Поучение во вторник одиннадцатой недели. На слова Спасителя: «Вящшая закона: суд и милость и вера» (Мф.23:23). Человеческою милостью почти всегда нарушается правосудие, а правосудием устраняется милость. Напротив того, в Божественном законе суд и милость являются в чудном союзе. Этот союз составляет собою предмет духовного созерцании для ума, осененного Божественною благодатью. Ум, допущенный к такому созерцанию, приходит в священный восторг и воспевает с Давидом: «Милость и суд воспою Тебе Господи; пою и разумею в пути непорочне» ( Пс. 100:1–2 ). Отчего человеческая милость и человеческое правосудие находятся в разногласии между собою, а милость и суд, источающиеся из Евангелия, – в неразрывном союзе? Оттого, что человеческая милость и человеческое правосудие основаны на падшем разуме человеческом, на падшей его воле, на падшем его духе. Носят эти милость и правосудие на себе печать падения; источают эти милость и правосудие последствия, достойные своего характера. И милость и правосудие человеческие лишены правильности, лишены чистоты, лишены святости, осквернены грехом. «Милость и суд», сообщаемые человеку евангельским учением, основаны на вере в Бога, на вере живой, выражающейся делами, всем поведением. «Милость и суд» разумеются «в пути непорочне», то есть постигаются единственно при непорочном, благочестивом жительстве. «Вящшая закона: суд и милость и вера», сказал Спаситель мира слепотствующим праведникам, отвлекая их от собственной, пагубной правды, от действий по собственным разумениям и по собственной воле, приводя к спасительной правде Божией, к действиям по воле и разуму Божиим. Не нужно ли и нам, братия, обратить внимание на наставление Господа? Рассматривали ли мы когда-либо это «вящшее закона», важнейшее в законе, «суд и милость и веру»? Не обходились ли мы в жизни нашей без руководства наставлением, которому дано Спасителем такое знаменательное значение? Не была ли деятельность наша по этой причине цепью погрешностей, а поведение наше не было ли постоянным непрерывающимся заблуждением?

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Глава XXIII. О милости, мире и мудрости духовной О милости духовной ...научитесь, что значит: милости хочу ( Мф.9:13 ). Когда приходим мы в нужде один к другому и говорим: сделай милость, то этим являем, что его уж нечего учить, как делать милость при нужде наружной. Но есть еще милость иного свойства, которую не знают, а потому и не делают многие и из нас, и которой надобно учиться, чтобы ее творить. Были в древности люди, так называемые книжники и законники, которые творили, хотя и напоказ, милостыню бедным и поучались в законе Господнем днем и ночью; однако, как видно, не могли дойти до познания всей правды Божией, ибо не знали еще, как миловать души грешников. Эти невежды в истине презирали великих грешников, осуждали и Того, Кто пришел на землю взыскать и спасти погибших, и потому не отвергал их, ел и пил вместе с ними; и вот таким-то немилосердым людям Господь говорил так: пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы ( Мф.9:13 ). Хотя сии законники и приносили Богу дары свои, так называемые десятины и другие жертвоприношения творили усердно, однако не знали и не делали того, чего именно Господь хотел и чему велел им научиться. Не нужно ли и нам, братия, поучиться тому, чего не знали законники иудейские? Ибо Господь говорит нам через Писание: если праведность ваша не превзойдет праведности книжников, то вы не войдете в Царство Небесное ( Мф.5:20 ). Многие из нас, по виду даже ученейшие люди, не знают и не делают той милости, которой желает Господь наш и