Московская духовная академия получила в дар от Сербской Церкви частицу мощей священномученика Платона Баня-Лукского 07.11.2023 14:53:17 МОСКВА 5 ноября 2023 года преподаватели и студенты Московской духовной семинарии и академии, духовенство и прихожане академического Покровского храма, а также многочисленные гости Свято-Троицкой Сергиевой лавры стали свидетелями и участниками исторического события в жизни духовной школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия Московской духовной академии в дар от Сербской Православной Церкви была передана частица мощей священномученика Платона (Йовановича), епископа Баня-Лукского, окончившего МДА в 1901 году. Как сообщает пресс-служба МДА , перед Божественной литургией у врат Покровского академического храма состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей. Святыню сопровождали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Баня-Лукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Баня-Лукской епархии настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Ректор Московской духовной академии, наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл приветствовал членов сербской делегации. Затем под пение тропаря священномученику Платону совместно с академическим духовенством, учащими и учащимися гости из Сербии прошли в Покровский храм, где была совершена Литургия. Сербская Православная Церковь также передала в дар академии икону священномученика Платона, написанную по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема специально к этому дню. На протяжении всего богослужения святыни находились на аналоях в центре храма для поклонения верующих. Возглавил Божественную литургию епископ Сергиево-Посадский Кирилл в сослужении иерархов Сербской Церкви епископа Моравичского Антония и епископа Марчанского Саввы, академического духовенства и гостей в священном сане.

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

После заамвонной молитвы архиереи и духовенство совершили славление священномученику Платону перед его иконой и частицей честных мощей. В слове после богослужения епископ Моравичский Антоний передал всем присутствовавшим благословение Святейшего Патриарха Порфирия, отметив, что по благословению Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей сербская делегация в ответ на просьбу Московской духовной академии доставила и передала этой духовной школе частицу мощей ее выпускника — священномученика Платона (Йовановича). «На протяжении веков несколько сот сербов закончили это святое училище в стенах обители преподобного Сергия. Но судьба судила Платону стать мучеником и исповедником за православную веру во время Второй мировой войны, когда хорватские усташи замучили его до смерти», — отметил представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси. Он поблагодарил епископа Кирилла за любовь и поддержку по отношению к студентам-сербам, которую он проявлял, будучи преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, и проявляет ныне в качестве ректора Московских духовных школ: «И сейчас студенты-сербы учатся в этих святых стенах. Дай Бог, чтобы они следовали примерам русских подвижников, всех святых земли Русской, ощутили благодать Божию и благочестие русского народа и в дальнейшем могли свидетельствовать о Христе». Епископ Марчанский Савва выразил радость в связи с тем, что он имел возможность участвовать в общей молитве и прославить в этом академическом храме священномученика Платона, исповедника и мученика Церкви Христовой. «Прославляя мучеников, мы воздаем почитание тем, кто собственной жизнью, своим делом засвидетельствовал свою веру, исполнил Евангелие Христово, — подчеркнул архиерей. — Слово " мученик " в переводе с греческого языка означает " свидетель " . И мы сегодня благодарны, что нам дарована возможность в храме академии, которую святой Платон окончил 122 года назад, помолиться и прославить сего человека, который своей жертвой выполнил евангельский призыв. Когда ему было сказано уйти из города Баня-Луки, покинуть свое словесное стадо, он сказал: " Я не уйду, я законный епископ здесь, и это моя законная паства " . За это он пострадал в 1941 году и впоследствии был прославлен в лике святых. Его мощи покоятся в нашем соборном храме в Баня-Луке, и наш правящий архиерей епископ Баня-Лукский Ефрем с большой радостью отозвался на просьбу ректора Московской духовной академии и с нашей делегацией направил частицу мощей святого Платона на постоянное пребывание в этой духовной школе — на благословение и освящение всем учащим и учащимся, а также всем тем, кто с любовью будет приступать и молиться святому Платону».

