Весной 1919 г. во епископа Муромского был хиротонисан архим. Серафим (Руженцев). На время его управления М. в. пришлось вскрытие мощей святых князей Константина, Михаила и Феодора в Благовещенском мон-ре и изъятие церковных ценностей . За оказание противодействия властям еп. Серафим подвергся аресту и заключению, был освобожден в окт. 1922 г. Вскоре перешел в обновленчество . С сент. 1923 по янв. 1924 г. М. в. управлял викарий Омской епархии Петропавловский еп. Григорий (Козырев) . 27 марта 1926 г. во епископа Муромского был рукоположен архим. Евгений (Кобранов) . Его архиерейскую хиротонию в Н. Новгороде возглавил митр. Нижегородский Сергий (Страгородский ; впосл. патриарх Московский и всея Руси). 15 сент. 1927 г. еп. Евгений был назначен еп. Балашовским, викарием Саратовской епархии, а на его место переведен Великолуцкий еп. Макарий (Звёздов) . В 1928 или 1931 г. он был возведен в сан архиепископа. В 1928-1930 гг. временно управлял Владимирской и Воронежской епархиями. В нач. 1933 г. назначен архиепископом Ирбитским, викарием Свердловской епархии. В 1929 г. Муром становится центром Муромского окр. Нижегородского (с 1932 Горьковского) края, в к-рый были объединены 9 районов: Ардатовский, Вачский, Вознесенский, Выксунский, Кулебакский, Ляховский, Муромский, Павловский и Фоминский. С 1933 г. в связи с приведением церковно-адм. деления в соответствие с государственным Муром вошел в состав Горьковской епархии. Епископам Муромским, викариям Горьковской епархии, было предписано управлять церковной жизнью районов Горьковского края, ранее входивших в упраздненный в 1930 г. Муромский окр. 12 мая 1933 г. на Муромскую кафедру назначен викарий Ярославской епархии Рыбинский еп. Николай (Муравьёв-Уральский; впосл. архиепископ), известный врач-отоларинголог. В 1934 г. он был арестован и осужден на 10 лет лагерей за участие в «монархической группе «Англикане»». В 1934-1937 гг. М. в. возглавляли еп. Иоанн (Широков) , архиеп. Амвросий (Смирнов) и еп. Симеон (Михайлов). В 1937 г. М. в. Горьковской епархии прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2564390.html

12 июля 1890 г. Н. определен епископом Ладожским, 2-м викарием С.-Петербургской епархии. 3 авг. состоялось наречение, 5 авг. того же года в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры совершена хиротония (за той же службой в сан архимандрита был возведен игум. Антоний (Храповицкий) , назначенный ректором СПбДС). Во время торжественного акта Н. сказал: «Желание имею,- свидетельствуясь совестию,- всего себя отдать на служение спасению душ, мне вверяемых» (Речь при наречении. 1890. С. 1086). С 24 окт. 1892 г. Н.- 1-й викарий с новым титулом (после переименования викариатства) - епископ Гдовский (см. ст. Гдовское викариатство ), председатель совета епархиального братства Пресв. Богородицы. 25 нояб. 1890 г. Н. освятил временную церковь братства во дворе строившегося каменного храма на Боровой ул. в С.-Петербурге. 25 авг. 1891 г. Н. участвовал в отпевании профессора СПбДА М.О. Кояловича и произнес речь, особо отметив его «заботы о студентах, понесенные на должности инспектора» академии. 10 мая 1893 г. отпевал проф. А. И. Предтеченского, основателя «Церковного вестника», редактора «Христианского чтения». 6 авг. 1893 г. Н. рукоположил во иерея мон. Евсевия (Никольского ; впосл. митрополит Крутицкий). 13 нояб. того же года Н. назначен епископом Саратовским и Царицынским. 16 нояб. (еще до получения указа о переводе в Саратов) присутствовал в СПбДА на защите преподавателем Саратовской ДС П. С. Соколовым магист. дис. «Церковная реформа императора Иосифа II: Опыт церковно-исторического исследования из истории западных исповеданий». В 1894 г. в Крестовой ц. Саратовского архиерейского дома Н. рукоположил во диакона, а затем во иерея С. П. Ильменского (впосл. епископ Соликамский сщмч. Феофан ). Летом того же года Саратовскую губ. посетил прав. Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Он общался с Н. еще в С.-Петербурге, останавливался в архиерейском доме. Вечером 29 июня прот. Иоанн присутствовал на богослужении в Крестовой ц. и сам читал канон. На следующий день при большом стечении народа Кронштадтский пастырь служил Божественную литургию в кафедральном Александро-Невском соборе, затем вместе с Н.- молебен в городской думе. 6-7 окт. 1895 г. Н. в сослужении прот. Иоанна освятил Свято-Троицкий собор в г. Балашове (см. подробнее: Новиков А. П. Пребывание Иоанна Кронштадтского на Балашовской земле//Православное слово. Балашов, 2015. 5. С. 4-5).