к которой должны мы все приучиться, чтобы войти в Царствие Божие – получить праведность, мир и радость во Святом Духе. А что многие из нас не делают и даже не знают, как делать милость духовную, в этом удостоверяет следующее: вот, видя утопающего в воде, спешим скорее и других зовем на помощь ему, а когда видим, что души многих погибают, иные, предаваясь сребролюбию, другие, погружаясь в пьянство и разные пороки, мы смотрим на сие спокойно, а некоторые еще радуются, оставаясь в ожидании чем-нибудь поживиться от погибших. Также, когда загорается дом соседа, мы толпами бежим сражаться с огнем и всею силою тащим из него головни ни к чему негодные, а когда воспламенятся огнем гнева и злобы сердце человека, – этот дом Бога живого, – тогда многие стараются еще раздуть этот огонь и усилить пламя. Так-то вот несмысленны мы и нерадивы к подвигам богоугодным, к делам милости духовной! А все оттого, что не научились, как миловать свои души и хранить их от погибели. Пусть кто, по своей естественной любви, делает милости другим, как знает и как хочет – отдает им все свое имение, трудится для них всю жизнь свою; но если он не умеет, подобно ангелам, радоваться о кающемся грешнике, или, по примеру Спасителя, искать и спасать заблудших и потерянных, – то сей чужд еще мудрости Божественной, которая быть может только в богомудром сердце, мыслящем не о земном, а о небесном.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Сортировать по Исключить новости Грех и благодать Когда я только начинал свою церковную жизнь, и учился молиться по молитвослову, меня поразило, как много в молитвах, обращенных к Богу, говорится о грехе. Святые, составившие эти молитвы, постоянно исповедовали себя грешниками, ищущими милости Божией. Каждое утро мне следовало вспоминать перед лицом Божиим о том, что беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Тогда мне это казалось раздражающим и странным — как это обычно и кажется раздражающим людям нецерковным. 26 сентября, 2011 Когда я только начинал свою церковную жизнь, и учился молиться по молитвослову, меня поразило, как много в молитвах, обращенных к Богу, говорится о грехе. Святые, составившие эти молитвы, постоянно исповедовали себя грешниками, ищущими милости Божией. Каждое утро мне следовало вспоминать перед лицом Божиим о том, что беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Тогда мне это казалось раздражающим и странным — как это обычно и кажется раздражающим людям нецерковным. Когда я только начинал свою церковную жизнь, и учился молиться по молитвослову, меня поразило, как много в молитвах, обращенных к Богу, говорится о грехе. Святые, составившие эти молитвы, постоянно исповедовали себя грешниками, ищущими милости Божией. Каждое утро мне следовало вспоминать перед лицом Божиим о том, что беззаконие мое я сознаю и грех мой всегда предо мною. Тогда мне это казалось раздражающим и странным — как это обычно и кажется раздражающим людям нецерковным. Может быть, это просто часть церковного этикета — вроде архаической манеры называть себя «Ваш покорный слуга», когда на самом деле мы вовсе не состоим в услужении у собеседника? Нет, святые имели в виду ровно то, что они говорили — они (и мы) действительно грешники, испорченные и виновные, притекающие к Богу со смиренной просьбой о милости. В этом есть нечто прямо противоположное тому, что мы привыкли делать. Игра в перебрасывание обвинений — грешник это не я, грешник это вот он (не виноватая я! он сам пришел!) — стара, как само грехопадение, в нее играют все — от ссорящихся супругов до правительств, обменивающихся дипломатическими нотами.

