Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла РПЦ, расположена на территории ФРГ. Кафедральный город - Берлин. Кафедральный собор - Воскресенский. Епархия разделена на 5 благочиний: Северное, Южное, Западное, Восточное и Баварско-Гессенское. Правящий архиерей - архиеп. Тихон (Зайцев) . В янв. 2002 г. в епархии было 42 прихода и 22 храма, численность священнослужителей - 33 священника и 8 диаконов. В 2018 г. в епархии - 102 прихода, 68 священников, 19 диаконов, 15 монашествующих. В епархиальном управлении работают отделы: по образованию и преподаванию Закона Божия и катехизиса, информационный, по делам молодежи, по делам женщин, по работе с казачеством, отдел межцерковных отношений, паломнический отдел, епархиальный суд, литургическая комиссия. В XVIII-XIX вв. правосл. храмы на территории Германии в основном возникали при рус. дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). После 1917 г. русскоязычное население Германии стало резко увеличиваться за счет покинувших родину эмигрантов. В местах постоянного и временного пребывания русских стали образовываться крупные правосл. общины. 8 апр. 1921 г. Патриарх Московский свт. Тихон , ссылаясь на постановление ВЦУ за границей от 19 нояб. 1920 г., своим указом поручил управление приходами в Зап. Европе архиеп. Волынскому Евлогию (Георгиевскому) , оказавшемуся в эмиграции в числе др. иерархов РПЦ. Местом пребывания архиеп. Евлогия стало здание Александровского приюта в Берлине, куда он прибыл вместе с архим. Тихоном (Лященко) и где отслужил первый молебен на Страстную пятницу 1921 г. Стараниями архиеп. (с 1922 митрополит) Евлогия была устроена деятельность правосл. общин в Берлине, Тегеле, Дрездене, Висбадене, Бад-Киссингене, Баден-Бадене и Гамбурге. Кроме того, появились общины в лагерях рус. военнопленных и поселениях беженцев в Вюнсдорфе, Кведлинбурге, Лихтенхорсте и Шойене. Важным шагом к передаче храмов в собственность рус. общин послужила отмена их принудительной опеки со стороны Германского гос-ва после заключения мирного договора с Советской Россией. Однако нехватка храмовых помещений сильно затрудняла полноценную церковную жизнь рус. диаспоры. Напр., в Берлине до 19 июня 1922 г. богослужения совершались в бывш. посольском Владимирском храме, но после установления дипломатических отношений Германии с РСФСР храм при посольстве был закрыт уполномоченными советского правительства. Для богослужений общинам часто приходилось использовать помещения в частных домах.

http://pravenc.ru/text/78160.html

Документы Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 31 марта 2009 года ч. 2 31.03.2009 22:41 Журнал 26 СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о епархиях и приходах за рубежом. ПОСТАНОВИЛИ: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме: Назначить игумена Исидора (Минаева), настоятеля Подворья Русской Православной Церкви в Софии, начальником Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Берлинская и Германская епархия: Включить в состав Берлинско-Германской епархии новообразованные приходы на территории Германии: • в честь святых благоверных князей Бориса и Глеба в городе Кобленце; • в честь святителя Николая в городе Кемптене; • в честь святого великомученика Георгия Победоносца в городе Нойрупине; • в честь Сретения Господня в городе Алене; • в честь преподобного Серафима Саровского в городе Кобурге. Приходы Московского Патриархата в Италии: Протоиерея Алексия Галуна, клирика Украинской Православной Церкви, по согласованию с Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром направить в распоряжение архиепископа Корсунского Иннокентия, управляющего приходами Московского Патриархата в Италии, для назначения на пастырское служение и для окормления украинской православной диаспоры в городе Кальяри, о. Сардиния. Богоявленский приход в городе Ньюкасле, Австралия Священника Александра Фильчакова, согласно прошению, освободить от должности настоятеля Богоявленского прихода в городе Ньюкасле, Австралия, и направить в распоряжение председателя Отдела внешних церковных связей. Казанский приход в городе Гаване, Куба 1. Протоиерея Владимира Клюева освободить от должности настоятеля Казанского прихода в городе Гаване, Куба, согласно прошению, и направить в распоряжение председателя Отдела внешних церковных связей. 