Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА [серб. Босна и Херцеговина; БиГ], гос-во в Юго-Вост. Европе, на Балканском п-ове. Расположена на территории 2 исторических областей Боснии и Герцеговины. Территория: 51,129 кв. км. Столица: Сараево (434 тыс. в 2002). Крупнейшие города: Баня-Лука, Мостар, Зеница, Тузла. Гос. язык - боснийский (латиница), серб. (кириллица) и хорват. (латиница). География. На севере, западе и юге граничит с Хорватией, имеет выход к Адриатическому м. (20 км побережья, г. Неум), на юго-востоке и востоке - с Сербией и Черногорией. Население: ок. 3,7 млн чел. (по данным Внешней торговой палаты БиГ на 2002). Ок. 1 млн чел. имеют статус беженцев в др. гос-вах. Этнические группы: боснийцы (славяне, принявшие ислам), сербы, хорваты (из-за военных действий 1992-1995 точных данных о национальном составе населения нет). Государственное устройство: в апр. 1992 г. мировое сообщество признало независимость БиГ от Югославии. По Дейтонским соглашениям (нояб. 1995), БиГ состоит из 2 образований - мусульмано-хорват. Федерации Боснии и Герцеговины (Сараево) и Республики Сербской (Баня-Лука), в каждом из к-рых есть президент, парламент и правительство. Органы власти единого гос-ва включают Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров. Высший законодательный орган - Парламентская ассамблея (скупщина), состоит из 2 палат: Палаты народов (15 депутатов избираются парламентами: по 5 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 5 сербов от РС) и Палаты представителей (42 депутата избираются прямым голосованием: по 14 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 14 сербов от РС). Высший орган исполнительной власти - коллегиальный Президиум, к-рый состоит из 3 членов: боснийца и хорвата, избираемых от территории Федерации БиГ, и серба - от территории РС. Религия Православие исповедует, по офиц. статистике, 31%, по данным Сараевской епархии, значительно больше 1/3 населения. На территории БиГ находятся 5 епархий Сербской Православной Церкви: Дабро-Босанская (кафедра в Сараеве), Баня-Лукская (кафедра в Баня-Луке), Бихачско-Петровацкая (кафедра в Босански-Петроваце), Захумско-Герцеговинская (кафедра в Требине) и Зворничско-Тузланская (кафедра в Зворнике). Римско-католическая Церковь объединяет 15-17% населения, с 1994 г. управляется епископской конференцией. Представлена архиеп-ством Врхбосна (кафедра в Сараеве), к-рому подчинены Баня-Луки, Мостар-Дувно и Требине-Мркан еп-ства (общее управление в Мостаре). Существует также униатская Крижевецкая епископия (Загреб, Хорватия), объединяющая ок. 5 тыс. верующих. 4% населения относят себя к протестантам ; действуют неск. иудейских общин . Приверженцы ислама, сунниты, составляют 40-44% населения страны. История