http://pravenc.ru/text/2565994.html

В последний год управления Вольским викариатством владыкой Гермогеном было начато строительство нового здания Вольского Духовного училища. Постановление по этому поводу было принято епархиальными властями 17 октября 1902 года. Подряд на строительство, начавшееся весной 1903 года, взял Николай Степанович Меньков. Вскоре Вольское Духовное училище, теснившееся с 1847 года в особняке злобинской постройки, переехало в просторное здание на окраине города, в котором была устроена домовая церковь во имя трех Вселенских святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. «Саратовские Епархиальные Ведомости» в за 1903 год сообщали о пожертвовании протоиереем Вольского Кафедрального училища Матфеем Васильевым сребропозлащенных богослужебных сосудов стоимостью в 153 рубля для новой Трехсвятительской церкви. Здание Духовного училища сохранилось до сегодняшнего времени. После революции его занимал Вольский Учительский институт, в настоящее время здесь размещается Педагогическое училище Вольская Благовещенская церковь хранит несколько икон, привезенных владыкой Гермогеном с Афона. 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген получает указ о назначении правящим архиереем Саратовской епархии и управляет ею в самые трудные годы Первой Русской Революции. Во время революционных беспорядков 1905 года епископ Гермоген делает все возможное, чтобы успокоить дезориентированное население Саратова. Он совершает почти ежедневные богослужения, за которыми обращается к народу с просьбами отойти от возмутителей спокойствия и ни в коем случае не применять насилия. Преосвященный Гермоген предложил рабочим собираться вместе с ним для решения вопросов общественной жизни. Число участников этих собраний постоянно увеличивалось, на одном из них было принято решение о строительстве нового храма. Еще в 1903 году Преосвященный Гермоген основал Христорождественское Братство взаимопомощи ремесленников и фабрично-заводских рабочих. Почетными членами этого Братства, помимо самого Гермогена, стали Преосвященный Павел, проживавший на покое в Балашовском женском монастыре, протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский), губернатор Петр Аркадьевич Столыпин, вице-губернатор Д. Г. Новиков.

http://pravicon.com/info-2078

Иерей Сергий был активным деятелем саратовских православно-патриотических организаций. В августе 1909 года епископ Саратовский и Царицынский Гермоген (Долганев; †1918, память 16/29 июня), чьи монархические взгляды были широко известны далеко за пределами Саратовской губернии, предложил законоучителю Мариинского института должность редактора «Саратовского Духовного вестника». Эту должность отец Сергий исполнял с 4 сентября 1911 года. В 1911 году отец Сергий был возведен в сан протоиерея. В 1913 году овдовевший протоиерей, по прошению, зачисляется в братство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, куда уезжает в начале августа 1914 года. К тому времени дочь его была уже самостоятельной. 14 августа 1914 года он принял монашеский постриг с именем Феофан. 14 сентября 1914 года епископ Сердобольский Серафим возвел иеромонаха Феофана в сан архимандрита. Вскоре он был назначен на место смотрителя Балашовского Духовного училища. Вернувшись с Валаама, отец Феофан открыл в уезде миссионерские курсы, чтобы миряне имели возможность «научиться давать отчёт в своем уповании, а в случае нужды — отпор врагам Церкви Православной». Преосвященный Феофан, епископ Соликамский и ЧердынскийВ сентябре 1915 года отец Феофан был назначен настоятелем Соликамского Свято-Троицкого монастыря. Вскоре он был назначен на должность ректора Пермской Духовной Семинарии, для питомцев которой всегда была открыта его квартира. Там собирался проповеднический кружок, учащиеся в домашней обстановке познавали азы миссионерского дела. 26 февраля 1917 года отец Феофан был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. После хиротонии, желая ближе познакомиться с приходами и паствой, Владыка обошёл своё викариатство пешком. Проживал Владыка в Свято-Троицком Соликамском монастыре. До дня своей мученской кончины он управлял вверенной ему епархией. Святитель был великим молитвенником и постником. Подобно правящему архиепископу священномученику Андронику (Никольскому; †1918, память 7/20 июня) Владыка бесстрашно обличал богоборцев-большевиков.

