30 нояб. 1941 г. П. прибыл из Жировицкого мон-ря в Минск. В это время там находился архим. Владимир (Финковский), отправленный Варшавским митр. Дионисием (Валединским) для создания автокефальной церковной организации. П. не допустил появления в Белоруссии неканоничной автокефальной Церкви. Он запретил архим. Владимира (Финковского) в служении и добился его удаления из Минска. Архим. Владимир вместе с неск. священниками - сторонниками автокефалии выехал в Пинск, где вернувшийся к управлению Пинской и Полесской епархией архиеп. Александр (Иноземцев) и Луцкий еп. Поликарп (Сикорский), назначенный митр. Дионисием «временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины», организовали неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). П. принимал активные меры по возрождению церковной жизни в Белоруссии. Для этих целей по его благословению еще в авг. 1941 г. из Жировицкого мон-ря на восток отправились архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко (впосл. архим. Игнатий). В дальнейшем они и другие жировичские миссионеры содействовали восстановлению правосл. приходов в Минской, Витебской, Могилёвской, Гомельской областях. Всего в период управления П. Белорусской Церковью было открыто 306 правосл. храмов (преимущественно в вост. областях), возродились 6 монастырей. Как предстоятель Белорусской Церкви П. принимал активные меры по организации белорус. епископата и клира. Были проведены архиерейские хиротонии Филофея (Нарко), Афанасия (Мартоса) , Стефана (Севбо), Григория (Боришкевича). Стали действовать пастырские курсы в Минске, Жировицах и Новогрудке; всего в военный период в Белоруссии были рукоположены 213 иереев. 3-10 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, избравший П. митрополитом Минским и всея Белоруссии. Собор принял внутренний статус Белорусской Церкви, но вопреки требованиям оккупационных властей не провозгласил ее автокефальной. Фактически каноническая связь с Московской Патриархией сохранялась, в белорус. храмах продолжали поминать за богослужением местоблюстителя митр. Сергия. Под управлением П. находились 6 белорус. епархий, а также Смоленско-Брянская епархия на территории РСФСР. Белостокско-Гродненская епархия имела автономный статус, поскольку ее земли были отделены нем. властями от оккупированной Белоруссии и включены непосредственно в состав Германского рейха. Белостокско-Гродненский архиеп. Венедикт (Бобковский) получил права экзарха в Вост. Пруссии, в приходах его епархии поминали за богослужением наряду с П. также Берлинского архиеп. РПЦЗ Серафима (Ляде) . Пинская и Брестская кафедры во время оккупации оказались на территории рейхскомиссариата «Украина». Пинский архиеп. Александр (Иноземцев) состоял в неканонической УАПЦ, приходами Брестского вик-ства управлял архиерей канонической автономной Украинской Православной Церкви еп. Иоанн (Лавриненко ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578866.html

Незадолго до этого, в мае 1596 г. часть клира Киевской митрополии приняла Брестскую унию с папством , образовав Русскую униатскую церковь (удивительно, но в ту пору жители юга России никакими украинцами себя не считали и даже свою униатскую «церковь» именовали русской). В постреволюционные годы появилась обновленческая т. н. " Украинская автокефальная православная синодальная церковь " , а после крушения СССР – " Украинская автокефальная православная церковь " , т. н. " Украинская православная церковь Киевского патриархата " (УПЦ  КП). Наконец, в 2018 году Константинопольским Патриархатом инициируется возникновение на территории Украины т. н. Православной Церкви Украины (ПЦУ), которая объявляется «автокефальной» украинской церковью. При этом Вселенский Патриарх грубо нарушает каноны Православной церкви, подталкиваемый к подобным действиям  исключительно политической тенденциозностью,  при этом бесцеремонной и жесткой. То же самое Константинопольская церковь совершала и тогда, когда признала легитимной т. н. «Живую Церковь» или обновленческую лжецерковь (ВЦУ) в постреволюционной России, в то время, как служители и прихожане канонической Русской церкви, оставшиеся верными каноническому Патриарху Тихону подвергались самым жестоким гонениям и казням от лица советской власти. Теперь раскол Русской Церкви осуществляется буквально танками, ориентируется на нацистскую идеологию, теорию южнорусского (украинского) отщепенства, местечкового «патриотизма», национальной похоти агрессивно настроенных неудачников и проходимцев.  К сожалению, некоторые верующие идут за ними, и в своей экзальтированной ревности по «родному краю», «кобзарю Тарасу», «Лесе Украинке» даже не обращают внимание на то, что вышеперечисленные украинские поэты в обыденной жизни говорили и общались по-русски!  Не в меньшей степени вызывает беспокойство и поведение некоторых клириков Белорусского экзархата, которые будучи в плену у той же антироссийской истерии, выходят из состава Русской Церкви, дабы примкнуть, например, к Константинополю. Достаточно агрессивные попытки расколоть Русскую Православную Церковь идут по всем фронтам и очень к месту вспомнить  страшные слова свт. Иоанна Златоуста: « Производить разделения в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси... грех раскола не смывается даже мученической кровью » (2).

