Монофизитству нанесен был, таким образом, тяжкий удар после того, как попытки правительства привлечь их окончились и теперь неудачно. В Восточном диоцезе монофизиты подверглись жестокому гонению от Ефрема в 537 и 538 гг. (по сообщению Иоанна Телльского). Но Феодора не изменила своих отношений к ним. Анфиму она до своей смерти давала убежище у себя во дворце. Между прочим, по смерти Агапита его диакону Вигилию обещан был ею папский престол только под условием, если он отвергнет Халкидонский собор и согласится с Феодосием, Анфимом и Севиром. Вигилий обещал, и хотя престол был уже занят Сильверием, последний был устранен, и Вигилий 29 марта 537 г. сделался папой. Обещание он, однако, не исполнил и в 540 г. заявил в посланиях к Юстиниану и Мене о согласии с собором 536 г. Севир удалился в Египет и там умер в 538 г. Феодосии в этом году был вызван в Константинополь; за отказ принять Халкидонский собор его сослали во Фракию, в Деркос (куда был сослан и Зоора); в Александрию назначен был синодит Павел (539 г.), а потом, когда он подвергся осуждению в 542 г., — Зоил (542–551). Императрица скоро, однако, вызвала Феодосия из Фракии в Константинополь, и здесь дворец ее был местом встречи разных монофизитских деятелей (566 г.). Сама Феодора была в постоянных сношениях с монофизитами и оказывала поддержку гонимым. Но и у Юстиниана за официальной строгостью, облеченной в форму закона, скрывалось личное снисходительное отношение к несогласным. Он не только мирился по необходимости с фактом их упорства, но и находил возможным пользоваться, например, их услугами в миссионерских делах (Иоанн Ефесский). Монофизитство, во всяком случае, теперь начинает жить уже совершенно обособленной жизнью. От вызванной стесненным в силу закона положением опасности внутреннего разъединения и оскудения иерархии оно было предохранено благодаря неутомимой и самоотверженной деятельности рукоположенного Феодосием в Константинополе в 541 или 543 г. для Эдессы Иакова Барадея (t 578 г.) вместе с Феодором — для Босры, по просьбе арабского шейха Гарпта бар Габала. В течение более чем 35–ти лет он странствовал в одежде нищего по Сирии, Малой Азии, Египту и островам, рукополагая в монофизитские общины епископов, священников и диаконов и счастливо избегая преследователей. При хиротонии епископов ему содействовали два его спутника — монахи Конон и Евгений, сами рукоположенные для этой цели в Египте: один — в Тарс, другой — в Селевкию. В Антиохию Иаковом был рукоположен, после Севира, сначала Сергий, потом Павел (550 г.). Им же рукоположен Иоанн, церковный историк, в Ефес, который насчитывал до 27 епископов, поставленных Иаковом, кроме двух патриархов, число же посвященных им пресвитеров и диаконов доводящий до 100 000. От Иакова Барадея и получили монофизиты свое название «яковитов».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Евтихиане и после того, как осуждены были вселенским, халкидонским Собором, не переставали волновать Церковь Христову. Они убили Протерия, православного архиепископа александрийского, заступившего место нисверженного Диоскора, и на кафедру александрийскую возвели своего единомышленника Тимофея Элюра. Спустя 30 лет после халкидонского Собора, император Зенон издал так называемую формулу соединения – енотик, в которой подтверждались догматы четырех вселенских Соборов; но о двух естествах в Иисусе Христе не было ни слова. Этою формулою он думал примирить православных с монофизитами. Но эта полумера не имела желанного действия. Споры продолжались. Монофизиты делились на многие секты и враждовали с православными и между собою. Они и теперь существуют и известны под именем коптов, абиссинцев и яковитов 1 . Копты живут исключительно в Египте под управлением своего патриарха. Предки их православную веру изменили на евтихианскую вскоре после халкидонского Собора, и, пользуясь покровительством сарацинских калифов, присвоили себе в Египте большую часть православных церквей и монастырей; но с VIII века должны были платитьбольшую подать и вообще много потерпели от магометан, так что многие их церкви были обращены в мечети, другие разрушены до основания, и некоторые из коптов приняли ислам . Абиссинцы или эфиопы живут преимущественно в Эфиопии под управлением