http://pravenc.ru/text/153243.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Сербский дневник Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов о пятом и шестом днях своего визита в Сербию 24.05.2011 922 Время на чтение 6 минут Главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов вместе с историком и публицистом Павлом Тихомировым находится в эти дни с визитом в Сербии. Мы будем регулярно публиковать отчеты главного редактора РНЛ о мероприятиях, в которых он принимает участие. Предлагаем читательскому вниманию сообщение Анатолия Степанова, в котором он рассказывает о днях, проведенных на Сербской земле. Первый отчет был опубликован на РНЛ 20 мая , второй – 21 мая , третий - 23 мая . В воскресенье вечером, совершив пятичасовой переезд, мы прибыли в город Баня-Лука, столицу Республики Сербской в составе Боснии и Герцеговины. Баня-Лука - старинный сербский город, довольно большой по местным меркам. В нем около 300 000 человек. Город раскинулся широко, на холмах и в низинах. Но центр города довольно компактен. Нас поселили в самой лучшей гостинице города, гостинице «Босна», которая находится в нескольких шагах от Скупщины (парламента) Республики Сербской и резиденции президента государства. Рядом находится величественный собор Христа Спасителя, по архитектуре напоминающий храм в знаменитом косовском монастыре Грачаница. Храм был разрушен хорватскими фашистами-усташами в 1941 году. Они намеревались превратить Баня-Луку в столицу своего независимого государства Хорватия, которое было создано под протекторатом фашистской Германии. После окончания войны на этом месте новые коммунистические власти Югославии установили памятник павшим за освобождение страны, чем практически сняли вопрос о восстановлении этого величественного собора. И только в 1989 году власти решились, наконец, на перенос памятника павшим на соседний сквер и на решение о восстановлении собора. Однако начавшаяся гражданская война замедлила темпы строительства, и только в прошлом году этот красавец-собор был восстановлен. Он и впрямь смотрится очень и очень величественно.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/05/24/se...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Ни в коем случае нельзя спешить с экстрадицией!» Известный политик Сергей Бабурин предлагает выяснить причины розыска Ратко Самаца у Республики Сербской, запросившей его выдачу 26.01.2016 803 Как сообщалось , 15 января в городе Кургане (Курганская область) был арестован и заключен под стражу воин сербской югословенской армии Ратко Самац для дальнейшей экстрадиции его на вражескую сторону, по запросу Республики Босния и Герцеговина, которая обвиняет его в убийстве населения в годы сербской войны 1991-1994 года. В постановлении Курганского городского суда говорится о том, что Ратко Самац находится в международном розыске по инициативе окружного суда города Баня-Лука, уголовное преследование поддерживает также Минюст республики Босния и Герцеговина. Решение суда было оформлено 22 марта 2013 года, арест в Кургане состоялся по инициативе городской прокуратуры. В судебном постановлении отмечается, что Самац скрывался от судебных органов Боснии и Герцеговины в России, и покидал в этот период ее территорию, а, значит, может вновь скрыться от правосудия, поэтому фигурант дела помещен в СИЗО до 21 февраля 2016 года. Председатель Союза писателей России Валерий Ганичев назначил члена Союза писателей и Союза журналистов России Елену Александровну Кибиреву общественным защитником Ратко Самаца, который является ее супругом. Ситуацию проанализировал в интервью «Русской народной линии» известный политик и специалист по геополитике Сергей Николаевич Бабурин : Ни в коем случае нельзя спешить с экстрадицией! Розыск предпринят по инициативе окружного суда города Баня-Лука, а не Сараево. Суд Баня-Луки – это боснийские сербы. Мы должны внимательно изучить вопросы боснийских сербов к Ратко Самацу. И только после тщательной проверки можно сказать что-то конкретно, потому что я уважаю своих сербских соратников и не могу игнорировать их мнение. Я надеюсь, что будут предприняты необходимые меры по изучению всех обстоятельств дела. Я настоятельно рекомендую защите затребовать реальные документы и основания для объявления в розыск сербского воина от сербской стороны, от столицы Республики Сербской Баня-Лука. Только после выяснения причин розыска Ратко Самаца принимать решение об его экстрадиции. В этом вопросе для меня вторична позиция Боснии и Герцеговины, а первично мнение Республики Сербской.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/01/26/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Референдум в Республике Сербской является шагом к выходу из состава Боснии и Герцеговины 04.10.2016 478 Время на чтение 5 минут Прошедший 25 сентября в Республике Сербской (РС) референдум о праве боснийских сербов ежегодно праздновать 9 января свой «День независимости» для неискушенного наблюдателя остался практически незаметным. Однако его последствия вполне могут создать серьезное напряжение не только в регионе, но и во всей системе международных отношений, где уже сегодня слышны обвинения в сторону РС и России в якобы их желании разжечь новую кровопролитную войну на Балканах. О том, что сербы готовят референдум и проведут его несмотря ни на какие угрозы и предупреждения, было известно давно. Такое стремление политической элиты Баня-Луки (фактическая столица РС) продемонстрировать свою национальную гордость, было обусловлено довольно сложными отношениями с остальной частью БиГ, где заправляют бошняки (сегодня - боснийские мусульмане). Пользуясь серьезной поддержкой Брюсселя и Вашингтона, руководство БиГ неоднократно демонстрировало абсолютное неуважение к сербским интересам, в том числе признав неконституционным право РС праздновать День независимости 9 января (в этот день в 1992 году состоялось первое заседание местного парламента, на котором республика провозгласила себя самостоятельным государством), так как эта дата «совпадает с православным праздником и ущемляет права боснийско-мусульманского меньшинства», проживающего в республике. 25 сентября нынешнего года оказалось, что сербы по-прежнему считают себя отдельной нацией и не потеряли чувство гордости. На избирательные участки пришло около 60% граждан, имеющих право голоса, из которых практически все (99,81%) проголосовали за сохранение праздника. По мнению западных наблюдателей, сам референдум и его итоги являются основой для выхода РС из состава БиГ в будущем. Якобы Баня-Лука, заручившись поддержкой России и Сербии, в этот раз прощупала общественное мнение, а теперь готовит новый референдум о своей независимости.

