Мужской монастырь Святых Архангелов (Призрен) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… " minzoom " :false, " maxzoom " :false, " mappingservice " : " yandex " , " width " : " auto " , " height " : " 350px " , " centre " :false, " title " : " " , " label " : " " , " icon " : " " , " lines " :[], " polygons " :[], " circles " :[], " rectangles " :[], " copycoords " :false, " static " :false, " zoom " :15, " locations " " text " : " " , " title " : " " , " link " : " " , " lat " :42.2003000193693651453941129148006439208984375, " lon " " icon " : " " " imageoverlays " Мужской монастырь Святых Архангелов Монастырь Святых Архангелов (серб. Манастир Светих Архангела) построен в 1343-1352 годах. Относится к Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви и входит в список памятников культуры Сербии исключительного значения. Содержание История [ править править код ] Становление монастыря [ править править код ] Крепость Вишеград В трех километрах от Призрена, в живописном месте, со всех сторон окруженном горами, находится монастырь Святых Архангелов. Эта задужбина короля Стефана Уроша IV Душана Неманича (известного под именем Душан Сильный) была построена в период с 1343-1352 гг. в долине реки Бистрицы на месте древней базилики. Монастырский комплекс Царской Лавры включал в себя два храма (Святых Архангелов и святого Николая), братские корпуса, библиотеку, больницу и большую трапезную. Монастырь был окружён оборонительными стенами и связан с крепостью Вишеград (Горний город, как называло его местное население), расположенной выше на склонах над монастырем. Крепость Вишеград должна была охранять каньон Призренской Бистрицы и дорогу, ведущую к монастырю, от вражеского нападения. В тем времена братство монастыря насчитывало более сотни монахов (сейчас в обители 8 насельников). В средние века в монастыре Святых Архангелов наравне с Дечанами , Печским патриаршим монастырем и Хиландаром переписывались богослужебные и душеполезные книги. Первый настоятель монастыря Святых Архангелов, игумен Иаков, был большим любителем книг, и заботился не только о переписи и приобретении книг для нужд своего монастыря, но и дарил книги другим монастырям, особенно монастырю Богородицы Синайской, в настоящее время известный как монастырь Святой Екатерины .

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

ову прилику и част да разговарамо са Вама, би било да нас у кратким цртама упознате са црквене уметности на простору рашко-призренске и На овакво тешко дати сажет одговор а да се не сведе на и црквене споменике, али да црквене уметности на овом простору сведем на три фазе, свакако зависне од политике, заправо период од XIII до XIX века. Косово и простор су Словени населили у VII веку, али у мраку био све до XI века, и Стефан након смрти цара Комнина. Важно поменути и да приликом Хиландара Стефан за изузетно великог манастирског властелинства установио управо Златно доба црквене уметности на Косову и био период власти Милутина на том простору установио неколико дворова, што било и црквене уметности. се Стефан Првовенчани у XIII века старао око обнове Грачанице и Богородице су епископска седишта у и Призрену, али их обновио или изнова подигао Милутин се на Студеницу Стефана као гробну цркву недалеко од Звечана саградио син Стефан потом градио Дечане, али доживео да их види довршене, те цркву довршио син Стефан Душан, пак, на реци Бистрици у близини Призрена, подигао велелепне Свете архангеле као гробну цркву. Тако део слива Белог Дрима властелинствима владарских задужбина, Хиландара, Студенице, Дечана и Светих архангела – и отуда и данас има назив Дакле, првих XIV века, са богатих рудних налазишта, Косово и област Српске што утицало и на црквене уметности. метоха у Хвосну властелинству манастира Жиче око 1220. године било од далекосежног како за цркву тако и за црквену уметност. У XIII и XIV веку, архиепископима Никодиму и Данилу II, створен комплекс манастира Осим великих задужбина, Косово и краси мноштво цркава; као што су владари следили узор Стефана владаре следила властела градила властеоске цркве, од била задужбина великог казнаца Драгослава у Мушутишту из 1315. године. У време Милутина у Призрену породица подигла цркву Светог Спаса, а Никола нешто подигао цркву Светог Николе. задужбине су и цркве у у Будисавцима, Светог Николе у Хочи, цркве у Црколезу, Ваганешу, Речанима… Од средине XV века, уз и велики уметности, а као културно средиште се одржала Грачаница, седиште Новобрдске првенствено митрополиту Никанору.