митрополита. Предки их обращены были в христианство ап. Варфоломеем, а потом Фрументием; но в VI веке абиссинцы приняли евтихианство, и, подобно коптам, много потерпели от магометан. Яковиты живут преимущественно в Сирии, по р. Евфрату, под властью патриарха. Имя свое они получили отИакова Барадея или Занзала еп. эдесского (541–578 г.), – это был евтихианский епископ, который поддержал еретиков, преследуемых гражданской властью. Пелагиане. Пелагий (в V в.), британский монах, и товарищ его Целестий, учили: а) так как Адам через своё грехопадение не повредил своей природы, а потому потомки его – без всякой естественной порчи и без прародительского греха; то они могут одними естественными силами достигать нравственного совершенства и не нуждаются в сверхъестественной, благодатной помощи; б) смерть есть закон природы, а не наказание за грех , потому что Адам сотворен смертным, так что он должен был умереть, хотябы и не согрешил, потому что природа его была смертная. Это лжеучение осуждено было на многих соборах (более 20) и подробно рассмотрено и опровергнуто блаженным Августином .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Коренные же жители Египта, известные под именем коптов, поголовно державшиеся монофизитства, выбрали своего патриарха – коптского, и образовали, таким образом, коптскую монофизитскую церковь . Египетские монофизиты называли себя коптскими христианами, православных же – мельхитами (содержащими императорское вероучение). Число коптских христиан простиралось до пяти миллионов. Вместе с коптами уклонились к монофизитству и абиссинцы и также образовали еретическую церковь в союзе с коптской. В Сирии и Палестине монофизитство вначале не так прочно утвердилось, как в Египте; Юстиниан всех епископов и пресвитеров, державшихся монофизитства, низлагал и ссылал в заточение, вследствие чего монофизиты оставались без учителей. Но одному сирийскому монаху, по прозванию Барадей, удалось обьединить всех монофизитов Сирии и Месопотамии, и устроить монофизит-ское общество. Рукоположенный низложенными Юстинианом монофизит-скими епископами в епископа всех монофизитов Сирии и Месопотамии, Иаков Барадей в продолжение более тридцати лет (541–578 гг.) с успехом действовал в пользу монофизитов. В одежде нищего ходил он по странам, населенным монофизитами, посвящал епископов, пресвитеров, даже устроил монофизитский патриархат в Антиохии. От этого Иакова Барадея монофизиты Сирии и Месопотамии получили название иаковитов, яковитов, с каковым остаются и до настоящего времени. Армянская церковь также отпала от союза с Церковью Вселенской, впрочем, не потому, что усвоила себе монофизитское учение, а потому, что вследствие некоторых недоразумений не приняла постановлений Четвертого Вселенского Собора и послания папы Льва Великого . Недоразумения были такого рода. На Халкидонском Соборе (451 г.) представителей Армянской Церкви не было, поэтому ей не известны были в точности поставновления этого Собора. А между тем в Армению приходили монофизиты и распространяли ложный слух, что на Халкидонском Соборе восстановлено несторианство. В 536 г. на соборе в Тиве Халкидонский Собор был осужден. С этого времени Армянская церковь отпала от союза с Церковью Вселенскою и образовала из себя, как видно из предыдущего, не столько еретическое общество, сколько раскольничье, так как в учении о естествах в Иисусе Хритсе она была согласна с учением, утвержденным Церковью, и разнилась только в словах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такая участь постигла прежде всего Евтихия, патриарха Константинопольского. Впрочем Юстиниан скоро умер (565 г.), и возникавшие было замешательства в Церкви прекратились. Монофизиты между тем окончательно сформировались в отдельные от Православной Церкви общества. В Александрии в 536 году поставлен был новый православный патриарх, но его признала только небольшая часть египтян, преимущественно греческого происхождения. Коренные же жители, древние египтяне, известные под именем коптов, поголовно державшиеся монофизитства, выбрали своего патриарха, так называемого коптского, и образовали, таким образом, коптскую монофизитскую церковь . Египетские монофизиты называли себя коптскими христианами, православных же – мельхитами (содержащими императорское вероучение). Число коптских христиан простиралось до пяти миллионов. Вместе с коптами и абиссинцы уклонились к монофизитству и также образовали еретическую церковь в союзе с коптской. В Сирии и Палестине монофизитство вначале не так прочно утвердилось, как в Египте; Юстиниан всех епископов и пресвитеров, державшихся монофизитства, низлагал и ссылал в заточение, вследствие чего монофизиты оставались без учителей. Но одному сирскому монаху Иакову, по прозванию Барадей, удалось объединить всех монофизитов Сирии и Месопотамии и устроить монофизитское общество. Рукоположенный низложенными Юстинианом монофизитскими епископами в епископа всех монофизитов Сирии и Месопотамии, Иаков Барадей в продолжение тридцати с лишком лет (541–578 гг.) с успехом действовал в пользу монофизитства. В одежде нищего ходил он по странам, населенным монофизитами, посвящал епископов, пресвитеров и, наконец, даже устроил монофизитский патриархат в Антиохии. От этого Иакова Барадея монофизиты Сирии и Месопотамии получили название иаковитов, или яковитов, с каковым остаются и до настоящего времени. Армянская Церковь также отпала от союза с Церковью Вселенской, впрочем, не потому, что усвоила себе монофизитское учение, а потому, что вследствие некоторых недоразумений не приняла постановлений Четвертого Вселенского Халкидонского собора и послания папы Льва Великого .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ко времени вступления на престол имп. Юстина II (565-578) религ. ситуация в Александрии была весьма сложной. Патриарх Аполлинарий управлял правосл. частью общины; гайниты считали своим патриархом Дорофея (565-580); копты-яковиты, сторонники Феодосия, избрали ему в преемники мон. Феодора, но протесты александрийского клира и мирян заставили их отказаться от первоначального выбора, и патриархами этой партией последовательно признавались Петр IV, Дамиан, Анастасий и Андроник. В течение этого периода копт. община терпела притеснения от властей: после изгнания Феодосия у его сторонников были отобраны все храмы, и они построили («обновили») церкви Ангелион и святых Космы и Дамиана. Петр IV, бывш. монах из Энатона, должен был избрать местом своего пребывания храм близ своего мон-ря, в 9 милях от Александрии. В начале своего правления он поставил 70 епископов, противостоявших православной иерархии. Патриарх Дамиан, сириец, подвизавшийся в мон-ре Энатон, после избрания пребывал в Фаворском мон-ре. Копт. патриарх Анастасий жил в разных мон-рях, лишь навещая в Александрии свою общину, к-рая имп. указом была лишена храма Космы и Дамиана (впрочем, др. источники сообщают, что в его правление многие храмы были построены или возвращены от мелькитов). Лишь патриарх Андроник, происходивший из богатой и влиятельной александрийской семьи, мог оставаться в городе во время своего правления. Положение копт. общины осложнилось в это время столкновениями с антиохийскими яковитами. Александрийский мон. Павел Мавр, избранный под влиянием Иакова Барадея на Антиохийскую кафедру, претендовал одновременно на патриаршество и в своем родном городе. Заручившись поддержкой низложенного Феодора Александрийского, Павел столкнулся с сопротивлением Петра IV. Результатом стал раскол между егип. и сир. монофизитами. Попытки Барадея, дважды посещавшего Александрию, добиться воссоединения не принесли успеха. Петр Каллиникский , занявший Антиохийский престол после смещения Павла, посетил Александрию; но позже сам писал по вопросу о Св. Троице против Дамиана Александрийского, претендовавшего на главенство над монофизитами по смерти Барадея (578), в результате чего раскол еще более углубился. Лишь Антиохийскому патриарху Афанасию Камилиту удалось во время своего визита в Александрию к патриарху Анастасию (614 или 616) восстановить церковный мир между Египтом и Сирией.