23 . Распря раскольников с духовенством при Петре I. Литография. Типография А. Руднева в Москве. 1863. ГМИР. 24 . Максим Грек . Поморские письма, Конец XVII-haчaлo XIX века. 32х27. ГТГ, собрание П.А. Корина. 25 . Цирюльник хочет раскольнику бороду стричь. Лубок. Первая четверть XVIII века. Ровинский, 1881–1893. Атлас, 227. 26 . С бороды пошлина взята. 1725. Рисунок нагрудного знака. Из книги: Ровинский, 1900, илл. 226. 27 . Олонецкого купца сын ТЛ. Трифонов. от роду 28 лет. Литография. XIX век. ГМИР. 28 . Сошествие Святого Духа. Иосиф Владимиров. 1666. Икона из церкви Троицы в Никитниках в Москве. 29 . Митрополит Алексий. Москва. Конец XVII века. ГММК. 30 . Господь Вседержитель. «Суздальские» письма. Конец XVII – начало XVIII века, 30,5х25,5. Частное собрание, Москва. 31 . Никон беседует с дьяволом . Миниатюра из «Повести о ерархе нашем Никоне». Начало ХХ века. ОР БАН, ф. 67, ед. хр. 49, л. 73. 32 . Спас в силах. Конец XVIII века. 125х100. ГМИР. 33 . Адское чудовище. Рисованная религиозная картинка. Середина XIX века. ММ. 34 . Страшный суд. XIX век. ГМИР. 35 . Христианин, ангел-хранитель, дьявол и «мир». Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. ГИМ 36 . Смерть Феодоры и видение мытарств души. Рисованная религиозная картинка. Вторая половина XIX века. 69,7 х52,3. ГИМ 37 . Судьба праведника и грешника. Рисованная религиозная картинка. Конец XVIII-haчaлo XIX века. 41 х52,5. ГИМ. 38 . Слово Иоанна Златоуста как лице свое крестити. Литография. Типография А.В. Морозова в Москве. 1 875. Отдел ИЗО, РГБ. 39 . Слово Иоанна Златоуста о страхе Божии. Литография. Старообрядческая типография Г. Горбунова в Москве. Конец XIX века, пчел ИЗО, РГБ. 40 . Распятие. Рисованная религиозная картинка. Конец XIX века. 73х55,5. ГИМ. 41 . Петр подносит написанную им икону митрополиту Максиму. Клеймо иконы Петр с житием». 80-е годы XV века. ГММК. 42 . Адриан Пошехонский. 1 725. 37х29. Собрание Н и С. Воробьевых, Москва. 43 . Богоматерь Неопалимая купина. Палех. Конец XVIII века. 40х33. ГТГ, собрание П.Д. Корина.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

22 гьезда абуна: – Аллагьасде божи-иман нужеца. 23 абулеб буго дица нужеда: щаклъиги ккезе жинца абухъе лъугьине божун, пуланав чияс гьаб абуни, гьаниса бахъун ун ралъдалъе гьесие буго. 24 Гьединлъидалин дица нужеда абулеб бугеб: нужеца Аллагьасда щиб гьарулеб бугониги, нуж божа гьес нужер гьари бугилан. бугебха гьеб! 25-26 Аллагьасда цере мехалъ, нужер ццин бугел ратани, гьезда гьебмехалъ Зобалазда вугев нилъер Эменги лъугьине вуго нужер къосиналда   «Лъица дуе ихтияр кьураб?»   27 Нахъеги Иерусалималде щвана гьел. Мукъадасаб Рокъов жанив тирулев вугеб мехалъ, гьесда кашишзаби, диниял 28 Гьез гьикъана: – Гьаб гьабизе ихтияр бугебищ дур? Лъица дуе гьеб ихтияр кьураб? – абун. 29 гьезие жавабалъе абуна: – Дицаги кьела нужее цо суал. Нужеца гьелъие жаваб кьуни, гьебмехалъ бицина дица нужеда лъица дие гьеб ихтияр кьурабали. 30 Лъадалъ ччун рахъун гьаризе ихтияр кисан щун зобалаздасанищ яги Кье дие жаваб. 31 Цоцазда гьоркьоб хабар ккана гьезул. «Зобалаздасан абуни, гьес нилъеда абилагури, гьедин батани, щайха нуж 32 абуни...» Гьедин абизеги, халкъалъукьа гьел, киназго авараглъун 33 Жидеда лъаларилан жаваб кьола гьез. гьездаги абула: – Дица нужедаги бицинаро лъил ихтияралдалъун гьаб гьабулеб бугебали.   