Закрыть itemscope itemtype="" > Кадровые решения Священного Синода Глазами экспертов, блогеров и телеграммеров 28.08.2020 3794 Время на чтение 8 минут Прошедшее 25 августа заседание Священного Синода Русской Православной Церкви оказалось одним из самых обсуждаемых событий этой недели. Предлагаем обзор мнений экспертов, блогеров и телеграммеров по вызвавшим самое пристальное внимание кадровым решениям Синода. Ими заинтересовались не только православные эксперты и обозреватели, но либералы и околоцерковные блогеры. Так, первый вице-президент Центра политических технологий, профессор ВШЭ Алексей Макаркин в опубликованной на сайте «Эха Москвы » заметке «О решениях Синода РПЦ» связывает отставку митрополита Павла с поста Патриаршего экзарха Беларуси с тем, что он «не смог удержать церковь от внутреннего размежевания не только на уровне паствы (это было невозможно), но даже епископата». «Но для Лукашенко был неприемлемым сам факт колебаний в церкви. В этих условиях Павел покидает страну – его сменил борисовский епископ Вениамин – первый белорус на посту экзарха в независимой Беларуси, и иерарх, лояльный Лукашенко», – пишет либеральный публицист. На его взгляд, «на фоне белорусских событий остальные кадровые решения отошли на второй план», хотя, добавляет Макаркин, «они интересны». Итоги Синода, разумеется, прокомментировал в программе «Персонально ваш» на том же «Эхе Москвы» вездесущий блогер, запрещённый в служении заштатный протодиакон Андрей Кураев. Он договорился до того, что сравнил Священный Синод Русской Церкви с масонской ложей. Синод, по словам Кураева, сам «кооптирует членов самого себя. Не избирается никем, ни перед кем не отчитывается. Эти люди зависят от Патриарха. Вот Павел, был вчера в Синоде, сегодня уже нет, потому что он перешел с карты минской на карту кубанскую, а Кубанская митрополия не позволяет быть членом Синода. Вот и всё». Главный редактор раскольнического портала «Кредо.ру» журналист Александр Солдатов опубликовал пространную статью «Крестовидная отвертка» в отечественном флагмане либерализма «Новой газете», где пишет, что «коронавирус, так или иначе, предопределил примерно половину решений нынешнего заседания». По его мнению, «решения этого " большого " синода говорят о намерении патриарха жестко контролировать " вертикаль " РПЦ, не допуская анархии и соборной демократии. В целом они усиливают позиции консервативного крыла в епископате и напоминают, сколь эфемерным является статус фаворита при нынешнем патриархе».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/28/ka...

Закрыть itemscope itemtype="" > Крещение Руси для Белорусской церкви более не праздник? Тревожные тенденции в Минской митрополии РПЦ 03.12.2021 913 Время на чтение 8 минут Источник: ФСК Фото: ФСК Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский Вениамин провёл заседание оргкомитета по подготовке к празднованию «1030-летия Православия на Белорусских землях». Что ж, вполне в духе последних устремлений коллег из соседней УПЦ (МП), которая теперь ведёт свою « хронологию истории » не с 1990 года (когда данная структура РПЦ была учреждена для удовлетворения амбиций Филарета Денисенко, «пролетевшего» мимо московского патриаршества), а чуть ли не от Аскольда и Дира. Так и для Минской митрополии празднования Дня Крещения Руси уже как бы недостаточно. И в сознании верных Русской церкви в Белоруссии должно отложиться, что как бы крещена отдельно была Россия, а отдельно «Беларусь», которая, следует полагать, тогда уже существовала… Помнится, как радовались православные, когда в грозовом для Белоруссии августе 2020 года вместо склонного к экуменизму и автокефалии митрополита Павла на Минскую кафедру был поставлен ревнитель веры Вениамин . Знатоки называли его тогда «белорусским Онуфрием». И, действительно, вслед за предстоятелем УПЦ (МП), благословившим сепаратистское направление в украинской церковной историографии, предстоятель БПЦ (МП) также приступает к разрыву общественного сознания православных русских. Пока ещё под внешне благими поводами, почти незаметно. Впервые топоним «Белая Русь» встречается в анналах под 1413 годом в переписке между чешским королём и великим магистром Тевтонского и Ливонского орденов. Но для них Белая Русь является синонимом… Великой Руси! То есть всей северо-восточной Руси. «Князем Белой Руси» подписывался Великий князь Московский Иоанн III в письмах, которые он слал в Рим перед своим браком с Софьей Палеолог в 1472 году (к землям нынешней Белоруссии это не могло иметь никакого отношения, поскольку они находились тогда в составе Великого княжества Литовского). Венецианский издатель и хроникёр Александр Гваньинус ещё в 1570-х годах свидетельствовал , что жители Русского царства именуют своё государство также и Белой Русью.

