Тула. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Вознесенская церковь - приходский храм (ул. Герцена/Оружейный пер.) во имя Вознесения Господня. О существовании деревянной Вознесенской церкви «на оружейной стороне» г. Тулы упоминается в Строенной книге Тульского посада под 1646 г. В начале XVIII в. она была разобрана и в 1712 г. на ее месте был возведен каменный храм того же наименования «тщанием и радением прихожанина Андрея Федорова Владимирова с протчими прихожанами». Церковь простояла 3 десятилетия «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием», а затем ее снесли и на ее месте возвели новую, 2-этажную, причем 1-й этаж — во имя Введения во храм Пресв. Богородицы, а 2-й -во имя Вознесения Господня. Прихожанами церкви были посадские люди - кузнецы и слободские казенные крестьяне. Строительство существующего ныне здания, начатое в 1755г., продолжалось более тридцати лет. В 1774г. здание пострадало от пожара. Верхнюю церковь(во имя Вознесения Господня) освятили только в 1787г. Завершение строительства храма производилось по проекту архитектора К.С.Сокольникова. В 1824г. был основан придел во имя Великомученицы Варвары, в 1883г. при церкви открыли церковно-приходскую школу. В советское время храм был занят под склад, теперь передан верующим. Первое упоминание о церкви Вознесения, точнее о «Вознесенском попе Борисе», относится к 1646 году. Какой в то время была церковь – каменной или дере­вянной – неизвестно. Первыми ее прихожанами были кузнецы и слободские казенные крестьяне. В 1712 году на деньги Андрея Федоровича Володимерова (встречается написание фамилии «Владимиров») и других прихожан было построено новое каменное здание храма. До 1744 года церковь была «в благополучной твердыни, украшенная всяким церковным благолепием». Только в ней не было придела, в котором можно было бы служить раннюю литургию, и прихожане сочли нужным просить преосвященного Савву о храмозданной грамоте на построение придела во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. Получив грамоту и начав строительство придела, прихожане обнаружили, что здание храма сильно обветшало. В 1754 году они сообщили преосвященному Гавриилу, что их церковь «стенами, сводами и кровлею находится в большой ветхости, так что служение совершается в ней с великим опасением» и предложили сломать всю церковь вместе с недостроенным приделом и построить новую, двухэтажную.

http://sobory.ru/article/?object=00882

Великие Луки. Кафедральный собор Вознесения Господня. Вознесенский собор Карта и ближайшие объекты Вознесенский собор - бывшая Петропавловская церковь Вознесенского монастыря. Ныне вместо стен окружена новостройками, отреставрирована. Вновь освящена в 1990 г. Свято-Вознесенский собор - это бывшая церковь Вознесения Господня женского Вознесенского монастыря. Построена в 1752 году " тщанием игуменьи Маргариты Карцевой " . Стиль барокко. Имела три престола: главный - во имя Вознесения Господня, и придельные пристроенные в 1826 году - во имя Святого Пророка Илии и во имя Святых благоверных князей Бориса и Глеба. На колокольне висело 9 колоколов, самый большой из них весил 188 пудов 37 фунтов.  После революции монастырь был закрыт. В 1924 году были выселены монахини и собор стал использоваться как склад. Реставрация началась в 1990 году и продолжалась почти десятилетие. Служба возобновилась в 1995 году. Ильинский мужской монастырь располагался в восточной части Великих Лук и по средневековой традиции служил своего рода заставой, оберегавшей город. Увы, деревянные стены монастырского комплекса оказались ненадёжной защитой в лихие годы Смутного времени и сгинули в огне пожаров. Уничтоженную святыню в 1643 году отстроили заново, однако спустя тридцать лет пришедшие в упадок строения предназначали к сносу: с тем, чтобы на их месте устроить женский Вознесенский монастырь. Последних монахов перевели в другую обитель. Решение об этом в 1675 году принял митрополит Новгородский и Великолукский Корнилий - по прошению горожан и престарелых монахинь разрушенного в годы Смуты Введенского монастыря. Воплотить замысел оказалось нелегко: строительство монастырских стен и основных помещений заняло много времени и потребовало немало сил и ресурсов (например, церковную утварь для будущего храма игуменья Марфа с сёстрами собирала от жертвователей по всей епархии - от Великих Лук до Новгорода). Свою лепту в богоугодное дело вносили состоятельные горожане. Так, в 1692 году с благословения митрополита Корнилия на средства городского посадского человека Игнатия Базова в монастыре была выстроена деревянная церковь Вознесения Господня.

