Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БАХАИ РЕЛИГИЯ [Бехаизм (устар.), бахаизм, вера бахаи], религ. движение, основанное Бахауллой (Мирзой Хусейном Али Нури) в Иране, в сер. XIX в. и в наст. время распространившееся по всему миру. Своими последователями рассматривается как последняя из мировых монотеистических религий откровения; среди ученых существует широкий спектр мнений относительно характера этого движения: от исламско-синкретической секты до новой мировой религии. История Б. р. зародилась на почве мессианских ожиданий в недрах шиитского ислама. 23 мая 1844 г. в г. Ширазе (Иран) Сейид Али Мохаммад объявил о своей пророческой миссии и принял титул «Баб» (Врата), от к-рого происходят и термины бабизм и бабиты (последователи Баба). Баб, о чем свидетельствуют его многочисленные писания, рассматривал свою миссию как подготовительную к пришествию вслед за ним более великого пророка, названного «Тем, кого (про)явит Бог» и «солнцем, в сравнении с к-рым все прежние пророки были только звездами». Баб учил, что когда этот пророк явится, то именно ему будет принадлежать абсолютная власть подтверждать или отменять, «связывать или развязывать». В наиболее известном труде Баба «Персидский Байан» упоминание «Того, кого проявит Бог» встречается почти на каждой странице. То обстоятельство, что этот труд остался наполовину незаконченным, по мнению англ. исследователя бабизма Э. Брауна, было призвано служить постоянным символическим напоминанием о том, что откровение, к-рое получил Баб, неконечно и его последователи должны ожидать «Того, кого проявит Бог» и каждое предписание «Байана» призвано служить вечным напоминанием о «Том, кого проявит Бог». Откровения Баба и Бахауллы при относительной самостоятельности рассматриваются как части более общего целого, именуемого «Двойным Богоявлением». Проповедническая деятельность Баба и его последователей в Иране столкнулась с жестоким сопротивлением и преследованием со стороны мусульм. богословов и духовенства, что привело к заточению Баба в темницу и казни в г. Тебризе 9 июля 1850 г. После смерти Баба его община пребывала в постоянном ожидании обещанного им учителя. Обозначив временные рамки его появления предельно широко, от относительно близкого будущего до момента, отстоящего на 2001 год от начала его собственной миссии, Баб указал на нек-рые условия, связанные с данным событием: оно будет неожиданным, застанет многих врасплох и явится испытанием. Единственным доказательством истинности грядущего пророка будут его богодухновенные стихи, где бы и когда бы тот ни объявил себя, он должен мгновенно, без малейших сомнений, быть признан бабитами, его признание есть составная часть их завета с Бабом. Он также утверждал, что истинность любого, кто назовет себя мессией, следует без колебаний признать, оставив суд Богу, т. к. не дело людей судить о нем.

http://pravenc.ru/text/77700.html

Часть 5. Динамика и тенденции развития религий в мире. 1. Динамика развития мировых религий и сект . Исследования динамики религиозной ситуации в мире фиксируют устойчивую тенденцию к увеличению численности последователей новых религий. Согласно прогнозу, составленному в 1987 г. под руководством французского ученого М. Клевно, темпы роста НРД к 2000 г. по сравнению с 1988 г. должны были составить 127,7%, в то время как аналогичные показатели в христианстве 125%, у мусульман 143%. Таблица 3 Численность последователей (млн чел.) мировых религий (по данным М.Клевно) Религия Христианство 487 млн 1.169 млн 1.508 млн 1890 млн 200 млн 551 млн 837 млн 1.200 млн Индуизм 203 млн 465 млн 661 млн 859 млн Буддизм 127 млн 232 млн 300 млн 359 млн Иудаизм Сикхизм Данных нет Новые религиозные движения Данных нет 108 млн 138 млн По данным исследований американского ученого Давида Баррета, 1052 НРД являются одной из самых быстрорастущих групп из всех религий мира, за период с 1993 г. по 2006 г. их рост составит 67%, опережая христианство в 2,5 раза, ислам в 2 раза. Таблица 4 Численность последователей (млн чел.) мировых религий (по данным Давида Баррета) Религия Фактическое Предполагаемое изменение изменение 1980–1993 гг. в % 1993–2006 гг. в % Христианство Индуизм Буддизм Новые религии Сикхизм Иудаизм Прочие религии Атеизм Нерелигиозные группы Мировое население Однако по общей численности последователей НРД значительно отстают от всех мировых религий. В долгосрочной перспективе до 2025 г. рост новых религий, по Баррету, по количеству последователей должен увеличиться вдвое и составит 217 млн чел.. 1053 Прогнозы западных ученых о количестве последователей НРД разделяются и отечественными религиоведами. По данным П. И. Пучкова и О. Е. Казьминой, общая численность НРД (без бахаизма) в 1996 г. составила 106 млн чел., или 2% от населения Земли. Но если к НРД причислить последователей бахаи, то эта число вырастет до 112,4 млн чел. Схожие оценки развития религий в мире в предстоящие тридцать лет предоставило Статическое управление ООН, прогнозирующее значительное увеличение численности НРД – с 2% до 3%, а также христианства и мусульман, но темпы количественного роста НРД будут их опережать. 1054 2. Динамика и тенденции развития христианских деноминаций и сект (на примере США).

