Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕНЕДИКТИНЦЫ [лат. benedictini], католич. монашеский орден св. Бенедикта (офиц. название Ordo sancti Benedicti, OSB); в широком смысле - монахи, живущие по одному из древнейших уставов в истории зап. монашества - уставу св. Венедикта Нурсийского ( ок. 560). В ср. века Б. назывались «fratres qui secundum Benedicti regulam vivunt» (лат.- братья, к-рые живут согласно уставу Бенедикта), но уже с кон. XIII в. стали именоваться «орденом св. Бенедикта». Формально «орден св. Бенедикта» был организован лишь в 1893 г. папой Львом XIII как бенедиктинская конфедерация мон-рей во главе с аббатом-примасом. В историографии бенедиктинскими считаются как отдельные мон-ри во главе с аббатом, так и объединения (конгрегации) мон-рей с централизованной структурой (появляются с XI в.), придерживавшиеся устава св. Венедикта Нурсийского. В X-XIII вв. бенедиктинский устав также стал основой для формирования ряда монашеских орденов: камальдулов , валломброзиан, клюнийцев (см. Клюни ), цистерцианцев , картузианцев , иоахимитов , ордена Фонтенвро, граммотенсов, сильвестринцев, целестинцев , оливетанцев. В наст. время орден представляет собой конфедерацию из 21 конгрегации Б. (в т. ч. Славянская бенедиктинская конгрегация св. Адальберта и св. Маргариты - Congregatio Slava Sancti Adalberti et Sanctae Margaritae, основанная в 1945 г. в Чехии), а также 5 мон-рей, не входящих ни в одну из конгрегаций (св. Марии Сионской (Hagia Maria Sion) в Иерусалиме, Сен-Бенуа-де-Пор-Вале (Бувре, Швейцария), Шевтонь (Бельгия), Гора Спасителя (Mount Saviour, штат Нью-Йорк, США), Уэстон (штат Вермонт, США)). Конфедерация Б. насчитывает 7995 монахов (из них 4571 священник), живущих в 346 монашеских обителях (An. Pont. 2002. Р. 1229-1233). Уставом конфедерации является «Lex propria», утвержденный папой Пием XII 21 марта 1952 г. Во главе конфедерации стоит аббат-примас, к-рый избирается конгрессом аббатов на 8-летний срок и не имеет права назначать и смещать аббатов и приоров бенедиктинских мон-рей. Центром ордена и резиденцией аббата-примаса и Папского философско-теологического ун-та св. Ансельма (см. Университеты папские ) является аббатство Сант-Ансельмо в Риме. Распространение устава св. Венедикта в раннее средневековье (VI-VIII вв.)

