Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Баня-Лукская епархия [серб. enapxuja] Сербской Православной Церкви (СПЦ). В 1900 г. с центром в г. Баня-Лука была создана Баня-Лукско-Бихачская епархия из Дабро-Босанской митрополии. Епархия охватывала сев.-зап. часть Боснии, будучи самой крупной в Боснии и Герцеговине. Находилась в юрисдикции К-польской Патриархии. Первым архиереем образованной епархии стал митр. Евгений (Летица ; 1900-1907), затем кафедру занял митр. Василий (Попович ; 1908-1938). На территории епархии действовали свыше 200 церквей и часовен, мон-ри Гомионица , Моштаница , Липле и др. В 1925 г. Баня-Лукско-Бихачская епархия (перешедшая в юрисдикцию СПЦ) была разделена на Б.-Л. е. и Бихачскую епархию. Б.-Л. е. упоминается в новом уставе СПЦ от 3 сент. 1931 г. (вступил в силу 24 нояб. 1931). С 1939 г. кафедру возглавил сщмч. еп. Платон (Йованович) , замученный националистами-усташами хорват. По данным Церковного календаря Сербской Патриархии за 1941 г., в Б.-Л. е. накануне войны было 167 правосл. храмов, 103 церковные общины, 102 прихода и 2 действующих мон-ря (Гомионица и Моштаница). Численность епархиального духовенства составляла 34 протоиерея, 1 протосинкелл, 71 иерей, 6 иеромонахов. Правосл. паства насчитывала 424075 чел. После оккупации Югославии нем. войсками в 1940 г. Б.-Л. е. оказалась на территории образованного 12 апр. 1941 г. независимого гос-ва Хорватия, в к-ром СПЦ подвергалась жестоким гонениям. За время второй мировой войны в епархии разрушены 64 правосл. храма и 1 мон-рь, 34 приходских дома, уничтожено 94 церковных архива, серьезно повреждены 21 храм и 3 мон-ря. По данным Архиерейского Синода СПЦ на 1945 г., в епархии убито более 100 тыс. правосл. сербов, погибло 14 священников. После окончания второй мировой войны епархиальными епископами были: Василий (Костич ; 1947-1961), во время управления к-рого епархии передали, согласно решениям Архиерейского Собора (1948), неск. районов, входивших в Горнокарловацкую епархию; Андрей (Фрушич ; 1961-1980); Ефрем (Милутинович) . В результате военных действий 1991-1995 гг. в епархии уничтожено 2 правосл. храма, 3 повреждены, сожжено 2 приходских дома. По сведениям на 1997 г. было 7 наместничеств, 98 приходов, 78 священников, 5 мон-рей с 23 насельниками.

http://pravenc.ru/text/77502.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВГЕНИЙ (Летица Эмануило; 1858, Плашки, ныне Хорватия - 3.10.1933, Суня, там же), митр. Дабро-Босанский (СПЦ). Учился в начальной школе в г. Огулин. По окончании гимназии в Сремски-Карловци изучал право в Вене, Граце и Загребе. Сдал гос. экзамены и работал юристом в г. Сремска-Митровица, потом судьей в Сараеве. В 1892 г. оставил гос. службу, переехал в Загреб и работал референтом по юридическим вопросам в Ипотечном банке. В том же году ушел с работы и поступил в семинарию в Сремски-Карловци, к-рую окончил в 1895 г. Вскоре принял монашеский постриг в монастыре Кувеждин и был назначен 2-м делопроизводителем Соборного совета Карловацкой митрополии. 9 июля 1895 г. патриархом Сербским Георгием (Бранковичем) рукоположен во диакона. 3 нояб. того же года назначен делопроизводителем управления Темишварской епархии, составил описание епархии ( Ebrehuje (Летица), еп. Први шематизам Српске православне enapxuje Темишварске: за годину 1897. Сремски-Карловци, 1897). В кон. 1895 г. еп. Темишварским Никанором (Поповичем) произведен в протодиаконы, 18 апр. 1898 г. еп. Будимским Лукианом (Богдановичем , буд. Патриарх Сербский) рукоположен во иерея, в 1899 г. произведен в протосинкеллы, а 24 июля 1900 г. возведен в сан архимандрита. 11/24 авг. 1900 г. по ходатайству Синода К-польской Патриархии был назначен австр. двором на кафедру новоучрежденной Баня-Лукско-Бихачской епархии (см. ст. Баня-Лукская епархия ). 30 дек. 1900 г. в г. Баня-Лука хиротонисан во епископа при участии митрополитов Дабро-Босанского Николая (Мандича) , Захумско-Герцеговинского Серафима (Перовича) и Зворникско-Тузланского Григория (Живковича) . В новой епархии, к-рая в тот период включала 13 округов (протопресвитериатов), 134 прихода и насчитывала более 280 тыс. правосл. верующих, учредил консисторию, которая начала работу 23 сент. 1901 г. За 7 лет управления епархией посетил более 100 церквей. Во время визитаций требовал от священников однообразия совершения таинств и обрядов, проверял уровень знания Закона Божия у учащихся церковных школ.

