Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛУРД [Франц. Lourdes], город во франц. Пиренеях (деп. В. Пиренеи), место явления Пресв. Девы Марии, почитаемое Римско-католической Церковью, центр католич. паломничества. Явления Пресвятой Девы Марии 11 февр. 1858 г., в четверг, 14-летняя Мария Бернарда (известна с уменьшительной формой имени - Бернадетта) Субиру вместе с др. детьми собирала хворост на окраине города. Близ грота Масабьель на берегу р. Гав-де-По она заметила необычный свет и увидела Деву в белом одеянии с голубым поясом; др. дети ничего не заметили. Вскоре явление исчезло. В воскресенье, 14 февр., Субиру с детьми вновь пришла к гроту. Когда она начала читать молитвы розария , явление повторилось. Из всех присутствовавших Деву видела только Бернадетта. 18 февр., в четверг, она пришла к гроту в 3-й раз. Узрев Деву, осмелилась задать Ей вопрос: кто Она? Ответа Бернадетта не получила, но Дева впервые обратилась к ней, сказав, что она будет счастлива, хоть и не в этом мире, а затем попросила ее 15 раз приходить к гроту. На следующий день девочка вновь пришла, взяв с собой зажженную свечу (впосл. зажигание свечей рядом с гротом стало традицией). Поскольку слухи о чудесных явлениях быстро распространились, во время следующих визитов Субиру сопровождали уже не менее 100 чел.; скопление народа привлекло внимание полиции, допросившей девочку о явлениях Девы. Во время 8-го явления (24 февр., среда) Дева снова обратилась к Бернадетте со словами о необходимости покаяния и молитвы за грешников. На следующий день, 25 февр., когда близ грота собралось уже ок. 300 чел., был открыт источник, из к-рого Бернадетта по повелению Девы пила воду и в к-ром умывала лицо. 27 февр. (10-е явление Девы Марии) Субиру сопровождали более 800 чел., а в воскресенье, 28 февр., к гроту пришли более 1 тыс. чел. Девочку вызвали к судье, который пригрозил ей наказанием за нарушение спокойствия. В понедельник, 1 марта, когда Дева явилась в 12-й раз, у грота собралось ок. 1,5 тыс. чел., впервые среди них был католический священник, осмелившийся нарушить запрет епископа посещать клирикам грот. В этот день было зафиксировано 1-е исцеление в Л.: женщина опустила в источник парализованную руку и излечилась.

http://pravenc.ru/text/2110908.html

В 1958 г., к столетию явлений Пресв. Девы Марии в Л., была сооружена 3-я, самая большая церковь в этом городе - подземная базилика св. Пия Х. Большие размеры храма позволяют принимать значительное число паломников и проводить процессии в условиях непогоды, когда это невозможно сделать на открытом воздухе. Освящение церкви 25 марта 1958 г., в праздник Благовещения, совершил назначенный для этого мероприятия папским легатом патриарх Венеции кард. А. Дж. Ронкалли (впосл. папа Римский Иоанн XXIII ). Апостольским посланием «Dum studiosius gentes» от 7 мая 1958 г. папа Пий XII присвоил храму статус малой базилики (AAS. 1958. Т. 50. Р. 938-939). В 1988 г. на противоположном гроту Масабьель берегу р. Гав-де-По, где во время последнего явления Пресв. Девы Марии находилась Бернадетта Субиру, был сооружен храм во имя этой католич. святой. Источник воды в гроте Масабьель закрыт стеклянным ограждением, вода отводится из него в расположенный рядом с гротом бювет, где паломники имеют возможность ее пить и набирать с собой. Здесь же находятся купальни для омовения. Паломничества Ежегодно Л. посещают до 8 млн паломников. Сложилась традиция нескольких массовых паломничеств, наиболее крупными из них являются национальное французское паломничество, приуроченное к празднику Успения Богоматери, 15 авг., и паломничество Свящ. розария под руководством доминиканцев , приуроченное к соответствующему празднику, 7 окт. В апр. 1935 г. в Л. прошли торжественные церемонии, завершавшие юбилейные торжества Римско-католической Церкви. В авг. 1983 г. и в авг. 2004 г. Л. посещал папа Римский Иоанн Павел II . В сент. 2008 г., по случаю 150-й годовщины явлений Пресв. Девы Марии, Л. посетил папа Бенедикт XVI (см. Й. Ратцингер ). Исцеления Первые исцеления, связанные с посещением места явлений Пресв. Девы Марии в Л. и с употреблением воды из источника в гроте Масабьель, зафиксированы еще во время самих явлений. 18 янв. 1862 г., одновременно с признанием подлинности явлений Богоматери, Тарбский еп. Б. С. Маскору Лоранс признал чудотворный характер первых исцелений.