http://pravmir.ru/grex-i-blagodat/

САМОЛЮБИЕ Самолюбие есть противление закону Божию. Самолюбие зде разумеется – безмерное себе самого любление. Чрез самолюбие человек противится всему закону Божию; весь бо закон и Пророцы в сих двух заповедях состоят, по словеси Христову: «возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем, и прочая, и ближняго твоего, якоже себе самого» (1:167). Чрез самолюбие и прародители наши от Бога отпали (2:76, см. БОГООБЩЕНИЕ , 98). Кто заботится только о себе, тот не имеет любви к Богу Кто славы и чести Божией не ищет, но все делает ради собственныя своея пользы и чести, хотя бы оно само собою и доброе дело было, в том любви Божия несть, но самолюбие, которое есть всех зол виною (1:86). Где самолюбие, там нет ЛЮБВИ Божией Когда человек любовь, Богу единому должную, обращает к себе: сие называется самолюбие, которое не иное что, как самого себе неумеренное любление. И где самолюбие имеется, тамо нет любви Божией (2:282). О различии самолюбцев и боголюбцев (2:263–266). Тяжкий грех, когда человек любовь вместо Бога к себе обращает Коль тяжко грешит человек, когда любовь, которую должен Богу отдавать, к себе обращает; когда вместо Божией воли свою исполняет; когда послушание, которое должен Богу, как верховному своему Господу, показывать, своей плоти подает; когда славу, похвалу, честь, прославление должен имени Божию искать и восписывать во всем, но вместо того сам хощет прославитися,– и таким образом, на котором месте великаго Бога, Господа и Создателя своего должен иметь, на том себе, как идола, поставляет и почитает: еже не иное что, как великая неправда и безстыдная вражда противу Бога (2:283–284) (также 2:126, см. ГРЕХ , 246). Что есть самолюбие Когда человек тую любовь, которую ближнему должен оказывать, к себе обращает, тогда сие его дело называется «самолюбие» (2:340). Признаки самолюбия Сам хощет от прочих любим быть: а другим того сам не делает, и не хощет делать. Сам хощет всякое добро иметь и от всякого зла и злополучия избыть, а о прочих нерадит. Хотя кто и делает кому добро, однакоже не туне, но ради своей корысти... сюды принадлежат и те, которые ради того дают МИЛОСТЫНЮ, чтобы приемлющии Богу о них молилися... Самолюбец обиды нанесенныя не терпит, но отмщевает, или хощет отмщевати. Самолюбец же есть таковый, потому что сам хощет прощение согрешений от Бога получить, и хощет, чтобы ближний ему обиду оставил (никто бо не хощет, чтобы обиженный от него на него злобился и отмщевал): но сам того не хощет ближнему делать, и так любит себе более, нежели Бога и ближняго... Тягчайшее самолюбие есть, когда кто ищет своей корысти с обидою ближняго. Таковые суть, которые крадут, похищают, отнимают чужое добро (2:340–341).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Скачать epub pdf 71 . Сей город [Константинополь] окружало большое войско и флот, но все они по милости Божией повернули обратно и, не причинив ущерба, в бедственном состоянии ушли. 72 . И когда они прибыли со стороны Силеона, на них внезапно подул сильный ветер, по справедливой воле Божией, отбрасывая и истребляя их. И так было во всякое время с теми, кто был врагами Божиими и приходили воевать с городом, охраняемым Богом. С помощью силы Божией они потеряли рассудок и отступили без сражения, исполненные смущения. Рассказ об осаде 717 года при Льве Исаврянине 73 . Вновь отовсюду собирались толпы несущих гибель измаильтян, с востока и запада увеличивалась и накапливалась их сила. Сначала они завоевали Персидское царство, затем Египет и Ливию. Они дали христианам слово, что не будут принуждать их отрекаться от правой веры во Христа, что они пребудут в Православии, которо 1 они не сохранили. Но при их правлении многие стали мучениками, так как не попрали ногами почитаемое знамение Креста, ибо к этому принуждали христиан завоеватели. 74 . Как я уже говорил об этом, они захватили всю землю и опустошили ее. Они устремились во все стороны, они ринулись в Индию и в Эфиопию, также в африканские страны, в Ливию и в Испанию. В конце концов они осадили императорский горо 2 и желали его захватить. 