И.И.Меняйлов Епископ Борис (Плотников) и его богословско-историческое наследие Скачать epub pdf В 2011 году исполняется 110 лет со дня кончины преосвященного Бориса епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии. Епископ Борис является учёным-монахом в области богословия, церковной истории, языкознания и метафизики XIX века. Вся его непродолжительная жизнь была служением. И это было служение не только верного и ревностного пастыря Церкви Христовой, но и ученого-монаха. За сравнительно короткий период епископ Борис написал большое количество значимых трудов, как по лингвистике, так и в области богословия и церковной истории, которые актуальны и в наше время. Его статьи публиковались в разных духовных и светских журналах и периодических изданиях, таких как «Томские Епархиальные Ведомости», «Филологические записки», «Руководство для сельских пастырей», «Вера и Разум», «Прибавление к творениям св. отцов», «Православное Обозрение», «Чтение Общества Любителей Духовного Просвещения», «Православный собеседник», «Труды Киевской Духовной Академии» и др. Сегодня наследие этого выдающегося ученого не выходит за рамки научной среды, поэтому перед данной статьей стоит цель познакомить современного читателя с личностью и трудами этого «забытого» светоча науки. Епископ Борис, в миру Владимир Владимирович Плотников, сын столоначальника Красноярского духовного правления, родился 16 июля 1855 года в г. Красноярске. Довольно рано лишившись отца, он был обречён пережить такие трудности, которые могли обусловить его жизни совсем иное русло, нежели судьба ученого-монаха. Но, к счастью, его взял на воспитание и материальное обеспечение родственник, золотопромышленник П.М. Преин. У последнего была богатая домашняя библиотека, в которой молодой Плотников и проводил все свое свободное время. Благодаря этому ещё до студенческой скамьи будущий ученый хорошо изучил древние и новые языки 1 . Первоначальное образование Владимир получил в Красноярском детском приюте и в Красноярском духовном училище. В 1876 году Плотников окончил Томскую духовную семинарию, после чего его, как первого студента, направили в Казанскую Духовную Академию на казенный счет 2 . Инспектор Академии прот. Н. Виноградов так вспоминает прибывшего для поступления юношу: «Высокий, худой, с продолговатым бледным лицом и впалою грудью, но выразительно-умными глазами, новичок-томич производил на окружающих приятное впечатление, только, казалось, не обладал крепким здоровьем» 3 . Действительно, у Владимира было слабое здоровье. Когда он проходил медицинский осмотр перед вступительными экзаменами, у него обнаружили катаром легких. Узнав о неутешительном диагнозе, будущий пастырь желает покончить с дальнейшим духовным образованием и намеревается поступить в университет. Но склонность к богословскому образованию и отсутствие средств на обучение заставили его отказаться от этой мысли, и он поступает в академию на церковно-практическое отделение.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Plotniko...

А.А. Половцов Пазухины, Борис Андреевич и Семен Иванович Пазухины, Борис Андреевич и Семен Иванович, посланники царя Алексея Михайловича к ханам бухарскому – Абдул-Азису, балкинскому – Надыр-Махмету и, наконец, юргенчскому и хивинскому – Навше-Мамбету в 1669–1673 гг. Получив из приказа Казанского дворца 22 июля 1669 г. царскую грамоту на означенное посольство, совместно с торговым человеком Иваном Савельевым и в сопровождении стрельца Максимки Яковлева и иных людей, – для выкупа и возврата русских пленных в Бухаре, Балхе и Юргенче (частью калмыков, ногайцев и др.), по их челобитням, а также для собрания сведений о путях в Индию и мощах священномуч. Симеона близ Шемахи и привлечения бухарцев к торговле шелком с Астраханью и Москвой, они должны были ехать из Москвы водой (pp. Окой и Волгой) в Казань и через Самару и Саратов в Астрахань; представить там особые грамоты стольникам: кн. Ю. П. Трубецкому и А. Щербатову и боярам: И. В. Самарину и кн. И. С. Прозоровскому и их воеводам; взять в последнем городе присланную на продажу из приказа большой казны и бывшую в остатке у целовальника кость «рыбья зуба» на 1445 p., а также проезжие грамоты для дальнейшего пути через Персию и Ширвань за печатью Астраханского царства; не платить нигде пошлин, но давать везде небольшие подарки в шаховых землях, самим же ханам подносить пристойные поминки; ссылаться в речи к Абдул-Азису на добрые отношения с прежними бухарскими владетелями – отцом его Надыр-Магометом и дядей Имам-Кулием, и иными государями; везде требовать, чтобы их садили за столом не ниже, а выше других послов; говорить вообще осмотрительно и записывать все, о чем проведают, в статейный список, отписываясь также кн. И. С. Прозоровскому в Астрахань. Исполняя возложенные на них поручения, Пазухины выехали из Москвы 30 июня 1669 г. и прибыли в Казань 20 июля. Прожив там три недели, они дождались голов московских стрельцов Дм. Полуектова и Ал. Соловцова, которые должны были сопровождать их «для береженья». Выйдя из Казани 10 августа, они пришли в Астрахань лишь 19 сентября – «за грузными стругами приказов московских стрельцов».