http://pravenc.ru/text/78066.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Тимофей, книжник Тимофей (XIII в.) – «премудрый книжник». В Галицко-Волынской летописи (см. Летопись Ипатьевская), в том разделе, где рассказывается о бесчинствах в Галиче венгерского палатина Бенедикта Бора, командовавшего венгерскими силами, посланными в Галич венгерским королем Андреем, читается такой отрывок: «Бе бо Тимофей в Галиче премудр книжник, отчество имея во граде Кыеве (родом из города Киева), притчею (иносказательно) рече слово о семь томители (тиране) Бенедикте, яко: “В последняя времена тремя имены наречется антихрист”. Бегаше бо Тимофей от лица его (скрывался Тимофей от него), бе бо (потому что был Бенедикт) томитель бояром и гражданом и блуд творя и оскверняху жены же и черници и попадьи. В правду бе антихрист за скверная дела его» (ПСРЛ. М., 1962, т. 2, стб. 722; Галицко-Волынская летопись/Подг. текста, пер. и ком. О. П. Лихачевой. – ПЛДР. XIII век. М., 1981, с. 240–243). Запись эта помещена под 1205 г., на самом деле описанные в ней события происходили в 1210 г. Под 1226 г. в Галицко-Волынской летописи повествуется о таком событии. Галицкий боярин Жирослав распространил среди галицких бояр слух о том, что князь Мстислав Мстиславич Удалой (в это время занимавший галицкий великокняжеский стол) с помощью своего тестя, половецкого князя Котяна, собирается уничтожить всех галицких бояр. Поверив Жирославу, галицкие бояре бежали из Галича. Мстислав посылает к боярам своего духовного отца Тимофея, которому удается убедить бояр в том, что Жирослав оклеветал перед ними князя Мстислава (ПСРЛ, т. 2, стб. 747; ПЛДР. XIII век, с. 262–263). Ряд исследователей считает, что «премудрый книжник» Т. и Тимофей, духовник Мстислава Удалого, – одно и то же лицо. Все реальные сведения о книжнике Т. ограничиваются приведенными данными. В 1846 г. Н. Головин пришел к заключению, что Т. мог быть автором «Слова о полку Игореве»: автор «Слова» был «подданным» Игоря, после смерти Игоря он, скорее всего, остался при его детях; когда в начале XIII в. Игоревичи захватили Галич, автор «Слова» переехал с ними туда; в результате борьбы за галицкий стол, по проискам провенгерски настроенных галицких бояр, сыновья Игоря были повешены; возмущенный злодеяниями Бенедикта, Т.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Книги, запрещенные на Западе Книги, запрещенные на Западе (Index librorum prohibimorum). [Краткая история Index’a такова. Прямым родоначальником его можно считать Decretum папы Геласия (ум. 19-го ноября 496 г.) de libris recipiendis vel non recipiendis (в книгах: 1-я – папы Дамаса – о книгах Ветхого и Нового Завета, 2-я – о соборах, 3-я – «об отцах», 4-я – об апокрифических, еретических и схизматических писаниях). Но первый Index, – в строгом и точном смысле, – явился в Англии при Генрихе VIII-м в 1526 г., а в Риме таковой был составлен при Павле IV-м в 1557 г. и опубликован в 1559 г. Важнейший из последующих Index’ob – тот, который был выработан назначенною в 18 заседании (26 февраля 1562 г.) Тридентского собора комиссией, тем же собором в общем (последнем) 25-м заседании (de indice librorum) 4 декабря 1563 г. передан папе для окончательного объединения и опубликования, каковое последовало буллой Пия IV-ro Dominici gregis custodiam от 24 марта 1564 г. Потом было еще до 40 изданий римского Index’a (Климента VII, Александра VII, Бенедикта XIV, Пия Григория XVI, Пия IX, Льва XIII конституцией от 25 января 1897 г. Officiorum ас munerum). Для произведений, допускающих исправления и воспрещаемых условно, бывают Indices librorum prohibitorum et expurgatorum или Indices expurgatorii (первый образец этого рода явился в Антверпене в 1571 г.). В Риме подобных Index’ob не выпускалось, но при книгах, годных к исправлению, в обычных Index’ax делалась отметка: donec corrigatur. Для правильного и регулярного функционирования Пием V-м в 1571 г. учреждена Congregatio Indicis, получившая организацию в конституциях Григория XIII-ro Ut pestiferum от 1572 г. и Сикста V-ro Immense aeterni от 24 января 1587 г. Index имеет характер предупреждения для автора, который подчинением и раскаянием может вполне восстановить свою репутацию (причем о данной книге прибавляется, что Auctor laudabiliter se subjecit et opus reprobavit), а в отношении верующих является могущественным орудием ограждения их от соблазна и увлечений: ни один католик – под страхом отлучения – не должен ни читать, ни держать у себя, ни перепечатывать внесенных. в Index книг – особенно (с Пия IX-ro) тех, которые составлены и изданы в пользу ереси или запрещены оообым повелением папы. Лишь по диспенсации папской (хотя бы чрез посредство «Конгрегации индекса») епископы сами могут читать, такие книги и даже дозволять это другим, – кроме сочинений, требующих особого папского разрешения (в каждом отдельном случае).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

