Современники Христа представляли себе бесов натуралистически, в виде злокозненных существ, обитающих в пустыне. Поэтому, чтобы быть понятым, Учитель облек Свою мысль в такую притчу: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то бродит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: «возвращусь в дом мой, откуда вышел», и, придя, находит его выметенным и убранным. Тогда он идет и берет других духов, злейших себя, числом семь, и, войдя, они поселяются там, и становится для человека того последнее хуже первого». [ 16 ] Слух об исцелениях в Галилее с самого начала стал вызывать беспокойство у иерусалимских блюстителей Закона. Только что были пресечены подозрительные сборища на Иордане, и вот снова нужно принимать меры для охраны правоверия и вразумления невежд. Уже не в первый раз Галилея доставляла хлопоты столице. Кое–кто хорошо помнил партизан Иуды Гавлонита. Темный народ на севере всегда готов верить лжепророкам и шарлатанам. Однако, прибыв в Капернаум, книжники поняли, что им трудно оспаривать реальность совершаемых чудес. Поэтому они стали всячески изощряться в поисках удобного объяснения. Ведь не могли же они, как Никодим, верить, что Бог действует через презираемого ими Назарянина. Одни из них решили, что Иисус научился магии в Египте, а другие пытались убедить народ в том, что Он изгоняет бесов, заключив союз с их «князем» Вельзевулом [ Веельзевул (Баал–Зебул, т. е. Владыка дворца) был древним ханаанским божеством. Впоследствии этим именем стали называть главу злых духов]. [ 17 ] Но Иисус сразу же поставил в тупик изобретателей этих хитроумных гипотез. Он спросил книжников: как может бес изгонять беса, не будет ли это похоже на междоусобную войну, гибельную для всего царства демонов? Он прямо обвинил Своих противников в хуле на Духа Божия, силою Которого творятся чудесные дела милосердия. Как могут они выдавать себя за служителей веры, если неспособны отличить добра от зла? Или назовите дерево добрым и плод его добрым, или назовите дерево плохим и плод его плохим, ведь по плоду познается дерево. Отродье змеиное, как можете вы говорить доброе, будучи злы? Ибо от избытка сердца говорят уста. [ 18 ]

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Примечательно, что в псалме 17 Яхве описывается схожим образом: он восседает на херувимах (ср. с описанием Баала из поэмы о постройке дворца (I, 12–13): «На керубе восседая, мощно громыхает муж небесный!»), выпускает из ноздрей дым, а из своих уст – огонь, рассеивает по небу молнии (что, несомненно, отсылает к атрибутам ханаанского бога Грома и «Владыки Жара»). Атрибуты громового бога, ниспосылающего дождь, находим, в частности, также в книге Иова ( Иов.38:25–26 ), в книге пророка Амоса (4, 7] и пророка Иеремии (25, 30). Культ Баала был самым распространённым на территории Ханаана. В некоторых районах Сирии он был также известен под своим личным именем Хадад, или Адад («гром»). Этот молодой, сильный и смелый бог считался покровителем многих городов региона. Неслучайно именно с этим божеством связаны многочисленные сюжеты борьбы ветхозаветных пророков за чистоту веры в Израиле. Рис. 45. Баал. Фото автора Баал – одновременно сын Эля, поскольку тот «отец всех богов», и в то же время он именуется сыном космического бога второго ряда – бога сельского хозяйства, дождя и злаков Дагана (Дагона) 400 . Имя этого божества 401 , по одной из версий, означает «колос», по другой, менее вероятной, – «рыба». Библия сообщает, что почитание Дагана было особенно распространено среди филистимлян 402 . Культ Дагана существовал и в Угарите, судя по тому, что один из главных храмов этого города был посвящён данному божеству. Ещё одним важным персонажем ханаанского пантеона был бог Йамму (семитск. ym – «море»). Он – «Князь Моря, Правитель Реки», возлюбленный сын Эля, которому тот завещал свою власть. В одном из текстов он именуется «семиглавым драконом» 403 . У Баала был ещё один брат и соперник – бог Муту («смерть») – божество смерти, владыка подземного царства. Как и все боги, Муту был рождён от Эля. §5 Ханаанская мифология Возвышение Баала Текст, излагающий данный миф, сообщает о том, что Баал и его сподвижники неожиданно напали на Эля (Илу) в его дворце на горе Цафон. В результате «нечто» упало на пол, что обычно интерпретируется как оскопление верховного бога, т. е. лишение его власти.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

