниях о тьме. «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною» ( Быт.1:2 ). Первое творческое деяние Бога заключалось в создании света и в его отделении от тьмы, причем подразумевается, что свет подавил тьму ( Быт.1:4–5 ). Бог установил границу между светом и тьмой ( Иов.26:10 ). Целостность мироздания поддерживается только направляющей силой Бога, и одним из пророческих видений грядущего апокалиптического суда является картина возвращения первобытного хаоса, когда земля станет «разорена и пуста», а на небесах не будет «света» (Иер, 4:23; ср. Ис.5:30 ). На всем протяжении Библии тьма противопоставляется свету, независимо от того, какая тьма имеется в виду – физическая или символическая. В шестидесяти стихах свет и тьма составляют контрастную пару, а переход от тьмы к свету – один из основных библейских образов искупления. Физическая тьма . Тьма как физическое явление повседневной жизни присутствует во многих местах Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Священная история Ветхого Завета «Священная история Ветхого Завета» архиепископа Вениамина (Пушкаря) — пособие для начинающих изучать Священное Писание. Преосвященнейший Вениамин, епископ Владивостокский и Приморский, профессор, кандидат богословия Священная Библейская История Ветхого Завета. Предисловие. С вященная Библейская история по праву должна занимать первое место среди исторических наук, так как она является неисчерпаемым источником нравственного и высшего исторического воспитания для каждого более или менее способного; к серьёзной интеллектуальной жизни человека. Если любая история воспитывает гражданина родины и даёт умственное развитие, то Священная Библейская история в этом отношении стоит выше всех других историй, потому что ее предметом являются глубинные основы человеческого духа, в ней раскрываются глубочайшие законы всемирно-исторического развития. Она явно показывает, что в истории народов нет ничего случайного и произвольного, что всякая попытка «делать историю» бессмысленна и вредна, потому что все ждёт и требует «исполнения времен», а времена эти нельзя ни приблизить, ни отдалить. Священная Библейская история ярко и поучительно раскрывает тайну домостроительства Божия, которая заключается в спасении отпавшего от Бога человека. Идея спасения человеческого рода является главной идеей всей библейской истории. Она показывает, как на протяжении тысячелетий идёт упорная борьба сил добра со злом за человеческие души. Выражаясь меткими словами великого русского писателя Ф. М. Достоевского можно так охарактеризовать все содержание Священной Библейской истории: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы сердца людей». Центром Библейской истории, к которому сходились все исторические пути в прошлом и от которого они расходятся в грядущее будущее, является Голгофа, увенчанная Крестом Господа нашего Иисуса Христа. Христос есть начало и конец, альфа и омега всей истории спасения рода человеческого. Но, говоря о главной идее Священной истории, надо всегда помнить, что Библейские сказания не являются, как это утверждают скептики, какой-то фантазией человеческого религиозного ума, не имеющей ничего сходного с историческим прошлым. Священная история описывает реальные события, которые имели и имеют место в истории человеческого рода. Об этом свидетельствует не только верующее человеческое сердце; но и современная историческая наука.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010