http://sobory.ru/article/?object=01594

Марково. Церковь Вознесения Господня. Церковь Вознесения в селе Марково Карта и ближайшие объекты Церковь села Маркова воздвигнута в 1800 году иждивением московских купцов Корзинкиных. Престолов в ней три: Вознесения Христова, св. Андрея Христа ради юродивого и Покрова Пресвятой Богородицы. Земли при церкви 36 десятин. В приходе 4 селения: Марково, Покрошитово, Новое сельцо и Краснораменье. Всего домов 69, душ муж. пола 192, жен. пола 245. А. Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии». - Ярославль. В типографии Германа Фалька. 1861 г. Марково. " Церковь зданием каменная, приходская, прочная. Престолов в ней три: в холодной во славу Вознесения Господня, в алтаре оной на южной стороне в честь Блаженного Андрея Христа-ради Юродивого (2 окт.) и в тёплой Покрова Пресвятой Богородицы (1 окт.). Церковь построена в 1800 году иждивением московских купцов Карзинкиных при участии прихожан. Земли 36 дес. 1451 с. Церковных домов два: для священника и псаломщика. Церковный капитал 425 р. билетами. Прихожан 199 м. и 266 ж.: в селе Маркове 68 м., 87 ж.; в д. Покромитове 66 м., 95 ж.; в 1/2 версте, в д. Новое сельцо 59 м., 76 ж., в 2 в.; в д. Краснораменье, Угличского у., 6 м., 9 ж., в 3 в. Село расположено на равнине, при ручье. Почт. адр.: Вощажниковское почт.-телегр. отделение, Рост. уезда. В приходе церковно-приходская школа, содержится средствами прихожан, отпускающих ежегодно 200 рублей на жалованье учителю и 100 рублей на содержание дома. Штатн. состав причта священ. и псал. Причтового капитала 10338 руб. " . Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. - Ярославль, 1908. Церковь в селе Маркове существовала с XV - XVI веков. Ныне существующая каменная церковь построена в 1800 году на месте двух сгоревших деревянных церквей XVII века: Вознесенской и Покровской. Заказчиком церкви был московский купец Андрей Исидорович Карзинкин, уроженец соседней деревни Труфаново. Потомки А.И. Карзинкина стали впоследствии владельцами Ярославской Большой Мануфактуры. 