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Равны ли религии в Иране? Интервью с послом Ирана в России (+ мнения экспертов) Как живут христиане в Иране? Полагается ли смертная казнь за переход в христианство или другие религии? За что судят протестантского пастора? Чем грозит миссионерство в Иране? Рассказывает Реза Саджади, Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран, комментируют специалисты по Ирану. 3 августа, 2011 Как живут христиане в Иране? Полагается ли смертная казнь за переход в христианство или другие религии? За что судят протестантского пастора? Чем грозит миссионерство в Иране? Рассказывает Реза Саджади, Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской Республики Иран, комментируют специалисты по Ирану. Когда в интернете появилась информации о возможной казни иранского протестантского пастора Юсефа Надерхани , редакция Правмира  обратилась к господину Резу Саджади, Чрезвычайному и Полномочному Послу Исламской Республики Иран, за комментарием. Господин посол ответил на следующий день: «Мы можем организовать интервью, я с удовольствием отвечу на ваши вопросы по этому и другим случаям». Сейед Махмуд Реза Саджади Родился 4 июня 1960 года в Тегеране. Закончил отделение инженерной электроники Тегеранского Университета и Высшие курсы управления. В 1983 году возглавил созданное им самим Бюро по технологическому сотрудничеству при аппарате Президента Исламской Республики Иран.С июля 2003 года является членом Совета попечителей Исследовательского Центра полимеров и нефтехимии Ирана, а с сентября – директором Специального Штаба по развитию нанотехнологий. С 2005 года – член Совета управляющих Компании по иностранным инвестициям Ирана.С 2007 года – член Стратегического Совета Центра научных исследований и современных технологий Свободного Исламского Университета.С 2009 года – Чрезвычайный и Полномочный посол Исламской республики Иран в Москве. Женат, имеет двух сыновей. Религия в Иране Исламская республика Иран является преимущественно исламской страной. 90% населения исповедуют ислам шиитского толка, еще 8% — суннитского. Около 169 тысяч человек, что составляет 0,5% населения Ирана, исповедуют христианство.В Иране также проживают 45 тысяч зороастрийцев, к которым до прихода ислама в VII веке принадлежала большая часть населения Персии, и по разным оценкам от 10 до 30 тысяч иудеев. Кроме того, в Иране проживает большая община представителей новой религии бахаи и незначительные количества единственных оставшихся до наших дней гностиков мандеев и носителей индийских религий – сикхов и индуистов. Официальные религии Ирана равны перед законом

http://pravmir.ru/ravny-li-religii-v-ira...