http://ruskline.ru/opp/2021/12/03/krewen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена решением Синода РПЦ от 25 дек. 2014 г., отделена от Новогрудской епархии; епископом Лидским и Сморгонским тогда же избран архим. Порфирий (Преднюк) . Территория Л. и С. е. включает сев.-вост. часть Гродненской обл. Белоруссии: г. Лида, Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский р-ны. Кафедральный город - Лида. Кафедральные соборы: во имя арх. Михаила в Лиде и в честь Преображения Господня в Сморгони. Правящий архиерей - еп. Порфирий (Преднюк; с 5 апр. 2015). Епархия разделена на 5 благочиннических округов: Ивьевский, Лидский, Островецкий, Ошмянский и Сморгонский. В епархии насчитывается 47 храмов, в клире состоят 43 священнослужителя (42 иерея, 1 диакон). На территории епархии действует ставропигиальный (по отношению к Минскому митрополиту) Введения во храм Пресвятой Богородицы женский монастырь (в дер. Богуши Сморгонского р-на). При ЕУ работают отделы: по делам молодежи, миссионерский, религ. образования и катехизации, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по благотворительности и социальному служению. Епархия охватывает территорию, которая исторически относилась к Лидскому и Ошмянскому поветам, существовавшим с 1566 г. в составе Литовского великого княжества , затем Речи Посполитой и Российской империи. После длительного господства в регионе униатской Церкви в 30-х гг. XIX в. произошло воссоединение белорус. униатов с Православием. В частности, к правосл. Церкви присоединились действовавшие в крае мон-ри василиан : Голдовский, Сутковский и Борунский; из них только последний продолжил существование как православная обитель. После подавления польского восстания 1863-1864 гг. была усилена миссионерская деятельность православного духовенства среди католиков. В 1840 г. построен Преображенский храм в Сморгони на месте старого, в 1863 г. в Лиде освящен Михаило-Архангельский собор. К началу первой мировой войны в Лиде действовали 3 храма: Михайловский, кладбищенский Георгиевский и гарнизонный Свято-Троицкий. Благочинный Лидского городского округа прот. Иосиф Коялович (брат профессора СПбДА М. О. Кояловича ) в 1915 г. спросил благословение Виленского и Литовского архиеп. свт. Тихона (Беллавина; впосл. патриарх Московский и всея России) остаться в Лиде и не эвакуироваться в Россию.

http://pravenc.ru/text/2110493.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Минской митрополии Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена решением Синода РПЦ от 23 окт. 2014 г., отделена от Минской епархии . Охватывает территорию Вилейского, Воложинского, Дзержинского, Молодечненского, Мядельского, Столбцовского и Узденского районов Минской обл. (Белоруссия). Кафедральный город - Молодечно. Правящий архиерей - еп. Павел (Тимофеенков ; хиротонисан 2 дек. 2014). Кафедральные соборы - в честь Успения Пресв. Богородицы в Молодечно, во имя прав. Анны в Столбцах. В епархии насчитывается 118 приходов, разделенных на 12 благочиний: Вилейское (8 приходов), Воложинское (12 приходов), Городиловское (9 приходов), Дзержинское (10 приходов), Долгиновское (9 приходов), Ильянское (9 приходов), Молодечненское (9 приходов), Мядельское (9 приходов), Радошковичское (9 приходов), Раковское (9 приходов), Столбцовское (19 приходов), Узденское (6 приходов). При ЕУ существуют отделы: миссионерский, религ. образования и катехизации, по церковной благотворительности и социальному служению, по делам молодежи, по связям с общественностью. До 1939 г. территория М. и С. е. относилась к Виленской и Лидской епархии Польской автокефальной православной Церкви (ПАПЦ). На территории региона существовала Браславская викарная кафедра Виленской епархии ПАПЦ (с 29 нояб. 1938) с центром в г. Браславе (ныне Витебской обл., Белоруссия). В 1939 г. южная часть бывш. Виленского воеводства Польши, населенная белорусами, была присоединена к Белорусской ССР. 4 дек. 1939 г. на ее территории была образована Вилейская обл., 20 сент. 1944 г. преобразованная в Молодечненскую обл. В Вилейскую обл. полностью или частично вошли структуры ПАПЦ: Молодечненский архидеканат (включал Молодечненский деканат (9 приходов) во главе с прот. Алексием Маевским и Раковский деканат (10 приходов) во главе с прот. Павлом Баталиным), Браславский архидеканат (включал Браславское благочиние (11 приходов) во главе с прот.

