Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРНАРД АОСТИЙСКИЙ [лат. Bern(h)ardus de Aosta; франц. Bernhard de Menthon, de Montjou] (ок. 923, замок Мантон (?) в Савойе или нач. XI в., долина Аосты - предположительно 13.06.1008 или 1081, Новара, Сев. Италия), св. (пам. зап. 15 июня). В нарративных источниках XII в. и в «Vita» XV в. существуют 2 версии жизнеописания Б. А., приписывающие ему разное происхождение и относящие время его жизни к X или XI в. Согласно версии XII в., он происходил из знатной семьи из долины Аосты в Пеннинских Альпах, в хрониках он назван Бернардом из Монжу или св. Бенедиктом и сообщается, что он жил в XI в.; по более поздней версии, он происходил из семьи графов Мантона, состоявшей в родстве с бургундской кор. Эрменгардой. В Житии XV в. говорится о том, что Б. А. учился в Париже; вернувшись на родину, он вопреки воле родителей отказался вступить в выгодный брак и посвятил себя служению Богу, его наставником стал архидиак. Аосты Петр. В 966 г. за свою ученость и добродетели Б. А. был избран архидиаконом капитула Аосты (по др. данным, генеральным викарием); был ли он рукоположен во священника, точно неизвестно. Его пастырское служение было направлено на искоренение идолопоклонства и проповедь Евангелия жителям труднодоступных альпийских кантонов. В 962 г. (по др. данным, ок. 1050) Б. А. основал мон-рь и приют для странников и паломников в Рим на перевале Монжу (2469 м над уровнем моря), получившем впосл. его имя (Б. Сен-Бернар), неск. годами позже - аналогичный приют на перевале (2188 м) в Грайских Альпах (М. Сен-Бернар). Забота о размещении, пропитании странников, поиск заблудившихся при помощи специально обученных собак (выведенная впосл. порода получила название сенбернар), погребение умерших были возложены на регулярных каноников- августинцев по специальному папскому разрешению, полученному Б. А. во время путешествия в Рим. Обе общины жили за счет пожертвований. Приют на М. Сен-Бернаре не сохранился, на Б. Сен-Бернаре существует до наст. времени, но число монахов сократилось. Почитание Б. А. было распространено с нач. XII в. в Пьемонте (в Аосте, Новаре, Брешии), Вале (Валлис) и Тарантезе. По нек-рым сведениям, он был канонизирован уже в нач. XII в. еп. Ричардом Новарским, но его имя было внесено в Римский мартиролог только в 1681 г. папой Иннокентием XI. С 1149 г. почитается как покровитель основанных им мон-ря и приютов, альпинистов, жителей Альп и горнолыжников (с 1923).

http://pravenc.ru/text/78170.html

Весной 1968 г. неск. мирян-традиционалистов выкупили у каноников св. Бернарда Аостийского участок земли с остатками древнего мон-ря в Эконе (кантон Вале, Швейцария), к-рый в нач. 1969 г. был подарен семинарии св. Пия Х. В апр. 1969 г. Л. представил Сьонскому еп. Франсуа Нестору Адану, в еп-стве к-рого находился Экон, проект устройства новициата при семинарии, и 19 мая 1970 г. после длительных переговоров еп. Ф. Н. Адан дал разрешение на размещение в Эконе подготовительной предсеминарии при семинарии св. Пия Х, открытой 1 окт. К этому времени Л. разработал проект объединения священников-традиционалистов в международное братство, устроенное в виде секулярного института, т. е. по образцу монашеских конгрегаций, но без вечных монашеских обетов (см. ст. Институты посвященной жизни ). Это позволило бы вошедшим в братство священникам-традиционалистам действовать в разных диоцезах без получения от их правящих епископов инкардинации (включения в состав клира диоцеза). Эта идея получила одобрение со стороны префекта Конгрегации по делам монашествующих кард. Ильдебрандо Антоньютти и секретаря Конгрегации по делам клира архиеп. Пьетро Палаццини. В июне 1970 г. Л. подготовил проект статута братства, к-рый был представлен на утверждение еп. Ф. Шаррьеру. 1 нояб. того же года еп. Ф. Шаррьер издал декрет об учреждении в его еп-стве Международного священнического братства св. Пия Х с испытательным сроком на 6 лет. В кон. 1970 г. Л. удалось добиться от еп. Ф. Н. Адана устного согласия на открытие в Эконе международной семинарии св. Пия Х, независимой от Фрибурского ун-та. Однако в нач. 1971 г. преемник ушедшего на покой в кон. 1970 г. еп. Ф. Шаррьера еп. Пьер Мами отказался инкардинировать в состав клира своего еп-ства священников - членов братства; проблемы с инкардинацией возникли и в др. диоцезах. Стремясь преобразовать Священническое братство св. Пия Х из института диоцезального права в институт понтификального права, что сделало бы его независимым от местных епископов, Л. обратился в Конгрегацию по делам монашествующих, Конгрегацию пропаганды веры и Конгрегацию по делам клира с просьбой одобрить его деятельность. 18 февр. 1971 г. Л. получил одобрение от префекта Конгрегации по делам клира кард. Джона Райта, однако это не помогло разрешить проблем с инкардинацией священников братства.