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

Членов делегации Сербской Православной Церкви в ходе посещения Троице-Сергиевой лавры сопровождал сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата А.Ю. Хошев. Священномученик Платон, епископ Баня-Лукский (в миру Миливое Йованович), родился 29 сентября 1874 года в Белграде. Учился в гимназиях в городах Вранье и Нише, затем поступил в Белградскую семинарию. В семинарии принял монашеский постриг. По окончании семинарии и рукоположении в иеромонаха направлен в 1896 году Сербским митрополитом Михаилом (Йовановичем) на Московское Сербское подворье. Вскоре иеромонах Платон поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1901 году со степенью кандидата богословия. По возвращении из России поставлен вначале старейшиной монастыря Раковица, вскоре стал доцентом в Белграде. Как профессор отец Платон работал в Алексинце и Ягодине, в то время был возведен в сан архимандрита. Во время Балканских и Первой мировой войн архимандрит Платон был бригадным священником. Некоторое время исполнял послушание администратора Охридской епархии, во время оккупации находился в Сербии и с помощью связей за границей помогал всем несчастным, особенно сиротам и вдовицам. В 1932-1938 годах Патриарх Варнава (Росич) поставил его управляющим монастырской типографией в Сремских Карловцах и редактором «Вестника Сербской Патриархии», в 1934-1936 годах отец Платон был старейшиной монастыря Крушедол. В 1934 году архимандрит Платон был избран епископом Моравичским. Хиротонию 4 октября 1936 года в Сремских Карловцах совершили Патриарх Варнава, митрополит Загребский Досифей, епископ Бачский Ириней и епископ Сремский Савва, а также русские архиереи — Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) и епископ Бостонский Макарий. 22 июня 1938 года епископ Платон был избран на Охридско-Битольскую кафедру, а 8 декабря 1939 года переведен в Баня-Луку. С началом немецкой оккупации Югославского королевства начались страдания православных сербов в Боснии. 10 апреля 1941 года новые власти «независимого государства Хорватия» приказали архиерею покинуть его епархию, так как он был серб и родом из Сербии, на что владыка ответил твердым отказом и выразил готовность оставаться со вверенной ему паствой. 4 мая 1941 года ему было вновь приказано немедленно удалиться под страхом ареста, после чего епископ обратился к католическому епископу Гаричу, чтобы тот убедил ответственного офицера позволить ему остаться хотя бы на несколько дней, чтобы собрать вещи. Гарич успокоил епископа Платона, но в ту же ночь, на 5 мая, хорватские усташи схватили болевшего епископа вместе со священником Душаном Суботичем и вывезли из Баня-Луки. За городом их убили, а тела бросили в реку Врбанью. Это было делом рук усташа Асима Челича.

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

  Слово в субботу 2-й седмицы Великого Поста Память сорока мучеников Севастийских   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник сорока мучеников Севастийских всегда был большим торжеством в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины, которая последовала в начале IV века, в 313 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа уже перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство, Православие, утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и перед самой победой, накануне этой победы кто-то принимает смерть. Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Но их смерть была особенно славной, потому что одновременно они были искушаемы возможностью избавиться от страданий: на берегу озера была растоплена баня, и каждый из них имел возможность оставить место своих мучений и прибегнуть к этому спасению. Баня же - это не просто баня, как мы можем сейчас подумать. В те времена баня была общественным клубом, в котором протекала вся жизнь, - все, что ищет человек, не знающий Бога. Но для них такое спасение было бы гибелью. Этот подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов все-таки не выдержал и поступил именно так: предпочел безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По какому-то непостижимому промыслу Божьему ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде, никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на этих страждущих, он закричал: " И я христианин! " - и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу. Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе каждый оказывается перед этим выбором в разные периоды жизни, и он должен что-то предпочесть. Жизнь так устроена: либо мы должны пожертвовать Христом, либо пожертвовать своим благополучием. Ни один человек не может обойти этот выбор.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_18...