http://sobory.ru/article/?object=06814

Москва. Церковь Вознесения Господня в бывшем Варсонофьевском монастыре. Вознесенский собор Варсонофьевского монастыря /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты До XVIII века переулок уже существовал и носил название Вознесенский по церкви Вознесения, стоявшей здесь когда-то. С развитием и ростом в XVIII веке стоявшего в переулке женского Варсонофьевского монастыря, известном с XVI века и упразднённому в 1765 году, стал называться Варсонофьевским. При монастыре было кладбище, куда свозили для погребения нищих и погибших насильственной смертью. Быть погребённым здесь считалось у москвичей большим позором, поэтому в Смутное время Лжедмитрий I приказал захоронить здесь тела Бориса Годунова и его семьи. Впоследствии они были перезахоронены в Троице-Сергиевой лавре. В 1765 году монастырь был упразднён, а его собор стал обычной приходской церковью Вознесения. В конце XIX века переулок был застроен доходными домами, многие из которых сохранились до нашего времени. В 1931 году снесена церковь Вознесения. Нижняя Введенская церковь заложена в 1692 г., освящена 15 июля 1701 г. Постройка верхней Вознесенской начата в 1709 г., закончена в 1730 г. Двухэтажный храм типа восьмерик на четверике, замечательный образец московского барокко. В 1761 г. внизу устроен придел Тихвинской Божией Матери. Новая ампирная колокольня 1830-х гг. Храм закрыт в 1929 г., сломан в начале 1931 г. В конце XV — начале XVI века между Большой Лубянкой и Рождественкой появился Вознесенский женский монастырь. Историки считают, что посвящение имени святого Варсонофия Тверского он получил после того, как неподалеку основали Тверское подворье. По другой версии, монастырь был назван по имени Варсонофии, его первой игуменьи, матери митрополита Московского Филиппа. В прибавлении к названию монастыря — «что на рву» — когда-то сохранялась память о московских укреплениях, предшествовавших стене Белого города. Стоял монастырь на месте дома 5 по перенявшему его имя Варсонофьевскому переулку. Монастырь этот звался в Москве «убогим» — в нем хоронили людей, умерших без церковного покаяния: тела неизвестных, найденных на улицах, странников, бездомных, погибших насильственной смертью.

http://sobory.ru/article/?object=34250

Москва. Церковь Вознесения Господня на Никитской ( " Малое Вознесение " ). Малое Вознесение Карта и ближайшие объекты Храм был построен в 1584 году в честь венчания на царство царя Федора Ивановича и служил центром слободы новгородцев и устюжан, которых переселил в Москву царь Иван Грозный. Вначале храм, как водится, был деревянный, а в камень приоделся в 1634 году. Среди посадских церквей Москвы XVII в. здание выделяется объёмно-пространственным решением и характером декоративного оформления. Фасады высокого двухсветного четверика, вытянутого по оси север — юг, обработаны перспективными вертикальными филёнками, встречающими аналоги в архитектуре XVI в. На протяжении XVII—XIX в. в. облик здания претерпел значительные изменения. Уже в 1680 году была переложена апсида храма и выстроен южный одноглавый придел Прокопия и Иоанна Устюженских, сохранившие на фасадах широко распространённые в XVII в. наличники с треугольными навершиями. В 1737—1739 г. г. с северной стороны появился придел Иоанна Предтечи, а в 1764 году 2-шатровое завершение храма сменил стройный барочный восьмерик, в декорировке которого использованы угловые пилястры и «ушастые» наличники с изящными лепными замками в перемычках. К началу XIX в. относятся пристройка, сооружённая с западной стороны южного придела, и арочная галерея на северном фасаде трапезной. В настоящее время оба придела (фасады северного переделаны) и галерея (заложена в конце XIX в.) воспринимаются вместе с трапезной как единый объём, закрывающий нижние части стен четверика. Невысокая двухъярусная колокольня типа восьмерик на четверике увенчана шатром, очевидно, переложенным в конце XIX в. Очень интересны барельефы на фасаде и на стене, выходящей в Вознесенский переулок. Один из барельефов изображает блаженного Прокопия Устюжского, которому посвящен придел церкви, единственный в Москве. После того как в XIX веке у Никитских ворот построили новый храм в честь Вознесения Господня, который стали называть Большое Вознесение , храм поменьше на углу с Вознесенским переулком окрестили Малое Вознесение.

