07.11.1798 01.10.1799 Арсений Москвин 09.10.1799 05.07.1802 Антоний Знаменский 20.07.1802 18.12.1803 Михаил Десницкий 17.01.1804 24.01.1808 Евгений Болховитинов 02.02.1808 23.09.1810 Антоний II Соколов I 21.11.1810 06.07.1813 Иоасаф Сретенский 21.09.1813 07.02.1816 Мефодий Пишнячевский 12.03.1816 09.03.1819 14.12.1819 06.11.1821 Дамаскин Россов 27.12.1821 29.10.1823 02.03.1824 28.11.1827 Моисей Богданов-Платонов Антипов 26.02.1828 22.05.1828 Игнатий Семенов 07.10.1828 13.03.1834 Тимофей Котлеров-Вещезеров 13.05.1834 22.05.1837 Анастасий Ключарев 11.07.1837 22.07.1842 Феодотий Озеров 27.07.1842 14.11.1842 Иустин Михайлов 10.01.1843 25.02.1850 Леонид Зарецкий 25.02.1850 19.12.1850 Нафанаил Савченко 19.12.1850 27.08.1853 03.10.1853 18.12.1854 Антоний IV Павлинский 16.01.1855 15.04.1856 24.05.1856 31.07.1856 Платон Фивейский-Лосев 02.12.1856 29.08.1860 Евфимий Беликов 02.10.1860 01.12.1862 Феофилакт Губин 10.03.1863 13.01.1864 16.02.1864 21.02.1866 Аполлос Беляев 10.04.1866 04.04.1869 Серафим Протопопов I 25.05.1869 07.12.1874 Феоктист Попов 06.04.1875 17.06.1876 Никодим Белокуров 19.11.1876 28.09.1882 Варсонофий Охотин 28.09.1882 21.05.1888 Анастасий II Добрадин 03.06.1888 19.01.1891 19.01.1891 21.11.1892 Антоний V Соколов II Антоний VI (Фамилия неизв.?) 14(27)05.1923 16(29).04.1931 Иоанникий II Сперанский 04.1924 06.1925 18(31)05.1932 29.07(11.08)1932 06(19)10.1933 01.1937 Иннокентий Тихонов 29.10(11.11)1954 19.01(01.02)1955 Михаил II Чуб 17(30)10.1955 10(23)08.1959 Сергий Голубцов Старорусская, обн. Основана в 1925 г. Именование – по г. Старая Русса (Новгородская область). Новгородское викариатство. Упразднена в 1931 г. (?) 1925 02(15)09.1926 21.03(03.04)1927 Палладий Бельтюков 27.08(09.09)1930 25.01(07.02)1931 15(28)04.1931 02(15)07.1931 08.1931 12..1931 Староуфимская Основана в 1922 г. Местопребывание – в г. Уфа. Уфимское викариатство. 28.11(11.12)1922 14(27)12.1922 Стерлитамакская Основана в 1922 г. Именование – по г. Стерлитамак (Башкирская АССР). Уфимское викариатство.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Орден Святого Георгия 2-го класса (25.07.1812, 42) — «за поражение французов в сражении при Клястицах 19-го июля 1812 года». Орден Святого Георгия 3-го класса (12.01.1806, 125) — «В воздаяние отличнаго мужества и храбрости, оказанных в бывшем против французских войск сражении 24-го октября при м. Этинген». Орден Святого Георгия 4-го класса (01.01.1795, 602) — «За отличное мужество, оказанное 18 октября при атаке польских мятежников при м. Остроленке, где он ударил с эскадроном на батарею и взял пушку». Орден Святого Владимира 1-й степени (16.11.1812). Орден Святого Владимира 3-й степени (29.09.1807). Орден Святого Александра Невского (29.07.1812). Алмазные знаки к Ордену Святого Александра Невского (28.03.1813). Орден Святой Анны 1-й степени (12.01.1806) — за отличие при Аустерлице. Орден Святой Анны 3-й степени (07.02.1798). Золотая шпага с алмазами и лаврами (1813) — за отличие при Лейпциге. Золотая сабля «за храбрость» с алмазами (19.09.1807). Золотой крест «За взятие Праги» (24.10.1794). Знак отличия «За XXXV лет беспорочной службы» (22.08.1828). Прусский Орден Чёрного орла (1813). Прусский Орден Красного орла 1-й степени (1813). Австрийский Военный орден Марии Терезии, командор (1813). Австрийский Военный орден Марии Терезии, рыцарь (1813). Баденский Орден Верности (1813). Источник: «Портрет Петра Христиановича Витгенштейна» — картина Джорджа Доу и его мастерской из Военной галереи Зимнего дворца. Лит.: Бантыш-Каменский Д.