Чернетово. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская церковь Карта и ближайшие объекты Сооружена в 1805 г. на средства помещицы А.Н. Надорожинской, родной тетки Ф.И. Тютчева. Стены кирпичные, оштукатуренные. В 1930-х гг. разобрана отдельно стоявшая перед главным, западным входом колокольня. Очень своеобразный усадебный храм периода зрелого классицизма, отличающийся монументальностью и лаконизмом архитектуры. Принадлежит к редкому типу крупных купольных ротонд с четырьмя закругленными нишами - эскедрами, украшенными каждая двумя колоннами. Роспись церкви выполнена масляными красками в 1912 г. А.М. Муравьевым. В настоящее время - действующий храм. На правом берегу реки Десны высится редчайшая для брянских мест ротондальная (круглая) церковь. От неё открывается чудные виды на заречные дали. Храм поставлен на самом высоком месте села. А ведь в те далёкие времена церкви в Чернетове не было; она находилась в соседнем селе Бетово. Сёла Бетово и Чернетово расположены в непосредственной близости друг от друга, и составляли один приход, который был известен со второй половины XVI века. Первоначально деревянный храм во имя первомученика архидиакона Стефана находился именно в Бетово. Но к началу XIX века деревянный храм села Бетово совсем обветшал, и в конце-концов был разобран. В соседнем же Чернетове в это время появился каменный - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. В Бетово, на месте разобранного храма, сооружается часовня и устраивается кладбище. Церковь в Чернетово сооружена на средства помещицы Анастасии Николаевны Надаржинской, родной тёти Ф. И. Тютчева. Рядом с церковной ротондой была выстроена колокольня. Освящение храма состоялось в 1805 году. С приходом советской власти здание церкви в честь Ахтырской иконы Божией Матери, как и другие храмы по стране, перешло в собственность государства, тотчас изъявшего из неё основные ценности под фальшиво-патриотическими лозунгами помощи голодающим и укрепления экономики страны. Службы в чернетовской церкви совершались до конца 1920-х годов. Но буквально через несколько лет Ахтырская церковь была официально закрыта. Здание бывшего храма стали использовать в хозяйственных целях. В 1930-х годах разобрана на кирпич отдельно стоящая перед главным западным входом колокольня.

http://sobory.ru/article/?object=06867

Ахтырка. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская церковь Карта и ближайшие объекты Ахтырская церковь - единственное здание, уцелевшее от прекрасного усадебного ансамбля, созданного в 1820-х гг. по проектам А.С. Кутепова в подмосковной усадьбе князей Трубецких. Кирпичная, частично оштукатуренная церковь строилась между 1821 и 1825 гг.; принадлежит к выдающимся произведениям московского ампира. Кубический храм с апсидальпыми выступами алтаря и притвора, увенчанный купольной ротондой, выполнен в строгих формах дорического ордера. Колоннады боковых портиков сообщают ему торжественную монументальность, которой противопоставлена легкость силуэта стройной трехъярусной колокольни, соединенной с храмом крытым переходом. Внутреннее пространство храма, освещенное преимущественно рассеянным верхним светом, формируют мощные угловые пилоны и подпружные арки. В притворе помещался балкон хоров с точеной балюстрадой, поддерживаемый лепными кронштейнами, Полное изящества нарядное убранство интерьера с помощью ионических пилястр, лепнины и живописи в технике " гризайль " имеет много утрат. Стены, окрашенные под серый мрамор, ныне побелены. Украшавшие их картины, роспись купола итальянского письма и белый с золотом иконостас не сохранились. Последний в 1990-х гг., заменен новым, в два яруса икон современного письма. Об усадьбе напоминают подъездная аллея с двухрядной липовой и еловой обсадкой и сильно одичавший пейзажный парк. Первое упоминание об Ахтырке встречается в межевой духовной грамоте 1504 г. Сельцо в те времена называлось Дудкино. В 1694 г. Дудкино принадлежало И.А. Панину, а от него перешло к родственнику В.Н. Татищеву. Этот сподвижник Петра I отличился в различных направлениях государственной, административной и научной деятельности. В 1734 г. имение Дудкино приобрел князь Иван Юрьевич Трубецкой Меньшой. В семье Трубецких хранился чтимый ими образ Ахтырской Божией Матери. Унаследовавший имение князь Николай Иванович Трубецкой в 1772 г. подал прошение в Московскую Синодальную контору, в котором попросил разрешения «построить домовую церковь во имя явления Ахтырской иконы Божией Матери». 7 сентября 1772 г. Синодальная контора дала разрешение строить «церковь с крышею без купола и креста и без всякого от жилого строения отмены» (т.е. отличия), священника к этой церкви определить отказали, велено было довольствоваться приходским священником. В 1773 г. уже действовала церковь с подвижным антиминсом, а Дудкино стало именоваться Ахтырским.