12   ах ижараялъе кьун тарасул   1 Мисал бачун, гьезие гьадинаб хабар бицине байбихьана – Цо чияс, ахги гьабун, сверун чали къан буго, чагъир жаниб чаналъе гвендги бухъун буго, хъаравуласе борхатаб хъощги бан буго. Цинги ахихъабазухъе ижараялъе гьеб ахги кьун, гьев ун вуго. 2 барщараб мехалъ, гьес дол цо вуго жиндие кколеб босизе. 3 Доз кквезеги ккун гьев вухун вуго ва нахъе хъамун вуго. 4 Гьанже ахил цоги вуго. Гьесулги лъукъун буго, гьавун вуго. 5 Нахъеги вуго цоги Гьевги доз рехун вуго. цогидалги руго. Гьелги доз цоял рухун, цогидал руго. 6 Цинги гьесул вуго гьениве чи – гьесие вокьулев вас. Ахирги гьев вуго ахил жиндир гьабилародайилан абун. 7 Амма цоцазда абун буго: «Гьале гурищ ирсилав. гьав – ирсги нилъеего 8 Кквезеги ккун, гьез гьев, гьесул жаназаги ахикьа рехула. 9 Гьанже щиб гьабилеб дов ахил гьес гьел, ахги цогидазухъе ижараялъе кьела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Кратким апракосом являются такие древнейшие славянские рукописи, как глаголическое Ассеманиево евангелие (Vat.), кириллические Саввина книга (РГАДА, ф. 381, 14) и Остромирово евангелие 1056/1057 г. (РНБ, F.n.I.5). Архангельское евангелие конца 1092 г. (РГБ, М. 1666) списано, как кажется, с двух оригиналов – частью с краткого и частью с полного апракосов (Жуковская 1964). Из фрагментарно сохранившихся рукописей Евангелия X-XI вв. как краткий апракос может быть определено только Туровское евангелие (Ц БАН Литвы, ф. 19, собр. Виленской публичной б-ки, 1), тогда как Охридские глаголические листки (ОГНБ, 1/2), Куприяновские (Новгородские) листки (РНБ, Кп.1.58), Листки Ундольского (РГБ, Унд. 961) не могут быть с уверенностью отнесены к какому-либо виду апракоса, поскольку содержат пассажи, тождественно представленные в апракосах разного типа. Древнейшие полные апракосы относятся к XII в.: русские Мстиславово евангелие до 1117 г. (ГИМ, Син. 1203), Юрьевское евангелие, между 1119 и 1128 гг.: (ГИМ, Син. 1003), Добрилово евангелие 1164 г. (РГБ, Рум. 103), сербские Мирославово евангелие, между 1180 и 1190 гг. (РНБ, F.n.I.83), Вуканово (Волканово) евангелие около 1200 г. (РНБ, F.n.I.82), Болгарских рукописей полного апракоса известно всего две: Карпинское евангелие XIII в. (ГИМ, Хлуд. 28) и рукопись XIII в. из собрания БАН 24.4.25. При составлении каталога евангельских рукописей Л. П. Жуковской (1976) удалось охватить 500 единиц до начала XV в. Из 500 рукописей 50 приходится на краткие апракосы, 200 – на полные и 7 – на праздничные (см. § 6). § 5. Структура апостольского апракоса Структура второго новозаветного апракоса, построенного на материале Апостола, такова. В течение первого периода от Пасхи до Пятидесятницы читаются отрывки из Деяний. Второй и третий периоды объединены здесь в один, состоящий из 36 недель. В течение первых 9 недель по субботам и воскресеньям читается Послание к римлянам. В течение 10 следующих недель по субботам и воскресеньям читаются два Послания к коринфянам, причем 1 Кор. читается, как правило, в субботу, а 2 Кор. – в воскресенье. Затем с таким же чередованием субботних и воскресных чтений следуют Послания к галатам и к филиппийцам, к галатам и к ефессянам, к колоссянам и к евреям, к Тимофею и к Титу. Последовательность чтений в будние дни этих же 36 недель приблизительно такова: 1–6-я недели – Рим., 6–10-я недели – 1 Кор., 11–13-я недели – 2 Кор., 14–16-я недели – Гал., 16–18-я недели – Еф., 19–20-я недели – Флп., 20–22-я недели – Кол., 23–24-я недели – 1 Фес., 25-я неделя – 2 Фес., 26–27-я недели – 1 Тим., 27–28-я недели – 2 Тим., 28-я неделя – Тит., 29–30-я недели – Евр., 31–32-я недели – Иак., 33-я неделя – 1 Пет., 34-я неделя – 2 Пет., 34–35-я недели – 1 и 2 Ин., 36-я неделя – 3 Ин. и Иуда.