Скачать epub pdf Память преподобного отца нашего Ферапонта, Белозерского чудотворца Память 27 мая Сей преподобный отец наш Ферапонт происходил из пределов московской области, из города Волока Ламского 3480 . Он был сыном благочестивых родителей по фамилии Поскочиных и в мире носил имя Феодора. Достигши совершеннолетнего возраста, он исполнился страха Божия и пожелал удалиться из мира. Оставив дом свой и родителей, он пришел в славный город Москву и в Симоновом монастыре Пресвятой Богородицы 3481 принял иночество, причем ему дано было имя Ферапонта. После сего, пребывая в послушании, молитвах и посте, он много лет подвизался в этой обители. Однажды по каким-то монастырским нуждам он послан был архимандритом в области Белого озера 3482 , рассмотрел находившиеся там места, весьма полюбил их и возвратился в свой монастырь. По устроению Божественного промысла случилось, что в этом монастыре, пребывая в безмолвии, находился преподобный Кирилл, впоследствии Белозерский чудотворец, и он в это время удостоился видения Пресвятой Богородицы, Которая повелела ему идти в страны Белого озера, как о том подробнее рассказывается в житии его 3483 . Преподобные Кирилл и Ферапонт, сговорившись, вышли вместе из Симонова монастыря и пришли в страны Белого озера. Обойдя все находившиеся там пустынные места, они пришли на то место, где расположен теперь Кириллов монастырь 3484 . Здесь преподобный Кирилл рассказал Ферапонту о бывшем ему явлении Пресвятой Богородицы, и они на этом месте стали строить себе келлию. Но преподобный Ферапонт недолго прожил с преподобным Кириллом. Вскоре он ушел от него и нашел между двумя озерами место, которое ему понравилось. Он стал расчищать его и построил себе келлию. После этого стали собираться к нему иноки, выстроили монастырь и построили в нем храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы 3485 . Преподобный Ферапонт часто ходил к преподобному Кириллу для духовных бесед и для устроения монастырской жизни, так как жил недалеко от его обители, на расстоянии только двенадцати поприщ, и получал от него великую пользу. Так и проводили в Боге жизнь свою преподобные.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Валгунде. Спасо-Преображенская пустынь. Valgundes Kristus Apskaidrošans tuksnesis Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Между 1894 и 1899. Адрес: Латвия, Елгавский край, Валгундская волость, Валгунде Valgunde, Valgundes pagasts, Jelgavas novads, Latvija Координаты: 56.73446, 23.694313 Проезд: Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде в 15 км от Елгавы. Добраться сюда можно на автобусе Елгава — Калнциемс, до остановки «Валгунде». Далее потребуется пройти примерно 1,5 км вдоль шоссе до белого дорожного знака с названием монастыря, а затем — немного по дороге через лес. ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде в 15 км от Елгавы. Добраться сюда можно на автобусе Елгава — Калнциемс, до остановки «Валгунде». Далее потребуется пройти примерно 1,5 км вдоль шоссе до белого дорожного знака с названием монастыря, а затем — немного по дороге через лес. На своем авто из Риги до пустыни можно доехать за 40–50 минут. С Лиепайского шоссе в поселке Тирели нужно свернуть налево, через 10–12 км — снова налево (до указанного выше дорожного знака). Изменить описание объекта Храмы монастыря: Церковь Спаса Преображения Церковь Иоанна Лествичника Карта и ближайшие объекты Спасо–Преображенская пустынь принадлежит Рижскому Свято-Троице-Сергиеву женскому монастырю , основана в лесу как место тихих уединенных молитв. Свято-Троицкая община в Риге была учреждена в 1892 году. Воспитанницы детского приюта, существовавшего с 1891 года при общине, летние каникулы проводили на даче, которую снимали для них благотворители. По ходатайству отца учредительниц общины, действительного тайного советника Б.П. Мансурова в Св.Синод было отправлено прошение с просьбой о безвозмездной передаче подходящего для этой цели казенного участка земли. В 1894 году по решению Государя Александра III в дар общине были переданы лесные угодья площадью более 170 десятин – казенная мыза Калнциемс с подмызком Кливенгоф близ Митавы (Елгавы), а также 3 000 рублей. В лесу, на крестообразной поляне была поставлена келья для шести сестер, которые стали здесь трудиться - отбеливать воск для производства свечей и заготавливать дрова. На месте будущего храма был установлен деревянный крест. Несколько лет прошло в трудах по освоению земли, был построен жилой корпус. На реке Лиелупе в окрестностях Митавы работало несколько кирпичных заводов, на которых трудились около четырех тысяч сезонных рабочих, многие из них были православными. Заводчик - купец 1-й гильдии Е.Ф. Нестеров и другие благотворители предложили общине свою помощь в строительстве церкви.

