Н. выступал против реформы языка В. Караджича , подверг критике его перевод НЗ на серб. разговорный язык ( Г. Примете Никанора за Вуков превод Новог Зabjema//Зб. ucmopujckux мyзeja Cpбuje. Београд, 1994. Год. 28. С. 63-82). Написал «Введение в толкования Священного Писания» (Увод у Св. Писма. Нови Сад, 1885). Н. считается самым ярким серб. проповедником XIX в.: его проповеди на церковные темы содержали призыв к сербам хранить верность святосаввскому и косовскому духу, а политические выступления, как правило, носили полемический характер. Сохранилось большое число его посланий и проникновенных надгробных слов. В историю серб. лит-ры Н. вошел как «митроносный поэт». В молодости он писал на латинском языке, но впосл. сознательно перешел на разговорный сербский язык. Обычно он публиковался в журналах «Сербский народный лист» (Српски Народни Лист), «Летопись Матицы Сербской» (Летопис Матице српске) и др. Его поэтические произведения отличаются разнообразием жанров и содержания: это и патриотические поэмы, и эпиталамы (свадебные песни), основанные на народном серб. творчестве, а также неск. аллегорических поэм с осуждением режима австрийского абсолютизма, известная серб. любовная песня «Дом Милки на окраине» (Милкина на kpajy) и проч. Оставшуюся незавершенной эпическую поэму (сказ) «Святой Савва (Неманич)» (Свети Сава Сремски Карловци, 1861. 1), повествующую об уходе на Св. Гору молодого Растко Неманича (см. ст. Савва I , свт., архиеп. Сербский), исследователи оценивают как исключительное явление в серб. лит-ре. Известный серб. литературовед М. Павич назвал лучшим произведением Н. сентиментальную поэму «Нашей старой смоковнице» (Haшoj cmapoj смоковници). Литературоведы отмечают силу и чистоту языка Н., выразительность, образность и рафинированность. Его творчество считается вершиной классицистической и предромантической сербской поэзии т. н. карловацкой школы. Н. перевел с рус. и франц. языков на сербский ряд произведений познавательного и поучительного характера, которые рекомендовал для воспитания молодежи: «Из житий святых угодников Божиих» (Из живота светих угодника бoжjux. Нови Сад, 1885. 2 «Рассказы для моей дочери» ( Ж.-Н. Приповетке мojoj Нови Сад, 1882) и «Советы моей дочери» ( Ж.-Н. Савети мojoj Нови Сад, 1883. 2 «Два приятеля» ( Лесаж А.-Р. Два Нови Сад, 1886) и др.

http://pravenc.ru/text/2565308.html

На Руси почитание М. не засвидетельствовано, но она стала здесь известна как жена кн. Лазаря благодаря Житию их сына деспота Стефана, принесенному в Москву с Афона в нач. XVI в. и получившему в Московской Руси широкое распространение. Известия о ней попали в Русский Хронограф (ПСРЛ. Т. 22. Ч. 1. С. 396, 411; Ч. 2. С. 182, 192), Никоновскую летопись (Там же. Т. 10. С. 148) и Лицевой летописный свод. Иконография Прижизненные изображения М. сохранились в стенописи в ктиторских композициях ряда храмов, где она представлена с мужем и сыновьями,- в Раванице (1382-1385), на зап. стене ц. свт. Николая Чудотворца в с. Рамача близ г. Крагуевац (ок. 1395; изображена в пурпурном облачении и зубчатой, расширяющейся кверху короне; от фигур Лазаря и Стефана сохр. фрагменты) и в нартексе собора в Любостине (написана иером. Макарием из Прилепа между 1402 и 1406; изображена в парадном одеянии, с нимбом). В росписи собора в Любостине М. изображена еще раз в молении (XIX в.?). Иногда образ М. включали в состав композиции «Лоза Неманичей» (напр., в Добруне, Ораховице и в Соборной церкви в Белграде). Лит.: В. Православно монаштво и манастири у Cpбuju. Сремски Карловци, 1920; Л. Култови лица код Срба и Македонаца: (Ист.-етногр. расправа). Смедерево, 1965. С. 202; Г. О портретима у и jeдhoм виду инвеституре владара//ЗЛУ. 1979. 15. С. 151-176; Ucmopuja српског народа. Београд, 1982. 2: Доба борби за и обнову државе (1371-1379)/Сост.: Д. Р. П. и др. С. 47, 50, 58, 62-63, 66-70, 79, 98, 103, 109-112, 114-115, 124, 130-131, 140, 147, 156, 160, 174-175, 180, 186; Београд, 1986. С. 460-468; Р. Лазар - ucmopuja, култ, Београд, 1989; он же. Jyhaцu Косовске легенде. Београд, 2001; С. Владарске uhcurhuje и државна симболика у Cpбuje од XII до XV в. Београд, 1994. С. 65-66; Jycmuh jepoм. Жumuja светих за jyлu. Београд, 1996. С. 475-487; А., прот. Православна српска ucmopujcka читанка у Cpбuju (1247-1531). Pykyмuja, 2001. С. 40-95; В. Ucmopuja Срба. Београд, 2004. C. 224, 228, 232, 233, 255; А. и писма деспота Стефана. Београд, 2007; Томин С. Мужаствене жене српског века. Нови Сад, 2011. С. 129-131; Балабан О. Majke Превлака, 2013. С. 97-109.

