Воссоединение униатов и исторические судьбы белорусского народа Полоцкий Софийский собор Воссоединение  униатов с Православной Церковью, произошедшее на Полоцком соборе 1839 г ., является одним из важнейших событий истории белорусского народа. Несмотря на достаточную исследованность исторической наукой этого события, оно остается предметом не только споров, но и политически ангажированных спекуляций, и откровенной лжи. Это свидетельствует о том, что волны, поднятые воссоединением, не улеглись. До сих пор ликвидация унии влияет на ход общественной и политической жизни в Беларуси. По отношению общественного деятеля к делу воссоединения униатов можно смело судить как о его духовно-культурной самоидентификации, так и о политических взглядах. Отсюда тема, связанная с осмыслением всех исторических реалий, порожденных унией,  звучит актуально и в наши дни. Попытаемся проследить историческую судьбу белорусского народа в зависимости от генезиса самой идеи унии.    Как известно, территория современной Белоруссии входила в состав Киевской Руси. В Х – вв. здесь возникла и расцвела мощная славянская христианская культура, основанная на византийской православной традиции. Достигли высокого уровня развития литература, архитектура, живопись, прикладное искусство, музыка. Все эти отрасли культуры опирались на Восточно-христианскую духовность и имели глубоко церковный характер. При этом, как  отмечают все исследователи, они несли  на себе отпечаток местных особенностей, что свидетельствует о творческом подходе и глубине в восприятии народом огромного пласта высочайшей византийской культуры. Несомненно, такая передача цивилизации оказалась возможной благодаря тому, что в результате просветительной деятельности святых братьев Кирилла и Мефодия православное христианство пришло на славянские земли на славянском языке, что напрочь исключало восприятие славянами христианства и византийской культуры, как чего-то чуждого. Это позволило восточным славянам очень быстро  войти в круг культурно развитых народов. Таким образом, предки белорусов вместе со всем населением Киевского государства вошли в суперэтнос: византийское содружество народов - и сферу Восточно-христианской цивилизации, стержнем которой являлась Православная Церковь.

http://pravoslavie.ru/5276.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Старообрядцы Литовско-Белорусских губерний России Сравнительный исторический и философско-религиоведческий анализ: XIX –XX вв. 19.09.2021 833 Время на чтение 27 минут Источник: РАРОГ Фото: Вильнюсский Свято-Покровский храм староверов Феномен великорусского старообрядчества порожден церковным расколом 1667 г., который привел к религиозному, политическому и культурному отчуждению части верующих от Русской церкви и государства. Появление раскола, в свою очередь, открывает собой начало истории религиозной нетерпимости в России, становление и эволюция которой приводили к появлению различных форм отчужденности и крайней взаимной враждебности. Преодоление обоюдной нетерпимости зависело, в первую очередь, от отношений веротерпимости, распространяемой Российским государством на сторонников «раскола». Вместе с тем, на взаимоотношения, существовавшие между «расколом», государством и Русской церковью, накладывали свой отпечаток региональные особенности проживания старообрядцев, а также опыт пребывания их за границами Российского государства. В этой связи научный интерес представляет изучение опыта взаимного преодоления отчуждения и враждебности в литовско-белорусских губерниях Российской империи в XIX – начале XX в. Необходимо было раскрыть особенности – политические, религиозные и этнокультурные, обусловившие появление союзов местных старообрядцев, западнорусского Православия и российской монархии, создаваемых для обеспечения безопасности Российского государства в 1863 и 1905–1907 гг. Поэтому очень важен опыт пребывания великорусских старообрядцев в литовско-белорусских губерниях Российской империи, а также важен сам анализ политических, этнических и религиозных факторов, воздействовавших на отчуждение и сближение старообрядцев, Русской церкви и государства в XIX – начале XX. Появление великорусских старообрядцев за пределами Русского государства было вызвано каноническими решениями Большого Московского собора 1667 г., который отлучил от Русской церкви сторонников старого обряда. Клятва и анафема, возложенная Собором на старообрядцев, открыла для подданных православного московского царя целую эпоху жестоких религиозных гонений, цель которых заключалась в полном уничтожении «раскола». С этой целью к преследованию «еретиков и непокорников» архиереи Русской церкви призвали государство и его карательные органы, которые силой, жестокостью и страхом стали принуждать «раскольников» к возвращению в новообрядческую церковь. Результатом свирепых гонений стало бегство великорусских старообрядцев за пределы Московского государства в Речь Посполитую, Швецию, Пруссию и Османскую империю.

http://ruskline.ru/opp/2021/09/19/staroo...