http://ruskline.ru/opp/2016/oktyabr/04/r...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Она завещала творить добро и правильно говорить правду Православная Россия простилась с матушкой Феодосией Анатолий Степанов   23:37 20.05.2014 3313 Время на чтение 6 минут 15 мая в день памяти святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба Страстотерпцев в своей келье в домике на окраине поселка Октябрьский, что близ города Скопин Рязанской области, отошла ко Господу великая молитвенница, Всероссийская старица схимонахиня Феодосия (Косоротихина) . 17 мая в поселковом Борисоглебском храме сонмом духовенства во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом и епископом Скопинским и Шацким Владимиром было совершено отпевание почившей Матушки. Совсем другими были мои планы на эти дни. 16 мая я должен был участвовать в молодежном форуме в Белгороде. А на следующий день лететь в Белград, откуда ехать в столицу Республики Сербской город Баня-Лука, где 19 мая открывалась традиционная конференция, посвященная расследованию массовых убийств сербов в хорватском концлагере Ясеновац. После известия о кончине Матушки планы пришлось менять, - в Сербию я не полетел, а из Белгорода пришлось уезжать раньше. Выезжать не без трудностей, поскольку поезд шел не из Белгорода, а со станции Ржава, что в поселке Пристень (никогда ранее не доводилось бывать в этой курской глубинке, где нет никаких указателей, где по дороге можно ездить разве что на бронетранспортере).

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/19/on...

Архиепископ Загреба Алоизие Степинац (на фото крайний справа) призвал католическое духовенство поддержать фашистский режим Анте Павелича Перед Первой мировой войной Хорватия была одной из провинций Австро-Венгрии. После войны она вошла в состав Королевства СХС (Сербии, Хорватии и Словении), а в 1921 году король изменил название государства на Югославию. Уже тогда Югославию раздирали конфликты между православными сербами и католиками-хорватами. Несмотря на то, что православные составляли большинство (5,5 миллиона человек против 4,7 миллиона католиков), католическое меньшинство не ощущало нажима со стороны православного большинства. В 1935 году Югославия даже подписала Конкордат с Ватиканом. Уникальным в этом договоре было то, что католическое меньшинство получило целый ряд выгодных для него положений. Готовивший этот документ Еугенио Пачелли смог внести в него право Римско-католической церкви свободно и публично исполнять свою миссию, католическое духовенство получило привилегии в виде освобождения от налогов, правительственных субвенций, а изучение католической религии в школе стало обязательным. Церковный брак был уравнен в правах с гражданским, а папский нунций стал главой дипломатического корпуса в Югославии, что в сумме давало Ватикану в этой стране преимущества, которых он не имел даже в традиционно католических странах. В результате югославский парламент отказался ратифицировать Конкордат, а обиженный Пачелли произнес зловещую фразу: «Наступит день, когда немало людей горько пожалеют о том, что отвергли это великодушное предложение, сделанное от всего сердца их стране». Упоминавшийся выше Конкордат, подписанный Ватиканом с Сербией 24 июня 1914 года, предусматривал точно такие же привилегии для католиков и дополнительно предусматривал еще и государственные денежные пособия для католических епископов. Таким образом, можно смело утверждать, что католическое меньшинство в Югославии не имело никаких проблем не только в сфере религиозной, но и в государственной. После оккупации Югославии нацистами 6 апреля 1941 года в активное сотрудничество с ними вступило движение усташей, созданное в 1929 году неким Анте Павеличем (усташи – значит повстанцы). Усташи, действуя из-за границы, в основном, с территорий Италии, Венгрии и Австрии, провели в Югославии несколько шумных террористических акций, и даже организовали покушение на Александра I в Марселе в 1934 году. Вскоре Павелич стал главой Независимого Хорватского Государства (НХГ), которое Гитлер признал арийским. В состав нового государства вошли, кроме Хорватии, Босния и Герцеговина, а также сербский Срем (общая территория 92,5 тысяч кв. км). Столицей НХГ стала Баня Лука.

