Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БУДИМСКАЯ ЕПАРХИЯ [серб. Будимска enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ) с кафедрой в Сентендре (Венгрия). Объединяет приходы СПЦ в Венгрии, Чехии и Словакии. Разделена на 2 наместничества, имеет ок. 40 приходов, действующий мон-рь Грабовац . Учреждена в 40-50-х гг. XVII в. в Табане, пригороде Буды (серб. Будим, совр. Будапешт), где жили сербы, переселившиеся в венг. земли после начала османского завоевания. Ими были построены первые серб. церкви в Буде, Эстергоме и Комароме (1511), в 1585 г. был основан мон-рь Грабовац. В XVI - 1-й пол. XVII в. общины при этих храмах управлялись архиереями Бачской (кафедра в Сегедине, совр. Сегед, Венгрия) и Славонской (с кафедрой в Пожеге, Сербия) епархий (о территориальных границах сведений не сохр.). В первые десятилетия существования кафедра находилась в серб. г. Сентендре, близ Будапешта. Постепенно в состав епархии входили районы с серб. диаспорой, ранее бывшие самостоятельными. В письменных источниках сведений о границах, внутреннем устройстве и архиереях епархии сохранилось не много, отдельные моменты истории остаются неисследованными. Так, о 1-м епископе Б. е. Савватии известно, что он умер в 1662 г. и похоронен в мон-ре Раковац. 2-м архиереем, судя по летописи мон-ря Грабовац, был постриженик этой обители Симеон. О еп. Викторе (1660-1684), иногда в источниках упоминаемом как митрополит, сообщается, что он посетил все приходы своей епархии. В 1690 г. во главе с Патриархом Печским Арсением III (Черноевичем) ок. 70 тыс. сербов, спасаясь от турок, захвативших их земли, переселились на территорию Австрии. Указом от 21 авг. 1690 г. имп. Леопольд I предоставил правосл. сербам право избирать собственного архиепископа, т. е. иметь самостоятельную церковную власть, и разрешил совершение богослужений. Австр. правительство, издав «Привилегии», гарантировало им нек-рые автономные права, и в т. ч. создание церковной организации во главе с митрополитом, после чего была образована Крушедолская, а затем Карловацкая митрополия . 4 марта 1695 г. австр. имп. Леопольд I подтвердил избрание Евфимия (Поповича) епископом Будимским и определил его местопребывание в мон-ре Грабовац. В 1700 г. еп. Евфимий оставил кафедру и ушел в мон-рь Шишатовац, где умер в 1704 г.

http://pravenc.ru/text/153573.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В монастыре Жича торжественно отпраздновали 800-летие автокефалии Сербской Православной Церкви В ознаменование 800-летия автокефалии 09 октября в Музее Сербской Православной Церкви в г. Белграде открывается выставки «Восемь веков искусства» БЕЛГРАД. 6 октября в монастыре Жича, именуемом Царской лаврой, торжественно отпраздновали 800-летие автокефалии Сербской Православной Церкви (1219-2019 гг.). Центральным событием праздника стала Божественная литургия, которую возглавил Его Святейшество архиепископ Печский, митрополит Белградо-Карловацкий Святейший Патриарх Сербский Ириней. В алтаре на богослужении молились епископы, прибывшие на праздник, духовенство и монашествующие из разных стран и епархий. Из-за большого количества участников этого исторического события, прибывших в монастырь Жича, место служения литургии было расположено в восточной части территории монастыря. Его Святейшеству молитвенно сослужили Его Преосвященство епископ Жичский Иустин, Его Высокопреосвященство архиепископ Охридский и митрополит Скопский Иоанн, митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий, митрополит Дабробосанский Хризостом, митрополит Загребско-Люблянский Порфирий, Преосвященный епископ Сремский Василий, епископы Будимский Лукиан, Банатский Никанор, Новограчаницкий и Среднезападно-Американский Лонгин, епископ Канадский Митрофан, Бачский Ириней, Британско-Скандинавский Досифей, Враньский Пахомий, Шумадийский Иоанн, Браничевский Игнатий, Зворничко-Тузлянский Фотий, Милешевский Атанасий, Будимлянско-Никшичский Иоанникий, Дюссельдорфский и Германский Григорий, Вальевский Милутин, Рашко-Призренский Феодосий, Тимокский Иларион, Западно-американский Максим, Восточно-американский Ириней, Крушевацкий Давид, Славонский Иоанн, Бихачско-Петровацкий Сергий, Нишский Арсений, Австралийско-Новозеландский Силуан, Буэнос-Айресский и Южноамериканский Кирилл, Далматинский Никодим, Осечко-Польский и Бараньский Херувим, Захумско-Герцеговинский Димитрий, Полошко-Кумановский Иоаким, Моравичский Антоний, Брегалничский Марко, Стобийский Давид, Ремезианский Стефан, Диоклийский Мефодий, Мохачский Исихий, архимандриты монастыря Студеница Тихон (Ракичевич) и Йован (Радосавлевич), игумен Сопочанский Феоктист, а также клирики Сербской Православной Церкви в священническом и диаконском сане.

