Сортировать по Исключить новости Ксения ЛУченко, Анна Гальперина Михаил Пиотровский: Человек должен быть сложным Михаил Пиотровский – не только генеральный директор Государственного Эрмитажа. Он стал одним из символических лиц русской культуры начала XXI века, публичным интеллектуалом и неформальным лидером петербургской интеллигенции. В музее, которым он руководит с 1992-го года, постоянно происходят культурные эксперименты – при реконструкции здания Главного штаба, где теперь расположена коллекция искусства XIX-XX веков, включили в музейное пространство дворы, перекрыв их стеклянными крышами. Два года назад в Эрмитаже проходило биеннале современного искусства «Манифеста», а недавно открылась выставка современного британского скульптора Тони Крэгга. Всё это соседствует с парадными залами Зимнего дворца, коллекцией древностей и классическим европейским искусством, в музей ежедневно приходят тысячи туристов и школьников. Корреспондент «Правмира» поговорил с директором Эрмитажа о том, что такое человек культурный, о сакральности музейного пространства, оскорблении чувств верующих и отношениях веры и культуры, Церкви и культурных институтов. Михаил Пиотровский и Ксения Лученко – Михаил Борисович, вы часто говорите, что музей – это сакральное пространство. Но что вы вкладываете в это слово? Что для вас значит «сакральное»? – Отношение к музеям у людей сильно упростилось, они считают, что туда можно открывать дверь грязным ботинком. Поэтому нужно напоминать, что музей – это нечто особенное, это территория, где есть правила. Я еще люблю формулировку: музей находится посередине между храмом и Диснейлендом. Есть старое понимание музея, что это храм искусства, где нужно с благоговением ползать на коленях и быть на каждом шагу благодарным. Но есть другая крайность, к которой движется современное понимание: музей – это абсолютно общедоступное развлечение. Поэтому появилась необходимость постоянно подчеркивать, что музей – особая территория, он защищен от правил улицы, а приходящий с улицы должен подчиняться правилам более высокого порядка. Конечно, музей может меняться внутри, поскольку он сочетает в себе разные культуры, разные точки зрения, разные эстетические принципы. Но красота, культура, цивилизация, разнообразие – то, что на этой территории действует всегда. Если музей сказал, что это можно, значит, можно. Если сказал «нет», значит нет. На улице что-то может восприниматься как оскорбление, а в музее нет. Пределы должен определять сам музей.

http://pravmir.ru/creative/mihail-piotro...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Британский музей и радио BBC представят наглядную историю религий за 40 тысяч лет Музейная выставка будет обсуждаться экспертами в серии радиопередач ЛОНДОН. Британский музей организует выставку «Жизнь с Богами» (Living With the Gods), которая представляет историю верований в образах и артефактах за последние 40 тысяч лет, причем эта музейная выставка будет широко обсуждаться экспертами в серии передач радиослужбы ВВС, сообщает theguardian . Долгая история развития общественных верований, обрядов и ритуалов за последние 40 тысяч лет от каменного века до наших дней станет предметом обсуждения в 30-страничной серии радиопередач BBC Radio 4 ; а вещественные свидетельства этой долгой истории будут представлены зрителям на выставке в Британском музее. Группа экспертов, которая будет обсуждать исторические материалы выставки Living With the Gods, возглавляется Нейлом Макгрегором (Neil MacGregor), бывшим директором Британского музея, и радиослужба отводит на экспертные обсуждения целых шести недель, начиная с этого месяца. Выставка предметов религиозного поклонения «Жизнь с Богами» откроется в Британском музее 2 ноября, а Нейл Макгрегор, признанный историк, куратор выставки и набожный христианин, возглавит обсуждение многочисленных религиозных ритуалов, обрядов, традиций, празднеств, паломничеств, жертв и многих других проявлений религиозности. Особое внимание при этом будет уделяться связям различных верований с развитием обществ и политическими процессами в них. «Вопросы веры за последние десятилетия занимают все более важное место на глобальной политической сцене, – подчеркивает Макгрегор, – и это не что иное, как наш возврат к давним, многовековым моделям и путям развития общества». Рассматривая один за другим религиозные артефакты, представленные на выставке Британского музея, Макгрегор особо выделяет взаимосвязи в развитии основ веры и общественных структур.