http://pravenc.ru/text/2110908.html

Нунциатура - постоянное представительство Ватикана в странах, с которыми он поддерживает дипломатические отношения. Возглавляет нунциатуру - нунций (от лат. nuntius - вестник), посол, который кроме дипломатических функций осуществляет также наблюдение за деятельностью католической церкви в стране пребывания. В ряде стран нунций является дуайеном (старшиной дипломатического корпуса). - Примеч. ред. Папский Григорианский университет (Pontificia Universita gregoriana) был создан в 1552 г. Игнатием Лойолой с одобрения папы Юлия III. Григорий XIII окружил университет заботливой опекой, выделил ему в 1582 г. из папской казны крупную дотацию и отдал ряд зданий. Задачей «Григорианума» является подготовка квалифицированных кадров для центральных и периферийных церковных учреждений. - Примеч. ред. Гугенотами назывались во Франции последователи кальвинизма, среди которых преобладали представители провинциальной буржуазии и ремесленников, но к ним примкнула и часть дворянства Юга и Юго-Запада Франции, недовольная централизаторской политикой королевской власти. Преследования гугенотов со стороны государственной власти прекратились лишь после Великой французской революции. - Примеч. ред. Перевод заключительной части (Победил Лев племя Иудино), может быть, и не точен. Куруцы - участники антигабсбургской освободительной борьбы в Венгрии. Под термином «пиисты» автор подразумевает пап Пия VI и Пия VII и их приверженцев. - Примеч. ред. Рисорджименто - движение за объединение Италии. В 1858 г, 14-летней жительнице Лурда Бернадетте Субиру 18 раз «являлась» в гроте Массамбьель Богородица, представляясь как «Непорочное Зачатие». - Примеч. ред. После I Ватиканского собора группа немецких католиков, руководимая теологом И. Дёллингером, отвергла ряд важных решений этого собора и в 1889 г. присоединилась к так называемой Утрехтской церкви, которая возникла в начале XVIII в. в результате борьбы янсениетов против иезуитов и папства. Их стали называть старокатоликами. Они сами посвящают в сан епископов и не признают верховной власти папы над церковью, догмата о папской непогрешимости и о непорочном зачатии Девы Марии. Основу их вероучения составляют решения первых восьми вселенских соборов христианской церкви и догматы церкви, принятые до раскола христианства в 1054 г. на восточное и западное. Старокатолики, которых сейчас насчитывается около 450 тыс., проживают в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах и США. - Примеч. ред.