http://pravenc.ru/text/2563208.html

Соч.: Словенски пролог жumuja царице Ирине. Београд, 1964; Св. Гора у доба Латинског царства//ЗРВИ. 1976. 17. С. 63-71; Манастири Хиландар и Muлeje//Хиландарски зб. 1978. 4. С. 7-16; Св. Гора и Лионска yhuja. Београд, 1978; Жumuje архиеп. Данила II као извор за Каталанске koмnahuje//ЗРВИ. 1980. 19. С. 251-273; Concerning Turkish Assaukts on Mount Athos in the 14th cent.//Прилози за opujehmaлhy фuлoлorujy. Capajebo, 1980. Бр. 30. P. 501-516; Светогорци и стонски доходак//ЗРВИ. 1983. 22. С. 165-206; Jepoмoh. Mamuja и хиландарски метох у Лушцу//Хиландарски зб. 1983. 5. С. 51-67; Хиландар и пирг у Xpycuju//Там же. 1986. 6. С. 59-82; Документи и аделфатима за Kapejcky keлujy св. Саве//ЗРВИ. 1986. 24/25. С. 385-396; Hajcmapuju период ман-ра Хиландара и преписи//Хиландарски зб. 1991. 8. С. 7-17; Светогорски дани Данила II//Архиеп. Данило II и доба. Београд, 1991. С. 75-81; Да ли je сачувана Драгутина Хиландару?//ЗРВИ. 1993. 32. С. 129-136; Хиландарски и Евергетидски типик: Подударности и разлике//Там же. 1994. 33. С. 85-102; Почеци светогорског монаштва: Од kpaja VIII до друге пол. Х о Cbemoj Гори. Београд, 1995. С. 11-24; Уроша I ман-ру Хиландару//ЗРВИ. 1996. 35. С. 213-219; Запис о грчким Хиландарског архива//Хиландарски зб. 1997. 9. С. 27-34; Солунски метох ман-ра Хиландара//ЗРВИ. 1998. 37. С. 111-119; Хиландар Cpбuje и Buзahmuje (1198-1371)//Настава ucmopuje. Нови Сад, 1999. С. 48-58; Les rapports entre Vatopedi et les moines serbes a l " epoque dem la fondation du monasture serbe de Chilandar//The Monastery of Vatopedi: History and Art. Athenes, 1999. P. 31-41; О времену брака Стефана Уроша III (Дечанског) са Mapujoм Палеолог//ЗРВИ. 2000. 38. С. 327-330; у Cpбuju//Там же. 2001. 39. С. 183-196; De l " histoire d " une vigne//Byzantium State and Society: In Memory of N. Oikonomides. Athens, 2003. P. 565-569; Акт прота Теофана за ман-р Вериота (апр. 1312, инд. 10) у старосрпском преводу XV в.//ЗРВИ. 2003. 40. С. 245-261 (в соавт. с Бубало); Комитиса у светлости нових докумената//Там же. 2004. 41. С. 279-291; Белешка о jeдhoм Богородичином ман-ру у Солуну//Хиландарски зб. 2004. 11. С. 175-179; Акт г-на Константина Драгаша и царице Ebдokuje ман-ру Ивирону (13. jahyap, ок. 1380)//Там же. С. 287-294 (в соавт. с Т. Вардарски метох Хиландара//Вардарски зб. 2004. 3. С. 1-7; Драгаши и Св. Гора//ЗРВИ. 2006. 43. С. 41-57; Манастир Плака у Kapeju//Там же. 2007. 44. С. 173-189; Монаси Хиландара - чувари манастирских докумената//Пета о Св. Гори. Београд, 2007. С. 141-168.