http://sedmitza.ru/text/9268246.html

Австрия Австрия или Австро-Венгрия (Пислейтания и Транслейтания – две половины империи) – средне-европейское большое государство, имеющее до 45 млн. жителей, из которых две трети принадлежат к римско-католической церкви, четыре миллиона к греко-католической или униатской, более 3 млн. к православной церкви, 1,5 млн. к лютеранскому вероисповеданию, 2,5 млн. к кальвинской общине, до 60 тыс. унитариан, более 10 тыс. армян и до 1,5 млн. евреев. Римско-католическая церковь , включая греческих и армянских католиков (униатов), имеет 16 архиепископов, 47 суффраганов, 2 викарных епископа, 1 военного епископа и 950 монастырей, в которых до 9 тыс. мон. и 6 тыс. монахинь, – всего около 40 тыс. духовных лиц. Православные имеют архиепископа-митрополита-патриарха в Сремских Карловцах, архиепископов-митрополитов в Сибиньи или Германштадте (в Трансильвании) и Черновцах (в Буковине), 11 епископов (в Карловецкой митрополии-патриархии: епархииБудимской, Вершецкой, Бачской, Горне-Карловецкой, Пакрацкой и Темошварской в Сибиньской или Германштадтсткой; митрополии: Арадской и Карансебешской; в Черновецкой или Буковинско-Далматинской: Черновецкой архиепископии и епископий – Далматинско-Истрийской и Боко-Которской), около 4 тысяч священников, и до 40 монастырей с 300 монахов. Протестантские церковные общины имеют 18 супер-интенденций. О введении христианства и истории христианской церкви в различных частях империи будет сказано в отдельных статьях, как Галиция, Далмация, Μоравия, Польша, Угрия или Венгрия, Чехия и др. провинции нынешней Австро-Угорской империи. Здесь скажем только о церковной истории собственно Австрии, и об общей церковной политике монархии. Эрцгерцогство Австрия, населенное кельтским племенем таурисков, частью принадлежало Паннонии, частью Норику, которые со времени импер. Августа были римскими провинциями. Отсюда христианство распространено было римскими солдатами и гражданами, – с Востока св. Викторином (умер во время гонения Диоклетиана), и с Запада – св. Северином (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРАБОВАЦ Грабовац, во имя св. архангелов Михаила и Гавриила жен. (ранее муж.) мон-рь Будимской епархии Сербской Православной Церкви. Находится между городами Боньхад и Батасек в медье Тольна (Венгрия). Основан в 1585 г. В XVIII–XIX вв. был центром серб. образования и просвещения на территории Австрийской империи. Основные сведения по истории Г. содержатся в летописи мон-ря. Рукопись летописи хранилась в Народной б-ке в Белграде и была уничтожена при бомбардировке города в апр. 1941 г. Мнения исследователей, видевших кодекс до его гибели, расходятся по поводу его датировки: В. Красич и Дж. Радойчич были склонны видеть в начальной части автограф первого игум. Паисия, а С. Матич считал рукопись списком кон. XVIII в. ( С. Опис рукописа Народне библиотеке. Београд, 1952. С. 264), т. е. моложе имевшейся копии. Ранний сохранившийся список летописи 2-й четв. XVIII в. (Сентендре. Б-ка Будимской епархии. ГР 52) вперемешку с летописным повествованием событий с 1585 по 1703 г. (С. 1–21) содержит своеобразный монастырский архив: здесь приведены копии документов XVII–XVIII вв. на венг., лат., нем. (частично с переводом), серб. и церковнослав. языках. Текст дополняли в 1881 г. иером. Владимир (Красич), в 1957 г. инок Стефан (Чампраг) и последний игум. Алексий (Бабич). Согласно летописи, 5 монахов бежали от турок из мон-ря Драгович в Далмации, жители с. Грабовац показали им развалины древнего мон-ря, где они и обосновались. В 1585 г. монахи получили разрешение от тур. везира в Буде (совр. Будапешт) на строительство мон-ря и через 2 года возвели небольшую церковь. В 1602 г. инок Герасим из «московских земель» привез книги, церковные облачения и утварь. В 1619 г. в Г. пришли 10 монахов из Драговича, к-рые принесли с собой все имущество обители. В 1649 г. в Г. было 60 насельников. После нападения разбойников, ограбивших мон-рь и убивших игум. Иова, в 1667 г. игуменом стал мон. Симеон, к-рый в 1664/65 г. первым из братии совершил паломничество в Св. землю и принес частицу мощей вмц. Варвары ( Записи. 1. 1609, 1615). Впосл. он был избран епископом Будимским и управлял епархией из Г. В 1691 г. в Иерусалим ходил иером. Исаия (Там же. 1128). Мон-рь пострадал во время австр. кампании против турок 1683–1684 гг., мн. монахи погибли при отступлении тур. войск.