2. Настоятелем Казанского прихода в городе Гаване, Куба, назначить протоиерея Вячеслава Бачина, заштатного клирика Красноярской епархии.   Журнал 27 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о Патриаршем знаке святого страстотерпца цесаревича Алексия.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

М. В. Шкаровский Скачать epub pdf 2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг. А. Предоставление Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. 28 октября 1935 – 14 марта 1936 г. Образованное в июле 1935 г. Рейхсминистерство церковных дел вскоре начало активно пытаться унифицировать русские приходы и включить их, несмотря на принадлежность к различным юрисдикциям, в Германскую епархию РПЦЗ, которой было отдано предпочтение, как наиболее консервативной в церковном и политическом плане. Цели этой кампании ясно высказаны в публикуемом письме министра церковных дел Г. Керла министру–президенту Пруссии Г. Герингу. 14 марта 1936 г. последний подписал постановление о присвоении епархии РПЦЗ предоставленного в 1933 г. Католической и Лютеранской Церквам статуса корпорации публичного права, одновременно был принят ее устав. Этот устав, в окончательном виде отредактированный чиновниками РКМ и утвержденный архиерейским собором РПЦЗ еще 23 октября 1935 г., ставил под контроль государственного аппарата многие важнейшие вопросы жизни епархии и ее отношения с Синодом. Правда, в дальнейшем на практике вмешательство германских чиновников во внутриепархиальную жизнь оказалось относительно небольшим. 8 июня благодарственное письмо Керлу написал председатель архиерейского синода митр. Антоний (Храповицкий) , а 13 ноября 1936 г. подобное благодарственное послание министру отправил митр. Анастасий (Грибановский) , ставший после смерти Владыки Антония главой РПЦЗ. 6 41 . Положение (устав) о православной епархии в Германии Срсмские Карловцы, 15/28 октября 1935 г. § 1. Основанная Заграничным Русским Православным Архиерейским Собором православная епархия епископа Берлинского и Германского охватывает следующие приходы: 1. Православный приход собора Воскресения Христова в Берлине. 2. Православный приход в Бреслау. 3. Православный приход в Дюссельдорфе. 42 Община в Дюссельдорфе в 1935 г. находилась в стадии формирования и в конце концов так и не была создана. До 1945 г. в этом городе имелось только постоянное место для православных богослужений.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОВА ПОЧАЕВСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Берлинско-Германская епархия РПЦЗ), расположен в зап. части г. Мюнхена (Германия) в р-не Пазинг-Оберменцинг. Первоначально монашеская община, являвшаяся предшественницей обители в Мюнхене, была основана в 1923 г. в с. Ладомирове (Владимирове) (совр. Словакия). После присоединения этих территорий в 1919 г. к Чехословацкой республике среди местного населения началось движение за выход из состава греко-католич. Церкви и переход в Православие. В 1922 г. сенатор (депутат Верхней палаты Чехословацкого парламента) Юрий Лажо обратился к главе Чешской правосл. общины в Праге архим. Савватию (Врабецу) с просьбой направить священнослужителя для пастырской деятельности в Вост. Словакии. Архим. Савватий пригласил для этой цели в Чехословакию постриженника Почаевской лавры архим. (впосл. архиепископ) Виталия (Максименко) , проживавшего в Сербии. В марте 1923 г. архим. Виталий прибыл в Прагу и указом архиеп. Савватия от 1 апр. 1923 г. был направлен для служения в села Ладомирово, Вагринец и Крайне-Чьерно в Вост. Словакии. В канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы в 1923 г. архим. Виталий прибыл в пос. Вишни-Свидник близ с. Ладомирова, где со временем устроил домовую ц. во имя Св. Троицы и канцелярию. 