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том IV — Магазин 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. 4-й том «Православной Энциклопедии» завершает публикацию статей на букву «А» и начинает череду статей на букву «Б». Открывает данный том статья «Афанасий», завершает в свою очередь, статья «Бессмертие». Центральной и самой объёмной статьёй данного издания можно по праву считать статью «Афон», в которой подробнейшим образом представлены исторические, духовные и культурные аспекты жизни этой, в прямом смысле этого слова, монашеской республики. В 4-м томе содержится большое количество статей страноведческого характера: «Афганистан», «Бангладеш» и др. Особенно следует отметить статью «Беларусь», в связи с этим также стоит упомянуть статью, посвящённую Белорусскому Экзархату Русской Православной Церкви. Не обойдены внимание не только государства, но и отдельные города, особенно значимые в религиозном плане: Ахен, Барселона, Бари, Афины, Белград и т.д. 4-й том Православной Энциклопедии содержит статьи, посвящённые выдающемуся отцу Церкви и борцу с арианской ересью свят. Афанасию Великому, Архиепископу Александрийскому (IV в.).   В томе содержатся публикации, рассказывающие о многих писателях, как древних (например, Беда Достопочтенный), так и новейшей эпохи (Анна Ахматова, Андрей Белый и др.), в творчестве которых заметно звучала религиозная тема. Читатель также может познакомится с биографией и взглядами такого выдающегося русского философа и мыслителя, как Н.А. Бердяев. 4-й том содержит большой комплекс статей, посвященных оставившим свой след в духовной истории лицам с именем Бенедикт. В их числе – и многочисленные Римские Папы, носившие это имя. Не обойдены вниманием в 4-м томе раскольничьи, сектантские и еретические движения. В издании представлены такие статьи как «Баптисты», «Белое Братство». Имеется несколько объёмных публикаций посвящённых старообрядцам:  «Беглопоповцы», «Беспоповцы», «Белокриницкая  иерархия».  Помимо этого представлены публикации, посвящённые религиозным воззрениям ацтеков, статьи «Балийская религия», «Бахаи религия».

http://pravenc.ru/shop/657794/

Бахаиты исповедуют принципы лояльности к властям и невмешательства в политику. Религ. практику бахаитов составляют молитвы, медитации, изучение священных книг и следование изложенным в них духовным предписаниям. Основной считается «Наисвятая Книга» (Китаб-и-Акдас), написанная Бахауллой в 1873 г. Богослужение бахаитов представляет собой чтение из священных книг, но без интерпретации прочитанного, иногда сопровождающееся песнопениями на разных языках. Молитва должна совершаться верующим наедине с Богом 3 раза в день и с обязательным омовением перед ее совершением; направление молитвы - гробница Баба в Хайфе. Единственная из обязательных молитв, к-рую предписано совершать сообща,- заупокойная. Религ. жизнь бахаитов регулируется специальным календарем Бахаи, в соответствии с к-рым год состоит из 365 дней, но делится на 19 месяцев, по 19 дней в каждом, и начинается 21 марта. Летосчисление ведется с 1844 г. (начало миссии Баба). Со 2 по 20 марта (т. е. 19 дней) бахаиты соблюдают пост (воздерживаются от еды и питья от рассвета до заката), готовясь духовно к новому году. Вступление в общину не предусматривает обряда инициации: желающий вступить в общину просто объявляет себя бахаитом в присутствии неск. свидетелей и говорит, что признает Бахауллу Явителем Божией Воли и принимает учение Бахаи. Дети, рожденные в бахаитской семье, могут провозглашать себя бахаитами лишь по достижении 15 лет. Брачный ритуал состоит в произнесении брачного обета в присутствии 2 свидетелей. Заключающий брак должен известить об этом местное духовное собрание, в обязанности к-рого входит проследить за соблюдением сторонами предписаний Бахаи, а также, напр., за получением согласия на брак родителей жениха и невесты. Умерших бахаитов погребают в земле (в гробах), кремация не допускается. На палец усопшего надевают погребальное кольцо, перед похоронами читается совместная заупокойная молитва. Каждый первый день месяца, по календарю Бахаи, проводится Праздник 19-го дня, к-рый состоит из 3 частей: 1-я - молитвенная и медитационная, 2-я - посвящена обсуждению текущих дел и 3-я - дружеское общение за трапезой. Кроме того, бахаиты отмечают т. н. св. дни. В Б. р. отсутствует духовенство. В наст. время в мире существует 7 храмов, принадлежащих последователям Б. р., расположенных в разных частях света. Каждая местная община бахаитов избирает сроком на 1 год местное духовное собрание из 9 членов, к-рое координирует ее жизнедеятельность. На уровне страны избирается национальное духовное собрание, Всемирный дом справедливости, избираемый на 5 лет представителями всех национальных общин бахаитов. Он располагается в г. Хайфа (Израиль) на горе Кармель, где вокруг могилы Баба возник духовный и адм. центр международной общины бахаи. Усыпальница Бахауллы также находится недалеко от Хайфы. Международное Сообщество Бахаи зарегистрировано при ООН как неправительственная орг-ция и имеет консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН и Детском Фонде.

