Заметка газеты «Псковский набат» за 22 апреля 1924 года ярко рисует судьбу храма после революции. Все сразу говорит подзаголовок: «Была церковь – теперь клуб». Тогда разрушили колокольню и главу храма. Окрестные жители долго не могли привыкнуть, что в бывшей церкви находится «революционный красноармейский театр». Подходя к зданию, они по привычке снимали шапки, крестились и шептали: «Спаси, Господи, и помилуй!» . С 1947 года в храме размещался Дом офицеров, затем – склад. Ныне храм возвращен Церкви. Он был восстановлен в кратчайшие сроки. Проект его восстановления разработали Московские архитекторы (А.И. Хамцов, Н.С. Василенко и др.), а воплотили в жизнь псковские реставраторы, вернув храму прежний облик. С марта 1992 года в нем возобновились ежедневные богослужения, которые до этого более двух лет велись под открытым небом. Знаком возрождения храма стал дар Святейшего Патриарха Алексия II († 5 декабря 2008) – монументальная работа палехских художников «Житие Александра Невского», удостоенная Государственной премии России. Этому храму повезло. Восстановлен не только он, но и его история. Уже выдержала четыре издания небольшая книжка «Не в силе Бог, а в правде» с подзаголовком «История храма святого благоверного князя Александра Невского» , изданная по благословению архиепископа (ныне митрополит) Псковского и Великолукского Евсевия. Сегодня храм Александра Невского включен в заповедную зону Пскова. Он стал воинским храмом 76-й десантно-штурмовой дивизии, а его настоятель протоиерей Олег Тэор является ответственным в Псковской епархии за окормление воинов на территории области. Храм награжден грамотой Министерства обороны и занесен в книгу «Золотая летопись славных дел к 1100-летию г. Пскова». Все знаменательные события в жизни храма проходят при непосредственном участии митрополита Псковского и Великолукского Евсевия. Русское воинство – краеугольный камень безопасности страны, и архипастырь не оставляет его своим попечением. Служение пастыря Деятельность храма настолько обширна, многогранна и плодотворна, что трудно поверить, что настоятель воинского храма протоиерей Олег Тэор живет в том же времени, что и все мы. Кажется, что для него как бы раздвигаются временные рамки. Только с помощью Божией можно нести то служение, которое несет псковский храм. В одной статье невозможно описать всю эту работу, можно лишь только довольно схематично отметить основные вехи его деятельности.

http://pravoslavie.ru/28564.html

Фотограф МУАР Сергей Шандин специально для этой выставки сделал фотосъемку архитектурных комплексов с дрона. Такая съемка открывает огромные возможности: «То, что авторырисовальщики в предыдущие годы могли по большей части только представить, мы видим своими глазами», отметила куратор экспозиции Алла Семерзина, завотделом оцифровки фондов МУАР. По ее словам, выставку можно рассматривать «как оммаж творчеству Хамцова-графика». Кирилло-Белозерский монастырь  рисунок А.И. Хамцова, фото С. Шандина. Фото: МУАР. А сам Шандин напомнил, что жанр «ведута» – детальное изображение архитектуры в пейзаже – известен со времени Средневековья, и к этому же жанру можно отнести работы Хамцова. Экспозиция даёт возможность увидеть знаменитые памятники не только сверху, но и «сквозь время». Важно, что на листах Хамцова мы видим монастырские и крепостные комплексы по состоянию на 60-70-е гг., когда часть памятников была разрушена, а сейчас панорамные фото дают представление о масштабах реставрации, проведенной за минувшие годы. Изображения памятников на рисунках Хамцова столь филигранны, что даже руинированные фрагменты архитектурных комплексов выглядят очень живописно, так, как будто в этих монастырях сохранялась духовная жизнь, хотя известно, что большинство церковных зданий в советские годы было приспособлено хорошо если под музеи, но чаще – под склады и другие хозяйственные нужды. «Хамцов показывает памятники одновременно и очень точно, и художественно: это рисунок, а не чертеж, в каждом изображении присутствует авторское начало», – сказал фотограф в беседе с «Благовест-инфо». Отметим, что на всех рисунках есть изящно оформленные врезки с планом монастыря или крепости и подробным описанием всех объектов с указанием времени их создания. Вид Кремля на XVI век со стороны р. Неглинной. Рисунок А.И. Хамцова Татьяна Дудина, завотделом архитектурнографических фондов XVIIIXIX веков МУАР, куратор выставки, рассказала о работе Хамцова в Московском Кремле: ему довелось делать обмеры памятников дважды – после Великой Отечественной войны в конце 1940-х годов и в 1970-х годах.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

