Тронулись. Дорога шла по долине, покрытой песчаными буграми, как бы дюнами. Повсюду встречается частый, но мелкий кустарник. Его листья представляют вид тонких сосудиков, наполненных солоноватою влагою. Сколько ни встречалось растений, все они имели характер солончаковой флоры. Мы скоро потеряли из виду Иерихон, но в то же время не видели ни Мертваго моря, ни Иордана. Насколько сумели, мы спросили извозчика, везет ли он нас к Бахр-Лут 31 , т. е. к Мертвому морю. – Бахр-Лут! Бахр-Лут! – поспешил заверить нас араб. Нам это было очень важно. В такой ранний час купаться в реке было бы холодно, в море же вода была значительно теплее. Кроме того, после купанья в соленом рассоле Мертваго моря необходимо смыть с себя едкую и даже ядовитую соль в пресной воде. Да и в духовном значении неудобно, чтобы из святых вод Иордана, «очищающих грехи мира», погрузиться в мертвые воды Содома и Гоморры. Эта местность, по которой мы ехали, была для израильтян входными воротами в Обетованную землю. Отсюда вождь Израиля, Иисус Навин, сделал свое победоносное шествие к Иерихону и к другим городам Палестины. Патриархи Авраам и Иаков тоже входили в обетованную землю с восточной стороны из-за Иордана. Пока мы вспоминали библейскую историю здешнего края, извозчик подъехал к монастырю Иоанна Предтечи. Все мы бросились к нему с упреками, зачем он нас обманул и привез сначала к Иордану, а не к Мертвому морю, как ему не один раз раньше наказывали. Нахальный араб вскипел и, жестикулируя кулаками перед самым носом одного из наших товарищей, сильно кричал по-своему. Его подходы настолько были дерзки, что товарищ наш не выдержал и отстранил его ударом палки по руке. Араб моментально вырвал палку и, как ужаленный, с яростью замахнулся ею в свою очередь, но тут все остальные спутники поспешили разоружить его. Эта безобразная сцена повергла нас всех в крайне печальное настроение. Перед монастырем Проповедника покаяния, перед священным Иорданом – и такая вспышка гнева! Кто-то из нас заметил, что это тоже в своем роде искушение диавола в пустыне Иорданской, как было у Самого Христа и у всех иорданских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1604 Нужно знать, что в книге Гарнака не находится точных цитат, и вообще нет никаких, принятых в ученых сочинениях, ссылок на источники. 1606 О трудности пути к Иордану говорит и Корженевский (по Востоку, стр. 199), путеш.-ший еще позднее (в 1896 году). 1608 По Иоанну (XI гл. 18 ст.) Вифания находится от Иерусалима в 15 стадиях, следоват., в 4 верстах. Самое слово Вифания объясняют различно; одни – дом фиников; другие – дом бедных. 1609 Впрочем, дом Лазаря, равно как и место встречи Спасителя с сестрами, как это часто бывает в Палестине, показывают в нескольких местах, хотя название библейской Вифании именем друга Господня «ел-Азарие» свидетельствует о том, что теперешняя деревушка возникла на развалинах библейской Вифании. 1610 В Палестине, которая по пространству не более нашей Тульской губернии, по свидетельству местных летописей, было до 130 монашеских обителей. 1611 Вероятно, это остатки какого-нибудь города. По свидетельству И. Флавия (О Иуд. войне, III, 32) Иудея времен Христа была так густо заселена, что в ней насчитывалось 240 городов и селений. В частности, что касается данных развалин, то в них некоторые видят остатки того города Ефрема, куда удалился Спаситель по воскресении Лазаря, когда Иудеи искали убить Его ( Ин.11:54 ). А преосв. Порфирий полагает, что здесь был небольшой военный пост, охранявшей караванную дорогу из Иерихона в Иерусалим. 