21 нояб. 1923 г. в Ладомирове состоялась закладка храма во имя арх. Михаила. Закладной камень освятил еп. Вениамин (Федченков), занимавший Карпаторусскую кафедру (в юрисдикции архиеп. Савватия, находившегося в подчинении К-польского Патриархата). Большую часть средств на сооружение храма пожертвовали местные жители, а также православные русины, проживавшие в Америке. Храм, построенный по проекту инженера В. Леонтьева (впосл. иером. Иов), освятил в 1924 г. архиеп. Савватий. Еще до отъезда в Словакию архим. Виталий получил от Архиерейского Синода РПЦЗ поручение возродить действовавшую до 1917 г. типографию прп. Иова Почаевского, к-рая служила бы нуждам рус. церковного зарубежья. Помимо этого архим. Виталий уже в 1923 г. предпринял ряд мер по строительству храма, при к-ром устраивалось миссионерское братство. Оно должно было продолжить традиции типографского братства, основанного в 1903 г. при Почаевской лавре. 29 окт. 1923 г. архиеп. Савватий санкционировал создание в Словакии «Миссионерского стана» во главе с архим. Виталием. Первоначально центром миссии был Вишни-Свидник, где в 1924 г. начала работать и типография. В 1924-1926 гг. в Ладомирове для миссии было построено новое здание. В 1926 г. архим. Виталий полностью переселился в Ладомирову и перенес туда миссию с типографией. К этому времени к архим. Виталию присоединились единомышленники из числа рус. эмигрантов и местных жителей.

http://pravenc.ru/text/578212.html

Разделы портала «Азбука веры» Карл Христиан Фельми " decoding="" title="" Богословие церковного опыта. Интервью с профессором Карлом Христианом Фельми Карл Христиан Фельми В Избранное Немецкий лютеранский профессор Карл Христиан Фельми принял Православие. Об этом он рассказал в интервью сайту «Православие в Болгарии». Профессор – автор многих богословских трудов, переведенных на различные языки и изданных во многих странах. Последняя его книга «Введение в современное православное богословие» вышла в прошлом году. Именно во время работы над ней богослов принял окончательное решение принять Православие, к которому тянулся с детства. В настоящее время Карл Христиан Фельми (диакон Василий) является клириком храма во имя Блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге (Берлинско-Германская епархия РПЦ). – Уважаемый профессор, как произошла ваша встреча с Православием? – Интерес к Православию был у меня с ранних лет. Почему? Только Бог знает. Может быть, это как-то связано с тем, что мой отец, пастор Лютеранской Церкви, являлся членом братства, занимавшегося вопросами обновления богослужебной практики и оживления церковной жизни в современном Лютеранстве. Я помню, как однажды (мне было тогда 12 лет) спросил у отца, что такое Православие. А когда я стал студентом богословского факультета Гейдельбергского университета, интерес к Православию окреп. По пути в университет был старокатолический храм, в котором каждое воскресенье совершалась православная литургия. Однажды, проходя мимо, я узнал, что как раз в этот момент там идет служба. Я зашел и… С тех пор я часто заходил в этот храм, чтобы ближе познакомиться с православным богослужением и помолиться. Второй импульс я получил, когда готовился к семинарскому сочинению. Подбирая литературу для него в библиотеке Экуменического института Гейдельбергского университета, я случайно открыл книгу Игоря Смолича «Жизнь и учение старцев», которую с восторгом буквально проглотил. И до сих пор благодарен тому, что я знакомился с Православием на Божественной литургии и по прекрасной книге о русских старцах , а не по сухим пособиям по догматике или катихизису.

http://azbyka.ru/way/bogoslovie-cerkovno...