устроен фонтан «Птица счастья» работы скульптора О. В. Ершова. Лит.: Забелин И. Е. История города Москвы. М., 19052, 1990р; Бартенев С. П. Моск. Кремль в старину и теперь. М., 1912. [Кн. 1]: Ист. очерк кремлевских укреплений; 1916. [Кн. 2]: Государев двор: Дом Рюриковичей; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М., 1950; Гос. Оружейная палата Моск. Кремля: Сб. науч. тр. по мат-лам ГОП. М., 1954; Гончарова А. А., Хамцов А. И. Стены и башни Кремля. М., 1957, 19602, 19803; Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси. М., 1962. Т. 2; Михайлов А. И. Колокольня Ивана Великого в Моск. Кремле. М., 1963; Тихомиров Н. Я., Иванов В. Н. Моск. Кремль: История архитектуры. М., 1967; Подъяпольский С. С. Венецианские истоки архитектуры моск. Архангельского собора//ДРИ. 1975. [Вып.:] Зарубежные связи. С. 252-279; он же. Архитектор Петрок Малой//ПРАМИ. М., 1983. [Вып. 2]: Стиль, атрибуции, датировки. С. 34-50; он же. К вопросу о своеобразии архитектуры моск. Успенского собора//Успенский собор Моск. кремля: Мат-лы и исслед. М., 1985. С. 24-51; он же. Деятельность итал. мастеров на Руси и в др. странах Европы в кон. XV - нач. XVI в.//Сов. искусствознание. 1986. 20. С. 62-91; он же. Итал. строительные мастера в России в кон. XV - нач. XVI в. по данным письменных источников: (Опыт составления словаря)//Реставрация и архит. археология: Новые мат-лы и исслед. 1991. С. 218-233; он же. Моск. Кремлевский дворец в XVI в. по данным письменных источников//ДРИ. 2003. [Вып.]: Рус. искусство позднего средневековья: XVI в. С. 99-119; он же. Ист.-архит. исслед: Ст. и мат-лы. М., 2006; Кучкин В. А. Первые каменные постройки в кремлевском Чудовом мон-ре//ГММК: Мат-лы и исслед. М., 1980. Вып. 3. С. 5-11; он же. «Кирпишечная стрельница» (к истории крепостного строительства в Моск. Кремле XV в.)//К 500-летию Архангельского собора и колокольни Ивана Великого Моск. Кремля: Тез. докл. юбилейной науч. конф. 28-30 окт. 2008 г. М., 2008. С. 76-77; Памятники архитектуры Москвы: Кремль. Китай-город. Центр.