Н. Биографии российских генералиссимусов и генерал-фельдмаршалов. Л., 1981. С. 83-86; Ушаков С.И. Победы графа Петра Христиановича Витгенштейна, или Жизнь, свойства и военные деяния его. СПб., 1813-1815; Витгенштейн Пётр Христианович//Энциклопедический словарь/под ред. проф. И. Е. Андреевского. Т. 6а. СПб., 1892. С. 557; Департамент полиции исполнительной. Дело о перевозке тверских и новгородских запасов для продовольствия армии и об учреждении пограничных магазинов для корпуса графа Витгенштейна, и о подводах [Дело] : 2 декабря 1812 г.; Полевой Н.А. Витгенштейн Пётр Христианович//Русские полководцы, или Жизнь и подвиги российских полководцев от времен императора Петра Великого до царствования императора Николая I. СПб., 1845. С. 257-284.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/03/pa...

Новочеркасск. Церковь Михаила Архангела. Михайло-Архангельская церковь Карта и ближайшие объекты История Михайло-Архангельской церкви восходит к одноименной церкви в Черкасске, бывшей столице Донского казачества. Разрешение на перенос из Черкасска в Новочеркасск деревянной церкви Божия во имя Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных было получено от епископа Воронежского и Черкасского Антония в декабре 1812 г. Это было не просто, так как существовал запрет Св.Синода на перенос храмов из Черкасска в Новый Черкасск. Св. Синод также дал согласие, но с оговоркой, что как только Донские казаки вернуться с полей сражений с Наполеоном, то они должны построить каменную церковь. В первой половине 1813 г. разобранный деревянный храм и церковное имущество перевезли в Новочеркасск. По другим сведениям, этот храм " Как великую святыню православного сердца принесли ...по бревнышку, и вновь соорудили в 1805году храм, с которого положено было духовное начало Новочеркасска " . ( " Новочеркасские Ведомости " , от 28 ноября 1992 г.). Красиво сказано, но с этими утверждениями нельзя согласиться. Нет ни одного известного исторического, в т.ч. дореволюционного источника, который бы подтвердил факт перенесения Михайло-Архангельской церкви в Новочеркасск из Черкасска в 1805 г. или другие годы до 1813 г. Но в то же время есть десятки церковных и исторических источников, указывающих на то, что Михайло-Архангельская церковь была перенесена в Новочеркасск именно зимой 1812/1813 года. Так, в работе церковного историка А. Кириллова " Донская епархия в ея настоящем положении. По статистическим данным 1896г., Новочеркасск, 1896г. " подчеркивается, что " Архангельская церковь первоначально была деревянная, построенная в 1813 году " . Балуев, описывая Новочеркасск, подчеркивал: " В 1813 году также из Старочеркасска перенесена деревянная церковь во имя Св. Архистратига Михаила " . (Балуев П.С. " Историческия и статистическия описания станиц и городов, посещаемых Г. Военным Министром при объезде Его Превосходительством Области войска Донского в 1900г. " , место и год издания не указаны). Или в " Донской Церковной Старине " мы читаем: Михайло-Арх. ц. была построена деревянным зданием в 1813 году, когда все Донское казачество участвовало в ополчении против французов " (вып. 1V, 1915г.). Да и в капитальном труде " Церкви и монастыри на Дону " А. Кириллов на стр. 22 пишет: " В 1813 году из Старочеркасска перенесена в Новочеркасск Михайло-Архангельская деревянная однопрестольная церковь, освящена она в том же году " . (Новочеркасск, 1905г.). И действительно Освящение храма состоялось 9 ноября 1813 г. (ГАРО, ф. 226, оп. 1, д.1018, л.16).

