7.  Порфирий. Vita Pythagoris, 9. 8.  Овидий. Метаморфозы, XV, 61. Пер. С. Шервинского. 9. А. Маковельский. Досократики, т. I, Пифагор, 5. 10. Там же, 7. 11. Есть указание, что Пифагору принадлежит книга «Священное слово» (А. Маковельский. Досократики, т. I, 19). Но большинство древних авторов знает Пифагора лишь как устного учителя. См., напр.: Иосиф Флавий. Против Ариона, I, 63. 12.  Овидий Метаморфозы, XV, 62—72. 13.  Овидий. Метаморфозы, 252—258. 14.  Порфирий. Vita Pythagoris, 19; см.: М. Eliade. Тне Мутн of the Eternal Return, 1965, р. 120. 15.  Аристотель. Метафизика, I, 5, 986а, 15. 16. А. Маковельский. Досократики, т. I, с. 61. 17.  Страбон. География, XV, 716, А. Маковельский. Досократики, т. I, 9; Овидий. XV, 75 сл. 18.  Климент Александрийский. Строматы, V, 11. 19.  Полибий. Всемирная ucmopuя,ii, 38, 10; Ямвлих. Vita Pythagoris, 248. Глава седьмая ИОНИЙСКИЕ МУДРЕЦЫ Малая Азия, 650—540 гг. В греческой философии концепция универсального Порядка, управляющего природой, нашла наиболее полное выражение. Кр. Даусон   Авангардом возрождавшейся после упадка греческой цивилизации были, как мы видим, ионийские города. Поэтому вполне естественно, что именно там было заложено основание античной науки. Одним из главных центров умственной жизни Ионии был Милет, основанный некогда предприимчивыми мореплавателями. В эпоху колонизации порт этот оказался на самом рубеже греческого мира и Востока. Финикийцы были партнерами и конкурентами милетских купцов, город имел тесные связи с Египтом и Персией. В гаванях Милета встречались люди многих племен, наречий и верований. В то время Восток переживал свой последний культурный расцвет. Седьмой век ознаменовался созданием знаменитой Ниневийской библиотеки, возрождением египетского искусства, основанием медицинского училища в Египте и завершением энциклопедии Аменемипета. В шестом столетии при Навуходоносоре вновь ожила вавилонская культура. Казалось, дряхлеющие цивилизации хотели оглянуться назад и подвести итог своему многовековому развитию.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

7. Парменид, отождествляя Бога и Бытие, выражает эту мысль так: «Быть или вовсе не быть — вот здесь разрешенье вопроса. Есть бытие, а небытия вовсе нету» (VIII, 15; IV, 3—4). 8.  Парменид. О природе, VIII, 28—31. «Здесь, — говорит С. Трубецкой, — обнаруживается основной недостаток мысли Парменида: его единое оказывается ограниченным своею собственной отвлеченностью; оно принуждено быть единым; и вместе с тем какая-то роковая сила заставляет его непонятным образом создавать призрачный мир явлений» ( С. Трубецкой. История древней философии, т. I, с. 108). 9. Это относительное признание реальности мира «мнения», или множественности, в системе Парменида было, вопреки многим старым авторам, доказано Трубецким (Ист. древней философии, I, с. 106 сл.) и особенно убедительно обосновано Кессиди (см.: Ф. Кессиди. От мифа к логосу (Становление греческой философии). М., 1972, с. 240 сл.). 10. Свидетельства о жизни философа собраны в А. Маковельский. Досократики, т. I, с. 135 сл. 11.  А. Маковельский. Досократики, т. I, с. 139 12. Фрагментов из книги Гераклита в классическом издании Дильса насчитывается 139 (из них 126а — 139 считаются сомнительными и подложными). Они много раз переводились на русский язык (пер. Г. Церетели — в приложении к кн.: П. Таннери. Первые шаги древнегреческой науки. СПб., 1902; пер. В. Нилендера — М., 1910, вместе с текстом подлинника; пер. А. Маковельского — в I томе «Досократиков», пер. П. Блонского —»Гермес», 1916, пер. М. Дынника — в сб. «Материалисты древней Греции», М., 1955). Здесь мы цитируем по новому переводу В. Соколова, сделанному со 2-го издания Дильса (1964). Он опубликован в приложении к кн. Э. Михайловой и А. Чанышева»Ионийская философия». 13.  Гераклит. Фрагменты, 2. 14. Там же, 49. 15. Там же, 74. 16. Там же, 14. 17. Там же, 4. 18. Там же, 55, 107. Подробнее см.: М. Мандес. К теории познания Гераклита. — Сб. статей в честь В. Бузескула, 1914, с. 71 сл. 19. Собственно, этой формулы нет в дошедших до нас фрагментах Гераклита. В словах, приводимых Платоном (Кратил, 402а), Гераклит говорит «панта рей», т. е. «все движется», но по сути дела оба выражения тождественны.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

