Судьба мощей Д. С. после Октябрьской революции 1917 г. неизвестна. В частности, в публикации, освещающей результаты вскрытия 17 февр. 1919 г. гробницы св. кн. Святослава Всеволодовича, о мощах Д. С. ничего не сообщается (Отчет VIII (ликвидационного) отдела Народ. комиссариата юстиции VIII Всерос. съезду советов: Мощи//РиЦ. 1920. 9/12. С. 75). Гробницы Д. С. и кн. Святослава в Георгиевском соборе Юрьева-Польского не сохранились. Почитание Д. С. возобновилось в кон. XX в. Его имя включено в Собор Владимирских святых (праздн. установлено в 1982). Не позднее XVII в. память Д. С. 3(16) февр. начала праздноваться в Юрьеве-Польском. Иконография Изображения Д. С. в виде средовека встречаются на нек-рых миниатюрах из Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в.: в рассказе о совместном походе на Новгород с блгв. вел. кн. Александром Невским, пострижение в схиму и преставление Д. С. (1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 5 об., 53). Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 450, 469, 472, 474, 521, 525; Т. 4. Ч. 1. С. 221, 236, 475; Т. 6. Вып. 1. Стб. 298, 348; Т. 10. С. 137, 147; Т. 23. С. 87-88; Т. 25. С. 129, 141, 148; Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 323, 325, 329-330; Правосл. церк. календарь, 2000 г.: Владимирская епархия. СПб., 1999. С. V; ПЦК, 2002 г. М., 2001. С. 76. Лит.: Барсуков. Источники агиографии. Стб. 162-163; Описание о российских святых. С. 213; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 166-167, 174; Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1889. Т. 1. С. 23-24, 35, 285. 1891. Т. 2. С. 156, 257-259, 449; Голубинский. Канонизация святых. С. 322; Знаменский А. Г. , прот. Георгиевский собор 1152-1234 гг. в г. Юрьеве-Польском Владимирской губ.: Реставрация его и построение нового соборного храма. Юрьев-Польской, 1907. С. 4, 11; Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 19-26; Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 109, 137, 175, 178; Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 112; Житие св. блгв. кн. Святослава III Всеволодовича и сына его блгв. кн. Димитрия Святославовича, Юрьевских чудотворцев//Вестник Ополья: Газ. Юрьев-Польской, 1998. 3 февр. С. 3; Маштафаров А. В. Вкладная кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря г. Юрьева-Польского XVI - 1-й четв. XVII вв.//RM. 2001. T. 10. Fasc. 1. S. 224-225; Минин С. , свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 129.

http://pravenc.ru/text/178227.html

в Суздале был обнаружен и перенесен в Москву реликварий со святынями, привезенными из К-поля на Русь свт. Дионисием Суздальским в 1382 г. (ПСРЛ. Т. 25. С. 210-211, 231). Возможно, ко времени управления Е. Суздальской епархией относится установление местного почитания безымянных Засурских трех преподобных , мощи к-рых были помещены среди др. святынь в мощевиках 1410 и 1414 гг. суздальско-нижегородских князей - потомков Бориса Константиновича (см. в ст.: Даниил Борисович ). При жизни Е., 9 сент. 1406 г., митр. Киприан поставил Суздальским епископом Митрофана (ПСРЛ. Т. 18. С. 151; Т. 25. С. 234). Источники умалчивают, когда и в силу каких обстоятельств Е. покинул кафедру. Во 2-м Остермановском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. содержатся миниатюры с изображением Е., который в числе др. епископов провожает митр. Пимена в паломничество в Царьград, присутствует при встрече в Москве свт. Киприана, митрополит утверждает Е. на епископство в Суздале (БАН. 31. 7.30-2. Л. 255, 350 об.- 352 об.). Ист.: ПСРЛ. Т. 8. С. 50, 60, 69, 81; Т. 11. С. 90, 95, 122, 185, 198; Т. 15. Вып. 1. Стб. 152, 158; Т. 18. С. 136, 139-140, 154; Т. 20. С. 210; Т. 23. С. 132; Т. 24. С. 156, 158, 165; Т. 25. С. 212, 218, 226, 236; РИБ. Т. 6. Прил. 34. Стб. 229-230; 41. Стб. 277-282; 42. Стб. 287-290. Лит.: Диев М. Я. Суздальская иерархия/Публ., предисл.: А. А. Титов. М., 1892. С. 40-41. (Мат-лы по истории Рус. Церкви; 4); Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 57, 74-75; Голубинский. История РЦ. М., 1997р. Т. 3. С. 301, 319-321; Соколов П., свящ. Рус. архиерей из Византии и право его назначения до нач. XV в. К., 1913. С. 548; Медведев И. П. Ревизия визант. документов на Руси в кон. XIV в.//ВИД. 1976. Т. 7. С. 289-297; Мейендорф И., протопр. Византия и Моск. Русь: Очерки по истории церк. и культурных связей в XIV в.// Он же. История Церкви и восточнохристианская мистика. М., 2000. С. 499, 501, 512. Примеч. 55. Д. Ю. Кривцов Рубрики: Ключевые слова: ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/187858.html