http://pravicon.com/info-3690

Оживление духовной жизни Саратовского края ознаменовалось восстановлением в 1829 году женского Крестовоздвиженского монастыря и созданием Саратовской духовной семинарии в 1830 году. Правление на кафедре владыки Иакова (Вечеркова) (1832-1847) ознаменовалось распростронением единоверия среди старообрядцев, обращением в Православие тысяч калмыков и евреев, открытием трех новых духовных училищ (Николаевского, Вольского, Балашовского), постройкой многих храмов и молитвенных домов. В 1849 году для Саратовской кафедры было на краткий срок учреждено Вольское викариатство, впоследствии восстановленное на постоянной основе в 1898 году. В 1865 году началось издание журнала " Саратовские епархиальные ведомости " , в 1869 году открылось первое женское епархиальное училище в Саратове, а в 1900 году - второе в Вольске. Смутное время сразу после революции была учреждена Волгоградская викарная епархия, впоследствии бывшая некоторое время самостоятельной. Гонения на Православие в пределах Саратовской епархии были особенно люты в первой половине 1930-х годов - был взорван кафедральный Александро-Невский собор, множество храмов разрушено или отобрано у верующих. К концу 1930-х в Саратовской епархии не осталось ни одного действующего храма, большинство духовенства было или расстреляно, или находилось в лагерях и ссылках. В 1920-30-х годах существовала Саратовская обновленческая епархия. В военное время церковно-правительственные отношения изменились, и в 1942 году, после пятилетнего перерыва, был снова назначен Саратовский архиерей, территория управления которого была ограничена Саратовской областью. Во второй половине того года в Саратове передается в аренду, а в 1947 году окончательно возвращается Православной Церкви Свято-Троицкий кафедральный собор, из краеведческого музея передается чудотворный образ Спаса Нерукотворного, возобновляется литургическая жизнь Саратовской епархии. С 1947 по 1961 год вновь действует Саратовская духовная семинария. В этот период, при поручении Саратовским архиереям одновременного управления Сталинградской епархии их титул менялся на " Саратовского и Сталинградского. "

http://azbyka.ru/palomnik/Саратовская_об...