http://pravenc.ru/text/545896.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВЕНГРИЯ [Венгерская Республика; венг. Magyar Köztársaság], гос-во в Центр. Европе. Территория: 93 030 кв. км. Столица: Будапешт (1863 тыс. чел.- 1998). Крупнейшие города: Мишкольц (182 тыс. чел.- 1997), Дебрецен (210 тыс. чел.- 1997), Печ (162 тыс. чел.- 1997). Офиц. язык: венгерский. География. В. расположена в Среднедунайской низменности; окружена Карпатами и отрогами Альп. Граничит на северо-востоке с Украиной, на юго-востоке - с Румынией, Сербией, Хорватией, на юго-западе - со Словенией, на западе - с Австрией, на севере - со Словакией. Не имеет выхода к морю. Крупнейшие реки: Дунай, Тиса. В В. расположено самое большое озеро Центр. Европы - Балатон (площадь - 598 кв. км). Гора Кекеш (1015 м) - высочайшая вершина В. Климат континентальный, умеренный. Население: 10 045 407 чел. (июль 2003), 89,9% - венгры, 4% - цыгане, 2,6% - немцы, 2% - сербы, 0,8% - словаки, 0,7% - румыны, а также греки, хорваты и др. Государственное устройство. В. является парламентской республикой. Глава гос-ва - президент, избираемый на 5 лет; законодательную власть представляет однопалатный парламент (Гос. собрание). Адм. деление В.- 19 комитатов и столица. Основной закон - конституция, принятая 20 авг. 1949 г., пересмотренная 19 апр. 1972 г. и 18 окт. 1989 г. Религия В стране 63% католиков, 21,7% кальвинистов, 5% лютеран, 7,5% атеистов и др. На территории В. имеют свои епархии Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) - Будапештскую и Венгерскую с кафедрой в Вене (9 приходов), Сербская Православная Церковь - Будимскую с кафедрой в Сентендре (ок. 40 приходов), Румынская Православная Церковь (18 приходов). В состав благочиния Болгарской Православной Церкви входят 2 прихода. К-польский Патриархат имеет 2 прихода, относящиеся к Австрийской митрополии. Римско-католическая Церковь имеет в В. 4 митрополии: Эгер, Эстергом-Будапешт, Калоча-Кечкемет, Веспрем; 9 епархий, 1 территориальное аббатство (Паннонхальма), Экзархат визант. обряда (Мишкольц), военный ординариат. В стране действуют 2226 приходов. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/150197.html