Обвинению Е. в ереси нет серьезных подтверждений. Против подобного обвинения свидетельствует упоминание архиерея в летописном тексте об обновлении тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Е. отмечен в ряду других епископов, служивших здесь, причем в редакции Рогожского летописца и Симеоновской летописи Е. назван «преподобным епископом» (общий источник 2 данных летописей связан с Тверью). Поминание Е. имеется в синодике Спасо-Преображенского собора 2-й пол. XVII в. (РГБ. Ф. 178. Муз. 9465. Л. 33). Можно считать, что причиной смещения архиерея была его ссора с тверским правителем. Оставив в 1387 г. кафедру, Е., по-видимому, не примирился с вел. кн. Михаилом, стремившимся к поставлению в Тверь др. епископа; возможно, Е. предпринимал попытки настроить часть духовенства в свою пользу («мятеж церковный»). После суда в июле 1390 г. свт. Киприан забрал Е. в Москву. Здесь через год бывш. Тверской архиерей скончался и был похоронен за алтарем собора в Чудовом мон-ре. В связи с этим Тверской летописный сборник отметил, что низверженный епископ умер «в истоме от митрополита» (ПСРЛ. Т. 15. Стб. 446). Иконография Изображения Е. в архиерейском облачении (фелони, омофоре и митре или архиерейской мантии и черном клобуке) имеются в Лицевом летописном своде 70-х гг. XVI в. в 1-м Остермановском томе, в частности в композициях: св. Алексий, митр. Московский, поставляет Е. епископом в Твери; вел. кн. св. Михаил Александрович Тверской посылает Е. с боярами на переговоры с вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем для заключения мира; Е. в Крестовоздвиженском соборе Твери крестит кнж. Марию (Микловсу), дочь Литовского вел. кн. Кейстута; на следующий день Е. венчает в соборе Спаса кн. Ивана Михайловича и кнж. Марию (БАН. 31.7.30-1. Л. 660, 679, 690 об.- 691). Е. также представлен в Соборе архиереев, хиротонисанных свт. Алексием (Там же. Л. 749-749 об.). Ист.: ПСРЛ. Т. 11. С. 21, 23-24, 33, 90, 124-127, 174; Т. 15. Стб. 434-435, 444-446; Т. 15. Вып. 1. Стб. 105, 112-113, 159-161, 166; Т. 18. С. 116, 140-141, 144; Т. 23. С. 119, 132; Т. 25. С. 191, 219; Т. 28. С. 78, 86, 240, 250; Житие свт. Арсения, епископа Тверского// Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской литературы XIV-XV в. М., 2007. С. 333-372; см. также: С. 110-133.