http://sobory.ru/article/?object=16139

Сретенский монастырь в 1921 году Кремль. Царь-колокол, крестный ход в Сретенский монастырь через Спасские ворота Кремля (нач.1910-х гг.). Изд. П.Фон-Гиргенсон. В 1921 году настоятелем в Сретенской обители был епископ Иларион (Троицкий), обязанности наместника при нем исполнял насельник монастыря архимандрит Сергий (Плаксин). 7 марта 1921 года община верующих при храме Сретенского монастыря обращалась в отдел юстиции Московского совета рабочих и красноармейских депутатов, что «имеет крайнюю нужду в архиерейских облачениях, так как во главе ее стоит епископ, а своих архиерейских облачений у нее нет ни одного. Посему община обращается с просьбой снабдить ее архиерейскими облачениями – желтого, белого и черного цветов. Подпись: Председатель Н. Трусевич» . 15 апреля 1921 года братством при Сретенском монастыре из учетно-организационного отдела были получены два архиерейских облачения (без подризников) – белого и темно-синего цветов, а 22 апреля 1921 года – одно архиерейское облачение красного цвета. На документах о получении стоит подпись: «За председателя – е. Иларион» . Облачение было выдано из ризницы домовой церкви при Саввинском подворье . Московский житель Николай Окунев писал 19 апреля/2 мая 1921 года в своем дневнике о служении владыки Илариона: «На Страстной неделе тянуло в церковь. Несколько раз ходил в Сретенский монастырь. Привлекал туда епископ Иларион – не своим пышным архиерейским служением, а участием в службах в качестве рядового монаха. Однажды (за всенощной со среды на четверг) он появился в соборном храме монастыря в простом монашеском подряснике, без панагии, без крестов, в камилавке, и прошел на левый клирос, где и пел все, что полагается, в компании с четырьмя-пятью другими рядовыми монахами, а затем вышел в том же простом наряде на середину храма и проникновенно прочитал канон, не забывая подпевать хору в ирмосах. Прочитавши канон, запел один “Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный”. Ну, я вам скажу, и пел же он! Голос у него приятнейший, чистый, звучный, молодой (ему 35 лет), высокий. Тенор. Пел попросту, не по нотам, но так трогательно и задушевно, что я, пожалуй, и не слыхивал за всю свою жизнь такого чудного исполнения этой дивной песни. Мне, грешному, вспомнился Н.А. Преображенский, знаменитый тенор конца прошлого столетия. Разве только он бы спел эту вещь лучше Илариона. В эту же службу объявился там удивительный канонарх, по одежде – такой же простой монах. И голос, и чинность, и симпатичнейшая наружность действительного девственника заставили меня расспросить: да кто же это? И я узнал, что это родной брат Илариона архимандрит Даниил (по фамилии Троицкий). Он на два года моложе Илариона, но тоже теперь архиерей: его хиротония во епископа Елецкого совершена в субботу на Страстной. Говорят, это сыновья какого-то захолустного священника или дьякона Тульской епархии. То-то гордится, наверное, старичок-отец: два молодых сына – и оба архиереи!» .