6. Освященный Собор принимает новую редакцию Положения о наградах Русской Православной Церкви. В связи с этим следует считать редакцию этого документа, принятую Архиерейским Собором 2008 года, утратившей силу. Также утрачивает силу Положение о богослужебно-иерархических наградах, принятое Архиерейским Собором 2011 года. Изменения в церковном управлении, умножение числа епархий и приходов 7. Освященный Собор одобряет образование митрополий и значительное увеличение числа епископов и епархий, а там, где последнее невозможно – создание территориальных викариатств. Увеличение численности епархий и приближение епископов к пастве позволяет активизировать исполнение решений Архиерейского Собора 2011 года об умножении числа приходов, а также о развитии катехизической, религиозно-образовательной, миссионерской, молодежной и социально-благотворительной деятельности на благочинническом и приходском уровнях. Члены Архиерейского Собора обращают внимание глав митрополий на важность поддержки недавно образованных епархий, входящих в состав митрополий. 8. Собор утверждает решения Священного Синода об образовании следующих митрополий: Архангельской, Башкортостанской, Белгородской, Волгоградской, Вятской, Донской, Екатеринбургской, Ивановской, Иркутской, Красноярской, Кузбасской, Курской, Мордовской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Приамурской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Симбирской, Ставропольской, Тамбовской, Татарстанской, Тверской, Тульской, Челябинской, Чувашской, Ярославской. Собор также утверждает решения Священного Синода и Синода Украинской Православной Церкви об учреждении следующих епархий: Алатырской, Альметьевской, Амурской, Ардатовской, Арсеньевской, Балашовской, Балтской, Барышской, Бежецкой, Белевской, Бишкекской, Боровичской, Братской, Бузулукской, Валуйской, Владикавказской, Вознесенской, Волгодонской, Выксунской, Георгиевской, Городецкой, Губкинской, Душанбинской, Енисейской, Железногорской, Изюмской, Исилькульской, Искитимской, Каинской, Калачевской, Калачинской, Канашской, Каменской, Канской, Карасукской, Касимовской, Кинельской, Кинешемской, Кокшетауской, Котласской, Краснослободской, Кузнецкой, Кызыльской, Лысковской, Магнитогорской, Мариинской, Махачкалинской, Мелекесской, Мичуринской, Могилёв-Подольской, Нарвской, Нарьян-Марской, Находкинской, Нефтекамской, Нижнетагильской, Новокузнецкой, Орской, Отрадненской, Петропавловской, Покровской, Пятигорской, Ржевской, Ровеньковской, Рыбинской, Салаватской, Салехардской, Саянской, Сердобской, Скопинской, Тарской, Троицкой, Уваровской, Уржумской, Урюпинской, Усть-Каменогорской, Феодосийской, Ханты-Мансийской, Чистопольской, Шахтинской, Шуйской, Щигровской, Яранской.

http://religare.ru/2_99566.html

Летом не менее 5 священников Н. в. выступили против еп. Феофила, однако состоявшееся 8 окт. того же года собрание представителей приходов Торжка выразило доверие архиерею и постановило «признавать только тех священников, которые посвящены старыми архиереями, а не архиереями «Живой Церкви»». С 1923 по 1925 г. еп. Феофил находился в ссылке, однако кафедра не замещалась (по некоторым данным, в 1924 епископом Новоторжским был назначен викарий Донской и Новочеркасской епархии Аксайский еп. сщмч. Захария (Лобов); возможно, не смог выехать к месту служения из-за нахождения в заключении). В 1927 г. еп. Феофил был переведен на Кубанскую кафедру. 26 июля 1927 г. Новоторжским епископом назначен викарий Саратовской епархии Балашовский еп. Андрей (Комаров; впосл. архиепископ). 29 янв. 1928 г. еп. Андрей определен епископом Петровским, викарием Саратовской епархии. Новоторжским епископом в кон. февр. 1928 г. стал досрочно освобожденный из заключения 27 янв. того же года еп. Захария (Лобов), 4 апр. возведенный в сан архиепископа. 24 апр. архиеп. Захария был переведен на Бежецкое викариатство Тверской епархии. 1 марта 1929 г. епископом Новоторжским назначен викарий Тверской епархии Старорусский еп. Феодор (Яцковский (Яковцевский)). (По нек-рым сведениям, 14 июня того же года на Н. в. был назначен викарий Владимирской епархии Суздальский еп. Григорий (Козырев), к-рый в кон. того же года возглавил Бежецкое вик-ство.) 3 апр. 1930 г. еп. Феодор был переведен на Олонецкую и Петрозаводскую кафедру. 4 мая 1931 г. во епископа Новоторжского хиротонисан иером. Павел (Чистяков), настоятель Улейминского во имя святителя Николая Чудотворца мужского монастыря . 30 дек. того же года еп. Павел был переведен на Сызранское викариатство Самарской епархии. 22 нояб. 1933 г. епископом Новоторжским был назначен досрочно освобожденный из заключения еп. Агапит (Борзаковский). В 1934 г. он возведен в сан архиепископа и оставлен главой Н. в. 27 авг. 1936 г. еп. Агапит арестован. 20 окт. того же года по обвинению в «участии в контрреволюционной группе церковников» был приговорен к 5 годам ссылки в Казахстан.

