Въ всечестномъ убо град семъ бысть нкый мужь, 588 многъ въ всякой премудрости вншнй, и еже по нас священномъ богословии учитель велик, и пръвый сущих тамо сказателей, егоже имя не познах ниже бо слышах когда у кого. Сей сицевый и толь чюденъ и преименитъ мужъ, растлъкуя, якоже оному обычай, своимъ учеником блаженаго апостола Павла богословьскыя гласы, надменъ бывъ мыслию от вселшагося в немъ многоученаго разума, изыде «велерчие, – по Писанию рещи, – от устъ» 589 его, и глагола, не обинуяся: «Сицево богословное речение ниже самъ Павелъ възможе достизати и изъяснити, якоже азъ». Оле безумнаго оного велерчия, и дръзости, и многолтнаго неразумия! Како не разум Спасово спасително завщание, глаголющее: «Нсть ученикъ паче учителя своего»; и пакы: «Довлеть ученику, да будет якоже учитель его»? 590 Но аще и онъ забы Владычняго сего завщания, но Божий суд, иже всегда гръдымъ противляется, не замедли, но абие его достиже, и мертва его абие показа, и безгласна сътвори бывшаго преже велегласна и велерчива; и онъ убо мертвъ уже и безгласенъ являшеся на учителнм своемъ сдалищи. Прилучившии же ся тогда ту мнози числом оного ученикы, ужасни и пристрашни бывше о случившемся по воли всяко неумытнаго Судии, снемше его оттуда и на одр преклонше, въ церковь его отнесошя и обычными пнии съвръшаемых над мертвым скончявше. О страшнаго слышания: умерый оживе и, сд на одр, възопи: «Поставленъ есмь предъ Судиею». И, сие рекъ, пакы мертвъ възлеже без дыхания и без гласа. Предстоящим же и ужасающимся о бывшем необычномъ зрнии и слух и еже «Господи помилуй» и съ страхом злным въпиющим на много время, пакы умерый, оживъ, глагола: «Испытанъ есть». И пакы умерый възлеже на одр, и пакы болши страхъ предстоящим, излишний ужасъ, и: «Погребание не спшим, – глаголютъ, – услышим, что конець необычнаго сего зрния». Пакы умерый, оживъ, послдний глас испусти, рекъ: «Осужен есм». И к тому не приложи ожити и глаголати. Таковъ бысть конець пресловутому оному казателю, и такова въздаания безумнаго оного възнесения, преслушавшаго божественаго проповдника, глаголющаго: «Разумъ убо кичить, а любви съзидаеть». 591

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наконец, в сентябре 1726 г., Барский прибыл в Яффу, откуда пешком двинулся в Иерусалим. Между Рамле и Иерусалимом он, как и Лукьянов, был избит и ограблен арабами. В Иерусалиме он встретил Рождество и новый, 1727 год. 17 апреля он отплыл из Яффы на Синай. Был в Александрии и Каире, монастыре святой Екатерины. В 1729 г., уже из Ливана, Барский предпринял второе путешествие в Иерусалим – на сей раз через Назарет и Самарию. На Пасху 1729 г. мы видим его в Иерусалиме. После долгих странствий по Востоку, в Киев он вернулся лишь 5 сентября 1747 г. Собственноручное описание Барским его странствований оставалось в доме его матери и ее наследников до 1794 г. Громадный объем текста был, видимо, причиной того, что рукопись практически не переписывалась. Издавший ее на средства Православного Палестинского общества Н. П. Барсуков называет, кроме автографа, лишь три известных ему списка. 919 Важным дополнением к повествованию являются собственноручные рисунки автора, сохранившиеся как в его подлинном тексте, так и в отдельном альбоме, принадлежавшем Одесскому обществу истории и древностей. Григорович-Барский составляет целую эпоху в истории позднейших русских хождений, по существу замыкая этот жанр. Хотя и позже, во второй половине XVIII и в XIX вв. появились описания путешествий духовных и светских лиц, написанные в стиле хождений, но они, как правило, уже несут на себе черты развивающейся литературы путевых очерков. Описание Иерусалима и святых мест Палестины полностью соответствует этому промежуточному положению. Во многих случаях В. Г. Барского интересует не только непосредственно святыня и ее история, но и жизнь местного населения, и климатические условия, и архитектурные подробности церковных зданий и памятников. Ограничимся одним примером: «Гора