http://pravoslavie.ru/52023.html

Боголюбово. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли. Церковь Покрова на Нерли Церковь. Действует.   Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы Архитектурные стили: Древнерусский ( подробнее > > ), Владимиро-Суздальская школа Год постройки:1165. Ссылки:   Адрес: Россия, Владимирская область, Суздальский район, пос. Боголюбово, Вокзальная ул., д. 10 (ур. Покров-на-Нерли) Координаты: 56.19625, 40.56135 Проезд: По трассе E22/М7 2км от Владимира в сторону Нижнего Новгорода, на восточной оконечности ограды Боголюбского монастыря сразу за больницей светофор и правый южный с трассы резко вниз к ж/д станции Боголюбово. Зимой возможны трудности с выездом обратно из-за наледи, заносов. На площадке перед ж/д станц ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда По трассе E22/М7 2км от Владимира в сторону Нижнего Новгорода, на восточной оконечности ограды Боголюбского монастыря сразу за больницей светофор и правый южный с трассы резко вниз к ж/д станции Боголюбово. Зимой возможны трудности с выездом обратно из-за наледи, заносов. На площадке перед ж/д станцией автостоянка, далее пешком через переход на Боголюбовский Луг. До церкви 1,5км пешком мощеной тропой. Платные доп.услуги для туристов: к церкви летом на лошадях, зимой на санях, в весеннее половодье на лодке. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Церковь Покрова расположена на заливных лугах неподалеку от слияния рек Нерли и Клязьмы. В XII веке Клязьма протекала несколько севернее, и церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей. Покров на Нерли – четырехстолпный, трехапсидный, одноглавый храм, построенный из белого камня высочайшего качества (кладка весьма однородна, в ней практически отсутствует желтоватый оттенок, пористость блоков очень низка, – словом, такого качества кладки нет ни в одном из древнерусских белокаменных храмов). В сводах для их облегчения применен туфообразный известняк. Храм стоит на уникальном фундаменте, состоящем из восьми рядов качественного гладкотесаного белого камня (в целом около 4 м глубиной), базирующихся на обычной для суздальского зодчества бутовой основе, почти квадратной в разрезе (глубиной около 2 м).

http://sobory.ru/article/?object=00185

Крохино (акватория Шекснинского водохранилища). Церковь Рождества Христова. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова , Николая Чудотворца , Петра и Павла Год постройки:Между 1788 и 1820. Адрес: Россия, Вологодская область, Белозерский район, акватория Шекснинского водохранилища (река Шексна в месте истока из Белого озера, урочище Крохино) Координаты: 60.060661, 38.039123 Проезд:Подход по кратчайшему расстоянию с северо-востока от а/д Липин Бор - Белозерск сильно заболочен и затруднен, лучше двигаться с восточной стороны, прижимаясь к берегу и обходя/перепрыгивая глубокие канавы. Зимой лучше также держаться береговой линии из-за непрочного льда, связанного с течениями и колебаниями уровня воды в озерно-канальной системе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Приходская каменная церковь Рождества Христова при д. Крохино была построена в 1788-1820 годах в стиле позднего барокко. В 1960 году местоположение древнего монастыря и территорию Крохинского посада залили воды р. Шексны, образовавшей одно общее с Белым озером водохранилище. Теперь еще можно видеть остов полуразрушенного храма, который поднимается из воды при современном истоке р. Шексны из Белого озера, а в маловодные годы вокруг храма обнажается небольшая по площади отмель. http://www.booksite.ru/fulltext/belo/zerje/9.htm Затопленная церковь Рождества Христова постройки 1780 года. Единственная сохранившаяся постройка затопленного в 1962 году села Крохино. Деревня Крохинская впервые упоминается в 1426 году в писцовой книге Кирилло-Белозерского монастыря. Она располагалась на месте бывшего города Белоозеро и повторяла его топографию. Принадлежала она некому боярскому сыну Гавриле Лаптеву. После смерти Гаврилы, не оставившего наследников, в 1434 году Крохинская была пожалована можайским князем Иваном Андреевичем Ферапонтовому монастырю. За счёт своего расположения село стало важным торговым центром. Вероятно, ещё в XV веке в Крохино была своя церковь. Кирпичная побелённая двухэтажная церковь в 1788 г. и выдержана в стиле позднего регионального барокко. Композиция «кораблём» составлена из одноглавого храма типа «восьмерик на четверике», четырёхярусной колокольни и соединяющей их трапезной. Церковь являлась архитектурной доминантой всего окружающего ландшафта.