http://pravenc.ru/text/186983.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ (Мандич Петар; 5.08. 1840, с. Грачац, близ г. Задар (ныне в Хорватии) - 2.08.1907, г. Опатия, обл. Истрия (ныне в Хорватии), митр. Дабро-Босанский. Род. в семье свящ. Николая и Софии (из известной семьи Будисавлевич), к-рые имели 7 детей, в т. ч. сына Тому (1827-1906), ставшего священником. Племянником Н. был выдающийся серб. физик Никола Тесла (1856-1943), сын его старшей сестры, Георгины (1822-1892). После завершения начальной (немецкой) школы Петар поступил в семинарию в Плашки. 15 дек. 1863 г. рукоположен во диакона, 18 дек.- во иерея и назначен в приход в г. Карловац. Одновременно преподавал в семинарии и служил в приходе в Плашки. В 1879 г. возведен в сан протоиерея. После смерти жены и 3 детей, 13 мая 1891 г. принял монашеский постриг в мон-ре Гомирье , 14 окт. того же года возведен в сан архимандрита. Синодом К-польского Патриархата 14 мая 1892 г. избран епископом Зворникско-Тузланским (см. Зворникско-Тузланская епархия). Епископская хиротония состоялась 12 июля 1892 г. в г. Тузла. Н. освятил много новых храмов и приходских домов, ввел в приходах ведение метрических книг и др. документов, уделял внимание регистрации браков и преподаванию Закона Божия. Его действия способствовали реформированию устройства епархии. 7 нояб. 1896 г. назначен на Сараевскую кафедру (см. ст. Дабро-Босанская епархия ); оставался администратором Зворникско-Тузланской епархии до 29 апр. 1897 г. Для улучшения управления Дабро-Босанской епархией он выделил из ее состава Баня-Лукско-Бихачскую епархию (см. Баня-Лукская епархия ). Благодаря многолетним усилиям Н. летом 1905 г. была утверждена церковно-образовательная автономия правосл. Церкви в Боснии и Герцеговине (см. ст. Босния и Герцеговина ). Первоначально был похоронен на кладбище в Кошево (близ Сараево), но после разорения этого кладбища его останки были перезахоронены в кафедральном соборе в Сараево. Лит.: Д. Р. Hukoлaj српско-православни митрополит дабро-босански: [Некр.]//Српски Сион. Сремски Карловци, 1907. Год. 17. С. 472-473; Ucmopuja. 2; Српски jepapcu. С. 374. Иером. Игнатий (Шестаков) Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/2565992.html