«Он весь ушел в работу, закрыл свою мастерскую, и три года благоговейно и настойчиво работал дома, пока не закончил свой шедевр. Металлическая корона Богородицы была украшена алмазом величиной с небольшой лесной орех, и еще несколькими поменьше, которые вынули и украли офицеры и солдаты пресловутой - сказано в монографии об иконе. Впоследствии икону несколько раз переписывали, кажется, в 16 веке. Подлинный красочный слой сохранился на ликах, но точную очередность позднейших записей трудно определить без снятия воска, покрывающего сейчас всю поверхность. Уникальная иконографическая особенность Богородицы Чайничской - то, что Она держит Богомладенца Христа не на левой, а на правой руке. Согласно преданию, это связано с тем, что святому Луке при написании этой иконы позировала Сама Богородица. Подобный нерукотворный образ Богородицы имел центром своего культа монастырь Абрамитов в Константинополе. Существует относительно небольшое число фресок и икон подобного типа: Богородицы с Богомладенцем на правой руке - благодетельницы и помощницы нуждающимся. Подобный иконографический тип представлен в образах Богородицы Хиландарской (13 в.), Богоматери Знамение (Эпискепсис) из церкви святого Врача в Охриде (вторая половина 14 в.) - и в образе Богородицы Чайничской. Путешествие святыни Существует мнение, что чудотворная икона сначала принадлежала семье Неманичей. Потом царь Урош, благополучно исцелившись от долгой болезни, в благодарность пожертвовал чудотворный образ монастырю Баня. Там икона находилась до того времени, когда мощи святого Саввы вынесли из монастыря Милешева для сожжения, а монастырь Баня в том же турецком походе сожгли и ограбили. Кто-то из крестьян спас икону из огня и принес в Чайниче, где она потом 370 лет простояла в старой церкви, после чего ее перенесли в новую. В 1868 г. прошел слух о том, что монастырь Баня будет восстановлен, и икону вернут обратно, что взбудоражило все Чайниче, причем не только православных, но также мусульман, католиков и евреев, хотевших даже с оружием в руках воспрепятствовать этому, так что икона осталась в Чайниче. Когда во время Второй мировой войны итальянцы произвели взрыв, частично обрушив новый храм и ограбив его, сербы из Чайниче спасли часть церковных книг и икону. Ее спрятали в одном сербском доме, потом перенесли в церковь в селе Стреняча, между городками Чайниче, Фоча и Плевля, и наконец, для большей надежности, в одну пещеру. Опасаясь возможности осквернения святыни, благочестивые люди выставили перед пещерой круглосуточную охрану. В маленькой пещере периодически совершалось богослужение, и народ на коленях протискивался через узкий вход, чтобы помолиться перед чудотворным образом.

http://pravicon.com/info-3712

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 23 марта (5 апреля) Священномученик Макарий Квиткин Священномученик Макарий родился в 1882 году в городе Орске Оренбургской губернии в семье крестьянина Федора Квиткина. Окончив учительскую семинарию, Макарий несколько лет работал учителем в сельских школах в Орском уезде. В 1917 году он был рукоположен во священника и служил сначала в селе Александровка Орского уезда, а затем в храме во имя преподобного Серафима Саровского в Форштадте, пригороде Оренбурга, куда был приглашен как принципиальный противник живоцерковников, известный своей бескомпромиссностью в отстаивании православия. В двадцатых годах храм был закрыт, и архиерей благословил отца Макария перейти служить в Николаевскую церковь в Форштадте. В 1925 году отец Макарий переехал с семьей в Оренбург; первое время они жили у трех сестер монахинь, а затем сняли у некой вдовы квартиру и купили небольшой участок земли, на котором была выстроена баня, и собирались построить на нем дом. Но к вдове вскоре переехал ее сын-коммунист и потребовал, чтобы священник покинул их дом. Пришлось отцу Макарию приспосабливать под жилье баню. Выбросив из нее лишнее, он переложил печь, пристроил к ней небольшие полати, поставил стол, кровать и сундук для одежды. Спать приходилось на сундуке, на полатях и на полу; маленькая комната служила семье священника и кухней, и столовой, и спальней. Баня находилась в нескольких кварталах от храма, в котором служил отец Макарий, и когда священник шел с детьми на службу, на улице их встречали школьники-пионеры и бросали в них песком, а иногда и камнями. Но отец Макарий велел детям не отвечать на это. Несколько раз безбожники предлагали отцу Макарию отречься от Бога через газету, взамен обещая место учителя или директора школы, но священник категорически отверг эти предложения. В 1929-1930-м годах сотрудники ОГПУ арестовали по всей стране тысячи верующих людей под предлогом непризнания ими политики митрополита Сергия и его декларации, не исключая епископов, лояльно настроенных к митрополиту Сергию.

http://fond.ru/kalendar/347/makariy/

Спросите сегодня наших прихожан — можно ли священнику ходить в городскую баню, могут ли они представить себе, что апостолы мылись в общих банях. Ответ вы получите возмущенно-отрицательный: «Баня — место блудное и скверное, и негоже святыню смешивать с грязью». Но древнейшая церковная история знает о другом восприятии бани — как места встречи с людьми. Священномученик Ириней Лионский в середине Il века слышал отсвященномученика Поликарпа Смирнского, личного ученика апостола Иоанна, что апостол, придя как-то помыться в баню, узнал, что тут же находится и еретик-гностик Керинф. Тогда Иоанн вскочил с места и выбежал вон, сказав своим спутникам: «Убежим, чтобы не упала баня, потому что в ней враг истины, Керинф» (Ириней Лионский. Против ересей. 3, 3, 4; Евсевий Кесарийский. Церковная история. 3, 28). А Карфагенский собор 411 г. вообще проходил в банях . Разлад между первым миссионерским повелением и последующим чуранием мира виден из сопоставления апостольских слов и канонов. Апостол: Если кто из неверных позовет вас, и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести (1 Kop 10:27). Канон: «Некоторыемонахи по-видимому держат правую веру и терпели много гонений за истину, но общаются и вкушают пищу с еретиками и считают это дело безразличным, соблюдая только следующие три условия: чтобы не принимать благословения от еретиков, не петь вместе с ними, когда они предначинают, и не участвовать в приобщении хлеба их. Это противно постановлениям Святых отцов» . Но блаж. Феодорит Кирский по поводу апостольских слов замечает: «невозможно было бы уловлять неверных, прекратив сообщение» . В августе 2007 года вспыхнула дискуссия — можно ли церковные изображения использовать на этикетках или на деньгах. И в очередной раз Церкви надо выбрать одно из двух — или мы хотим донести свое слово до максимального количества людей, и тогда умножается число носителей священных знаков, текстов или изображений, которые могут обращаться с ними, как с обычной бумажкой. Или, напротив, мы считаем, что мир — источник скверны и надо защитить наши святыни от кощунственного соприкосновения. Такое мнение неоднократно в истории Церкви возникало, но каждый раз оно отвергалось. И изображение ликов святых на деньгах — традиция отнюдь не советская, а гораздо более древняя, еще византийская.

http://predanie.ru/book/80093-perestroyk...

Новые ее подруги поведали ей все о Христе: о Его неизреченном Божестве, о воплощении Его от Пречистой Девы Марии, о Его вольном страдании и воскресении, также о будущем суде, о вечном мучении идолопоклонников и нескончаемом блаженстве верующих христиан в Царстве Небесном. Слушая обо всем этом, Варвара ощущала сладость в сердце, пламенела любовью ко Христу и желала принять крещение. Случилось в то время одному пресвитеру придти в Илиополь под видом купца. Узнав о нем, Варвара пригласила его к себе и тайно научилась от него познанию Единого Создателя всего и Вседержителя Бога и вере в Господа нашего Иисуса Христа, чего издавна горячо желала. Пресвитер, изложив ей все тайны святой веры, крестил ее во Имя Отца и Сына и Святого Духа и, наставив ее, удалился в свою страну. Просвещенная крещением, святая Варвара воспламенилась еще большею любовью к Богу, и подвизалась в посте и молитве день и ночь, служа Господу своему, Ему же уневестилась, давши обет сохранять в непорочности свое девство.    Тем временем производилась, согласно приказанию Диоскора, постройка бани. Однажды святая Варвара сошла со своей башни посмотреть на постройку, и увидев в бане два окна, спросила рабочих.    – Зачем вы устроили только два окна? Не лучше ли сделать три окна? Тогда и стена будет красивее, и баня светлее.    Работники отвечали:    – Так велел нам отец твой, чтобы мы устроили на юг два окна.    Но Варвара настоятельно требовала, чтобы они устроили три окна (во образ Святой Троицы). И когда они не хотели этого сделать, боясь ее отца, она сказала им:    – Я заступлюсь за вас перед отцом и отвечаю за вас, а вы сделайте то, что я вам приказываю.    Тогда рабочие, по ее желанию, сделали в бане третье окно. Была там, как сказано, купальня, при которой баня и строилась. Купальня эта обложена была тесаными мраморными камнями. Святая Варвара, придя однажды к этой купальне и воззрев на восток, начертала перстом на мраморе изображение святого креста, которое так ясно отпечатлелось на камне, как бы выбито было железом.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Преподобный Ефрем, не желая навлекать на обитель княжеской немилости, отправился к тому времени странствовать по святым местам. Посетив святую гору Афон, он поселился в одном из константинопольских монастырей. Здесь святой Ефрем по просьбе преподобного Феодосия († 1074; память 3/16 мая и 14/27 августа) списал Студийский устав и переслал его в Киев. Получив устав, преподобный Феодосий ввел его в Киево-Печерской обители. По возвращении из путешествия по святым местам прп. Ефрем оставался в монастыре очень недолго. После 1072 года преподобный Ефрем был поставлен епископом в Переяславль и носил титул митрополита. Хиротонисан он был в Киеве при митрополите Киевском Иоанне (1073–1089). Приняв святительский сан, св. Ефрем с особенным усердием начал устроить в своей епархии церкви Божии, и в этом добром деле Бог помогал ему. Он украсил Переяславль многими прекрасными церквами и гражданскими зданиями, по греческому образцу возвел вокруг города каменные стены. Среди прочих, по свидетельству современников, особенно выделялись церковь Архистратига Михаила, надвратные церкви святого великомученика Феодора и святого апостола Андрея Первозванного. Прп. Нестор Летописец († ок. 1114; память 27 октября/9 ноября) пишет: «Заложи (Ефрем) банное строение, сего же не бысть прежде в Руси и град бе заложи камен от церкви святаго Феодора». Прп. Нестор под словом «город» разумеет здесь ограду церковную, а банным строением называет особенное здание, где ставили купель для взрослых людей. Святитель Ефрем первый начал строить крестильницы при церквах. Такие здания, до того времени неизвестные в России, действительно бывали при древних церквах христианских (например, в Софийской Цареградской) и назывались баптистирион. Слово «баня» и в Новом Завете употребляется в смысле крещения («баня пакибытия»). Прп. Ефрем завел больницы, где даром лечили бедных. Но все эти прекрасные здания были разрушены и уничтожены во время татарского нашествия. Сей святитель, как пишут, уставил торжествовать 9 мая перенесение мощей святителя Николая из Ликии в итальянский город Бар; ему же приписывается «Сказание» и «Похвальное слово Николаю Чудотворцу». В августе 1091 (1092) года святой Ефрем участвовал в перенесении святых нетленных мощей прп. Феодосия Печерского. Добродетельную жизнь свою святой Ефрем окончил мирной блаженной кончиной в 1096 году (по другим источникам, в 1098 г. или в 1105 г.). Честные мощи его были положены в созданной им церкви, а впоследствии перенесены и погребены в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