http://sedmitza.ru/text/7569762.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Выставка «Нерон — человек, стоящий за мифом» открывается в Британском музее в Лондоне Выставка предлагает посетителям самим решить для себя, был ли Нерон тираном или жертвой порочной пропаганды ЛОНДОН. Выставка «Нерон — человек, стоящий за мифом» («Nero the man behind the myth») открывается в Британском музее в Лондоне 27 мая 2021 г. и будет работать до 24 октября 2021 г., сообщает официальный сайт музея. Нерон печально известен как один из правителей Рима, известных своей жестокостью, развратом и безумием. Последний потомок императора Августа мужского пола, Нерон вступил на престол в 54 году нашей эры в возрасте всего 16 лет и умер насильственной смертью в 30 лет. Его бурное правление привело к таким важным событиям, включая Великий пожар в Риме, восстание Боудикки в Британии, казнь его собственной матери и первой жены, грандиозные проекты и экстравагантные эксцессы. Эта крупная выставка, основанная на последних исследованиях, ставит под сомнение традиционное повествование о безжалостном тиране и эксцентричном исполнителе, раскрывая другого Нерона, лидера популистов во времена великих перемен в римском обществе. Около 200 впечатляющих объектов, от императорского дворца в Риме до улиц Помпеи, дают возможность посетителям выставки проследить за взлетом и падением молодого императора и составить собственное мнение о Нероне. Был ли он молодым, неопытным правителем, который старался изо всех сил принести благо Риму в разделенном обществе, или безжалостным матереубийцей с манией величия, как его обрисовали римские историки? Каждый сам может ответить на этот вопрос. На выставке представлены: мраморный бюст Нерона (Италия, около 55 г. н.э.) из Национального археологического музея Кальяри и портретный бюст Агриппины Младшей, матери Нерона (37–39 гг. нашей эры), а также мраморная статуя молодого Нерона (50–54 гг.) и мраморный барельеф с солдатами преторианской гвардии, служившими личной гвардией императора ( 51–52 гг.) из парижского Лувра. Предположительные мраморные портреты Клаудии Октавии и Поппеи Сабины (середина I века нашей эры) прислали на выставку Национальный археологический музей Неаполя и Национальный музей в Риме. Также в экспозиции представлены золотая монета с изображением Нерона и Агриппины ( 54 г. н.э.) и недавно раскопанный клад Фенвика, который был захоронен во время нападения Боудики на Колчестер (владельцам этих предметов — римскому ветерану и его жене — так и не удалось их вернуть; 60–61 гг.) из Колчестерских музеев.

http://sedmitza.ru/text/9992232.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание МОЗАИКА [Лат. opus musivum, очевидно от греч. μοσα - посвященная музам; франц. mosaïque; итал. mosaico], вид и техника монументальной и станковой живописи, а также прикладного искусства, в которой для создания изображения (фигуративного и орнаментального) используются различные природные и искусственные материалы (керамика, галька, цветные камни, мрамор, дерево, кость, перламутр, смальта, пластик и проч.), соединяющиеся между собой различными способами посредством разных видов связующего вещества. Разновидностью М. является инкрустация. В Древнем и античном мире Древнейшие произведения в технике М. известны в искусстве Др. Месопотамии в городах Ур, Урук и Вавилон (колонны и полуколонны «Красного здания», украшенные цветными красно-бело-черными керамическими конусами, образовывавшими геометрические фигуры; ок. 3500 г., Урук, Музей Боде, Берлин; «Штандарт из Ура», ок. 2600 г., Британский музей, Лондон - сюжетные композиции в технике инкрустации) и Египта (стены храмов и гробниц покрывали разноцветными керамическими пластинами). Широкое распространение М. получила в античном греч. и рим. мире. В Др. Греции в V-II вв. до Р. Х. ее использовали в основном для декорации полов; материалом служила черно-белая и цветная галька. В этой технике (opus barbaricum) исполнены полы в домах в Пергаме, Приене, Помпеях, Ольвии, Коринфе, Олимпии, Олинфе и на о-вах Делос и Мотия близ Сицилии. Эти мозаики датируются преимущественно кон. V - нач. IV в. до Р. Х. Самые ранние галечные полы были открыты в 1956 г. в Гордии в М. Азии (Мегарон 1 и Мегарон 2) и датируются VIII в. до Р. Х. Они выполнены из камней 3 цветов (красный - сланец, белый - кварцит, серо-голубой - камень вулканического происхождения), составляющих геометрические орнаменты. Сюжетные композиции встречаются редко. Лучшие образцы фигуративных галечных М. представляют полы греческого г. Пеллы («Дионис на пантере», «Охота на оленя», «Охота на льва», кон. IV в. до Р. Х., Музей Пеллы, Македония).