http://srpska.pravoslavie.ru/140144.html

Владыка Артемий призвал сербов возвращаться в Призрен Призрен, 30 июля 2009 г. 27 июля более сотни верующих из Косово и Метохии, а также из Белграда, Ниша, Крагуевца, Нови Сада и других городов Сербии и зарубежные гости отметили престольный праздник монастыря Святых Архангелов под Призреном. После совершения Божественной литургии епископ Рашко-Призренский Артемий призвал верующих ежегодно собираться у своей святыни во все большем количестве. И не только на этот праздник, но и в другие дни года. Владыка также призвал сербов возвращаться и жить в Призрене: «Отец Михаил вернулся в соборных храм в Призрене, чтобы там началось молитвенное прославление Бога, чтобы было, куда прийти нашему народу, чтобы было кому его встретить и принять. Так вернемся же и мы туда, где наш корень. Если нас прогнали силой, то мы вернемся с верой и надеждой на Бога и Бог поможет остаться и выжить на этих просторах, как мы жили в прошедшие века в течение тысячелетия». Монастырь Святых Архангелов расположен в 3 км от Призрена в долине реки Бистрицы. Ктитором обители был царь Душан, который в период между 1343 и 1352 гг. построил здесь большую лавру. Некогда монастырский комплекс включал в себя большой храм свв. Архангелов, храм свт. Николая, многоэтажные братские корпуса, библиотеку, больницу и просторную трапезную. Братство монастыря насчитывало более сотни монахов. После захвата Призрена турки в 1455 году ограбили монастырь. Подвергавшаяся постоянным притеснениям и нападениям обитель вскоре опустела, и со второй половины XVI века началось ее постепенное разрушение. В 1615 году Синан-паша построил в Призрене большую мечеть, использовав для строительства камни монастырского храма. Восстановление монастыря началось в 1995 году. Был построен новый братский корпус с домашней церковью. Перед началом военных действий в 1999 году планировалось перенести в монастырь епархиальный центр и развивать здесь активную издательскую деятельность, но дальнейшие трагические события помешали осуществлению этих планов. После прекращения бомбардировок и ухода югославской армии монастырь оказался под защитой немецкого контингента КФОР, и братия осталась в родной обители. Но все же монастырь понес тяжелую утрату: непосредственно после прихода КФОР члены албанской Освободительной армии Косово похитили насельника монастыря монаха Харитона Лукича. 8 августа 2000 обезглавленное и изувеченное тело отца Харитона было найдено в захоронении на кладбище одной албанской деревни. При этом голову о. Харитона найти так и не удалось.