В раннее средневековье город был опоясан рим. стенами и имел 2 центра, связанных с церквами св. Руперта и св. Петра (чьи культы появились в В. из Зальцбурга в Каролингскую эпоху). До X в. В. находилась под властью венгров. Постепенное возрождение австр. земель, а вместе с ними и В. начинается с 976 г.- образования баварской Восточной марки и утверждения в ней власти маркграфов (с 1156 герцогов) Бабенбергов. В 1137 г. В. впервые названа городом. В 1137 (1142?) г. Генрих II Бабенберг при поддержке еп. Пассау Регинберта приступил к строительству ц. св. Стефана, патрона В. Герц. Генрих II Язомирготт (1156-1177) выбрал В. в качестве своей главной резиденции. Он построил дворец по образцу регенсбургского и основал 1-й мон-рь с монахами шотл. происхождения (c 1418 бенедиктинский). Город быстро развивался, в кон. XII в. возвели новые мощные стены, и городской ареал был зафиксирован примерно на 650 лет. В 70-х гг. возникли первые купеческие сообщества горожан, а в 90-х гг.- евр. торговые сообщества. К 1200 г. В. становится 2-м по величине после Кёльна городом Римско-Германской империи . После перенесения Леопольдом VI Бабенбергом герцогской резиденции в В. в нач. XIII в. и провозглашения ее в сер. XIV в. Рудольфом IV Габсбургом столицей герцогства, город приобрел значение важного духовного и религ. центра. Существует т. зр., что уже Генрих II Бабенберг перенес в 1156 г. герцогскую резиденцию в В., а в 1172 г. в нек-рых источниках она называется «civitas metropolitana» (столичный город). При герц. Леопольде VI полностью кодифицируется городское право. К этому же времени относится первое упоминание герба В.- одноглавого орла (с 1461 - двуглавый орел). В 1237 г. имп. Фридрих II занимает город в ходе борьбы с герц. Фридрихом II Бабенбергом. В. стала имперским городом и получила широкие привилегии. В 1238 г. город опять на короткое время перешел к Бабенбергам, но после пресечения династии подчинился дому Гогенштауфенов и стал резиденцией имперского штатгальтера (управителя), а позднее маркграфа Германа Баденского, супруга Гертруды Бабенбергской. После его смерти Австрия с В. перешла под власть Пржемысла II Отакара, буд. кор. Чехии. В борьбе Отакара с Рудольфом I Габсбургом В. выступила на стороне Чехии. В 1276 г. Альбрехт I Габсбург подчинил ее и расширил бабенбергские и штауфенские привилегии. В 1282 г. впервые был упомянут бургомистр города. Господство Габсбургов в В. было непрочным, о чем свидетельствуют восстания 1287-1288 и 1308 гг. Рудольф IV Габсбург в 1365 г. основал в В. ун-т, а также капитул каннониката св. Стефана.

http://pravenc.ru/text/150177.html

Заседание Собора. Миниатюра из «Хроники...» У. фон Рихенталя (Konstanz, Rosgartenmuseum. Hs. 1. Fol. 12). Сер. XV в. Крайне сложное положение католич. Церкви в нач. XV в. было связано с обстоятельствами и последствиями схизмы, начавшейся вскоре после смерти папы Римского Григория XI (1370-1378), к-рый вернул папскую кафедру из Авиньона в Рим и завершил тем самым период «Авиньонского пленения пап» (1309-1378). В апр. 1378 г. конклав кардиналов в Риме (присутствовали 16 из 23 членов конклава), уступив давлению рим. населения, требовавшего, чтобы папой был римлянин или по меньшей мере итальянец, но не француз, избрал на Папский престол Бартоломео Приньяно, архиеп. Бари, к-рый не являлся членом конклава и не имел широкой поддержки среди кардиналов. Приняв имя Урбан VI (1378-1389), папа, отличавшийся вспыльчивым и резким характером, проводил проитал. политику и стремился любыми средствами упрочить папскую власть; этим он восстановил против себя франц., испан. и нек-рых влиятельных итал. кардиналов, а также мн. европ. правителей. В кон. 1378 г. удалившиеся из Рима кардиналы собрались в Фонди, где, пользуясь покровительством франц. кор. Карла V (1364-1380), объявили о низложении Урбана VI и избрали папой Роберта, гр. Женевского, к-рый стал антипапой Климентом VII (1378-1394) и избрал местом своего пребывания Авиньон. Т. о., в Европе появились 2 папы, к-рые подвергали друг друга церковным отлучениям и настаивали на законности собственного избрания. Европ. правители заявляли о поддержке Урбана VI или Климента VII, руководствуясь преимущественно политическими интересами; при этом изменение политической ситуации нередко приводило к отказу от признания одной папской юрисдикции и к признанию др. юрисдикции на территории отдельных гос-в, княжеств и церковных диоцезов. До 1409 г. на стороне папы Урбана VI и его преемников - Римских пап Бонифация IX (1389-1404), Иннокентия VII (1404-1406) и Григория XII (1406-1415) - оставалось большинство герм. княжеств и диоцезов Свящ. Римской империи, почти все княжества Сев. и Центр. Италии, Скандинавские страны, Польша, Венгрия, Англия, Фландрия; антипапу Климента VII и его преемника антипапу Бенедикта XIII (1394-1423) признавали Франция и зависевшие от нее земли (до 1398), Сицилийское королевство, гос-ва Пиренейского п-ова, Шотландия (см. карту и комментарий к ней: Engels O. Die Obedienzen des Abendlandischen Schismas//Atlas zur Kirchengeschichte: Die christlichen Kirchen in Geschichte und Gegenwart/Hrsg. J. Martin e. a. Freiburg i. Br., 1987. S. Karte 66; см. также: Das Konstanzer Konzil: Katalog. 2014. S. 262-263).