http://sedmitza.ru/lib/text/441719/

Пробравшись ближе к гроту, оказался в самом центре толпы. Забавно было наблюдать, как рой зонтиков то собирался в тучу, то вновь рассыпался в разные стороны. Причащали всех. Паломник начал было выбираться из толпы, как вдруг натолкнулся на священника. Священник потянулся за облаткой, но наш паломник отшатнулся в сторону с видом человека, который совсем не голоден в данный момент. " Чуть не согрешил " , – подумал он и продолжил пробираться дальше. Подобравшись почти к самому краю толпы, он увидел, что чёрные зонтики приблизились к нему с трёх сторон. " Окружили " , – промелькнуло в голове. В ужасе он начал метаться от одной чаши к другой, пока не прошмыгнул в узкую щель между ними и выскочил из толпы. Он огляделся и вытер проступивший на лбу пот. Православная Церковь признаёт все католические таинства, а это означает, что и католическая евхаристия действительна. Православная Церковь запрещает причащаться у католиков. Хочу понять. Солнечный диск, всё время висевший над головой начал рыжеть и соскальзывать к горизонту. Впереди был ночной поезд до Ниццы. Ересь экуменизма " Откуда ты такой взялся? " , – спросили нашего паломника новые знакомые, православные, которых только что привез из Москвы огромный пыльный автобус. " Из Лурда, а до этого был в Лизьё и Невере " , – ответил тот. В двух словах объяснил, что эти места связаны с известными католическими святыми – Терезой Малой и Бернадеттой Субиру. Кто-то хмыкнул, кто-то промолчал, не зная как реагировать. " Значит, специализируешься на женской католической духовности " , – констатировал молодой человек в брюках. Православный человек, который посетил Лизьё и поклонился католической святой, оказывается в странной ситуации и рискует быть обвиненным в ереси экуменизма. В православной среде к слову " экуменизм " относятся с опаской как к чему-то, что стало синонимом предательства собственной Церкви и веры. Однако, наш паломник был подготовлен и сказал единоверцам, что неоднократно видел на книжных стеллажах многих православных священников " Повесть " Терезы, а одна из двух её икон принадлежит кисти православного архимандрита Зинона, правда, побывавшего под запретом за причастие с католиками.

http://religare.ru/2_8431.html

2 марта, во время 13-го явления, Дева попросила Субиру передать просьбу священникам приходить сюда с процессией для молитв и построить на месте явления часовню. Бернадетта передала слова Девы приходскому свящ. М. Д. Пейрамалю, но он отнесся скептически к рассказам девочки и настоял на необходимости узнать, как Дева Себя называет. Утром в среду, 3 марта, Бернадетта пришла к гроту, где собрались уже ок. 3 тыс. чел., но явления Девы не было. Однако в тот же день позже Субиру услышала внутренний призыв вернуться, и ей было явление (14-е). По требованию приходского священника Бернадетта спросила у Девы Ее имя, но Она лишь улыбнулась в ответ. Ничего не было сказано и во время 15-го явления (4 марта, четверг), когда число собравшихся у грота достигло 8 тыс. После этого явления Субиру сочла исполненной просьбу Девы о 15 посещениях и нек-рое время не приходила. В четверг, 25 марта 1858 г., на праздник Благовещения, Субиру вновь пришла к гроту и узрела Деву, Которая сказала ей на местном, окситанском наречии: «Que soy era immaculada councepciou» (Я - Непорочное Зачатие). Девочка не поняла значения услышанного, но, повторяя на обратном пути слова про себя, сообщила их священнику, который был поражен тем, что полуграмотная сельская жительница могла изложить догматическое определение о Непорочном зачатии , провозглашенное папой Римским Пием IX (булла «Innefabilis Deus» от 8 дек. 1854). В июне 1858 г. местные власти приняли решение положить конец массовым посещениям грота и огородили его забором. 16 июля, в пятницу, Субиру услышала призыв прийти на место явления Пресв. Девы. Но из-за ограждения она не могла приблизиться к гроту и остановилась на противоположном берегу реки. Отсюда она в последний, 18-й раз видела Пресв. Деву Марию. В кон. сент. 1858 г. Л. посетил представитель имп. Наполеона III гос. министр А. Фульд; после его визита грот Масабьель был открыт для посещений. Грот Масабьель в Лурде Свящ. М. Д. Пейрамаль сначала относился скептически к событиям в приходе, но довольно скоро стал одним из главных защитников подлинности явлений Пресв. Девы Марии. Тарбский еп. Б. С. Маскору Лоранс (1844-1870), в юрисдикции которого был приход Л., объявил о начале офиц. расследования, для чего 28 июля 1858 г. была учреждена комиссия. 5 февр. 1860 г. епископ лично встречался с Субиру. Пастырским посланием от 18 янв. 1862 г. он официально признал подлинность явлений Пресв. Девы Марии в гроте Масабьель близ Л. 4 апр. 1864 г. состоялась 1-я процессия от приходского храма в Л. к гроту, где епископ совершил освящение установленной скульптуры Пресв. Девы Марии.