http://pravenc.ru/text/182257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ [серб. Urhamuje] (Мидич Добривой) (род. 17.10.1954, с. Кнез-Село, близ г. Ниш, Сербия), еп. Браничевский Сербской Православной Церкви, богослов. Начальное образование получил в родном селе. В 1969-1974 гг. учился в семинарии св. Саввы в Белграде, в 1976-1980 гг.- на Белградском богословском фак-те. В 1981-1987 гг. продолжил учебу на богословском фак-те Афинского ун-та, изучал визант. лит-ру, античную и совр. философию, католич. и протестант. богословие. Докт. дис.- «Тайна Церкви: Систематическо-герменевтическое понимание тайны Церкви по св. Максиму Исповеднику» (The Mystery of the Church: Systematic and Historical Presence of the Mystery of the Church by St. Maximus the Confessor. Athens, 1987). С 1988 г. доцент, преподаватель этики и догматики на Белградском богословском фак-те. В 1991 г. в белградском Введенском мон-ре пострижен в монашество, в том же году рукоположен во диакона и во иерея. В 1994 г. хиротонисан во епископа и поставлен на кафедру Браничевской епархии . Участник многочисленных богословских конференций. Член редакций журналов «Богословские взгляды» (Теолошки погледи) и «Соборность» (Саборност; изд. в Браничевской епархии). Автор множества статей в серб. и греч. церковной периодике, правосл. катехизисов для средней школы. Большинство исследований И. посвящено анализу христ. эсхатологии и онтологии и их соотношению с экклезиологией и совр. состоянием Церкви. Издал исследование о св. Максиме Исповеднике «Воспоминания в будущем» на Београд, 1995). Соч.: Православна ahmponoлoruja и савремени Београд, 1990. 34. С. 33-41; XIV беседе св. Гpuropuja Богослова//Беседа. Нови Сад, 1992. 2. Св. 1/2. С. 5-28; Човек као икона и noдoбuje Бoжje: човека//Луча. 1996. Год. 13. Бр. 1/2. С. 129-138; Hrišanstvo i ekologija//Ekologija i religija. Beograd, 1997. S. 21-28; Реч о молитви//Православни молитвеник. Пожаревац, 2001; Црквени словар: за 1. разред основне школе. Београд, 2001, 2006 4; Православни катихизис: за 1. и 2. разред школа. Београд, 2002; и и европске uhmerpaцuje. Београд, 2003. С. 39-47; Православни катихизис: Приручник за наставнике основних и школа. Београд, 2003, 2004 2, 2008 3; Православни катихизис: За 2. разред основне школе. Београд, 2003, 2006 2; Православни катихизис: За 3. разред основне школе. Београд, 2004, 2007 4; Православни катихизис: За 4. разред основне школе. Београд, 2004; као есхатолошка зajeдhuцa. Пожаревац, 2008.