http://sobory.ru/article/?object=00085

Кафедральный собор в честь Ахтырской иконы Божией Матери. 1773–1786 гг. (достраивался в 1-й четв. XIX в. и в 1870 г.). Фотография. 10-е гг. XXI в. Фото: П. С. Павлинов РПЦ, образована в 1788 г. В 1788-1944 гг. именовалась Орловская и Севская, в 1945-1994 гг.- Орловская и Брянская, в 1994-2014 гг.- Орловская и Ливенская. С 25 июля 2014 г. имеет совр. название и границы. Включает города областного значения Орёл и Мценск, а также Болховский, Дмитровский, Знаменский, Кромской, Мценский, Орловский, Сосковский, Троснянский, Урицкий, Хотынецкий и Шаблыкинский районы Орловской области . Епархия разделена на 6 благочиннических округов: Орловский (г. Орёл и Орловский р-н), Болховский, Дмитровский, Знаменско-Хотынецкий, Нарышкинско-Шаблыкинский и Троснянско-Кромской. Кукши священномученика мужской монастырь и приходы Мценского р-на входят в состав Мценского викариатства О. и Б. е. Кафедральный город - Орёл. Кафедральный собор - в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Правящий архиерей - митр. Орловский и Болховский Антоний (Черемисов ; с 5 окт. 2011 в сане архиепископа, с 28 авг. 2014 в сане митрополита). К сент. 2018 г. в О. и Б. е. числилось 84 прихода, 5 мон-рей (2 мужских и 3 женских), 5 скитов. К авг. 2018 г. в клире состояли 146 священнослужителей. При ЕУ работают отделы: религ. образования и катехизации, по взаимодействию с представителями гос. власти и общества, по взаимодействию с институтом семьи и детства, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, по взаимодействию с казачеством, тюремного служения, по противодействию наркотической угрозе, миссионерский, паломнический, церковной благотворительности и социального служения, по взаимодействию с учреждениями здравоохранения, молодежный, архитектурно-строительный, церковный историко-археологический, информационно-аналитический и издательский; действуют комиссии: по канонизации святых, церковно-археологическая, по противодействию алкогольной угрозе (Церковно-общественный совет); имеются координационный центр защиты материнства, а также служба протокола.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНАРХ (в крещении Иоаким; 1806-1869, Киев), архим., иконописец. Происходил «из простых мещан Орловской губернии» ( Лебединцев. 1878. 8. С. 391). В послужных списках монашествующих Белобережской пуст. (1831-1832; дополнялись в 30-х гг. XIX в.- М. А. К.) упоминается как «казак из великороссов» из Черниговской губ. (ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 33). В 1835-1841 гг. поновлял иконы и иконостасы, выполнял стенопись в храмах и мон-рях Орла, Брянска и Брянского у. Орловской губ. В 1836 г. принял постриг в Белобережской Иоанно-Предтеченской брянской пуст., в 1838 г. рукоположен во диакона. В 1836 г. в храмах Белобережской пуст. поновлял иконы, иконостасы, делал стенные росписи. В 1837 г. по разрешению Орловской духовной консистории «безвозмездно и собственным коштом» восстанавливал алтарные иконы и иконы местного ряда в иконостасе Успенского собора Свенского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря близ Брянска (всего 306 икон кроме чудотворной Свенской-Печерской иконы Божией Матери (не сохр.); см.: Рапорты и отношения казначея Свенского монастыря Смарагда еп. Орловскому и Севскому Никодиму и игум. Венедикту (1839) - РГАДА. Ф. 1200. Д. 1824). Сохранился документ, зафиксировавший перечень красок и других материалов, закупленных для И. (Церковные постройки и починки Белобережской пуст. (1831-1837)//ГАБО. Ф. 7. Оп. 1. Д. 56. Л. 4). В 1837 г. в Орле состоялась 1-я встреча И. с митр. Филаретом (Амфитеатровым), определившая его дальнейший путь. Митрополиту понравилась обновленная в 1835-1836 гг. настенная живопись 1803 г. (не сохр.) Казанского придела орловского Никитско-Ахтырского собора, которую иконописец выполнил со старшим братом, видимо, обучавшим его живописи. Митр. Филарет пригласил И. в Киев, но тот не мог оставить начатые под руководством брата живописные работы в Орле; вплоть до переезда в Киев И. поддерживал переписку с митрополитом ( Шиденко В. А. Живописная школа Киево-Печерской лавры// Он же. Buбpahi npaцi з icmopiï лаври. К., 2008. С. 8).