http://sobory.ru/article/?object=02266

Бельское Устье. Церковь Вознесения Господня. Карта и ближайшие объекты Является самым большим вотчинным храмом XVIII в. Построен в стиле раннего классицизма с элементами барокко на средства полковника А.О.Кожина в его имении. В конце XIX в. к храму пристроили три престола. Рядом на кладбище находится могила А.Г.Гагарина (1855-1921), известного русского ученого и инженера. Восстанавливается самый большой в регионе вотчинный храм XVIII века — церковь Вознесения Господня. Церковь была построена в 1796 году по прошению и на средства полковника Артемона Кожина в его имении Бельское Устье Порховского уезда. Специалисты подчеркивают, что по своему конструктивному решению и декоративному оформлению она не имеет аналогов в Псковской области. Конкурс на проведение реставрационных работ выиграло предприятие «Рест-Арт». История этого храма по-настоящему уникальна. Церковь имеет крестово-купольные формы, а изначально архитектурное решение было в форме ротонды. На сегодняшний день предпринимаются меры по укреплению фундамента и другие мероприятия, которые помогут сохранить церковь, заканчивается проект реконструкции. Предположительно, восстановление займет не менее 3 лет, на этот год уже выделено 6 млн 700 тыс. руб.Церковь построена в 1796 г. по прошению и на средства полковника Артамона Осиповича Кожина в его имении Бельское Устье Порховского уезда. (Указ Святейшего Синода от 17.03.1787 г. о разрешении А.С. Кожину построить церковь в имении бельское Устье из-за большого расстояния до приходской церкви). Сооружена без придела. В конце XIX в., стала трехпрестольной (Вознесения Господня, Апостола Петра и Рождества Богородицы). В середине XIX в. указывается, что церковь без колокольни, колокола повешены на шести деревянных столбах. Близ церкви на кладбище находится могила А.Г. Гагарина (1855-1921) известного русского ученого и инженера, одного из основоположников теории и конструирования машин для механического испытания материалов. В 1822 г. произведена починка церкви мещанином г. Валдая Герасимом Ивановым: в алтаре сделана для прочности " арка от стены до стены под брус " , в капитальных стенах заделаны щели. Починена как внутри, так и снаружи штукатурка. исправлена испорченная лепнина. Вся церковь побелена и положены прежние колера. В 1850-ые гг. архитекторами М.Ф. Шестаковым и Пецольт выполнены чертежи помещечьего дома в Бельском Устье, а также детали иконостаса малого придела.

http://sobory.ru/article/?object=11420

Каринка. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты В 1674г. преосвященным Вятским Александром дана храмозданная грамота на основание на месте лесного массива села и на построение церкви во имя святого Архистратига Божия Михаила. В 1763г. деревянная Архангельская церковь пришла в ветхость - служить в ней было небезопасно. Причт с прихожанами просит епархию о постройке каменной церкви в то же проименование с приделом в честь Вознесения Господня. Храмозданной грамотой епископа Варфоломея от 19 февраля 1763г. разрешено строительство каменной церкви. Каменная теплая церковь построена в 1763-1765гг. и освящена во имя Михаила Архангела. Позднее был выстроен холодный храм и освящен в честь Вознесения Господня (1777). Иконы для новой церкви писали местные живописцы - Иван Котленцов и Гавриил Петнин, за что получили из церковной казны 124 рубля. После постройки каменной церкви деревянная в 1767г. была разобрана. Деревянная же колокольня простояла до конца XVII в., стала приходить в негодность, поэтому 15 июля 1795г. священник Вознесенской церкви Тимофей Мышкин и выборный крестьянин Яков Дресвянников из деревни Кулибинцы просили православнейшего Лаврентия дать благословение на постройку новой каменной колокольни. Изготовление кирпича для колокольни производилось на месте под руководством Федора Зорина. Кладку колокольни производил мастер каменных дел из Котельнического уезда Ермолай Спицын по проекту губернского архитектора Ф.М.Рослякова. Строительные работы продолжались 8лет, с1793 по 1801г., отделочные работы заняли весь летний сезон 1801 года. Колокола на колокольню для Вознесенского храма, а их было 13, лили знаменитые вятские колокольных дел мастера - братья Бакулевы. Самый большой колокол весил 208 пудов и 5 фунтов (3292 кг) и был отлит в г. Слободском Алексеем Ивановичем Бакулевым - на колоколе отлит образ Архангела Михаила. В 1811г. теплая церковь перекладена и устроено два придела: правый – во имя Архангела Михаила, освящен 17 декабря 1813г., левый – во имя святых Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских, освящен 29 октября 1824г.