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Начало собранию египетского отдела положила коллекция Слоуна из 250 памятников: статуэток, ушебти (погребальных фигурок), бронзовых и глиняных изделий, скарабеев. Коллекция была расширена за счет даров др. собирателей. В нач. XIX в. пополнение собрания связано с военной неудачей наполеоновского похода в Египет. По условиям договора о капитуляции французы вынуждены были в 1801 г. отдать англичанам многие из собранных в долине Нила сокровищ (напр., т. н. Розеттский камень, надпись на к-ром послужила ключом к дешифровке в 1822 г. Ж. Ф. Шампольоном древнеегип. иероглифов). Тогда же собрание обогатилось 2 обелисками из Дельты, статуей Руи из Карнакского храма и различными саркофагами. Для памятников из долины Нила, Греции и Рима в 1807 г. была открыта «галерея древностей». В нач. XIX в. история многих из них была связана с именами брит. консула в Египте Г. Солта и работавшего по его заказам авантюриста Дж. Бельцони. В основном это были памятники монументальной скульптуры эпохи Нового царства (XVI-XI вв. до Р. Х.). Событием стала доставка в Лондон 7-тонного гранитного бюста Рамсеса II, т. н. молодого Мемнона, подаренного музею Солтом и И. Л. Буркхардтом . Бельцони переправил также из Карнакского храма статую царя Мернептаха и 6 гранитных скульптур, изображающих сидящую богиню Сахмет. После смерти Солта в Б. м. попали монументальные памятники из его коллекции, собранной в Фивах: гранитные статуи Тутмоса III, божеств Монту и Хатхор, колоссальный бюст из красного гранита, приписываемый Тутмосу III или Аменхотепу II, статуя Аменхотепа III и головы от его колоссов. Из скальной гробницы Рамсеса I, или Сети I, происходят деревянные фигуры царей и богов (все эпохи Нового царства). В 1839 г. музей приобрел более 50 папирусов и 107 стел у собирателя древностей Дж. Анастази, составившие, как и купленные у Солта и герц. Белмора стелы, значительный корпус источников по периодам Среднего и Нового царств. В сер. XIX в. была приобретена коллекция герц. де Блака. Пополнение осуществлялось и за счет дарений: от У. Гамильтона в музей поступила найденная на о-ве Элефантина статуя Рамсеса II, кор. Виктория пожертвовала алебастровый бюст одного из Птолемеев. К 1861 г. собрание было разделено на 3 отдела: вост. древностей, Греции и Рима, монет и медалей.

http://pravenc.ru/text/153451.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Тунисе погибли 5 человек при нападении террориста на синагогу Погибли два еврейских паломника и трое военнослужащих ТУНИС. На средиземноморском острове Джерба у южного побережья Туниса погибли 5 человек при нападении террориста на древнюю синагогу – двое еврейских паломников и трое военнослужащих, пишут  npr и apnews. Установлено, что нападение 9 мая совершил тунисский национальный гвардеец. Он ворвался с оружием в древнюю синагогу «с целью совершения предумышленного преступления», как заявил в четверг 11 мая министр внутренних дел Туниса Камель Феких (Kamel Fekih). Министр пообещал «впредь не жалеть усилий для защиты законности и правопорядка в стране, в том числе для обеспечения безопасности иностранных граждан». Погибли трое тунисских военнослужащих и двое гражданских лиц, совершавших международное паломничество в синагогу Эль-Гриба. Еще двенадцать человек получили ранения. Синагога Эль-Гриба в деревне Эр-Рияд (бывшая еврейская деревня Хара-Шрира) на острове Джерба считается самой старой синагогой Африки и одной из древнейших в мире – ее возраст порядка 2500 лет. В синагоге хранится один из старейших в мире Свитков Торы, а потому в нее ежегодно устремляются еврейские паломники после празднования Песаха. Согласно устным преданиям, она была построена коэном ( сословие священнослужителей в иудаизме , потомков рода  Аарона ), бежавшим на остров после разрушения первого Иерусалимского храма. Впрочем, от древней молельни мало что сохранилось, а современное здание было построено в XIX веке на смену зданию XVI века. В наше время синагога несколько раз уже подвергалась нападениям террористов. Во время праздника Симхат Торы в 1985 году один из полицейских открыл огонь по толпе, убив троих человек, в том числе ребенка. 11 апреля 2002 года рядом с синагогой террористы подорвали грузовик со взрывчаткой, погибли 21 человек, в том числе 14 немецких туристов. Ответственность за этот теракт взяла на себя В 2015 году в результате теракта в Тунисе на курорте Сус погибли 38 человек, в основном британские туристы. Ответственность за это нападение, наряду с нападениями в том же году на знаменитый музей Бардо в столице Туниса и на автобус с президентской охраной, взяли на себя боевики