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

Возможно, еще в 1265 г. князь попытался вступить в переговоры с Новгородом и Псковом. В этом году в Псков эмигрировало 300 литовцев. Первоначально, как отмечает летописец, «новгородци хотеша их исещи». Конфликт был улажен, т. к. за литовцев, решивших принять Православие, по приказу отца вступился псковский кн. Святослав Ярославич. Старший сын вел. кн. Владимирского и Тверского св. Ярослава (Афанасия) Ярославича не только не выдал новгородцам литовцев-язычников, но и вместе «с попы пльсковьскыми и съ пльсковичи» крестил литовцев в 1265 г. (ПСРЛ. Т. 3. С. 85). Летом 1266 г., после поражения в борьбе с Войшелком, из Нальшанской земли вместе с боярами и дружиной в 70 чел. на службу в Псков выехал Д. (его союзник из Дялтувы кн. Шюкшта эмигрировал в Ливонию). Князь был торжественно крещен в Православие в псковском Троицком соборе с именем в честь мч. Тимофея Палестинского (Газского). В 1266 г. Д. предпринял с 270 литов. и псковскими воинами удачный поход на Литву, в т. ч. на Нальшанскую землю и владения полоцкого кн. Герденя. В плен к Д. попали полоцкая княгиня и 2 княжича, один из них впосл. стал правосл. Тверским епископом (см. Андрей ). Войска Герденя и его союзников, отправившиеся в погоню за псковским князем, 18 июля были разбиты Д. Вел. князь Владимирский, во власти к-рого находилась Новгородская земля, был недоволен самостоятельной политикой нового псковского князя. Прибыв в 1266 г. в Новгород, Ярослав Ярославич решил отправиться в Псков, чтобы изгнать Д. Однако это намерение не осуществилось благодаря позиции новгородских бояр, увидевших в Д. потенциального защитника Сев.-Зап. Руси от крестоносцев и литовцев, а также от притязаний великокняжеской власти. Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.41) Вокняжение кн. Довмонта в Пскове. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1.Л.41) Зимой 1266/67 г. Д. совершил еще один удачный поход на Литву. В 1267 г. в результате совместного похода псковского и новгородского войска во главе с Д. и боярином Олферием Сбыславичем было нанесено новое поражение войскам полоцкого кн. Герденя, убитого в сражении. Археологические данные свидетельствуют, что в кон. 60-х - сер. 70-х гг. XIII в. Полоцк был захвачен и сожжен ( Штыхов Г. В. Древний Полоцк IX-XIII вв. Минск, 1975. С. 38-40, 49, 52, 53, табл. 1-2. С. 57). Разгром города мог стать результатом одного из походов Д. Отголосок событий, как Д. «до Пскова утекл, за князя от псковян ест обраный, за которых помочью Русь около Полоцка замку Полоцкого доставши, под свою моц подбил», сохранился в «Хронике Литовской и Жмойтской» и в «Хронике Быховца»; оба источника отмечают, что захват Полоцка Д. произошел при вел. кн. Литовском Тройдене, к-рый правил ок. 1270/72-1282 гг. (ПСРЛ. Т. 32. С. 32, 33, 135-136).

