Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРСУМ АЛЬ-ЭРИАН [араб.    ] (XIII - ок. 1317), копт. св. (пам. копт. 5 нази, 28 авг.). Сведения о нем содержатся в копт. и эфиоп. синаксарях, при этом данные источников не всегда совпадают. Род. в христ. семье в Каире. После смерти родителей остался на попечении дяди, к-рый присвоил себе его наследство. Б. Э., решив вести уединенную жизнь, поселился в пещере, а затем затворился в небольшой крипте под ц. св. Меркурия в Каире (араб. Абу-Сайфайн). Здесь он провел ок. 20 лет (по данным эфиоп. синаксаря, 33 года). Слава о нем распространилась по всему Египту, и толпы народа, ищущие его молитв, собирались у ц. св. Меркурия. Затем Б. Э. изменил тип аскезы: он поднялся на крышу церкви, где оставался днем и ночью, мужественно перенося холод и зной. Во время гонений на христиан при султане ан-Насира Мухаммаде ибн Калауне (1301) Б. Э. был схвачен и провел в тюрьме ок. недели. Выйдя на свободу, он укрылся в мон-ре Шахран, к югу от Каира. Согласно сообщению Ибн аль-Сукаи, Б. Э. оставался в этом мон-ре 17 лет, живя в монастырском саду на куче пыли и пепла. Поскольку он почти не носил одежды, то получил прозвище Эриан (Нагой). Подвижник решительно отказывался сменить свой белый тюрбан на синий (носить к-рый мусульм. власти в Египте предписывали всем христианам), но, зная его популярность среди коптов, власти не осмеливались его трогать. Б. Э. был погребен возле врат монастырской церкви. Источники упоминают о его многочисленных чудесах. После кончины Б. Э. широко почитался у коптов, о нем, в частности, упоминает Макризи при описании мон-ря Шахран. Ист.: Le Synaxaire arabe jacobite (réd. copte): text arabe/Publ., trad. et annot. par R. Basset//PO. T. 17. Fasc. 3 (Baounah, abib, mesoré, jour complémentaire ). P. 777-781. Лит.: Crum W. E. Barsauma the Naked//Proc. of the Soc. of Biblical Archeology. 1907. N 29. P. 135-149, 187-206; Troupeau G. Compte rendu d " Ibn al Suqai//Arabica. 1976. N 33. P. 330-331; Coquin R.-G. Barsum the Naked, Saint//CoptE. Vol. 2. P. 348-349. А. А. Войтенко, свящ. Олег Давыденков Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля)

http://pravenc.ru/text/77618.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЕНИАМИН II патриарх Коптской Церкви (1327-1339), 82-й патриарх Престола Св. Марка. Род. в г. Эд-Димукрат, В. Египет. О его детстве и юности известно мало. Вступление В. на патриаршую кафедру предрек незадолго до своей кончины в 1320 г. Барсум аль-Эриан , и, возможно, это обстоятельство способствовало беспрепятственному избранию В. в качестве патриарха. В. был современником султана ан-Насира Мухаммада ибн Калауна (1310-1341). В тот период в религ. политике мамлюков наметился поворот к веротерпимости, стали стихать проводившиеся ранее гонения на коптов. Возможно, восстановлению нормальных отношений между мусульманами и коптами в немалой степени способствовало посольство от эфиоп. царя Амда Сиона. Он ходатайствовал за коптов и просил позволения отстроить храмы для них, к-рые лежали в руинах. В противном случае он грозил разрушить мусульм. мечети, находившиеся в пределах его царства. По всей видимости, ан-Насир восстановил статус христиан, определенный условиями легендарного «договора халифа Умара», предусматривавшего, в частности, сохранение церквей, построенных до мусульм. завоевания. В. наблюдал за быстрым восстановлением церквей и возобновил совершение таинства Миропомазания, к-рое было прекращено во время правления копт. патриарха Иоанна IX (1320-1327). Посещая мон-ри Скита , В. особое внимание уделял мон-рю аввы Бишои (Дейр-Анба-Бишой), к-рый он отреставрировал и где расширил состав братии, переселив туда монахов из др. обителей. После кончины В. был похоронен в мон-ре Дейр-эль-Шахран, расположенном к югу от Каира; патриаршая кафедра Коптской Церкви оставалась вдовствующей в течение года. Лит.: Lane-Poole S. The Mohammadan Dynasties. L., 1893; New Delhi, 1986r; idem. History of Egypt in the Middle Ages. L., 1901; Subhi Y. Labib. Benjamin II//CoptE. Vol. 2. P. 377-378. А. А. Войтенко Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ II ибн-Турайк (в миру Абу аль-Ала; † ок. 1145), патриарх Коптской Церкви, 70-й патриарх кафедры св. Марка (1131-1145) (пам. копт. 10 пармуте/5 апр.)

