ПРИГОТОВЛЕНИЕ К СВЯТОМУ ВОЗНОШЕНИЮ 1 . Приготовление к священнодействию Бескровной жертвы, или к Святому возношению, начинается тем, что священник, по окончании молитв за оглашенных, разворачивает на престоле антиминс, на котором должно быть совершено преложение Святых Даров. Антиминсом называется шелковый плат с зашитой в него частицей святых мощей. На антиминсе обычно изображается положение в гроб Господа Иисуса Христа. Антиминсом, т.е. в переводе с греческого языка – вместопрестолием, этот плат называется потому, что имеет значение самого престола, так что в случае нужды на нем одном может быть совершена литургия 48 . На антиминсе находится личная подпись правящего архиерея. При освящении антиминса совершается подобное тому, что совершается при освящении престола. Изображение на антиминсе положения Господа Иисуса Христа во гроб указывает, что этот плат, равно как и сам престол, во время совершения на них Бескровной жертвы, означает гроб Господень, находящийся в Иерусалиме, так что великое священнодействие совершается как бы на самом месте погребения Христова. А частица мощей, зашитая в антиминсе, равно как и ковчег с мощами под престолом, вводит нас в духовное общение с древними христианами, у которых приношение Бескровной жертвы было совершаемо на гробницах мучеников 49 . 2 . После раскрытия антиминса, священник читает две молитвы верных и обе тайно 50 , с возглашением только заключительных славословий, а дьякон во время этого чтения произносит две кратких ектении. В первой тайной молитве священник молится за участвующих в священнослужении, разумея себя и сослужащего ему дьякона, а в соборном служении – всех предстоящих пред престолом. Он благодарит Господа, сподобившаго нас предстать пред святым жертвенником (т.е. не столько перед престолом, перед которым он стоял с самого начала литургии, сколько перед антиминсом, который перед этим был распростерт на нем для принесения на нем, как на жертвеннике, Бескровной жертвы) и просит Бога: «Сотвори нас достойными приносить Тебе моления, прошения и Бескровные жертвы (разумеется Евхаристия под двумя видами хлеба и вина) за всех людей Твоих; исполни нас силою Духа Твоего Святого, дабы без осуждения и преткновения, в чистом свидетельстве нашей совести мы могли всегда и везде призывать Тебя». Эту молитву священник заканчивает возгласом: яко подобает Тебе всякая слава ... Во второй тайной молитве священник кратко повторяет содержание первой и умоляет Господа за всех верных, даровать им преуспеяние в добродетельном житии, в вере и духовном разумении и сподобить их неосужденного причащения Святых Тайн. В заключение этой молитвы священник возглашает: яко да под державою Твоею всегда храними, Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу ... Таково содержание двух тайных молитв по чину литургии Иоанна Златоуста . Но по чину литургии Василия Великого священник в обеих молитвах молится только за священнослужащих 51 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

О святых алтарях и приношении бескровной жертвы (Вторая беседа с мнимо духовным христианином) Пришедший: Для меня сомнительно и то, что вы, православные, строите церкви и водружаете в них алтари; вы делаете то, что возбранено словом Божиим. Я спросил: А где возбранено словом Божиим строить храмы Богу для собрания в них на молитву и водружать алтари для приношения жертвы Богу? Пришедший: Сам Господь сказал самаряныне: «жено, веру ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу» ( Ин.4:42 ). И первомученик Стефан глаголет: «Вышний не в рукотворенных церквах живет» ( Деян.7:48 ). Сими словами Спасителя и первомученика Стефана прямо возбраняется созидать храмы. Я ответил: В приведенных тобою словах Спасителя нет возбранения созидать храмы Богу; напротив, в них содержится разрешение повсеместно созидать храмы истинному Богу. Пришедший: Не понимаю, каким образом в приведенных мною словах Спасителя можно находить разрешение созидать Богу храмы по всей вселенной? – Объясните. Я ответил: Послушай моего объяснения. Самаряныня имела мнение, что должно покланяться Богу на одном лишь месте, и только недоумевала, на коем, – в горе Самаринской, или во Иерусалиме. Поэтому она и говорила Спасителю: отцы наши в горе сей поклонишася: вы же глаголете, яко во Иерусалиме есть место, идеже кланятися подобает. На эти слова самаряныни, мнящей, что на едином месте токмо подобает поклонятися Богу, Спаситель и отвечает, что заповедь – покланяться Богу на едином месте, то есть в одном только в Иерусалиме быть храму истинного Бога для поклонения Ему, – что заповедь сия была временная, а отселе будет разрешено поклонятися Богу повсюду, значит, и храмы Божии будут воздвигаемы повсюду же: жено, веру ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу. Слова эти имеют тот именно смысл, что вот близок час, когда уже не в Иерусалиме только будут поклонятися Господу, но во всяком месте будут воздвигнуты алтари и при них будет совершаться поклонение Богу, приноситься жертвоприношение.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Вопросы и замечания, относящиеся к божественной литургии и ее чину в нашей православной церкви Источник 1) Что такое божественная литургия? На этот вопрос наши духовные писатели отвечают различно. Одни определяют литургию богослужением, в котором совершается таинство причащения 1 , или – священнодействием божественной и тайной вечер 2 , или – священнодействием евхаристии 3 ; другие богослужением, соединенным с приношением тела и крови Господней 4 , или – частью общественного богослужения, при котором священнодействуется бескровная жертва 5 ; иные – богослужением, в котором совершается таинство евхаристии или приношением бескровной жертвы Богу со благодарением, и причащение тела и крови Христовой 6 . Чтобы обстоятельно определить божественную литургию, для этого, по нашему мнению, не должно выпускать из виду, что св. евхаристия, по учению православной церкви 7 , есть таинство причащения и бескровная жертва Богу за живых и умерших. Как таинство, св. евхаристия, есть такое священнодействие в котором, под видом хлеба и вина, христиане причащаются истинного тела и истинной крови Христовой в оставление грехов и в жизнь вечную. Как жертва, св. евхаристия есть такое священнодействие, в котором, под видом хлеба и вина, приносится в жертву Богу Отцу за живых и умерших тело и кровь Сына Божия. Следовательно, божественная литургия есть общественное богослужение, на котором совершается таинство причащения и приносится бескровная жертва Богу за живых и умерших. При таком определении литургии понятно, почему она совершается в православной церкви и тогда, когда нет причастников: для присутствующих, но не причащающихся, она имеет значение умилостивительной и очистительной жертвы; понятно также, почему на литургии поминаются живые и усопшие: опять она есть жертва за живых и усопших; понятно, наконец, и то, почему протестанты совершают евхаристии только тогда, когда есть причастники, и почему, при совершении её, не поминают живых и усопших: они не признают её за жертву, а только за таинство причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Tarasij_Seredi...