1612 Отсутствие жизни в Мертвом море объясняется крайнею насыщенностью ее вод (21°) солью и различными минералами. Проф. Олесницкий (Св. Земля) говорит даже, что «воду Мертв, моря, можно считать чем-то средним между жидкостью и камнем». Действительно, специфический вес воды равен 1,22742; посторонних же примесей в нем 24, 922 часть. 1614 Относительно происхождения Мертваго моря существует как известно, в науке несколько теорий. В истекающем столетии (19-м веке) ученые, преимущественно англо-саксонской расы, англичане, американцы (Линч) предпринимали экспедиции с целью изучения Мертвого моря. Их исследования дали много новых и интересных сведений о Мертвом море, но относительно происхождения его они не сказали ничего положительного. Любопытно, что арабы всегда называли Мертвое море – Бахр Лут, т.е. морем Лота.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

А наш путь дальше, к Мертвому морю. Его синяя плоская поверхность видна издали. Вид Мертвого моря печальный: с востока и запада оно окаймлено беловатыми горами, окрестности его носят на себе печать таинственности и отвержения, вокруг все мертво и уныло. Некогда одна из плодоноснейших стран ойкумены, привлекшая Лота на жительство, представляла нам одно запустение. Мертвое море (арабское наименование Бахр-Лут) — это бессточное море, в него впадает река Иордан. Площадь поверхности моря 1050 квадратных километров, длина 176 км, ширина почти 14 км. Оно распадается на два водоема, связанных широким проливом. Находится это море в районе одной из самых глубоких депрессий суши, провал земной коры здесь, на впадине Гхор, достигает почти километра. Уровень Мертвого моря на 395 м ниже уровня Средиземного моря. Расселины до сих пор заполнены почвой, подобной пеплу. Повсюду в окрестностях развалины человеческих жилищ. Некогда здесь было 13 населенных пунктов. Знаменитые в свое время города: Содом, Гоморра, Адама и Севоим за беззакония своих жителей поглощены землею и водой. Раскопки, проводимые с 1930 года и до сего времени по поручению Папского Библейского института в восточной части реки Иордан, которую местные жители называют Тель-Элайт-Хассул, подтверждают, что здесь были города Содом и Гоморра. Установлено, что эти города были построены в пятом тысячелетии до Р. Х. и погибли примерно в XX столетии до Р. Х., в начале бронзового века. Прошли тысячелетия, а место это, пораженное праведным гневом Божиим, осталось вечным памятником и живым укором для будущих поколений. У берегов видны лишь чахлые кустики, мох, а кругом соль, соль… В море нет ни одного живого существа, а сама вода нестерпимо горькая. Попав в глаза, вызывает сильное раздражение слизистой оболочки. Вода имеет плотность насыщенного раствора соли и потому держит тело на поверхности. Приезжающие сюда на лечение люди мажутся грязью со дна Мертвого моря и плавают, распростершись на поверхности воды. Пребывание на море навеяло на душу грусть и страх, как будто слышались стоны поглощенных этой пучиной. А нам надо было возвращаться. Больше нигде не останавливаясь, со скоростью более 100 км/час мы проделали обратный путь, и вот уже открываются ворота Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Всенощную владыка Евгений с батюшками служили в Троицком Соборе.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-po-svya...