http://radonezh.ru/2023/04/24/cerkov-for...

В военной сфере предлагают выйти из ОДКБ, закрытие на территории Беларуси российских военных баз - узла связи в Вилейке и радиолокационной станции под Барановичами. При этом на совещании было отмечено, что соответствующие объекты даже не имеют статуса баз. «Я не понимаю, а чем угрожают нам военные базы? Это даже не боевые подразделения. Там - 90% - работают наши люди, получают соответствующую заработную плату, - сказал Глава государства. - Выход из ОДКБ… Надо понимать, опасность в том, что у нас советское, российское оружие. Если мы выйдем из ОДКБ, да при такой антироссийской линии, у нас это оружие превратится в хлам в течение одного года», - подчеркнул А. Лукашенко. «Это оружие, советско-российское, все будет уничтожено. По стандартам НАТО нужны будут огромные деньги для перевооружения армии. Думают, что дадут натовцы. Никто ничего не даст! Корячиться будут сами. Им это пофиг, вы дальше увидите», - заметил он. Президент высказался и насчет введения так называемого ползучего запрета в Белоруссии русского языка. «В открытую не говорят, но ползучий запрет русского языка. Вводится понятие уголовной ответственности за оскорбление белорусского языка. Слушайте, а у нас что, факты такие были когда-то, что мы оскорбляли свой родной язык? Никогда этого не было», - подчеркнул белорусский лидер. Что касается языковой темы, то оппозиция также предлагает перевести на белорусский язык армию, а в срок до 2030 года ввести образование на белорусском языке от детских садов до университетов. «Мы определились с вами, мы прошли и перевернули эту страницу. Мы определились, как будем действовать в плане белорусского и русского языков. У нас они государственные, - отметил президент. - Мы договорились, что не будем педалировать эту тему. Разговаривайте на любом языке. У нас и английский не запрещен, никакой. Иди китайский, английский изучай. Нет, надо взвинтить эту проблему языковую!» Что касается намерения оппозиции создать т.н. «белорусскую автокефальную православную церковь» в противовес Белорусскому экзархату Русской Православной Церкви, то в данном случае, как и следовало ожидать, Александр Лукашенко высказался в духе проводимой им политики конфессиональной многовекторности. «Мы всегда гордились, - заявил он, - что у нас межконфессиональный мир, что никто никому не мешает. Ни православным, ни католикам. Мусульмане у нас довольные живут, иудеи и так далее. Мы сейчас окунемся в войну, борьбу межконфессиональную, и на этой почве, и межнациональной. И получится, то, чем мы всегда гордились, будет отклонено и опозорено».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/20/na...