http://sobory.ru/article/?object=03687

Прп. Евфимий, праведные Антоний и Феликс Корельские. Икона. 1999 г. Иконописец С. Кудрявцев (собор во имя свт. Николая Чудотворца, Северодвинск) († после 1492? или ок. 1527?), прп. (пам. 18 апр.- вместе с праведными Антонием и Феликсом Корельскими, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 15 дек.- в Соборе Кольских святых), Корельский, почитается как основатель (возобновитель?) Корельского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря , возможно одно лицо с прп. Евфимием Архангелогородским. Сведения о Е. скудны, наиболее раннее упоминание содержится в «Описании о российских святых» (известно в списках XVIII-XIX вв.; С. 158-159). Есть основания предполагать, что святой некоторое время жил на Кольском п-ове: в рукописных синодиках храмов в селах Варзуга и Поной (Кольский п-ов) первыми упоминаются «схимонах Евфимий» и убиенные монахи, вероятно принявшие мученическую кончину в 1419/20 г., когда Корельский Никольский мон-рь наряду с двинскими погостами был разорен норвежцами («мурманами») (при этом «черноризиць посекле»; см.: НПЛ. С. 411-412). Впосл. Е., как можно думать, перебрался с Кольского п-ова, также страдавшего от частых набегов норвежцев и финнов, на юж., Летний берег Белого м., именовавшийся в то время Корельским, и поселился в Николо-Корельском монастыре (основан в нач. XV в., закрыт в 1920, постройки в г. Северодвинске Архангельской обл.). Известно, что в более позднее время монахи Николо-Корельского монастыря были тесно связаны с Кольским п-овом (см.: Митрофан (Баданин), игум. Предание о Тихвинской церкви, что в с. Кашкаранцы на Терском берегу Белого м. Мурманск, 2007. С. 5-11). Агиографическая традиция XVIII-XIX вв. приписывала Е. основание Никольского мон-ря «в Корельском» (в «Описании о российских святых» сообщается: «Преподобный Евфимий, началник монастыря Корельскаго, иже бысть на Двине реце» - С. 158). Однако можно полагать, что преподобный был не создателем, но возобновителем этой обители, неоднократно уничтожавшейся в результате набегов и пожаров. В позднейшей агиографической традиции Е. считался просветителем коренных народов Крайнего Севера: «Он просвещал словом и примером жизни своей блуждающих во тьме язычества народов финского племени, или, как называли их тогда новгородцы, корельских детей: курольцов, ровкульцов, вымольцев, тиврульцев и валдолейцев» ( Макарий (Миролюбов). 1878. С. 52; источники этой информации неизвестны).