Его преемник митр. Николай (Мандич ; 1896-1907) добился епархиальной церковно-школьной автономии, освятил много новых церквей. В 1900 г. из состава Д.-Б. е. была выделена как самостоятельная Баня-Лукско-Бихачская епархия (см. ст. Баня-Лукская епархия ). В епархии осталось 78 приходов. В апр. 1906 г. было введено новое деление Д.-Б. е. на 6 протопресвитерств: Сараевское, Варцар-Вакуфское и Герзовское, Вишеградско-Рогатицкое, Ливнско-Гламочское, Сребреницко-Власеницкое, Травникско-Бугойнское. С 1908 по 1920 г. Д.-Б. е. управлял митр. Евгений (Летица) . Во время первой мировой войны нек-рые представители духовенства подверглись арестам, несколько было убито. В 1920 г. Д.-Б. е. вошла в состав объединенной СПЦ. В нач. 20-х гг. ХХ в. Д.-Б. е. окормляла 168 375 чел., имела 2 протопресвитерства (Сараевское и Травникское), 5 наместничеств (Бугойнское, Варцар-Вакуфское, Вишеградское, Ливнско-Гламочское, Рогатицкое), 64 прихода, 56 церквей, 61 священника. Действующих мон-рей не было, на подворье (метох) в Иерусалиме подвизался один монах. В 1917 г. Духовная семинария переехала из Релева в Сараево, в 1920 г. было введено 5-летнее обучение, в 1928 г.- 6-летнее. С 1882 г. до закрытия в 1941 г. ее окончили 860 чел., в т. ч. неск. буд. иерархов СПЦ, напр. буд. Сербский Патриарх Павел (Стойчевич) . При сщмч. митр. Петре (Зимониче ; 1920-1941) было построено неск. церквей, в т. ч. Преображенский собор в Сараеве, к-рый 8 сент. 1940 г. торжественно освятил Патриарх Гавриил V (Дожич) . Митр. Петр рукоположил ок. 40 священнослужителей, основал фонд поддержки престарелых и больных священников. Действовали епархиальные детские дом и сад, просветительское братство св. Саввы. В 1935 г. Д.-Б. е. делилась на 6 наместничеств (Сараевское, Гораждское, Плевлянское, Приепольское, Рогатицкое, Травникское), имела 81 церковь и часовню, 72 священника, 5 мон-рей, 11 монахов. Во время второй мировой войны духовенство Д.-Б. е. подверглось гонениям со стороны властей Независимого гос-ва Хорватия. Митр. Петру советовали покинуть Сараево, но он отказался оставить паству. 12 мая 1941 г. он был арестован и помещен в концлагерь в Госпиче, дата его гибели остается неизвестной. Были убиты более 27 священников и 3 монаха. 10 авг. 1941 г. вместе со свящ. Реле Спахичем были убиты 26 прихожан. Почти все храмы закрыли, многие разрушили. В здании Сараевской семинарии разместили тюрьму.

http://pravenc.ru/text/168468.html

деятельности серб. пастырей, особенно митр. Дабро-Босанского Саввы (Косановича) . В 1882 или 1883 г. в Сараеве открылась консистория (духовный суд и семинария). Разрушенные мон-ри возрождались как приходы ( Липле , Крупа и Тврдош), совершались правосл. паломничества к чудотворной иконе Пресв. Богородицы в Чайниче и к мощам свт. Василия в мон-рь Острог (совр. Черногория). В 90-х гг. XIX в. началось массовое переселение мусульман в Турцию из-за неурожаев, налогового гнета и введения всеобщей воинской повинности. На освобождавшиеся адм. должности власти назначали местных католиков. К нач. ХХ в. из 26% чиновников, уроженцев БиГ, сербы составляли 3%, мусульмане - 5%, остальные были католиками. Попытки властей среди населения БиГ внедрить концепцию единой «боснийской» народности не удались. Австро-венг. власти активно вмешивались во внутреннюю жизнь БиГ, используя принцип «разделяй и властвуй»: противопоставляя хорватам сербов, сербам хорватов, тех и др. мусульманам. В 80-х гг. XIX в. для уменьшения прорус. настроений было выдвинуто требование заменить напечатанные в основном в России церковные книги на опубликованные в Австрии. Особенные препятствия чинились при организации серб. правосл. начальных школ. Представители серб. общественности 25 нояб. 1896 г. обратились в Вену с меморандумом, в к-ром сообщали о нарушениях прав серб. населения, о неправомочной деятельности католич. проповедников; они требовали церковной автономии при сохранении связей с К-полем. Не получив ответа из Вены, народные представители передали в авг. 1898 г. К-польскому синоду проект церковного устройства, но он был отвергнут, что вызвало охлаждение в отношениях верующих к высшим церковным иерархам. В 1897 г. в Мостаре была установлена консистория, а в 1900 г. учреждена Баня-Лукская епархия. В 1905 г. был принят новый порядок церковного и образовательного управления. Правящие митрополиты занимали посты председателей епархиальных церковных судов и советов. Церковный совет (скупщина) состоял из всех совершеннолетних мужчин правосл.