http://pravenc.ru/text/187704.html

Строительство каменного Кремля при кн. Димитрии Донском. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 579 об.) Строительство каменного Кремля при кн. Димитрии Донском. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-1. Л. 579 об.) Начиная борьбу с Ордой и со все более усиливавшейся Литвой, московский кн. Димитрий Иоаннович после очередного крупного пожара решает вновь перестроить кремлевскую крепость, но уже не используя дерево, и в 1367-1368 гг. были возведены стены и башни из белого камня (Там же. Т. 8. С. 14; Т. 11. С. 8; Т. 15. Вып. 1. Стб. 84; Т. 18. С. 106; Т. 20. Ч. 1. С. 191; Т. 23. С. 114; Т. 24. С. 124; Т. 28. С. 75, 236). Юж. участок новой стены протянулся вдоль берега Москвы-реки, а не по бровке холма, как было прежде. Крепость успешно выдержала нападения в 1368 и 1370 гг. литов. кн. Ольгерда. Однако хану Тохтамышу, подошедшему к Москве в 1382 г., удалось обманом захватить и сжечь город. Кремль подвергся опустошению: «А церкви сборныя разграбиша, и олтаря святая мста попраша, и кресты честныя и иконы чудныя одраша, украшеныя златомъ и сребромъ и женчюгомъ и kaмehieмъ драгимъ, и пелены златомъ шитыя и женчюгомъ саженыя ободраша, и съ святыхъ иконъ кузнь содраша, и святыя иконы попраша, и съсуды святыя церковныя, служебныя и священныя, златокованыя и серебряныя многоцнныя поимаша, и ризы поповьския многоцнныя расхитиша; и книгъ множество снесено со всего града и изъ селъ, въ сборныхъ церквахъ многое множество наметано, cъxpahehiя ради спроважено, то все безвстно сътвориша…» (Там же. Т. 6. С. 101). При кн. Димитрии Донском и его преемниках в Кремле появились новые монашеские обители. Под 1365 г. в ряде летописей сообщается о закладке свт. Алексием, митр. Московским, каменной ц. в честь Чуда арх. Михаила в Хонех (Там же. Т. 8. С. 13; Т. 11. С. 4; Т. 15. Вып. 1. Стб. 79; Т. 18. С. 103; Т. 20. Ч. 1. С. 191; Т. 23. С. 113; Т. 24. С. 123; Т. 25. С. 182; Т. 28. С. 74, 236). В течение этого года она была построена и освящена, а позднее, по-видимому, и расписана (Там же.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