75 . Тогда император Исав 3 , который властвовал над греками, предложил захватчикам отсрочку и то, что сразу же заплатит им выкуп за многие годы. Но они вновь захотели овладеть защитниками города и поставить воинов своей армии на городских башнях; и они пытались их захватить, ибо были уверены в количестве всадников, которых они имели для осады, и в собственных людях миздурн 4 , и в вооруженных боевых кораблях, которых было около тысячи восьмисот в стройном боевом порядке, снабженных всякими приспособлениями для войны, как это отмечено в записях Летописца. 76 . Однако эти дикие звери не сдержали своих твердых обещаний, но, напротив, они вместе со своей кавалерией встали лагерем со всех сторон прямо на берегу у города, да так, что чуть было не заставили нескольких заблудившихся воинов-христиан сражаться спиной к стене. Ибо они вновь начали строить свои палатки, помутившись разумом, как бешеные собаки, лишенные разумения и рассудка. Но поистине с помощью Божией они были истреблены и лишены возможности совершить свои жестокости, и их замыслы обрелись ложным 5 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Псалом 137 Пс.137:1 . Псалом Давиду, Аггеа и Захарии 15 . Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим, и пред ангелы воспою тебе, яко услышал еси вся глаголы уст моих: СОДЕРЖАНИЕ Давид, воспоминая безчисленныя Божия к себе благодеяния, во-первых, прославляет здесь Божию благость и истину, потом располагает себя к благодарности, наконец обещает себе и впредь ту же Божию милость. ТОЛКОВАНИЕ Давид в самом начале псалма обещает принесть Богу жертву хвалы, и притом от всего сердца: понеже имеет благодарить за спасение себя и всего народа. Исповемся Тебе Господи, то есть, исповедание хвалы и благодарения принесу Тебе не словами токмо, но и чистейшим сердцем, с величайшим вниманием и с теплейшим расположением духа: яко услышал еси вся глаголы уст моих, то есть, яко приял еси молитву мою. К сему присовокупляет, что исповедание его будет такое, какого требует превосходство слышателей. Пред Ангелы воспою Тебе, то есть, благоразумно поступлю в песнопении, понеже ведаю, что не на простом зрелище стою, но пред Ангелами, Тебе предстоящими, и меня поющаго послушающими. Пс.137:2 . поклонюся ко храму святому твоему и исповемся имени твоему о милости твоей и истине твоей, яко возвеличил еси над всем имя твое святое. Сими словами означает, что не токмо наедине имеет благодарить Бога, но и по заповеди закона пойдет во святилище, дабы и других к подражанию привлечь. Ибо хотя духом чтил Бога, но обращал очи и на внешния оныя знамения, которыя тогда служили верным вместо крил, возносящих мысли в селения горняя. За сим предлагает самую материю или сущность песнопения, которая состоит в прославлении милости и истины Божией. Ибо хотя заслуживает похвалы и сила его, но ничто так не располагает нас к прославлению имени Божия, как Его благость, которая, изливаяся на нас обильными струями, отверзает наши уста к пению похвал ея. Впрочем, поскольку и самыя милости Божией без слова Его вкушать не можем, или по крайней мере не так живо в душе ощущаем оную, сего ради присовокупляет истину. Сей союз милости с истиною прилежно заметить должно; ибо Бог колико бы благотворителен ни был к нам, но ежели не будет озарять нас свет учения Его, то невежество наше не попустит благости Его проникать в сердца наши. Сего ради Пророк, во-первых, проповедует, что имя Божие величеством своим превосходит все, потом определяет, каким образом Бог превознес или возвеличил имя Свое, говоря, что Оно свято, и верно исполнил все то, что милостиво обещал.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

В Пс.30 псалмопевец, долго и жестоко преследуемый злобными врагами (ст. 10–14), возлагая все свое упование на Господа, усердно молит Его об избавлении (ст. 2–9; 15–19), и прославляя Его благость к уповающим на Него (ст. 20–21), благодарит за явленную ему дивную милость в укрепленном городе (ст. 22–23) и призывает всех верующих любить Господа и с надеждою на Него мужественно переносит несчастия (ст. 24–25). Надписание псалма именем Давида, с предназначением его начальнику хора (ст. 1), свойственные Давиду тон и характер псалма, полное соответствие представляемого в нём положения псалмопевца (в ст. 10–14) с положением Давида во время Саулова гонения, изображение божественной защиты под образом каменных гор и скал (ст. 3–4), свойственное также по преимуществу Давиду и именно – времени укрывательства его в горах от преследования Саула (ср. выше Пс.17:2–3 и зам. на Пс.9:10 ), и вообще близкое сходство всего Пс.