http://sobory.ru/article/?object=10715

Кимры. Церковь Вознесения Господня. Вознесенская церковь Карта и ближайшие объекты Храм Вознесения Господня построен был в 1813 г. на мес­те стоявшей здесь ранее деревянной церкви. Строился он на средства прихожан и братьев Башиловых, «бывших в те вре­мена — как замечает купец Малюгин в своей рукописи об ис­тории Кимр — в зените сланы и денежного имущества». Ко­локольня и трапезная выстроены были в 1829 г. преимущест­венно на средства еще одного из самых зажиточных кимряков того времени — А. С. Мошкина. Устройство иконостаса, золо­чение крестов, стенная роспись были завершены также на его средства. Храм был выстроен из кирпича, оштукатурен, детали де­кора были выполнены из белого камня, он имел апсиду, тра­пезную, два придела и колокольню. Стройная, четырехярус­ная колокольня была увенчана барабанчиком с главкой. На ней звонили 10 колоколов. Главный престол храма был наз­ван во имя Вознесения Господня, правый придел назывался в честь Успенья Божьей матери, левый — Великомученика Дмитрия Солунского, Храм и расположенное возле него приходское кладбище были огорожены каменной оградой с двумя воротами. От церкви брала свое начало улица, названная по имени храма Возне­сенской. Да и вся заречная часть Кимр именовалась тогда Вознесенской стороной. (При советской власти Вознесенская улица была переименована в Рязанскую, а и 1930-х годах она стала называться улицей Салтыкова-Щедрина). В ризнице храма долгое время хранился ценный историчес­кий документ—грамота соправителей русского государства, ца­рей Ивана, Петра Алексеевичей и их сестры Софьи Алексеев­ны, выданная к 1688 г. на имя боярина Ф. П. Салтыкова- на владение Кимрской вотчиной (дочь Ф. П. Салтыкова—Праско­вья Федоровна — была в замужестве за царем Иваном, бра­том Петра Первого). Текст грамоты был написан на перга­менте длиной 93, шириной 63 см. Письмо исполнено прекрасной славянской вязью. Грамота имела вислую на серебряном шнуре печать и хранилась в большом красного дерева киоте за стеклом в церковной ризнице. Нижний ярус иконостаса состоял из больших икон в сереб­ряных ризах. В храме находилось немало ценностей, среди которых обращал на себя внимание серебряный позлащенный крест большого размера с надписью последней владелицы Кимр графини Самойловой. Из икон наибольшим почитанием пользовались образы Великомученика Дмитрия с житием редкого изображения, Знамения Божьей Матери с клеймами, образ Спасителя. В непосредственной близости от храма поч­ти на пересечении нынешних улиц С. Щедрина и Орджони­кидзе стояла каменная часовня.