http://pravenc.ru/text/178701.html

6). Се же уведевъше людье, бещисла снидошася. И плакашася по немь боляре и акы заступника их земли, убозии акы заступника и кормителя 494 . Заголовок (по списку РНБ, F.I.903): «В той же день преставление благовернаго и христолюбиваго князя Феодора». Выявлены следующие списки: 1) БАН, 33.19.2. Пролог (л. 45 об. – 46 об.), 60–70-е годы XV в. Филиграни: Папа римский, сидящий на троне, – Брике, 7549 (1455– 1482 гг.); Буква P с перечеркнутой ножкой – Брике, 8567 (1464–1469 гг.). 2) РНБ, F.I.903. Пролог (л. 5–6), 80-е годы XV в. Филигрань: Буква P под четырехлепестковым цветком – Брике, 8623 (1484 г.). 3) Государственный архив Тверской области, ф. 1409, оп. 1, 913. Пролог (л. 34 об. – 35 об.), нач. XVI в. Филиграни: Розетка; Голова быка под крестом, обвитым змеей. 4) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 926 (1 ). Пролог (л. 38 об. – 40), 1-я четв. XVI в. Филигрань: Буква P с перечеркнутой ножкой – типа Брике, 8580 (1500 г.), а также бумага без филиграней. 5) РНБ, собр. А. А. Титова , 2164. Пролог (л. 31–32), 1-я четв. XVI в. Филиграни: Большая тиара, Медведь и др. 6) РГБ, ф. 194 (Собр. К. И. Невоструева ), 18. Пролог (л. 32 об. – 33 об.), 1-я четв. XVI в. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под розеткой – Брике, 12568 (1509–1513 гг.); Сердце под крестом – Брике, 4233 (1491–1513 гг.); Щит под короной с тремя лилиями – Брике, 1688 (1515 г.). 7) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 242. Пролог (л. 17– 1 8), 1-я четв. XVI в. Филигрань: Рука под 6-конечной звездой – Брике, 11197 (1510 г.). 8) РГБ, ф. 205 (Собр. Общества истории и древностей Российских), 345. Пролог (л. 51 об. – 53), 20-е годы XVI в. Филиграни: Рука в рукавчике под розеткой – Лихачев, 1505 (1522 г.); Буква P – Брике, 8536 (1519–1522 гг.); Щит под короной, на щите буква F-Лuxaчeb, 1540 (1527 г.). 9) РНБ, Софийское собр., 1329. Пролог (л. 40 об. – 41 об.), 20– 30-е годы XVI в. Филиграни: Буква P (два варианта) – Брике, 8536 (1519–1522 гг.), 8643 (1530–1531 гг.). Это тот самый список, который, по предположению (ошибочному) Н. И.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДИВНОГОРСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Воронежской и Борисоглебской епархии), в Лискинском р-не Воронежской обл., в 26 км к северо-востоку от г. Острогожска, на правом берегу р. Дон выше впадения в него р. Тихая Сосна. В просторечии меловые останцы в районе Д. м. и сам пещерный мон-рь назывались Дивье или Дивы. Основан в 1653 г. игум. Гурием с братией, согласно грамотам о пожаловании мон-рю хлебной руги от 20 сент. 1657 г. и о передаче сенных покосов на р. Тихая Сосна от 1700 и 1701 гг. ( Никольский. 1904. Вып. 5. С. 32-33). Но местное предание, бытовавшее с кон. XVII в., относило устроение пещерного мон-ря к более раннему периоду. В нач. XX в. историк П. В. Никольский писал, что «среди подвижников и простецов монахов и мирян упрочилось убеждение, что Дивногорские пещеры обязаны своим происхождением сицилийским выходцам» схимонахам Ксенофонту и Иоасафу, «спасавшимся от гонений язычников» ( Никольский. 1910. Вып. 9. С. 180-181). По преданию, схимонахи подвизались в Киеве с преподобными Антонием и Феодосием Киево-Печерскими. Возможность существования на месте Д. м. древней обители подтверждают лишь косвенные данные: упоминания в переписке Московских митрополитов Феогноста и Алексия (XIV в.) неких игуменов Червлёного Яра , на землях к-рого впосл. располагался Д. м. (АИ. 1841. Т. 1. С. 1-4). Дивногорский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г. Дивногорский в честь Успения Богородицы мон-рь. Фотография. 