http://pravenc.ru/text/153243.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БОСНИЯ И ГЕРЦЕГОВИНА [серб. Босна и Херцеговина; БиГ], гос-во в Юго-Вост. Европе, на Балканском п-ове. Расположена на территории 2 исторических областей Боснии и Герцеговины. Территория: 51,129 кв. км. Столица: Сараево (434 тыс. в 2002). Крупнейшие города: Баня-Лука, Мостар, Зеница, Тузла. Гос. язык - боснийский (латиница), серб. (кириллица) и хорват. (латиница). География. На севере, западе и юге граничит с Хорватией, имеет выход к Адриатическому м. (20 км побережья, г. Неум), на юго-востоке и востоке - с Сербией и Черногорией. Население: ок. 3,7 млн чел. (по данным Внешней торговой палаты БиГ на 2002). Ок. 1 млн чел. имеют статус беженцев в др. гос-вах. Этнические группы: боснийцы (славяне, принявшие ислам), сербы, хорваты (из-за военных действий 1992-1995 точных данных о национальном составе населения нет). Государственное устройство: в апр. 1992 г. мировое сообщество признало независимость БиГ от Югославии. По Дейтонским соглашениям (нояб. 1995), БиГ состоит из 2 образований - мусульмано-хорват. Федерации Боснии и Герцеговины (Сараево) и Республики Сербской (Баня-Лука), в каждом из к-рых есть президент, парламент и правительство. Органы власти единого гос-ва включают Президиум, Парламентскую ассамблею и Совет министров. Высший законодательный орган - Парламентская ассамблея (скупщина), состоит из 2 палат: Палаты народов (15 депутатов избираются парламентами: по 5 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 5 сербов от РС) и Палаты представителей (42 депутата избираются прямым голосованием: по 14 от мусульман и хорватов от Федерации БиГ, 14 сербов от РС). Высший орган исполнительной власти - коллегиальный Президиум, к-рый состоит из 3 членов: боснийца и хорвата, избираемых от территории Федерации БиГ, и серба - от территории РС. Религия Православие исповедует, по офиц. статистике, 31%, по данным Сараевской епархии, значительно больше 1/3 населения. На территории БиГ находятся 5 епархий Сербской Православной Церкви: Дабро-Босанская (кафедра в Сараеве), Баня-Лукская (кафедра в Баня-Луке), Бихачско-Петровацкая (кафедра в Босански-Петроваце), Захумско-Герцеговинская (кафедра в Требине) и Зворничско-Тузланская (кафедра в Зворнике). Римско-католическая Церковь объединяет 15-17% населения, с 1994 г. управляется епископской конференцией. Представлена архиеп-ством Врхбосна (кафедра в Сараеве), к-рому подчинены Баня-Луки, Мостар-Дувно и Требине-Мркан еп-ства (общее управление в Мостаре). Существует также униатская Крижевецкая епископия (Загреб, Хорватия), объединяющая ок. 5 тыс. верующих. 4% населения относят себя к протестантам ; действуют неск. иудейских общин . Приверженцы ислама, сунниты, составляют 40-44% населения страны. История