http://sedmitza.ru/text/10257132.html

Более пятидесяти лет тому назад Birch напечатал в Revue Archeologique 1 описание и перевод магического иератического папируса, поступившего в Британский музей из коллекции Salt. С тех пор никто этим в высокой степени важным текстом не занимался 2 : он остается до сих пор  неизданным, и только В. С. Голенищев, еще при старой дирекции египетского отдела Британского музея, заинтересовавшись папирусом в связи со своими работами над магическими текстами цикла «Горов на крокодилах», получил в свое распоряжение фотографии папируса и разрешение их издать. Много лет тому назад он любезно передал мне эти фотографии для изучения и издания, и только теперь мне удалось довести свою работу до желанного конца, причем дело, конечно, не обошлось как без помощи и любезных указаний Владимира Семеновича, так и без того, что не мало мест все еще остается для меня неясными и в отношении перевода, и с точки зрения реалий. Перевод Birch’a для своего времени, когда наука еще только приступила к чтению иератических текстов, должен быть признан замечательным; но за пол столетия египтология ушла настолько далеко, что теперь он уже не может считаться удовлетворительным. Несмотря на сравнительно ясное и тщательное письмо, понимание во многих местах затрудняется как лакунами (не особенно многочисленными), так и самим характером текста. Хотя египетская литература не может жаловаться на недостаток памятников магического характера – их едва ли в ней не большинство, – но в ней нет другого текста, совершенно подобного нашему. Знаменитый pap. Harris представляет ритуал очищения и заклинания воды, берлинский 3027 – сборник заговоров против детских и материнских болезней; «Горы на Крокодилах», ватиканский папирус и туринские имеют целью побороть действие ядов и болезней; луврский 3229 обусловливает благоприятные сны. Наш папирус все время говорит о парализовании «врагов» бога, царя и имя рек. Для их уничтожения служат и магические составы, и заговоры, и целые «книги», и талисманы, особенно «узлы», и рисунки, обильно помещенные в папирусе, и восковые и другие фигурки. «Враги» эти и земные, «восставшие против царя во дворце его» 3 – случай, едва ли со времен бога Ра не обычный в придворных хрониках фараонов, и сверхъестественные – «идущие из недр земли» 4 , «из воздуха» 5 , « Сетх и его спутники» 6 и т. п. Соответственно и на магических рисунках изображены связанные спинами два представителя «врагов» – Сетх и азиат 7 .   Борьба с врагами царя находит себе прототип в борьбе против врагов Осириса, который является как бы центральным образом нашего текста; с другой стороны, она служит сама образцом для «защиты» простых смертных; поэтому амулеты и т. п. предназначены не только для «этого бога», но и для «имя рек» 8 . «Враги» опасны и при жизни, и по смерти 9 , но наш папирус имеет целью уничтожение первых; со вторыми имеет дело заупокойная литература.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Turaev/m...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > «Куда ж нам плыть», учителя? Зачем же англосаксам наши дети? 05.10.2022 801 Время на чтение 7 минут Фото: из свободных источников Интернета В сумерках, стараясь идти тихо и незаметно, крадутся в некий дом личности, закутанные в плащи, с поднятыми воротниками и опущенными на глаза шляпах. Это шаблонные сцены из плохих детективов. Собираются они в этот дом, чтобы обсудить то, как они будут разрушать и завоёвывать чужое для них пространство. И тайнодействие – основа их успеха. А в нынешние времена, может, потому что постмодернизм теперь в ходу, может, ещё почему-то, эти самые личности, их связные и завербованные агенты совершенно открыто ведут свою подтачивающую, раньше бы сказали, подрывную работу. Конечно, в первую очередь это происходит в СМИ, а затем и в неразрывно завязанных на них сферах культуры и образования. Что происходит, к примеру, на регулярной основе в одной языковой школе, располагающейся в нескольких комнатах на одном из этажей шикарного отеля в Москве, на Тверской улице? Равнодушными окнами смотрит этот отель на «дом Фамусова», Исторический музей, и не понятен ему