http://pravenc.ru/text/2463617.html

Прежде чем что-либо предпринять по доносу Вергерия, герцог хотел собрать в самой Женеве сведения о Грибальдо и поручил это своему родственнику графу Георгу Вюртембергскому, лично знакомому и переписывающемуся с Кальвином. Само собою разумеется, что Кальвин не замедлил своим ответом, в котором охарактеризовал Грибальдо и к которому приложил исповедание, читанное Грибальдо в итальянской конгрегации в Женеве 173 . Вследствие этого от герцога последовал приказ сенату допросить Грибальдо и узнать действительно ли он заражён ересью. По обыкновению Грибальдо давал неопределённые ответы, когда же ему предложен был вопрос – признаёт ли он символы св. Афанасия и никео-константинопольский? – Грибальдо просил три недели на размышление, но воспользовавшись этим временем бежал из Тюбингена в своё имение Фарг 174 . Своим бегством Грибальдо осудил сам себя и как бы подтвердил справедливость обвинений в ереси. Герцог Вюртембергский в письме к совету города Берна просил обратить внимание на беглеца как на еретика и опасного для спокойствия церкви человека. Совет Берна в свою очередь поручил уездным судьям наблюдать за Грибальдо и, если он будет пойман, немедленно доставить его в Берн. В скором времени Грибальдо прибыл в своё имение, был здесь арестован и вместе с бумагами и сочинениями препровождён в Берн. Совет города поручил прежде всего проповедникам выслушать Грибальдо и рассмотреть его сочинения. На допросе к известным уже воззрениям на догмат о св. Троице Грибальдо прибавил ещё несколько еретических мыслей касательно лица И. Христа 175 . Он взялся за решение вопроса об общении свойств, но не подчиняясь авторитету церкви, хотел решить вопрос этот путём собственной логики. Так как Сын, по его понятию, есть особая субстанция, происшедшая из абсолютной субстанции Отца и находящаяся в подчинённом отношении к Отцу, то Он есть как бы завершение всего и занимает самое высшее место между созданными предметами. Божество во Христе не что-либо противоположное человечеству, но родственное с ним, так как и Сын и люди произошли одинаково от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Было бы слишком долго рассказывать все различные фазисы, через которые проходила религиозная пропаганда в Женеве. Успехи Фареля вначале были ничтожны. Его появление вызвало большое волнение в среде еще сильной католической партии, которой удалось добиться его изгнания. Тем не менее, Фарель и не думал отказываться от однажды намеченной цели. Он послал в Женеву своих учеников, которые стали вести дело с большей осторожностью. Но католическая партия была уже настороже. Совет наконец понял, что дал слишком разрастись протестантской партии, а это вовсе не входило в его расчеты. Против нового учения началась бы сильная реакция, если бы в защиту его не выступил Берн. Последний прямо поставил условием своего союза беспрепятственное допущение евангелических проповедников. Фарель вернулся назад и стал еще с большей резкостью громить католичество. К этому присоединилось бестактное поведение женевского епископа, который при виде угрожающей опасности заключил союз с Карлом III и открыто объявил войну своему родному городу. Французский король также вздумал воспользоваться смутами в городе и стал навязывать ему свое опасное покровительство. При таких обстоятельствах помощь Берна была более чем необходима, и для спасения независимости города совет решается окончательно пожертвовать католицизмом. Старания Фареля, таким образом, увенчались успехом. Католичество было изгнано окончательно; с Берном, войска которого одержали блестящую победу над врагами Женевы, заключен в 1536 году “вечный мир”, по которому Женева признана независимой, но обязуется не заключать союзов с другими державами, не искать чужой помощи без согласия Берна, уплатить последнему большие суммы за военные издержки, открыть свободный доступ всем бернским гражданам; при этом самым прочным ручательством в сохранении мира должно служить полное единомыслие в делах веры. Таким образом, после тридцатилетней борьбы Женева окончательно добилась независимости. Вместе с этим с 1535 года протестантизм признан господствующей религией. Католическое богослужение уничтожено: священники, монахи изгнаны, во всех церквах раздается евангелическая проповедь .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/zhan...