(Ст. 2–3). Приглашали они (дочери) народ к тем жертвоприношениям, за которыми следовали пиршества и оргии. Характер этого идолослужения очень рельефно выставлен у пророка Ocuu IV 10 – 14, (особенно ст. 13й, ... под дубом, и тополем и теревинфом, потому, что хороша от них тень... любодействуют дочери ваши...) также IX 10. Баал, Бел ил Ваал, было божество, которого имя мы встречаем во всех языческих религиях тех народов, которые жили от гор Курдистана до Персидского залива на юг и Средиземного моря на запад. Бел в древнейшей религии халдеев вероятно был олицетворением Нимрода (См. Rawl. anc. monarch 2 ed V. I p.117); у ассириян он кажется получил уже несколько астрономический характер, в позднейшей религии Вавилонского царства он под именем Бела Меродаха (Мардук) отождествлялся кажется с планетой Юпитером, но под именем Бела т. е. Господина был главнейшим божеством Вавилонян (Мы должны оговориться: В древнейшей религии Халдеи между 8000 и 2000 до Р. Хр. во времена первого Саргона, царствовавшего в Агане и овладевшего по-видимому всей Месопотамией, сделана, как кажется, кастой жрецов попытка привести в систему религиозные верования разных рас. Везде в памятниках есть указание на высшего и притом почти совершенно неизвестного Бога Илу (Ель), которому не служили, а потому весь культ сосредоточился на второстепенных божествах, (проявление неизвестного Бога), потому Бель в Халдее и Ассур к Ассирии стали первыми божествами) и имел характер, как говорит Ленорман (Magie p. 106 ed, de 1874), демиурга т. е. устроителя вселенной, воплощая в себе и идею оплодотворения. Весьма вероятно, что он имел и солнечный характер, так как есть много причин думать, что плач и радость по Таммузе (Адонисе) в Финикии были обрядом культа того же Бела в смысле воскресения весеннего солнца. Тот же Бел чтился и в колониях финикийских чему свидетельствуют имена Ханни-баал, Хаздру-баал и др. Вероятно и Молох (ср. прим. 19-е гл. XXI) был также лишь особое проявление Ваала в его огневой разрушительной форме. У Моавитян Хамос по-видимому был тот же Ваал, так как имя его также имеет значения господства, власти (ср. прим. 19 гл. XXI). По-видимому Ваал-Фегор упомянутый здесь в читаемом нами месте получил свое придаточное название от города или долины в которых ему служили (ср. прим. 8-е гл. XXIII 28). Но существует и другое мнение об том, что город и долина получили свои названия от особенного прозвища Ваала, так как Пеор по толкованию Мишны и Талмуда означаете «открытие стыда», (hiatus, i. e. aperire hymenem virgineum) и потому не даром св. Иероним в толковании на Осию X, 10 называет Ваал-Фегора Приапом: «Phegor in lingua hebraea Priapus appellatur» (См. в Библ. словаре Смитта ad. voc. Baal § 4 и в евр. лексик. Юлиуса Фюрста ad. voc, Пеор). Также думал и Ориген (in Numer. c. XXV, Homil. 20) «Beelphegor quid est idolum turpitudinis»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

100/101:3, в синодальном переводе — «вещи непотребной»), вербующий его в ряды «сынов В.» (Втор. 13:13; 1 Цар. 2:12 и 10:27; Суд. 19:22 и др.), делающий из него маленького В. Поэтому в иудейской апокалиптике именно В. оказывается вождем совращенных им воинств «сынов тьмы» (кумранский текст «Война сынов света против сынов тьмы», «Заветы 12 патриархов» и др.). То же понимание — в новозаветном увещании хранить твердость духовного «воина», стоящего против всего мира: «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6:14–15). Как центральный антагонист дела Иисуса Христа, В. — возможный эквивалент сатаны, но если последнего отличает враждебность человеку, то первого — внутренняя пустота, несущественность. ВЕЛЬЗЕВУЛ Веельзевул (Beelzebul, Beezebub, Beelzebub), в христианских преданиях демоническое существо. В Евангелиях рассказывается, что фарисеи и книжники называли Иисуса Христа В. или