не только в мыслях, но и в выражениях с псалмами из времени Саулова гонения, особенно 21, 34, 68 и 108, – все это вместе не оставляет сомнения в том, что псалом действительно принадлежит Давиду и был написан им в тяжкое для него время Саулова гонения. Принимая же во внимание и сопоставляя с историей этого времени Давидовой жизни выражения псалма: о продолжительности бедственного положения псалмопевца (истощилась в печали жизнь моя и лета мой в стенаниях ст. 11) о неоднократном даровании ему Господом избавления (ты избавлял меня, Господи, Боже истины, – ст. 6) о том, что он ненавидит почитателей суетных идолов, но на Господа уповает (ст. 7), – чем ясно указывается на некоторого рода тогдашние отношения его в идолопоклонникам, – и наконец, о явлении ему Господом дивной милости Своей в укрепленном городе (ст. 22), – ложно с вероятностью полагать, что псалом написан был Давидом к концу Саулова гонения, когда он, уже несколько раз избежав руки гонителя, во избежание новой опасности удалился из израильских пределов в землю идолопоклонников филистимлян и, по милости Божией, нашел там себе безопасное убежище в данном ему для жительства филистимским царём укрепленном городе Секелаге ( 1Цар.27:1–6 ) 138 . Но кроме прямого исторического смысла, псалом этот, как молитва такого избран- вика Божия, вся жизнь которого была прообразом Мессии, имеет в то же время пророчественно-преобразовательный смысл, предызображая собою молитву о помощи Божией страждущего Христа Спасителя, который, предавая себя в волю Отца небесного, и всем верующим в Него открывает радость и безопасность в едином Боге. Посему слова этого пс.: в рц тво предложу, т. е. предаю дхъ мой (ст. 6) были последним молитвенным воззванием к небесному Отцу Христа Спасителя, с которым Он испустил на кресте дух свой ( Лк.23:46 ; ср. Евсевия о надп. и бл. Август. Enarr. II).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

16. В чем состояло совершенное Господом нашим Иисусом Христом великое дело нашего искупления и спасения? «Мы пали чрез грехопадение прародительское, и попали в неисходную пагубу, богословствует епископ Феофан. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от сей пагубы. Пагуба наша состоит в двух злах: во-первых, – в прогневании Бога нарушением воли Его, в потере Его благоволения и в подвергнутии себя клятве законной; во вторых, – в повреждении и расстройстве своего естества грехом, или в потере истинной жизни и вкушении смерти, почему для спасения нашего потребны: во-первых, – умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения; во вторых, – оживотворение нас, умерщвленных грехом, или дарование нам новой жизни. Если неумилостивленным к нам пребудет Бог, мы не можем получить от Него никакой милости; если не получим милости, благодати не сподобимся; если благодати не сподобимся, новой жизни возыметь не возможен. – И то и другое необходимо и снятие клятвы и обновление нашего естества. Ибо если б мы и получили каким-либо образом прощение и помилование, но остались необновленными, никакой от того не получили бы пользы; потому что без обновления мы непрестанно пребывали бы в греховном настроении, и непрестанно источали бы из себя грехи, а чрез грехи снова подвергались бы осуждению и немилости или все оставались бы в том же пагубном состоянии. То и другое необходимо; но ни тому, ни другому нельзя состояться без воплощения Бога. 1. Первая основа нашего искупления умилостивление Бога, снятие с нас клятвы законной и возвращение нам Божия благоволения не возможно без воплощения Бога. Для снятие вины греха и клятвы требуется полное удовлетворение правды Божией, оскорбленной грехом, или полное оправдание, – полное же оправдание, или полное удовлетворение правде Божией состоит не в принесении только умилостивительной жертвы за грех, но и в обогащении милуемого делами правды, чтобы ими наполнить время жизни, проведенной в грехе и помиловании, остающееся пустым. Ибо закон правды Божией требует, чтобы жизнь человека не от грехов только была свободна, но и была наполнена делами правды, как сие показал в притче о талантах, где раб, зарывший талант в землю, осуждается не за употребление таланта на зло, а за ничего не сделание на него, но довлеющую жертву за грех мог принести только Богочеловек, или Бог воплотившийся.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