http://sobory.ru/article/?object=01846

Сумы. Домовая церковь Вознесения Господня при бывшем Дворце графини Штерич. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Домовая церковь. Не действует.   Престолы: Вознесения Господня Год постройки:приблизительно 1810 - 1815. Архитектор:А.А. Палицын (1810 г.), К.Г. Шольц (1890-е гг.) Адрес: Украина, Сумская область, г. Сумы, ул. Санаторная, д. 1 Координаты: 50.875736, 34.818152 Проезд:Домовая церковь располагалась на 2-м этаже Дворца графини Прасковьи Штерич Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Домовая церковь Вознесения Господня при бывшем Дворце графини Штерич На южной окраине Сум в пригороде Басы находится интересный дворцовый комплекс графини Штерич с неоготическим дворцом. Сооружение является частью большого усадебного комплекса с жилыми, хозяйственными постройками и парком. Эту усадьбу называют «самым совершенным в художественном отношении из всех сохранившихся на Слобожанщине». Она существует с конца XVIII века и первоначально принадлежала семье Донцов-Захаржевских. Следующей владелицей усадьбы стала Параскева Михайловна Штерич, «весьма набожная, основательного ума дама и примерная хозяйка». После смерти мужа Параскева Михайловна продала своему пасынку часть недвижимого имущества покойного мужа в Екатеринославской губернии за 40 тысяч рублей и переехала в Басы, которые ей достались после раздела имущества с братьями Донцами-Захаржевскими. По её заказу известный местный архитектор Александр Александрович Палицын в 1810-х годах возвёл каменный главный дом, который, по мнению исследователей, был построен в псевдоготическом стиле, что было редким явлением до середины позапрошлого века. Кроме того, главный дом был асимметричным, что свидетельствует о характерных для раннего романтизма композиционных приёмах, впервые на Сумщине применённых А.А. Палициным. Следует отметить, что А.А. Палицын был известным архитектором в Харьковской губернии. Василий Назарович Каразин про него писал: " Палицын имел вкус в архитектуре и украсил несколько наших городов и множество сёл зданиями. Ему мы обязаны большей частью началами европейского быта на Украине " . Василий Иванович Ярославский, который в 1799 году был учителем сына Ивана Фёдоровича Богдановича, соседа генерал-майорши Штерич, в своих воспоминаниях упоминает каменное здание с большим цветником и фруктовым садом поблизости, два каменных флигеля, оранжерею.

http://sobory.ru/article/?object=45335

Холмогоров В.И., Холмогоров Г.И. «Исторические материалы для составления церковных летописей Московской епархии». Выпуск 2, Звенигородская десятина. Москва. Типография Л.Ф. Снегирева, 1881 г. Первая церковь того же посвящения (деревянная) стояла здесь, предположительно, еще в XVI в. После периода Смуты в начале XVII в., когда Звенигород был разорен, в городе уцелели лишь два храма – белокаменный Успенский собор на Городке и деревянная Вознесенская церковь в Нижнем посаде. Первое известное описание храма дано в писцовых книгах за 1624 год: «В Звенигороде, на посаде церковь Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви: образы и свечи, и книги, и клепало и всякое церковное строение мирское; а у церкви во дворе поп Стефан, во дворе проскурница Авдотьица, а земля церкви дана десятинная и тою церковною землею дозирал великого государя Святейшего Патриарха Филарета Никитича Московского и всея Руси сын боярский Иван Всеволоцкой». 15 января 1630 г. собор Вознесения Господня в Звенигороде посетил Патриарх Филарет, направляясь на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь, и пожаловал настоятелю Стефану гривну на молебен. С середины XVII в. цари и патриархи, следовавшие в Саввино-Сторожевский монастырь, ставший резиденцией русских государей, регулярно проходили мимо собора, а потому стали уделять внимание и этому храму. В XVIII в., согласно новому градостроительному плану, Звенигород был поделен на регулярные кварталы, которые, главным образом, были сосредоточены на землях Нижнего посада, у Вознесенского собора. Это привело к росту значения храма и значительному увеличению количества прихожан. В 1781 г. по административной реформе Екатерины Второй Звенигород стал уездным городом. К уездным городам того времени предъявлялся ряд требований, одним из которых было наличие в черте города каменного собора. В 1792 г. был возведен новый кирпичный Вознесенский собор на месте старого деревянного храма. Главный престол собора был освящен во имя Вознесения Господня, а два престола в приделах – во имя святителя Николая Чудотворца и во имя Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Собор представлял собой вытянутый в плане объем, включавший в себя храмовую часть, алтарь, трапезную с двумя пределами, паперть и четырехъярусную колокольню. Рядом с собором, за его оградой располагались три деревянных домика, обращенные фасадами к храму. В этих домах, принадлежавших церковному причту, жили священнослужители, здесь были школа и просфорня, а один из домов сдавался в наём. Дома были выстроены по одной линии и отделяли храм от торговой площади, находившейся в центре города. На остальном пространстве холма, на котором располагался собор, проходили крестные ходы, читались проповеди при большом стечении народа, торжественно встречали высших церковных иерархов.

http://sobory.ru/article/?object=42660

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010