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Сирийский монах Иаков, известный под прозванием Барадей (от сир. Бурдъайа– «носящий лоскутный плащ», который, по преданию, был обычной одеждой этого епископа-аскета), стал наиболее деятельной фигурой среди антихалкидонитов эпохи Юстиниана. Ревностный защитник «одной природы», проживавший в Константинополе под опекой Феодоры, он в 541 или 542 г. при загадочных обстоятельствах был рукоположен во епископа: номинально – на кафедру Эдессы, а фактически – «митрополитом с вселенским масштабом полномочий». Считается, что епископскую хиротонию Иакова совершил тогдашний глава монофизитов Феодосий Александрийский, хотя надежными источниками это не подтверждается. Отправившись на Восток в качестве миссионера, Иаков за 37 лет своих странствий в обличии нищего паломника рукоположил десятки тысяч священников и порядка 90 епископов (по Иоанну Эфесскому – 89 епископов и 2 патриархов), фактически из ничего создав в Сирии и Египте многочисленную антихалкидонитскую иерархию, по его имени получившую название яковитской. Таким образом, если ранее речь шла о разногласиях по поводу Халкидона внутри общеимперской Церкви, то ко времени кончины Барадея на территории Антиохийского и Александрийского Патриархатов появились параллельные церковные структуры, противостоявшие официальной (мелькитской, т.е. императорской) церкви. Обычно данный факт преподносится как полный провал церковной политики Юстиниана. Но так ли это? Характер и масштаб «подпольной» деятельности Иакова Барадея, как и эпизоды из биографий других известных монофизитов (таких как Иоанн Эфесский), заставляют усмотреть в допускавшихся к ним «послаблениях» продуманный план, направленный на достижение церковного единства. Некоторые современные исследователи считают, что деятельность Барадея контролировалась императором и была одним из этапов по подготовке разрозненных антихалкидонских группировок к подписанию унии. Что же касается современных антихалкидонских церквей – Коптской в Александрии и Сиро-яковитской (или Сиро-ортодоксальной) в Антиохии, – то их оформление завершилось много позднее, в условиях персидской, а затем арабской оккупации Востока в VII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И. Э. не вмешивался в борьбу Иакова Барадея против монофизитского патриарха Антиохийского Павла. Тем не менее в 580 г. И. Э. присутствовал на большом собрании представителей монофизитской иерархии, которое состоялось в К-поле по инициативе гассанидского царя Мунзира ибн Хариса. В 581 г., после смерти Иакова Барадея, его сторонники обратились к И. Э. с посланием и просили, чтобы он поддержал их лидера Петра Каллиникского , которого они поставили патриархом Антиохии в противовес Павлу. И. Э. отказался, упрекнув своих адресатов в презрении к каноном, поскольку Павел не был лишен кафедры на законных основаниях. В описании распри И. Э. осуждает обе партии за нежелание идти на соглашение и рассмотреть взаимные претензии на беспристрастном суде. Признавая заслуги Иакова Барадея, И. Э. относился к нему критически, сожалея о расколе в среде монофизитов, который происходил в условиях начавшихся в 70-х гг. VI в. гонений со стороны офиц. властей. В 565-571 гг. имп. Юстин II пытался добиться примирения с монофизитами, однако его усилия не увенчались успехом, и в 571 г. начались преследования монофизитов, жертвой которых вскоре стал в т. ч. и И. Э. О его жизни в 70-80-х гг. VI в. многое известно из сохранившейся 3-й ч. «Церковной истории». Весной 571 г. патриарх К-польский Иоанн III Схоластик, возможно по личной инициативе, задержал в К-поле неск. монофизитских епископов, в т. ч. и И. Э. Патриарх предложил арестованным пойти на соглашение с православными на основе примирительного послания 433 г. св. Кирилла, архиеп. Александрийского, Иоанну I, архиеп. Антиохийскому. Монофизиты соглашались при условии анафематствования IV Вселенского (Халкидонского) Собора и получили уклончивое обещание патриарха, что это будет сделано после восстановления общения монофизитов с халкидонитами. В результате И. Э. и его сподвижники уступили и присоединились к литургическому общению с православными. Однако, когда они вновь напомнили патриарху о проблеме Халкидонского Собора, тот сослался на авторитет Рима и предложил им самим обратиться к папе и поступить в соответствии с его распоряжением. В ответ монофизиты демонстративно разорвали общение с патриархом и немедленно были арестованы. И. Э. описывает характер и поступки Иоанна III Схоластика в самых мрачных тонах, утверждая, что даже православные, зная непримиримость своего патриарха, сочувственно относились к арестованным епископам.