Елеонская извнутрь града зрится сице: стоит же от страни восточной и есть височайшая. От верху ея зрится весь Иерусалим, аки на длани, такожде Иордан, иже стоит на восток, и езеро Содома и Гомора. Гора Елеонская, Российским или Руским язиком именуется гора Оливная, или Маслинная. Се же того ради прозвася тамо, яко много имат на себе садов от древа маслиннаго, от него же елей, или, просте рекше, олива делается. Суть некие маслинни великие и сице ветхие, яко еще от воплощения Христова (якоже повествуют) даже доселе стоят и плодородят не усихающе, еже есть не токмо видети, но и слишати преславно. Оттуду возвращшеся, снийдохом с гори темжде путем к Гефсимании, яже стоит при потоце Кедрском, идеже иногда весь бяше, якоже чтется в Писании Божественном, и людие жителствоваху в ней, нине же токмо садове обретаются и Гроб Матере Божия, стоящ в земли глибоко в церкви, от нея же здания вне ничтоже зрится, токмо вход, имущ вниз степеней пятьдесят, идеже посреде степеней, от обою страну, суть гроби Иоакима и Анни. Посреде же олтаря есть каплица каменна, в немь же внутрь гроб Матере Божия, каплица же и гроб от мрамора бела составленна». 920

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из них Аспарух, по преданию славян, княжил очень долго и заставил греческого императора не только отказаться от Мизии, где жили славяне, но и платить дань 307 . Тербелл и Комерсиии известны были счастливыми войнами с греками 308 . Династия Кубрата окончилась смертию Комерсия, убитого (762 г.) болгарами 309 . Выбранный вместо Комерсия воинственный Телец убит был в войне с греками. Об его преемниках до Крума почти ничего не известно 310 . Крум (807– 814 г.) счастливыми войнами с греками расширил пределы болгарского государства, так что в состав его вошла вся Охридская страна и вся северная часть Македонии и Фракии. Опустошив верхнюю Фракию, он овладел (812 г.) городами Дебельтом, Анхиалом и Месемвриею: разбив греческия войска, окружил (813 г.) Константинополь, завладел Адрианополем и взял многих в плен греков во Фракии и Македонии. Счастливый 1019 г. в войнах, Крум был очень жесток: убив (811 г.) на войне греческого императора Никифора (802– 811 г.), он сделал из черепа его чашу, обложил ее серебром, и угощал из ней приближенных на пирах 311 . Он умерь скоропостижно (12 апреля 814 г.). – Мортагон, заклю-чив мир с греческим императором Львом, оказал (823 г.) ему содействие в подавлении в Греции мятежа, но был в Болгарии жесток к пленным христианам 312 . При Борисе – Михаил болгарское государство простиралось от Великой Моравы, вдоль по течению Дуная, до его устья и обнимало все побережье Черного моря до Бургасского залива, часть северной Фракии, земли верхней Албании и почти всю Македонию 313 – Борис, уступив престол старшему сыну своему Владимиру, удалился (885 г.) в монастырь; но Владимир распутством и грабежами заслужил справедливый гнев подданных, – оттого Борис велел (888 г.) ослепить его и заключить в темницу, и, передав управление государством другому сыну своему, Симеону, снова удалился в монастырь, где и скончался в 907 г. 314 Царствование Симсона называют золотым веком для Болгарии. Этот государь (888 – 927 г.) мною заботился о просвещении своих поддашиых, много воевала., и большею частию счастливо, с греками, сербами, мадьярами, хорватами 315 , и получил титул царя и от папы императорский венец; но в борьбе с мадьярами он потерял приобретения Крума, в борьбе с сербами и хорватами много пролил крови без нужды; ввел при своем дворе роскошь и напыщенность византийского двора, в администрации – характер византийского управления, словом: пересаживал на болгарскую почву почти все, что нашел в Византии. При нем силы Болгарии заметно стали слабеть. Он умер 27 мая 927 г. 316 . Преемником Симеона был Петр, младший сын его от второго брака. Симеон отдал ему власть помимо старшего своего сына Михаила, рожденного от Первого брака, и, чтобы Михаил не отнял у брата царской власти, велел постричь его в монашество. Но Михаил по смерти отца сбросил с себя монашескую одежду и восстал против брата, но был убит своими же сообщниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