http://pravenc.ru/text/153243.html

Базилика при византийском претории в «цитадели» (первая половина X в.) Баптистерий в южной пристройке базилики в «цитадели» (первая половина X в.) Монастырь св. Феодора в портовом квартале 1, в углу, образуемом 16 и 18 куртинами (X–XI вв.). Светские постройки общественного характера Комплекс потестарных зданий около «малой агоры» (IV–VI вв.) «Здание Г» («дворец»), открытое в 1903–1905 гг. (IV–VI вв.) 30-местный афедрон в многокамерном здании у куртины 14 и Южных (так называемых «Мертвых») ворот города, раскопанный в 1905 г. (VI в.) Больница (ятрина) св. великомуч. Феодора около 13 куртины (VI в.) Большое городское водохранилище (castellum aquae) около 13 куртины (VI в.) Одноместный афедрон в 25 куртине около башни XXII, раскопанный в 1898 г. (начало VII в.) Предполагаемое здание апофики с кладкой opus mixtum в портовом квартале 2 (начало VII в.) Перестройка зала II больницы св. великомуч. Феодора (VII–VIII вв.) Перестройка помещения афедрона у 14 куртины и устройство в его полу квадратной цистерны (VII–IX вв.) Закрытая цистерна с камарным сводом на агоре (VI–VII вв.) Прямоугольное здание («палаты Анны») на расстоянии 5 м от апсиды крестовидного храма на агоре (VIII–IX вв.) Прямоугольная постройка с эмволом («палаты Владимира») между базиликой и крестовокупольным храмом на агоре (VIII–IX вв.) Баня в «цитадели» (кардинальная перестройка в VI в., обновления в VII–VIII вв.) Баня в «цитадели» (постройка в VII в., разрушение при строительстве раннего претория второй половины IX в.) Дом с помещением 17 (бывший «дом командира») в «цитадели» (перестройка и обновление в VI–VII в.) Общественное здание вдоль 19 куртины в «цитадели», открытое в 1926 г. (VI–VII вв.) Баня рядом с крещальней и экзонартексом Уваровской базилики (VI–VII вв.) Баня рядом с Северной базиликой (конец VI – первая треть VII вв.) Баня в квартале III (VI–VII вв., перестройка в X в.) Баня в юго-западном углу квартала VII (VI–X вв.?) Ранний византийский преторий в «цитадели» (вторая половина IX в.) Архитектурный комплекс помещений с двором позднего византийского претория в «цитадели» (конец IX–XI вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архив Пн Московская духовная академия получила в дар от Сербской Церкви частицу мощей священномученика Платона Баня-Лукского 7 ноября 2023 г. 11:13 5 ноября 2023 года преподаватели и студенты Московской духовной семинарии и академии , духовенство и прихожане академического Покровского храма, а также многочисленные гости  Свято-Троицкой Сергиевой лавры  стали свидетелями и участниками исторического события в жизни духовной школы. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Святейшего Патриарха Сербского Порфирия Московской духовной академии в дар от Сербской Православной Церкви была передана частица мощей священномученика Платона (Йовановича), епископа Баня-Лукского, окончившего МДА в 1901 году. Как сообщает пресс-служба МДА , перед Божественной литургией у врат Покровского академического храма состоялась торжественная встреча ковчега с частицей мощей. Святыню сопровождали представитель Патриарха Сербского при Московском Патриаршем престоле епископ Моравичский Антоний и викарий Баня-Лукской епархии Сербской Церкви епископ Марчанский Савва, а также клирики Баня-Лукской епархии настоятель монастыря Гомионица иеромонах Мефодий (Крагуль) и протодиакон Радоица Жагран. Ректор Московской духовной академии, наместник Троице-Сергиевой лавры  епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл приветствовал членов сербской делегации. Затем под пение тропаря священномученику Платону совместно с академическим духовенством, учащими и учащимися гости из Сербии прошли в Покровский храм, где была совершена Литургия. Сербская Православная Церковь также передала в дар академии икону священномученика Платона, написанную по благословению епископа Баня-Лукского Ефрема специально к этому дню. На протяжении всего богослужения святыни находились на аналоях в центре храма для поклонения верующих. Возглавил Божественную литургию епископ Сергиево-Посадский Кирилл в сослужении иерархов Сербской Церкви епископа Моравичского Антония и епископа Марчанского Саввы, академического духовенства и гостей в священном сане.

http://patriarchia.ru/db/text/6075057.ht...