http://pravenc.ru/text/150333.html

священников, обретших мученическую кончину во время паломничества на Св. землю). Подвиги новомучеников были запечатлены в копт. агиографии, а имена нек-рых из них включены в Синаксарь в попытке консолидировать остатки христ. общины. Значительная часть мучеников происходила из бывш. мусульман, вернувшихся в христианство и преданных за это казни. Наряду с этим встречались и религиозно экзальтированные добровольные мученики, желавшие пострадать за веру. Целая «эпидемия» подобных самопожертвований произошла весной 1380 г. Отчетливо прослеживается групповой характер этого движения, наличие неск. лидеров из среды радикально настроенного монашества, увлекавших за собой на смерть своих учеников. Добровольных мучеников вдохновляли на подвиг духовные авторитеты из мон-ря св. Антония Маркус и Ибрахим аль-Фани. Патриарх Матфей, судя по данным источников, не приветствовал происходящее и молился о прекращении волны самоубийственных антимусульм. выступлений. В XV - нач. XVI в. мученичества стали намного более редкими, хотя периодически упоминаются в мусульм. хрониках и копт. агиографии. Со смертью Матфея I закончился духовный подъем коптов, названный М. Свансоном «взрывом святости». Наступает культурный и социальный упадок. Преемник Матфея Гавриил V (1409-1427) не пользовался популярностью в коптской общине, т. к. в прошлом был чиновником, вовлеченным в преследования христиан. Не получая пожертвований ни от своей нищей паствы, ни от эфиопских царей, традиционно присылавших милостыню К. Ц., Гавриил пребывал в такой бедности, что это отметили даже мусульманские хронисты, обычно не интересовавшиеся внутренними делами христиан. Св. Барсум аль-Эриан. Икона. ХХ в. (частное собрание) Св. Барсум аль-Эриан. Икона. ХХ в. (частное собрание) Продолжалось сокращение объектов сакральной географии, поддерживавших копт. идентичность. Ввиду прекращения паломничества к мощам вмч. Мины в Марьюте из-за бедуинских разбоев патриарх Вениамин II в 1330 г. перенес мощи святого в одну из каирских церквей. Выше упоминалось о разрушении мон-ря Дейр-эль-Магтис, одного из крупнейших центров паломничества, и подавлении христ.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

Патриарх Иоанн VII оказался не в состоянии выплатить требуемую сумму и в 1268 г. был смещен везиром Баха ад-Дином. На престол был возведен Джибраил (Гавриил III, 1268-1270), однако и он не оправдал финансовых ожиданий везира. Через 2 года власти низложили Гавриила (после этого он пребывал в различных монастырях столицы до своей смерти в 1274) и вернули Иоанна (2-е Патриаршество в 1270-1293). 60-е годы XIII в. стали временем наибольшего вмешательства мусульм. гос-ва в жизнь К. Ц.; мамлюкская администрация рассматривала Патриархию прежде всего как инструмент изымания денежных средств у христ. населения. Последующие патриархи играли в жизни копт. общины традиционно малозаметную, чисто символическую роль. Коптское летописание этого периода вырождается в сухой перечень церковных предстоятелей без упоминаний о к.-л. их пастырской активности. В мусульм. источниках патриархи (как правило, безымянные) упоминаются только в связи с гонениями на иноверцев, когда глав общин зиммиев вызывали в султанский дворец для получения офиц. предписаний о соблюдении шариатских ограничений, налагаемых на немусульман. Именно в этом качестве в летописях фигурируют современник гонений 1301 г. Иоанн VIII (1300-1320) и Иоанн IX (1320-1327), чуть было не ставший жертвой самосуда толпы во время пожаров в Каире 1321 г. Истинным духовным лидером копт. народа на рубеже XIII и XIV вв. был подвижник Барсум аль-Эриан ( ок. 1317). Мон-рь Дейр-Шахран, где провел последние годы жизни и был погребен Барсум, стал новым церковным центром: в нем были похоронены патриархи Иоанн VIII и Вениамин II, оттуда вышли патриархи Петр V и Марк IV. По предположениям ученых, копт. община XIII в., сохраняя сильное чувство идентичности и относительно высокие жизненные стандарты, сознательно ограничивала свою численность (на средневек. Востоке были известны различные практики контроля над рождаемостью) в целях поддержания достигнутого уровня жизни. Высокий процент монашества также не способствовал демографическому росту. Мамлюкские гонения привели к исламизации новых групп егип. христиан и резкому падению их доли в составе населения. Христианам был в значительной мере перекрыт доступ к гос. службе, составлявшей основу благосостояния копт. элиты. Экономические факторы более не удерживали коптов в лоне Церкви, а давление мусульм. окружения временами угрожало их жизни.