утверждали, что он изгоняет бесов силою В., «кпязя бесов» (Мф. 10:25; 12:24 и 27; Мк. 3:22; Лк. 11:15–19). Это первое текстуально засвидетельствованное упоминание слова «В.». Переводчик и комментатор Библии Евсевий Иероним (IV — нач. V вв.) связывал имя «В.» с именем упоминаемого в Ветхом Завете бога филистимлян Баал–Зебуба (baal зРЪйЪ, «повелитель мух»; имеются археологические находки изделий в виде мухи, посвященные, очевидно, соответствующему божеству), который почитался в городе Аккарон (Экрон); за обращение к оракулу Баал–Зебуба царя израильского Охозию постигла кара Господня (4 Цар. 1:2–3 и 6; в русском переводе Библии этот божок так и назван — «В.»). Толкование Иеронима до недавнего времени оставалось последним словом филологии, оно нашло отражение и в художественной литературе (срв. название романа английского писателя У. Дж. Голдинга «Повелитель мух», 1954). Современная наука предлагает еще два толкования: 1) по–видимому, в еврейской среде бытовало фигурировавшее впоследствии в народной христианской латыни имя сатаны «Zabulus» (искаженное греческое Διβολος, «дьявол»), в таком случае «В.» значит «Баал (Ваал) — дьявол» (т. е.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

1.44. Что повелел Моисей. По закону исцелившиеся от проказы должны были являться к священнику с установленным приношением, для того чтобы их выздоровление было засвидетельствовано. Тем самым они освобождались от предписаний Закона о прокаженных (Лев 14.2-32). 2.5. Видя веру их — вера близких играет столь же важную роль в исцелении, как и вера больного. На этом основаны христианские молитвы за других. 2.14. Левий Алфеев — одно лицо с Матфеем (см. Мф 9.9). Возможно, Матфей, что значит «дар Божий», было его прозвищем (ср. Лк 5.27). 3.5. И воззрев на них с гневом — эти слова показывают, что Иисус Христос не мог относиться без гнева ко всякой моральной неправде (ср. изгнание торгующих из храма). Это подтверждает правильность чтения Мф 5.22 «гневающийся на брата своего напрасно...» Только гневающийся без достаточного морального основания «подлежит суду». 3.6. Иродиане — члены партии, сотрудничавшей с римскими властями. 3.8. Идумея — страна, лежащая к югу от Святой земли и населенная народом, издревле враждебным евреям. Из нее происходило семейство царя Ирода. Тир и Сидон — знаменитые приморские города Финикии, страны отделявшей Галилею, родину Иисуса, с запада и севера от Средиземного моря. 3.1г. Духи нечистые, т. е. бесноватые. 3.17. Воанергес (возможно, от еврейского или арамейского — «сын грозы»). Наименование, указывающее на порывистый характер братьев Иакова и Иоанна. 3.2г. Вышел из Себя. Родственники Спасителя считают, что Он поступает безрассудно, предаваясь слишком долгим и утомительным трудам, не позволяющим ему даже найти время для принятия пищи. 3.22. Веельзевул — (возможно от баал-зебул — «хозяин дома, дворца») — древнее ханаанское божество. В иудейской терминологии — одно из наименований сатаны. 3.29. Хула на Духа Святого есть сознательное противление Богу (св. Афанасий). Людям было простительно не поверить в Мессию, явившегося в уничижении, но приписывать явные Его чудеса князю бесовскому — значит обладать сердцем, закрытым для Бога. 3.3Г-32. Братья — слово, в древности обозначавшее различные степени родства (напр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Дом, куда после венчания в церкви Зимнего дворца прибыли супруги, уже имел свою давнюю историю. Не касаясь ее в деталях, отметим, что дом на углу Невского и Фонтанки в 1846–1848 гг. был создан А.И. Штакеншнейдером. Здание восхищало современников. Его называли «величественным палаццо», «совершенством в своем роде». По мнению современников, архитектор совершил настоящий художественный подвиг. Владельцы дворца князья Белосельские-Белозерские устраивали здесь приемы, которые по размаху и роскоши не уступали императорским приемам в Зимнем дворце. Здесь бывали члены императорской фамилии, государственные деятели, иностранные посланники, а также люди из артистического мира: Ференц Лист, Антон Рубинштейн и др. . В решетках парадной лестницы в 1884 г. был помещен вензель нового владельца дворца, а в его интерьерах произведены некоторые перестройки. Уже после переезда августейшей четы в 1891 г. в Москву мебельный фабрикант Ф.