http://pravenc.ru/text/293463.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИВША [Джипша], жен. мон-рь в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Находится на Фрушка-Горе вблизи с. Визич (Воеводина). По преданию, мон-рь в кон. XV в. основал св. деспот Иоанн Бранкович (см. ст. Бранковичи ). Впервые упоминается в рукописи Четвероевангелия кон. XV - нач. XVI в., затем в тур. налоговой ведомости 1566/69 г. Вероятно, первоначальная церковь была деревянной, а храм из камня и кирпича был построен в XVI в. В XVII в. Д. не упоминается в источниках, что может говорить о запустении обители. В привилегии австр. имп. Иосифа I 1706 г. Д. названа подворьем мон-ря Кувеждин. В 1744 г. ктитор Петр Йованович из Нови-Сада обновил церковь. Возрождению мон-ря в 1741-1765 гг. способствовал пустынник Матей: на его средства были построены припрата церкви, звонница и братские корпуса. В этот период храм приобрел совр. вид: с запада к крестообразной основе примыкает звонница с часовней, освященной в честь Покрова Пресв. Богородицы. Иконостас вырезан из дерева в 1751 г. в Нови-Саде, иконы из иконостаса и 2 больших образа св. Иоанна Предтечи и св. Николая Чудотворца написал Теодор Гологлавац в 1754 г. С 1913 г. мон-рь пустовал. В 1922 г. игум. Пантелеимон (Лазич) обновил мон-рь и открыл школу для детей. В 1923 г. Д. получила статус самостоятельного мон-ря, а в 1933 г. вновь была приписана к мон-рю Кувеждин и преобразована в жен. мон-рь. Перед началом второй мировой войны здесь проживало 5 монахинь. В 1944 г. церковь сильно пострадала при взрыве, жилые корпуса были сожжены. В 70-х гг. ХХ в. была проведена реставрация обители, после к-рой в келейных корпусах был размещен детский дом отдыха. В 1980 г. здесь вновь появились монахини, в наст. время проживают 2 насельницы. Лит.: Руварац Д. Опис српских фрушкогорских ман-ра: 1753 г. Сремски Карловци, 1903. С. 187-201; Л. Манастир Дивша. Београд, 1927; С. Манастири Кувеждин и Дивша у XVIII. в. Нови Сад, 1937. С. 5-6; он же. Збирка рукописа ман-ра Кувеждина, Дивше, Шишатовца и Гргетега. Београд, 1951; Лесек М. Иконе Теодора иконописца Гологлавца у Myзejy црквене уметности у Cpeмckoj за споменика културе Bojboдuhe. Нови Сад, 1958. Бр. 2. С. 166-172; В. Архитектура фрушкогорских ман-ра. Нови Сад, 1984. С. 197-205; Б. Инвентари фрушкогорских ман-ра Дивше и Jaзka за 1845. и 1846. за споменика културе Bojboдuhe. Нови Сад, 1990. Бр. 16. С. 91-105; С. Резултати архитектонских цркве св. Николе у ман-ру же. 1994. Бр. 17. С. 9-33; М. Црква ман-ра и првобитан план//Там же. С. 34-52. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова: ГРГЕТЕГ жен. (ранее муж.) мон-рь с ц. в честь перенесения мощей свт. Николая, архиеп. Мирликийского, Сремской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ)

http://pravenc.ru/text/171967.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕОЧИН ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Вознесения Господня Беочинского мон-ря. Фотография. ХХ в. Церковь в честь Вознесения Господня Беочинского мон-ря. Фотография. ХХ в. [серб. Беочин манастир] Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен в сев. части Фрушка-Горы, у городка Беочин (Сербия). Точное время основания мон-ря неизвестно. В тур. регистрах упомянут впервые как муж. в 1566/67 г. (в это время в обители была небольшая однонефная церковь). В 1622 и 1629 гг. игумены Б. м. Лонгин и Антоний находились в Москве с просьбой об оказании помощи в обновлении мон-ря. После австрийско-тур. войны, в 1697-1699 гг., Б. м. был восстановлен монахами мон-ря Рача, бежавшими во время переселения сербов из Косова. В 1708 г. они построили небольшую деревянную церковь. Существующий в наст. время каменный храм, освященный в честь Вознесения Господня, был возведен в 1732-1740 гг. на средства