http://pravoslavie.ru/38124.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Милорад Додик бросает Западу вызов Станет ли Республика Сербская декоративным приложением к проекту унитарной мусульманской Боснии? 11.10.2021 680 Время на чтение 4 минуты Источник: ФСК Фото: REUTERS/Dado Ruvic Сербский член Президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик сделал то, на что не решился ни один его предшественник: напомнил, что Босния должна жить по Конституции и Дейтонскому соглашению 1996 года. Апелляция к законам и международным договоренностям прозвучала, как объявление войны: ведь решениями западных надсмотрщиков за БиГ, так называемых Верховных представителей, сербский энтитет Боснии и Герцеговины был лишён порядка 70 (!) своих компетенций, которые значатся и в Дейтонском соглашении, и в Конституции БиГ. «К концу этого месяца, самое позднее – в первую неделю следующего, мы выступим с обширной повесткой дня, которая приведет к отзыву нашего согласия на формирование общей армии (общей для БиГ. – Ред.), на уплату косвенных налогов; эти функции, согласно Конституции БиГ, принадлежат Республике Сербской (РС), – заявил 7 октября Милорад Додик, находясь с визитом в Белграде. – Даже граница, то есть управление границей на территории РС, принадлежит нам, а не БиГ…. Высший судебный и прокурорский совет БиГ был изобретен как место принятия решений и назначения всех судей, но Республика Сербская вернет эти полномочия в юрисдикцию собственной судебной системы…. Мы отменим и запретим на нашей территории деятельность SIPA и OBA (сараевских спецслужб. – Ред.), отклоним все навязанные нам в прошлом Верховными представителями законы». Смело, резко, безапелляционно! Однако топор войны вырыл не Додик. Всё началось с того, когда Запад еще в конце 90-х – начале 2000-х годов объявил представителей Республики Сербской военными преступниками. Они были осуждены в Гаагском трибунале по надуманным обвинениям на фоне оправдания головорезов из числа мусульман-бошняков. Затем Верховные представители начали кусок за куском отгрызать от Республики Сербской ее полномочия. Баня-Лука лишилась гарантированного Дейтоном права на собственную армию, на ведение внешнеэкономической деятельности, на собственный день независимости и даже была вынуждена поменять свой герб. Сараевский Конституционный суд, в котором верховодят назначаемые из Брюсселя иностранцы, перевел под юрисдикцию Сараево военные объекты на территории РС, государственные сельхозугодия, леса, на очереди водоёмы.

http://ruskline.ru/opp/2021/10/11/milora...

Закрыть itemscope itemtype="" > Она завещала творить добро и правильно говорить правду Православная Россия простилась с матушкой Феодосией 20.05.2014 3313 Время на чтение 6 минут 15 мая в день памяти святых благоверных князей Российских Бориса и Глеба Страстотерпцев в своей келье в домике на окраине поселка Октябрьский, что близ города Скопин Рязанской области, отошла ко Господу великая молитвенница, Всероссийская старица схимонахиня Феодосия (Косоротихина) . 17 мая в поселковом Борисоглебском храме сонмом духовенства во главе с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом и епископом Скопинским и Шацким Владимиром было совершено отпевание почившей Матушки. Совсем другими были мои планы на эти дни. 16 мая я должен был участвовать в молодежном форуме в Белгороде. А на следующий день лететь в Белград, откуда ехать в столицу Республики Сербской город Баня-Лука, где 19 мая открывалась традиционная конференция, посвященная расследованию массовых убийств сербов в хорватском концлагере Ясеновац. После известия о кончине Матушки планы пришлось менять, - в Сербию я не полетел, а из Белгорода пришлось уезжать раньше. Выезжать не без трудностей, поскольку поезд шел не из Белгорода, а со станции Ржава, что в поселке Пристень (никогда ранее не доводилось бывать в этой курской глубинке, где нет никаких указателей, где по дороге можно ездить разве что на бронетранспортере). С Курского вокзала на юг, где у станции метро Аннино ждал мой спутник Кирилл, с которым мы надеялись успеть доехать до Скопина, чтобы попрощаться с Матушкой. Успели, слава Богу, хотя порой дорожная ситуация не оставляла надежд, и тогда, не сговариваясь, просили: «Матушка, помоги». Подъехали к поселковому храму князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, когда Литургия уже закончилась, но отпевание еще продолжалось, можно было помолиться, постоять у гроба Матушки, попрощаться. Машину пришлось оставить в нескольких сотнях метров от ограды храма, - такое было столпотворение. Боже мой, сколько автомобилей! По номерам видно, что приехали люди из разных регионов. Простенькие «Жигули», а рядом «крутые» иномарки, джипы, микроавтобусы… Воистину вся православная Россия приехала проводить в последний путь ту, которая никому не отказывала в помощи – священникам и мирянам, богатым и бедным, скопинцам, москвичам и жителям других городов и весей.

http://ruskline.ru/news_rl/2014/05/19/on...