http://pravenc.ru/text/2564074.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Белая Русь в путах польщизны Часть 3 21.01.2024 250 Время на чтение 6 минут Источник: Вместе с Россией Помимо памятников Мицкевичу, Дунин-Марцинкевичу и Монюшко, в историческом центре Минска, на площади Свободы, в 2015 году возведён монумент в честь польского композитора Михаила Клеофаса Огинского, который представляет собой выполненную из морёного дуба и бронзы довольно изящную «Музыкальную скамью» (скульптор Вадим Мацкевич), которую венчает герб рода Огинских. К ужасу «свядомай» псевдоинтеллигенции, под гербом была сделана надпись на русском языке: «Выдающемуся сыну Отечества Огинскому Михаилу Клеофасу». Это обстоятельство вызвало едва ли не истерику в кругах «свядомитов»: многовекторность в разгаре, а тут такая «здрада». В результате министерство культуры РБ и минские городские власти поспешили исправить оплошность. На ограждение рядом с «Музыкальной скамьёй» поместили табличку и информацией на белорусской мове и английском языке. Центральный фрагмент «музыкальной скамьи Огинского» с надписью на русском языке И здесь возникает вопрос: почему автор монумента, невзирая на настроения, господствовавшие в творческой среде, сочетал герб Огинских с русским языком? Очевидно, скульптор Вадим Мацкевич старался следовать исторической правде и имел представление о родословии князей Огинских и судьбе самого Михаила Клеофаса. Дело в том, что Огинские вели своё происхождение от знаменитого князя Михаила Всеволодовича Черниговского, принявшего мученическую смерть в Орде в 1246 году. Праправнук Михаила Черниговского князь Тит-Юрий Фёдорович Козельский имел двух сыновей, один из которых князь Григорий Титович носил прозвище Огонь. Он и стал родоначальником Огинских. Князья Огинские до середины XVII века были твёрдыми защитникам русского начала и православия в Великом княжестве Литовском и Русском и Речи Посполитой. Так, в ноябре 1619 года князь Александр Богданович Огинский вместе с другими представителями западнорусской знати подавал протест в «главный литовский трибунал» против намерения правительства Речи Посполитой обратить в унию православный Петропавловский собор в Минске (основан в 1612 г. на средства 52 русских шляхтичей Минского воеводства, в настоящее время собор Белорусского Экзархата РПЦ). В последующем, «находясь в званиях воеводы минского и сенатора польского», неоднократно защищал минскую Петропавловскую церковь от нападок врагов православия.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/21/belaya...

Закрыть itemscope itemtype="" > Возможна ли украинизация православной церкви Белоруссии Националистическое разложение украинского православия начиналось с малого 06.05.2022 649 Время на чтение 5 минут украини зация православной церкви Белоруссии " width=""/> Источник: ФСК Фото: belros.tv В Минске 3 мая возле кафедрального Свято-Духова собора открыли памятник митрополиту Минскому и Слуцкому Филарету. С 1989 по 2013 год Филарет был патриаршим экзархом всея Беларуси, и именно при нем происходило становление Белорусской православной церкви как особой административной структуры в составе РПЦ. Деятельность митрополита Филарета предопределила многие особенности развития белорусского православия в период независимости. Во многом благодаря позиции предстоятеля белорусским православным удалось избежать острых конфликтов и расколов, терзающих соседнюю Украину. Между тем предпосылок для конфликтов на религиозной почве в Белоруссии не меньше. Православные епархии на территории Белоруссии были объединены в экзархат в 1989 году, т.е. еще до распада СССР . В этот период происходило интенсивное возрождение религиозной жизни, однако в Белоруссии, как и на Украине, этот процесс наложился на так называемое «национальное возрождение», что создавало почву для острых конфликтов и расколов. Белорусский национализм, всплеск которого пришелся на рубеж 1980-90-х гг., имел своё религиозное измерение. Как и их украинские собратья, белорусские националисты были одержимы идеей создания белорусской национальной церкви. Естественно, основной жертвой этих устремлений становилась православная церковь, административный и духовный центр которой находился в Москве . В глазах белорусских и украинских националистов такое положение вещей всегда выглядело как «духовное порабощение», от которого необходимо избавиться. На Украине это привело к церковному расколу с самого начала независимости. В противовес канонической Украинской православной церкви был образован так называемый «киевский патриархат» Филарета Денисенко. Активизировалась еще одна раскольническая структура – Украинская автокефальная православная церковь. В 2018 г. была провозглашена так называемая Православная церковь Украины, признанная Константинопольским патриархатом и рядом других православных церквей. Наконец, в западных областях Украины возродилась грекокатолическая церковь, также претендующая на статус «национальной».

http://ruskline.ru/opp/2022/05/06/vozmoz...