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Борис (Плотников) Борис (Плотников) епископ, председатель Училищного совета при Св. Синоде, магистр богословия сын столоначальника Красноярского духовного правления, в мире Владимир Владимирович, преосв. Борис родился в 1855 г. в г. Красноярске; по окончании курса в Томской духовной семинарии, на казенный счет был послан в Казанскую духовную академию, где окончил курс в 1880 г. со степенью кандидата богословия. Еще на студенческой скамье В. В. Плотников выделялся своими знаниями и солидной научной подготовкой, так что церковно-практическое отделение наметило его в качестве преемника покойному профессору И. Я. Порфирьеву , выслуживавшему тогда последнее пятилетие в академии. Сам проф. Порфирьев в заявлении, поданном в совет академии от имени своего отделения, перечисляя студенческие работы В. В. Плотникова (из которых большая часть была напечатана в «Филологических Записках»), находил молодого кандидата вполне подготовленным для занятия кафедры в академии, и совет, соглашаясь с Порфирьевым, предложил назначить Плотникова приват-доцентом по кафедре словесности и истории литературы. Но тут случилось одно важное обстоятельство, заставившее Плотникова отказаться от академической службы и предпочесть ей миссионерское дело в далекой Японии. Однако и это предположение не осуществилось, и молодому ученому ничего не оставалось делать, как принять назначение на должность преподавателя в Томской духовной семинарии по кафедре словесности с историей русской литературы и логики. Там он пробыл 4 года до августа 1884 г., испытывая глубокую тоску в разлуке с книжными сокровищами, которыми богаты библиотеки только высших духовно-учебных заведений. В 1884 г. Плотников избран был советом Казанской духовной академии на вакантную кафедру метафизики, которую и занял по прочтении двух пробных лекций («Учение о бытии» и «Учение о пространстве»); в 1885 г. представил в совет академии на соискание степени магистра богословия сочинение под заглавием «История христианского просвещения в его отношениях к древней греко-римской образованности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Борис (Плотников Владимир Владимирович), еп. Ямбургский, вик. С.-Петербургской епархии Сын столоначальника Красноярского Духовного Правления. Родился в 1855 году. По окончании образования в Красноярском Духовном училище и в Томской Духовной Семинарии Преосвященный Борис в 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую Духовную Академию. Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) Владимир Владимирович блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни Плотников держал себя в стороне, редко принимал участие в интимных товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что Плотников обладал выдающимися умственными дарованиями, весьма основательной научной подготовкой и неутомимой жаждой знаний. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И.Бодуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований. Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал «Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера”, который был им напечатан в «Филологических записках» (1879 г., bыn.II и IV); на втором курсе им было написано «Палеографико – глоттологическое исследование средне-болгарского Служебника 1532 года», напечатанное потом в тех же «Филологических записках». На третьем курсе темой для кандидатского сочинения Плотников избрал: «Главные моменты в истории христианского просвещения в его отношении к древнему греко-римскому образованию и греко-римской науке и литературе, от начала христианства до эпохи возрождения». Это сочинение не только доставило автору степень кандидата богословия, но и обратило на него внимание профессуры как на весьма талантливого юношу. Ему было предложено серьезно заняться словесностью и литературой и на четвертом курсе он избрал их своей специальностью вместе с Основным богословием. По окончании курса он представил в качестве ученой работы сочинение на тему: «Основные принципы научной истории литературы».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В Казанской опере «Борис Годунов» на Шаляпинском фестивале 19.02.2024 113 Время на чтение 5 минут Фото: предоставлено автором Как известно, именно Казань подарила миру Фёдора Ивановича Шаляпина, и благодаря прежде всего этому факту, наверное, в Казани есть свой театр оперы и балета, в котором наряду с классическим русским и мировым оперным и балетным искусством, процветает татарская опера, татарский балет, в основе которых глубоко народные сюжеты татарских сказок и других шедевров татарского народа. А в феврале здесь ежегодно проводится Международный оперный фестиваль им. Ф.И. Шаляпина, в этом году он сорок второй, XLII, если писать римскими цифрами. Продлится фестиваль до 1 марта, а 13 февраля, традиционно в рамках фестиваля идёт «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Шедевр русской оперы, в основе которого одноимённый литературный шедевр Пушкина. Потому что 13 февраля – день рождения Фёдора Ивановича Шаляпина, такова ежегодная традиция нашего фестиваля. Сюжет, конечно, мне знаком, и читал, и слушал многократно как фрагментами, так и всю оперу в записях и экранизации, но нынче решил оставить все дела и, наконец, побывать «вживую», а то ходишь столько лет по родному городу, и всё мимо родного театра. А в партере, будучи полностью погружённым в происходящее в опере – конечно, совсем иное дело, иначе бы мы всему внимали в записи да в цифре. Особенно, когда в нашем случае – особый день, особый фестиваль, собравшие уникальных исполнителей. Плюс в антрактах прямо в фойе подают шампанское и дорогой коньяк, и живую музыку играет струнный квартет. И пофотографировать можно лепные колонны, обстановку и прочее – на память. Кроме местных наших тоже выдающихся и заслуженных артистов в спектакле участвовали знаменитости Мариинки, Большого – Питер, Москва, жаль не записывал имён. А впечатлений и чувств – непередаваемый поток. Надо слушать и быть, а описать словом – если только мазками. Самый русский персонаж – Варлаам – был безподобен. Поначалу, правда, образ, созданный артистом, показался мне несколько суетливым – должен же быть грозным или по-русски степенным, как ранее представлялся и обыгрывался другими артистами. Но как запел – стало ясно, что это никакая не суетливость, а русская живость, уверенная проворность. И, ведь, ни слова не вырезано из оригинального текста, хоть и ТАТАРСКИЙ наш театр-то, оперы и балета. Сейчас поясню и напоминаю текст его знаменитой песни с сайта нотного архива .