http://pravenc.ru/text/2564228.html

Тогда впервые в реставрационной практике был использован метод стереофотограмметрии, что позволило провести обмеры в невероятно короткие сроки. Дудина особо отметила вклад Хамцова как «человека систематического склада ума» в разработку протоколов ведения проектной, рабочей и отчетной документации реставрации, что используется специалистами и по сей день. На втором этаже «Руины» представлена выполненная Хамцовым графическая серия реконструкций стен и башен Кремля в разные исторические периоды. «Это совсем не похоже на красочные реконструкции Аполлинария Васнецова, к которым мы привыкли. Хамцов создает свой, более строгий, но не менее убедительный историкохудожественный образ Московского Кремля. Он показывает крепость с разных сторон, и некоторые реконструкции нас ставят в тупик: например, сейчас трудно представить, насколько полноводной была река Неглинка, которая должна была заполнять ров со стороны нынешней Красной площади», – сказала Дудина. Эти реконструкции выполнены фломастером: по словам куратора, когда Хамцову привезли в середине 60-х этот новый невиданный инструмент из-за границы, он «просто сошел с ума» и так увлекся новыми возможностями, что его по праву считают «первопроходцем в освоении фломастера как средства художественной выразительности». Куратор называет Хамцова «человеком, который думал с карандашом в руках». Дудина рекомендует обратить внимание на военные рисунки архитектора, который ушел на фронт с 3 курса, начал рисовать еще в «учебке» и продолжил до окончания войны в мае 1945 г. – зарисовки Рейхстага, берлинских улиц и разрушенных зданий представлены на выставке. Вернувшись с фронта, Хамцов занимался восстановлением кремля древнего Пскова. В экспозиции представлены зарисовки того, что осталось от стен и башен кремля, а также макеты восстановленной крепости, как ее видел Хамцов – главный архитектор проекта. «В сложное послевоенное время ему оказалось под силу справиться со многими, казавшимися неразрешимыми, проблемами этого памятника, благодаря здравому и благожелательному отношению к выдающемуся сооружению русской архитектуры», – пишут кураторы о восстановлении Пскова. Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова» открыта в МУАР во Флигеле «Руина» с 3 апреля по 9 июня 2024г. Юлия Зайцева Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru Телефон редакции: +7 499 264 97 72 12+ Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: серия Эл ФС 77-76510 от 09 августа 2019. Учредитель: ИП Вербицкий И.М. Главный редактор: Власов Дмитрий Владимирович Сетевое издание «БЛАГОВЕСТ-ИНФО» loading

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Репортажи Выставка «Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Хамцова» открылась в Музее архитектуры 03.04.2024 11:31 Москва, 3 апреля, Благовест-инфо. Выставка, посвященная творчеству архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова (1914-1994), открылась 2 апреля в Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева (МУАР). Организаторы назвали экспозицию «Точка зрения» – каждый из знаменитых памятников древнерусской архитектуры представлен в трех вариантах: это графические листы самого Хамцова, виды на гравюрах и литографиях XVIII -XIX веков и уникальная современная фотосъемка комплекса с высоты птичьего полета. А.И. Хамцов. Фото: МУАР   Известный архитектор-реставратор Алексей Иванович Хамцов создал уникальный по замыслу и блестящий по исполнению цикл видов монастырей и крепостей в 1950-е – 1980-е годы, среди них: Соловецкий монастырь, Псково-Печерская лавра, СаввиноСторожевский монастырь, Нило-Столобенская пустынь, Макарьев-Желтоводский монастырь, Свияжская и Изборская крепости, Новый Иерусалим, московские обители, а также Новгородский Детинец, Псковский Кром и другие ансамбли. Хамцов был не только одним из ведущих специалистов Центральных научнореставрационных проектных мастерских (ЦНРПМ), но и великолепным рисовальщиком, который, как отметила директор МУАР Наталья Шашкова, безупречно владел всеми графическими техниками: на выставке можно рассмотреть виды монастырей, выполненные тончайшим пером и тушью, карандашные и акварельные зарисовки, а также рисунки фломастером. Никитский монастырь. Экспонаты выставки  «Идея выставки – сопоставить панорамные образы Хамцова, документально достоверные, с образами других веков. Посетителей ждет вдумчивый разговор об архитектурной реставрации и незабываемое визуальное путешествие по прекраснейшим местам нашей страны», – сказала Шашкова. Она подчеркнула, что экспозиция впервые так полно представляет наследие выдающегося архитектора-реставратора, демонстрируя его работы разного времени: от военных зарисовок до проектов восстановления Московского Кремля и Псковской крепости, а также до зарисовок архитектуры тех стран, в которых ему довелось побывать. Кураторы представляют также серию видеоинтервью с теми, кто работал с Хамцовым в разные годы.  