http://pravenc.ru/text/77700.html

Крупнейшей из Национальных африканских церквей является Церковь Иисуса Христа на Земле, основанная пророком Симоном Кимбангу. Число ее последователей - свыше 7,5 млн чел. (12 тыс. общин). Приверженцев Африканской Апостольской Церкви насчитывается свыше 300 тыс. чел. (1100 общин). Ислам суннитского толка распространен преимущественно на востоке страны среди населения, говорящего на суахили. В 1972 г. создано Мусульманское сообщество, которое является официально признанной религ. орг-цией, однако объединяет лишь часть мусульм. общины. Помимо нее действуют др. ислам. орг-ции. Традиционные верования представлены анимизмом, культом предков и др. Новые религиозные движения представлены бахаизмом (см. Бахаи религия ). Число приверженцев составляет свыше 200 тыс. чел. Религиозное законодательство Конституция К. провозглашает право граждан на свободу вероисповедания (ст. 22), запрещает любую дискриминацию по конфессиональной принадлежности. Все религ. организации объявлены равными перед законом и должны пройти обязательную процедуру государственной регистрации. Периодически проводятся консультации с представителями 5 крупнейших религ. организаций (католической, протестантской, православной, мусульманской и кимбангуистской). Религ. орг-ции имеют право основывать учебные заведения (напр., католич. ун-ты в Букаву и Бутембо, протестант. ун-т в Лубумбаши, православный - в Киншасе). П. Лумумба. Фотография. Кон. 50-х гг. ХХ в. Каменные орудия, обнаруженные в верховьях рек Касаи, Луабалы, Луапулы и оз. Виктория, свидетельствуют о заселении территории К. в эпоху раннего палеолита. Для периода т. н. среднего каменного века характерна тумбийская культура (разновидность культуры Санго; 55-45 тыс. лет назад). Поздний палеолит представлен культурами Диокосьен и Лупембе (30-15 тыс. лет назад). К периоду мезолита относятся стоянки читольской культуры (15-3 тыс. лет назад) на плато Бена-Читоле (пров. Катанга) и в окрестностях Киншасы. Самые ранние свидетельства обработки металла (метеоритное железо; сер. V в. до Р. Х.) обнаружены в пров. Катанга, территория к-рой считается одним из древнейших центров черной металлургии в Африке. Автохтонным населением К. считают пигмеев, бушменов и готтентотов, к-рых в нач. I тыс. по Р. Х. вытеснили народы банту.

http://pravenc.ru/text/1841886.html

Новые религиозные движения представлены такими группами, как Бахаи религия , Об-во Сознания Кришны и др. Э. Небольсин Церковь Самеба (Св. Троицы) в Тбилиси. 2002–2006 гг. Конституционное соглашение ГПЦ с государством . ГПЦ независима и отделена от гос-ва, отношения с к-рым регулируются Конституцией и законодательством Г. 14 окт. 2002 г. в кафедральном соборе Светицховели между Грузинским гос-вом, представленным Президентом Грузии Э. Шеварднадзе, и ГПЦ, представленной Католикосом-Патриархом всей Грузии Илией II, в соответствии со ст. 9 Конституции Г. было заключено Конституционное соглашение, к-рое является вторым по значению и силе законом после Конституции страны. Оно включает 12 статей и регулирует отношения между Церковью и гос-вом, а также определяет юридическое положение ГПЦ в гос-ве, к-рое признает особую ее роль в истории страны и полную ее независимость. Гос-во и Церковь подтверждают готовность сотрудничать на благо населения страны с соблюдением принципа взаимной независимости. Обе стороны правомочны заключать соглашения в различных сферах совместных интересов и принимать соответствующие акты по их реализации. Католикос-Патриарх пользуется неприкосновенностью. Великие церковные праздники и воскресенье объявляются гос. выходными днями (Ст. 1). Гос-во поддерживает тайну исповеди, признает бракосочетание, совершенное Церковью в законодательно установленном порядке (Статьи 2, 3). Духовные лица освобождаются от воинской обязанности, гос-во обеспечивает создание института пастырей в воинских формированиях и тюрьмах (Ст. 4). В образовательных учреждениях изучение правосл. вероучения добровольное, гос-во и Церковь обоюдно и на равных правах признают подтверждающие образование документы, ученые степени и звания (Ст. 5). Собственность Церкви и др. ее имущественные права защищены законом, источниками финансирования Церкви являются добровольные пожертвования, доход от предпринимательства, инвестиции, гранты и др. доходы, разрешенные законодательством Г. Производимая Церковью продукция и церковная собственность (существующие на всей территории Г.