ЦВ 7 (404) апрель 2009 /  27 марта 2009 г. Слово митрополита Минского и Слуцкого Филарета на встрече членов Синода Белорусской Православной Церкви с Президентом Республики Беларусь Ваше Превосходительство, глубокоуважаемый Александр Григорьевич! От лица клира и паствы сердечно приветствую Вас на традиционной встрече главы государства с членами Синода Белорусской Православной Церкви. В этом году наша встреча проходит позже обычного. Причиной тому — кончина Святейшего Патриарха Алексия, проведение Архиерейского и Поместного Соборов в Москве, избрание нового Патриарха. Позвольте выразить Вам, досточтимый Александр Григорьевич, признательность за Ваши соболезнования в связи с кончиной Святейшего Алексия II. В те скорбные дни, когда Вы лично прибыли в Храм Христа Спасителя, чтобы проститься с почившим Предстоятелем Матери-Церкви, весь народ был свидетелем искренности Ваших чувств и Ваших слов. Для нас важно было ощущать, что в дни скорби Президент разделяет чувства своего народа. Спасибо Вам за Вашу поддержку. Святейший Патриарх Алексий явил собой образ целой эпохи, сложнейшего периода не только церковного становления, но и глубинного общественного переустройства, которое сопровождалось весьма драматическими, подчас и трагическими событиями. Ему довелось возглавлять Церковь на историческом изломе, вести церковный корабль через бури политических, экономических и социальных потрясений. Святейший Владыка Алексий с высоким достоинством и честью пронес свой Первосвятительский крест. Милостью Божией, выборы нового Патриарха прошли спокойно и единомышленно. Православная Церковь в этот ответственный период явила, по слову апостола Павла, «единство духа в союзе мира» (Еф. 4, 3). Личность шестнадцатого Святейшего Патриарха Кирилла широко известна не только в церковном мире, но и в светском обществе. Будучи ярким проповедником и миссионером, он стяжал в народе заслуженное уважение. Мы знаем и высоко ценим его труды на поприще внешних церковных связей, вклад в достижение церковного единства. И ныне вся полнота Церкви возносит молитвы о том, чтобы Господь укрепил Его Святейшество в предстоящем высоком служении.

http://e-vestnik.ru/church/mitrminsk_070...

поиск:   разделы   рассылка Послание Синода Белорусской Православной Церкви к 1020-летию Крещения Руси Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры – клир, монашествующие и паства Белорусской Православной Церкви, дорогие соотечественники! Два десятилетия назад произошло событие, положившее начало возрождению Православной Церкви на исторических землях Святой Руси и послужившее духовному преображению народов Руси Великой, Белой и Малой. В 1988 году весь христианский мир пытался понять, чем станет 1000-летняя годовщина Крещения русичей в водах Днепра святым равноапостольным князем Владимиром? Будет ли празднование этой даты значимым лишь для узкого в те времена круга верующих людей, или же оно найдет более широкий отклик в обществе? Жива ли память народа о своих православных корнях и великой истории и ждёт ли она часа своего пробуждения? Сама история ответила на эти вопросы в год 1000-летия Крещения Руси. Семьдесят лет, которые предшествовали этой величественной дате, стали исполнением Библейского образа, явленного пророку Илие на горе Хорив (3 Цар. 19:8-14). Так и революция была подобна большому и сильному вихрю, " раздирающему горы и сокрушающему скалы " . Вслед за ней последовало коренное преобразование уклада жизни, сравнимое с землетрясением. А затем был огонь нескончаемой войны – войны друг с другом, с внешним врагом, с самими собой. Святая Церковь на нашей земле выживала, буквально следуя словам Божественной книги Псалтири и повторяя их вслед за страждущим Псалмопевцем: " Буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась " . Но вот, в юбилейном году Крещения Руси с прореченной точностью стали сбываться и следующие строки тридцать восьмого псалма Давидова: " Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим " (Пс. 38:2-4). В дни торжеств Православная Церковь впервые за семьдесят лет получила возможность во весь голос, во всеуслышание обратиться ко всем и к каждому и говорить к сердцам соотечественников своим языком – языком Евангелия и милосердия, языком примирения и любви, языком исторического единомыслия и общенародного единодушия.