cit. 18, ср. 130, 136, 160, 184). Но как бы ни понимать эпи-Г тет « σ τε, νον [Швартц не принимает чтения νου] γου νε θεο σεμνο λγημα», дальнейшее противопоставление « γεραιρ μν φρονσει παρ θεο Ι τετιμημνε, ναςδκα κμαζοσηςρετγ: εργα πολυτελ κα πρξεις πιδεδειγμνε» может, кажется, скорее служить основанием для противоположного заклю-чения. Выражение » γεραιρ φρονσει παρ θεο τετιμημνε« показывает, по-видимому, что γεραιρ φρνησις принимается здесь не как обычное свойство старческого возраста, а как особый дар Божий. Пресвитером в Антиохии Павлин мог быть и недолгое лишь время, и как » νρ φρνιμος« (ср. у Евсевия Никомидийского, Theodoret. I, 6, 2), еще в юном сравнительно возрасте мог быть сделан епископом Тирским после мученической кончины Тираннио-на († 311). Авторитет Павлина в кругу близких к нему лиц мог таким образом основываться не на возрасте, а лишь на выдающихся его умственных и нравственных качествах (ср. у Евсевия Кесарийского . Η. Ε. X, 4,45: ειρηνικτατος μν Σολομν, с. Marc. I, 4, 2: πι τν του θεο νθρωπον κτλ.). И если он у Soz. I, 55, в речи о Вифинском соборе поставляется на первом месте, раньше Евсевия Кесарийского и Патрофила Скифопольского, то, с другой стороны, сам Арий, перечисляя в письме к Евсевию Никомидийскому ставших на его сторону епископов, называет его на третьем месте, после Евсевия и Феодота Лао-дикийского. Арианствующие, очевидно, возлагали на него немалые надежды, когда он был переведен затем в Антиохию, и смерть его была для них совершенно неожиданной. Был когда-то в Анкире и Евсевий Кесарийский и произносил там даже поучение в церкви. Маркелл сам в церкви или вообще в Анкире тогда почему-то не присутствовал, но с крайним неудовольствием потом узнал, что проповедник, поставляя себя как бы в положение увещавшего некогда галатов ап. Павла, порицал галатов за неправомыслие, «потому что, – замечает Маркелл, – он знал, что галаты в деле богопочтения мыслят не так, как он, и не говорят о двух сущностях [в Божестве] и реальностях, силах и богах».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

...В 1932 г. в ростовской тюрьме были расстреляны митрополит Кавказский Серафим (Мещеряков) и 120 священников и монахов юга России. Среди них были протоиереи Карп Шубков и Димитрий Пыжов, епископ Барнаульский Александр (Белозер). О массовом расстреле священников в июле 1933 г., в таежном лесу, вблизи Качугских лагерей на берегу Пены, в 200 верстах от Иркутска, рассказывал случайный свидетель: «Наша экспедиционная партия остановилась на несколько дней, причем недалеко от концентрационного лагеря. Наш сладкий утренний сон был нарушен каким-то унылым человеческим стоном. Все мы быстро поднялись, и берясь за работу стали всматриваться в движущую ся по направлению к нам толпу. Шли 60 человек заклю ченных, по мере их приближения мы могли хорошо разглядеть, что все они были истощены. Это были священнослужители, их слабые голоса доходили до нас. Из палачей кто-то спрашивал по очереди становившихся около ямы священников: «Говори, есть Бог или нет?». Ответ святых мучеников был твердый и уверенный: «Да, есть Бог!». Раздался первый выстрел, второй, третий и т. д.»... ...Отец Александр Македонский, Митрополит Евгений были расстреляны 12 ноября 1935 г. В красноярской тюрьме в 1936 г. были расстреляны епископ Филипп (Гумилевский), архимандрит Полихроний (Запрудин), протоиерей Константин Ордынский, священник Николай Катасонов. Помимо расстрелов архиереев совершались и тайные убийства. 