http://pravenc.ru/text/187659.html

Сильвестр, митрополит Казанский и Свияжский (Холмский-Волынец или Холмов) Происходил из дворянского рода Холмских. Родился около половины XVII столетия и принял пострижение уже в зрелых летах. Обучался в Киевской духовной академии, потом был казначеем архиерейского дома. В декабре 1700 года возведен в сан архимандрита Деревяницкого Воскресенского монастыря Новгородской епархии. В 1701 году переведен в Новгородский Юрьев монастырь. С 23 октября 1704 года – настоятель Троице-Сергиева монастыря. 14 сентября 1708 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского с возведением в сан митрополита. Нововведением Петра I стала отмена белого клобука для митрополитов, при этом все епископы получили право ношения саккоса, что ранее было привилегией митрополитов. Впавший в немилость Нижегородский митрополит Сильвестр был 5 марта 1719 года перемещен сначала в Смоленск в сане митрополита, но без белого клобука, затем 3 марта 1720 года простым епископом в Тверь. 24 февраля 1723 года определен епископом Рязанским и Муромским. 25 июля 1725 года перемещен епископом Казанским и Свияжским. 7 августа 1725 года возведен в сан архиепископа. 15 марта 1727 года (по личной просьбе) восстановлен в сане митрополита. но с правом ношения только черного клобука. В 1730 году, по обвинению в поддержке осужденного и сосланного в Свияжский монастырь Коломенского архиепископа Игнатия (Смолы, † 1741), митрополит Сильвестр был подвергнут допросу. Архиепископ Новгородский Феофан (Прокопович , † 1736) не преминул напомнить и о других проступках митрополита, например, о его неуважительных высказываниях о императрице Екатерине I. В конце 1731 года митрополита Сильвестра заключили в Александро-Невский монастырь. 19 октября 1732 года владыка Сильвестр был лишен епископского сана и как простой монах в 1732 году заключен в Выборгскую крепость. Скончался 31 мая 1735 года в Выборгской крепости. Преосвященный Сильвестр много заботился о просвещении, но не был усердным проповедником и выразителем преобразовательных идей и начинаний Петра I; был близок к царевичу Алексею и разделял с ним недовольство реформами Петра. Он не признавал особого авторитета за Синодом.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

сост. Александр Ратшин Архангельской губернии Монастыри ныне существующие: СОЛОВЕЦКИЙ, муж. 1 -го класса, Ставропигиальный, среди Белого моря, на острове Соловецком, существует с первой половины XV века; находится под управлением Архимандрита. – В 1429 году Св. Савватий, удалясь из Валаамского монастыря для вящщего пустынножительства в Поморье на реку Высь, встретил тут Преподобного Германа, и они оба, водимые Духом Божиим, избрали для совокупного пребывания необитаемый никем остров Белого моря, на котором и пребыли в совершенном уединении шесть лет, близ горы, называемой ныне Секирною, в 12 верст. от нынешнего Соловецкого монастыря. В 1435 году святые труженики разлучились: Герман, оставя на время остров и отправясь к реке Онеге за какой-то потребностью, когда воротился в свою пустынь уже не нашел тут Савватия, который провидя кончину свою, переехал между тем море – и на устье Выга, в деревне Сороке, скончался, где и был погребен. На другой год уединенного пребывания Германа на Соловецком острове, присоединился к нему Преп. Зосимо, который для стекшейся вскоре братии и основал на нынешнем месте общежительную обитель, построив деревянную церковь Преображения Господня с несколькими кельями, а потом и другую церковь Николая Чудотворца. По просьбе Св. Зосимы, Архиепископ Новгородский Иона, прислал в обитель, для управления ею, Игумена Павла, который, а также и последующие за ним два другие Игумена, по кратковременном правлении, от начальства над Соловецким отказались, по не привычке к северному климату; после их в 1442, по общему убеждению братии, поставлен во Игумена Преп. Зосимо. С этого времени обитель начала возвышаться: упрочено чрез подтвердительную грамоту от Архиепископа и Посадника Новгородских владение угодьями, к которым Посадница Марфа Борецкая присоединила свои дары, пожертвовав в обитель рыболовни, деревни, луга и проч., а новгородцы снабдили церковными сосудами, облачениями, золотом, серебром и хлебом. В 1465 году мощи Препод. Савватия перенесены в обитель и положены в Преображенском Соборе, за алтарями коего в последствии был погребен и сам Зосимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Астрахань. Церковь Смоленской иконы Божией Матери. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты В 1728 году астраханский купец Федор Черпаков просит разрешения у Астраханского епископа Варлаама на строительство новой каменной Смоленской церкви. 19 января ему была дана храмоздательная грамота, а к 1737 году строительство церкви было уже завершено. 10 ноября 1737 года новосооруженный храм был освящен епископом Илларионом. По указанию Астраханского епископа Мефодия 4 мая 1761 года был заложен придельный теплый храм в честь великомученика Димитрия Солунского и 26 октября 1762 года был овящен. Из-за ветхости и малой вместимости в 1829 году был разобран. Вместо него были пристроены к трапезной два новых придела. Северный придел был освящен 29 октября 1829 года в честь великомученика Димитрия Солунского, южный придел освящен 23 мая 1835 года в честь Преподобного Сергия Радонежского. В 1857 году была выстроена каменная колокольня. К началу 20-го столетия храм сильно обветшал и шла речь о разборке старого здания и построения на его месте нового, но за отсутствием средств проект было решено отложить до лучших времен. В 1930 году церковь была снесена. Информация с сайта Астраханско-Енотаевской епархии Храм этот, теперь не существующий, находился недалеко от Спасо-Преображенского монастыря на перекрёстке улиц Эспланадной и Смоленской. История его появления уходит глубиною в XVII век, когда территория Белого города стала приобретать черты густонаселённого посада. Если в западной его части била кругом торговая жизнь, а в центральной и южной разместились стрельцы, то северо-восточный его угол по-прежнему оставался малообжитым. Только в начале 70-х годов здесь, на территории между Спасо-Преображенским и Вознесенским монастырями, была основана слобода рыбных ловцов. Место было удобное – рядом располагались Косые, или Исадные, ворота Белого города, выходившие прямо на реку Кутум, бывшую тогда судоходной, а вдоль берега её тянулся богатый астраханский рынок Исады, где рыбаки могли сразу же продать свой улов. Слобода расстраивалась и процветала. Вскоре после основания рыбацкой слободы появились и первые упоминания о Смоленской церкви. Её появление было связано с основанием нового прихода, в который вошли жители новой слободы. Ими же, возможно, и была построена первая деревянная церковь.