(когда сгорела настоятельская келья) старая трапезная палата с Алексиевской ц. были заменены новыми, заложенными в 1483 г. архим. Геннадием (Гонзовым) (ПСРЛ. Т. 25. С. 304, 309, 330). При возведении в 1680-1686 гг., при архим. Адриане, 2-этажной трапезной палаты примыкавшую к ней Алексиевскую ц. объединили с располагавшейся к северу ц. Благовещения, мощи свт. Алексия поместили под аркой, находившейся между храмами. В состав единого комплекса вошла также ц. ап. Андрея Первозванного. Помимо этих строений в XVII-XIX вв. в мон-ре существовали и др. храмы. По периметру монастырской территории были расположены колокольня, братские кельи, архиерейские покои, больничные палаты и хозяйственные службы. Чудов мон-рь являлся крупным духовным центром. Со времен Иоанна Грозного здесь крестили царских детей. На монастырском кладбище были погребены не только насельники обители, но и миряне - мн. представители старинных боярских родов ( Забелин. 1905. С. 283-308; Воронов. 2009. С. 27-55). Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Постриг вел. кнг. Евдокии в Вознесенском мон-ре. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 628 об.) Возникновение Вознесенского мон-ря (см. ст.: Московский в честь Вознесения Господня женский монастырь ) датируют в пределах посл. десятилетий XIV - нач. XV в. Монастырский комплекс располагался к востоку от Чудова мон-ря близ Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля. Основательницей кремлевской жен. обители традиционно считается вел. кнг. Евдокия Димитриевна (в иночестве Евфросиния), вдова вел. кн. Димитрия Иоанновича Донского, к-рая весной 1407 г. заложила «церковь камену святого Bъзhecehia внутри города»; 7 июня (июля) того же года княгиня скончалась и «положена бысть в монастыри въ церкви Bъзhecehia, юже сама заложи» (ПСРЛ. Т. 8. С. 81; Т. 11. С. 198; Т. 18. С. 154; Т. 20. Ч. 1. С. 223; Т. 23. С. 141; Т. 24. С. 173; Т. 25. С. 236; Т.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261, Владимир-на-Клязьме (?) - 5.03.1303, Москва), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), 4-й, младший, сын св. кн. Александра Ярославича Невского . Небесным покровителем Д. А. был изображенный на его печати прп. Даниил Столпник . После смерти отца Д. А. получил в удел Москву, но поскольку к тому времени ему было ок. 3 лет, его взял под опеку дядя - вел. кн. Владимирский Ярослав (Афанасий) Ярославич , тиуны к-рого управляли Московским княжеством 7 лет (1264-1271). Рождение св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XV в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 24 об.) Рождение св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XV в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 24 об.) К нач. 80-х гг. XIII в. относятся первые сведения о том, что Д. А. стал принимать активное участие в политической жизни Сев.-Вост. Руси. На 80-90-е гг. XIII в. пришлось обострение борьбы за владимирский великокняжеский стол между сыновьями Александра Невского - св. кн. Димитрием Александровичем , к-рый опирался на поддержку могущественного правителя зап. улусов Орды темника Ногая, и Андреем Александровичем, искавшим помощи у ханов, сидевших в Сарае. Андрею, к-рого поддерживал также ряд рус. князей, удалось к нач. 1282 г. отнять великокняжеский стол у старшего брата. В это время Д. А. выступал на стороне кн. Андрея. В 1282 г. вместе с тверским кн. Святославом Ярославичем и новгородцами Д. А. участвовал в походе на Переяславль - центр удельного княжества Димитрия, войска к-рого встретили противников у Дмитрова. После 5-дневного стояния и переговоров был заключен мир. С этого времени можно говорить о сближении Д. А. с кн. Димитрием Александровичем и тверским кн. св. Михаилом Ярославичем . В 1285 г. в отражении нападения литовцев на владения Тверского еп. Симеона участвовали не только тверские, но и московские войска. По предположению А. Н. Насонова ( Насонов. 20022. С. 273), когда в 1285 г. кн. Андрей вновь попытался отнять великокняжеский стол у Димитрия, Д. А. вместе с тверским кн. Михаилом выступил на стороне вел. кн. Димитрия. Совместно они прогнали войско «царевича», к-рого привел из Сарая кн. Андрей (в летописях говорится о том, что «Дмитрии, съчтася с братьею, царевича прогна, а бояры Андреевы изыма»; см., напр.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). Когда в 1289 г. Михаил Ярославич «не въсхоте... покоритися» Димитрию Александровичу, Д. А. выступил на стороне вел. князя, с к-рым у него теперь установились особенно тесные связи. Вместе с др. князьями Д. А. участвовал в походе вел. князя на Тверь, закончившемся осадой Кашина и заключением мира.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАНИИЛ († нач. 1363, Суздаль), еп. Суздальский. 2 марта 1330 г. на Соборе в Суздале, в к-ром участвовали митр. Феогност , Ростовский еп. Антоний , Сарайский еп. Софония и Рязанский еп. Григорий , из 3 кандидатов на Суздальскую кафедру был выбран иером. Д., хиротонисанный во епископа. В том же месяце, уже будучи епископом, Д. присутствовал на Соборе в Твери. Здесь вместе с митр. Феогностом и Ростовским еп. Антонием Д. совершил хиротонию иером. Феодора I во епископа Тверского. Преставление Даниила еп. Суздальского, и Афанасия, еп. Владимира Волынского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 - 1. Л. 534 об.) Преставление Даниила еп. Суздальского, и Афанасия, еп. Владимира Волынского. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30 - 1. Л. 534 об.) По-видимому, в 1347 г. Д. был удален с кафедры по повелению митр. Феогноста, поскольку в этом году Суздальским епископом был поставлен Нафанаил. Летописи не сообщают о причинах смещения Д. («отлучен... бе некыя ради вины» - ПСРЛ. Т. 25. С. 178; см. также: Т. 23. С. 110; Т. 24. С. 120). Очевидно, эта «вина» была достаточно серьезной, ибо имя Д. в отличие от имен др. Суздальских епископов XIV в. отсутствует в митрополичьем синодике Успенского собора Московского Кремля (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 436). В. Н. Татищев причиной смещения Д. называет конфликт с суздальским князем (историк называет князя Александром, однако Александр Васильевич скончался в 1332; по-видимому, речь должна идти о Константине Васильевиче, княжившем в Суздале до 1355). Д., «хотя более сел имети», требовал их от князя, к-рый не «даде ему». Тогда архиерей «начат бояр его запрещати и в церковь не пусчати, и за то отлучи его митрополит». Спустя нек-рое время в ответ на просьбу князя митр. Феогност восстановил Д. на кафедре ( Татищев. С. 104). Такое же объяснение удаления Д. приводит С. М. Соловьёв . Весной 1351 г., спустя некоторое время после смерти еп. Нафанаила, митр. Феогност вновь благословил Д. на епископство в Суздале. Д. «прият древнии свои сан, и просветися святительством, и служил обедню, пръвое литургисалъ на средокрестнои недели в четверток» (ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 60).