Православная Европа. Статья 7 Венгрия: радость миссионерских приходов и плач покинутых церквей. Часть 1 На аналое в Успенском соборе иконы преп. Моисея Угрина и св. короля Стефана Судьбы христианства на территории Венгрии сложны и противоречивы. Хотя бы потому, что сама территория страны меняла свои очертания, вбирая в себя новые земли, а потом теряя их. В X веке венгерские племена просвещались светом истины Христовой миссионерами из Византии, Санкт Галлена и Чехии. Первый король объединенной Венгрии Иштван из династии Арпадов († 1038) известен в Православии под именем святого Стефана. И хотя Венгрия попала под влияние Римской кафедры, в стране (в отличие от государств Западной Европы) никогда не прекращалось присутствие православной веры – благодаря православным сербам, грекам и румынам (влахам). Более того, в Венгрии, входившей в состав Австрийской империи и Австро-Венгрии, православные составляли хоть и меньшинство, но довольно значительное по численности и весьма влиятельное. Что касается XX века, то в нем история Православия приобретает не только сложный и противоречивый, но и зачастую трагический характер. По сей день многие события прошлого столетия остаются предметом споров и взаимных нареканий. Конечно, определенный отпечаток на церковную жизнь наложили кардинальные политические перемены 1910-х годов, Вторая мировая война, передел территорий, переход Венгрии в сферу советского влияния и установление в стране коммунистического режима. В общем, было всякое. Но если обращать внимание на основные вехи, немного абстрагируясь от разного рода проблем и трудноразрешимых дискуссионных ситуаций, то можно отметить следующее. В 1918 году, после распада Австро-Венгрии, Венгрия стала полностью независимым государством. Большую часть православного населения страны в период между двумя мировыми войнами составляли сербы, юрисдикционно оформленные в Будимскую епархию Сербской Православной Церкви. В состав епархии входили, помимо сербских, шесть приходов греко-венгерского происхождения, имевших определенную автономию. Значительным было румынское присутствие. Кроме того, в Венгрии были открыты русские эмигрантские приходы. Они подчинялись Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ) или Западноевропейскому экзархату Константинопольского Патриархата.

http://pravoslavie.ru/33848.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Новый музей Будимской епархии Сербской Православной Церкви будет создан в венгерском Сент Эндре Церемонию начала работ по созданию музея возглавил епископ Будимский Лукиан БУДАПЕШТ. 22 марта 2018 года в Сент Эндре (Венгрия) в здании Препарандии, принадлежавшем Будимской епархии Сербской Православной Церкви (расположена на территории Венгрии и Чехии), состоялась церемония подписания контракта о начале работ по реконструкции и адаптации новой выставочной площади Музея Будимской епархии. Церемонию возглавил епископ Будимский Лукиан, администратор Тимишварский. В ней также принял участие архиерейский наместник ставрофорный протоиерей Воислав Галич, сообщает официальный сайт Сербской Православной Церкви. По этому случаю от имени министерства людских ресурсов, под патронатом которого осуществляются работы по созданию епархиального музея, перед участниками мероприятия выступил государственный секретарь по связям с церквями и религиозными общинами Шолтес Миклош. Он отметил, что венгерское правительство очень хорошо сотрудничает с Будимской епархией и в целом с сербами в Венгрии, а также с Республикой Сербия. Шолтес Миклош вкратце рассказал о том, что было сделано к настоящему времени в плане оказания помощи сербам в Венгрии. Он также представил планы на будущее, в том числе — относительно продолжения спонсорской помощи проектам Будимской епархии. Работы в новом музейном пространстве должны быть завершены к концу этого года. Учитывая, что музей (который в настоящее время находится в помещениях епархиального управления Будимской епархии) сохраняет значительные культурные и художественные ценности, новое выставочное пространство определенно будет иметь значение для развития туристического потенциала Сентендера. Своим присутствием на мероприятии и речью поддержку Будимской епархии и сербам Венгрии также выказали мэр Сентендера Вершеги Миклош и представитель города Сентендера и провинции в Парламенте Венгрии Хадхази Шандор.