http://religare.ru/2_57962.html

Закрыть Как серб уже 25 лет трудится на белорусской земле и восстанавливает старинные храмы " Бог нас с женой на Пасху соединил " 19.11.2022 368 Время на чтение 7 минут Источник: БЕЛТА Милодин Лучич приехал в Беларусь в 1997 году, но выбрал местом для жизни не большой город с большими возможностями, а живописный Копыль, город Минской области со своей историей и спокойным укладом жизни. Милодин уверен, что сельская местность обладает недооцененным потенциалом и возвращает народ к жизни, к истокам. Некоторое время назад трудолюбивый фермер познакомился с отцом Геннадием, настоятелем Троицкой церкви в деревне Телядовичи Копыльского района, и решил посвятить себя восстановлению одной из самых старинных деревянных церквей Беларуси. О православном наследии Копыльского района, жизни в небольших городах и отношении серба, прожившего четверть века в Беларуси, к своей новой родине в материале корреспондента БЕЛТА. В деревне Телядовичи почти 225 лет стоит деревянный храм. Деревня совсем маленькая, но по большим православным праздникам, таким как Троица и Пасха, Телядовичи наводняют верующие из Копыля, Несвижа, Минска. Как сказал настоятель храма отец Геннадий, " намоленную " благодать этого места ощущают все приезжие. И мы, как посетители храма, не можем с ним не согласиться. " В 1798 году он строился как католический храм, а потом, знаете, власть менялась, и он перестроился в православную церковь. И так по сей день это православный храм. Церковь в старое время называлась Успенская, а потом Троицкая. Во время войны церковь закрыли на очень малый промежуток времени, а затем открыли опять. И эта церковь единственная по всей округе работала, люди сюда постоянно ходили " , - рассказывает отец Геннадий, седой старец с пышной бородой, добрыми проницательными глазами и располагающей улыбкой. В Троицкую церковь ходят и сейчас, но больше приезжие, потому что население деревень неумолимо сокращается, а в Телядовичах и вовсе всего девять постоянных жителей. Но на великие православные праздники, такие как Троица, Пасха, а также Успение верующих всегда очень много. " Церковь старая совсем, но люди ходят молиться, креститься, венчаться, каяться " , - отметил отец Геннадий.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/19/kak_se...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православная Церковь в Полесском воеводстве межвоенной Польши в 1920-е годы От дискриминации к удушению 23.03.2024 55 Время на чтение 14 минут Источник: Наука Вера Культура карта Польши 1921-1939 гг. http://petrograd1917.ru/rizskij-mirnyj-dogovor/ По материалам Государственного архива Брестской области Возрождение независимого польского государства в ноябре 1918 года, которое было прямым следствием Первой мировой войны и распада Российской, Германской и Австро-Венгерской империй, привело к последующей агрессии Польши на восток, к советско-польской войне и к включению в состав Второй Речи Посполитой огромных территорий с численном преобладавшим белорусским и украинским населением. Данный результат советско-польской войны был закреплен в Рижском мирном договоре, подписанным 18 марта 1921 г. между Польшей, с одной стороны, и Советской Россией и Украиной, с другой стороны. Воспринимая населённые белорусами и украинцами земли как исконно польские, официальная Варшава с самого начала стала проводить здесь политику тотального искоренения всего, что не соответствовало представлениям польских властей об исконной «польскости» данных территорий. Одним из наиболее сильных раздражителей для Варшавы являлась православная конфессиональная принадлежность местного коренного восточнославянского населения, само существование которого явно противоречило главному тезису официальной польской пропаганды об исключительно польском характере «кресув всходних». Трактуя православную церковь на западнобелорусских землях как нечто враждебное, противоестественное и искусственно созданное исключительно властями Российской империи после разделов Речи Посполитой, польские власти с самого начала стали проводить последовательную кампанию дискриминации православной церкви и православного населения. С одной стороны, Варшава стремилась максимально ослабить позиции православной церкви путём сокращения православных приходов и изъятия храмов и церковного имущества. С другой стороны, польские власти преследовали цель полностью подчинить себе православную церковь, превратив её в инструмент проведения своей этнокультурной политики и орудие полонизации местного населения.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/22/pr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Кому война, а кому мать родна В ходе беспорядков в Белоруссии предпринимается попытка продвинуть «белорусскую автокефалию» 14.08.2020 1845 Время на чтение 4 минуты Беспорядками, возникшими в Белоруссии после президентских выборов, решили воспользоваться украинс кие раскольники. Главарь т.н. ПЦУ Сергей Думенко заявил, что Белорусский экзархат Русской Православной Церкви имеет право на томос. Об этом раскольник написал на своей странице в Facebook. «...В эти дни особенно страдает белорусский народ – наши соседи, с которыми с княжеских времен мы имели много веков совместной церковной и государственной истории, составляя до 1686 единую Киевскую митрополию. Ее неканоническая аннексия Москво й имела и продолжает иметь трагические последствия для православия во всей Восточной Европе. По воле верующего народа и по благословению нашей общей матери-церкви, Вселенского патриархата, украинская церковь утвердилась среди автокефальных церквей-сестер. Православная церковь Беларуси имеет те же основания и право просить матерь-церковь о Томосе, когда на то будет ее желание», – подбрасывает раскольник Думенко мыслишку своим единомышленникам в Белоруссии. Еще один раскольник из ПЦУ Георгий Коваленко, который когда-то был пресс-секретарём предстоятеля Украинской Православной Церкви Московского Патриархата и пользовался доверием некоторых православных в России, вообще считает, что «Православная Церковь Беларуси – уже реальность, хоть еще и неосознанная и неорганизованная». Слова некогда влиятельного функционера УПЦ МП (в разные годы помимо должности пресс-секретаря Коваленко занимал должности главного редактора официального сайта УПЦ МП, председателя Синодального информационно-просветительского отдела УПЦ МП) передаёт Союз православных журналистов. Бывший протоиерей написал это, как теперь водится, на своей странице в Facebook. Весьма кстати публицист Назар Головко в опубликованной на сайте Союза православных журналистов статье «Минский " майдан " и автокефалия " Белорусской Церкви " » напомнил, что Коваленко «был в числе тех, кто принимал самое непосредственное участие в создании украинского " богословия майдана " . Согласно этому " богословию " Христос невидимо присутствовал на протестах и все, что происходило на Майдане, происходило по Божией воле». Журналист отмечает, что беспорядки в Белоруссии тоже привели к появлению «прослойки " майданных богословов " ».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/14/ko...