23января 1935 г. епископа Краснодарского Памфила (Мясковского) нашли в саду повешенным. Расследование не проводилось, и обстоятельства кончины архипастыря остались до конца не выясненными. Верующие убеждены были, что их владыка пал жертвой злодеяния. Гроб с его останками принесли на паперть Георгиевской церкви, настоятель которой отец Максим не хотел отпевать покойного, подозревая самоубийство, но народ настоял на церковном погребении его. В Киеве были арестованы и замучены протоиереи Борис Саврасов, Никодим, Трифиллий, Димитрий из Пущеводицы, в переяславльской тюрьме был замучен протоиерей Николай Стеценко. В 1956 г. при попытке к бегству были пойманы, подвергнуты пыткам и расстреляны протоиереи А. Ксенофонтов и Н. Будников...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращаясь с этим призывом к благочестивому сознанию верных чад православном церкви, мы выражаем надежду, что на помощь нашему слабому голосу присоединит и свой более убедительный голос, и православные архипастыри, и пастыри, склоняя пастырским убеждением своих пасомых на принесение великой жертвы – в помощь нашим братьям западного края, и этою надеждою препобеждаем грустное предчувствие, о котором упоминали вначале. Как близка была к осуществлению мысль об открытии православной академии в Вильне 30 лет назад – об этом свидетельствуют печатаемые далее документы. Ред. Граф М.Н. Муравьев, 13-го ноября 1863-го года, обратился к Высокопреосвященному Митрополиту Литовскому Иосифу с следующим отношением. «Ваше Высокопреосвященство Милостивый Архипастырь. Возвышение нравственного значения духовенства составляет главную основу преуспеяния религии в народе. В здешнем крае это тем более необходимо, что духовенство наше должно постоянно выдерживать борьбу с чуждой религиозной пропагандой, усиливающейся покорить себе народ. Имея в виду поддержать как нравственное, так и материальное положение православного духовенства в этом крае, я полагаю, что учреждение в Вильне православной духовной Академии было бы соответственным тому значению, какое должно иметь духовенство наше в стране, не раз уже бывшей поприщем религиозной борьбы верований. С этою целью предварительно какого-либо начинания по сему предмету, я почитаю необходимым обратиться к Вашему Высокопреосвященству с покорнейшею просьбою – сообщить мне касательно этого обстоятельства Ваше заклю- —351— чение, по получении которого я постараюсь озаботиться о приискании материальных средств к осуществлению означенного выше предположения». В ответ на это, 15-го ноября 1863 г., митрополит Иосиф писал: «По мнении моему, учреждение таковой Академии было бы благодетельно для утверждения православия как в самой Вильне, так и в здешней стране. Но я не могу положительно сказать о действительной потребности сей Академии в общих видах русской православной церкви, в которой имеется уже 4 духовных Академии, особенно при нынешней скудости средств духовного ведомства. Однако же я не сомневаюсь, что церковь эта была бы признательна к осуществлению предположения Вашего Высокопревосходительства, если для него будут изысканы средства экстренные».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Впоследствии преподобный Антоний оставил Афон и, возвратясь на Русь, под Киевом основал первое монашеское пустынножи тельство, постепенно разросшееся в знаменитую Киево-Печерскую лавру... В 1849 году, над остатками пещеры преп. Антония была построена на рус ские средства небольшая церковь в его честь " — такими фактами дополняет свой рассказ о пребывании Антония Пе черского на Афоне В. Маевский.   Пролетело целое тысячелетие, сме нилось несколько десятков поколений, а камни скита Богородицы Исилургу и сегодня помнят святые стопы и молит венные коленопреклонения преподобно го Антония - родоначальника русского монашества.       Нашим соотечественникам - русским ревнителям благочестия - Святая Афонская Гора всегда была особенно дорога потому, что в подвижниках ее проявлялись чудные силы и несомненные дары благодати -эти плоды их деятельной равноангельской жизни. Но особенно возлюбили ее русские поклонники, когда по Промыслу Божию и ходатайству Игуменьи Афонс кой Горы попечением русских и гречес ких царей и патриархов была дарована русским на Афоне полная самостоятель ность. Б это время обитель Богородицы Ксилургу пережила настоящий расцвет.   