На Балканах прошли концерты Московского Синодального хора Белград, 17 сентября 2010 г. 16 сентября 2010 года концертом в Белграде завершилось триумфальное турне Московского Синодального хора по странам бывшей Югославии. Это событие стало частью программы Дней русской духовной культуры на Балканах, сообщает Служба коммуникации ОВЦС . Концерты хора прошли в городах: Баня-Лука (Республика Сербская), Загреб (Хорватия), Скопье (Македония), Белград (Сербия). Везде выступления российских певчих вызывали большой интерес и встречали восторженный прием у публики. Зрители благодарили участников хорового коллектива, отмечая, что русское церковное пение, основанное и выросшее на общей для нас Православной вере, открывает им духовную глубину русского народа, является зримым подтверждением  возрождения и духовного подъема в России. Концерты Московского Синодального хора в рамках Дней русской культуры на Балканах, прошедшие под знаком человеческого взаимопонимания, мира и духовного единения, стали ярким событием в современной культурной жизни этих стран. Синодальный хор, один из старейших профессиональных хоров России, был создан в Москве в 1721 году. Основой Синодального хора послужил хор Патриарших певчих дьяков, возникший в конце XVI века. Первоначально в состав Патриаршего хора входили только певцы-мужчины духовного звания. До середины XVII века пение было одноголосным, позже хор начал исполнять многоголосные партитуры, в связи с чем в его составе появились детские голоса (альты и дисканты). С упразднением патриаршества в 1700 году певчие стали именоваться «соборными» и были прикреплены к Успенскому собору Кремля. После учреждения Святейшего Синода в 1721 году они были переведены в его ведомство и стали называться синодальными. На протяжении XVII-XVIII веков патриаршие певчие и в дальнейшем Синодальный хор по уровню и мастерству исполнения соперничали и как бы составляли «московскую» параллель хору государевых певчих дьяков, переименованному при Петре I в Придворную певческую капеллу и переведенную в Петербург.

http://pravoslavie.ru/39202.html

Баня-Лука. Собор Троицы Живоначальной (утраченный). Троицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1925 и 1929. Год утраты:1941 (пострадал при немецкой бомбардировке и был разобран в том же году) Архитектор:Душан Живанович Адрес: 78000 Босния и Герцеговина, Республика Сербская, регион Баня-Лука, община Баня-Лука, г. Баня-Лука, пл. Сербских Правителей, 3 (Трг српских владара 3) Координаты: 44.772361, 17.191828 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. С момента основания Баня-Лука-Бихачской митрополии с резиденцией митрополита в Баня-Луке возродилось намерение сербов заменить свой ветхий временный храм монументальным. В 1912 году для этого был создан специальный комитет, но начавшиеся Балканские войны помешали осуществлению этой мечты. Затем началась Первая Мировая война, которая принесла большие страдания сербам в Боснии и Герцеговине, особенно в Баня-Луке. Лишь 13 июня 1921 года на внеочередном заседании Церковного муниципалитета был официально поднят вопрос о строительстве собора. По первоначальному замыслу, собор должен был быть построен на месте временной церкви Сошествия Святого Духа, недалеко от сегодняшнего баня-лукского кинотеатра Козара. В последний момент от этого отказались, и была принята идея протеже Душана Мачкича купить землю через дорогу от тогдашнего отеля «Балкан». Летописцы отмечают, что 27 сентября 1925 года при хорошей погоде вышла комиссия по установлению местонахождения и это считалось первым днем работ, хотя из-за дождя, выпавшего в последующие два дня, калькирование было выполнено только 30 сентября. 5 октября 1925 года митрополит Баня-Лука и Бихач Василий (Попович) совершил закладку храма. Вопрос был только в том, успеют ли строители уложиться в срок и построить за 600 дней храм с основанием 22,10х19,50 м, с колокольней высотой 46 м без креста и куполом диаметром 6 м на высоте 22,70 м. Как оказалось, работы были завершены раньше оговоренного срока. При строительстве собора в Баня-Луке было установлено, что для завершения работ не хватило трех миллионов динаров, и искали способ получить деньги. Церковная община также обратилась за помощью к королю Александру, который щедро восполнил её нужды. Этого тоже было недостаточно, поэтому церковная община поручила одному из своих членов, трактирщику Джордже Байичу, отправиться в Америку и собрать там пожертвования сербов на строительство храма.

http://sobory.ru/article/?object=57780

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010