Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Арзамасе. 1814–1842 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. РПЦ, образована в 1672 г. В 1672-1799 гг. именовалась Нижегородская и Алатырская, в 1799-1932 гг.- Нижегородская и Арзамасская, в 1932-1990 гг.- Горьковская и Арзамасская, с 1990 г. имеет совр. название. С 15 марта 2012 г. входит в Нижегородскую митрополию и имеет совр. границы. Епархия включает городские округа: города Н. Новгород, Бор, Дзержинск, город обл. подчинения Арзамас, ЗАТО Саров, а также Арзамасский, Балахнинский, Кстовский, Богородский, Воскресенский и Дальнеконстантиновский районы Нижегородской области . Н. Новгород разделен на 8 благочиннических округов: Нижегородский, Автозаводский, Молитовский (Ленинский р-н города), Сормовский, Приокский, Канавинский, Московский, Нагорный (Советский р-н города). На территории Нижегородской обл. существует 9 благочиннических округов Н. и А. е.: г. Арзамаса, Арзамасского р-на, Балахнинский, Богородский, Борский, Воскресенский (городской округ г. Дзержинск), Дальнеконстантиновский, Кстовский и Саровский. Кафедральные города - Н. Новгород и Арзамас. Кафедральные соборы - нижегородский во имя блгв. кн. Александра Невского и арзамасский в честь Воскресения Христова. Правящий архиерей - митр. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов , со 2 февр. 2003 в сане епископа, с 24 февр. 2006 в сане архиепископа, с 18 марта 2012 в сане митрополита). К нач. 2017 г. в Н. и А. е. числилось 9 мон-рей (5 мужских и 4 женских), 212 приходов. В клире состояли 291 священник и 50 диаконов. При ЕУ имеются комиссии: дисциплинарная, церковно-каноническая, по канонизации святых; работают отделы: образования и катехизации, миссионерский, по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями, по взаимодействию с высшими учебными заведениями, социальный, издательский, культуры, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с учреждениями уголовно-исполнительной системы, контрольно-ревизионный, имущественно-правовой, торговый; действуют епархиальный суд, объединенная редакция епархиальных средств массовой информации, служба телефона доверия, центр помощи семье и детям «Быть мамой», паломнический центр, церковные музеи, пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Жизнь прихода Ильинской церкви в письменных источниках и свидетельствах старожилов В «Росписании городских и сельских приходов и причтов Нижегородской Епархии», составленном в 1870-х годах о состоящей в Федосьинском приходе Балахнинского уезда церкви, записано: «Ильинская. 587 душ в селе и 33 дер. до 5 верст. Состав причтов: Настоятель 1. Псаломщик 1». В Адрес-календаре Нижегородской епархии: В память исполнившегося в 1888 году 900-летия крещения Руси, составленном в Нижнем Новгороде диаконом А. Снежницким, записано: «Приходы Нижегородской Епархии. Балахнинский уезд. V Благочиннический округ. Село Федосьино, церковь каменная, во имя св. Пророка Божия Илии, построена в 1850 году, трехпрестольная. Священник В.А. Кенарский, 47 л., из сред. отд. семинарии, на службе с 1860 года, законоучитель, имеет скуфью. Псаломщик Ф.И. Сергиевский, 38 л., из средн. отд. дух. Училища, на службе с 1862 года. Штатное количество причта: 1 св.; 1 пс. Прихожан, общее число: муж. 598; жен. 701, в том числе раскольников: М. 25; Ж. 30. Беглоп. Церковной земли: 40 д. Капиталы: 300 руб. кап. цер. и прч. 100 р., Церковные домы: соб. Училища и школы. Министерские и земские: одно, М. 20; Ж. 8. Часовни, молитвенные домы, деревни; расстояние от приходских церквей и удобство сообщения. Дер.: Трегубово, Смольково, Кляфино, Медведка, Стрелка, Верещагино, Елево, Бестусино, Короваево, Прозориха в 1 в., Рыловка, Лашкино, Колываново, Луговое, Дрястуново, Векшино, Оскардино, Ковригино 2 в., Тренино, Угрюмиха, Абрамиха 2 ½ в., Копрево, Никольское, Поросятево, Збоиха, Ломляево 3 в., Шкапино 3 ½ в., Малинка, Пшенисное 4 в., Тесовое, Ягодное, Оголихино 5 в., Кузнечиха 6 в., пр. нет». В книге Архимандрита Макария (Миролюбов Н.