http://sobory.ru/article/?object=13159

2 . ЕВЛАМПИЙ Введенский, в 1809 году, Апреля 16, переведён из Архангельска. В 1813 году, Мая 22, скончался. 3 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов. В 1813 году, Июня 29, переведён из Вологды. В 1814 году, Августа 30, пожалован Орденом Св. Владимира 2 степени большого креста. К стр. 165 79 . Прибавление: 45 . СЕРАФИМ Глаголевский. В 1812 году, Февраля 7, переведён в Минск Архиепископом. 46 . ИРИНЕЙ Фальковский. В 1812 году, Февраля 7, из Викариев Киевских. В 1813 году, Июля 6 переведён обратно с наименованием Коадъютора. 47 . ИОАСАФ Сретенский. В 1813 году, Июля 6, из Викариев Новгородских. К стр. 169 80 . Прибавление: 15 . ВЕНИАМИН II Румовский. В 1799 году наименован Нижегородским и Арзамасским. В 1800 году, Мая 18, пожалован Капелланом Ордена Св. Иоанна Иерусалимского. В 1806 году, Ноября 18, Кавалером Св. Анны 1 класса. В 1810 году, Декабря 12, Св. Александра Невского. В 1811 году, Марта 16, скончался. 16 . МОИСЕЙ Близнецов-Платонов. В 1811 году, Марта 28, переведён из Пензенской Епархии. К стр. 179 81 . Прибавление: 29 . ИОСИФ Курцевич. В 1624 году определён Епископом из Владимира Волынского, но вскоре пожалован Архиепископом. В 1633 году по суду лишён сана и сослан в Казанский Зилантов монастырь и там, в 1642 году, Июня 25, скончался и погребён в монастырском соборе на левой стороне. 30 . СЕРАПИОН, с 1634 года. 31 . ГЕРАСИМ, хиротонисан в 1637 году. 32 . ИОСИФ уже лишнее, а после Герасима непосредственно должен следовать СТЕФАН. К стр. 183 82 . Прибавление: 16 . КСЕНОФОНТ Троепольский. В 1801 году, Сентября 15, пожалован Орденом Св. Анны 1 класса, в 1814 году, Августа 30, Св. Владимира 2 степени большого креста. К стр. 188 83 . Прибавление: 30 . ФЕОФИЛАКТ Слонецкий. В 1808 году, Января 3, уволен на пребывание в Киево-Печерскую Лавру. В том же месяце 24 дня пожалована ему пенсия по 600 рублей в год. 31 . ЕВГЕНИЙ Болховитинов. В 1808 году, Января 24, переведён из Епископов Старорусских, Викариев Новгородских. В 1813 году, Июля 19 переведён в Калугу. 32 . ОНИСИФОР Боровик из Протоиереев и старших армии благочинных пожалован в 1813 году, Октября 13. По пострижении в монашество наречён в Святейшем Синоде с 1814 года Февраля 17, а 22 Февраля хиротонисан в Епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

С 1811 по 1813 год философского класса не было. С 1813 по 1818 год до самого преобразования семинарии учителем философии был префект игумен Иероним. Обо всех этих лицах было говорено выше. Учителями риторического класса были: первый – Василий Квашнин до 1804 года; с 1804 по 1805 год протоиерей Василий Дьяконов; в 1805 г. ректор архимандрит Парфений; с 1805 по 1806 год священник Дмитрий Квашнин; – в 1806-м году священник Квашнин был уволен от учительской должности по невозможности совместить приходские обязанности с семинарской службой; после он был кафедральным протоиереем и библиотекарем семинарии, а со времени преобразования семинарии ректором Пермского училища. На место Квашнина поступил игумен Гавриил и был учителем риторики до 1811 года. По удалении от должности игумена Гавриила с 1811 года по 1812 учителем риторики был протоиерей Никифор Пономарев, с 1812 по 1813 протоиерей Василий Дьяконов, с 1813 по 1818 иеромонах, потом игумен, Иннокентий 37 . Учители пиитического класса: Пиитика сделалась особенным классом с 1805 