Скачать epub pdf Октябрь Кирилл, архиеп. Александрийский, свт. Толкование на пророка Малахию [Мал.1:102:6]/Пер. Μ.Д. Муретова//Богословский вестник 1898. Т. 4. 10. С. 257272 (1-я пагин.). (Продолжение.) —257— Наконец уже ясно отвергает совершение богослужения подзаконного и как бы удаляется от любви к Иудеям и нежелательным делает священство, неприемлемою сень, разумею жертвы волов и дым, потому что и в начале не в этом состояла цель Его. Это Он делал для нас ясным и чрез других пророков, говоря то устами Исаии: исполнен есмь всесожжений овних и тука агнцев, и крове юнцев и козлов не хощу: ниже приходите явитися ми, кто бо изыска сия из рук ваших? ходити по двору моему не приложите. (И) аще принесете ми семидал, всуе: кадило, мерзость ми есть ( Ис.1:1113 ), – то устами Иеремии: всесожжения ваша соберите со жертвами вашими, и изъядите мяса: яко не глаголах ко отцем вашим о всесожжениих и жертвах в онь же день изведох их от земли Египетския ( Иер.7:2122 ). Закон был как бы прообразом и предвозвещением богослужения в духе и истинного, – и оправданиями плоти, как божественный пишет Павел, до времени исправления наложенными ( Евр.9:10 ). Время же исправления, полагаю, может быть не иное какое, кроме пришествия Спасителя нашего, когда и первый завет, сказано, по небеспорочности своей, упразднен, ибо устарел, и требовалось место новому и второму (завету), который и есть выше всякого порока и вины. Ради сего говорил и Тот, Кто и Великого Совета Ангелом назван ( Ис.9:6 ). Посему и сказал: от себе аз не глаголю, 1855 но пославый мя Отец, Той мне заповедь даде, что реку и что возглаголю ( Ин.12:49 ). Таким образом, ясно сказал подзаконным священнослужителям, что они нежелательны для Него, —258— даже более – что нет в них воли Его, 1856 – в них, совершающих жертвы в сени и прообразах, и что не приимет от них священнодействуемых (жертв). Предсказывает потом, что велико и славно будет имя Его у всех обитателей поднебесной, и во всяком месте и народе будут приноситься имени Его жертвы чистые и бескровные, причем священнослужители уже не будут умалять Его и небрежно приносить Ему духовные службы, но будут стараться со тщанием, благопристойностью и освящением возносить благоухания духовных фимиамов, то есть веру, надежду, любовь и украшения из добрых дел, при установлении очевидно Христовой жертвы, – небесной и животворной, посредством коей упразднена смерть и тленная сия и от земли (взятая) плоть облекается бессмертием.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Беседа LXXXVIII. Об одиннадцатом члене символа веры. О молитве за умерших Чаю воскресения мертвых В прошедшей беседе, братие, мы сказали с вами, что Господь, по своему правосудию, после частного суда, который бывает тотчас по смерти каждого человека, определяет грешникам мучение. Но, братие, частный суд, как мы сказали, есть суд не окончательный. Посему и некоторые грешники, именно те, которые умерли с верою и раскаянием, но не успели привести плодов достойных покаяния, могут получить облегчение от своих мучений и даже совершенно освободиться от них. Этой возможности получить облегчение или освобождение от мучений они достигают не сами по себе, – ибо, как мы говорили, смерть есть окончательный срок для нашего приготовления и по смерти нет покаяния и исправления во грехах, – а по молитвам за них православной Церкви. К достижению блаженного воскресения им могут вспомоществовать приносимые за них благотворения и молитвы, особенно же соединенных с приношением бескровной жертвы тела и крови Христовых. Это учение о благотворениях и молитве за умерших основано на священном писании и предании, и было известно еще в ветхом завете. Так в те времена у евреев существовал обычай преломлять над умершими хлебы ( Втор.26:14 ; Иер.16:7 ). Праведный Товит в своих наставлениях сыну заповедовал при гробах раздавать хлебы неимущим ( Тов.4:17 ). Премудрый сын Сираха заповедовал не лишать умершего милости. Во времена Иуды Маккавея была принесена молитва и жертва за умерших воинов для очищения их от грехов ( 2Мак.12:39–46 ). В новом завете, с того самого времени, как образовалось общественное христианское Богослужение, молитва за умерших вошла в него, как непременная часть. Об этом свидетельствуют все древние чиноположения Божественной литургии, начиная от литургии апостола Иакова и кончая литургиями, совершаемыми у нас. По сему нет никакого сомнения, что моление за умерших есть предание апостольское. Св. Отцы с особенною подробностью раскрывают важность и необходимость молитв и принесения бескровной жертвы за умерших, утверждая, что те и другие заповеданы св.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Глава восьмая. О ходатайстве живых за умерших 1.  