В общих выводах своих экспедиция Линча вполне подтверждает правдоподобность библейских сказаний об огненной катастрофе, пожравшей долину Сиддим. Линч добрался до самой отдаленной юго-западной пазухи Мертвого моря, к тому месту, где, по преданию, стоял нечестивый Содом. Магометанские арабы Мертвого моря, прямые наследники древних жителей Сиддима, веруют и в гибель Содома, и во все это трагическое сказание Библии также твердо, как палестинские христиане и евреи. История Лота целиком рассказана в коране Магомета, а Мертвое море на языке арабов до сих пор называется «Морем Лота» – «Бахр-Лут». В недоступной глуши Усдумского берега арабы показывали Линчу соляной столп странных очертаний, который они искренно почитают за окаменевшую жену Лота, не стесняясь сорокафутовой высотой этой соляной статуи. Животворящее утреннее солнце одело чудными красками жизни даже и эту громадную водную жижу. Мы прильнули очарованными глазами к пустынной красоте, которая никогда не бывает так изумительна и так своеобразна, как именно в минуты солнечного восхода. Над сплошною неподвижною скатертью нежной бахромы горели в нежно-розовых огнях, освещенные в лучами восходящего солнца голые угловатые скалы иудейских гор, а напротив них, на половину еще окутанные снизу сине-багровыми туманами ночи, выплывали в светлую лазурь юного неба насквозь проступившие золотом вершины гор Моавитских, словно воплощенная греза фантастического сновидения. Солнце расточает свое золото с роскошью и щедростью настоящего олимпийского бога. Оно залило теперь этим расплавленным золотом весь горизонт, где море сошлось с небом, и слило обе эти неохватные голубые пустыни ве целое сплошное и сверкающее огненное зарево, на которое уже не в силах смотреть человеческий глаз. Оно разбросало и разбрызгало, как капризный художник краски своей палитры, эти жгучие ослепительные огоньки свои и по всей широкой поверхности моря, везде, где они могли зацепиться за какую-нибудь легкую струйку, за какую-нибудь чуть взволнованную складочку этого прозрачного гнущегося зеркала...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С точки зрения археологии, на сегодняшний день к тому, что было сказано выше о гибели Содома и Гоморры, трудно что–либо прибавить. Однако некоторые сведения из области других наук (геологии, филологии) мы все же сообщим, поскольку событие это стало почвой для скептических и атеистических рассуждений. В публикациях фантастического свойства ставилась под сомнение историческая достоверность Священного Писания в данном вопросе. Один советский ученый даже утверждал, что эти города были уничтожены с помощью атомной энергии, так как в этой области будто бы находился склад атомного оружия внеземных цивилизаций! 109 Известно, что древние греки называли Мертвое море «Асфальтовым озером». Под названием Мертвое море оно впервые фигурирует у Павсания. Сведения об этом море встречаются, кроме Павсания, у Страбона, у Диодора Сицилийского и у иудейского историка Иосифа Флавия, который часто говорит о «Смоляном море». Арабы называют его сейчас Бахр Лут, что означает море Лота. Кроме того, «греки настойчиво говорят о ядовитых испарениях, наполнявших все окрестности этого моря. Арабы рассказывают, что уже очень много лет ни одна птица не может долететь до его противоположного берега. Совершая полет над озером, птицы через некоторое время внезапно падали вниз мертвыми». 110 Известно, что то место, где Иордан впадает в Мертвое море, находится на 388–400 м. ниже уровня моря. Если учесть, что глубина Мертвого моря составляет 400 м, то дно его по отношению к уровню Средиземного моря окажется на глубине 800 м! В то время как в обычной морской воде содержится 3,3–4 % соли, воды Мертвого моря содержат 30 % твердых примесей, из которых 25 % составляет хлористый натрий, то есть поваренная соль. Берега Мертвого моря лишены растительности, вдоль взморья тянутся «пространства кристаллизовавшейся соли», и вдобавок к невыносимой жаре «воздух насыщен резким, едким запахом» серы. Финикийский жрец Санхунйатон в своей «Древней истории» пишет: «Долина Сиддимус (то есть Сиддим. – Н. В.) опустилась и стала озером, которое постоянно дымится и совершенно безжизненно, являя собой картину наказания и смерти, которые постигают грешников». 111

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblija...