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/19/v_...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Кузьма Минин - родом из Нижнего! Последние данные к биографии героя 12.03.2008 1924 Время на чтение 16 минут Научную статью, о выводах которой, весьма неординарных, пойдет речь, я ждал давно. Дело в том, что с Б.Пудаловым, ее автором, нижегородским историком, краеведом, мы дружны с университетской скамьи, то есть не один десяток лет, поэтому о готовящейся статье и ее содержании я знал заранее и, что называется, не понаслышке. Однако Борис ее текст до выхода в свет не отдавал (и правильно делал, поскольку для ученого первостепенно - это публикация в соответствующем издании, ну, и приоритет в научном сообществе тоже немаловажен). К тому же сроки издания сборника по итогам научной конференции, на которой Борис огласил свою точку зрения, откладывались и откладывались. По той банальной причине, что отсутствовали необходимые средства. И вот, знакомьтесь: Пудалов Б.М. К биографии Кузьмы Минина//Мининские чтения. Труды научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского (20-21 октября 2006 г.). Н.Новгород, 2007. С.184-195. ИЗ ДОСТОВЕРНЫХ ИСТОЧНИКОВ... ВО ВСТУПИТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ статьи говорится о том, что достоверных биографических данных о К.Минине и его родственниках в дошедших до нас исторических источниках крайне мало и носят они отрывочный характер. Объяснимо это прежде всего тем, что жил народный герой в эпоху, когда родословные записи велись исключительно для " служилых людей по отечеству " (то есть для дворянского сословия). Мининский же род относился к посадским людям (сословию " тягловому " ), которые данной привилегией не обладали. Не было у посадских даже фамилии: звали их по имени-отчеству (по отцу), к которому могло быть добавлено какое-либо личное или родовое прозвище. Что же из источников (помимо ополченческого, " общественного " периода в жизни К.Минина) нам известно? Известно, что в 1613 г. за заслуги перед Отечеством К.Минин стал думным дворянином, получил в вотчину с. Богородское с деревнями (в Нижегородском уезде). Затем состоял на службе у царя, выполняя важные государственные поручения. Умер по дороге из Казанского уезда, куда был послан " для сыску, что черемиса заворовала " , и случилось это весной 1616 г..

http://ruskline.ru/analitika/2008/03/12/...