Основания учения церкви о ходатайстве живых за умерших в священном Писании Как праведники, вслед по смерти тела и частном суде над ними, восходят душами своими на небо и удостаиваются блаженства, точно так же грешники отходят душами своими в ад – место печали и скорби. Хотя как первые не чувствуют ещё совершенного блаженства, так и последние до всеобщего суда не терпят совершенного мучения. Впрочем, преподавая учение, что все грешники, после смерти своей и частного суда над ними, равно отходят в ад, православная церковь в то же время исповедует, что для тех из них, которые до разлучения с настоящей жизнью покаялись, только не успели принести плодов, достойных покаяния (каковы: молитва , сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним), остаётся ещё возможность получить облегчение в страданиях и даже вовсе освободиться от уз ада. Такое облегчение и освобождение грешники могут получать не по собственным каким-либо заслугам или через раскаяние (ибо после смерти и частного суда нет места ни для покаяния, ни для заслуг), но только по бесконечной благости Божией, через молитвы церкви и благотворения, совершаемые живыми за умерших, а особенно силой бескровной жертвы, которую в частности приносит священнослужитель для каждого христианина о его присных, вообще же за всех повседневно приносит кафолическая и апостольская церковь 874 . Утешительное учение православной церкви о возможности для грешников, умерших с покаянием, получать облегчение и даже совершенное освобождение от мучений ада, по молитвам ещё живущих братий и их благотворениям (цель этих благотворений есть также возбуждение в других молитвы о преставившихся) или, что то же, по молитвам церкви, силой бескровной жертвы, – это учение имеет основание в священном Писании. Св. апостол Иаков заповедует нам молиться друг за друга ( Иак. 5:16 ); и св. апостол Павел просит совершать молитвы за всех человеков ( 1Тим. 2:1 ; сн. Еф. 6:18–19 ). И тот и другой апостол заповедует молиться друг за друга и за всех без ограничительного обозначения места, времени и других обстоятельств. Мы должны, следовательно, молиться за ближних наших и тогда, когда они находятся вместе с нами, и тогда, когда они бывают в отсутствии, и тогда, когда они живут ещё на земле, и тогда, когда они через смерть переселяются в другой мир, потому что живём ли мы или умираем, мы всегда Господни ( Рим. 14:8 ), и умершие, как и живые, для Бога все равно живы ( Лк. 11:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Историческое сказание, весьма полезное и во многих отношениях сладостное, о видении, которое увидев однажды, некий Сарацин уверовал, соделавшись мучеником ради Господа нашего Иисуса Христа Источник Скачать epub pdf 1 Военачальник Николай, по прозванию Иулас рассказывал мне, что в его городе, который Сарацины на своем языке называют «Виноградом» 1 , послал Амерумнес 2 Сирийский своего родственника для исполнения каких-то служб в названном лагере. 2. Там есть великий храм, древний и дивный, святаго и всеславнаго Георгия. Когда Сарацин увидал храм издали, он праказал своим рабам внести свои вещи в храм, а потом и верблюдов ввести числом двенадцать, чтобы сверху наблюдать за их кормлением. 3. Тогда иереи этого благоговейно чтимаго храма стали упрашивать его (сарацинского начальника) говоря: «Господин! не делай этого, ибо это храм Божий; не оказывай пренебрежения к сему и не дозволяй помещать верблюдов в священном жертвеннике Бога». Но непреклонный и безрассудный Сарацин не хотел внять прошениям пресвитеров и на арабском языке сказал слугам своим: «что же вы не делаете приказаннаго вам»? И тотчас рабы его исполнили то, что повелел он. И вот, по устроению Божию, вошедшие верблюды все падают в храме и издыхают. Увидав это поразительное чудо, Сарацин пришел в изумление и приказал своим слугам выносить и бросать вдали от храма умерщвленных верблюдов. Слуги так и сделали. 4. А как в тот день был праздник и приблизился час (для служения) Божественной литургии, то иерей, намереваясь начать Божественную проскомидию, сильно боялся в присутствии Сарацина приступить к совершению бескровной жертвы. Но другой иерей, сотоварищ того, сказал намеревающемуся священнодействовать: «не бойся! Разве ты не видал поразительного чуда? Чего страшиться?» Тогда названный иерей бесстрашно начал святую проскомидию. 5. Когда увидал это, Сарацин вознамерился наблюдать, что будет делать иерей. Итак, когда иерей начал Божественную проскомидию и взял хлеб для приготовления бескровной жертвы, то Сарацин увидал, что иерей взял руками дитя и стал закалать его, изливая и смешивая в потире кровь его, а тело его раздробляя и полагая на дискосе.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dekap...