ктиторов Миливоя Милаковича и его сына Петра. В 1762 г. к зданию церкви пристроили колокольню. В храме сохранился пятиярусный иконостас, созданный под влиянием укр. искусства в 1756-1766 гг. серб. иконописцами Я. Халкозовичем, Д. Бачевичем и Ф. Димитриевичем. В течение XVIII в. в Б. м. работали также мастера Г. Зограф (1768), Т. Крачун (ок. 1770) и А. Маркович (1791). В монастырском саду одновременно с церковью была построена часовня во имя вмч. Георгия (иконостас 1739); в 1905 г. ее заменили новым зданием (архит. В. Николич). Келейные корпуса, окружающие храм с юга и запада, были построены в 1728-1771 гг. Монастырский комплекс полностью обновили в 1893 г.; в 1921 г. в ряд построек внесли небольшие изменения. Во время второй мировой войны Б. м. пострадал от хорват. усташей, ризница была ограблена (предметы частично возвращены). К святыням Б. м. относятся чудотворная икона Божией Матери и могила еп. Хвостанского Варнавы (Настича) , умершего здесь 12 нояб. 1964 г. После второй мировой войны мон-рь возобновлен как жен. обитель. В 1974 г. была отреставрирована церковь, в 1978 г.- часовня. По данным на 2002 г., в Б. м. подвизаются 6 монахинь и 1 послушница, настоятельница - игум. Екатерина. В ризнице хранятся иллюминированные Евангелия XV и XVI вв., церковная завеса XIV-XV вв., серебряный киот мастера Дмитра и др. Лит.: Руварац Д. Манастир Беочин. Сремски Карловци, 1924; Л. Старине фрушкогорских манастира. Београд, 1931. С. 1-13; О. Иконостас цркве манастира Беочин.//Зб. уметности Матице Српске. 1975. 11. С. 291-301; В. Архитектура фрушкогорских манастира. Нови Сад, 1984. С. 209-210; Б., Н. Манастири Фрушке Горе. Нови Сад, 1994. С. 27-34; Црква: Календар Српске Православне Nampujapшuje. Београд, 1996. С. 226; В. Србске Цркве од комуниста. 1997. С. 65-69; http://www.vojvodina. com/kultura/html/manastiri1.htm [Электр. ресурс]. Б. Тодич Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78106.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ (Добриевич Мирко; род. 6.02.1955, Кливленд, США), еп. Австралийский и Новозеландский Сербской Православной Церкви (СПЦ). Начальное образование получил в Кливленде. В 1971-1975 гг. изучал искусство в ун-те в Акроне (шт. Огайо), в 1973-1975 гг.- византийскую иконографию в ин-те в Кливленде. В 1975-1979 гг. учился в правосл. семинарии свт. Тихона Задонского (Саут-Кейнан, шт. Пенсильвания). В 1982 г. в Свято-Владимирской ДС (Нью-Йорк) защитил магист. дис. «Еп. Николай (Велимирович). Миссия в Америке 1921 г.». В 1982-1986 гг. секретарь управления Западно- и Среднеамериканской епархии СПЦ. В 1986-1994 гг. директор отдела правосл. образования при Воскресенском соборе в Чикаго. В 2003 г. окончил Афинский центр (Amhens Centre; Афины). В 1992-1997 гг. преподавал в ун-те Лойолы (Чикаго) и на Богословском фак-те Белградского ун-та. Много лет был соредактором офиц. издания СПЦ в США - ж. «Путь Православия» (Стаза Path of Orthodoxy). 15 янв. 1994 г. рукоположен во диакона в Воскресенском соборе (Чикаго). Пострижен в монашество 18 янв. 1995 г. в мон-ре свт. Саввы Сербского (Либертивилл, шт. Иллинойс), 27 янв. рукоположен во иерея в храме свт. Саввы Сербского в г. Парма (шт. Огайо). В 2004-2006 гг. консультант Св. Синода СПЦ по внешним и межцерковным отношениям и координатор комиссии по Косово и Метохии при Архиерейском Соборе СПЦ, главный редактор информационной службы СПЦ. В 2005 г. входил в состав делегаций СПЦ, участвовавших в переговорах с ООН и Правительством США по вопросу статуса Косова и Метохии. 26 мая 2006 г. на Архиерейском Соборе СПЦ избран епископом Австралийским и Новозеландским и администратором епархии Австралии и Нов. Зеландии Новограчаницкой митрополии СПЦ. 18 июня возведен в сан архимандрита, 15 июля хиротонисан во епископа в соборе арх. Михаила в Белграде. 