Митрополит Иларион: Братские узы русского, украинского и белорусского народов не могут разрушить никакие политические границы и обстоятельства Наша Церковь продолжает делать все для того, чтобы это братство сохранялось. 3 июня, 2014 Наша Церковь продолжает делать все для того, чтобы это братство сохранялось. 31 мая 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о славянской письменности и культуре. У меня в гостях – главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. Здравствуйте, Валерий Александрович! В. Фадеев: Здравствуйте, Владыка! День славянской письменности, естественно, связывают с равноапостольными святыми Кириллом и Мефодием. Владыка, у меня почти обывательский вопрос: равноапостольные святые – кто они ? Ведь апостолы – это ученики Христа, это те, кто непосредственно соприкасался со Спасителем. Но существует не так много святых равноапостольных – царь Константин, основатель Византийской христианской империи, князь Владимир, креститель Руси. В лике равноапостольных прославлены также Кирилл и Мефодий. Что это означает для Церкви и для нас? Митрополит Иларион: Для христиан значимость подвига апостолов определяется, прежде всего, тем, что они проповедовали Христа, они шли в новые земли, создавали там Церкви, и обращали людей в христианство. Этот подвиг на разных этапах исторического развития Церкви повторяли отдельные выдающиеся личности. Это могли быть личности, облеченные гражданской властью, как император Константин и князь Владимир, или это могли быть люди, облеченные и епископским саном, хотя и не обязательно. Если говорить о равноапостольных епископах, мы вспоминаем Мефодия, ибо Кирилл не был епископом. Равноапостольная Нина, просветительница Грузии, была простой женщиной, которая своими трудами обратила в христианство Грузию. Святой равноапостольный Николай Японский был русским миссионером, который в 1860-е годы отправился в Японию, где не было ни одного православного верующего, кроме сотрудников российского консульства. И спустя пятьдесят лет по всей территории Японии было более 200 православных храмов и более 30 тысяч верующих.  Поэтому тех людей,  чье служение уподобляется по значению или характеру апостольскому, мы прославляем как равноапостольных. Причем, если говорить о крестителях целых народов, как, например, князь Владимир, то, конечно, их подвиг имеет особую значимость, потому что они, по сути дела, разворачивали корабль истории целого народа, целой страны.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-bra...