031 «В учении Н. Ф. Федорова западная мысль (а отнюдь не русская) впервые заговорила на языке православия, оставаясь все еще верной своим изначальным мировоззренческим позициям» – написал о нем Н. К. Гаврюшин (А. М. Воскрешение чаемое или восхищаемое?//Богословские труды. — М., 1983, с. 257). Сопоставление федоровской утопии и православия см. в статье свящ. Георгия Флоровского «Проект мнимого дела» («Современные записки», 1935. – Париж, републикация: «Культура и свобода», 1993. 032 «Душа бывшего Орфея выбрала жизнь лебедя: из-за ненависти к женскому полу, так как от них он претерпел смерть, его душа не пожелала родиться от женщины» ( X, 620а), 033 Ф. Зелинский назвал пифагорейский орден «настоящей масонией» (Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993, с. 88). Масонский диплом Блаватской опубликован в издании ее писем (Блаватская Е. П. Письма. М., 1995, с. 45–46). 034 Согласно орфическим преданиям Орфей был сыном Аполлона, мужем Евридики, котрорую он искал даже в Аиде. Окончательно потеряв Евридику, Орфей стал чуждаться женщин и перенес свою любовь на юношей, «стал виной, что за ним и народы фракийские тоже, перенеся на юнцов недозрелых любовное чувство, первины цветов обрывают» (Овидий. Метаморфозы 10,83–84). В конце концов он был убит Зевсом за разглашение людям божественных тайн… 035 «Рассказывают, что он (Ферекид) был учителем Пифагора, а у самого наставника не было: он сам себя выучил, приобретя тайные книги финикийцев… Он первым ввел учение о метемпсихозе», – говорит Византийская энциклопедия Суды, составленная около 1000 года н.э. (Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989, с. 85). «Заимствовав у финикийцев исходный материал» – передает слова Филона Библского Климент Александрийский (Строматы 8,5 и 6,6–7). «Он (Пифагор) появился в Египте, выучил египетский язык, явился и к халдеям и к магам» (Диоген Лаэрт. 8,1,3). «В Сидоне он (Пифагор) сошелся с финикийскими верховными жрецами… Двадцать два года он провел в Египте, занимаясь наблюдением звездного неба, геметрией и постигая все тайны богов, пока не был уведен в Вавилон» (Ямвлих. Жизнь Пифагора, 3,13 и 4,19). «Пифагор прибыв в Египет и сделавшись учеником тех, первый принеся к эллинам и прочую философию…» (Исократ//[Маковельский А]. Досократики. Минск, 1999, с. 154). «Платон, Пифагор приезжали в Египет и общались с жрецами» (Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 10). «Рассказывают, что когда Камбиз завоевал Еипет, то занимавшийся там у жрецов Пифагор был взят вместе с ними в плен и, очутившись в Вавилоне, был посвящен в религиозные таинства варваров» (Порфирий//Там же, с. 158). «Диодор же Эритрейский и знаток музыки Аристоксен говорят, что Пифагор прибыл к Зарате Халдейскому (Зороастру)» (Ипполит. Опровержение всех ересей, 1,2,12).

http://azbyka.ru/rannee-xristianstvo-i-p...

Развязка борьбы была трагической. Во время народного волнения старейшины Союза срочно собрались на совет в доме одного знатного гражданина. Здесь их настигла разъяренная толпа: дом подожгли, и лишь два человека успели выбраться из пылавшего эдания [ 19 ]. Для пифагорейцев наступили годы гонений. Их доктрина подвергалась осмеянию, а самих их повсюду объявляли врагами Отечества. Тем не менее рассеявшиеся группы учеников Пифагора сберегли его учение. Пусть оно и не привело к сколько-нибудь стойкой религиозной реформации, но, даже ограниченное узкими кружками, оно воспитало плеяду талантливых философов и ученых. Идеи Пифагора о Едином, о гармонии, вечных основах мироздания, о бессмертии духа оказали плодотворное воздействие на развитие античной философии и науки. Через Эсхила, Платона и Эвклида пифагорейство передало свою эстафету будущим поколениям. Таким образом, не обладая столь могучим религиозным даром, как Индия или Израиль, Греция все же сумела завоевать для мира великие духовные сокровища в сфере познания и религиозной мысли. ПРИМЕЧАНИЯ Глава шестая МИР КАК ГАРМОНИЯ. ПИФАГОР 1. В своем знаменитом труде Коперник прямо ссылается на пифагорейцев (Филолая и Экфанта) как на своих предшественников ( Н. Коперник. О вращении небесных сфер. М., 1964, с. 12). 2. Пифагор, по определению одного из историков религий, «единственный основатель религии, которого, поскольку нам известно, знает греческий мир» ( А. Гольверд.— В кн. «Иллюстрированная история религий» Шантепи де ла Соссея, т. II, с. 265). 3.  Геродот. История, I, 95. 4.  Климент Александрийский. Cmpoмamы,i, 62. 5.  А. Маковельский. Досократики, т. I, Пифагор, 4, 8, 11. 6. См.. F. Coplesmon. А History of Philosophy. N.y., 1962, v. i, р. 45. В прошлом веке Л. Шредер пытался доказать, что Пифагор заимствовал основы своей доктрины из Индии (см.: Л. Шредер. Пифагор и индийцы. — Журнал Министерства Народного Просвещения, 1888, 1—73.). Попытку Шредера многие авторы считали неудавшейся (см. Э. Целлер. Очерки по истории греческой философии. М., 1913, с. 41). Однако в настоящее время есть некоторая доля вероятности того, что индийские идеи могли проникнуть в Восточную Грецию через Иран (см.: А. С. Bouqem. Comparative Religion. London, 1955, р. 74—75, 129).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...