http://pravenc.ru/text/471574.html

Указывалось, что ненужных споров о Лицах (в Троице) и о терминологии следует избегать. Способ выражения указа был умеренным, по сути это была декларация неохалкидонизма. Халкидонский Собор не упоминался, так что монофизитов можно было склонять к принятию церковного общения с дифизитами. Но, по замечанию Евагрия, монофизиты, хотя и нашли указ «православным», не приняли его ввиду последних слов: «Обычай и порядок, царившие доселе в Церкви, во всем неизменные и не допускающие никаких новшеств, остаются в силе на все последующие времена» ( Evagr. Schol. Hist. eccl. V 4). Эту конечную вставку можно считать успехом правосл. партии, сведшей на нет все компромиссные усилия императора с выражением «одна природа» и с умолчанием о Халкидонском Соборе ( Кривушин. 2003. Т. 3. С. 17. Примеч. 21). Неуступчивость монофизитских епископов истощила терпение императора, и против них снова было воздвигнуто преследование, которое не прекращалось до его смерти († 578). По мнению Грацианского, имп. Юстин II в своей политике пытался реализовать подготовленный имп. Юстинианом I план по организации объединительного Собора с монофизитами, но потерпел в этом неудачу ( Грацианский. 2009). Имп. Тиверий I (578-582) продолжил преследования монофизитов, хотя и непоследовательно. Военные конфликты на Балканах и против Персии занимали его главное внимание, а разделенность монофизитов, особенно после смерти Иакова Барадея (30 июля 578), делала их менее угрожающими. Принц аль-Мунзир ибн аль-Харис, царь союзных Византии арабов, покровитель Павла Антиохийского, поставил задачу восстановить единство между павлитами, яковитами, александрийцами с их патриархом Дамианом Александрийским (578-607) и большинством монофизитов. Встреча всех этих партий была назначена в К-поле ( Ioan. Ephes. Hist. eccl. IV 39-40). Ее участники подписали мирное соглашение, но вскоре снова возник раздор, в частности по поводу поставления яковитского кандидата Петра Каллиникского в патриарха Антиохийского в 581 г. (Ibid. 42). Наследник Тиверия имп.