Ф. Мельцер отделывал несколько интерьеров дворца по Во времена, когда хозяином дворца стал Великий князь Сергей Александрович, здесь продолжалась яркая светская жизнь, но чаще вечера проходили в узком кругу семьи и близких друзей. Нередко здесь бывал наследник престола Цесаревич Николай Александрович с супругой. Романовы любили устраивать домашние спектакли и костюмированные балы. Одна из известных постановок того времени — сцены из «Евгения Онегина» (роль Татьяны исполняла хозяйка дворца — Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Онегина — цесаревич Николай Александрович) . Большую художественную ценность представляли многие интерьеры Сергиевского дворца. Штакеншнейдер, обратившись к архитектурному решению Строгановского дворца, который был построен Растрелли, предпринял строительство дома в стиле барокко XVIII b. В псевдорусском стиле были расписаны деревянные перекрытия в кабинете Сергея Александровича. Над топкой камина в ореховой раме — монограммы «С» и «Е». В покоях Елисаветы Феодоровны, которые находились во втором этаже и выходили окнами на Аничков дворец, сохранился камин с трельяжной сеткой, лепной декор карниза; мебельный гарнитур из 48 предметов.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

Один экземпляр переписных книг представлялся в Приказ Большого Дворца за руками составителей их нарочно—посланных от Государя и церковных властей; другой их экземпляр оставлялся в казне архиерейской или монастырской. Перепись продолжалась с 1678 года до 90-х годов XVII Она должна служить и действительно служила основою для государственных сборов и окладов. По ней государство контролировало церковные доходы и расходы.—Петр, сделавшись единовластителем, усвоил мысль о контроле государства над церковными расходами, как право государства, и выражал в своих указах, что государство имеет право распоряжаться избытком церковных богатств, остающихся за издержками на необходимые расходы церковных учреждений. Поручив контроль над церковными имуществами Приказу Большого Дворца, Петр в 1696 году разослал чрез епархиальных архиереев указ по всем монастырям, которым повелевалось монастырям и архиерейским домам давать ежегодную отчетность в расходе церковных сумм Приказу Большого Дворца. Вследствие этого указа, в том же году Холмогорский архиепископ писал в один из монастырей своей епархии: «В грамоте Великого Государя... Петра Алексеевича.... какова прислана нам из Приказу Большого Дворца, писано преосвященным митрополитом, архиепископам и епископам—в своих домах, такоже и в приписных домовых монастырях и во всех епархиях, в степенных и в нестепенных монастырях же архимандритом, и игуменом, и строителем, и в девичьих монастырях игуменьям, на церковное и на келейное, и на монастырское каменное и деревянное строение и не на каменное, неокладные расходы денежной казны, без его Великого Государя именного указу и без грамот из Приказа Большого Дворца не держать.... и по вся годы присылать в Приказ Большого Дворца расходные Ближайший надзор за выполнением прописанного указа Петр поручал иногда и провинциальным властям, с указанием подчинения их в этом случае Приказу Большого Дворца. В 1698 году велено было Верхотурским местным властям послать в тамошние монастыри, «за которыми вотчины и угодья, и разные ловли есть, из приказной избы Великого Государя указы, чтобы с прошлого 203 года деньгам и хлебу и всяким доходам приходные и расходные книги за руками в приказную избу отдали,—а с нынешнего 205 года впредь по вся годы всякие монастырские денежные и хлебные доходы и расходы, и сколько у них братьи именно, у себя записывали в книги, a те книги отдавали в приказную избу; a отсюду присылали для сметы к Москве по вся годы, a y себя оставляли такие же книги; и против Великого Государя указу, каков из Приказа Большого Дворца, к преосвященному митрополиту Игнатию прошлого 203 года послан, без указу Великого Государя, никакого нового строения строить не велеть.