2004 г. Возможным свидетельством наличия монашеской жизни в XIV в. в районе Дивногорья является изображение неких пещер в меловом столпе на миниатюре из Лицевого летописного свода (70-е гг. XVI в.), иллюстрирующей «хожение» митр. Пимена в 1389 г. из Москвы в К-поль (см.: Бакланова. 1969. С. 126). Автор «хожения» оставил такое описание района Дивногорья: «Приплывахом к Тихой Сосне и видехом столпы камены белы, дивно же и красно стоят рядом, яко стози малы, белы же и светлы зело, над рекою над Сосною» (Пименово хожение в Царьград. 1984. С. 110). Возможно, под столпом автор сказания понимал башнеобразное жилище монаха-пустынника на миниатюре из Лицевого летописного свода, 70-е гг. XVI в. (2-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-2. Л. 259). Изображенные художником столпы на правом берегу Дона могли соответствовать меловым скалам с пещерами в урочище М. Дивы при Д. м. Столпы на рисунке имеют узкие двери, над одной из к-рых расположен киот для иконы (Там же). Посетивший Дивногорье в 1696 г. ген. Патрик Гордон считал, что пещеры у М. Див выкопаны при визант. имп. Андронике (см.: Богословский. 1940. Т. 1. С. 310). Неизвестно, кого из 5 императоров, носивших это имя, имел в виду автор, но все они жили в XII-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/171961.html

Образ П. воспроизведен на мн. композициях в составе иллюстраций Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Между л. 220 и 234 об., 280, 282 об., 299 об.; особая глава о П.: «О смирении и о терпении святого и о пришествии его во град Москву» - Л. 300-313 об.). На первых миниатюрах святитель изображен без нимба, далее, начиная с л. 223 об., где показана хиротония во Владимире архиеп. Новгородского Давида, представлен с нимбом. Следуя тексту летописи, иллюстрируются события, в к-рых участвовал митрополит: поставление П. в К-поле митрополитом Киевским и всея Руси, поездки в Киев, во Владимир, в Москву, Брянск, Золотую Орду, поставление епископов, закладка Успенского собора в Москве (и своего гроба), преставление и погребение П. (с исцелением 3 чел.). Как правило, П. показан в богослужебном облачении (саккос, омофор, митра или клобук с воскрилиями) или в архиерейской мантии и клобуке, внешность без индивидуальных признаков (округлая борода средней величины). В др. томах встречаются миниатюры с молением князей возле св. мощей П. (напр., в Голицынском томе - РНБ. F.IV.225. Л. 414, 974; во 2-м Остермановском томе - БАН. 31.7.30-2. Л. 32 об., 57 об. и др.), с исцелениями у его гроба и чудом о загоревшейся свече (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 432, 441, 451 об., 745 об. и др.), с обретением его мощей (Шумиловский том. РНБ. F.IV.232. Л. 38 об.- 47 об.; глава «О принесении мощей чудотворца Петра митрополита»), с перенесением мощей в 1479 г. (Там же. Л. 293-303 об., 308; глава «Принесение мощем в новую церковь Петра митрополита и прочих святитель», с видениями слепой инокине, вдовицам и пономарю во время нашествия Махмет-Гирея в 1521 г. (Там же. Л. 838 об.- 846 об.) и др. Изображения П. имеются также на миниатюрах лицевого троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ ОР. Ф. 304/III. 21. Л. 37 (видение матери П.), 39). После 1596 г. получили распространение иконы 3 святителей (изображены стоящими под образами Спаса Нерукотворного, Св.