Раз в год Большой совет избирал членов Малого совета и из их числа - 4 синдиков (syndiques), т. е. городских магистратов, возглавлявших исполнительную и судебную власть в городе. В свою очередь избранный Малый совет утверждал состав Большого совета на новый годовой период (Ibidem; ср.: Cottret. 2000. P. 350; Spijker. 2009. P. 39; подробнее о Женеве во времена К. см.: Monter. 1967; Naphy. 2003). До начала Реформации церковная и судебная власть в Женеве принадлежала католич. епископу, которым с 20-х гг. XVI в. был Пьер де ла Бом. Однако власть епископа была ограничена городским советом, стремившимся самостоятельно контролировать религ. жизнь города. Поскольку епископ был тесно связан с савойским герцогским домом, он прилагал усилия для того, чтобы восстановить влияние Савойи в Женеве. Такая позиция епископа привела к образованию двух партий: сторонников имперской власти, гл. обр. католич. клириков, группировавшихся вокруг епископа, и сторонников независимости, в число к-рых входили многие представители городской администрации и состоятельные граждане. Серьезную поддержку стремлению Женевы к независимости оказывал Берн, городской совет к-рого присоединился к протестантизму в 1528 г. и побуждал к тому же граждан Женевы, тогда как католич. Фрибур, напротив, поддерживал партию епископа (см.: Naphy. 2003. P. 19-20). Противостояние закончилось победой Берна: к кон. 20-х гг. XVI в. Женева фактически стала его сателлитом, ориентируясь на мнение Берна во внешней и внутренней политике и находясь в финансовой зависимости от него (Ibid. P. 35-36). В нач. 30-х гг. XVI в. Фарель неоднократно приезжал в Женеву, проповедуя протестант. идеи и уговаривая членов городского совета не поддерживать католич. епископа; он основал протестант. общину и назначил для нее проповедников. В 1534 г. городской совет Женевы принял решение о низложении и изгнании епископа (Ibid. P. 20); его попытки вернуть власть в городе как с помощью церковно-адм. мер (отлучения от католич. Церкви его противников), так и с помощью савойского и фрибургского воинских гарнизонов завершились неудачей.