http://sedmitza.ru/lib/text/439433/

В остальных залах, в которых сохранилась лепная работа, именно до восточной четверти дворца, в которой академическая церковь, нет лепных изображений, а только лепные бордюры, или рамки, для помещения живописных изображений (которые есть, но которые после Елизаветы много раз переписывались); кроме того, на стенах трех лицевых комнат ректорской квартиры – несколько барельефных, в круглых рамках, погрудных фигур, изображающих князей, или княжеских так называемых медальонов. К Елизаветинским же украшениям должны быть отнесены две печи из расписного и фигурного изразца. Относительно распространения императрицею дворца должно думать, что она не увеличила самого здания дворца, а увеличила помещение в нем через сделанные пристройки к нему. Таковыми пристройками, если принимать, что бывший учительский корпус, примыкавший к дворцу с востока, построен Тихоном Писаревым, нужно будет считать два флигеля, которые находились сзади дворца и сейчас помянутого корпуса и из которых один, быв одноэтажным, двадцати двух саженей длины и пяти саженей ширины, находился на том месте, где теперь академическая столовая, и составлял царскую кухню, а другой, быв трехэтажным, тридцати двух саженей длины и двух саженей с двумя аршинами ширины, стоял в том же направлении от дворца и корпуса к монастырской стене, приблизительно против середины классного академического корпуса7. Относительно исправления императрицей дворца совершенно ничего не может быть сказано. До 1770 года на дворце была тесовая кровля, и только в этом году он был покрыт железом. О наружности дворца Краткое описание лавры говорит: «царские чертоги, каменные о двух ярусах на 40 саженях длины и девяти сажен ширины и с стенами: расписанные снаружи разными красками на подобие шахмата и убранные в пристойных местах, а особливо столбы у окон изразцовыми разными фигурами: с южной стороны оных имеются два парадные для всхода великолепные крыльца с фронтонами, на коих арматура и короны позлащенные, устроены в 1775-м году и во всю линию (здания) открытая на столбах из белаго камня регулярных (то есть как следует, форменно обделанных) галлерея, которая делает прекрасный вид».