http://pravenc.ru/text/2580092.html

На миниатюрах отражено участие К. в судьбе св. блгв. кн. Александра Невского: князь встречает митрополита по прибытии его в Новгород (РНБ. F.IV.233. Л. 996-996 об.); К. в числе др. архиереев молится о здравии болящего князя (Там же. Л. 997 об.); К. благословляет Александра Невского на хождение в Орду (РНБ. F.IV.225. Л. 378 об.). В сцене погребения блгв. Александра Невского в правой части миниатюры в интерьере Успенского собора во Владимире К. вкладывает прощальную грамоту в руку усопшего князя, к-рый «согбе ея сам, яко жив», что, согласно Житию, являлось его 1-м посмертным чудом (БАН. 31.7.30-1. Л. 32). Посвященный К. цикл миниатюр из Лицевого летописного свода завершается сценами преставления святителя в Переяславле Залесском, отпевания в присутствии князей и архиереев, погребения в соборе Св. Софии в Киеве (Там же. Л. 119-120). На житийной иконе блгв. Александра Невского кон. XVI - нач. XVII в., находящейся в приделе Входа Господня в Иерусалим собора Покрова на Рву (ГИМ), изображение К. помещено в клейме, посвященном чуду о прощальной грамоте. А. А. Климкова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ЕВФИМИЙ († после 1149), еп. Переяславский, свт. (пам. в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших, в Неделю 2-ю по Пятидесятнице - в Соборе всех святых, в земле Российской просиявших) ЕВФИМИЙ II Вяжицкий (нач. 80-х гг. XIV в. (?)-1458), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ИОНА (рубеж 80-х и 90-х гг. XIV в., - 1461) митр. Киевский и всея Руси, свт. (пам. 31 марта, 27 мая, 15 июня, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент. в Соборе Липецких свяхых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей)

http://pravenc.ru/text/1840359.html

Подытоживая настоящее исследование, нужно еще раз отметить, что при митрополите Киприане в русском богослужебном чине происходят существенные преобразования, обязанные своим происхождением тринитарной традиции афонского исихазма. Так, в эпиклезис вошел тропарь третьего часа, который был призван акцентировать особую роль Святого Духа, равно как и участие всей Святой Троицы в таинстве освящения Св. Даров. Главенство Святого Духа в таинстве Евхаристии подчеркивают слова священнического благословения в начале анафоры: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». В богословском сочинении свт. Филарета (Дроздова) «Рассуждение о времени преложения Св. Даров» (1847 г.) прямо указано, что «призывается Дух Святый, как совершитель пресуществления ». Эти литургические нововведения митрополита Киприана во многом предопределили все дальнейшее развитие иконографии Святой Троицы, неразрывно сопряженной с евхаристическим таинством. Хожение инока Зосимы/Под ред. Х.М. Лопарева.//ППС. Т. 8. Вып. 3. Кн. 24. СПб, 1889. Никольский Н.К. Послание архимандрита Печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила//ИОРЯС. Т. 8. Кн. 2. СПб, 1903. Сс. 65-68. Подробнее см.: Ульянов О.Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В.Т. Пашуто и IV А.А. Зимина. М., 2005. Сс. 268-271. БАН. 31.7.30. Л. 587. Рис. 1175. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1993. Т. V. С. 315. Прим. 249. Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//Православный Палестинский сборник. Спб., 1887. Вып. 3. Т. 4. С. 33. Григорович-Барский В. Первое посещение Святой Афонской Горы. СПб., 1884. Сс. 92-93. АИ. Т. 1. 253. Сс. 474-482; РИБ. Т. 6. Спб., 1880. 32. Стб. 243-270. Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Сс. 266-270. Об Иоанне-Иоасафе Кантакузине см.: Максимович Л.