http://pravenc.ru/text/Кальвин.html

Есть замечательная книга психолога Эрика Берна, которая называется «Люди, которые играют в игры, и игры, в которые играют люди». Мы с вами играем в игры, а, между прочим, за бортом оказываются пациенты, которые нуждаются в помощи. Мне очень понравилась фраза, которую сказал Султан Султанович Хамзаев: самое главное - это помощь пораженным больным, и самое главное - это защита их гражданских прав. Конечно, очень важно, чтобы наши пациенты не попали в деструктивную секту, но, даже если мы с вами предположим, решили, что эта секта деструктивная, дальше что?.. У нас есть специальные структуры, которые обязаны этим заниматься. Знаете, «кесарю - кесарево» и так далее... И деструктивная секта или нет, есть для различения этого соответствующие службы. Мы же с вами должны заниматься пациентами. Когда спортсмен борется, он борется за или он борется против? Я думаю, что его задача была стать сильнее своего противника, а не поставить своему противнику подножку. И сила его, и его величие не в том, что он поставил подножку и оклеветал своего противника, а его сила заключается в том, что он его победил. Давайте работать за, а не работать против. Давайте не будем рассказывать разные истории, где как было плохо, ведь эти же истории слушают наши пациенты. Он расскажет про один центр, кто-то расскажет про другой центр, кто-то расскажет про третий центр... Скажите, пожалуйста куда врачам направлять своих пациентов и какой реабилитационный центр выбрать нашим пациентам, куда им идти? Вы, наверное, знаете, что только 5 процентов наркозависимых, которые прошли лечение, попадают в негосударственные реабилитационные центры. Это очень мало! Такая критика на очень высоком уровне дискредитирует, причем, обратите внимание, идет взаимная дискредитация деятельности друг друга! Мамочки залезают в интернет и все это читают. Давайте все-таки перестраиваться и работать за ту социальную реабилитацию, которую мы с вами хотим выстроить. Почему когда создаются критерии, никто не упоминает о том, что существует государственный стандарт реабилитации? А ведь он существует, и он принят, и он есть. Почему? Я не имела отношения к разработке этого стандарта, но это утвержденный государственный стандарт, и по идее это стандарт, которому должны следовать все структуры, которые работают на ниве социальной реабилитации. Этот стандарт игнорируется, создаются свои критерии. А как же критерии, если нет стандарта? Если игнорируется стандарт?!

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Как по согласию, они замолчали, каждый предался личным воспоминаниям. Так, в тишине они преодолели оставшийся путь. Кортеж остановился на окраине Берна перед ажурными коваными воротами. Створки медленно открылись, машины въехали в большой ухоженный парк. Здесь была все, как в фильмах про старинные английские поместья: большая клумба перед парадным входом, каменный двухэтажный особняк, в котором спокойно могла разместиться средняя московская школа, стриженые кустарники и газоны, широкое крыльцо с каменными вазами. Навстречу Фотиади из особняка, растянув рыжие губы в подобии улыбок, выскочили два черных добермана. Роман поначалу замер, но псы даже не заметили его: униженно виляя бесхвостыми задами, они подхалимски свернулись перед хозяином в кольца. Тот с милостивой улыбкой погладил собак по глянцевым бокам, что-то говоря им на незнакомом Роману языке. Получив порцию ласки, доберманы вскочили и умчались в глубь сада. Когда Карелин и грек поднялись по крыльцу наверх, у открытой двери их встретил дворецкий. – Добрый вечер, господин Фотиади! – поклонился он с учтивой улыбкой. – Добрый вечер, Маркус. Господин Карелин поживет у нас. Покажите ему комнату, в которой он будет жить. – Вы имеете в виду гостевую? – Нет. Проводите его в комнату, которая находится рядом с моей. Там, где охотничьи гобелены. – Прошу вас следовать за мной, — обратился к Роману дворецкий. – Маркус! И прикажите подавать обед, — сказал ему вслед Фотиади, тяжело поднимаясь по лестнице. – Да, господин Фотиади, — с легким поклоном ответил дворецкий. Романа проводили в большую, обставленную скромными, но, сразу видно, дорогими вещами, комнату. Два больших кресла, стол, ножки которого заканчивались какими-то мордами, бархатные темно-зеленые шторы с тяжелой бахромой, подвязанные толстыми шнурами с большими увесистыми кистями. На стенах висело три гобелена на охотничью тему. Кровать… Увидев её, Карелин даже заулыбался. Это было поистине царское ложе, убранное шелковым покрывалом и дававшее возможность её владельцу спрятаться от любопытных глаз за нежным, но непрозрачным пологом. Когда-то в детстве Рома мечтал спать именно на такой кровати – он хотел быть принцем. Ну вот, мечта сбылась, правда детство давно позади, да и принцем он быть уже не хочет.

http://azbyka.ru/fiction/panagiya-dlya-a...