http://pravenc.ru/text/2057144.html

Из истории папских конклавов В конклаве, который начинается сегодня, 12 марта 2013 г., будут участвовать 115 кардиналов-избирателей ВАТИКАН. Накануне начинающегося сегодня, 12 марта, конклава Пресс-служба Ватикана опубликовала информацию о наиболее интересных фактах, которые имели место в ходе предыдущих конклавов и выборов главы Католической Церкви. Самые долгие в истории Католической Церкви папские выборы имели место в Витербо, Италия, в 1268 г. Они закончились избранием на папский престол Григория X. Этот конклав продлился более двух лет. Именно в результате этого случая в Католической Церкви были установлены ныне действующие правила избрания Папы Римского, предусматривающие изоляцию кардиналов на время проведения выборов. В новый период истории самым продолжительным конклавом были выборы 1740 г., которые закончились избранием Папы Бенедикта XIV. Этот конклав продлился с 18 февраля по 17 августа — 181 день. 51 кардинал участвовал в заключительном избирательном туре, 4 кардинала умерли за время проведения конклава. В 1758 г. конклав, который избрал Климента XIII, продлился с 15 мая до 6 июля — 53 дня. 45 кардиналов участвовали в нем, но один отсутствовал при проведении заключительного избирательного тура из-за болезни. В 1769 г. Климент XIV был избран после 94 дней конклава, проходившего с 15 февраля по 19 мая. 46 кардиналов участвовали в голосовании. Начавшийся в 1774 г. конклав, который выбрал Пия VI, продлился 133 дня, с 5 октября 1774 г. до 15 февраля 1775 г. 46 кардиналов начали конклав, но двое из них умерли во время заседаний. Конклав, который избрал Пия VII, имел место в Валенсии, Испания, так как Рим был оккупирован войсками Наполеона. Конклав продлился с 1 декабря 1799 г. до 14 марта 1800 г. — 105 дней. Это были последние выборы понтифика, проводимые за пределами Рима. В них участвовали 34 кардинала. В 1823 г. Лев XII был избран после 27 дней конклава, заседавшего с 2 по 28 сентября, 49 кардиналов участвовали в нем. В 1829 г. конклав, который выбрал Папой Пия VIII, продлился 36 дней — с 24 февраля до 31 марта. В нем участвовали 50 кардиналов.