http://pravoslavie.ru/2577.html

  а, а кхалхар   29 Цул Везачу Элан ялхо, Нунин кхелхира. Цуьнан итт шо дара. 30 Шен лаьттан декъа къилбаседехьа болчу Эпрайман лам лаьттачу Тамнат-Серахь йолчу иза. 31 Исраилан халкъо дийна волчу хенахь Везачу Элана йора. кхелхича, цул бисина, Везачу Эло исраилхошна дина дика гина болу къаной болчу хенахь а йора цара Везачу Элана 32 Шехемехь исраилхоша Мисар-махкара схьаеана Юсупан Уьш аре Шехеман да волчу Хьамуран Якъуба эцна яра, дато ахча а делла. Юсупан кхаьчна дара и лаьттан дакъа. 33 а кхелхира. Цуьнан Пайнехьасана Эпраман лам беллачу гу иза.       Куьйгалхой Мехкан куьйгалхой   Дешхьалхе   Мехкан куьйгалхой йолу тептар Исраилан халкъан историх долчу дийцарех дуьзна ду. Исраил-махкахь доцуш хиллачу заманах лаьцна ду и дийцарш: халкъ хенахь дуьйна, пачхьалкх хан «Мехкан куьйгалхой» йолчу турпалхойх лаьцна ду и дийцарш. Дукха хьолахь хьаькамаш бара и мехкан куьйгалхой. Уггар цхьаъ Шамшон вара. Цуьнан ду 13-чу коьрта дуьйна, 16-чу коьртана Цу тептаран коьрта хьехам иштта бу: Исраилан халкъан Далла тешаме хиларца доьзна ду. Ткъа массо а хенахь тешам боцуш хиларо бохамна иза. Цул сов, кхин цхьа хьехам а бу цу тептар халкъ Далла тешаме а ца хилла, бохам баьлча, Дела даим кийча хилла Шен халкъ иза, дохко а даьлла, Шена юхадирзича.   1   бо   1 кху дуьнен чуьра Исраилан халкъо Везачу Эле хаттар дира: «Тхуна хьалхаваьлла мила ваха веза бан?» – аьлла. 2 Везачу Эло царна жоп делира: тайпанах берш бу. Аса мохк церан кара 3 Шайн вежарий болчу тайпане дийхира тайпано: «Тхан вежарий! Кхаж баларна, вайна а латтанаш билгалдаьхна ду. Аша тхуна и латтанаш схьадаха а, цу болчу бан а дахь, оха а шуна дийр ду шун латтанаш схьадаха». Иштта тайпа а, 4 тайпа а цхьаьна цига. Везачу Эло царна дира а, перезахой а эшо. Безакх олучу итт эзар стаг вийра цара. 5 Безакхехь дуьхь-дуьхьал кхийтира уьш Адани-Безакхца, цигахь а, перезахой а эшийра цара. 6 Адани-Безакх ведда амма кхара, цунна а бевдда, иза схьа а лаьцна, цуьнан куьйгийн а, когийн а дехира. 7 Адани-Безакха элира: «Аса кхузткъе итт паччахьан куьйган а, когийн а цара сан шуьнна гонахара цуьргаш лехьийна. Дала соьца а и Адани-Безакх Ярушалайме циггахь цуьнан кхалхар а хилла.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010