года. Первым ее учителем с 1805 по 1807 год был игумен Гавриил; с 1807 по 1810 год Яков Коровин, впоследствии иеродиакон, и потом иеромонах Иннокентий: с 1810 по 1811 год протоиерей Никифор Пономарев; с 1811 по 1813 опять иеромонах Иннокентий; с 1813 по 1815 Василий Прибылев – осинского уезда Оначевского села священнический сын, обучающийся и окончивший курс в Пермской семинарии. В 1815 году Прибылев помер. С 1815 по 1818 год учителем пиитики был Ипполит Капустин – шадринского уезда Батуринского села священнический сын, обучавшийся и окончивший курс в Пермской семинарии 38 . Учители высшего грамматического, иначе синтаксического класса: Первый учитель этого класса иерей Иоанн Попов уволен с учительской должности в 1803 году; в том же году был переведен на священническое место в г. Екатеринбург, где был в горной школе риторики и благонравия учителем; в 1814 году произведен в протоиерея к шадринскому Преображенскому собору и определен членом шадринского духовного правления: с 1816 по 1818 год был инспектором Далматовского духовного училища; с 1824 года благочинным и цензором проповедей, с 1830 года миссионером по уездам шадринскому и камышловскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

87 Донесение преосвященного Августина Св. Синоду от 13 марта 1813 года. Арх. М. Д. К. Дело (23 янв. 1813) г. 1078. 88 В настоящее время в бывшем Запасном дворце помещается Институт Московского Дворянства для девиц благородного звания имени Императора Александра III, в память Императрицы Екатерины II. 92 Известно, что в Евпловской, на Мясницкой, церкви во время неприятельского нашествия на Москву совершал богослужение со звоном протоиерей Кавалергадского полка Михаил Гратинский. Но этот протоиерей не принадлежал к Московскому духовенству и попал в Москву 29 августа 1812 года совершенно случайно, имея из Петербурга отпуск в Москву на 7 дней для исправления церковных вещей. Оставшись по необходимости в Москве, протоиерей Гратинский, с позволения французских генералов Миллье и Виллерса, и устроил богослужение в означенной церкви со звоном. – По выходе неприятелей из Москвы, об этом протоиерее возникло дело – об употреблении им «по нужде» на собственные надобности 50 рублей церковных денег, но по указу Св. Синода от 23 января 1813 года протоиерей Гратинский был освобожден от уплаты этих денег. Розанов, Ист. М. Е. М. 1881. Ч. 3, кн. 2, прим. 66. 95 М. Д. К. «Ведомость именная священнослужителям, священнодействовавшим до наступления 1813 года». Дело (14-го октября 1814 г.) 1119. 96 Рассказы Корбелецкого, чиновника, бывшего в плену и на невольной службе у неприятеля. Напечатаны в книге; «Пожар Москвы». Москва. 1911, стр. 153. 100 Письмо епископа Дмитровского Августина к митрополиту С.-Петербургскому Амвросию от 20 января 1813 г. А. М. Д. К. Дело 231. 101 В собственноручно написанном показании священник Игнатий Иванов, например, говорит, что он при настоящих обстоятельствах великую терпит нужду; ибо собственный дом сожжен, имение разграблено, доходов никаких не имеет». А. М. Д. К. Дело (1813 г.) 1093. 105 Интересные письма М.А. Волковой напечатаны (не все) в книгах: В. В. Каллаш «Двенадцатый год». Москва, 1912 г. и «Пожар Москвы». Москва, 1911 г. О случае в Голицынской больнице рассказано в письме от 17 Декабря 1812 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