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Архитектор Фёдор Михайлович Вержбицкий (1846 — 6 марта 1919, Петроград) русский архитектор. Образование получил в Петербургском строительном училище, после чего работал в различных государственных учреждениях, включая Техническо-строительный комитет Министерства внутренних дел. Основной вклад Вержбицкого в русскую архитектуру - проект типовой воинской церкви (военного храма), утверждённый в 1901 году. Такие храмы строились из кирпича в русском стиле. Типовой проект предполагал прямоугольную форму и две главы. Меньшая с луковичным куполом располагалась над алтарём. Более высокая - над входом в церковь и служила колокольней. С боков располагались дополнительные выходы. Площадь здания, высота глав и форма архитектурных элементов могли варьироваться. По этому проекту (с вариациямия) на территории Российской империи было построено 66 храмов. Список храмов, которые построил Фёдор Михайлович Вержбицкий (или с его участием) Алтайский край Церковь Алексия, митрополита Московского при 30-м Сибирском стрелковом полку (утрачена) Красноярск, город, Красноярск Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), В.А. Соколовский (строительный надзор) Год постройки: Между 1909 и 1916 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Грузинской иконы Божией Матери при 69-ом Рязанском пехотном полку Люблинское воеводство, Люблин Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (типовой проект), В. Войцеховский (перестройка) Год постройки: Между 1904 и 1906. Перестроена в костел 1926-1932. Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Петра и Павла при Кексгольмском лейб-гвардии полку Мазовецкое воеводство, Варшава Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), В. Юноша-Петровский (строительный надзор) Год постройки: Между 1902 и 1904. 1931—1934 перестроено архитектором Эдгаром Норвертом Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Александра Невского при 76-й десантно-штурмовой дивизии Псков, город, Псков Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), Д.К. Костомаров (строительный надзор) Год постройки: Между 1907 и 1908. Проект восстановления - А.И. Хамцов, Н.С. Василенко Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Михаила Архангела при лейб-гвардии Московском полку (утрачена) Санкт-Петербург, Выборгский район Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), А.Г. Успенский (строительный надзор) Год постройки: Между 1905 и 1906 Архитектурный стиль: Русский стиль Церковь Анастасии Узорешительницы 148-го пехотного Каспийского полка Санкт-Петербург, Петродворцовый район, Петергоф Архитектор: Ф.М. Вержбицкий (автор образцового проекта), В.В. Бочаров (строительный надзор) Год постройки: Между 1901 и 1903 Архитектурный стиль: Русский стиль --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/fmverzhbitski...

Архитектор Алевиз Новый Алевиз Новый (Алевиз Фрязин, возможное полное имя Алоизио (Aloisio) Ламберти да Монтиньяна; вторая половина XV века — первая треть XVI века (1531 год?)) — итальянский архитектор, работавший в России в начале XVI века. Автор таких известных храмов, как Архангельский собор в Москве, собор Петра митрополита в Высоко-Петровском монастыре, храмы Александровской слободы, Посольского портала Бахчисарайского дворца и др. Список храмов, которые построил Алевиз Новый (или с его участием) Владимирская область Успенский монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Александровский район, Александров Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1508 и 1513 г. Москва Церковь Владимира равноапостольного в Старых Садех Центральный административный округ (ЦАО), Басманный Архитектор: Алевиз Новый (?) Год постройки: Между 1514 и 1516. 1660-1680; 1689 Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы на Большой Лубянке (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Мещанский Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1514 и 1519. перестроена в 1747-50 гг Архитектурный стиль: Барокко Высокопетровский монастырь. Собор Петра, митрополита Московского Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый (1514-1517), Б.П. Дедушенко (1979-1990 реставрация) Год постройки: Между 1517 и 1519 Кремль. Собор Михаила Архангела Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый, реставрации Ильин В. (Запокровский В.И.),: Рязанец С.Г., Зубов Ф.Е, Никитин Г. (Кинешемцев Г.Н., Савин С.С., Ушаков С.Ф., Любимова Е.В., Хамцов А.И. Год постройки: Между 1505 и 1508. реставрации в 1652-66, 1970-х годах Кремль. Церковь Рождества Иоанна Предтечи, что на Бору (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Тверской Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1508 и 1509 Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Ваганькове (утрачена) Центральный административный округ (ЦАО), Арбат Архитектор: Алевиз Новый Год постройки: Между 1514 и 1516 --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года.

http://sobory.ru/architect/aleviznovyiy