К.) «Памятники церковной древностей: История нижегородской иерархии. Нижегородская ярмарка. 1999 г.» на 1888 год значится: «Село Федосьино, (с. Смольки), церковь каменная, во имя св. пророка Божиего Илии, построена в 1850 году, трехпрестольная». В «Адрес-календаре Нижегородской епархии на 1904 год», составленном Н.И. Драницыным записано: «г. Балахна, V-й благочиннический округ (центр с. Городец). С. Федосьино. Храм камен. (1850); престолы: гл. хол. прор. Илии, и прав. Иоакима и Анны, прд. тепл., пр. ик. Б. М. «Неопалимыя Купины», лв. св. Николая Чуд. и влмч. Екатерины, и св. Петра и Февронии, кн. Муром. Земли 107 д.; дом общ.; в прих. 32 д., прв. 637 м, 685 ж., раскол 21 м. 17 ж.; зем. шк. Иерей Ал. Ястребцев, 42 л., из 5 кл. сем., в прих. С 1903 г. И. д. псаломщ. К.А. Сергиевский, 41 г., ок. нач. уч., в прих. С 1903 г. Ц. ст. С.Н. Половинкин (1902)».

http://sobory.ru/article/?object=41215

губ в уезд. гор. Уфе Викарные епископы Прежний Иркутской епархии Кадьякской Вновь учреждаемые кои управлять будут церквами, поручаемыми от местных архиереев и Кадьякский и проч. прилежащих к нему в Америке островов На острове Кадьяке В митрополиях Киевской Чигиринский В Киевск. Михайловс. м. Новгородской Старорусский Новгород. Хутыне Московской Дмитровский Савине Сторожевском Казанской Свияжский Свияжск. Успенском Таким образом, в самом конце XVIII в. в Русской Церкви было: 4 епархии I-ro класса, 12 – II-ro и 20 – III класса; всего 36 самостоятельных епархий и 5 викариатств. 1183 1132 В. Г. Щеглов. Государственный Совет в царствование Императора Александра II. Ярославль. 1895 г., вып. I, стр. 27 отд. издание и во Временнике Демидовского Юрид. Лицея, кн. 66. 1133 Арх. Св. Синода, д. 1797 г. 605, л. л. 1–2. Приложение V к настоящему исследованию, стр. 41–45. 1135 Пол. Собр. Зак. Рос. Имп. XXV, 18482 (о распределении городов б. Пензенской губ.). Нижегородскую губ. тогда составляли города: г.г. Н.-Новгород, уезд. Балахнинск, Семенов, Горбатов, Арзамас, Ардатов, Лукоянов, Василь и Княгинин, и зашт. гг. Перевоз и Макарьев, вместо которых восстановлен г. Княгинин. Починки и Сергач остались также заштатными. Из пензенских городов Краснослободск остался уездным городом, Троицк и Наровчат – заштатными. Симбирскую губ. составили города: губ. Симбирск. уезд. Ставрополь, Самара, Сызрань, Корсун, Алатырь, Курмыш, Буинск, из пензенских – Саранск и Инсарск: Сенгилеев, Ардатов и пензенский Шешкеев оставались за штатом. Саратовскую губернию составили 10 городов: г.г. Саратов, уез. Пенза, Вольск, Хвалынск, Сердобск, Новохоперск, Камышин, Царицын, Кузнецк, и Петровск: Аткарск и Балашов тогда оставлены за штатом вместе с пензенскими городами Мокшаном и Городищем. 1136 Полн. Собр. Зак. Рос. Имп. т. XXIV, 17634 и 18190, ср. Приложение V стр. 41–42, 44. Что представляла собой Астраханская губерния вместе с Кавказской областью см. ниже стр. 840 исследования (Ведомость). 1137 Города эти следующие: г.