в XVI в. ычаге был первым по митрополите духовным лицом в Абиссинии, а акабе-саат – лишь первым по ычаге, но далеко не такое было отношение этих должностей в «эпоху договора», в 1270 г. по р. Хр., когда – по выражению летописи – ныгус «Йыкуно-Амлак возвратил себе царство от Загве по молитве папаса аввы Кирилла (Gerllos) и по молитве аввы Иясус-Моа, игумена хайкскаго, и по ходатайству блаженного отца славного главы отцев абуна Такла-Хайманот, игумена дабра-либаносского». Не смотря на то, что Такла-Хайманот почтен здесь целою гирляндою титулов и ему, по-видимому, принадлежала чисто активная роль («ходатайство» в отличие от «молитвы») в этом политическом событии, вполне ясно, что в 1270 .г. в Абиссинии вторым духовным сановником (первым по митрополите) был игумен хайкский, не игумен « дабралибаносский. «И за сие», – продолжает летопись, – »поставил он (Йыкуно-Амлак) от чад абуна Такла-Хайманот ычаге по завету и клятве, а от чад абуна Иясус-Моа акабе-саат, чтобы [это назначение] было им в наследие (rsta) в роды родов. И это распоряжение [касающееся ычаге] остается в силе и не прошло даже доднесь; но (пост) акабе-саат цари, бывшие после него, передали в другое колено (nagad), разоряя завет, на котором Йыкуно-Амлак клялся им именем Бога живаго». Трудно допустить, чтобы Йыкуно-Амлак распределил духовные должности между двумя игуменами не соображаясь с желанием игумена хайкского. Пост ычаге (нечто в роде благочинного над всеми монастырями Абиссинии) предполагает высокий авторитет in spirituaibus, пост акабе-саат обещает почти власть in saecularibus. Акабе-саат (это имя, ъâqâbe saъâm, буквально значит хранитель часа) занимал в сущности, придворную должность – так сказать – «ближняго священника». При ныгусе Зар " а-Якоб († 26 августа 1470 г.) акабе-саат Амха-Цыйон «приближался к царю во всякое время» и имел привилегию, вместе с немногими, сопровождать царя, когда тот отправлялся в церковь для приобщения св. тайн. Эта близость к ныгусу повела к тому, что «никто из людей не взирал» на лицо акабе-саат, когда он выходил из своих апартаментов, и только 2–3 пажа, да «один из верных монахов его», имели доступ в апартаменты его.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Следует еще отметить, что установление 12 мамхеров несомненно позднейшее, и в житии Филиппа, как мы увидим, относимое к митрополиту Иакову, вальдебское житие приписывает самому Такла-Хайманоту, а дабра-либаносское идет еще дальше, говоря, будто преемник Кирилла – митрополит Иоанн предлагал этому святому епископский сан и половину своей епархии. Если для вальдебского монаха было лестно, что впервые поставленный над его округом благочинный – духовный сын непосредственно самого основателя великого монашеского братства, то для монаха центральной обители было естественно верить в то, что она немедленно после своего основания сделалась центральной, что его духовный отец был таким же духовным главой монашества, как и современный ему эчегге. Ниже, в житии Филиппа мы опять встретимся со сказанием, имевшим ту же цель. Во всяком случае характерно отсутствие упоминания в обоих житиях о „завете“ Такла-Хайманота относительно получения архиереев от коптов. Что же касается пресловутого „завета“ этого святого с Иекуно-Амлакоми, бывшего результатом так называемой реставрации Соломоновой династии, то Conti Rossini 112 несколько поторопился объявить его безусловно позднейшим замыслом, сославшись на отсутствие его как в вальдебском житии и синаксарном, так и в альмейдовом пересказе дабра-либаносского. В парижской рукописи последнего мы читаем после рассказа о небесном поставлении Такла-Хайманота, т. е. еще до его апостольских подвигов и монашеского пострижения, следующее: Глава 35. В эти дни, во время проповеди отца нашего святого Такла-Хайманот, спустя много лет после того, как отошло царство Израиля из рук Дельнаада на 340 лет, 7-го хамлэ вернул Бог царство от племени Хепаца. Зрите силу Божию, действующую над святыми Его. Здесь исчислить роды тех, у которых похищено царство. Дельнаад родил Махбара-Ведем 113 и т. д. Иекуно-Амлак, который вернул царство от Загвеева – 112 родов от Адама, а от Эбна-Хакима 70, а 10 родов тех, которые жили в изгнании, скитаясь по горам и вертепам и переселяясь из града во град и скрываясь в пещерах и пропастях земных до царствования Иекуно-Амлака. Когда он воцарился, наступил мир и покой во всех странах. Так сотворил для них отец наш святой Такла-Хайманот силою Бога своего, для Которого нет ничего невозможного. Люди израильские! какую награду воздали вы и чем отплатили такому отцу вашему, возвратившему вам это великое наследие – царство? Будьте только тверды в завете, который заключил и держите клятву, которой клялся с отцом вашим Иекуно-Амлак так же, как и они оба, утвердив завет, и клятву в Дабра-Либаносе.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/i...