http://pravenc.ru/text/171232.html

Деятельность И. Д. по строительству и украшению храмов составила сюжеты мн. миниатюр. Так, проиллюстрированы «Совет о строительстве каменной церкви во имя Богородицы» (Л. 310); основание И. Д. мон-ря с ц. Преображения Господня «близ сущу своего двора» по благословению митр. Феогноста (Л. 341 об.); посещение И. Д. основанного им мон-ря (Л. 342); украшение И. Д. монастырской церкви «святыми и честными иконами, и святыми книгами, и священными сосуды» (Л. 342 об.; И. Д. со свитой показан на фоне царских врат, прикрытых завесой, за к-рой видна часть престола, его руки простерты в сторону монахов во главе с архимандритом); закладка ц. арх. Михаила «внутрь града» (Л. 352 об.). В сцене преставления И. Д. изображен в схимнической одежде (Л. 381). Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.) Освящение Успенского собора Москов-ского Кремля. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30–1. Л. 320 об.) Образ И. Д. включался в композиции, представляющие генеалогическое древо великих князей и государей Российских, напр. в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского мон-ря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей рос., изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV) и в стенописи центрального свода парадных сеней в здании Исторического музея в Москве (1883, артель Ф. Г. Торопова, общий вид росписи свода см.: Гос. Ист. музей. 2006. С. 24). На миниатюре из синодика, созданного царевной Татианой Михайловной для Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря (1676-1682, ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), по сторонам кроны древа в центре миниатюры расположены фигуры князей и царей. И. Д. представлен слева, 7-м снизу (его имя указано на левом поле листа), между своим дедом блгв. кн. Александром Невским и своим внуком блгв. вел. кн. Димитрием Донским. И. Д. изображен вполоборота, в схимническом облачении, с куколем на голове. Его руки подняты к равноап. кн. Владимиру, который показан вверху в визант. имп. венце (см.: Самойлова. 2004. С. 162; Гос. Ист. музей. 2006. С. 163. Ил. 36). Аналогичная композиция представлена на ростовской эмали кон. XIX в. (мастерская Виноградова, ГМЗРК). И. Д. изображен справа, по левую руку от равноап. кн. Владимира, 5-м сверху; представлен в схиме, руки в молитвенном жесте вытянуты вперед.