http://pravoslavie.ru/31367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИСТРИЦА ПРИЗРЕНСКАЯ Мон-рь во имя св. Архангелов под Призреном. Монах у гробницы серб. царя Стефана Душана Мон-рь во имя св. Архангелов под Призреном. Монах у гробницы серб. царя Стефана Душана ущелье в 3 км от г. Призрена, где находится муж. мон-рь во имя св. Архангелов Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Мон-рь был основан серб. царем Стефаном Душаном в 1343 г. как будущая усыпальница на месте разрушенного визант. храма. Обитель имела статус ставропигии. Церковь во имя свт. Николая Жичского, кельи, трапезная. Вид с юго-запада. Фотография. 2002 г. Церковь во имя свт. Николая Жичского, кельи, трапезная. Вид с юго-запада. Фотография. 2002 г. В монастырский комплекс входили: большая ц. св. Архангелов (1348-1352), малый храм свт. Николая, еп. Мирликийского, трапезная, братские корпуса, б-ка, больница и гостиница. В основе плана ц. св. Архангелов - крест, здание было возведено из тесаного камня. Церковь имела 5 глав, 3 апсиды с вост. стороны и открытый нартекс с запада. В нач. XV в. главный храм мон-ря послужил образцом для строительства в Раванице и Ресаве (Манассии). В нач. XVII в. ц. св. Архангелов была разрушена: фрески уничтожены, камень использован для постройки мечети Синан-паши в Призрене. Из богатого декора сохранились фрагменты мраморной пластики, украшавшей фасады, и мозаичного пола (обнаружены в ходе археологических работ в 1927). В 60-80 гг. XX в. были произведены археологические исследования на всей территории обители. Восстановление мон-ря началось в 1995 г. Строительство велось при участии гос. и общественных организаций (Мин-во культуры Сербии, правосл. община Призрена, Общество восстановления мон-ря св. Архангелов, Призренский округ и др.) и частных лиц под контролем Комитета по защите памятников культуры Призрена. Новые постройки возведены на старых фундаментах: братский корпус (по образцу корпуса мон-ря Хиландар ), апартаменты для епископа, домашняя церковь и др. В планах - восстановление церквей св. Архангелов и свт. Николая, еп. Мирликийского, перенесение епархиальной кафедры и создание издательского центра. В марте 1998 г. в мон-ре были возобновлены богослужения. После бомбардировок ВВС НАТО и вывода югославской армии из Косова мон-рь находился под защитой нем. контингента KFOR. 15 июня 1999 г. экстремистами из UÇK (Освободительная армия Косова) был похищен насельник мон-ря мон. Харитон (Лукич). Его изувеченное тело было обнаружено 8 авг. 2000 г. Международной комиссией по эксгумации в общем захоронении в албан. пос. Тусус (пригород Призрена) и погребено 12 нояб. 2000 г. в мон-ре с. Црна-Река, могила стала местом почитания его как новомученика. В 2002 г. братию мон-ря составили: игум. иером. Герман, 1 иеродиак., 3 монаха, 2 послушника.

http://pravenc.ru/text/149237.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЕЧАНЫ Дечаны [серб. Дечани; Високи Дечани], муж. мон-рь во имя Христа Пантократора (имел посвящения в честь Вознесения Господня в память о мон-ре в К-поле, в к-ром основатель обители св. кор. Стефан Дечанский провел неск. лет, и во имя Св. Троицы) Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви (СПЦ). Памятник архитектуры, в 2004 г. внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен близ с. Дечани, в ущелье р. Бистрицы (Косово и Метохия). Настоятель - еп. Липлянский, викарий Рашско-Призренской епархии Феодосий (Шибалич). В братии 30 монахов (2007). История По преданию, на этом месте планировал основать мон-рь еще свт. Савва I Сербский. Как задужбину и место своего захоронения Д. основал св. кор. Стефан Дечанский в 1327 г., после 1330 г. он посвятил обитель победе над болгарами и греками. Место для обители ктитор выбрал по совету архиеп. Сербского св. Даниила II , к-рому поручил контроль за строительством. В 2 повельях 1330-1331 гг. кор. Стефан рассказал историю создания монастыря и перечислил его владения и имена ктиторов. После смерти Стефана его сын, царь Душан, завершил строительство и издал дарственную грамоту (ок. 1343-1345), увеличившую богатства мон-ря. По окончании строительства, либо 29 июня 1332 г. (Житие св. Стефана), либо в 1335 г., в храме были перезахоронены останки кор. Стефана. От мощей стали происходить чудотворения, и они были открыты для поклонения. В тот период они находились в ковчеге перед алтарем, с левой стороны от царских врат (в наст. время расположены справа). В сер. XIV в. в Д. была похоронена сестра св. Стефана, прп. Елена Дечанская , впосл. ее мощи были положены справа от царских дверей. Мон-рь Дечаны Мон-рь Дечаны В XIV в. к Д. был приписан мон-рь Градиште . После Косовской битвы в 1389 г. турки разорили мон-рь, разрушили надвратную колокольню, келейные корпуса и царские палаты, храм чудом был спасен от обращения в мечеть, но его иконостас был разрушен. В 1397 г. кнг. св. Милица обновила мон-рь и издала дарственные грамоты. Мон-рь имел систему фортификационных сооружений и служил крепостью. На содержании обители находился военный гарнизон во главе с начальником-воеводой, к-рый вместе с игуменом управлял дечанскими владениями. Из описаний посмертных чудес св. кор. Стефана Дечанского известны имена неск. светских соуправителей мон-ря, которые вступили в конфликт с обителью и ее настоятелем, за что впосл. были жестоко наказаны св. покровителем (напр., чельник Ивой (Ивое), назначенный вдовой св. кор. Стефана Еленой, и свирепый Юнец (Житие на Стефан Дечански от Григорий Цамблак/Авт.-сост.: А. Давидов, Г. Данчев, Н. Дончева-Панайотова и др. София, 1983. С. 128, 130, 132, 134; Наумов Е. П. Кем написано второе житие Стефана?//Славянский архив. М., 1963. С. 60-73).