http://pravenc.ru/text/673969.html

Орёл. Кафедральный собор Ахтырской иконы Божией Матери. Никитская церковь Карта и ближайшие объекты Церковь построена в 1773-1786 годах орловским купцом К.С. Пастуховым на месте деревянной Никитской церкви, существовавшей с XVII века в Пятницкой слободе под Орлом. Первоначально была кладбищенской, а в 1786 году кладбище было перенесено, а церковь стала приходской. В 1819-1823 годах рядом с церковью была построена колокольня, а в 1870 году по проекту архитектора И.П. Лутохина колокольня соединена с храмом трапезной. В 1875 году церковь обнесена оградой. Приход церкви в начале XX века насчитывал 273 двора с количеством прихожан более 1300 человек. Закрыта церковь в 1938 году, использовалась под хозяйственные нужды. Вновь стала действующей с 1942 года во время немецкой оккупации города. 5 августа 1943 года на ее колокольне был водружен один из первых красных флагов в честь освобождения города от немецко-фашистских захватчиков. В настоящее время - кафедральный собор г. Орла. Официальное название: Ахтырская (Никитская) церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери с пределами во имя великомученика Никития и во имя Казанской иконы Божией Матери.  Церкви и монастыри города Орла: библиогр. справочник/сост. О.Н. Попов, Р.И. Реуцкая, В.Г. Сидоров. - Изд. 2-е, доп. - Орел: Фолиант, 2007. Ахтырский собор. Согласно преданию, еще в XVI веке на месте собора стояла Пятницкая церковь. В 1678 году в переписной книге на этом месте уже упоминается Никитский храм. К концу XVIII века церковь значительно обветшала, ее пришлось разобрать и встал вопрос о строительстве нового храма. В 1773 году торговавший лошадьми в г. Ахтырке (Харьковская губерния) орловский купец Константин Семенович Пастухов получил исцеление от многолетней болезни по молитве перед чудотворной Ахтырской иконой Божией Матери, прославившейся в то время многочисленными чудесами и почитаемой по всей России. Для нее был поострен величественный каменный собор в Ахтырке. Вернувшись в Орел, Константин Семенович обратился к епархиальному начальству за благословением на постройку каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери на Пятницком погосте. Разрешение было получено, и в том же году приступили к строительству храма. В 1775 году церковь была поострена и освящена.

http://sobory.ru/article/?object=02338

Иваньково. Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская церковь Карта и ближайшие объекты Стоявшая здесь деревянная церковь сгорела в 1808 году. Каменная церковь построена в 1813 году помещиком майором Иваном Фёдоровичем Арбузовым. Придел церкви был освящен в честь Святителя и Чудотворца Николая. В иконостасе церкви были иконы, спасенные из пожара. Особо почиталась прихожанами Казанская икона Божией Матери. В церкви хранился напрестольный серебряный Крест 1766 года с частицей мощей Святого Великомученика Феодора Стратилата и Евангелие московской печати 1653 года. Колокольня была так же каменная, построена отдельно от церкви, на ней было шесть колоколов. Вес первого колокола 21 п. 30 ф., на нём были изображения Казанской иконы Божией Матери и Святителя Николая, вес второго, полиелейного, колокола - 6 п. 4 ф., третьего, вседневного, - 4 п. 23 ф., четвёртого - 1 п. 21 ф., пятого - 38 ф., шестого - 36 ф. Церковь была обнесена оградой из дикого камня. Возле церкви хоронили тех прихожан, которые много постарались для храма. Здесь по ходатайству причта в 1894 году был похоронен крестьянин деревни Гришино Феодосий Васильевич Садовников. На расстоянии 90 саженей от церкви находилось приходское кладбище. 26 мая 1895 года церковь посетил епископ Псковский и Порховский Антонин. Он выразил архипастырское одобрение местному причту с церковным старостой, осмотрел святыни церкви. После церкви владыка осмотрел Иваньковскую церковноприходскую школу, благословил учеников и учителей, выразил признательность попечителю школы помещику, камер-юнкеру Его Императорского Величества Александру Кирилловичу Зыбину. В XX веке, 10 июля 1916 года, погост посетил епископ Псковский и Порховский Евсевий. Несмотря на приезд в позднее время, весь народ ждал владыку в храме. После обозрения храма, реликвий епископ обратился к прихожанам с назидательным словом, призвал слушателей воспитывать в себе христианские добродетели. На другой день он посетил церковно-приходскую школу, где проверил познания учеников.