Это был первый случай залезания в наши карманы. Из исторических памятников древнего Иерихона, разумеется, не сохранилось ничего, хотя народное предание, старающееся локализировать все священные воспоминания, приуроченные к известной местности, и указывает несколько подобных памятников. Так, один дом нам показывали здесь, как дом библейской Раави, спрятавшей некогда соглядатаев земли Обетованной; а полуразрушенную башню выдавали за дом современника Христа, Закхея 81 . К вечеру жара начала мало-помалу спадать. Нарезав в русском саду пальмовых ветвей на память об Иерихоне, мы оставили его в шесть часов вечера. Обратный путь в Иерусалим не представлял уже интереса новизны, так как дорога шла по известным нам местам. В 8-мь часов, как всегда в Палестине, солнце быстро скрылось за горизонтом и на землю сразу спустилась темная ночь. Мрачные тени гор легли поперек дороги, придавая пустыне еще более суровый колорит; от Иерусалима навстречу нам поднялся холодный пронзительный ветер. По мере того, как мы приближались к Иерусалиму, температура быстро понижалась, что особенно было чувствительно для разгоряченного Иерихонской жарой тела. Наконец сделалось совсем холодно; а когда в начале 12-го часа мы приехали на русские постройки, зуб на зуб не попадал. После Иорданской поездки еще двоих сразила лихорадка. 73 Отсутствие жизни в Мертвом море объясняется крайней насыщенностью ее вод (21°) солью и различными минералами. Прф. Олесницкий (Св. Земля) говорит даже, что «воду Мертв. моря, можно считать чем-то средним между жидкостью и камнем». Действительно, специфический вес воды равен 1,22742; посторонних же примесей в нем 24,922 часть. 75 Относительно происхождения Мертвого моря существует, как известно, в науке несколько теорий. В истекающем столетии (19-м веке) ученые, преимущественно англо-саксонской расы, англичане, американцы (Линч) предпринимали экспедиции с целью изучения Мертвого моря. Их исследования дали много новых и интересных сведений о Мертвом море, но относительно происхождения его они не сказали ничего положительного. Любопытно, что арабы всегда называли Мертвое море – Бахр-Лут, т. е. морем Лота.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Скачать epub pdf Указатель географических названий А виз, город – 384 Ависараит (Ависорант), ворота в Константинополе-42, 161, 281 Австрия, государство – 599 Адрианополь (Адринополь), город (см. Эдирне) Адринския (Адрийская) ворота в Константинополе – 42, 161, 281 Азия, часть света – 592 Азов (Озов), город-крепость – 61, 177, 303, 377–383, 412, 574, 616 Айя-София, мечеть (см. Софийский собор в Константинополе) Акра (Акко, Акри, Аскри), город – 68–71, 108–110, 184–186, 226, 227, 229, 309–312, 354, 355, 357, 443, 503, 546, 553, 592, 593, 636 Александрия (Аль-Искандария), город-порт – 67, 308, 592, 605 Алешинская волость Можайского уезда – 387 Амвас (Эммаус), село – 78, 107, 192, 193, 224, 320, 352, 431, 552, 595 Анадоли-фенер, маяк на Босфоре – 578 Анатолия, историческая область – 384 Андреевская горка в Киеве – 570 Аниково, село (см. Еникей) Анисимово, деревня – 391 Антиохия, город – 615 Антониева (Онтониева) пещера (см. Ближние пещеры) Арабский халифат, государство – 600 Арбат, улица в Москве – 135, 252, 395, 397, 410, 458, 504, 618, 619 Аримафеи, город – 600 Архикопе (Архикоп), ворота в Константинополе – 42, 161, 281, 540 Архипелаг, группа островов в Эгейском море – 399, 616 Асафатова (Ософатова) юдоль (см. Иосафатова долина) Ат-мейдан, площадь в Стамбуле – 581 Афонская гора (Афон), монашеская республика – 63, 87, 115, 178, 201, 234, 304, 350, 363, 381, 382, 460, 466, 503, 571, 591, 601 Африка, материк – 592 Аялонская