http://pravenc.ru/text/2564126.html

С другой стороны, в 112 гл. Мосх сообщает про себя, что он «в начале (– ν τας χας», MPSG, 87з, 2976) царствования Тиверия» (578–582 гг.) был в Египте (откуда вернулся не ранее 590 г., см. ниже). След., в Илиотской Лавре Мосх жил не позднее 578–579 гг., хотя эта крайняя дата может быть подвинута несколько назад. Дело в том, что неизвестно, из какого монашеского пункта он отправился в Египет. Как уже знаем, до этого путешествия Мосх пребывал в лавре Илиот; после же выполнения поручения мы встречаем его, в 594 году, в Лавре Феодосия. – Не скорее ли нужно думать, что именно из Лавры Феодосия и был посылаем Мосх в Египет для протпводействия монофизитским волнениям, раздиравшим Александрийскую Церковь : т. е. из той Лавры, которая уже заявила себя защитницей Православия, и против тех же еретиков? (См. Сладкопевцев, Древн. Палест. Обители, вып. 2., стр. 95). Fleury (Hist. Eccles., t. VIII, p. 667) же прямо говорит, что Мосх был послан в Египет (в 578 г.) начальником Лавры Феодосиевой. Если это так, то цифра годов, отводимых для Илиотской Лавры, должна быть отодвинута несколько назад: в 578 году Мосх пребывает уже в Феодосиевой Лавре. След., в Лавре Илиот Иоанн жил не позднее 578 года, а общий десятилетний период падает на 568–578 годы. Указанная цифра получается благодаря следующим сопоставлениям. Согласно данным 42 главы Мосх жил в Лавре Фаран в то время, когда там умер старец авва Авксанон, бывший синкел Патриарха Евстохия, †563 года; след. для Фаранского периода Мосхова иночества этим отмечается событие, происшедшее после 563 года. С другой стороны, по поводу смерти иного Фаранского аввы, Косьмы, явившегося в начале Патриаршества Григория (569–593 гг., – по арабскому списку Антиохийских Патриархов Иоанна Жеми [Восток Христианский, Еп. Порфирия Чигиринского, стр. 78–80]; – или 573–596, – по собственным вычислениям Пр. Порфирия [см. там же, ч. III, стр. 62, список; эта цифра удержана и Сергием Арх., Месяцеслов, II. 687]) в Антиохию и там вскоре скончавшегося, Мосх замечает: «τοτ τ ββ Κοσμ γ παβαλον ες τν λααν Φαν .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его деятельность в Палестине продолжалась 12 лет, до самой его смерти. 872 Виновные в тритеизме пробыли в ссылке три года; затем Конон вернулся в Константинополь, где и пропагандировал свое учение. Иоанн Филопон написал другой трактат в двух книгах, в котором разбирал вопрос о воскресении мертвых и, сближаясь с учением Оригена , отрицал воскресение человеческого тела для вечной жизни. Это новое развитие тритеизма раскололо партию на два лагеря. Конон и его приверженцы не признали нового трактата Филопона, но Афанасий стал на сторону Иоанна. Единомышленные недавно Афанасий и Конон анафематствовали друг друга. В завещании, которое составил Афанасий, он вписал кроме императора и императрицы, как главных наследников, Конона. Ему было предоставлено получить из состояния Афанасия десять фунтов золота и затем получать ежегодно по два фунта. Когда они разошлись, Афанасий хотел переделать завещание, но скоропостижно умер, не успев привести этого в исполнение. Конон получил отписанные ему деньги. Свидетелем по делу о завещании был вызван Иоанн Эфесский, который воспользовался этим случаем, чтобы сделать Конону внушение, оставшееся бесплодным. Конон и его приверженцы действовали весьма энергично, и по всему Востоку и в Александрии шла борьба между партиями, оспаривавшими друг у друга истину. 873 Так монофизитская церковь разлагалась на секты, враждебные друг другу и проявлявшие свою нетерпимость в ожесточенной борьбе. Патриарх Иоанн в своих сношениях с монофизитами питал надежду склонить их к воссоединению с господствующей церковью и общению в таинстве евхаристии. Павел Антиохийский и Иоанн Эфесский дали себя уговорить и вступили в общение; но немедленно затем отказались, и Павел бежал из Константинополя, так как его пребывание превратилось в заключение. 874 Измена Павла вызвала против него большое негодование в церкви Якова Барадея, и хотя он опять отрекся от общения с «синодитами», но это не помогло, и в Сирии начался раздор между павлитами и яковитами, который длился до самой смерти Якова Барадея, последовавшей в 578 году, продолжался же и потом.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010