  Слово в субботу 2-й седмицы Великого Поста Память сорока мучеников Севастийских   Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Праздник сорока мучеников Севастийских всегда был большим торжеством в Православной Церкви. Издревле, с самого времени их мученической кончины, которая последовала в начале IV века, в 313 году, Церковь торжественно прославляла этих святых. Они приняли страдание за Христа уже перед самой победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания, но были еще отдельные вспышки гонений перед той полной победой, когда христианство, Православие, утвердилось во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и перед самой победой, накануне этой победы кто-то принимает смерть. Эти воины приняли страдание за Христа в ледяном Севастийском озере. Но их смерть была особенно славной, потому что одновременно они были искушаемы возможностью избавиться от страданий: на берегу озера была растоплена баня, и каждый из них имел возможность оставить место своих мучений и прибегнуть к этому спасению. Баня же - это не просто баня, как мы можем сейчас подумать. В те времена баня была общественным клубом, в котором протекала вся жизнь, - все, что ищет человек, не знающий Бога. Но для них такое спасение было бы гибелью. Этот подвиг памятен для нас и тем, что один из воинов все-таки не выдержал и поступил именно так: предпочел безопасную, благополучную жизнь без Христа смерти со Христом. Это видел один из стражников. По какому-то непостижимому промыслу Божьему ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде, никогда, там Сам Господь. Видя мученические венцы, сходящие на этих страждущих, он закричал: " И я христианин! " - и присоединился к ним, чтобы вместе с ними разделить и страдания, и славу. Церковь с самого начала увидела в этом образе то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе каждый оказывается перед этим выбором в разные периоды жизни, и он должен что-то предпочесть. Жизнь так устроена: либо мы должны пожертвовать Христом, либо пожертвовать своим благополучием. Ни один человек не может обойти этот выбор.

http://moral.ru/propoved/Prop_VPost-2_18...

После заамвонной молитвы архиереи и духовенство совершили славление священномученику Платону перед его иконой и частицей честных мощей. В слове после богослужения епископ Моравичский Антоний передал всем присутствовавшим благословение Святейшего Патриарха Порфирия, отметив, что по благословению Предстоятелей Русской и Сербской Православных Церквей сербская делегация в ответ на просьбу Московской духовной академии доставила и передала этой духовной школе частицу мощей ее выпускника — священномученика Платона (Йовановича). «На протяжении веков несколько сот сербов закончили это святое училище в стенах обители преподобного Сергия. Но судьба судила Платону стать мучеником и исповедником за православную веру во время Второй мировой войны, когда хорватские усташи замучили его до смерти», — отметил представитель Патриарха Сербского при Патриархе Московском и всея Руси. Он поблагодарил епископа Кирилла за любовь и поддержку по отношению к студентам-сербам, которую он проявлял, будучи преподавателем Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, и проявляет ныне в качестве ректора Московских духовных школ: «И сейчас студенты-сербы учатся в этих святых стенах. Дай Бог, чтобы они следовали примерам русских подвижников, всех святых земли Русской, ощутили благодать Божию и благочестие русского народа и в дальнейшем могли свидетельствовать о Христе». Епископ Марчанский Савва выразил радость в связи с тем, что он имел возможность участвовать в общей молитве и прославить в этом академическом храме священномученика Платона, исповедника и мученика Церкви Христовой. «Прославляя мучеников, мы воздаем почитание тем, кто собственной жизнью, своим делом засвидетельствовал свою веру, исполнил Евангелие Христово, — подчеркнул архиерей. — Слово " мученик " в переводе с греческого языка означает " свидетель " . И мы сегодня благодарны, что нам дарована возможность в храме академии, которую святой Платон окончил 122 года назад, помолиться и прославить сего человека, который своей жертвой выполнил евангельский призыв. Когда ему было сказано уйти из города Баня-Луки, покинуть свое словесное стадо, он сказал: " Я не уйду, я законный епископ здесь, и это моя законная паства " . За это он пострадал в 1941 году и впоследствии был прославлен в лике святых. Его мощи покоятся в нашем соборном храме в Баня-Луке, и наш правящий архиерей епископ Баня-Лукский Ефрем с большой радостью отозвался на просьбу ректора Московской духовной академии и с нашей делегацией направил частицу мощей святого Платона на постоянное пребывание в этой духовной школе — на благословение и освящение всем учащим и учащимся, а также всем тем, кто с любовью будет приступать и молиться святому Платону».

http://radonezh.ru/2023/11/07/moskovskay...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010