долина – 595 Б алканы, регион – 591 Балтийское море – 585 Бари, город-412 Барзна, город (см. Борзна) Батурин (Ботурин), город – 15, 135, 136, 252, 398, 567 Бахр-эль-Джебель, район Египта – 592 Бейрут, город-порт – 600 Белая Церковь , город – 412 Белев, город – 10–12, 59, 130, 132, 175, 247–249, 300, 392, 398, 514, 524, 531, 565 Белевский уезд – 392 Белевское княжество – 565 Белгород Киевский (Белогородка, Белогородской, Белогоротка), город – 21, 141, 142, 258, 536, 573 Беливо, деревня – 403 Белогородская орда (см. Буджакская орда) Белое море (см. Мраморное море)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хеврон – Эль -Халиль хижина-хаймэ хлыст -курбач хлеб -хубёс холм -телль холод -берд холодный – берд хорошо-тайиб хороший-таиб худо-муштайиб цирульник -хылляк цистерна-бирке в церкви -филь -кенизе цыновка-хасира чернила-хабер Человек, мужчина – рад- жиль (мн. ч. риджаль ), се- ль ме. черный-асвад черепаха – фекрун честный-амин четвертый-раби четверг -ём-эль-хамис четверть -руб четыре-арбаа четырнадцать -арбааташ чистый-надиф чулки-чораб Шакал – диб шесть -ситти шестнадцать -ситташ шестьдесят – ситтин шляпа-бурнета Этот -хада Юбка-джуббэ юг -кыбль ящерица-намус ехать верхом -рикаб, эркаб. Яичница-беид-маккели яйца вкрутую – беида-беид-брухт яйца всмятку – беид-брист III. Русско-арабские разговоры. Аптека: Есть ли здесь аптека? Фи эджаханэ? Есть ли здесь аптекарь ? Фи иджзаи? Время : Который час ? Каддэйш эс-саа? Час, два часа. Эсса вахди, эсса тнайн. Половина шестого. Хамсе У нусф. Четыре часа с четвертью. Арбаа уруба. Три четверти шестого. Эс – саа ситти иля рубаа Эль -камар тиль а. Дорога . Это дорога в Рамле? Хон эд-дерб эр-Рамле? Это дорога в Хеврон? Хон эд-дерб эль-Халиль? Это дорога в Иерусалим? Хон эд-дерб эль -Кудс? Как пройти к Св. Гробу? Мнэн нерух аляль Кияме? Все прямо. Дугри. Направо или налево? Аляль эмин ау аляш-шемаль? Иди назад, вернись. Эрджа лявара. Ты ошибся дорогой. Тухетт’ан дарб. Я еду в Саиду. Ана раих аля Саида. Я еду из Херусалима. Ана джаи мин эль –Кудс. Через гору. Фок эль –джебель. Вдоль ручья. Аля туль эс- сейль. На морском берегу. Аля шатт эль-бахр. Всторону от долины. Бинезелет эль-уади. Далеко ли до того ме ста? Кам эль-боад мин хина иля хинак? Хороша ли дорога? Эль-дарб таиб? Это широкая улица. Эд- дарб васиа. Это плохая тропинка. Тарик аатле. Хочешь проводить меня? Битрид тевассельни? Я дам тебе на чай. Баатик бакшиш. Есть там разбойники? Фи херракине? В городе. Филь-медине. В деревне. Филь-белед. В развалинах. Филь-хербе. В церкви. Филь -кенисе. Покажи мне этот дом. Фарджи-ни гэль дар. Покажи мне этот монастырь. Фарджи-ни гель дейр. Покажи мнй эту мельницу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из писавших на греческом языке наиболее крупными полемистами были прп. Иоанн Дамаскин (†749), император Лев III Исавр (или автор его письма к халифу), прп. Феофан Исповедник (†817), Георгий Амартол (†867), св. Константин Философ (IX), Никита Византийский (†912), Евфимий Зигабен (XI), Варфоломей Эдесский (XII), в XIV в. свт. Григорий Палама, императоры Иоанн VI Кантакузин и Мануил II Палеолог, в XV в. патриарх Геннадий Схоларий и философ Георгий Трапезундский. На латинском языке особо примечательны Евлогий Кордубский (IX), уделивший много места полемике в своей " Liber Apologeticus Martyrum " , Энрико из Маинца (†1077), составивший по византийским источникам первое полемическое жизнеописание Мухаммеда на латыни, Петр Достопочтенный (†1157), по просьбе которого Робертом Кеттонским был переведен на латынь Коран, миссионер-мученик Раймонд Луллус (XIII), полемист Риккальд де Монте Кроче (XIII), один из антимусульманских