http://pravenc.ru/text/171794.html

Книга о крупнейшем сербской монастыре издана на русском языке Белград, 2008 г. В 2008 году по благословению епископа Рашко-Призренского и Косово-Метохийского Артемия вышел в свет каталог «Монастырь Високи Дечани» на русском языке.  Монастырь во имя Вознесения Господня Високи Дечаны расположен в Метохии на берегу реки Бистрицы под отрогами горного массива Проклетие. Он был основан в haч.XIV в. святым королем Стефаном Дечанским и стал примером бесценного духовного и архитектурного наследия сербской династии Неманичей. В стенах монастырского храма, величественных фресках и святынях храниться часть исторической памяти и самосознания сербского народа. Несмотря на тяжелые испытания, монастырь продолжает оставаться живым свидетельством сербской истории Косово и Метохии. Являясь одной из крупнейших по числу братии монашеских обителей Сербской Церкви, монастырь имеет в настоящее время особое значение еще и потому, что в окружающем его регионе после 1999 года практически не осталось сербского населения. Сама обитель с момента прихода в Косово и Метохию международных сил находится под постоянной охраной военнослужащих итальянского контингента КФОР. Не смотря на все трудности, обитель по сей день остается очагом духовной жизни, а братия, подвизаясь в молитве и посте, несет здесь различные послушания. Монастырем ведется активная издательская, информационная и хозяйственная деятельность. В небольшой красочно оформленной брошюре представлено множество иллюстраций, документов и фотографий, дающих представление о прошлом и настоящем этой известной обители и ее особом месте в судьбе сербского народа. Материал книги разбит на несколько тематических глав, посвященных истории, архитектуре, храмовому убранству, ризнице монастыря. Отдельная глава посвящена жизни монастырской братии. Книга станет хорошим путеводителем для паломников, будет полезна всем интересующимся историей, искусством и архитектурой Балкан. Издание составлено дечанскими монахами. В подготовке русской версии приняли участие священнослужители Русской Православной Церкви.   Православие.Ru 15 декабря 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Православный календарь на каждый день. Новые книги издательства «Вольный странник». Анонсы предстоящих мероприятий. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/28663.html

Сербская/Святые и святыни/Храмы и монастыри Монастырь Святых Архангелов HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Андрей Шестаков Монастырь Святых Архангелов Сейчас в монастыре живет восемь насельников. Монахи занимаются в основном резьбой по дереву и другими монастырскими послушаниями. Время от времени оставшиеся еще в Призрене православные приезжают в монастырь на Божественную литургию. Монастырь Святых Архангелов расположен в 3 км от Призрена в долине реки Бистрицы. Обитель является задужбиной царя Душана, который в период между 1343 и 1352 гг. построил здесь большую лавру. Раньше монастырский комплекс включал в себя большой храм свв. Архангелов, храм свт. Николая, многоэтажные братские корпуса, библиотеку, больницу и просторную трапезную. Некогда братство монастыря насчитывало более сотни монахов. В 1455 году, после захвата Призрена, турки ограбили монастырь. Подвергавшаяся постоянным притеснениям и нападениям обитель вскоре опустела, и со второй половины XVI века началось ее постепенное разрушение. В 1615 году Синан - паша построил в Призрене большую мечеть из камней монастырского храма. Восстановление монастыря началось в 1995 году. Был построен новымй братский корпус с домашней церковью. Перед началом военных действий в 1999 году планировалось перенести в монастырь епархиальный центр и развивать здесь активную издательскую деятельность, но дальнейшие трагические события помешали осуществлению этих планов. После прекращения бомбардировок и ухода югославской армии монастырь довольно быстро оказался под защитой немецкого контингента КФОР, и его братия, с Божией помощью, осталась в родной обители. Но все же монастырь понес тяжелую утрату: непосредственно после прихода КФОР экстремисты из Освободительной армии Косово похитили насельника монастыря монаха Харитона Лукича. 8 августа 2000 обезглавленное и изувеченное тело отца Харитона было найдено в захоронении на кладбище одной албанской деревни. При этом голову о. Харитона найти так и не удалось. 12 ноября отпевание монаха-новомученика совершено епископом Рашко-призренским Артемием. В монастыре продолжали жить и подвизаться восемь насельников. Монахи занимались резьбой по дереву и другими монастырскими послушаниями. Время от времени оставшиеся еще в Призрене православные приезжали в монастырь на Божественную литургию. 17 марта 2004 года во время беспорядков охвативших весь край монастырь был захвачен и сожжен толпой албанцев. Немецкие военнослужащие КФОР просто эвакуировали монахов на свою базу, не оказав нападавшим никакого сопротивления. Смотри также Также в этом разделе