Григорий Котошихин. О Московском государстве в середине XVII столетия Глава I. О царех, и царицах, и о царвичах, и о царвнах, и о женитбе царской – каким обычаем бывает веселие 1 . Великий князь Иван Васильевич Московский Гордый со многими своими князи и з боляры ходил войною со многими войски под Казанское, и Астараханское, и Сибирское царствы и Божиим изволением пленил тех царств царей с их государствы и з землями и поселил в тех государствах и землях многих людей християн для укрепления. И с того времяни учинился он великий князь над Московским государством и над теми взятыми царствы и над прежними княжствы царем и великим князем Иваном Василевичем всеа Русии. И таковым обычаем в Росийской земле началося царствование. Княжествовавше же той великий князь и потом царствова, правивше государство свое в ярости и во злобе силне, тиранским обычаем, и имеяй со окрестными государствы войну и розвратие. Когда ж ему не случися быти со окрестными государствы в розвратии, и тогда пленил подданных своих, единоверных християн, и многи мучителства над князи, и боляры своими, и простыми людми показа; понеже и сына своего смири на оный свет, пробиша его осном 4514 своим, и единаго митрополита повеле задушити подушкою. 4515 Царствова ж той царь, преставися. 2 . По смерти же того царя на Московском царстве учинился царем сын его царевичь Феодор Ивановичь; а другому сыну его, царевичю Димитрию, с материю его дан был в удел город Углеч с уездом. Бысть же той царь и великий князь Феодор Иванович всея Русии на Московском государстве зело тих и боголюбив, не таков, яко отец его, и некоторого велможу, зовомаго Борис Годунов, перваго конюшего боярина, учинил над государством своим во всяких делах правителем, а сам предался смирению и на молитву. Той же боярин, правивше государство неединолетно, обогатися зело. Проклятый же и лукавый сотана, искони ненавидяй рода человеча, возмути его разум: всем бо имением, богатством и честию исполнен, но еще несовершенно удоволен, понеж житие и власть имеяй царскую, славою ж несть. И дияволим научением мыслил той боярин учинитись царем, и чрез какой бы обычай. И сь единомышленными своими умыслил послати некоторых людей во град Углечь, обещая им великую честь и богатство, чтоб они царского брата царевича Димитриа убили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 БОРИС (ПЛОТНИКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Борис (Плотников), еп. Ямбургский. Фотография. 1901 г. (РГИА) Борис (Плотников) ( 1855 - 1901 ), епископ б. Ямбургский , викарий Санкт-Петербургской епархии . В миру Плотников Владимир Владимирович, родился в 1855 году в Красноярске в семье столоначальника Красноярского духовного правления. Окончил Красноярское духовное училище и Томскую духовную семинарию . В 1876 году прибыл на казенный счет в Казань для поступления в Казанскую духовную академию . Несмотря на слабое здоровье (страдал катаром легких) блестяще выдержал конкурсные экзамены, был принят в Академию первым студентом и зачислен на церковно-практическое отделение. В течение студенческой жизни держал себя в стороне, редко принимал участие в товарищеских беседах и прослыл за человека гордого и высокомерного. Но это была ошибка, т.к. на самом деле от природы он был человеком простым и добрым, но весьма сдержанным, застенчивым и неговорливым. Скоро обнаружилось, что он обладал выдающимися умственными дарованиями и весьма основательной научной подготовкой. Поступив в Академию с основательным знанием древних языков, Плотников в Академии основательно изучил английский язык и сверх того серьезно занялся изучением славянских наречий у известного лингвиста И. Будуэн-Куртенэ, бывшего в то время профессором Казанского университета. Под его руководством Плотников изучил польский язык. С течением времени открылось, что языкознание не составляло специальной задачи ученых занятий, а приобреталось им лишь в качестве вспомогательного средства для богословских исследований. Научно-литературные труды первоначально выражались в весьма дельных студенческих семестровых сочинениях. Так, еще на первом курсе он написал " Разбор сравнительной мифологии Макса Мюллера " , который был им напечатан в " Филологических записках " (1879 г., вып. II и IV); на втором курсе им было написано " Палеографико-глоттологическое исследование среднеболгарского Служебника 1532 года " , напечатанное потом в тех же " Филологических записках " .