Положение Православной Церкви в Белоруссии в период германской оккупации изучено хуже. Здесь можно отметить труд непосредственного участника событий – возглавлявшего Белорусскую Православную Церковь в 1942 г. архиепископа Афанасия (Мартоса), упоминавшуюся брошюру псаломщика П. Раины об участии духовенства Белоруссии в партизанском движении, монографии В.Н. Черепицы об истории Православной Церкви на Гродненщине, статью священника Владимира Горидовца о церковной жизни на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации и книгу С.В. Силовой о Белорусской Церкви в период немецкой оккупации 1941–1944 гг. На Украине положение Православной Церкви в военный период было наиболее сложным среди других оккупированных регионов СССР. Кроме оказания внешнего давления, германская администрация, используя националистические движения, всячески способствовала возникновению и развитию внутреннего церковного раскола, стремясь в конечном итоге уничтожить православие в Украине. В 1941–1943 гг. здесь шла острая борьба ме­жду автокефальной и автономной (в составе Московской Патриар­хата) Украинскими Православными Церквами. Но несмотря на сложность и противоречивость сложившейся ситуации, большая часть епископата, духовенства и мирян входили в состав автономной Украинской Церкви. При этом они не оставались в стороне от страданий и переживаний своего народа и всячески способствовали укреплению в нем православной веры. Одним из самых ранних известных трудов по данной теме является вышедшая в 1951 г. в Мюнхене книга «Украинская Автокефальная Православная Церковь» . Через четыре года также в Мюнхене была впервые опубликована работа протоиерея Кирилла Фотиева «Попытки украинской церковной автокефалии в XX веке» . Ее значительная часть посвящена военному периоду истории Церкви на Украине и отражает многие основные события того времени. Заметным трудом является работа митрополита Омского и Тарского Феодосия (Процюка) «Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине» . Она была написана в конце 1970-х гг. и содержит материалы, собранные Владыкой Феодосием, главным образом во время его служения на Полтавской кафедре. В этих трудах автокефальная Украинская Церковь однозначно оценивается как схизматическая, неканоничная и в определенной степени сотрудничавшая с оккупантами, а автономная Церковь представляется подлинно народной и законной. Указан­ные работы священнослужителей носят полемический характер и, строго го­воря, не являются научными исследованиями.

http://bogoslov.ru/article/2564245

Стремясь расколоть РПЦ, оккупационные власти оказывали поддержку раскольническим движениям или вынуждали православное духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную Церковь. Большинство православных общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 авг. 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление которой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому). После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эстонских приходов (Эстонская апостольская православная Церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В окт. 1941 г. по настоянию нем. Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским). После насильственной отправки на покой в июне 1942 г. митр. Пантелеимона его преемником стал архиеп. Филофей (Нерко), также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь (см. ст.: Беларусь//ПЭ. Т. 4. С. 486-487). Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), германские власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, которые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Преследовалось распространение документов, связанных с митр. Сергием. Согласно приказу группенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 авг. 1941 г., в случае захвата Москвы митр. Сергий подлежал немедленному аресту. Со временем нем. власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии. По мнению оккупантов, эти общины лишь на словах заявляли о своей лояльности Московскому центру, но в действительности были готовы оказать содействие нем. армии в уничтожении атеистического Советского государства.

http://sedmitza.ru/text/690549.html

духовенство объявлять о своей независимости от Московской Патриархии. На Украине при поддержке националистов и с одобрения нем. властей викарный Владимиро-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) и архиеп. Александр (Иноземцев) неканонически учредили Украинскую автокефальную православную Церковь . Большинство правосл. общин Украины сохранило каноническую связь с Московской Патриархией, войдя в состав образованной 18 авг. 1941 г. на Соборе епископов автономной УПЦ, управление к-рой было поручено митр. Волынскому и Житомирскому Алексию (Громадскому) . После оккупации летом 1941 г. Эстонии Таллинский митр. Александр (Паулус) заявил об отделении от РПЦ эст. приходов ( Эстонская апостольская православная Церковь была создана по инициативе Александра (Паулуса) в 1923, в 1941 архиерей принес покаяние в грехе раскола). В окт. 1941 г. по настоянию нем. Генерального комиссара Белоруссии была создана Белорусская Церковь. Однако возглавивший ее в сане митрополита Минского и Белорусского Пантелеимон (Рожновский) сохранил каноническое общение с Патриаршим Местоблюстителем митр. Сергием (Страгородским) . После насильственной отправки на покой в июне 1942 г. митр. Пантелеимона его преемником стал архиеп. Филофей (Нерко) , также отказавшийся самочинно провозгласить национальную автокефальную Церковь (см. ст.: Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Митр. Московский Сергий (Страгородский). Фотография. Нач. 40-х гг. XX в. Учитывая патриотическую позицию Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского), герм. власти первоначально препятствовали деятельности тех священников и приходов, к-рые заявляли о своей принадлежности Московской Патриархии. Преследовалось распространение документов, связанных с митр. Сергием. Согласно приказу группенфюрера СС Р. Гейдриха от 16 авг. 1941 г., в случае захвата Москвы митр. Сергий подлежал немедленному аресту. Со временем нем. власти стали более терпимо относиться к общинам Московской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/150063.html