http://sedmitza.ru/text/3542070.html

[испан. Carrillo de Acuña] Альфонсо (Алонсо) (11.08.1413 (по др. данным, 1410 или 1412), Карраскоса-дель-Кампо, Кастилия - 1.07.1482, Алькала-де-Энарес, там же), еп. Сигуэнсы (с 1436), архиеп. Толедо (1446-1482). Принадлежал к роду де Акунья португ. происхождения. Родственные связи по материнской линии (мать - Тереса Каррильо де Альборнос, сестра Альфонсо Каррильо де Альборноса, т. н. псевдокардинала рим. диаконии св. Евстахия, сторонника антипапы Бенедикта XIII ) способствовали быстрому продвижению К. де А. в церковной иерархии. В возрасте 11 лет он был отправлен в Рим под опеку дяди, к-рый к тому времени был возведен в достоинство кардинала и занимал должность папского протонотария; после его смерти (1434) К. де А. унаследовал эту должность по воле папы Римского Евгения IV . В Риме К. де А. вступил в орден францисканцев. В 1436 г. он вернулся в Кастилию, где вошел в круг приближенных кор. Хуана II. В 1436 г. стал епископом Сигуэнсы, в 1446 г.- архиепископом Толедо. В этот период он являлся влиятельной фигурой при королевском дворе, исполняя должность канцлера, и входил в одну из аристократических партий, образовавшуюся вокруг рода де Луна. После восшествия в 1454 г. на престол кор. Энрике IV архиепископ сохранил свое положение при дворе, поддерживая фаворита короля Хуана Пачеко, маркиза де Вильена. В кон. 50-х - нач. 60-х гг. XV в. в результате разногласий короля с маркизом де Вильена в Алькала-де-Энарес сложилась аристократическая Лига, целью к-рой было провозгласить наследником престола Альфонсо, сводного брата Энрике IV. К. де А. стал одним из лидеров Лиги, к-рая пользовалась поддержкой короля Наварры и Арагона Хуана II. В июне 1465 г. участники Лиги объявили о смещении Энрике IV и провозгласили королем Альфонсо. В организации церемонии низложения, получившей впосл. название «Авильский фарс» (по месту проведения), одну из ведущих ролей сыграл архиепископ Толедо. Волнения, вызванные попыткой переворота, продолжались до смерти Альфонсо в 1468 г. Стремясь не допустить наследования королевства дочерью Энрике IV Хуаной, К. де А. стал готовить возведение на кастильский трон сестры короля Изабеллы (впосл. кор. Изабелла I (1474-1504)). С целью укрепить ее позиции архиепископ способствовал заключению брака Изабеллы с сыном и наследником короля Наварры и Арагона Хуана II принцем Фердинандом (Фернандо) (впосл. кор. Фердинанд V (II) (1479-1516)). Брак был заключен в Вальядолиде в 1469 г. К. де А. добился папской буллы, признававшей законным союз между троюродными братом и сестрой (1471).

http://pravenc.ru/text/1681161.html

Клеманж Клеманж (Clemanges, de Clamengiis) Николай родился около 1367 года в Кламанже, в деревне Шампани, а учился в наваррской коллегии, тогдашнем рассаднике учености и патриотической настроенности во Франции. Здесь, благодаря прилежному чтению древних авторов, он получил основательное гуманистическое образование. Впрочем, влияние классиков на Клеманжа ограничилось одним стилем его сочинений, не коснувшись его воззрении. Более и более его захватывали церковно-богословские интересы. Он получил в 1391 г. степень только бакалавра богословия. Богословие, как наука, вместе с философией были ему чужды, ибо Н. Клеманж всего менее был склонен к спекуляции и, отказавшись от бесплодных подразделений, стремился к изучению источников богословия, которому он хотел придать жизненно-практический характер, но скоро усилившееся унионистское движение захватило его и отвлекло от занятий. Несмотря на природное нерасположение к общественной деятельности, он, также как и его друг Жерсон (Герсон), вынужден был вступить на арену церковно-политической борьбы. Обратившись по собственному почину к Карлу с увещанием позаботиться об устранении схизмы, он получил в 1394 г. поручение произвести голосование в Университете по вопросу об унии. Был ли он тогда избран ректором Университета, сомнительно. Клеманж изложил результаты голосования в обширной записке – одном из важнейших документов эпохи. Со смертью Климента VII она потеряла свое значение. Избрание нового папы, происшедшее вопреки желанию парижского двора и Университета, вызвало в Университете раскол, получивший особенно важное значение вследствие того, что с университетскими партиями были связаны политические придворные партии орлеанистская и буржуазная. Петр Люна, избранный в папы под именем Бенедикта XIII, еще будучи легатом в Париже, сумел привлечь на свою сторону влиятельных в Университете лиц, и между ними Клеманжа. После некоторого колебания Клеманж согласился на предложение нового папы быть его секретарем и, таким образом, связал свою судьбу с судьбой хотя великого, но несчастного человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТВЕЙ ПАРИЖСКИЙ Матвей Парижский. Фрагмент миниатюры из «Истории англов». 1250–1259 г. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 6r) Матвей Парижский. Фрагмент миниатюры из «Истории англов». 1250–1259 г. (Lond. Brit. Lib. Royal 14. C VII. Fol. 6r) [Мэтью Пэрис; лат. Mattheus Parisiensis; англ. Matthew Paris] († май или июнь 1259, Сент-Олбанс, графство Хартфордшир, Англия), англ. монах-бенедиктинец, историк, агиограф. Биографические сведения о М. П. немногочисленны и основаны гл. обр. на его собственных сочинениях, а также на документах из мон-ря Сент-Олбанс и неск. сообщениях англ. хронистов. На основании прозвища Парижский (Parisiensis или, иногда, de Parisius) высказывались предположения о его франц. происхождении или об учебе в Парижском ун-те. Однако такое прозвище было достаточно широко распространено в Англии XIII в. и часто выступало как патроним. Из сочинений М. П. известно, что он воспринимал себя англичанином и скорее всего не получил университетского образования, хотя внимательно следил за деятельностью как Парижского, так и Оксфордского ун-та. По его словам, 21 янв. 1217 г. он вступил в бенедиктинский мон-рь Сент-Олбанс (основан ок. 793 королем Мерсии Оффой на предполагаемом месте погребения мч. Альбана Британского ). Вероятно, сначала он был новицием и через 1-2 года принял монашеский постриг. По-видимому, уже в молодости М. П. был определен на работу в монастырский скрипторий, впосл. стал главным помощником мон. Роджера Уэндоверского, автора обширной исторической компиляции «Цветы историй» (Flores historiarum; изд.: Rogeri de Wendoveri Chronica, sive Flores historiarum/Ed. H. O. Coxe. L., 1841-1844. 5 vol.). После смерти Роджера (6 мая 1236) М. П. сменил его в качестве монастырского хрониста, хотя, по-видимому, не занимал никаких адм. должностей в аббатстве. В составе монастырских делегаций он, возможно, присутствовал при перенесении мощей католич. св. Фомы Бекета в новую раку в Кентербери (7 июля 1220) и на бракосочетании кор.