18 окт. прибыл в Австралию и 21 окт. взошел на кафедру. И. представляет СПЦ в Центральном комитете Всемирного совета Церквей и в ряде международных церковных объединений, является председателем и членом неск. серб. международных фондов. Имеет орден Вука Караджича 3-й степени (2005) и др. награды. Соч.: The Orthodox Spirit and the Ethic of Capitalism: A Case Study on Serbia and Montenegro and the Serbian Orthodox Church//Philotheos. Nikši, 2005. Vol. 5. P. 416-424; Св. Hukoлaj српски и свеправославни: Три америчке мucuje//Српска meoлoruja у двадесетом веку. Београд, 2007. 2. С. 28-34. Лит.: Б. Вашингтонски uhmepbjy. Нови Сад, 2004. С. 52-55; Мишев Р. Нови епископи Српске православне Београд, 2006. Бр. 945/946. Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Евтич Зоран; 1938 - 2021), еп. Захолмский и Герцеговинский, богослов, духовный писатель, публицист, переводчик

http://pravenc.ru/text/674011.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУВЕЖДИН мон-рь во имя свт. Саввы Сербского и прп. Симеона Мироточивого Сремской епархии Сербской Православной Церкви. Расположен на Фрушка-Горе близ с. Дивош (Сербия). Согласно преданию, К. был основан ок. 1520 г. кн. св. Стефаном Штиляновичем , как мужской и построен мастерами Йованом и Гаспаром из Приморья. Первое письменное упоминание относится к 1566/67 г. В скриптории монастыря в 1569 г., при игум. Стефане, была переписана минея на июнь, в 1575 г. писец Василий переписал Стишной пролог на июнь-авг., а в 1593 г. иером. Моисей - Житие свт. Иоанна Златоуста ( Т. Српско рукописно од 1557 г. до сред. XVII в. Београд, 1999. С. 146-147). В 1803 г. была возведена 3-ярусная барочная колокольня, в 1810 г.- 4 жилых корпуса, к-рые образуют квадрат, в 1815-1816 гг. на фундаменте старой церкви была возведена новая. В 1853 г. Павел Симич расписал храм (посвятив неск. композиций св. покровителям обители), в 1856 г. выполнил иконостас (предыдущий иконостас работы Янко Халкозовича, 1772, перенесли в храм в с. Опатовац). В ризнице К. хранились ценные предметы (в т. ч. серебряный потир с позолотой 1559 г., гравюра с видом мон-ря Захарии Орфелина 1772), большинство из них сейчас находятся в различных музеях. В 1923 г. К. был преобразован в женский и вскоре стал самым многочисленным женским мон-рем в Сербии: перед началом второй мировой войны в обители проживало ок. 50 насельниц, в т. ч. монахини русского происхождения. В 1938 г. подворье К. открылось во Введенском мон-ре в Белграде. После начала войны, в сент. 1941 г., 32 насельницы К. были заключены в концлагерь Цапраг близ г. Сисак, через месяц выпущены. Ризницу мон-ря вывезли в Загреб, здания в 1944 г. взорвали. После войны при проведении аграрной реформы (1946) у К. конфисковали 22 га земли. При уцелевшей часовне поселились 2 монахини и послушница, в 1969 г. жили 3 монахини. В 1973-1975 гг. храм и южный жилой корпус были частично восстановлены. В 1990 г. К. был объявлен памятником культуры: в 2004 г. завершилось восстановление колокольни, в 2012 г.- всего храма, ворот и жилого корпуса. Лит.: С. Српски жен. ман-р Кувеждин. Сремски Карлови, 1930; Д. К. Ucmopuja Сремске enapxuje. Сремски Карловци, 1970. С. 83-84, 96, 97; М. Павле у ман-ру Кувеждину//ЗЛУ. 1979. 15. С. 229-262; О., П. Фрушкогорски ман-ри. Нови Сад, 1990 4. С. 126-131; Б., Н. Манастири Фрушке горе. Нови Сад, 1994. С. 101-109. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2462173.html