И когда этому парю был дан дар благой, повелел он отстроить обитель во дни отца нашего Иоанна, который есть дверь благих и любви, с которым он был соединен в смерти и в животе. В месяц построения пришел в монастырь сей царь, чтобы видеть и узнать его состояние. Он увидал его хороший устав, снабдил его всякими украшенными одеждами и покрыл коврами каменные помосты покоев, потом дал барабан и рог каннский, чтобы ударять и трубить во время литургии в известные праздники и в день памяти отца нашего Такла-Хайманота и всех мамхеров. И он установил это, чтобы было из рода в род. Потом он дал 1000 мер, да будет для пропитания бедных. Любовь и возвеличение Дабра-Либаноса показали все цари во времена свои, но этот превзошел своих предшественников. Окончился ряд (сведений) об устроении церкви. Мы описали их в кратких словах, чтобы не было безумием для слушающих, опуская многое из того, что мы видели и слышали. Слава Богу, а нам да будет милость и милосердие Его во веки веков. Аминь. Далее напишем; историю отцов наших мамхеров, носителей креста славного и облеченных правою верою, подобных честным владыкам Апостолам, братиям Христа, иже есть начало мира нашего. Начнем с небольшого повествования об отце нашем Такла-Хайманоте, исполнителе заповедей Божиих. Сей отец наш был в царствование Загвеев, когда вера не была еще распространена по всей земле Эфиопской. Когда он окончил свое пламенное течение в проповеди Евангелия, принимал молитвы многообразных болящих, без досаждения, и уподобившись Павлу, сосуду избранному, пришел к нему в Дабра-Либанос, его пустынь, Иекуно-Амлак, еще не получивший царства, когда царская власть была в руках Загвеев. Он (f. 5) рассказал ему все дело, чтобы он помолился за него Богу, да возвратится к нему царство 22 . Отец наш согласился. Когда он усердно молился за него Богу, явился ему явно Господь наш, Ему же слава, и возвестил ему многие тайны. Когда вернулся Текуно-Амлак к нему чрез 7 дней после того, как просил его прошением усердным, сказал ему отец наш: «возвратилось к тебе царство отцов твоих, ибо не отверг Бог моления грешного раба своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

3000.00  p уб. 27-й том «Православной Энциклопедии» открывает статья, посвященная прп. Исааку Сирину (Сполетинскому), подвижнику сирийского происхождения, который подвизался в VI в. на территории современной итальянской провинции Умбрия. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXVIII Данный том завершает собой публикацию статей на букву «И», которая была начата в 20-м томе. Также том открывает собой небольшую серию статей на букву «Й». 28-й том открывается статьёй посвящённой истории и коллекциям Исторического музея в Москве, а завершается статьей «Йэкуно Амлак», которая посвящена основателю одной из самых «долгоживущих» царских династий не только в истории Эфиопии, но и во всем мире. С полным основанием центральной публикацией тома можно назвать статью страноведческого характера «Италия». 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXIX Том открывает собой публикацию статей на букву «К», и первая статья настоящего издания посвящена букве «К» всех алфавитов, основанных на кириллице.  Завершается 29-й том «Православной Энциклопедии» публикацией, посвящённой монастырю Сербской Православной Церкви – Каменац. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXX 30 том продолжает, начатую в 29-м томе публикацию статей на букву «К». Открывает настоящее издание объемный материал, посвящённый Каменец-Подольской и Городокской епархии Украинской Православной Церкви. Завершает публикации тома не менее обширная статья «Каракал», которая посвящена  истории, архитектуре, святыням и культурным ценностям, хранящимся в этом древнем афонском монастыре. 1 шт 1000.00  p уб. 2 шт 2000.00  p уб. 3 шт 3000.00  p уб. Том XXXI 31 том «Православной Энциклопедии» продолжает публикацию статей на букву «К». Открывает новый том статья «Каракалла», которая посвящена Римскому императору III века по Р. Х., завершается же том статьёй «Катехизация». Данный том, как и предыдущие, содержит большое число статей посвящённых различным церковно-историческим и культурным аспектам, вопросам церковно-канонического характера, персоналиям и вопросам, связанным с религиоведением.