http://pravenc.ru/text/2110908.html

158 В Торчелло фреска Страшного суда изображает Христа, окруженного ангелами и святыми, сходящими с небес к этому царскому трону. В этом выражается эсхатологическое ожидание Церкви. 159 «Священное искусство иконописи не было создано художниками. Оно есть установление святых отцов и церковного Предания». VII Собор. Mansi XIII. 252 С. 160 Название докетической ереси происходит от греческого «казаться». «Изображение Господа на иконах в Его человеческом образе позволяет опровергнуть еретиков, которые утверждают, что Он стал человеком только иллюзорно, а не реально». (Св. Герман. PG. 98, 173 В.). 161 (PG. 94, 1249). Поэтому, созвав в Риме собор против иконоборцев, Папа Григорий III учредил и праздник в честь всех святых. Григорий IV установил дату его празднования 1 ноября (Hefele. Histoire des Conciles. T. III). Константин Копроним запретил своим декретом называть Деву Марию Богородицей, употреблять наименования «святой», «святая», запретил безбрачие, монахов назвал «идолопоклонниками и почитателями мрака». На лжевселенском соборе 754 года в Иерии иконы были названы «идолами» (Mansi. XIII; Ostrogorsky. Histoire de l’Etat Byzantin. Paris, 1956). 163 В греческом языке sumbolon подразумевает соединение символизирующего и символизируемого. Ср.: R. Alleau. De la Nature du Symbole. Paris, 1958. Франция. Значение символа аналогично еврейскому masked, но всегда в исторической или экзистенциальной перспективе личной встречи. 165 Джулио–Карло Арган (Guilio–Carlo Argan. Fra Angelico. Geneve: Skira, 1955) рассматривает живописца Фра Анжелико – увы! – как ученого–схоласта. 169 Цистерцианский монастырь во Франции. См. Е. Д. Ирайнс. История религий. Пер. с англ. СПб., 1904. С. 91. 171 Граффити (итал., букв. – нацарапанный) – посвятительные и другие надписи на стенах зданий, сосудах и т. п. Граффити имеются и на всех древнерусских храмах. 178 Бернадетта (Субиру) в 1858 году в Лурде в возрасте 14–ти лет удостоилась чудесного видения Богоматери. В 1933 году Католической Церковью причислена к лику святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Evdokimo...