http://pravenc.ru/text/2057208.html

65 Игнатий Лайола (1491?–1556). Испанский дворянин, основатель ордена иезуитов. Канонизирован католической церковью (1622). 68 Кортес Эриан (1485–1547) – испанский конкистадор. Писарро Франсиско (1470?–1541) – испанский конкистадор. Разграбил и уничтожил государства инков Тауантинсуйу. 69 Токугава Иэясу (1542–1616) – основатель сёгуната Токугава, вывел страну из бесконечных междоусобных войн и объединил ее под своим началом. 70 Токугава Иэмицу (1604–1651) – третий сёгун из дома Токугава, внук Иэясу, при нем могущество сёгуната достигло своего апогея. 71 Граф Н.Н. Муравьев-Амурский (1809–1881) – государственный деятель и дипломат, почетный член Петербургской Академии наук. В 1847–1861 гг. генерал-губернатор Восточной Сибири. 85 В современном написании Сёнай – князь, владевший территорией в северо-западной части современной префектуры Ямагата. 86 Архиепископ Николай не совсем точно воспроизводит это имя. На самом деле это Эномото Такэаки (1836–1908). 89 Это резкое суждение о молодом императоре Японии архиепископ Николай составил на основе не всегда точных и добросовестных сообщений европейцев. В дальнейшем он совершенно изменил свое мнение о правящей династии. Архиепископ несколько раз лично встречался с императором Мэйдзи, был переводчиком при высочайших аудиенциях, помогал уладить отношения между Россией и Японией после злодейского покушения на наследника российского престола цесаревича Николая в 1891 г. в Оцу. 5 мая (22 апреля по ст. стилю) 1901 г. архиепископ Николай записал в своем дневнике: «После Литургии был благодарственный молебен по случаю рождения сына у Наследника японского престола. Предварительно я сказал несколько слов о том, что Бог хранит Японского государство, современные которому древние государства давно погибли, – хранит за добрые качества у японского народа, любезные Богу, хотя еще не знакомому японцам; что добром своим японский народ много обязан руководящей его Императорской династии – потому должен молиться за нее..> (Дневники святого Николая Японского : в 5 т. Сост. К. Накамура. Т. 4. СПб.: Гиперион, 2004. С. 445). В феврале 1912 г., когда архиепископ Николай скончался, император Мэйдзи, прислал венок к его гробу, почесть, которой редко удостаивался какой-нибудь другой иностранец в Японии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