http://sedmitza.ru/text/7967971.html

Сортировать по Исключить новости Патриарх Сербский Ириней: никогда сербский народ не испытывал того, что переживает в это «демократическое» время 8 августа, 2011. Новостная служба Первоиерарх Сербской Церкви выразил мнение, что никогда сербский народ еще не испытывал того, что он переживает в эту эпоху демократии, когда якобы соблюдаются законные права и свободы человека. 8 августа. ПРАВМИР. Во время недавнего визита в Будимско-Никшичскую епархию патриарх Сербский Ириней сказал слово в связи с событиями в Косово и Метохии и различными искушениями, которые испытывают сербские верующие. Сербский предстоятель сказал, что силы сербского народа всегда заключались в духе единства, единства ценностей, построенных историей и культурой Сербии. Мы должны сохранить добрую волю и остаться с братьями, чтобы выжить как нация и сохранить то, что мы получили в наследство от своих предков, а также оставить наследие для тех, кто будет жить после нас, сказал патриарх Ириней. Первоиерарх Сербской Церкви выразил мнение, что никогда сербский народ еще не испытывал того, что он переживает в эту эпоху демократии, когда якобы соблюдаются законные права и свободы человека. Сербский народ приносится в жертву, отметил патриарх, и страдания в Косово и Метохии – это страшная трагедия и унижение, и на это мы не можем смотреть с безразличием, поскольку в нашей стране враги причиняют страдания нашему народу и разрушает наши святыни. Также патриарх Ириней заявил, что сейчас Сербия потеряла поддержку множества дружественных стран, на которые была серьезная надежда, и теперь многие из этих государств показывают свое истинное лицо. Поэтому единственное, что остается для сербского народа – это надеяться на Бога. Читайте также: Иеромонах Игнатий (Шестаков): сербы ждут от России участия в решении своих проблем Сербские погромы в Косово и Метохии: что, если не геноцид? Косово – территория геноцида сербов Косово: сердце Сербии или территория превентивной демократии? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/patriarx-serbskij-irin...

[  назад  ] Будимская епархия Сербской православной церкви Краткая история епархии Точное время появления Будимской епархии неизвестно. Так в памятнике времен сербского деспота Георгия (Джураджа) Бранковича упомянут будимский епископ Савва. В 1511 году была пострена первая известная сербская церковь в Венгрии (в городе Комаром). На момент завоевания Пешта турками (1526) там уже действовала сербская церковь (ныне действующий храм освящен в 1668). В 1587 году в местечке Грабовац был основан первый монастырь (действующий и ныне). В XVII веке будимские епископы уже более-менее задокументированы. После Великого переселения сербов (1690) на территории Венгрии оказалось около 37 тысяч сербских семей, из них около 8 тысяч семей поселилось в Сентендре (город в 20 километрах севернее Будапешта, в котором сербы проживали как минимум с XIV века). В итоге было создано значительное число новых приходов, и для обвновленной епархии в 1694 году был руположен епископом Ефтимий, который получил титул " Епископ Буды, Пешта, Сентендре, Стонобеограда, Сечуя (ныне Dunaszekcs), Сегеда, Мухакополья " , который 4 марта 1695 был утвержден епископом австрийским императором. С 1695 по 1732 года на территории Венгрии существовала Печская сербская епархия (не путать с косовским патриархатом), чьи приходы после упразднения в 1732 были переданы в ведение Будмиской епархии. C 1740-ых годов начинается активное строительство новых храмов (из 40 ныне действующих храмов епархии с 1742 по 1793 построено 23). В XIX веке миграция сербов в Венгрию была уже ощутимо меньше, хоть и продолжалась. За этот век было построенно 9 новых храмов (из них четыре в 1804-1814 года и четыре в 1850-ых). Одновременно угасали некоторые старые общины, из-за уменьшения числа православных верующих епархия была вынуждена уступить часть храмов католической церкви, так что за несколько десятилетий она лишилась 16 храмов XVIII века. После образования независимого венгерского государства в 1918 году началось давление со стороны венгерских властей, чтобы была создана Венгерская православная церковь, а епископ Георгий Зубкович стал ее главой, однако епископ Георгий отказался и остался в составе Сербской церкви. В 1926 году в епархии активную агитацию и давление начала оказывать Венгерская греко-католическая церковь , хоть и без особого успеха. Однако некоторые венгероязычные приходы восприняли идею самостоятельной церкви и попытались организовать " Венгерскую православную церковь " .