Жизнь в монастыре в те годы была устроена по общежительному уставу. Видно это из одного исторического до кумента. Б первой половине XII столетия настоятелем монастыря стал монах Христофор. В 1143 году ему была пе редана обитель со всем церковным и хозяйственным имуществом. Опись пе редачи сохранилась до нового времени, она многократно изучена исследователями Русского Афона, один из которых писал:   " Судя по описи монастырского имущества, можно думать, что русские монахи начали свое подвижничество на Афоне по уставу общежития. Уже одно перечисление и устройство сосудов и орудий и различных употребительных предметов, поименно означенных в той описи, приводит нас к тому заклю чению " .   Каковы же были исторические усло вия, сложившиеся на Святой Горе в древ ности, в которых протекала жизнь древ них русских иноков и в скиту Ксилургу? " В царствование византийской династии Комнинов [XII век), - сообщает историк, - Афон пользовался и внешним благополучием, и внутренним благоус тройством. Один из императоров этой династии, Алексей I, даже узаконил, что бы Афон был независим от всякой влас ти - гражданской и церковной, в том числе и патриаршей, - и подчинялся только императору. Ближайшее высшее управление афонскими монастырями возлагалось на совет игуменов, во главе с первым из них - протом; епархиаль ной власти (епископу соседнего города Иериссо) предоставлялось только право хиротонии афонских священников и диа конов, по желанию монастырей " .

http://isihazm.ru/1/?id=370&c_pid=1

В заклю- —116— чение же составитель Описания говорит: «Об этой рукописи должно ещё заметить, что в ней дополнительные листы 27 и 56 меньшего в сравнении с другими формата и состоят из тонкой кожи и что оба они суть палимисесты, коих первоначальное письменное начертание восходит к V веку, приближаясь к начертанию так называемого Синайского Кодекса 2015 . Древний текст их в два столбца, и на л. 56 ясно выделяется надпись: Σοφια Ιησου Υιου Σιραχ, как и действительно о том свидетельствуют различаемые под начертанными позднее строками слова и выражения 2016 . – 14. Рукопись на пергаменте, XI века, 314 листов, в два столбца. Последний лист имеет помету 313, но после 51 листа исчисливший листы рукописи пропустил один лист, оставшийся таким образом, по незанумерованию, под обозначением 51а. Эта рукопись замечательнее всех из находящихся в Иерусалимской патриархии по множеству заключавшихся в ней миниатюр, по ясному их начертанию, прекрасно сохранившемуся и по единственном в своём роде изображению мифологических и иных лиц, обстановка которых взята из современной и предшествовавшей писавшему миниатюры жизни. С позволения блаженнейшего патриарха Никодима, г. П.-Керамевс снял копии со всех этих миниатюр; а к своему Описанию рукописей он приложил лишь два снимка с четырёх страниц. Рукопись, как содержащая в себе главным образом творения св. Григория Богослова , в начале имеет изображение сего св. Отца и под изображением шесть ямбических стихов в честь его. Кроме св. Григория Богослова , в рукописи содержатся ещё некоторые творения св. Иоанна Дамаскина . Но больше всего в ней творений св. Григория Богослова . К ним относятся и приложенные к описанию снимки с миниатюр. Именно весь отрывок, к которому они относятся и который в рукописи занимает листы 307–313, озаглавливаются так: Συναγωγ κα ξγησις περ ν μνσϑη στοριν ν γοις Γρηγριος. Эти свод и изъяснение, недаром занимающие последнее в рукописи место, очевидно, не принадлежат —117— самому св. Григорию, но опираются на его творения.