Во времена Пия IX еще не могло произойти сплочения между папством и буржуазными государствами против социалистического рабочего движения. Пий IX рассматривал социальный вопрос лишь как проблему милосердия, благотворительности, а не как общественный вопрос. Поскольку он осудил социалистические и коммунистические идеи, а также и другие движения, то со своей стороны считал этот вопрос решенным. Из этого явствует, что папа сдержанно, даже, можно сказать, подозрительно относился и к новоконсервативным по своему характеру католическим и социальным движениям, которые – именно в Германии – в этом отношении оказались далеко впереди папы. При Пие IX противостояние папства буржуазной эпохе стало роковым и нетерпимым. Эта травма делала церковь и папство неспособными позитивно и конструктивно присутствовать в мире, чтобы отвечать на вопросы современности не только проклятиями. Несообразность такого поведения стал понимать к концу своей жизни и престарелый папа, однако он так и остался пленником своей собственной политики. Последним желанием Пия IX, скончавшегося 7 февраля 1878 года, было вечно покоиться в любимой им церкви Святого Лаврентия, вне стен Ватикана. В связи со сложившимися обстоятельствами его временно похоронили в соборе Святого Петра. После того как страсти поутихли, его преемник летом 1881 года велел перенести гроб в церковь Святого Лаврентия. Гроб с телом Пия IX, которого в канун 1848 года жители Рима встречали с ликованием, теперь забросали камнями и хотели сбросить с Тибрского моста в воду. 50 В 1858 г, 14-летней жительнице Лурда Бернадетте Субиру 18 раз «являлась» в гроте Массамбьель Богородица, представляясь как «Непорочное Зачатие». – Примеч. ред. 51 После I Ватиканского собора группа немецких католиков, руководимая теологом И. Дёллингером, отвергла ряд важных решений этого собора и в 1889 г. присоединилась к так называемой Утрехтской церкви, которая возникла в начале XVIII в. в результате борьбы янсениетов против иезуитов и папства. Их стали называть старокатоликами. Они сами посвящают в сан епископов и не признают верховной власти папы над церковью, догмата о папской непогрешимости и о непорочном зачатии Девы Марии. Основу их вероучения составляют решения первых восьми вселенских соборов христианской церкви и догматы церкви, принятые до раскола христианства в 1054 г. на восточное и западное. Старокатолики, которых сейчас насчитывается около 450 тыс., проживают в Германии, Австрии, Швейцарии, Нидерландах и США. – Примеч. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Горничная (ит.). 49 Изображения младенцев (обычно крылатых), излюбленный декоративный мотив в искусстве итальянского Возрождения, навеянный античными прообразами. 50 Ara coeli – алтарь неба (лат.). 51 Учебное заведение для будущих священников в Риме, подчиненное ордену иезуитов. 52 Ср.: «Есть другой, свидетельствующий о Мне, и Я знаю, что истинно то свидетельство, которое он свидетельствует о Мне; вы посылали к Иоанну, и он засвидетельствовал об истине. Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись» (Иоанн, 5: 32-34). 53 Французский город Лурд стал местом международного паломничества после явления Девы Марии Бернадетте Субиру в пещере, расположенной в окрестностях Лурда, в 1858 г. 54 Холм на севере Рима, в древние времена «холм садов», где располагались знаменитые сады Лукулла. 55 Фарнезина – вилла в Риме, построенная в 1508–1511 гг. архитектором Бальдассаре Перуцци и украшенная фресками Рафаэля и его учеников. 56 Пьерлеоне Петрус, антипапа Анаклет II (1130-1138), противостоял Папе Римскому Иннокентию II.) 57 Римская княжеская фамилия, выдвинувшаяся в XII в. Опираясь на содействие Папы Евгения IV, Орсини построили на развалинах древнего театра Марцелла в пределах Ватикана, а также на Монте Джордано крепкие замки, благодаря которым господствовали над всеми прилегающими частями города. 58 Одна из трех галерей античной скульпутры в Ватиканском музее. 59 Имеется в виду Национальный музей в термах Диоклециана. 60 «Господи, камо грядеши?» (Иоанн, 13: 36). 61 Непрерывное славословие Святая Святых монастырскими общинами и сменяющими друг друга приходскими церквями. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Престиж немецкой «культуры» — от университетов и философии до полицейского порядка — как бы составлял одно целое с престижем лютеранства. Сыновья немецких пасторов, становясь литераторами или учеными, отнюдь не стыдились своего происхождения, как русские радикалы из поповичей, по, напротив, гордились им независимо от своего личного отношения к вере. Иначе складывались отношения религии и культуры в странах православных и католических. Престиж современной образованности сам по себе словно бы принадлежал иному миру, чем православная святыня или католический учительный авторитет. Бердяев давно заметил, что Пушкин, величайший поэт России, и преподобный Серафим Саровский, ее величайший святой, жили в одно и то же время и ничего не знали друг о друге. Но ведь и для французского католицизма XIX век — пора Бернадетты Субиру (Soubirou, 1844–1879), т. н. «Арсского кюре» (Cure d " Ars, ЖанБатист Мари Вианне [Vianney], 1786–1859), Терезы Из Лизье (Therese de Lisieux, 1873–1897, все трое причислены Католической Церковью к лику святых), Шарля де Фуко (см. ниже) и других фигур, оказавших и оказывающих сегодня решающее воздействие на католическую духовную жизнь во всем мире; по количеству лиц, прославляемых католической Церковью в числе самых первых, Франция прошлого века может сравниться с Испанией времен Терезы Авильской; однако можно прочитать Бальзака и Гюго, Флобера и Мопассана, так и не догадавшись о самой возможности этой «другой», мистической Франции. А ведь Бальзак, например, считал себя католиком. Для всего XX в. понятие «католического писателя» почти не имеет смысла, отличного от понятия клерикального журналиста (обычно правого толка); и если отношение русской литературы к русскому православию все же иное, то за счет одиноких усилий Лескова и совершенно уникальной инициативы Достоевского, которые оба, каждый на свой лад, были почти отторгнуты современной им литературной жизныо. Зато вся надежда и в католических, и в православных странах была на неведомые современности тайники непотревоженной народной веры, веры простых людей, усвоивших ее как часть своего немудреного быта.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