http://pravenc.ru/shop/

И в принципе эта Загвейская династия – династия «робкой зари после темных веков», чернокожая, нелюбимая, гонимая династия. Последний царь был проклят, его память была проклята. То есть он фигурирует в эфиопских летописях, в эфиопской истории – последний царь Загвейской династии фигурирует как За-Илмакнун – «сокрытый», «забытый». Имени его нет. «Имя твое неизвестно, подвиг твой вечен». Его глава этого семитского Абхарского восстания, считавший себя потомком Соломона, царь, которого звали Йикуно Амлак, убил на пороге церкви, «героически». И имя проклял. На самом деле сейчас начинают заниматься загвейским периодом. И если мы внимательно посмотрим на дошедшие до нас памятники, то мы увидим, что как раз эти Загвейские монархи были гораздо цивилизованней, гораздо более созидательными царями, чем их преемники. Амхарцы вновь берут власть в свои руки, начинается упадок городов. В нашей российской историографии тоже ошибочно очень долго считали, что «пал великий Аксум и в Эфиопии не было городов до XVII века». Это не так. И как раз, как показывают последние исследования, последние работы, в XII-XIII веках в регионе Ласта в Эфиопии, как раз центр Загве в Ласте, были небольшие города, и там очень интересное зодчество, о котором мы и поговорим. Потому что все-таки зодчество, жалко, с нами нет сегодня Андрея Альбертовича Анисимова, но зодчество – это на 90% математика. Иначе все у вас повалится. И придется звать Аристотеля Фиораванти. Зодчество – это математика. И неважно, строят ли из камня или дерева, или вырезают. На самом деле вырезать из камня строение гораздо сложнее: не продалбливать пещеру, а делать сложные, подкрепленные сводами постройки, очень внимательно отслеживая природу горы, в которую вы врезаетесь, и т. д. И вот здесь как раз в полной мере проступает творческий гений Забвейской династии. В монументальных церквях, которые разбросаны по региону Ласты, современной провинции Бегэмдэр. И тут, конечно, сразу надо сказать о самом известном и единственном любимом эфиопами правителе этой… на самом деле о двух царях, они очень любят царя Йемерэханна Кристоса и его считают: хоть Загвейский, но хороший и святой. Он очень важную церковь построил и установил процветание церковной иерархии на землях Эфиопии. И этот царь – Гэбрэ Мескель Лалибэла. Мы о нем говорили, кто помнит, в Музее русской культуры на прошлой лекции. Наверное, один из самых известных средневековых царей Эфиопии. Правил он, начиная с 80-х годов XII века до примерно 1221-25 года, больше 40 лет. С Лалибэлой связывают создание наиболее известного памятника средневекового, наиболее известного в Эфиопии храмового комплекса: церквей Лалибэлы, потому что это поселение, где располагались эти одиннадцать церквей, получило имя этого царя. Вообще «Гэбрэ Мескель Лалибэла» – смесь языка гыыз, богослужебного языка афросемитского; «Гэбрэ Мескель» значит – «раб Христа», а «Лалибэла» – это на языке народа агаве – это кушитский язык –  значит «Повелитель пчел». «Раб Христа – Повелитель пчел».