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Оперуполномоченный Салев пригласил в свидетели против священни­ка бывшего коммуниста Тенякова, осужденного на два года за воровство. – Ежедневно по утрам и вечерам, — показал Теняков, – заключенный Аверин в бараке в присутствии многих заключенных производит открыто богослужение, читая церковные книги. Проводя беседы с заключенными, убеждает их не прекращать веру в Бога, приводя при этом всевозможные примеры религиозного характера. Вокруг себя заключенный Аверин постоянно группировал священников, которые попадали в 1-й лагпункт и ожидали отправки по колоннам... с ними он проводил беседы у себя на койке в стороне от остальных заключенных. В тот же день Салев допросил заключенного Натягу, осужденного за растрату. Тот показал: – Ежедневно по утрам Аверин возле своей койки в присутствии зак­люченных совершает религиозные обряды совершенно открыто. И беседуя с заключенными вечерами и в обеденное время, старается в своих беседах внедрить заключенным веру в Бога. Салев допросил осужденного на восемь лет крестьянина Ивана Шишкина. Тот показал: – В июне месяце 1937 года Аверин по утрам и вечерам собирал вокруг себя заключенных... читал вслух молитвы и Библию. Беседуя с заключенными, убеждал их не бросать веру в Бога... в своих беседах говорил: Советская власть издевается над народом, держит невинных людей в лагерях. Рассказывая о себе, говорил, что он сидит в лагерях второй срок. Получая как дневальный для всего барака из кухни обеды и принося эту пищу в барак, говорил, что Советская власть кормит очень плохо, а заставляет работать по целым дням. Салев допросил осужденного на восемь лет за растрату Александра Молчанова. Тот показал: – В июне месяце 1937 года заключенный Аверин собирал в бараке вокруг своей койки заключенных... читал вслух церковные молитвы, призывая заключе- нных совместно с ним молиться Богу. Собирая вокруг себя по вечерам заклю – Мы уделяем такое внимание материалам по обвинению священника и подробно ци­тируем документы, чтобы читатель вполне уяснил, что священник казнен исключительно за веру в Бога

http://pravicon.com/info-2105

И ноз Его подобн халколивану, якоже въ пещи разжженн. И ноги Его подобны халколивану, как раскаленные в печи. «Халколиван» – это драгоценный металлический сплав с огненно–красным или с злотисто–желтым блеском (ср.: Дан.10:5–6 ). По некоторым толкованиям халк – это медь и знаменует человеческую природу в Иисусе Христе, а ливан, как благоуханный фимиам – природу Божественную. «Ноги суть и апостолы, как утверждение Церкви (…) Ноги Христовы суть апостолы разожженные, в подражание Христу, в горниле искушений» (св. Андрей, гл.2). Откр. 1:15. И гласъ Его яко гласъ водъ многъ. И голос Его, как шум вод многих. То есть голос Его подобен голосу грозного судии, поражающему трепетом смятенные души судимых человеков. Откр. 1:16. И держя въ руц Своей деснй седмь звздъ. Он держал в деснице Своей семь звезд. По следующему далее объяснению (ст. 20) Самого Явившегося Иоанну, эти семь звезд обозначали собой семерых предстоятелей церквей, или епископов, называемы здесь «Ангелами церквей». Этим внушается нам, что Господь Иисус Христос держит в деснице Своей пастырей церковных. Откр. 1:16. И изъ устъ Его мечь обоюду остръ изостренъ исходяй. И из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Откр. 1:16. И лице Его якоже солнце ciяemъ въ сил своей. И лице Его, как солнце, сияющее в силе своей. Это образ той неизреченной славы Божией, которой просиял Господь в свое время и на Фаворе ( Мф. 17:2 ). Все эти черты представляют нам целостный образ Страшного Судии, Первосвященника и Царя, каким явится некогда Господь Иисус Христос на землю при Втором Своем Пришествии, дабы судити живым и мертвым. Откр. 1:17. И егда видхъ Его, падохъ къ ногама Его яко мертвъ. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. Из этого можно заключить, что возлюбленный ученик, возлежавший некогда на персях Иисусовых, не признал в Явившемся ни одной знакомой ему черты, и это неудивительно, ибо, если ученики нелегко узнавали Господа своего по воскресении в Его прославленном теле на земле, то тем труднее узнать Его в лучезарной небесной славе. Господь должен был Сам успокоить Апостола. Откр. 1:17–18.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010