б) Братские двухэтажные в трёх флигелях на северной стороне при входе в монастырь. Один из них – против соборной церкви, вдоль по северной линии, длиной 45, при нём на восточном краю – Николаевская; больничная вышеописанная под 3, церковь длиной и шириной по 5 саженей; другой флигель – от Никольской церкви к югу по восточной стороне длиной 20; третий – от северного 45-саженного корпуса к югу же по западной линии 20 саженей. Флигели, эти в 1812 году, Сентября 4, выгорели все; но в 1813 году возобновлены, своды в верхнем этаже опущены, стены накладены, окна разделены симметрично, вместо наружных деревянных переходов сделаны лестницы внутренние, и все три флигеля покрыты листовым железом и выкрашены мумией. 6) От Покровской церкви к западу в расстоянии на 4 саженях – КВАСОВАРНЯ и ПОГРЕБА братские длиной на 12 саженях; в 1813 году покрыты листовым железом и выкрашены мумией. 7) ОГРАДА кругом монастыря, представляющая неправильный пятиугольник высотой 3½ сажени, толщиной 3 аршина 68 в окружности на 309 саженях с пятью башнями и тремя воротами. Всё было до 1812 года крыто тёсом и 4 Сентября во время пожара сгорели кровли; а в 1813 году всё сие покрыто листовым железом; ограда выкрашена сажей, а башни – ярью, шпицы же обиты белой жестью и сверх оных прикреплены на 4 позолоченные звезды, а на пятой, средней, – таковой же флюгер. 8) Вне этой ограды к югу – КОНЮШЕННЫЙ каменный САРАЙ, в 1813 году покрытый листовым железом; баня деревянная, построенная в 1813 году; колодец ключевой с шатром и плодовый небольшой регулярный сад. Всё это обнесено каменной оградой с двумя крытыми беседками, примыкающими к юго-восточной и юго-западной башням. 9) Против монастыря, на восточной стороне, за проезжей дорогой – БОГАДЕЛЬНЯ для мужского и женского пола в двух отделениях; возобновлена внутри и снаружи и покрыта листовым железом в 1813 году. Примечательнейшие вещи и вклады в этой обители имеются следующие: I) В соборной церкви: 1) Чудотворная ИКОНА Нерукотворного Образа по правую сторону царских врат на втором месте 69 . На нём – серебряные позолоченные риза и венец. Пред Иконой – подсвечник серебряный чеканный, весом 1 пуд 21 фунт. Вклад дан от купеческой жены Козловой в 1791 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

В 1802-1805 гг. настоятелем монастыря был архим. Гедеон (Ильин; впосл. епископ). Архим. Мелхиседек (Минервин), настоятель обители в 1805-1813 гг. (в 1800-1803 наместник Троице-Сергиевой лавры и архимандрит Вифанского в честь Преображения Господня мужского монастыря ; в 1803-1805 архимандрит Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря ), во время Отечественной войны 1812 г. осуществил эвакуацию ризницы Н. В. м. в Ростов и ее возвращение обратно в обитель. Его преемниками были архимандриты Иона ( Павинский; 1813-1817; впосл. архиепископ); свт. Филарет ( Амфитеатров; 1817-1819; впосл. митрополит), Афанасий ( Телятев; 1819-1821; впосл. архиепископ). Архим. Аполлос (Алексеевский), возглавлявший обитель с 1821 г. (в 1807-1813 архимандрит иркутского в честь Вознесения Господня (Иннокентиевского) мужского монастыря , в 1813-1816 Толгского ярославского в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женского монастыря , в 1816-1817 московского Знаменского монастыря, в 1817-1821 московского в честь Богоявления мужского монастыря ), в 1837 г. переведен из Н. В. м. архимандритом в московский Новоспасский мон-рь (до 1851). Ему на смену пришел Арсений (Нагибин) - архимандрит Н. В. м. в 1837-1843 гг. (в 1827-1828 архимандрит Высоцкого серпуховского в честь Зачатия Пресвятой Богородицы мужского монастыря , в 1828 московского во имя святителя Иоанна Златоуста мужского монастыря , в 1828-1837 московского Богоявленского мон-ря). Преемником архим. Арсения стал еп. Агапит (Вознесенский; 1843-1851), которого сменил Мелхиседек (Сокольников; 1851-1853), как строитель управлявший в 1808-1810 гг. Белобережской брянской мужской пустынью , в 1811-1813 - раненбургской Петропавловской пустынью , затем состоявший архимандритом в 1813-1816 рязанского во имя Святой Троицы мужского монастыря , в 1816-1821 Рыхловского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря , в 1821-1851 московского Симонова монастыря . В 1856-1860 гг. настоятелем Н. В. м. был архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев; впосл. епископ), в 1862-1866 гг.- еп. Антоний (Радонежский; в 1854-1858 архимандрит ростовского Богоявленского мон-ря, в 1859-1862 епископ Оренбургский и Уфимский, в 1859-1862 1-й епископ Оренбургский и Уральский). В 1867-1869 гг. обитель возглавлял еп. Петр (Екатериновский), в 1869-1877 гг.- выдающийся церковный историк архим. Леонид (Кавелин). В 1877-1890 гг. настоятелем мон-ря являлся архим. Вениамин (Поздняков), к-рый в сане флотского священника участвовал в Крымской войне 1853-1856 гг., в т. ч. в Севастопольской обороне 1854-1855 гг., а в 1873-1877 гг. был настоятелем Валдайского Иверского мон-ря. Он занимался изучением жизни и деятельности патриарха Никона, написал кн. «Жизнь Святейшего Никона Патриарха Всероссийского» (М., 1878).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В мелькитской общине сложилось течение, отстаивавшее самобытность М. к. Ц. вопреки рим. политике по латинизации католиков вост. обряда. Крупнейшим представителем этого движения был Герман Адам (1725-1809; см.: Vailh é S. Adam (Germain)//Ibid. Col. 494-495), уроженец Халеба, учившийся в Риме, потом бывший секретарем и советником патриархов Максима Хакима и Феодосия Даххана, еп. Акки в 1774-1775 гг. и митр. Халеба в 1777-1809 гг. В 1806 г. по настоянию митр. Германа был проведен Собор в сел. Каркафа, на к-ром были признаны положения Пистойского синода (1786) об автономии национальных Церквей по отношению к Папскому престолу (см. ст. Галликанизм ); в 1835 г. Римский папа Григорий XVI осудил эти соборные решения. Сочинения митр. Германа, в к-рых высказывались воззрения, близкие к правосл. догматике и отрицавшие авторитет Римского папы в делах вост. Церквей, после его смерти изымались из обращения и отправлялись в Рим для сожжения ( Базили. 2007. С. 511-512). Возможно, стремлением оградить мелькитскую общину от латинизации была продиктована идея митр. Германа о создании собственной системы просвещения. Этот проект начал реализовываться уже после его смерти, когда патриарх Агапий основал в 1811 г. мелькитскую семинарию в сел. Айн-Траз (см.: Karalevsky C. ‘Aîn-Trâz//DHGE. T. 1. Col. 1204-1207). Ближайшим учеником митр. Германа Адама и секретарем Собора в Каркафе был уроженец Халеба свящ. Максим Мазлум (1779-1855; впосл. патриарх Максим III). В 1810 г. он был избран на кафедру Халеба, однако по политическим обстоятельствам не мог осуществлять там свое служение и оставался в Горном Ливане, где возглавил семинарию в Айн-Тразе. Папский