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

Разумеется, к 1721 г. общий тон изменился в Магвине. – А что политические смутьяны считали для себя выгодным союз с магвинцами, легко понять из одного происшествия, случившегося около 1745 г. (Вг. II, 720), которое обрисовывает ярко и авторитетность магвинцев и тон, который способно было взять это эфиопское братство. Даджач Начо черкинский, зять йытеге-правительницы Бырхан-Могаса, присвоил себе одно чрезвычайно живописное имение магвинцев. На протест их Начо не обратил внимания и поселился с женою на приобретенной таким способом даче. Но магвинцы возопили против такого святотатства и предали Начо анафеме. И чьи-то войска двинулись наказать изверженного из церкви. Начо пришлось бежать в Валкайт, где он и умер. Бырхан-Могаса поспешила взять к себе свою дочь и внука и тем спасти их от погрома]. – Везаро Елена, наконец, играла заметную политическую роль в рассматриваемом споре. 65 Собор был назначен на преполовение (Rakab), 3 мая. Но «изгнанники» просили: «оставь нас перезимовать». За это их «укорили». «Зима» (kyramt) в Абиссинии – время дождей от июня до сентября. Ludolf, hist., 1, 6, 26 sq; Krapf, II, 354 Anm. – Собор состоялся во всяком случае до 24 июня. В. 51. 66 В летописи стоит: «’i-nybyl», «не говорим». Но это – видимо описка (вместо «nybyl», «говорим»): от гожамцев всегда требовали, чтобы они этого «не говорили». 68 Во главе их стоял рас Фарес (Fàres), человек высокого рода, – предполагаемо «соломоновского» происхождения (от родного брата Йыкуно-Амлак гг.]) Wr. 166. 69 Этот союз тем понятнее, что Малакотавит была [как и Дырмын] из знатного гожамского рода. Вг. II, 557. 560. 70 Стиль летописи очень своеобразен. В прямых обращениях к государю употребляется единственное число («ты», «будь»), но в речи о государе [так же л о папасе, В. 60] – множественное («зовут». «да свяжут», «да воцарят – сына их»). 71 На плоскогорье Вахни под строгим караулом содержались принцы крови («везазыр»). Этим способом ныгусы ограждали себя (при полном отсутствии в Абиссинии подробных законов о престолонаследии) от притязаний «везазыр» на корону.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Новое оживление в споре произошло в царствование Давида III (31 янв. 1716 † 7 мая 1721 г.). Было естественно ожидать, что этот ныгус, сын Иясу и Кыдысте, будет держаться догматических мнений гожамцев, которые принесли столько жертв, отмщая за кровь Иясу. Поэтому в Дабра-Либаносе, не смотря на то, что молодой царь держал себя осторожно до уклончивости, не сказал еще своего „слова веры” и старался соблюдать равновесие между партиями, – ожидали для себя только худшего от распоряжений Давида. И когда он в апреле 1716 г. сменил ычаге, то в Дабра-Либаносе подумали, что година бедствий для них наступила, и решились на необычайную меру. 11 мая мужи дабра-либаносские связали „государева пресвитера” Микаэля, чтобы поставить его в ычаге. Микаэль отказывался и просидел в узах 4 [sic] месяца. Конфликт кончился для дабра-либаносцев очень приятно. На открывшуюся столь странным образом вакансию „государева пресвитера” Давид назначил абба Евсигния, игравшего видную роль на соборе 1707 г., а затем 6 августа произвел в ычаге самого Микаэля. Освящение церкви во имя абба Евстафия в 1719 году было вероятно тоже некоторым memento для мужей дабралибаносских. Но до серьезного конфликта они дошли в марте 1721г., когда ныгус, видимо по случаю прибытия нового папаса, абба Крыстодолу, созвал всех монахов гожамских, амхарских и бега-мыдрских на собор но вопросу о „помазании и соединении». Монахам