Ю.И. Удалова Церковная жизнь в лагерях DP (перемещенных лиц) на территории Западной Европы в период с 1945 по 1952 год Содержание Источники Литература Y. I. Udalova. Church Life in the Displaced Persons Camps in Western Europe from 1945 to 1952     В статье исследуются глубина и многообразие форм церковной жизни в лагерях перемещенных лиц на территории Западной Европы в период с 1945 по 1952 г. Хронологические рамки обусловлены периодом существования лагерей DP на территории Западной Европы, географические рамки ограничены английской и американской зонами оккупации стран Австрии и Германии – территориями, которые включила в себя Берлинская и Германская епархия РПЦЗ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: перемещенные лица, лагеря DP, остарбайтеры, антисоветские формирования, репатриация, Шляйсгайм, Фишбек, Парш, еп. Рижский Иоанн (Гарклавс), еп. Нафанаил (Львов) . Вторая мировая война 1939–1945 гг. породила уникальное явление, которое в историографии называется временем DP – Displaced Persons (перемещенные лица). Понятие «перемещенные лица» советский дипломатический словарь трактует следующим образом: «Перемещенные лица – лица, насильно вывезенные в ходе Второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования главным образом в качестве дешевой рабочей силы» [Дипломатический]. В действительности это понятие, широко раздвинув свои границы, включило куда более обширный слой участников событий. В него вошли вообще все лица, в результате военных действий оказавшиеся за пределами своей исторической родины. Общие официальные оценки числа российских и советских граждан, попавших к концу войны в Германию и другие страны Европы, колеблются вокруг цифры 7 млн человек, из которых 1 млн – сохранившие статус военнопленных, 1 млн – из числа входивших в различные добровольческие антисоветские формирования и 5 млн остарбайтеров и беженцев с территорий, находившихся под оккупацией немецких войск во время войны [Попов, 102–103]. Жители западных стран в большинстве своем вернулись домой самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новости Архиепископ Берлинский Марк: После 17 мая только одна епархия РПЦЗ избежала внутреннего раскола 01.11.2007 23:47 Москва, 1 ноября, Благовест-инфо. О «тяжелом положении», которое сложилось в Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) после подписания Акта о каноническом единстве 17 мая 2007 г., рассказал архиепископ Германский и Берлинский Марк (Арндт). Выступая 1 ноября в Москве перед участниками VI выставки-форума «Православная Русь», он отметил, что, несмотря на «сравнительно легкий» процесс восстановления канонического единства с Русской Православной Церковью (РПЦ), внутреннее положение РПЦЗ осложнилось многочисленными расколами. По словам архиерея, после 17 мая «возникли новые, боюсь сказать, расколы в Зарубежной церкви, когда некоторые священники и приходы отошли и создали свои псевдоцерковные организации». «Все они лишены церковной основы. Историю нашего разделения  (с РПЦ – прим.ред.) они принимают как догматическую основу своего мышления», -- так охарактеризовал архиепископ Марк природу отмежевания части РПЦЗ от стратегии воссоединения. По его словам, самое «отчаянное положение» ---- в Южноамериканской епархии РПЦЗ, которая почти 20 лет существует «без нормального архиерейского управления». Здесь только 2 прихода остались в юрисдикции РПЦЗ, остальные «ушли в расколы». Анализируя причины происходящего, выступавший отметил: «В этом – и наша собственная слабость: нам не удалось в достаточной мере подготовить народ выходить на общение (имеется в виду – с РПЦ – прим. ред.)». К тем, кто «уходит без осуждения», «по непониманию и растерянности», подход должен быть «крайне мягким, сочувствующим, не осуждающим». Есть надежда, что «они увидят нормальную церковную жизнь у нас и вернутся». Однако «есть моменты, когда нужно резать», с сожалением отметил архиепископ. В целом же это очень «трудный вопрос»: «Мы пока в недоумении: как к ним относиться», признался он. Единственная епархия, которая избежала раскола, управляется им самим – это Германская, где только один священник ушел, не согласившись с воссоединением. Архиерей объясняет этот успех тем, что в течение нескольких лет, еще до начала работы переговорной комиссии о воссоединении, в Германии регулярно проходили встречи клириков двух параллельных епархий – РПЦ и РПЦЗ (он улыбнулся и добавил: «Не совсем по благословению нашего предстоятеля»). На этих встречах «горячо, но всегда с любовью» обсуждались самые острые вопросы: о правильном совершении крещения, «о катехизации русских и нерусских» и т.д. Таким образом вырабатывались «навыки дискуссий», что очень пригодилось в переговорном процессе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Берлинско-Германская епархия оказывает помощь детской больнице в Осетии Мюнхен, 14 сентября 2004 г. Немецкий «Фонд помощи детям» и Русская Православная Церковь Заграницей приступают к реализации проекта помощи жертвам теракта в Беслане. В субботу, 11 сентября, из мюнхенского аэропорта отправился самолет с медицинской техникой стоимостью в 200.000 евро. Транспортные расходы взяло на себя правительство ФРГ, сообщает " Официальная страница Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей " . В то время как вся Россия скорбит и Осетия хоронит более 300 погибших, врачи Республиканской детской клинической больницы в столице Осетии Владикавказе (главврач доктор У. Н. Джанаев) борются за жизнь более, чем 100 бесланских детей. Немецкий «Фонд помощи детям» по просьбе Русской Православной Церкви Заграницей в Германии предоставил для лечения этих детей медицинскую технику на сумму в 200.000 евро и решил оказать поддержку в организации в Беслане приходского терапевтического центра. Немецкий «Фонд помощи детям» направляет в субботу в Осетию медицинскую технику для жертв теракта в Беслане. Уже в первые часы после освобождения заложников в Республиканскую детскую клиническую больницу Владикавказа поступило более 200 тяжело раненых и травмированных детей, но благодаря самоотверженному труду медицинского коллектива этой осетинской клиники все эти дети были спасены. Однако эти дети нуждаются и далее в интенсивном уходе и медицинском наблюдении. К настоящему времени в больнице лечатся все еще более 100 детей. Врачи ожидают, что в ближайшие дни в больницу поступят еще больше детей: некоторые из детей, которые были выписаны домой после операции, могут иметь случаи рецидива и должны пройти в больнице курс дополнительного лечения и поэтому ожидается непрерывный поток новых операций. Однако возможности этой детской клинической больницы не позволяют справиться с таким потоком пациентов. Срочно требуются, кроме прочего, приборы для полостной эндоскопии, соответствующие технологии, специальные хирургические инструменты. Необходимо дооснастить больницу функциональными кроватями, а также специальными ингаляторами и стерилизаторами. Немецкий «Фонд помощи детям» и Русская Православная Церковь Заграницей в субботу 11 сентября зачартовали транспортный самолет (Transall) во Владикавказ. Этот полет финансируется Федеральным правительством ФРГ и проводится под руководством диакона РПЦЗ Андреем Сикоевым, инициатором данного акта помощи.