http://pravenc.ru/text/2577889.html

САРАНСКАЯ и Мордовская. 1918–1943 Сарапульская и Елабужская. Викариатство: Воткинское (1924–1933); Елабужское (1925–1929); Ижевское (1921–1923); Малмыжское (1924–1931). САРАТОВСКАЯ и Вольская (1917–1942 С. и Петровская; 1942–1945 С. и Сталинградская; 1942–1945 С. и Вольская; 1953 С. и Сталинградская; 1953–1954 С. и Вольская; 1954–1957 С. и Балашовская; 1957–1959 С. и Вольская; 1959–1961 С. и Сталинградская; 1961–1963 С. и Волгоградская). Викариатства: Балашовское (1918–1933); Вольское (до 1936 г.); Камышинское (1928–1933); Петровское (1917–1918, 1923–1925, 1928); Покровское (1931–1940); Пугачевское (1931–1935); Сердобское (1923–1930); Царицынское (1918–1919). 1928–1955 Семипалатинская и Павлодарская (1928–1937 С. и Устькаменогорская). СМОЛЕНСКАЯ и Калининградская (до 1965 г. С. и Дорогобужская; 1965–1989 С. и Вяземская). Викариатство: Балтийское; Вяземское (1918–1955); Гжатское (1921–1927); Поречское (1926–1927); Рославльское (1920–1935). СТАВРОПОЛЬСКАЯ и Владикавказская (до 1918 г. С. и Екатеринодарская; 1918–1922 Кавказская и С.; 1922–1934 С. и Кубанская; 1935 С. и Донская; 1935–1943 упразднена; 1943–1945 С. и Пятигорская; 1945–1994 С. и Бакинская). Викариатства: Александровское (до 1925 г.); Арзгирское (1923); Ейское (до 1933 г.); Кубанское и Екатеринодарское (до 1922 г.); Нижнечирское (1921–1924). 1929–1937 Старооскольская. до 1957 г. Сухумо-Абхазская. 1928–1937 Сызранская. 1995 СЫКТЫВКАРСКАЯ и Воркутинская. ТАМБОВСКАЯ и Мичуринская (до 1936 г. Т. и Шацкая). Викариатства: Кирсановское (1923–1926); Козловское (до 1930 г.); Моршанское (1923–1933); Темниковское (1923–1935); Шацкое (1923–1929). ТВЕРСКАЯ и Кашинская (1928–1943 Калининская и Кашинская; 1943–1944 Калининская и Смоленская; 1944–1950 Калининская и Великолукская; 1950–1990 Калининская и Кашинская). Викариатства: Бежецкое (1928–1937); Кашинское (1920–1924); Кимрское (1929–1936); Новоторжское (1920–1936); Осташковское (1920–1937); Ржевское (1930–1936); Старицкое (до 1926 г.). ТОБОЛЬСКАЯ и Тюменская (до 1937 г. Т. и Сибирская; 1937–1990 управлялась преосвященным Омско-Тюменской кафедры).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Викариатства: Воткинское Елабужское Алексий (Кузнецов), архиеп. Онисим (Пылаев), еп. Ириней (Шульмин), еп. САРАТОВСКАЯ и Петровская Викариатства: Балашовское Вольское Сердобское Досифей (Протопопов), архиеп. (ссылк.) Вдовствующая Григорий (Козырев), еп. или Симеон (Михайлов), еп. 24 Вдовствующая СВЕРДЛОВСКАЯ и Ирбитская Викариатства: Нижнетагильское Шадринское Корнилий (Соболев), еп. (закл.) Вдовствующая Стефан (Знамировский), еп. (ссылк.) СМОЛЕНСКАЯ и Дорогобужская Викариатства: Вяземское Гжатское Поречское Рославльское Филипп (Ставицкий), еп. (неопред.) или Валериан (Рудич), еп. (ссылк.) Венедикт (Алентов), еп. (закл., под следств.) Феофан (Березкин), еп. (неопред.) Иларион (Бельский), еп. (закл., под следств.) Вениамин (Глебов), еп. (ссылк.) СТАВРОПОЛЬСКАЯ и Кубанская Викариатство: Ейское Вдовствующая с июня 1927 г. Вдовствующая СУХУМСКАЯ и Эриванская Антоний (Романовский), еп. (закл.) СТАЛИНГРАДСКАЯ Вдовствующая с мая 1927 г. Таврическая и СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ Викариатства: Керченское Мелитопольское Феодосийское Ялтинское Никодим (Кротков), архиеп. (закл.) Александр (Раевский), еп. Сергий (Зверев), еп. (удалён из еп.) Иоанн (Петропавловский), еп. (неопред.) Вдовствующая ТАМБОВСКАЯ и Шацкая Викариатства: Козловское (Мичурин­ское) Моршанское Раненбургское Темниковское Шацкое Серафим (Мещеряков), архиеп. Вассиан (Пятницкий), еп. Иоанн (Георгиевский), еп. Мефодий (Абрамкин), еп. Димитрий (Поспелов), еп. (закл.?) Иоанн (Братолюбов), еп. ТВЕРСКАЯ и Кашинская Викариатства: Новоторжское Осташковское Серафим (Александров), митр. Андрей (Комаров), еп. Вдовствующая ТОБОЛЬСКАЯ и Сибирская Викариатство: Курганское Назарий (Блинов), архиеп. Алексий (Орлов), еп. ТОМСКАЯ и Алтайская Викариатства: Барнаульское; Кузнецкое Вдовствующая с 1926 г. Владимир (Юденич), еп. Вдовствующая ТУЛЬСКАЯ и Одоевская Викариатства: Белевское Ефремовское Николай (Могилевский), еп. (закл.) Игнатий (Садковский), еп. Сергий (Никольский), еп. (неопред.) УЛЬЯНОВСКАЯ Викариатства: Алатырское; Сызранское Александр (Трапицын), еп.