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

Трибута (лат.) – налоги. Триволы – см.: триболы. Триера – античное название судна с тремя рядами гребцов (см.: хеландия). Трикирий – вид подсвечника. См.: церковная утварь. Трикл и н (триклиний) – 1) столовая римского дома, где стояли клине – ложи, на которых возлежали присутствовавшие; 2) зал приемов, трапезная во дворце. Триклин Августея – тронный зал дворца Дафны, который находился в центре комплекса Большого императорского дворца. Император, как правило, проходил через него во время выходов в Великую церковь . В Августее дожидались аудиенции у государя эпарх и димархи. Здесь же происходила коронация императриц, а в смежной дворцовой церкви Св. Стефана – бракосочетание императорской четы. Триклин 19 Акувитов – красивый, пышно убранный зал в Большом императорском дворце, построенный Константином Великим для особо торжественных пиров и приемов. Свое первоначальное название получил от стоявших в нем 19 столов с ложами (лат. acccubitus), предназначенных для угощавшихся сановников и гостей императора. Триклин Кандидатов – зал в форме длинной галереи, соединялся с дворцовым храмом Господа. См.: церковь Господа, Большой императорский дворец. Триклин Магнавры – см.: Магнавры. Триклин Схол – первый зал после Халки в комплексе Большого императорского дворца. Представлял собой помещение для гвардейских отрядов – схол. Триклин Экскувитов – зал между Триклином Схол и Триклином Кандидатов Большого императорского дворца. Император въезжал на коне через Халки в Схолы, но далее спешивался, поскольку в Т Э. надо было подниматься по лестнице. Триклин Юстиниана – один из самых больших залов Большого императорского дворца, построенный в конце VII в. при Юстиниане II (685–695 гг.). Он находился к западу от Лавсиака, имел богатый мраморный и мозаичный пол и несколько порфирных плит для произнесения аккламаций. Через Юстинианов триклин проходили придворные чины, где их приветствовали младшие служители Дворца. Триконх – тронный зал Большого императорского дворца с тремя большими нишами-конхами, который соединялся с галереей – Сигмой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КВАСОВЫ русские архитекторы эпохи барокко и раннего классицизма. Андрей Васильевич (далее - А. В.) (не позднее нач. 20-х гг. XIX в. (1718?) - не ранее 1778, г. Глухов Черниговской обл.?) предположительно жил в С.-Петербурге, в 1734 г. был принят «архитектурным учеником» в Канцелярию от строений, работал при И. П. Давыдове и И. Я. Бланке. В качестве помощника под началом архит. М. Г. Земцова в Москве участвовал в оформлении коронации имп. Елизаветы Петровны: вместе с Бланком возводил триумфальную арку у Мясницких ворот Земляного города по проекту Земцова (1742, перестроена Д. В. Ухтомским в камне в 1753-1757); работал в Анненгофском и Лефортовском дворцах в нач. 40-х гг. XVIII в. В нач. июля 1743 г. определен имп. Елизаветой смотрителем при строительстве Царскосельского дворца по проекту Земцова. Имп. указом от 17 окт. 1743 г., вскоре после кончины Земцова, «за прилежность и полученное искусство» А. В. был удостоен звания архитектурного подмастерья (гезеля). Б. Ф. Растрелли стремился сделать его своим помощником, но тот был командирован императрицей в псковские имения ( Барышникова. 1997. С. 610). Первые самостоятельные работы А. В. связаны с Царским селом (с 1808 г. Царское Село, ныне Пушкин) - расширение Большого (Екатерининского) дворца и строительство павильонов в 1744 г. Помощником Земцова в Царском селе был Дж. Трезини, а с мая 1745 г.- С. И. Чевакинский, с к-рым А. В. трудился на строительстве дворца до 1751 г. По мнению Н. П. Новаковской, работы Земцова, А. В. и Чевакинского этого времени трудно разделить из-за отсутствия источников ( Новаковская. 1971. С. 7). Проект дворца, который приписывают А. В., известен по деревянной модели (ГМЗ «Царское Село»). Основные черты его композиции - центральный объем, соединенный галереями с 2 флигелями, на одной линии с к-рыми располагались церковь (справа) и оранжерея (слева), площадь перед дворцом, образованная полукруглыми очертаниями служебных построек,- были сохранены при перестройках, осуществленных в 1752-1756 гг. по проекту архит. Растрелли при участии Чевакинского ( Петров. 1960. С. 225). Новаковская считала недостаточно обоснованной принадлежность деревянной модели этого дворца А. В. ( Новаковская. 1971. С. 14). А. В. участвовал также в сооружении путевого дворца имп. Елизаветы Петровны в Пулкове, дворца канцлера А. П. Бестужева-Рюмина на Неве (1744-1747, на месте ныне существующего здания Сената), в строительстве Смольного мон-ря.

http://pravenc.ru/text/1684019.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010