http://pravenc.ru/text/168205.html

общего права, согласно к-рой решения судов высокого ранга (принятые как на территории К., так и в Великобритании) получали обязательную силу судебного прецедента. В правовой и отчасти в судебной системе франкоязычной пров. Квебек, сформировавшихся в русле франц. традиций, сохраняются особенности, характерные для франц. права. Провинции обладают значительными атрибутами самоуправления: имеется своя конституция, действует выборная легислатура, управление осуществляется местным правительством и назначаемым центральной властью лейтенант-губернатором. Круг полномочий органов местного управления в таких сферах, как здравоохранение, социальное обеспечение, использование природных ресурсов на территории провинции, налогообложение и др., определяется в соответствии с федеральным и провинциальным законодательством. В К. существует многопартийная система. Ведущие политические партии: Либеральная партия, Консервативная партия, Квебекская партия, Новая демократическая партия. Религия Христианство является доминирующей религией в К., его исповедует 74,8% населения (2006). В их числе - католики лат. и вост. обрядов, являющиеся наиболее многочисленной христ. конфессией,- 42,5%; протестанты различных направлений - от 27,6 до 30%; православные различных юрисдикций - 1,7%. Второй по численности религией является ислам, распространенный преимущественно среди выходцев из стран Ближ. Востока и Сев. Африки; его приверженцы составляют 2,7% населения. В числе проч. религий: индуизм (1,2%), сикхизм (1,2%), буддизм (1,1%), иудаизм (1,1%). Новые религ. движения представлены бахаизмом (верой Бахаи), неоязыческой религией викка и др. культами, их приверженцев насчитывается ок. 0,4%. Значительное количество граждан (ок. 17,5% населения) не принадлежат к к.-л. религии, являются агностиками или атеистами. Церковь Успения Пресв. Богородицы в Макнате. 1960 г. Православие в К. стало распространяться в 90-х гг. XIX в. Канад. правительство предлагало переселенцам для освоения степные области с плодородными землями на юго-западе страны в провинциях Манитоба, Саскачеван и Альберта.