http://pravmir.ru/eparhii-i-episkopyi-ro...

Прежде всего, взглянем на то, в каком состоянии Церковь подошла к началу 1940-х годов. На территории Саратовской области и АССР немцев Поволжья существовала Саратовская епархия Русской Православной Церкви, в которой, помимо центральной Саратовской, действовали следующие епископии: Аткарская, Балашовская, Вольская, Петровская, Покровская и Пугачевская. Согласно сведениям Комиссии культов ЦИК СССР, на 1 сентября 1936 года в Саратовском крае действовало 62 храма, в Республике немцев Поволжья – 17, при том, что до революции на той же территории действовало (согласно тому же отчёту) 1325 храмов. Иными словами, ещё до начала Большого террора в 95% храмов нашей земли уже была пресечена богослужебная и приходская жизнь. Архиепископ Саратовский Афанасий (Малинин) был арестован летом 1935 года, его преемник архиепископ Серафим (Силичев) – 28 марта 1936 года, назначенный тому на смену епископ Вениамин (Иванов) – 18 сентября 1937 года. 15 сентября 1937 года был расстрелян находившийся в лагере архиепископ Серафим, чуть более чем через месяц, в последних числах октября, в саратовской тюрьме был расстрелян епископ Вениамин. Архиепископ Афанасий скончался в архангельской ссылке 27 мая 1939 года. В живых и на свободе остался только престарелый и тяжело больной архиепископ Саратовский и Петровский Досифей (Протопопов), который ещё с 1927 года находился на покое и епархией не управлял. Викарный епископ Аткарский Николай (Парфёнов) был арестован 29 декабря 1936 года и скончался 20 января 1939 года в тюрьме города Владимира. Балашовская кафедра после ареста 13 февраля 1930 года епископа Иакова (Маскаева) так и не была замещена, сам священномученик Иаков был расстрелян 29 июля 1937 года. Последний Вольский епископ Сергий (Куминский) был переведён 14 апреля 1936 года в город Ачинск викарием Красноярской епархии, где и был расстрелян 11 декабря 1937 года. Петровское викариатство не замещалось с 1928 года – после перевода епископа Андрея (Комарова) в Вольск. Епископ Покровский Павел (Флеринский) с 1936 года находился на покое по болезни после отбытия пятилетнего лагерного срока, жил в Казани и викариатством не управлял.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002