http://pravenc.ru/text/Матвей ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание DEI VERBUM [лат.- Слову Божию], догматическая конституция о Божественном Откровении, принятая Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви. Утверждена 18 нояб. 1965 г. папой Римским Павлом VI . На создание DV оказало влияние католич. библейское движение (Bibelbewegung) кон. XIX - 1-й пол. XX в., развернувшее широкую издательскую и просветительскую деятельность по ознакомлению верующих со Свящ. Писанием. Его становлению способствовали 3 энциклики о Свящ. Писании Римских пап: Льва XIII «Providentissimus Deus» (1893), Бенедикта XV «Spiritus Paraclitus» (1920) и Пия XII «Divino Afflante Spiritu» (1943). С нач. XX в. в католич. богословии остро стоял вопрос применения историко-критического метода в изучении Свящ. Писания. Несмотря на то что энцикликой «Divino Afflante Spiritu» папа Пий XII поддержал католич. экзегетов, использовавших историко-критический метод при исследовании библейских текстов, проблема его легитимности вновь была поднята в предсоборную эпоху. На составление DV повлияла дискуссия о природе Откровения, состоявшаяся накануне II Ватиканского Собора. Одни католич. историки и богословы (Й. Р. Гайзельман, К. Ранер , И. Конгар , Г. Кюнг , М. Шмаус, Г. Един и др.) выступали за содержательную самодостаточность Свящ. Писания, другие (Г. Леннерц, М. Бевено, А. Шпинделер, Н. Хенс) отстаивали учение о 2 независимых источниках Откровения - Свящ. Писании и Свящ. Предании. Противоречия достигли кульминации при подготовке DV. История составления Из документов, принятых на II Ватиканском Соборе, процесс создания DV был наиболее длительным (17 мая 1959 - 18 нояб. 1965). DV в течение 3 лет (с 14 нояб. 1962 по 18 нояб. 1965) обсуждалась на соборных заседаниях. 1-я схема конституции - De fontibus Revelationis (Об источниках Откровения) была составлена Подготовительной богословской комиссией под председательством кард. Альфредо Оттавиани ; представлена участникам Собора 13 июля 1962 г. и обсуждалась на 1-й сессии. В схеме в духе посттридентского католического богословия излагалось учение о «двойном источнике Откровения». Документ подвергся критике за отсутствие вступительных глав о сущности Откровения, неосхоластическое понимание Свящ. Писания и Свящ. Предания, изложение «теории двух источников Откровения», консервативный характер построения, концепцию «вербальной богодухновенности», подчинение Свящ. Писания Учительству Церкви и частое апеллирование к нему, излишнюю полемичность по отношению к новым заблуждениям, отсутствие сотериологической перспективы, ограничение свободы экзегетического исследования, недостаточную экуменическую и пастырскую направленность (История II Ватиканского Собора. 2005. Т. 2. С. 304; Hoping. 2005. S. 725-728). Большинство участников Собора высказались за пересмотр схемы, к-рый был санкционирован папой Иоанном XXIII .

http://pravenc.ru/text/171585.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010