http://pravenc.ru/text/1470175.html

распространен среди потомков инд. иммигрантов, прибывших в Г. в XIX в., к-рые исповедуют специфическую разновидность вишнуитского (вайшнавитского) индуизма. Общее количество индуистов - ок. 280 тыс. чел. Буддизм сохранился среди гайанцев кит. происхождения, число буддистов не превышает 2 тыс. чел. Помимо буддизма они придерживаются кит. народных верований. Ислам суннитского толка исповедуют потомки инд. иммигрантов, говорящих на урду и приехавших в Г. для работы на плантациях. Всего ок. 70 тыс. гайанцев являются мусульманами. Новые религиозные движения Церковь Аллилуия - синкретический культ, объединяющий элементы христианства с традиц. индейскими верованиями, насчитывает 12 общин и ок. 4500 приверженцев. Вуду и растафарианизм появились в Г. в 70-х гг. XX в. в результате миграции темнокожего населения с Антильских о-вов. Среди потомков рабов, завозившихся в Г. голландцами и англичанами из Зап. Африки, распространены различные спиритические культы, возникшие из племенных верований Ашанти (совр. Гана). Общее количество последователей этих движений - ок. 17 тыс. чел. Бахаизм (см. Бахаи религия ) исповедуют 14 600 чел. Анимизм по-прежнему распространен среди таких индейских племен, как арекуна и макуси. Общее число индейцев, придерживающихся традиц. племенных культов, не уменьшается. История Изначально территория Г. была населена индейскими племенами варао, араваками и карибами. Хотя испанцы считали эту территорию своей, они воздерживались от ее колонизации, и земли между устьями Ориноко и Амазонки долгое время носили название Дикий берег. Первыми европ. поселенцами в Г. были голландцы, основавшие торговую факторию в 1616 г. вверх по р. Эссекибо. В 1621 г. Генеральные штаты Соединенных провинций передали управление новой колонией Эссекибо Нидерландской Вест-Индской компании. В 1627 г. появилась еще одна голл. колония - на р. Бербис; в 1773 г. между Эссекибо и Бербисом возникла 3-я колония - Демерара. Голл. суверенитет над Г. был признан Испанией по Мюнстерскому миру в 1648 г. Уже к сер. XVII в. торговые поселения голландцев превратились в сельскохозяйственные, производившие табак и сахарный тростник. Плантационное хозяйство сосредоточилось в прибрежной полосе. Столкнувшись с нехваткой рабочей силы из-за высокой смертности индейцев, голландцы стали завозить африкан. рабов. Коренное индейское население, чья численность заметно сократилась, было оттеснено вглубь страны. Подвергавшиеся жестокой эксплуатации чернокожие рабы неоднократно поднимали восстания, крупнейшее из к-рых произошло в 1763 г. в колонии Бербис. Лидер восстания Каффи почитается в совр. Г. как национальный герой.

http://pravenc.ru/text/161461.html

Религиозное общество друзей (см. Квакеры ) имеет 45 общин, ок. 8 тыс. верующих. Церковь Иисуса Христа святых последних дней (см. Мормоны ) составляют 30 тыс. адептов в 84 общинах. Иеговы Свидетели имеют в Г. 211 общин, куда входят 14,5 тыс. чел. Помимо этого существует много т. н. независимых протестант. церквей, общая численность их приверженцев - ок. 50 тыс. чел. Ислам исповедуют ок. 8 тыс. чел., в основном эмигранты-арабы. В г. Пуэрто-Кортес существует Исламское общество Гондураса (Comunidad Islámica de Honduras). Новые религиозные движения представлены многочисленными группами последователей африкан. спиритизма, в основном среди темнокожих эмигрантов с о-вов Карибского м., в первую очередь с Ямайки, их общее количество - ок. 70 тыс. чел. Также есть 32 тыс. адептов бахаизма (см. Бахаи религия ). Анимизм иногда включающий элементы христианства, распространен среди коренного индейского населения в труднодоступных лесных районах, в основном в племенах мискито, суму, торрупан и ленка. Число приверженцев - ок. 7 тыс. чел. Распространение христианства Г. был открыт Колумбом во время последнего плавания, в 1502 г. В 1521 г. папа Лев X учредил еп-ство Трухильо. Прибытие в Г. в 1527 г. миссионеров-францисканцев обеспечило основу для распространения христианства. Они основали в Тегусигальпе мон-рь Сан-Диего-де-Алькала, составили грамматику языка майя, собрали первые сведения об истории и о традиц. религии местного населения. В 1525 г. Э. Кортес заложил здесь первые испан. поселения, в 1542 г. территория Г. вошла в Нов. Испанию, а с 1560 г.- в генерал-капитанство Гватемала. Значительная часть индейского населения была истреблена испанцами. Вместе с тем в Г. и др. колонии Центр. Америки было завезено немного африкан. рабов ввиду неразвитости в этом регионе плантационного хозяйства. В 1550 г. на территории Г. появились монахи ордена мерседариев . В 1561 г. резиденция епископа была переведена из Трухильо в Комаягуа. В 1682 г. начала действовать семинария, учрежденная еп. А. Варгасом-и-Абаркой. Под началом еп. Антонио Лопеса де Гваделупе были созданы многочисленные объединения мирян, общины монашеских конгрегаций, больницы и благотворительные об-ва. К нач. XIX в. в Г. существовало 1 еп-ство и ок. 300 церквей.

http://pravenc.ru/text/166125.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010