Желая прекращения в протестант. среде евхаристических споров, К. совместно с Буцером вел переговоры с Лютером и Меланхтоном. 29 мая 1536 г. в Виттенберге было подписано т. н. Виттенбергское согласие - вероисповедный документ, в к-ром Лютер, Буцер и К. заявили о своем единстве в понимании Евхаристии. Хотя Буцер и К. рассчитывали, что эта вероисповедная формула будет принята швейцарскими протестантами, их усилия и многочисленные переговоры оказались напрасными: протестанты Базеля, Берна и Цюриха так и не присоединились к соглашению. В 1538-1541 гг. К. общался и сотрудничал с Жаном Кальвином (1509-1564), который жил в Страсбурге после изгнания его из Женевы, окормляя местную общину французских протестантов. К. принимал участие в собеседованиях протестантов и католиков в Хагенау (июнь 1540) и Вормсе (кон. 1540 - нач. 1541). К. скончался от чумы во время эпидемии. Соч.: Hebraicarum institutionum libri duo. Basilea, In Habakuk prophetam. [Argentorati], 1526; In Hoseam prophetam. Argentorati, 1528; Responsio de missa matrimonio et iure magistratus in religionem. Argentorati, 1537; Hexameron Dei opus. Argentorati, 1539; The Correspondence/Ed., transl. E. Rummel. Toronto; L., 2005. Vol. 1: 1507-1523; 2009. Vol. 2: 1524-1531. Ист.: Confessio religionis Christianae, sacratissimo Imperatori Carolo V Caesari Augusto in Comitiis Augustae, anno 1530 per legatos civitatum Argentorati, Constantinae, Memmingae et Lindauiae exhibita. [Strassburg, 1531]. Библиогр.: Baum J. W. Capito " s gedruckte Schriften// Idem. 1860. S. 577-585; Stierle B. Literaturverzeichnis// Idem. 1974. S. 197-232. Лит.: Baum J. W. Capito und Butzer: Strassburgs Reformatoren. Elberfeld, 1860. Nieuwkoop, 1967r; Kalkoff P. W. Capito im Dienste Erzbischofs Albrechts von Mainz. B., 1907; Strasser O. E. Capitos Beziehungen zu Bern. Lpz., 1928; idem. La pensée théologique de Wolfgang Capiton dans les dernières années de sa vie. Neuchâtel, 1938; Stierle B. Capito als Humanist. Gütersloh, 1974; Kittelson J. M. Wolfgang Capito: From Humanist to Reformer. Leiden, 1975; Lienhard M. Capito, Wolfgang (1478-1541)//TRE. 1981. Bd. 7. S. 636-640; idem. Evangelische Bewegung ohne Streit und Spaltung?: Die Rolle Wolfgang Capitos, Domprediger in Mainz und Rat des Erzbischofs (1520-1523)//Zwischen Konflikt und Kooperation: Religiöse Gemeinschaften in Stadt und Erzstift Mainz in Spatmittelalter und Neuzeit/Hrsg. I. Dingel, W.-F. Schäufele. Mainz, 2006. S. 69-86; Millet O. Correspondance de Wolfgang Capiton (1478-1541): Analyse et index. Strasbourg, 1982; Reformation Sources: The Letters of Wolfgang Capito and His Fellow Reformers in Alsace and Switzerland/Ed. E. Rummel, M. Kooistra. Toronto, 2007; Heimbucher M. Prophetische Auslegung: Das reformatorische Profil des Wolfgang Fabricius Capito ausgehend von seinen Kommentaren zu Habakuk und Hosea. Fr./M., 2008.