трактатов которого был переведен на греческий и получил известность в Византии, Алан Инсулийский, Фома Аквинат, Савонарола и др. Литература этого рода существовала и на национальных языках. Так, на старофранцузском в сер. XIII в. были написаны сочинение Александра ДюПона и анонимный трактат " Вознесение Магомета " , на староанглийском в 1438 Джон Лиджат написал " О лжепророке Магомете " , на славянском языке прп. Максим Грек в XVI в. составил три антимусульманских сочинения. Апологетическая противомусульманская письменность существовала также на армянском, грузинском, коптском и эфиопском языках, но по своим объемам значительно уступала произведениям на основных литературных языках того времени и во многом зависела от них. Эта полемическая и апологетическая литература на арабском и сирийском была вызвана критикой христианства со стороны мусульманских авторов, таких как аль-Гашими (ум. 820), Касим ибн Ибрахим ал-Гасани (ум. 860), Ибн Бахр аль-Джахиз (ум. 869), Хасан ибн Айуб (ум. 988) и др. вплоть до Ибн Тамийи (ум. 1358). На латыни и греческом она была вызвана военным противостоянием и соблазном перехода в ислам - так, совратившийся в ислам арабский христианин Али ибн Раббан ат-Табари (ум. 855), написал обширный трактат против христианства, в Испании в IX веке епископ Самуэль из Эльвиры, лишенный сана из-за того, что погряз в грехах, перешел в ислам, в 907 г. византийский военачальник Андроник перешел на сторону арабов и принял ислам - все это было проблемами не только арабо- и сироязычных христиан.

http://pravoslavie.ru/put/apologetika/eu...

Афины Афу монастырь, район Оксиринха Ашмунейн, город в Верхнем Египте (греч. Гермополь Верхний) Барамус, монастырь в Вади-Натрун Бауит, монастырь в Верхнем Египте Бахр-Юсуф (Барюсуф), нильский канал Белый монастырь (совр. Дейр эль-Абьяд), монастырь в Верхнем Египте Бишои аввы монастырь (Вади-Натрун) Бусирис, город в Египте Вавилон (часть совр. Каира) Восточноримская империя (Византия, Византийская империя) Вифлеем Галатия, область в Малой Азии (эль-) Гамули, город в Среднем Египте Гераклеополь (Верхний), город в Среднем Египте Гермоноль, греч. название двух городов в Египте Гипсела, город в Египте (совр. араб. Шутб) Греция Дамиетта, город в Дельте Нила Диолк, город в Египте (Дейр) эль-Каддис-Антван, монастырь св. Антония Великого в районе Красного моря Дейр эль-Меймун, монастырь св. Антония Великого возле Нила (см. также Писпир) Дейр эль-Наклун, монастырь в Среднем Египте (Дейр) эль-Фахури, монастырь в Верхнем Египте Дельта (Нила) Египет Елеонская гора Елеонополь, город в Малой Азии Ибора, город в Малой Азии Иерусалим (Элия) Иоанна Колова монастырь, Нижний Египет (Вади-Натрун) Италия Ихиасья эль-Мадина (греч. Гераклеополь (Верхний)) Кампания Канопа, город в дельте Нила (совр. Абу Кир) Касм (Хазм) эль-Кауд, местность в Египте (см. также Ферма) Келлии, монашеское поселение в Нижнем Египте Константинополь Красное море Красный монастырь, (совр. Дейр эль-Ахмар), монастырь в Верхнем Египте Лаодикия, город в Малой Азии Латополь, город в Верхнем Египте Лико, местность в Верхнем Египте Ликополь, город в Верхнем Египте (совр. Асьют см.) Ливия Малая Азия Мареотис (Мареотидское озеро), озеро в дельте Нила Мармарика, местность возле Египта Месопотамия Метаноя (Метанойя), монастырь в Нижнем Египте Михолеос, селение в Египте Наг Хаммади, деревня в Верхнем Египте Наклун – см. Дейр эль-Наклун Нил Нитрия (Нитрийскя гора), монашеское поселение в Нижнем Египте Нитрии деревня – см. эль-Барнуджи Нитрийская пустыня, местность в Нижнем Египте Оксиринх, город в Верхнем Египте (совр. эль-Бахнаса)

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009