престол сомневался в правоверии архиеп. Максима, поэтому его избрание на Халебскую кафедру было в 1811 г. аннулировано, а сам он вызван в Рим. Максим Мазлум пребывал в почетной ссылке в Риме с 1813 по 1831 г., занимаясь учеными изысканиями, переводами, организацией мелькитского прихода в Марселе и участвуя в церковной политике. Патриарху Агапию в февр. 1812 г. наследовал Бейрутский митр. Игнатий IV Сарруф, убитый по мотивам личной мести в нояб. того же года. В авг. 1813 г. на Патриарший престол вступил еп. Сайды Афанасий V (VI) Матар, брат патриарха Агапия. Эпидемия чумы 1813 г. нанесла огромный урон ливанскому населению. Умерли патриарх Афанасий (нояб. 1813) и большинство епископов. Макарий IV Тавиль, бывш. еп. Захле, избранный в патриархи в нояб. 1813 г., ненадолго пережил своего предшественника († в кон. 1815). На Патриаршество в июне 1816 г. был поставлен священник из дер. Зук-Мкаель близ Бейрута Муса Каттан, принявший имя Игнатий V (см. о нем: Hajjar J. Ignace V Quattan//DHGE. T. 25. Col. 714-722). Шувайрский орден из-за разногласий земляческих группировок в 1826 г. разделился на 2 ветви - выходцев из Халеба (аль-Халабия) и уроженцев Ливана (аль-Баладия).

http://pravenc.ru/text/2562942.html

Д. Быковского. 1-я четв. XIX в. (ГПИБ) Стремясь обратить на себя внимание, Ж. преподнес вдовствующей имп. Марии Феодоровне альбом проектов парковых сооружений. Несмотря на то что они не были реализованы, имя молодого архитектора стало известно в среде высокопоставленных заказчиков. Архитектурная деятельность Ж. началась только после Отечественной войны 1812 г. и первое время была связана с восстановлением Москвы после пожара; с 1813 г. он состоял членом Комиссии для строения Москвы. Помимо текущей работы по реконструкции построек Воспитательного дома Ж. участвовал в конкурсах на проектирование Петровского (ныне Большого) театра (1816-1817) и памятника в честь победы над Наполеоном. В его проекте в отличие от большинства других монумент был задуман не в виде храма, а в виде триумфальной колонны с аллегорическими скульптурами. С 1813 г. также состоял в Экспедиции кремлевских строений, занимаясь восстановлением комплекса ц.-колокольни прп. Иоанна Лествичника (Иван Великий) (1813-1817). В 1817 г. отец Ж. уволился «в чужие края впредь до выздоровления», а в 1818 г. ушел в отставку, после чего сын сменил его в должности архитектора Воспитательного дома. Он как архитектор восстанавливал сгоревшее здание Московского университета (1817-1819). Первоначально возведенное М. Ф. Казаковым, оно в результате перестройки Ж. получило новый монументальный фасад с 8-колонным дорическим портиком и полусферическим куполом над центральной частью. Стены были очищены от мелкого декора раннего классицизма, их ровная поверхность подчеркнула пластику ордера. Были полностью переоформлены интерьеры, создан новый актовый зал с богатой отделкой. Перестройка ун-та стала 1-й большой самостоятельной работой Ж., к-рая продемонстрировала его индивидуальный стиль, определивший характерные черты московского ампира. Церковь-усыпальница во имя свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово. 1813 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь-усыпальница во имя свт. Димитрия Ростовского в усадьбе Суханово. 1813 г. Фотография.

http://pravenc.ru/text/182307.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010