http://pravenc.ru/text/1470323.html

—488— искренность веры которых едва ли может подлежать сомнению, далеко не так легко решают вопрос о взаимоотношении религии и науки, как решают этот вопрос старокатолики. Нет, они сознаются, что учения, враждебные религии, часто могут принимать все признаки истины, и они отмечают, что дух современной антропологической науки безусловно враждебен христианскому учению о происхождении, падении и искуплении человека. Уничтожить этот дух очень и очень трудно, и старокатолики напрасно думают, что так легко им вступить в союз с современной наукой: биологические и антропологические теории ученых Берна, в котором издается «Международное Богословское Обозрение», далеко не согласуются с верованиями старокатоликов. Надежды и желания старокатоликов трудно осуществимы, но их желания единения христиан в вере и любви, единения веры и науки, разумеется, суть желания и всех искренно верующих христиан, и их деятельность, направленная к осуществлению этих целей со стороны всех таковых, всегда будет встречать истинное и горячее сочувствие. «Международное Богословское Обозрение», издаваемое христианами западными, представляет собой отрадное явление и для христиан восточных. Здесь выслушиваются голоса богословов различных исповеданий и здесь отводится значительное место и дается значительная доля внимания и голосу богословов православных. Здесь спорят и дают разъяснения самым дружелюбным образом люди различных воззрений. Трудно убеждать, еще труднее переубеждать убежденных и поэтому спорящие на страницах «Международного Богословского Обозрения», понятно, обыкновенно остаются – каждый – при своих убеждениях, но важно уже то, что они знакомятся с убеждениями других и призываются снова дать себе отчет в убеждениях собственных. Этой благой цели «Международное Богословское Обозрение» служит с успехом, и мы заканчиваем нашу статью искренним пожеланием ему дальнейших успехов в будущем. С. Глаголев Кирилл (Лопатин), иером. Библиографическая заметка: Архангельский Η.П. Задача, содержание и план системы православно-христианского нравоучения. Симбирск, 1894//Богословский вестник 1895. Т. 1. 3. С. 489–490 (3-я пагин.)

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только крушение надежд на скорое падение большевизма и изменение в начале 30-х годов политической ситуации в Германии (где он жил, начиная с 1922 г.) заставили Ильина снова посвятить себя философскому творчеству. В 1932–1935 гг. он пишет книгу «Путь духовного обновления», которая обозначила существенное изменение его мировоззрения. Раньше центральным принципом философии Ильина была идея ответственности человека за ход истории, требующая активной деятельности в мире. Но в начале 30-х годов сама история доказывала обреченность борьбы с её безжалостными законами; европейская цивилизация неотвратимо вступала в долгую эпоху господства «раскрепощенного зла», усмирить которое не могла уже никакая сила. Понимая это, Ильин теперь выдвигает на первый план требование к человеку культивировать в себе основы веры, любви, совести, предполагающее скорее уход из мира, чем активную борьбу с ним. Эта тема становится главной во всех поздних работах Ильина. В 1938 году он покинул Германию, спасаясь от преследования нацистов, и поселился в пригороде Берна Цолликоне, где и прошли последние 16 лет его жизни. Здесь были написаны книги «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний», «Путь к очевидности» и «Аксиомы религиозного опыта» (в 2-х томах). Главным принципом философствования Ильина становится неукоснительное согласование всех своих идей с канонической православной догматикой. Естественно, что при этом некоторые основополагающие принципы его философии подверглись радикальному пересмотру. Прежде всего это касается проблемы отношения человека к Богу. Отвергая идею тождества Бога и человека, Ильин называет теперь стремление к полному растворению в Боге одним из главных «соблазнов» религиозного опыта. В соответствии с этим меняется оценка положения человека в мире. Возвращаясь к традиционному пониманию всемогущего и благого Бога, Ильин ограничивает значение земной жизни человека. Бог бесконечно выше и совершеннее человека, поэтому только его замысел определяет судьбу мира и предназначение человека; только в рамках этого предназначения можно говорить об ответственности и свободе человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Ilin/filo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010