С учением Православной Церкви о возможности для некоторых грешников освободиться из уз ада по молитвам живущих имеет некоторое сходство учение Римской церкви о чистилище, хотя имеет и свое отличие. Чтобы правильнее судить о том и другом, надобно вникнуть, как излагают это учение сами римские богословы. I. Они различают в учении о чистилище две части: существенную, или то, что определено их церковью и преподается как догмат, и несущественную - то, что церковью их не определено и составляет предмет богословских мнений. К первой части относят только два положения: а) есть чистилище, то есть такое место или состояние очищения (status expiationis), в котором души умерших, не получивших еще разрешения каких-либо легких грехов или и получивших разрешение грехов, но не понесших при жизни временного наказания за грехи, терпят мучения для удовлетворения правде Божией - до тех пор, пока чрез эти мучения не очистятся и не соделаются достойными вечного блаженства; б) душам, находящимся в чистилище, весьма много помогают молитвы о них Церкви, милостыни и особенно приношение бескровной Жертвы. К несущественной части относится решение вопросов: а) есть ли чистилище определенное какое-либо место или нет и где оно находится; б) какие мучения терпят там души и огнь чистилищный есть ли вещественный или метафорический; в) сколько времени души находятся в чистилище; г) как вспомоществуют им молитвы Церкви и проч. II. Останавливаясь мыслию на существенной части римского учения о чистилище, находим в ней и сходство с учением Православной Церкви о молитвах за умерших, и несходство. 1) Сходство - в основной мысли (идее). Ибо как Римская, так и Православная Церковь учит: а) что души некоторых умерших, именно умерших в вере и с покаянием, но не успевших при жизни принести плодов, достойных покаяния, и, следовательно, не успевших заслужить от Бога полного прощения своих грехов и самым делом очиститься от них, терпят мучения, пока не удостоятся действительно такового прощения и не очистятся; б) что в этом случае вспомоществуют душам умерших молитвы о них живущих еще братий о Христе, милостыни, и особенно приношение бескровной Жертвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/319/...

Мысли при чтении Книги Левит Глава 1. О жертвах. О всесожжении, или жертве кровавой. Глава 2. О жертве бескровной (мука пшеничная; ливан). Глава 3. О жертве спасения – кровавой. Глава 4. О жертве за грех . Это – произвольные жертвы. Гл.5. Жертвы необходимые, [о] жертве о согрешении по неведению. Ст.7. О принесении вместо овцы, по бедности, двух горлиц или двух птенцов голубиных. Глава 6. Обряды жертв. Гл.7. Законы о жертвах. Гл.8. Моисей окропляет скинию; освящает Аарона и ризы его, и сыны его и ризы сынов его с ним и приносит Богу жертву. Гл.9. О первой жертве Аарона. 23 ст. Когда Моисей и Аарон, взошедши в скинию, вышли из нее и благословили всех людей, тогда явилась слава Господня всем людям. Вышел огонь от Господа и поел, что было на алтаре, всесожжения и туки. Это видел весь народ – все ужаснулись и пали на лица. 10 гл. О смерти Надава и Авиуда в наказание за взятие чужого огня, а не с алтаря, которого надо было подождать, когда выйдет. 9 ст. Вина и крепких напитков [церк.