http://hierarchy.religare.ru/h-orthod-sp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Дионисий (Новакович), еп. Будимский. Портрет. XVIII в. (Новакович; 1705, близ Котора (?) - 8.12.1767, Сентендре, Венгрия), еп. Будимский Карловацкой митрополии Сербской Церкви. В 1725 г. как иеродиакон монастыря Савина был направлен для получения образования в Россию. В Киеве окончил гимназию и Киевскую ДА. В 1737 г. был поставлен префектом и профессором философии и богословия в латино-слав. школе в Петроварадине (ныне Нови-Сад), которую открыл еп. Бачский Виссарион (Павлович) . 24 июля 1749 г. хиротонисан во епископа Будимского митр. Павлом (Ненадовичем) . 20 нояб. 1754 г. сербы Далмации направили прошение венецианскому дожу с просьбой поставить им Д. епископом (см.: J. Римска kypuja и jyжhocлobehcke од XVI до XIX в. Београд, 1950. С. 615). В 1761 г. австро-венгерские власти без уведомления главы Карловацкой митрополии назначили Д. на учрежденную для правосл. румын Трансильванскую (Эрдельскую) кафедру, оставив за ним пост администратора Будимской епархии . Хотя епархии находились на удалении друг от друга, Д. ревностно управлял обеими: в Сентендре были построены 4 барочные церкви и неск. церквей в др. местах Будимской епархии. Занимался наукой, стремился доказать ее важную роль в развитии человечества. Написал неск. книг учебного характера о природных науках, в т. ч. исследование об астрономии - «Ucmopuja hamypaлhaja философов у и одговорима» (не изд., ркп. см.: Б. Скица за три портрета//ГФФНС. 1968. 1(11). С. 224-230), о правосл. учении о Пресв. Богородице - «Virginis Mariae Sine Labe Originali Conceptiae» (ркп. пропала в годы второй мировой войны, ее описание см.: Salaville S. Manuscrits latins de Denys Novakovitch († 1767) au monastère serbe de Grgeteg//EO. 1928. Vol. 27. Р. 178, 184-187). В числе рукописей мон-рей Гргетег и Ораховица осталось неск. его сочинений философско-этического, догматического и литургического содержания: «О nypramopuju puмckoj, cuje jecm о чистителному», «Ochobameлhoje nokaзahuje о paзhocmjex между bocmoчhoj и зanaдhejy цepkobujy», «Coчuhehuje о npoucxoждehuju Св. Духа», «Npubjemcmbobahuja paзлuчhaja в дни Рождества Христова», «Nponeдuja блaroчecmuja и дoлжhocmej xpucmjahckux». Написанное в 1741 г. соч. «Epitom ili kratka skazani svštennago hrama, riz ego i v " nem soveršaem Boestvenne Liturgii, so Okrestnostmi e, rez kratki, vopros i ovet» выдержало 3 издания (Venecia, 1767, 1783; Novi Sad, 1805).

http://pravenc.ru/text/178391.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010