http://drevo-info.ru/articles/17525.html

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! 04.04.2017 Внимание к «тайне человека» Беседа с писателем Борисом Тарасовым. В 2009 году решением Священного Синода Русской Православной Церкви была учреждена ежегодная Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия «За значительный вклад в развитие русской литературы». Впервые она была вручена 26 мая 2011 года писателю Владимиру Крупину. В 2012 году лауреатами стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в 2013-м — Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в 2014-м — Валерий Ганичев, Валентин Курбатов и протоиерей Николай Агафонов, в 2015-м — Юрий Бондарев, Юрий Кублановский и Александр Сегень, в 2016-м — Николай Блохин, Борис Екимов и Борис Тарасов. Уже названы номинанты премии 2017 года, и не за горами вручение почетной награды трем новым лауреатам.      В преддверии этого события мы возобновляем серию бесед с теми, кому выпала честь получить из рук Патриарха Московского и всея Руси высокую награду. 2 апреля 2017 года, Борис Николаевич Тарасов, автор книг о Паскале, Чаадаеве, Хомякове, Тютчеве, отмечает свое 70-летие. И мы предлагаем беседу с ним. А заодно сердечно поздравляем с юбилеем! — Борис Николаевич, вы родились на дальней окраине нашей великой Родины. В каких условиях прошли ваши детство и юность? Кто были ваши наставники, как родилась тяга и привязанность к литературе? — Да, я родился во Владивостоке. Но мои детские и юношеские годы после четвертого класса прошли в Казанском суворовском военном училище, куда я, увлеченный военной романтикой, без ведома близких отправил заявление и получил приглашение на вступительные испытания. Там тогда давали отменное образование по всем предметам, а французскому языку уделялось особое внимание. Его преподавали у нас Ольга Сергеевна и Сергей Александрович Булицель, люди огромной культуры, тонкой душевной организации, истинного благородства и непростой судьбы. В послереволюционное время им пришлось покинуть Россию, но после войны и участия в движении Сопротивления они вернулись из эмиграции и щедро делились с нами своим жизненным опытом и познаниями в области европейской и русской литературы и искусства.

http://izdatsovet.ru/pcroc/detail.php?ID...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере февраля 2015 Слово, опаленное Духом Протоиерей Борис Куприянов , известный в 1970-1980-е годы представитель ленинградского поэтического авангарда, а ныне настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в поселке Александровская, считает, что всякая поэзия духовна по своей сути. Протоиерей Борис Куприянов родился в Псковской области в 1949 году. В 1966 году начал выступать со своими стихотворениями в Пушкине и Павловске. С 1968 по 1970 год состоял в Центральном литературном обществе при Союзе писателей. В 1970–1980-е публиковался в самиздате (журналы «Часы», «Майя», «Третья волна», «Стрелец»). В 1990 году рукоположен во диакона к Софийскому собору в Царском Селе , через год — во пресвитера. В 1997-м стал настоятелем Казанской церкви в поселке Александровская Санкт-Петербурга. В 1989-м в Париже опубликован его роман в стихах «Время встречи», переизданный в Петербурге в 2005 году. Синенький цветочек На горе Сион, Повторяя «Отче», Рвется в небосклон. Крохотный, лазурный, К небу не дойдешь, Как наступит осень — На землю падешь. «Следующей весною Я пробьюсь повыше Всею синевою, И Господь услышит» Елена Шварц, «Д. Ш.» Путь к исповедальной правде — Отец Борис, вы принадлежали к ленинградскому поэтическому андеграунду, который в советские годы противостоял советскому поэтическому мейнстриму. К чему пришла эта «подпольная» поэзия? — Понимаете, поэт — это особое состояние личной правды перед Богом. Без этого вообще настоя­щей поэзии не бывает. Поэзия многих поставила на путь веры. У меня первая Исповедь и Причастие были в 1975 году. А, например, Олег Охапкин с детства был воспитан в верующей семье. Виктор Кривулин, Елена Шварц в конце концов воцерковились. Чем дальше, тем больше менялось их отношение к Церкви. Появлялась глубина. — С чем был связан ваш разрыв с поэзией? — Это был естественный процесс. Как только я стал церковным человеком, я во многом стал жить вопреки движению андеграунда. У меня родились дети (их у нас пятеро, и внуки есть). Особенные духоносные радости появились. В 1990 году я принял сан диакона. Служил в Софийском соборе, и уже 17 лет служу в церкви Казанской иконы Божией Матери в Александровской.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=66148

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010