В 2000 году епископ попросил о. Паоло и его общину заняться восстановлением древнего монастыря Мар Элиан, поручив эту работу о. Жаку. В первый же день в Эль-Карьятейне он зашел в магазин купить инструменты и стройматериалы для ремонта в монастыре. Продавец-мусульманин очень удивился, узнав, что человек, весь покрытый строительной грязью – новый деревенский священник. А когда он узнал, что инструменты нужны для восстановления монастыря св. Элиана, продавец отказался брать со священника деньги, и послал своего сына с о. Жаком к местному кузнецу, чтобы тот сделал новые инструменты. О. Жак был поражен щедростью незнакомца и воспринял ее, как добрый знак. Основную часть населения Эль-Карьятейна составляли мусульмане-сунниты, но была и небольшая христианская община: половина сиро-католики, половина – сиро-яковиты. И мусульмане, и католики, и православные почитали гробницу Мар Элиана. Вместе с жителями деревни о. Жаку удалось из старых камней отстроить монастырь, окружавший гробницу святого, и посадить тысячу деревьев. Соседи-мусульмане приглашали его на свои праздники, и сами выстраивались в очередь в приемной монастыря, чтобы поздравить с Пасхой. О. Жак видел в мусульманах  «внутреннюю доброту, которая исходила из их собственной веры». Монастырь стал оазисом посреди пустыни, символом надежды. «Я видел, что люди больше не задумываются о том, чтобы уехать, – вспоминает он. – Причина была проста: они видели, как выросли деревья вокруг монастыря». Каждое воскресенье утром о. Жак заходил к своему другу – православному священнику Абуне Барсуму, и проводил с ним полтора часа, а потом шел звонить в колокола к мессе. Абуна Барсум пек хлеб для евхаристии, который о. Жак брал и для своей службы. Они понимали, что на всех алтарях их церквей – одно Тело Христово. О. Жаку это служило напоминанием, что он – не только священник живущих в Эль-Карьятейне католиков, но и абуна («наш отец») для всех христиан деревни. Поначалу мусульмане называли о. Жака «йа мухтарам» – «уважаемый», но после тоже стали звать его «абуна», и священник настолько привык к этому обращению, что стал считать его своим именем. Как отец для всех – христиан и мусульман – он понял, что не может любить одного ребенка больше, чем другого. Его сердце было исцелено, он сознал, что Бог любит всех – и мусульман, и христиан, что каждый человек дорог Ему. Он заметил, что жители деревни всегда держат двери своих домов открытыми. Они научили его, что открытая дверь ведет к открытому сердцу, готовому принять всякого, кто был послан. Он молился и размышлял над Посланием к Филиппийцам: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Фил. 2:5). Если Бог любит всех людей одинаково, значит и он, Жак, должен научиться любить всех.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Его одежды проработаны мелкими складками, крупная фигура Спасителя занимает все центральное пространство конхи, но при этом компактна благодаря цветовому (хитон прозрачного голубого цвета, гиматий - розового) и композиционному (вписана в медальон) решениям. Христ. искусство периода мамлюков (XIII в.), сохранив традицию упрощенного и жесткого рисунка, приверженность выработанным композициям, типам лиц, оказалось более открытым влияниям искусства др. регионов христ. мира - византийского, западноевропейского, армянского, что сообщило ему большую правильность, сложность, дополнило иконографическими сюжетами (цикл Господских праздников). Характерно, что в егип. среде приживались те приемы христ. искусства, к-рые соотносимы с понятиями линеарного стиля, т. н. аскетической традицией, к-рой оставались чуждыми одухотворенная экспрессия, динамика, утонченность. Выдающийся ансамбль копт. живописи XIII в. сохранился в церкви мон-ря Римлян (Дейр-эль-Барамус) в Вади-эн-Натрун, основанного сыновьями имп. Валентиниана I. Самые ранние (ок. 1200) из композиций, отличающихся индивидуальной манерой,- сцены на стенах центрального нефа ц. Богородицы: «Благовещение», «Встреча Марии с Елисаветой», «Рождество», «Крещение Христа», «Брак в Кане Галилейской» (фрагмент), «Вход Господень в Иерусалим»; на сев. стене: «Сошествие Св. Духа на апостолов»; в верхнем ярусе на вост. стене (во фрагментах) - «Жертвоприношение Авраама», «Встреча Авраама и Мелхиседека» (редкое в копт. искусстве изображение «Причащение, или благословение, Авраама вином»), «Благовещение», «Встреча Марии с Елисаветой», копт. святые; 2-й слой живописи в центральной апсиде: «Христос на троне», «Богоматерь с Младенцем и предстоящими ангелами»; в юж. алтарном помещении ц. Богородицы на вост. стене представлены святые Павел Фивейский, Антоний Великий, Макарий Великий, мон. Иоанн и основатели мон-ря Максим и Домиций, а на юж. стене - святые Пахомий, Моисей Чёрный, Барсум Сириянин, Онуфрий со своим учеником Пафнутием (?) и неизвестный святой.