И как всегда Она поднялась в направлении востока, пока не исчезла в бесконечной дали горизонта”. Вот что интересно: уже Дамой дано задание Лючии способствовать учреждению культа “Моего Непорочного Сердца”, но 17) incognito свое Дама так и не открывает и обещает назваться только в октябре. Так что в текстах воспоминаний Лючия называет явление Богородицей уже, так сказать, задним числом. В этом, как нам представляется, сказывается еще одна непростота явления, противоречивость. Интересно, что в Лурдском явлении 1858 г., тоже последовавшем за чтением “Розария”, явившаяся “девушка в белом” тоже сохраняла incognito почти до самого конца: 11 из 18 явлений она “молча улыбалась” и в 16м только явлении и только в ответ на четырежды предложенный по настоянию католического священника вопрос о имени ответила. Но как! “Я – Непорочное Зачатие”. “Четыре года тому назад Пий IX провозгласил догмат о Непорочном Зачатии Девы Марии, но это Истина, это факт – это не имя, – комментирует Антонио Сикари, автор жития Бернадетты Субиру. – Если она сказала: “Я – Дева Мария!” или “Я – Дева, непорочно зачатая!” Но это формулировка очень странная. Настолько странная, что невежественная девочка не могла ее придумать. Однако яркий свет освещает ум и сердце: когда мы, люди, хотим сказать, что что-то кажется нам единственным в мире, именно так мы и делаем – берем абстрактный термин и применяем его к отдельному человеку,” – пытается объясниться католический автор. А нам слышится, что такое самоназвание Лурдского “привидения” – это насмешка, глумление. Догмат-то новоизмышленный, ложный. А ересь и хула всегда идут рука об руку. Итак, incognito со стороны Дамы, а со стороны детей, как бы навстречу 18). неузнавание – и в Фатиме, и в Лурде. Лючия из раза в раз неуверенно спрашивает Даму: “кто Вы?” и месяцами не узнает ее, не имеет твердого извещения. А в Лурде на вопросы священника дона Пейрамаля Бернадетта Субиру отвечает неопределенно: “Бернадетта отказывалась высказывать свое мнение, более того, как девочка, не получившая образования, она пользовалась несколько странным выражением: “что-то белое, похожее на барышню”.

http://sueverie.net/duxovnaya-tkan-fatim...

  001     002