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

од монаха у цркви и професор Призренске архимандрит и као деда иако му 88. година живота, долази на Косово кад год му се за то пружи прилика. И ове године у дане око Видовдана дошао да се на Газиместану поклони сенима косовских су животе положили за Крст часни и слободу златну, али и да посети Призрен, Свете Архангеле, Богородицу цркву Светог Да и Дечане, и Зочиште и Грачаницу, поприча са у Ораховцу и Хочи.      А има и о чему да прича. У свом животу у Призрену, и уз епископа Павла нашег светог), често у недостатку свештеника ишао служио по селима и манастирима. У Дечанима често оца док био болестан, а у Зочишту помагао обнову конака. Из Велике Хоче носи слику када са принцом Томиславом ишао у посету породици у се налази соба, са иконама деда донео из са И тада га како нам причао, изненадило да са иконама у и слику старог Петра што за то време комунизма било ретко, али и опасно.        После у Светим Архангелима, и раног уз жубор Призренске бистрице, отац се упутио тамо где га срце вукло-у Био пре неколико година, али га дочекала и уништена. А сада када крочио у калдрмисану порту пред се показала слика: ,, Када сам био пре неколико година све ово било у доста жалосном прича отац А сад видим да добрим делом Чика Симина зграда из 1871. много лепша и него што била. остало све како било а изнутра модернизована, су многе преграде, онако како одговара времену и изузетно хвала Богу. И нова зграда била али видим сада да та зграда цела скоро мало да се среди изнутра и да се унесе и може да се живи нормално, да се функционише. Видим да се и друге зграде, И станови где смо ми наставници боравили, лепше су него што су били. И стан где сам био то милина сад видети, нема оног мог кревета сам оставио, као са два Али, се, што сам пре 17.марта, Богу и управи манастира Дечани и владици тада старешини Дечана, изнео из су остале када смо морали напустити 1999.године. И ево, до се видела штета шта човек учинио, али с друге стране, ако посматрамо видимо шта Бог учинио . Он покрене, удеси ко све то и да обнови. Владика често говорио да треба да имамо у Бога и пуну веру и да знамо да Бог не нас, ако ми не То веома важно у животу, ако Бог створио читав свет и нас у свету и свако он брине о томе и можда тражити од нас у време задатак према своме Господ Исус Христос донео и нама оставио, као закон, као савет, као упут како ми треба да живимо и да радимо на ради Бога, ради Неба, ради Царства Небеског. Ми смо овде по вери привремено а права разумних са са Небо.    