http://pravenc.ru/text/187963.html

На улицы Лондона выйдут автобусы с рекламой атеизма. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Новости На улицы Лондона выйдут автобусы с рекламой атеизма 22.10.2008 16:39 Версия для печати Лондон, 22 октября. В Великобритании стартует первая в истории страны рекламная кампания, пропагандирующая атеизм. Об этом сообщает " Лента.Ру " со ссылкой на The Guardian. По улицам Лондона как минимум в течение четырех недель будут ходить пассажирские автобусы, украшенные надписью: " По всей видимости, Бога нет. Хватит беспокоиться, наслаждайся жизнью! " . В мероприятии планируется задействовать 30 автобусов. Главный организатор акции, журналистка Эриан Шерин заявила, что, хотя слоган звучит весело и беззаботно, кампания преследует серьезные цели.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Премьера картины в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе намечена на 12 сентября. Ранее фильм был показан на Международном кинофестивале в Торонто – там он проходил под названием «Nothing Is Private» (Ничего личного). Однако для широкого показа компания сменила название на «Towelhead» (досл. – полотенце, обмотанное вокруг головы). В современном американском и английском сленге этим словом обозначают мусульман, которые носят чалмы, тюрбаны или арабские платки. По мнению менеджеров компании Warner Bros., это название ярче отражает основной конфликт, заложенный в сюжете картины. Но в руководстве CAIR считают, что название «Towelhead» является оскорбительным, поскольку «это слово обычно используют в уничижительном смысле в отношении людей мусульманской веры или арабского происхождения». Автор новеллы и соавтор сценария Алисия Эриан сама арабского происхождения. Однако ничего оскорбительного в названии «Towelhead» она не видит. По ее мнению, это очень удачное название, так как основной акцент в фильме делается на американский расизм в отношении мусульман. Она заявила, что всячески приветствует деятельность CAIR, однако будет отстаивать права художника на то, чтобы давать своему произведению наиболее подходящее название. Примечательно, что CAIR был возмущен именно названием фильма, не обратив внимания на сам сюжет, в котором при желании можно найти немало нарушений «норм исламской морали». Одну из главных женских ролей в картине играет известная актриса Тони Коллетт, многократно удостаивавшаяся высшей кинематографической награды Австралии и номинированная на «Оскар» за роль второго плана в картине «Шестое чувство». Играет в этом фильме и обладательница «Золотого глобуса» очаровательная Мария Белло. Главную роль – юной Джазиры – исполняет 20-летняя Саммер Бишил, в жилах которой течет арабская и индийская кровь. По сюжету, в начале фильма она значительно старше своей несовершеннолетней героини, которая взрослеет в негостеприимной Америке. 27 августа По материалам Reuters и The Sun Источник: " NEWSru.co.il "

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Ислам вторгается в кино: название «Towelhead» объявлено оскорбительным. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 26 марта – 15 мая Фестиваль «Весна Духовная. На пути к Пасхе». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 3 апреля Заседание литературно-философских собраний «Отражения»: «История одной дружбы. Переписка епископа Афанасия (Сахарова) с П.Н. Савицким». Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва 27 мая– 28 мая Коммюнотарные и соборные начала в общественных и церковных объединениях России. VI Международная научно-практическая конференция «Православные братства в истории России». Кострома Все » Мониторинг СМИ Ислам вторгается в кино: название «Towelhead» объявлено оскорбительным 27.08.2008 16:06 Версия для печати Исламский мир вновь вторгается в мир современного киноискусства. Поводом для претензий со стороны юристов Совета по американо-исламским отношениям (CAIR) к американской кинокомпании Warner Bros. стал выход на экраны фильма «Towelhead», снятого режиссером Аланом Боллом по одноименной новелле Алисии Эриан. Фильм повествует о судьбе 13-летней арабской девочки Джазиры, которая во время первой войны в Персидском заливе переезжает жить к отцу-ливанцу в Техас. Основа сюжета: отношения с деспотичным отцом, выживание в среде одноклассников-расистов и первый сексуальный опыт с соседом, опаленным войной.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002