-слав.: сикера] не пей ты и сыны твои с тобою (говорит Господь Аарону), когда входите в скинию собрания, [или приступаете к жертвеннику], чтобы не умереть. Если ветхозаветные священники должны были воздерживаться от вина и сикера пред временем входа в скинию и приближения своего к алтарю, то не тем ли более мы – новозаветные священники. Гл.11. Повелевается есть тех только скотов, которые раздвояют копыто, пазнокти 47 имеют на две стороны и отрыгают жвачку; а из животных, живущих в воде, – тех, у которых есть перья и чешуя. Из птиц не велено есть орла, грифа, морского орла, неясыти, совы и подобных им. Всяк, прикоснувшийся к мертвечине нечистых животных, был нечистым до вечера; даже вещи почитались нечистыми, если в них как-либо попала мертвечина. Глава 12. Об очищении кровоточивой: если она рождала мужеский пол, то почиталась нечистой сорок дней, а если женский – восемьдесят дней. 4[-8] ст. Тридцать три дня должна она сидеть, очищаясь от кровей своих; ни к чему священному не должна прикасаться и к святилищу не должна приходить, пока не исполнятся дни очищения ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

101. 1467 г. апреля 8. Послание митрополита Филиппа к новгородскому архиепископу Ионе и Новгородцам о неприкосновенности церковных и монастырских имуществ Из сборника синодальной библиотеки 562, л. 21–27; издано было, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под 82. Послание Филипа митрополитА 2883 в Великий Новгород архиепископу и посадникам, о отъимающих имения и села церковные Благословение Филиппа, митрополита всей Руси, во отчину господина и сына моего великого князя Ивана Васильевича всея Руси, в Великий Новгород, богомольцу нашему и еже о Святом Духе сыну и сослужебнику нашего смирения Ионе, архиепископу Великого Новгорода и Пскова, да иже и посаднику степенну и старым посадникам, и тысяцкому степенну и старым тысяцким, и боярам, и гостям, и суконникам, житьим, и купцам, и черным, и всему Великому Новгороду. Весте, сынове, о всем Божье велико неизрекомое милосердие и его всеведящее, неусыпное око, еже призреть [на] нас, творение рук своих, на всех живущих людей на земле, творящих закон и заповеди его, и милость свою излиять хотя, по своему великому благоутробию, по реченному его Господню словеси: «не приидох, рече, призвать праведных, но грешных на покаяние обратить»; и того ради испленения глагол его, посла 2884 посетить Господь Бог людей своих земли вашей, и елика призва и прият, многих души, и старца, и юноты, и младенца, и все сущее 2885 избра в народах православия, и елицы отъидоша с сего света временного в он бесконечный будущий век, имже, сынове, богоугодно творим вечную память с преже почившими отцами, моля Господа Бога всех Творца и Зиждителя о неизреченных щедротах 2886 великие его милости, еже получить им десного предстояния в он страшный и грозный день суда его. Ныне же, сынове, слышах, что которые люди православные, отходя сего света, помогали себе и своим душам, и писали свои грамоты духовные, а подавали своя села и свои имения в соборную церковь , дому Святой Софии Божьей Мудрости, и по всем святым церквам и по монастырям, на очищение своих грехов и на поминок единородных и бессмертных своих душ и всего рода своего, еже есть во искупление долгу и во изручение грозного и неизбежного оного места мучимого, идеже он богатый и немилостивый стражет; и того ради отписывали и давали свои имения по святым церквам, яко да молитвы о них творят многие в святых Божьих церквах, у престола Божьего, в приношение святой бескровной жертвы, отпущения ради и прощения многих согрешений, по Иаковлеву посланию святого Христового Апостола, якоже писаше к обеманадесять коленам Израилевым о долготерпении Господнем, сице рече: «аще кто стражет в вас, да молитву деет: добродетельствует кто, да поеть; болит ли кто в вас, да призовет попов церковных, и да молитву сотворят над ним, помазавше его маслом во имя Господне, и молитва верного спасет 2887 болящего».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010