http://srpska.pravoslavie.ru/80558.html

Служио владика уз 12 рашко-призренске Са и друге стране, зидина, се од сунца од упекло, су верници из разних делова Косова и као и Призренци пристигли аутобусом из разних делова у Кола српских сестара призренских. у молитву су и из и Грачанице. Сви су се радовали са игуманом Светих архангела оцем када му владика доделио крст и чин архимандрита, рекавши да ,,отац био игуман у неколико великих манастира, ал када било када требало придржати крст овог страдалног народа на Косову и он дошао у Призрен и подржао народ остао на овим просторима“. о архангелу Гаврилу и у Старом и у Новом завету доносио само добре вести и постао познат као благовесник, владика рекао да ,, архангел Гаврило крепост се увек када се побожни боре са са страстима , против он их крепи да у врлини у подвигу на свом уском, и тесном путу, да венац од Господа свога“.   онима су пришли светом путиру био велики деце, а са и мала Милица српско дете у Призрену. После и славских колача, нафора Застала сам гроба Цара Душана и присетила се о и манастиру у златном периоду и по стотину монаха. После манастира монаси су се дуго скривали по и стенама, горе високо, ка Шар планини, а са собом су носили и део манастирског блага. После много векова у рушевинама, живот у манастиру оживео 20. века. Но наследници злочина из периода нису дали мира монасима и Прогонство српског народа 1999. пореметило живот у манастиру, а марта 2004. у другом великом погрому, док КФОР на силу евакуисао монахе, манастирски конак са капелом Светог владике Монаси нису одустали, вратили су се поново, саградили нови конак и капелу посветили Светом Лазару четвородневном. Са фреске, са главом у рукама приказан, Новомученик Харитон, монах архангелски, сведочи о главосечама новога доба. су шиптарски екстремисти киднаповали и мучки убили одрубивши му главу у 1999. године. Изашла сам из капелице и оставила да у тишини, под светлом кандила, се за нас, преостале Србе у и придружила се осталима за трпезом у порти, архимандрит припремио. И као и увек на слави, кад се Срби окупе заорила се и песма, стара, призренска о Шар планини, Призрену граду на Бистрици, Шадрвану, цару Душану... Песма помаже да се свакодневица заборави и пробуди нада у

http://srpska.pravoslavie.ru/55136.html

Цео живот проживела у Призрену, у деда изградио вративши се из печалбе у Америци. година претрпела разне од шиптарских екстремиста, бивала малтретирана, ударана, из су душмани палили, бивала истеривана, па се у опет, после две године у кампу немачког КФОРа, вратила. И сад после 13 година на молбе породице, повукла се овде у тишину, да уз жубор Бистрице, у планинском селу, мирно проживи остатак живота. Ту у селу су живели преци, и пре многих сеоба и печалби. Сада осим комшинице остали су око Муслимани. Живе животе. Нико не дира, али она и нема да се са никим дружи. У се дружи само са Богом, како каже. - Читам црквене одгледам нешто на урадим послове и дан Родбина давно отишла, раселили се сви и само понекад да ме силазим у манастир Светих Архангела, где сам и одлазила на Иако ми таксисти скупо без и не могу- каже баба Живка. Иако родбина зове, она ван Косова и не жели да оде.   С времена на време, кад у манастир, прозбори по са неким од преосталих призренских Срба и са игуманом Св.Архангела оцем и врати се Са терасе често упире поглед на цркву, од само Бистрица Ту се служи само кад слава цркви, али ова старица зна да светац сваки пут кад му се обрати. – Наша црква доста стара - прича нам баба Живка док нас прати од ка цркви. Слави Светога а подигнута на старим у периоду од 16. до половине 17. века. Овде се сваке године на и са разних страна а колачар обично неко ко живео у селу. У двориште цркве смо ушли кроз малу, металну украшену крстовима. Пред црквом у хладовини столетног бреста, чесма, пресушила. Из пожутеле од сунца траве се стари надгробни споменици, крстови. На на су се са стране по величини црква и накнадно припрата, уздизао се звоник од дрвета. По баба причи стари звоник рушен и на месту нови, истоветан. Старе плоче црква прекривена, сада су маховином. Привуче ми тимпанон над вратима, у комаду камена на коме су у плитком уклесани расцветали крст и две симетрично птице. Црква осликана средином 12. века, а на фрескама се делом и данас могу видети из са много ликова светаца. Само на тренутак пред полазак, наслоних главу на зид ове Учини ми се да негде у бат копита на светог ратника и заштитника на неку нову Са сетом у души, изазваном али и с поносом на претке су подизали у можда тежим временима од ових данас, провлачимо се уличицом зараслим у коров. На тераси, окренута цркви заштитници, баба Живка и маше нам. Ми одлазимо, а оне, старица и друге, да неке нове посетиоце.

http://srpska.pravoslavie.ru/56410.html

  001     002