Польская Православная Церковь Исторический очерк Польской Православной Церкви 1. Древнейший период истории Церкви 2. Положение православных после Люблинской унии до конца XVIII в. 3. Возрождение Православия вслед за присоединением польских земель к России 4. Польская Православная Церковь в первой половине XX в. 5. Общее состояние Православной Церкви в Польше накануне Второй мировой войны 6. Церковь Польши на территории, отошедшей к Советскому Союзу в 1939 г., и в так называемом «Генерал-губернаторстве» 7. Украинские Автономная и «Автокефальная» Церкви на оккупированной немцами территории во время Второй мировой войны 8. Белорусская Церковь 9. Судьба украинских и белорусских эмигрантов 10. Православная Церковь в ПНР после Второй мировой войны 11. Предстоятели Польской Православной Церкви 12. Современное положение Польской Православной Церкви 13. Отношение к экуменическому и миротворческому движению; братские связи с Церковью Русской Митрополиты Польской Православной Церкви Библиография к главе VIII «Польская Православная Церковь» Глава IX. Чехо-Словацкая Православная Церковь Исторический очерк Чехо-Словацкой Православной Церкви 1. Основание Церкви и ее состояние в средние века 2. Православие у чехов в XIX и начале XX вв. 3. Положение Православия в Восточной Словакии 4. Православная Церковь в Чехословацкой Республике 5. Общий обзор истории Православия в Чехиии Словакии 6. Православная Церковь в Чехословакии после Второй мировой войны 7. Предоставление автокефалии и отношение к этому Константинополя 8. Нестроения в связи с восстановлением «Греко-Католической Церкви» 9. Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви 10. Святые, особо чтимые православными Чехии и Словакии 11. Современное положение Чехо-Словацкой Православной Церкви 12. Экуменическая и миротворческая деятельность 13. Связи между Чехо-Словацкой и Русской Православными Церквами Митрополиты Чехо-Словацкой Православной Церкви Библиография к главе IX «Чехо-Словацкая Православная Церковь» Глава X. Православная Церковь в Америке Исторический очерк Православной Церкви в Америке 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Александр Слесарёв, кандидат богословия, проректор Минской духовной академии , представил доклад «Генезис украинской и белорусской автокефальных идей в ХХ – нач. XXI столетия». Он подробно проанализировал основные этапы борьбы за автокефальность и описал движущие силы этой борьбы в Украине и Белоруссии, роль национальных диаспор и Константинопольского Патриархата на всех этапах вплоть до сего дня. «Притязания Константинопольского Патриархата на восстановление канонической юрисдикции на территории исторической Киевской митрополии не только послужили основанием к возникновению украинского и белорусского церковных расколов в ХХ веке, предопределили современный кризис в православных отношениях, но и создали потенциальные условия для попыток пересмотра границ церковной юрисдикции в будущем», – сделал вывод автор доклада. В завершение пленарного заседания преподаватель кафедры церковной истории Московской духовной академии, кандидат богословия священник Илья Письменюк представил исследовательский и издательский проект, посвящённый взаимоотношениям Поместных Православных Церквей и Всемирного совета церквей (ВСЦ). Он рассказал об издании хрестоматии «Поместные Православные Церкви и ВСЦ», которая уже используется в учебном процессе и в соответствующих исследованиях, а также о выходе в свет его монографии на ту же тему, в которой, помимо прочего, изложена ещё и общая история ВСЦ. Далее конференция продолжила работу в рамках восьми секций: «Феномен автокефалии в исторических исследованиях», «Церковная жизнь в советскую эпоху», «Церковь, государство и общество в СССР», «Православная Российская Церковь в начале ХХ в.: осмысление проблем и попытки их решения», «Русская Церковь в эпоху Средневековья и Нового времени: духовная жизнь, культура и дипломатия», «Вселенское христианство: история и методология исследования», «Проблемы истории духовного образования в России», «Миссия, просвещение и общинная жизнь в истории христианства». Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия»