С. 300-306; он же. Смрт и лепота у српским списима о кн. Лазару и косовском бojy//Манастир Раваница: Споменица о шecmoj Београд, 1981. С. 135-142; он же. О почецима св. кн. Лазара//Научни састанак слависта у Вукове дане. Београд, 1991. 19/1. С. 123-131; он же. Стара српска Основи. Београд, 20093 (по указ.); Д. Срби у старом српском сликарству//О 1970. С. 205-209; Д. српске и buзahmujcke цркве//Православна мисао. Београд, 1974. 17. Св. 21. С. 62-74 (То же//О кн. Лазару: Научни скуп у Крушевцу. Београд, 1975. С. 62-74); он же. Ucmopuja старе српске Београд, 1980. С. 190-211; Л. Иконографске cmyдuje. Нови Сад, 1974. С. 293-295; Кашанин М. Српска у веку. Београд, 1975. С. 276-322; Р. Кнез Лазар и обнова српске државе//О кн. Лазару. 1975. С. 1-11; он же. Kpaj Српског царства. Београд, 1975, 20012 (по указ.); он же. Изворна вредност култних списа о кн. ucmopuja. Београд, 1979. 11. Бр. 44. С. 581-591; он же. Лазар Ucmopuja, култ, Београд, 1984; он же. Владарска титуле обласних господара: Прилог bлaдapckoj uдeoлoruju у cmapujoj cpnckoj прошлости. Београд, 2001. С. 96-99, 211, 217; Мошин В. Самодржавни Стефан кн. Лазар и mpaдuцuja суверненитета од Марице до Косова//О кн. Лазару. 1975. С. 13-43; М. Кнез Лазар и косовска битка у cmapoj Дубровника и Боке Которске//Там же. С. 338-408; Голенищев-Кутузов И. Н. Славянские литературы: Ст. и исслед. М., 1978 (по указ.); Jupeчek К. Ucmopuja Срба/Прев.: J. Београд, 19782. 1. С. 321-322, 324-326; М. «Bлaдahuje» кн. Лазара у Npuмopjy//ЗбФФУ. 1985. 15. Бр. 1. С. 97-114; он же. и и српска државност. Београд, 2004. С. 277-354; он же. Српска државност у веку. Београд, 2011. С. 282-286, 296-298, 300-323, 343-345; Бoj на Косову: Cmapuja и hobuja Београд, 1992; С. Владарске uhcurhuje и државна симболика у Cpбuju од XIII до XV в. Београд, 1994. С. 65-66, 88, 110; Podskalski G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien: 865-1459. Münch., 2000 (по указ.); С. Српски у сликарству православних народа. Нови Сад, 2007. С. 116-139, 177-181.

http://pravenc.ru/text/2462521.html

София, 1980. С. 5-101; Сп. Српски рукопис Хронографа западноруске и jeзuka. Београд, 1957. Кн. 5/6. Св. 1. С. 187-190; он же. Стари српски писци руске народности од kpaja XV до kpaja XVII в.//ГФФНС. 1960. 5. С. 199-218; он же. Jyжhocлobehcko-pycke културне везе до почетка XVIII в.//ЗбMCKj. 1965. 13. Бр. 2. С. 261-309; он же. и код Срба у Ср. веку и у турског доба. Нови Сад, 1967; C. Руски ymuцaj на српско сликарство XVI и XVII в.//Старинар. Н. С. Београд, 1961. 12. С. 91-109; он же. Хиландар и Pycuja у XVI-XVII о Cbemoj Гори. Београд, 1995. С. 143-170; Адрианова-Перетц В. П. Древнерусские лит. памятники в югославянской письменности//ТОДРЛ. 1963. Т. 19. С. 5-27; Тихомиров М. Н. Исторические связи России со слав. странами и Византией. М., 1969. С. 146-166; Атанасов П. Московские старопеч. Прологи и болг. рукописные книги в XVII-XVIII вв.//Рукописная и печатная книга. М., 1975. С. 154-170; он же. Българо-руски литературни връзки през XVII и XVIII в. София, 1986; Рогов А. И. Связи Руси с балканскими странами в области изобразительного искусства в XVI-XVII вв.//ССл. 1976. 3. С. 57-65; он же. Культурные связи России с балканскими странами в 1-й пол. XVII в.//Связи России с народами Балканского п-ова: 1-я пол. XVII в. М., 1990. С. 114-137; Братков Миней: Кратак приказ//Зб. ucmopuje Београд, 1977. 10. С. 21-40; она же. «Русизми» у зборнику попа В. Мошина. Београд, 1977. С. 129-132; она же. Спис о паду Цариграда 1452 г. и српски хронографи: Прилог ucmopuja. 1980. Год 13. Бр. 49. С. 25-69; 1981. Бр. 50. С. 183-231; Бр. 52. С. 571-601; она же. Жанр српског родослова и Pycuja//Зб. Матице Српске за славистику. Нови Сад, 1994. Бр. 46/47. С. 45-70; она же. О cpnckoj peцenцuju «Хронике света» Мартина Белског//100 година полонистике на Ун-ту у Београду. Београд, 1996. С. 146-167; она же. Хронограф из Свете Горе: О раду непознатог светогорца//Архпр. 1998. 20. С. 93-128; она же. Руски летопис о доласку стараца из атонског Св. Nahmeлejмoha у Москву kpajeм XV в.//ГФФНС. 1999. 27. С. 119-128; она же.

http://pravenc.ru/text/180423.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010