вопрос Чацкого: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?», заданный двести лет назад. Среди бела дня в будни и выходные стекается в эту комнату и актовые зальчики притихшая российская молодёжь: школьники старших классов и студенты. Здесь на официальной основе всех их будут вербовать, извините, агитировать учиться за рубежом. Несколько лет назад в России с треском закрыли отделения Британского совета (Brimish Councel, ВС) — одной из старейших иностранных неправительственных организаций, работавшей в России. ВС – английская общественная организация, работающая под патронажем МИДа Великобритании с 1934 года, и сейчас, по информации на сайте совета, у него открыты отделения в более чем 100 странах мира. Совет занимается образовательными проектами, рассказывает о британской культуре, обучает английскому языку. ВС активно сотрудничал с российскими госорганами – в частности, с министерством образования работал над модернизацией программ обучения английскому языку. Были запущены всякие культурные программы, в их числе курс шекспироведения, а также (уже!) в 2016 году были «подняты» вопросы о проблемах ЛГБТ и «работе по защите прав человека» с участием некоего Маккеллена, ещё 30 лет назад рассказавшего о своей гомосексуальности. И до того они развернулись, что даже совместно с московским правительством (ясно, что на наши деньги) собирались ставить памятник Шекспиру на Варварке!

http://ruskline.ru/news_rl/2022/10/05/ku...

издательство П.П. Сойкина Библиотека Библиотека – собрание книг, принадлежащее отдельным лицам или общественным учреждениям; также – учреждение, гд е сохраняются собрания книг. Древнейшей библиотекой считается библиотека египетского царя Осиманзиоса, которая находилась, по мнению одних, – в Мемнониуме, по мнению же других – в Рамезиуме в Мемфисе. Знаменитейшей египетской библиотекой была Александрийская. Древнейшей Б. богословского характера было собрание священных книг у евреев. Начало ему положил Моисей, а затем оно еще пополнялось (Второз. 31, 26; 1Цар. 10, 25 ). Ту же роль играли архивы, которые появились у евреев с раннего времени. С распространением христианства появляются библиотеки богословские при церквах и особенно монастырях, где сосредоточивались большие книжные сокровища. Древнейшей из известных христианских библиотек считают Иерусалимскую, основанную в III веке. Константинопольская Б., основанная Константином Великим , одно время довела свои книжные богатства до 120.000 томов, но была уничтожена пожаром, от которого уже не могла вполне оправиться. В эпоху переселения народов многие драгоценные книжные собрания погибли. В средние века на Западе особенно деятельно собирали библиотеки некоторые монашеские ордена, особенно бенедиктинцы. Римские папы, особенно Николай V и Сикст IV, также много заботились об увеличении книжных сокровищ. До изобретения книгопеч., составление библ. затруднялось ограниченностью экземпл. появлявшихся рукописных книг. Особенно вредно это отзывалось на общедоступности библиотек, так как опасение за целость книг, которых невозможно было снова приобресть, заставляло ограничивать круг посетителей библиотек только избранными. С изобретением книгопечатания рост библиотек ускорился, при чем они начали становиться все более и более общедоступными. В настоящее время на западе богатейшими библиотеками считаются: Национальная Библиотека в Париже (около 2-х миллионов томов и 100.000 рукописей), Британский Музей в Лондоне (1 миллиона книг и 50.000 рукописей), Императорская Б.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Оперенное искусство. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Оперенное искусство " Танец пера и чернил " в Государственном музее Востока 18.10.2007 11:12 Версия для печати В московском Государственном музее Востока открылась выставка современной ближневосточной каллиграфии " Танец пера и чернил " , подготовленная музеем в партнерстве с Эрмитажем (куда выставка затем переедет) и галереей " Триумф " при поддержке благотворительной организации Алишера Усманова " Искусство и спорт " . Самую традиционную нефигуративную живопись рассматривала ИРИНА КУЛИК.   Современная арабская каллиграфия показывается в России едва ли не впервые. Но сегодня это искусство хорошо известно не только на Востоке, но и на Западе -- многие вещи, привезенные в Музей Востока, показывались, например, на недавней выставке " Слово в искусстве " в Британском музее.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010