Закрыть itemscope itemtype="" > Симфония в движении: в Белоруссии Церковь привлечена к обновлению Концепции национальной безопасности Состоялась встреча секретаря Совета Безопасности Республики Беларусь с руководством Православной Церкви с участием представителей 02.10.2023 565 Время на чтение 7 минут 28 сентября 2023 года в аппарате Уполномоченного по делам религий и национальностей состоялось заседание Консультативного межконфессионального совета под председательством Уполномоченного по делам религий и национальностей Александра Румака. В заседании совета принял участие Государственный секретарь Совета Безопасности Республики Беларусь Александр Вольфович, члены Консультативного межконфессионального совета – руководители республиканских религиозных объединений, а также представители религиозных организаций. На встрече были представлены нововведения в Концепцию национальной безопасности Республики Беларусь. Однако одним протокольным представлением уже разработанных нововведением дело не ограничилось. Государственный Секретарь белорусского Совбеза объявил о намерении государственного руководства привлечь Православную Церковь и представителей традиционных для Беларуси конфессий к участию в разработке важнейшего государственного документа и наполнить его духовно-нравственным содержанием. Как справедливо признал (со скрытым упреком всему обществу) Александр Вольфович, «аудитория, с которой сегодня проходит данное мероприятие, не совсем обычная. Это руководители и представители различных религиозных конфессий и религиозных организаций. Это очень сильная, мощная прослойка нашего белорусского общества, которая стоит на защите духовно-культурных ценностей нашей страны. Это люди, которые несут ответственность за вопросы духовной безопасности. И очень важно услышать этих людей, очень важно общаться с ними. Укрепление национального единства, гражданского мира, безопасности – во многом заслуга людей этой сферы. Людей, главным оружием которых является слово». Между тем, «нормы светской жизни основаны на религиозных заповедях.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/02/si...

Закрыть itemscope itemtype="" > Плюс белорусская автокефалия... О возможных последствиях революционных выступлений духовенства Гродненской епархии 17.08.2020 4070 Время на чтение 11 минут 14 августа архиепископ Гродненский и Волковысский Артемий выступил с Обращением к клиру и пастве Гродненской епархии. Документ опубликован на сайте епархии. В обращении, в частности, говорится: « Мы с вами переживаем тяжёлый период нашей истории, уже омрачившийся пролитой в результате насилия кровью. Чего, казалось бы, мы, в нашей мирной и спокойной Беларуси, не готовы были ожидать ни при каких условиях. И, тем не менее, – это случилось. И случилось, очевидно, потому, что нельзя играть с Правдой, коверкая и кромсая её в угоду политической целесообразности. Ибо Правда – это тот ценностный феномен и смысловая категория, за которой стоит – БОГ! И если Правда берётся в кавычки и лёгким движением руки превращается в ложь, то попирается Тот, Кто – Отец Правды! И на арену выходит другой отец. Отец лжи. Которого, как мы знаем из Слова Божия, зовут – Дьявол! И ещё мы о нём знаем, что " он был человекоубийцей от начала " (Ин. 8, 44)». Владыка не упоминает лиц, которые, по его словам, «превращают Правду в ложь», но из контекста понятно, что речь идёт о государственной власти республики. По словам гродненского архиерея, « кровь жертв и тяжкие страдания людей в эти дни – на совести тех, кто сознательно сам убивал, либо принуждал других убивать Правду! О том, что так НЕЛЬЗЯ поступать тем, кто считает себя православным христианином, предупреждали наши священники, взывавшие к их совести и напоминавшие Заповеди Божии! Но, к сожалению, их слушали в последнюю очередь». « И пусть будут справедливо, честно и открыто расследованы все факты обмана, насилия и жестокости, чтобы совершилось Правосудие и восторжествовала Правда!» – не без пафоса восклицает православный иерарх. На этом архиепископ Артемий не остановился. Вчера на воскресной Литургии владыка произнёс проповедь «о насилии в Беларуси». По его мнению, « политики всех стран всегда будут стараться подмять под себя Церковь, чтобы Церковь отвечала на запросы власть имущих, во все времена и во всех странах. А Церковь должна быть светильником, независимым голосом христианской души».

http://ruskline.ru/news_rl/2020/08/17/pl...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010