http://sedmitza.ru/text/10253417.html

С такой же теплотой встречали в те годы и в России первые официальные делегации Болгарской Православной Церкви. В трудных условиях послевоенной разрухи радостные чувства верующих людей в связи с пусть и ограниченным возрождением церковной жизни в Советском Союзе слились с переживанием полноправного возвращения в общую православную семью Болгарской Православной Церкви. Следующим звеном в цепи свершений, направленных на преодоление последствий османского ига, явилось восстановление древнего Болгарского Патриаршества, упраздненного в XIV веке по воле турецких завоевателей. 12 мая 1953 года Церковно-Народный Собор принял решение о восстановлении Болгарского Патриаршества и избрал на Болгарский Патриарший Престол митрополита Пловдивского Кирилла, который управлял Болгарской Православной Церковью до своей кончины в 1971 году. Восстановление Патриаршества, усилившее позиции Православной Церкви в Болгарии, совершилось также при решающей поддержке Русской Православной Церкви. «Ныне благий Промысл Божий призывает Ваше Святейшество начать новое поколение Патриархов Болгарской Церкви. Русская Православная Церковь с великой любовью приветствует Ваше избрание. И усердно молит Господа, да благословит и Ваше новое высокое служение, как Он видимо благословил избрание Ваше», — писал в приветствии Святейшему Патриарху Болгарскому Кириллу Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий Ι. На торжествах по случаю интронизации Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла присутствовала делегация Московского Патриархата в составе митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) и архиепископа Минского и Белорусского Питирима (Свиридова). Совсем иной стала реакция на это событие со стороны Константинопольского Патриархата, который сразу же прекратил с Болгарской Церковью отношения, объявив восстановление Патриаршества неканоническим. Восемь лет Русская Православная Церковь вела переговоры, направленные на урегулирование этой проблемы, и эти усилия увенчались успехом в 1961 году, когда Константинопольский Патриархат признал восстановление Болгарского Патриаршества, а Болгарская Православная Церковь заняла подобающее место в диптихе Поместных Православных Церквей. Так с помощью Русской Православной Церкви завершился долгий путь, пройденный Болгарским Православием от теснимой национальной традиции до восстановленной в былой чести и славе автокефальной Поместной Православной Церкви, украшенной достоинством Патриархата.

http://patriarchia.ru/db/text/5490806.ht...

Из-за угрозы уголовного преследования покинул страну вместе со своей многодетной семьей Призыв к законности и правде называется «политикой» теми, кто как раз и занимается политикой в чистом виде: безоглядной поддержкой одной стороны противостояния. Все перевернуто с ног на голову, и так на каждом шагу. Например, говорится о попытках установить межнациональный и межконфессиональный мир, но на самом деле именно власть делит верующих на «дружественные» и «вражеские» конфессии, оказывает давление на поляков, формируя образ внешнего врага в лице западного соседа. Тогда как молитвы и крестные ходы против насилия и беззакония, напротив, объединили верующих разных конфессий, а само народное движение в целом не имело никакой узконациональной подоплеки. И очень нелепо звучит, когда официальная пропаганда называет протестные акции прошлого года «нацистским бунтом». Аналогично и с громким заявлением на пресловутой «рабочей встрече» о якобы попытках «сломать православие… путем объявления автокефалии». О какой автокефалии речь? «Автокефалия» — это очень популярная страшилка в церковных кругах. Слово это давно употребляется с негативными коннотациями, хотя, как известно, сама по себе автокефалия — это всего лишь принцип административного устройства мирового православия, состоящего из нескольких полностью самостоятельных, то есть автокефальных Церквей, одна из которых — Русская Православная Церковь. «Сам себе голова» — вот что значит это греческое слово. Но правда то, что редко когда в истории новая поместная Православная Церковь получала эту самую автокефалию без скандалов и канонических раздоров. Каждая автокефальная Церковь уважает только свою автокефалию и чествует день ее получения, но противится любым попыткам ее обрести со стороны какой-либо из ее частей — здесь уже автокефалия подается как зло. Что говорить, драма с украинской автокефалией у нас прямо перед глазами. Поэтому страшилка весьма удобная, стоит только подвести под нее по аналогии с Украиной и Беларусь. Аналогия, однако, сильно хромает.

http://blog.predanie.ru/article/kto-loma...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010