В ночь на 6 мая 1941 года усташские палачи арестовали тяжелобольного владыку и вместе с протоиереем Душаном (Суботичем) увезли из города. Их зверски замучили на берегу реки Врбани и бросили в ее воды. Изуродованные тела обоих мучеников были вынесены на берег волнами. Владыка тайно и без отпевания был похоронен на военном кладбище Баня Луки. После строительства Соборного храма в Баня Луке его святые мощи были перенесены в храм и захоронены перед иконостасом, после канонизации священномученика они помещены в раку и открыты для поклонения верующих. Никого из свидетелей мученической кончины владыки Платона не осталось в живых, или они нам неизвестны, но множество людей видели истерзанное, изуродованное тело. Все свидетельства очевидцев совпадают: на лице были видны следы чудовищных пыток – палачи резали нос и уши, рвали бороду; на теле – резаные, разъеденные солью раны, ожоги и следы от трех пуль. Мародеры оставили на теле лишь нижнее белье, кожаный пояс и ботинки. Только Господь знает всю меру его страданий и жестокости его мучителей. Нам известно одно: священномученик до конца, непоколебимо остался верен Богу, Православию и Сербии. Духовно созерцая величие его личности, его страдания, преклоняем колени и всем сердцем молимся: «Священномучениче владыко Платоне, архипастырю Банялукский, моли Бога о нас!». Тропарь, глас 8: Чаше Христовой сопричастниче И Апостолов сонаследниче, Священномучениче Платоне, Архипастырю Банялукский, Река Врбас стала рекой живота вечного, Который наследовал ты с паствою твоею, Что ради веры истинной пострадала с тобою, И ныне, Святителю, со всеми новомучениками, Моли Христа Бога и Спаса всех Спасти род наш православный. Кондак, глас 3: Церковь славит ныне своего Архипастыря, Платона, священномученика славного, И весь сонм новомучеников, За истину невинно пострадавших И Царство Небесное наследовавших, Вас ради славим Христа Бога и Спаса нашего. Священномученик Савва, епископ Горнокарловацкий Епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич) родился 6 июля1884 года в городке Мол, при крещении получил имя Светозар. Гимназию и Духовную семинарию окончил в известном духовном центре Сербии – Сремских Карловцах. Получил юридическое образование в Белградском университете.

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010