г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Этот храмик тоже во имя преп. Сергия, но наш Архиерей говорит, что перед такими иконами трудно молиться. Есть у нас и местные «Богомазы», они приемлются. Простите, что на этот раз так много написала. Я писать не умею. Очень жаль, что не могу увидеть Вас служащим. Много более старших, а службу совершают. Простите меня за смелость мыслей и чувств. Коля пишет. Ему трудно. Пропадают вещи и провиант, хранить негде. Впереди Катин институт, она хочет только медицинский. Как все будет! Учится она хорошо, в числе лучших, но это еще не все. Таня пишет, что получила от Вас очень хорошее письмо. Федя занят день и ночь, он и настоятель Алекс[андро]-Невск[ого] храма и секретарь Епарх[иального] Управл[ения] и благочинный. Два года работает без отпуска, сердце дает себя знать. Мама глубоко благодарит за ласковое приветствие и молитвенную память. Да сохранит Вас Господь в здравии и благополучии. С наступающим празд[ником] св[ятителя] и чудотворца Николая. Не забывайте нас в своих св[ятых] молитвах. Люб[ящая] Вас Шура. Д.3.Л.18–21 об. Подлинник. Автограф. 4. (от протоиерея Ф. Семененко). 3 января 1955 г. Родной и Любимый мой Владыка! Крепко, крепко Вас целую, обнимаю, прошу благословения и сердечно поздравляю Вас с Новым годом и праздниками грядущими Рождества Христова и Крещения Господня. Как я рад, что могу Вам написать. Прежде всего приношу Вам свою глубокую благодарность и сыновнюю любовь. Шура Вам писала о нашей семье. Теперь же я только добавлю и скажу, что я непрестанно благодарю Господа моего за то, что служу. В меру сил моих и способностей – тружусь много. Я настоятель большого прихода (пятиштатного). Секретарь Епарх[иального] Упр[авления] и благочинный ташкентск[ого] благочинническ[ого] округа, член Епарх[иального] Совета вместе с о. Борисом 592 . Есть предположение, что со мной вместе (в приходе) будет подвизаться протоиерей о. Сергий Никитин, чему мы с Шурой будем несказанно рады. Мне нужен верный помощник. Но это еще не решено, а только предположение. [Угол страницы оборван.] ...преосвящ[енный] епископ Ермоген (Голубев), делавший первые шаги монашества у Пр[еосвященного] Феодора Даниловского 593 и у него же рукополагался в священный сан. Затем был настоятелем в свое время Киево-Печерской Лавры. Хиротония во Епископа была в 1953 году в Москве с назначением на Ташкентскую кафедру вместо переведенного с нее добрейшего нашего благодетеля архиеп[ископа] Гурия. Вот так мы и живем. Устаю я очень. Совершенно нет ни единого дня отдыха, но я рад сему, ибо очень люблю служить и в свободные от приема в Еп[архиальном] Упр[авлении] дни – служу у себя, давая отдых своим старцам помощникам. Обычно служу, как правило, по пятницам и субботам, в Воскресенье, праздничные дни и дни средних праздников и накануне их. Слава Богу! Господь подает силы. Вспомните нас в эти св[ятые] Рождественские дни и благословите – всегда любящих и благодарных Ф[еодора], А[лександра], Е[катерину], В[еру] Семененок, а К[олю] в армии.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Съезд духовенства и мирян града Соликамского1 благочинническ[ого] округа просит принять меры [для] поддержания авторитета власти немедленной посылкой [на фронт делегатов [для] водворения надлежащей дисциплины армии, для спасения родины. ГАРФ. Ф. 6978. Оп. 1. Д. 454. Л. 14. Рукопись. Заверенная копия телеграммы. Председателю Совета министров князю Г.Е. Львову: Съезд духовенства и мирян Градо-Соликамского благочиннического округа приветствует в вашем лице Временное правительство в новом составе, выражает ему свое полное доверие и готовность всеми силами содействовать и поддерживать его в мероприятиях, направленных ко спасению отечества, водворению в нем порядков и законностей, утверждению истинной свободы. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 152. Л. 129. Подлинник. 623. Телеграмма председателю Совета министров князю Г.Е. Львову съезда духовенства и мирян 1-го благочиния Оренбургского уезда 10 мая 1917 г. Духовенство и миряне Оренбургского уезда первого благочиния на съезде 1 мая постановили выразить приветствие Временному правительству и готовность поддерживать его до тех пор, пока оно остается верным принципам революции, интересам народа, а также приветствовать Совет рабочих и солдатских депутатов. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 150. Л. 31. Подлинник. 624. Телеграмма Временному правительству съезда духовенства и мирян 1-го Сергачского благочиннического округа Нижегородской епархии Не позднее 14 мая 1917 г. Благочиннический съезд первого Сергачского округа, совместно с мирянами выражая свое полное доверие правительству, просит верить в полную готовность оказать ему всяческую поддержку и содействие своими трудами и силами [в] стремлении спасти дорогую Россию, стоящую на краю гибели, защитить Православную церковь как первенствующую. ГАРФ. Ф. 1778. 1917. Оп. 1. Д. 145. Л. 58. Подлинник. 625. Телеграмма М.В. Родзянко и князю Г.Е. Львову собрания духовенства и мирян 23-го благочиния Омской епархии 14 мая 1917 г. Петроград Председателю Государственной думы Родзянко и председателю Временного правительства князю Львову.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наилучшими средствами такого объединения борцов против сектантства и раскола являются епархиальные и окружные съезды священников приходов, зараженных сектантством и расколом, миссионерские комитеты, приходские и епархиальные братства. Епархиальные съезды состоялись в истекшем году в епархиях: Астраханской, Нижегородской, Олонецкой, Вятской и благочиннические миссионерские съезды в Петербургской и Пермской епархиях. Ближайшие задачи этих съездов заключались во всестороннем обследовании состояния расколо-сектантства в приходах и в выработке мер успешной борьбы с ним. По общему признанию всех съездов, необходимым условием успеха миссионерской борьбы с расколо-сектантством является деятельное участие в этой борьбе приходских пастырей, поэтому съезды стремятся к поднятию в приходском духовенстве знаний по расколо-сектоведению и полемике, средствами для чего служат: учреждение епархиальных и окружных миссионерских библиотек и снабжение приходских церковных библиотек необходимыми для борьбы с расколом и сектантством полемическими изданиями и пособиями (Астраханские, Нижегородские и Олонецкие Еп. Вед.). Астраханский съезд в видах подготовления будущих пастырей к практической миссионерской деятельности признал необходимым привлекать воспитанников 5-го и 6-го классов семинарии к участию в публичных собеседованиях с сектантами и раскольниками (Астр. Еп. Вед.). Туже цель – подготовление будущих пастырей к практической деятельности, имело и распоряжение Вятского Преосвященного о допущении на некоторые заседания съезда учеников 6-го класса местной семинарии. Распоряжение это, вытекавшее из того соображения, что учеников старших классов семинарии нужно «заинтересовать» практикой жизни приходского священника, «постепенно втягивать» в интересы епархиальной жизни, должно быть признано распоряжением вполне практичным и целесообразным. Ученики семинарии, воспитанные на книжных, оторванных от жизни теориях, многому могут поучиться на съезде, где пред ними развертываются не сухие страницы требника, а картина живой деятельности, с которой, по выходе из школы, придется им столкнуться в качестве активных деятелей (Вят. Еп. Вед.). Пермское духовенство, считая борьбу с расколом прямою своею обязанностью и стремясь к приобретению необходимых для этого знаний, на одном из съездов постановило: обложить ежегодным рублевым взносом каждый причтовый штат и таким же взносом каждое церк.-прих. попечительство на открытие и пополнение благочинническ. библиотеки; составить общий каталог всех, имеющихся в церковных библиотеках книг и отпечатать его для церквей в потребном количестве, чтобы тем дать причтам возможность обращаться за нужной книгой, не имеющейся у себя, в соседний приход.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...