http://pravenc.ru/text/469776.html

Подытоживая настоящее исследование, нужно еще раз отметить, что при митрополите Киприане в русском богослужебном чине происходят существенные преобразования, обязанные своим происхождением тринитарной традиции афонского исихазма. Так, в эпиклезис вошел тропарь третьего часа, который был призван акцентировать особую роль Святого Духа, равно как и участие всей Святой Троицы в таинстве освящения Св. Даров. Главенство Святого Духа в таинстве Евхаристии подчеркивают слова священнического благословения в начале анафоры: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа и любы Бога и Отца и причастие Святаго Духа буди со всеми вами». В богословском сочинении свт. Филарета (Дроздова) «Рассуждение о времени преложения Св. Даров» (1847 г.) прямо указано, что «призывается Дух Святый, как совершитель пресуществления ». Эти литургические нововведения митрополита Киприана во многом предопределили все дальнейшее развитие иконографии Святой Троицы, неразрывно сопряженной с евхаристическим таинством. Хожение инока Зосимы/Под ред. Х.М. Лопарева.//ППС. Т. 8. Вып. 3. Кн. 24. СПб, 1889. Никольский Н.К. Послание архимандрита Печерского Досифея священно(иноку) Пахомию о святогорском уставе иноческого келейного правила//ИОРЯС. Т. 8. Кн. 2. СПб, 1903. Сс. 65-68. Подробнее см.: Ульянов О.Г. Была ли литургическая реформа при митрополите Алексии в Русской Православной Церкви//Восточная Европа в древности и средневековье. Проблемы источниковедения. XVII Чтения памяти В.Т. Пашуто и IV А.А. Зимина. М., 2005. Сс. 268-271. БАН. 31.7.30. Л. 587. Рис. 1175. Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1993. Т. V. С. 315. Прим. 249. Хождение Игнатия Смольнянина/Под ред. С. В. Арсеньева//Православный Палестинский сборник. Спб., 1887. Вып. 3. Т. 4. С. 33. Григорович-Барский В. Первое посещение Святой Афонской Горы. СПб., 1884. Сс. 92-93. АИ. Т. 1. 253. Сс. 474-482; РИБ. Т. 6. Спб., 1880. 32. Стб. 243-270. Сырку П.А. К истории исправления книг в Болгарии в XIV в. СПб., 1898. Сс. 266-270. Об Иоанне-Иоасафе Кантакузине см.: Максимович Л.

http://pravoslavie.ru/2577.html

Варфоломей испрашивает у родителей благословения на монашество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 2-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-2. Л. 385 об.) Варфоломей испрашивает у родителей благословения на монашество. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 2-й Остермановский том. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31. 7. 30-2. Л. 385 об.) Одной из наиболее полных по количеству сюжетов, связанных с К. и М., является икона прп. Сергия Радонежского с 24 клеймами жития и сюжетами Сказания о Мамаевом побоище кон. XVI - нач. XVII в. с дополнениями ок. 1680 г.и после 1684 г. (происходит из ц. Св. Троицы в Ярославле, ЯХМ; см.: Иконы Ярославля XIII - сер. XVII в.: Шедевры древнерус. живописи в музеях Ярославля/ЯХМ, ЯИАМЗ. М., 2009. Т. 1. С. 500-517. Кат. 95). Так, здесь проиллюстрирован редкий сюжет - отказ Варфоломея в постные дни от молока матери. За столом напротив друг друга сидят К. и М., младенец на руках у матери отворачивается от груди. В сцене крещения в отличие от др. изображений младенца держит М. Чудесное воздержание младенца показано также на житийных иконах с 14 клеймами нач. XVII в. из Музея икон в Рекклингхаузене ( Хауштайн-Барч Е., Бенчев И. Музей икон в Реклингхаузене, Германия. М., 2008. С. 286-287. 308) и с 24 клеймами 1-й пол. XVII в. из придела прп. Сергия Радонежского ц. Св. Троицы череповецкого Воскресенского мон-ря (ЧерМО; см.: Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009. С. 98-99, 227-228. Кат. 42. Ил. 43). Житийный цикл из 22 клейм на иконе 1-й пол. XVII в. (средник - 3-я четв. XVII в., Покровский собор при Рогожском кладбище в Москве; см.: Древности и духовные святыни старообрядчества. М., 2005. С. 96-97. Кат. 58) начинается с изображения чуда прп. Сергия до его рождения - троекратного возглашения младенца в утробе матери во время литургии. На этой иконе К. и М. в большинстве клейм написаны с нимбами. На московской иконе с 20 клеймами сер. XVII в. (собрание К. В. Воронина) добавлен сюжет «Обучение Варфоломея грамоте»: К. и М. одеты одинаково - в зеленые туники и красные плащи. На иконе с 36 клеймами нач. XVIII в. (собрание А. Д. Липницкого; см.: Иконы из частных собр. М., 2004. С. 85, 212-213. Кат. 54) в сцене переселения в Радонеж К. и М. изображены верхом на конях. В состав клейм введен новый сюжет - преставление К. (без М.) с традиц. композицией погребения преподобных: в центре стоит гроб с телом К. в монашеской одежде, вокруг - родственники и близкие.

http://pravenc.ru/text/Кирилл и ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010