Дабра-Либаноса царь объявил свою волю в таких словах: „быхтвадад Гийоргис выслушает ваши рассуждения о вере с монахами абба Евстафия и доложит мне”. – Назначая Георгия, ныгус избирал если не persona grata, то лицо удобоприемлемое для дабра-либаносцев. Георгий был сын раса Анастасия, и в Дабра-Лнбаносе должны были помнить, как этот последний в качестве третейского судьи на соборе 1688 г. заградил уста гожамским изгнанникам. Но и Георгий был не без прошлого. В октябре 1696 г. Георгий, уже и тогда даджач, прибег в „дом ычаге“ и просил себе церковной защиты. Его приняли. Но на той же неделе ныгус Иясу сказал мужам дабра-либаносским: „выдайте мне Георгия; если уйдет он из рук ваших, то быть моему на вас нелюбью, и разорится завет, который стоит со дней Йыкупо-Амлак (1270 г.) доныне».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Но ты будь угоден (Богу) и храни заповеди Его, ибо царство отнято было некогда от отцов твоих за небрежение к заповедям Его». И он много увещевал его. Иекуно-Амлак, услыхав эти слова от отца нашего, весьма обрадовался и пошел в землю Амхарскую со всеми людьми шоанскими, и там победил врага своего. Когда царская власть была в его руках, он вернулся к отцу нашему и установил, твёрдый завет, да будет из рода в род между чадами его и чадами отца нашего. И прибыл к месту мощей его, чтобы научиться всему, и третью часть царских податей (отдал) на поминание его. После этого почил отец наш 23 от трудов мира в царствование сына его Ягба-Сиона, оставив вместо себя Елисея, который умер чрез 3 месяца, ибо был угоден Богу. Потом поставили авву Филиппа, шествовавшего путём апостольским. Во дни его прошел слух об отце нашем Такла-Хайманоте до всей земле. Услыхав о блаженном Филиппе, митрополит авва Иаков позвал его к се6е повидаться и, видя великую веру его, поставил его епископом вязать и решать, с правом проявлять деяния священства. Царь Амда-Сион, которому было угодно поставление отца нашего, дал ему два бича, чтобы наказывать ими всех отступающих от закона 24 . И это установление остается доныне. Подобно ему отец наш Езекия и отец наш Феодор и отец наш Иоанн Севур шествовали путём иночества. Отец наш Феодор, когда царь Давид и сестра его Дельсефа требовали отдать им деньги и землю, отказался. Во дни же отца нашего Иоанна Кама, когда эта царевна продолжала просить, чтобы была (v.) возвращена земля в 100 мер, Иоанн Кама, видя это, весьма печалился и просил у Бога, чтобы он открыл ему сущность дела. И когда ему открылось, окончилось желание её относительно возвращения этой земли. И посему они внесли её имя в запись в книгу, чтобы не забылась память её. И царь Зара-Якоб во дни сего отца дал 150 мер земли для питания святых и 50 на праздник Господа нашего. Когда этот царь строил монастыри, он отдавал их отцу нашему Андрею, а именно: Дабра-Берхан, Дабра-Метмак, Дабра-Нагуадгуад. Строя монастыри, он отдавал только Дабра-Либаносу, помня о завете отца. своего Иекуно-Амлака и завете отца нашего Такла-Хайманота: говорится, что ключи царствия Эфиопского в руках отца нашего Такла-Хайманота по изволению Духа Святаго, ради того, что по молитве сего праведнаго вернулось в дом Давида основание царства, перешедшее к другим. Сей царь Зара-Якоб установил, чтобы два монаха из монастыря всегда находились при его дворе для напоминания о делах монастыря и для препирательства, если восстанет враг на обитель. Это установление должно оставаться в род и род грядущим неукоснительно. И в пищу он повелел им в день (sic!) 150 хлебов и 15 чаш пива.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/p...