http://sobory.ru/article/?object=38508

К.Л. Власов-Уласс. Соловецкий изолятор 133 Предисловие Среди вечно беспокойных вод Белого моря стоит вековечно-исторический приют для страдальцев – остров Соловки. Морской гул, стон людей смешиваются в общую массу ритма человеческого страдания. Море сердится, и пенящийся вал бросается на гранитную скалу. Приступ кончен, и с тихим ритмом журча, возвращается в море после неудачного шторма. Всему бывает конец, буря утихла, утихомирилось море. Лишь с беззаботной игривостью волна догоняет волну. Тишь в стихии, как будто на минуту все остановилось: стоит зло, остановилась ложь-истина. «Э-э, ой!» Кто же это посмел нарушить спокойствие? Откуда же несутся эти стоны? Ударяясь в зеркальную гладь моря, словно диск далеко отскакивает в пространство. Чайки, чайки, нарушили спокойствие. «Пощадите! – раздается с надтреснутым отчаянием вопль. – Пощады!» Все стихло. Море, словно зеркало, перекидывает отражение горя. Секирка, это старый храм, святой храм Соловецких островов приютился на скале у самой подошвы Белого моря. Когда-то с колокольни раздавался звон с призывом к соловецким жителям к молитве... То было в свое историческое время. Монах-тюремщик осмотрев цепи узников, спешил воздать хвалу Господу Богу. То было давно. Не стало буйного запорожского атамана Петра Колнышевского, лишь каменная плита у южных ворот рассказывает о его страданиях. То было давно, и время смыло надпись. И так не стало буйного арестанта Петра Колнышевского. Не стало южных ворот у южной башни, не стало и Соловецкого монастыря. На его месте вырос Лагерь особого назначения объединенного государственного политического управления (ОГПУ). И монахов не стало. Их заменили чекисты. Южная башня стала называться Глиномялкой, т.е. 11-й ротой отрицательного элемента. Да и Секир-горы не стало. Но есть штраф-изолятор IV Отделения, где социалистическое правительство справляет свой пролетарский пир над замученными пролетарскими телами. При закате солнца не видно больше монаха с обнаженной головою, усердно дергавшего за веревку колокола на Секирке. То было давно, давно. Но зато в настоящий момент вы можете видеть обнаженную фигуру, тщетно призывающую кого-то на помощь? Смерть, что ли?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010