М.В. Шкаровский Содержание Введение Глава I. Политика германских ведомств в отношении Русской Православной Церкви перед началом Великой Отечественной войны 1. Антихристианская сущность нацистского режима 2. Православные общины в Германии и попытки их унификации в 1933–1941 гг. 3. Германская политика в отношении Православной Церкви в Генерал-губернаторстве Глава II. Русская Церковь в планах нацистов в период войны с СССР, 1941–1945 гг. 1. Формирование нацистской церковной политики на Востоке и ее колебания в ходе войны 2. Русская Православная Церковь и германская политика на Балканах в 1941–1945 гг. 3. Деятельность Православной Церкви на территории Третьего рейха в 1941–1945 гг. 4. Духовное окормление восточных рабочих и советских военнопленных 5. Отношение Русской Православной и Украинской Грекокатолической Церквей к холокосту Глава III. Религиозное возрождение на оккупированной территории СССР 1. Феномен экзархата Московской Патриархии в Прибалтике 2. Церковное возрождение в русских областях прифронтовой полосы 3. Создание и деятельность Белорусской Православной Церкви 4. Православная Церковь в рейхскомиссариате «Украина» 5. Румынская религиозная политика на Юго-Западе Украины 6. Общие особенности и итоги церковного развития на оккупированной территории СССР Заключение Именной словарь Список сокращений Иллюстрации     Введение Различные аспекты истории двух наиболее значительных тоталитарных режимов XX века – национал-социалистического в Германии и коммунистического в Советском Союзе, в частности их религиозная политика, постоянно находятся в поле зрения исследователей и широкой общественности. Не меньший интерес представляет и ответная реакция христианских Церквей, среди которых была одна – Русская Православная Церковь (РПЦ), привлекавшая внимание руководителей обоих режимов и в полной мере испытавшая на себе воздействие их политики. Предлагаемая читателю работа посвящена малоизученной, но актуальной, в силу возрождения Церкви в России, теме. Актуальность ей придает и активное развитие в последние годы российско-германских отношений, в том числе в церковной области, а также существенное расширение сферы деятельности Русской Православной Церкви в Германии в связи с последней волной эмиграции из России. При этом деятельность Православной Церкви в Германии во многом продолжают регулировать законы, принятые в 1936–1938 гг. Новая российская государственность по-прежнему стоит перед необходимостью выработки своей модели религиозной политики, и исторический опыт такой политики в Германии (как позитивный, так и негативный – преобладавший в исследуемый период) мог бы представлять определенный интерес.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 2-5 ФЕВРАЛЯ 2013 Г. Заседания Освященного Архиерейского Собора проходили под председательством Патриарха Московского и всей Руси Кирилла (Гундяева) в зале церковных Соборов храма Христа Спасителя . В работе Собора приняли участие 280 архиереев. На Собор прибыли церковные иерархи из 247 епархий России, Украины, Белоруссии, Молдавии, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Латвии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Эстонии, а также епархий, находящихся в дальнем зарубежье. В 1-й день заседаний Собора Святейшим Патриархом Кириллом был зачитан доклад о различных аспектах внутрицерковной жизни, церковно-государственных и церковно-общественных отношениях на всем каноническом пространстве РПЦ. В докладе были затронуты, в частности, вопросы, связанные с образованием новых епархий и созданием митрополий. Патриарх отметил, что для выполнения поставленной на Архиерейском Соборе 2011 г. задачи открытия новых приходов, Свящ. Синод в мае 2011 г. инициировал исторический процесс образования в пределах республик и областей Российской Федерации нескольких епархий. Ранее подобное имело место в Украинской Православной Церкви и в Белорусском Экзархате. Однако, подчеркнул докладчик, в России эти преобразования должны быть более масштабными. За прошедшие 2 года было учреждено 64 новых епархий на территории одних и тех же субъектов Российской Федерации. Всего за это время было образовано 82 епархии. Со времени Поместного Собора 2009 г. образовано 88 новых епархий. Всего в настоящее время существует 247 епархий. Кроме того, решением Свящ. Синода от 27 июля 2011 г. был образован новый митрополичий округ — Среднеазиатский. В окт. 2011 г. Свящ. Синод внес важную корректировку в процесс разукрупнения епархий: епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, стали объединяться в митрополии. За межсоборный период создано 33 митрополии.