6.III.1939. Да будет воля Твоя! Сегодня глянула в лицо мне смерть – от раковой опухоли голосовых связок, или же операция, тоже с смертной опасностью или неизбежной немотой. Я смиренно и покорно, даже спокойно принимаю волю Божию. Не смею сказать: «желание имей разлучитися и со Христом быти» 1 , но и светло встречаю загробную жизнь. Только разлука с живыми и их судьба заставляет сжиматься моё сердце, но верю Господу, владеющему жизнью и смертью , что он их не оставит. Стараюсь обдумать, как и с кем надо примириться, кого утешить и обласкать, что сделать. Стараюсь всех вспомнить и никого не забыть. Да пошлёт Господь святого Своего Ангела. Когда-то умирал я духовно в дни своего рукоположения, а теперь, умирая телесно, хотел бы умириться и всех возлюбить. И, конечно, сердце моё истлевает от люта и от сознания всех своих бесчисленных вин пред моим святым ангелом Неличкой 2 и о детях своих. Слава Богу за всё! 11.III.1940 Прошёл год с посещения Божия. Волею Божией я остался жить, хотя и покалеченным, без голоса и слабосильным... Вижу в прошедшем величайшую милость Божию, богатство, сокровище духовное, данное мне в испытаниях Божиих и приближении смерти. Трепетно вспоминаю, как о каком-то неотмирном блаженстве, об этих страданиях и их откровениях, о милостях Божиих, мне посылаемых, о чудесах, в которых так и живу, их недостойный. Но одно меня страшит и томит: как мне сохранить и умножить их богатство, ибо его и нельзя сохранить, не умножая? Как мне сохранить эту благодать доживания, в которой бы оставалось открыто окно в вечность, въяве бы благодать смерти и её откровение, вместе с любовью к жизни и радостью её, которая мне не изменяет? Как удержать живую память о прошедшем как о происходящем? Как удержать себя от обмирщения, от забвения самого дорогого и важного в жизни, это – благодатного лика смерти? Если мне суждено ещё долго жить, то не сделаюсь ли я, как делаюсь уже, жертвой забвения, поглощения временем? Но нет, прочь этот малодушный и маловерный вопрос! Разве мало было тех чудесных явлений милости Божией, памяти Божией? И ради чего, ради какой чечевичной похлёбки должен ты продать своё сокровище, да и что у тебя теперь осталось, какая приманка может дать тебе жизнь? Господи, помоги мне пронести до конца то, что ты явил мне тогда! И да будет воля Твоя! Не искать своего пути, но отдаться Твоему всецело... 1/14 января 1941 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Благодать Хотя и будет доброй земля, на которой семя посеяно, однако плода не может сотворить, если теплотой солнечной не будет согреваться и дождем орошаться. Так хотя и на доброе сердце падает семя Слова Божьего, однако никакого плода не принесет, если теплотой благодати Божией не будет согреваться и росою свыше орошаться. Поэтому, как посеянным семенам сияние солнечное и дождь нужны для плодоношения, так услышанному Слову Божию, чтобы не было оно без плода, нужна Божия благодать, согревающая и орошающая. Потому и святой Давид говорит: по пути заповедей Твоих я шел, когда Ты расширил сердце мое ( Пс. 118, 32 ). Поэтому всегда нужно к Господу воздыхать, чтобы благодатью Своей согревал и орошал сердца наши. Мы каждый час и каждую минуту требуем Божией благодати. Без нее, как младенцы, ходить еще не умеющие, упадем и лежать будем. Милость Твоя последует за мною во все дни жизни моей ( Пс. 22, 6 ). Благодать Божия, как прекрасная одежда, покрывает душу. Что лодка на реке, то человек в жизни. Видим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а против течения или вверх по реке никак плыть не может. Но если надо ей идти вверх по реке, нужны сильные гребцы или двигающий ее парус с попутным ветром. Так и человек. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей, как растленный, сам собой и удобно, и легко живет, как судно вниз по реке само собою плывет. Помышление человеческое прилежно склоняется на зло от юности его( Быт. 8, 21 ). Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления ( Мф. 15, 19 ). Страсти и прихоти наши с нами родятся, и потому им следовать и волю их творить легко нам и удобно, как в судне по течению плыть. Но против злой своей воли жить, и ее побеждать, и воле Божией покорять, и против прихотей и страстей стоять и сражаться, и их распинать и умерщвлять, и так благочестиво и по-христиански жить самим нам так же неудобно и невозможно, как судну самому без гребцов и парусов против течения по реке плыть.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010