http://pravoslavie.ru/11066.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЮССЕЛЬДОРФСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, располагалась на территории ФРГ и существовала с 1971 по 1992 г. Учреждена решением Свящ. Синода РПЦ от 24 февр. 1971 г., согласно к-рому в Среднеевропейском Экзархате из Берлинской епархии были выделены Баденская и Баварская епархия и Д. е. В подчинении последней оказались приходы в федеральных землях Бремен, Гамбург, Гессен, Н. Саксония, Рейнланд-Пфальц, Саар, Сев. Рейн-Вестфалия и Шлезвиг-Гольштейн. В 1971 г. епархия насчитывала 2 храма. Кафедральный город - Дюссельдорф, кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Первым правящим архиереем Д. е. стал еп. Алексий (ван дер Менсбрюгге) , бывший с 1 дек. 1970 г. архиепископом Северогерманским и получивший 24 февр. 1971 г. титул архиепископа Дюссельдорфского. В 1971 г. в качестве делегата от Д. е. принимал участие в работе Поместного Собора РПЦ в Москве. Скончался 26 мая 1980 г. Следующим архиереем, возглавившим епархию, стал благочинный Д. е. архим. Лонгин (Талыпин), хиротонисанный во епископа Дюссельдорфского в храме в честь Покрова Пресв. Богородицы в Дюссельдорфе 11 окт. 1981 г. Клирики и миряне Д. е. во главе с еп. Лонгином проводили активную культурную, просветительную и миссионерскую работу, поддерживали молитвенное общение с общинами проч. Поместных Православных Церквей. Представители епархии участвовали в международных научных конференциях и конгрессах, в работе ВСЦ в тесном контакте с проч. христ. конфессиями ФРГ. 10 марта 1989 г. еп. Лонгин возведен в сан архиепископа. 23 дек. 1992 г. определением Свящ. Синода принято постановление об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в Берлинскую и Германскую епархию РПЦ. Архиереи Алексий (ван дер Менсбрюгге) (1 дек. 1970 - 27 апр. 1979), Лонгин (Талыпин) (11 окт. 1981 - 23 дек. 1992). Арх.: Архив ОВЦС МП. Ист.: Определения Свящ. Синода//ЖМП. 1971. 4. С. 3-4; То же//Там же. 1979. 6. С. 2; То же//Там же. 1981. 12. С. 3; То же//Там же. 1984. 1. С. 13; 11. С. 8; То же//Там же. 1989. 6. С. 5; Определения Свящ. Синода//ИБ ОВЦС МП. 1992. 1. С. 3.

http://pravenc.ru/text/180837.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Архиепископ Берлинский и Германский Марк выступил в Мюнхене с докладом о положении и проблемах РПЦЗ в Германии Владыка Марк выступил на проходящем 26 -28 декабря открытом православном семинаре в Кафедральном соборе свв. новомучеников и исповедников Российских.   МЮНХЕН. На проходящем 26 -28 декабря открытом православном семинаре в Кафедральном соборе свв. новомучеников и исповедников Российских с докладом «Положение Православной Церкви в Германии: прошлое и перспективы» выступил правящий архиерей Берлинско-Германской епархии архиепископ Марк (Арндт). Владыка рассказал об основных вехах истории развития Православия на земле Германии и кратко охарактеризовал исторический путь РПЦЗ в Германии, подробно остановившись на современном положении дел в возглавляемой им епархии. В настоящее время в ней насчитывается более 50 приходов и два монастыря: мужской - во имя преподобного Иова Почаевского в Мюнхене и женский - в честь св. мчц. Елизаветы в баварском Бухендорфе. В епархии переводится православная литература на немецкий язык, издаётся на русском и немецком языках епархиальный журнал «Вестник Германской епархии», ведётся строительство и реконструкция многих объектов церковного назначения. Два года назад в Берлине епархия приобрела комплекс зданий, которые после проведенной реконструкции стали местом второго епархиального центра (первый - в Мюнхене) разрастающейся епархии. С начала 1990-х гг. до середины 2000 г. в Германию прибыло чуть менее полумиллиона человек из России и стран бывшего СССР, многие из которых являются православными. В своем выступлении архиепископ Марк подробно остановился и на некоторых проблемах в епархии, которые в перспективе следует преодолеть. Архиерей отметил, что во многих приходах «отсутствует общинность», что является, по его мнению, «болезнью, которая характерна и для Церкви в России». «Микробов этой болезни завезли с собой в Германию новые переселенцы и эмигранты», - считает архиепископ. Первоочередной задачей клириков и советов зарубежных приходов, как полагает владыка, является «передача новым их членам своего восприятия церковной жизни», то есть представления об общине как «едином и живом церковном организме».

http://sedmitza.ru/text/1734515.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010