http://pravenc.ru/text/1991854.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИТРОПОЛИЯ [Греч. μητρπολς - мать-город, что значит столица провинции], область, находящаяся в канонической власти митрополита , будь то глава автокефальной или автономной Церкви либо объединения неск. епархий. Так, Русская Церковь являлась одной из М. К-польского Патриархата от начала ее существования до 1448 г., когда она стала фактически автокефальной, сохранив при этом статус М., пока не была преобразована в 1589 г. в Патриархат, при этом отдельная Киевская М., объединявшая неск. епархий, просуществовала в составе К-польского Патриархата до 1687 г., когда она была окончательно переведена в состав Московского Патриархата. В окт. 2011 г. Свящ. Синод Русской Православной Церкви принял решение о радикальном преобразовании адм. деления Московского Патриархата и в связи с этим издал «Положение о митрополиях Русской Православной Церкви». В соответствии с «Положением» епархии стали разукрупняться, при этом новообразованные епархии, расположенные в пределах одного субъекта Российской Федерации, объединялись в М., территориально совпадавшие с прежними епархиями, к-рые подверглись разукрупнению. Процесс умножения числа епархий и М. с тех пор продолжается. Они расположены на территории Российской Федерации, и одна М. (Минская) - на территории Белорусского Экзархата. Согласно действующему Уставу Русской Православной Церкви, принятому Архиерейским Собором 2013 г., епархии могут быть объединены в М., к-рые «образуются в целях координации богослужебной, пастырской, миссионерской, духовно-просветительской, образовательной, молодежной, социальной, благотворительной, издательской, информационной деятельности епархий, а также их взаимодействия с обществом и органами государственной власти» (Устав РПЦ. 2013. XIV 2). В соответствии с «Положением о митрополиях Русской Православной Церкви» «митрополии, включающие в себя две или более епархий» являются «одной из форм организации взаимодействия епархий в Русской Православной Церкви» (Положение. 1). Решения о создании или упразднении М., их названиях, границах принимаются Свящ. Синодом, после чего эти решения исполняются, но при этом они подлежат утверждению на ближайшем Архиерейском Соборе. Епархии, вошедшие в состав М., остаются в прямом каноническом подчинении Патриарху, Свящ. Синоду, Архиерейскому и Поместному Собору и в прямой подсудности Общецерковному суду (Там же. 4, 5).

http://pravenc.ru/text/2563402.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ, существовала в 1942-1944 гг. как Новогрудская и Барановичская, восстановлена 19 февр. 1992 г. как Новогрудская и Лидская, с 25 дек. 2014 г. имеет совр. название. Территория епархии охватывает Дятловский, Кореличский, Новогрудский и Слонимский районы Гродненской обл. Белоруссии. Епархия разделена на 4 благочиннических округа в соответствии с границами районов, составляющих ее территорию. Кафедральный город - Новогрудок. Кафедральный собор - во имя свт. Николая Чудотворца в Новогрудке. Правящий архиерей - архиеп. Гурий (Апалько ; с 4 авг. 1996 епископ, с 2007 архиепископ). В 2018 г. в епархии насчитывалось 58 приходов, 3 мон-ря (2 мужских и женский), совершали служение 69 священников и 10 диаконов. При ЕУ существуют отделы: по церковной благотворительности и социальному служению, миссионерский, образования и катехизации, по работе с молодежью, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по тюремному служению. Первое упоминание Новогородка (ныне Новогрудок) связано с походом св. кн. Ярослава Мудрого в Литву в 1044 г. При вел. кн. Литовском Миндовге (1195-1263) Новогородок стал центром Великого княжества Литовского (ВКЛ) и средоточием церковной жизни в Зап. Руси. Ок. 1317 г. К-польская Патриархия для правосл. населения ВКЛ учредила Литовскую митрополию с центром в Новогородке. Первым ее главой был митр. Феофил . Литовская митрополия существовала в периоды: ок. 1317 - ок. 1330 г., 1354/55 - 1361 гг. В 1415 г. в Новогородке была совершена хиротония во епископа с возведением в сан Литовского митрополита Григория Цамблака . В 1451 г. Новогородок посетил свт. Иона , митр. Киевский и всея Руси. В 1458 г. произошло разделение общерус. митрополии на Киевскую (см. Западнорусская митрополия ) и Московскую. Западнорусские Киевские митрополиты жили в Новогородке (один из районов Новогрудка жители поныне называют Митрополия). В XIV в. столица ВКЛ переместилась в Вильно. Из Новогородка митрополиты часто ездили в Вильно, где кафедральным являлся Успенский собор.

http://pravenc.ru/text/2577813.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010