Вообще отношение двух редакций весьма напоминает то же, которое наблюдается у различных версий жития Евстафия. Содержание второй редакции следующее: После сходного с первой редакцией повествования о родителях Самуила, его рождении, учении и усердии к церкви, следует: «однажды появилась в городе чума и умерло много людей. Один из «воинства чумы» (sarwita bedbed) пришел, чтобы поразить отрока Самуила, но тотчас явился Архангел Михаил и сказал ему: «не делай зла этому отроку, ибо он избранник Божий, и молитвой своей спасет многих». Далее следует известная нам история матери, попытки женить Самуила, его беседа с отцом, обильно пересыпанная текстами. После нее он «ушел к одному старцу, монаху, по имени Габра-Амлак и принял иго святых во благословении. Тот не дал ему (ига) по закону монашества, а дал его так, как облекают отцы юных чад своих. Потом он вернулся к отцу своему, чтобы привлечь его к любви Божий, и сказал ему: «отче, чем тебе полезно пребывание в этом мире?»... Отец отвечал так же, как впервой редакции отвечал на подобные же предложения своей жене: «я не покину хозяйства и родни». Самуил возвращается в свою келью, но вскоре «встал с тем старцем, который облек его, и пошли они в монастырь аввы Адхани, называемый Банкуаль... и старец оставил его под сенью аввы Адхани... и почил там». Адхани по просьбе братии постригает Самуила. Последний начинает своя подвиги, беседует с душой своей, ест одну солому, выбрасывая вон положенное на нее для вида тесто и т.п. Через 7 лет Адхани сделал его мельником, что дало ему повод к новым подвигам. Все время он молился об отце. Наконец «Бог услышал вопль сердца его, и отец его пришел к нему, чтобы сделаться монахом. Он представил его авве Адхани, своему учителю и сказал ему: «вот пришел к тебе отец мой старец, получить твое благословение». Он принял его и облек одеянием монашества. Через несколько дней захотел отец его поселиться в уединении и поведал свою мысль своему учителю. Тому это было угодно, и он позвал авву Самуила и сказал ему: «оставь отныне мельницу, и ступай служить своему отцу, и как угождал ты мне, так угождай ему, и не опечаль его ничем; делай все, как я сказал тебе, для него, желая получить его благословение, как ты получил мое».

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/n...

По нашему мнению, Элогим есть также множественное число от единственного в позднейшее время образовавшегося Элоах; но оно отнюдь не обозначает собою нескольких первоначальных элоахов и нисколько не доказывает первоначального политеизма сынов Израиля. Прежде всего заметим, что в древнем еврейском языке слово «Элогим» употреблялось исключительно во множественном!.. «Только уже гораздо позже, к седьмому столетию», говорит Эвальд 586 , «поэты, всегда любившие неологизмы, как Иов, Исайя, Аввакук и затем писатели, находившиеся под арамейским влиянием, как Даниил, Неемия, автор книг Паралипоменон, употребляли единственное Элоах». Таким образом Элогим первоначально было одним из тех слов, которые не имеют единственной формы, как это встречается и во всех других языках. Но почему это? После многих веков трудно, конечно, проникнуть в тайны образования языков; но тем не менее, руководясь некоторыми аналогиями еврейской грамматики, ученые утверждают, и не без вероятия, что множественная форма Элогим усвоена была для обозначения того, что Бог заключал в себе сумму всех совершенств. Это мнение в своей сущности принимается учеными, которые пользуются большим авторитетом даже в лагере рационалистов, напр. Фюрстом. «Древнее употребление множественного Элогим для обозначения Бога», говорит Фюрст, «встречается чрезвычайно часто, потому что древность смотрела на божество, как на собрание бесконечных сил» 587 . Замечательно, что в эфиопском языке, имеющем два вида множественной формы, один для собирательных имен, другой для обыкновенных существительных, к имени Бога прилагается форма множественного собирательного (амлак). В еврейском языке часто употребляется множественная форма вместо единственной для выражения единичных предметов, но неопределенных, состоящих из целого ряда элементов и некоторым образом неосязаемых, как жизнь, юность, старость 588 . Элогим, несмотря на множественное число, тем не менее остается единым названием Бога, и оно означает то же, что и Адонаи, Шаддаи и проч. Эти обороты на первый раз удивляют нас, но они отнюдь не будут удивительны, если мы обратим внимание на то, что совершенно подобные же обороты существуют и в новейших языках. В подтверждение этого достаточно указать на употребление форм множественного числа, напр. «вы», «они» при обращении к одному лицу. Для древнего израильтянина такой оборот показался бы даже более изумительным, чем нам кажется употребление ими имени единичного Бога во множественном числе. Но из подобного употребления местоимений никакая критика не станет выводить, что то лицо, к которому делается такое обращение, есть не единичное лицо, а множественное. Также незаконен и вывод из слова Элогим касательно множественности богов у древних израильтян.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

  001     002    003