http://sobory.ru/article/?object=15193

Вятка (Киров). Церковь Ахтырской иконы Божией Матери. Ахтырская кладбищенская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Церковь, о которой мы поведем свой рассказ, сохранилась до сих пор и находится за главным, самым большим и высоким корпусом Кировской областной клинической больницы. Правда, немногие смогут угадать в этом небольшом обезглавленном здании старинный каменный храм, только без купола и колокольни. И только пристально вглядевшись в его трапезную часть и, особенно, в окна с плавно закругленными сводами, можно догадаться, что перед нами – церковь в честь Ахтырской иконы Божией Матери, построенная в 1795 году «иждивением» коллежского советника Иоанна Безрукова и его жены Параскевы Сергеевой на территории городского кладбища, в последствии названного по имени храма Ахтырским. Вот уже много лет в этом храме – склад или цех, а ведь он мог бы стать замечательным больничным храмом! Интересна судьба Ахтырской церкви в Вятке. В 1770-е годы императрицей Екатериной II было предписано создавать при всех крупных российских городах отдельные кладбища, а не хоронить прихожан, как это было раньше, при храмах, в церковной ограде. В провинциальном Хлынове руки до исполнения этого указа так и не дошли. Но губернская Вятка, обратив на себя внимание столицы, уже не могла игнорировать его. Вскоре на генеральном плане города за южной и северной его границами были отведены земли под новые кладбища. Однако православные жители по-прежнему не желали упокоиться вне церковной ограды, считая это уделом нераскаявшихся грешников, в том числе самоубийц, которых веками хоронили таким образом. Тогда власти, не оспаривая этой традиции, распорядились построить на кладбищах храмы. Поскольку под северное кладбище были отведены земли бывшего мужского монастыря с недостроенной церковью святого Иоанна Богослова, то вопрос здесь решался достаточно просто – надо было только общими усилиями завершить этот храм. Что и было сделано. После этого и само кладбище и ведущая к нему улица получили названия по имени храма и стали Богословскими.

http://sobory.ru/article/?object=15050

Гусевский женский монастырь " Ахтырской " иконы Божией Матери Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Гусевский женский монастырь " Ахтырской " иконы Божией Матери - православный монастырь в с. Гусёвка Ольховского района Волгоградской области. Обитель открылась 21 февраля 1996 года на месте ранее закрытого монастыря. Содержание История [ править править код ] Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским, и уговорил его создать в этих местах общину. Сначала 30 сёстёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты. В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей. В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» и х. Толмачёв (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова – т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогают в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

http://azbyka.ru/palomnik/Гусевский_женс...

Москва. Церковь Николая Чудотворца ( " Николы Явленного " ) на Арбате. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Церковь Николы Явленного на Арбате. Архитектор: 1846—1860: Козловский Н.И. 1836—1841: Обитаев С.П. - перестройка (трапезная). Церковь достоверно известна с 1625 г. В 1657 г. упоминается каменной, однако эта церковь была разобрана. В 1593 году закончилось строительство Земляного города — укрепления по линии Садового кольца, чуть раньше появилась стена Белого города, и между этими крепостями появилась улица Арбат. Требовался приходской храм, вероятно, для стрельцов. Тогда церковь была исполнена в простеньких архитектурных формах посадского храма: каменный четверик венчала горка кокошников. Храм назывался не только Явленным, но и «новой прощей», в отличие от «старой прощи» — церкви Похвалы Пресвятой Богородицы на Алексеевском холме, на Волхонке, стоявшей там с конца XV века. И «Явленный», и «проща» имеют одно и то же значение: наличие в храме чудотворной иконы, прославленной исцелениями. В арбатском храме таким был образ Николая Чудотворца, названном Явленным по явленному от его иконы чуду исцеления. В начале XVII века храм значился «за Арбатскими воротами в Стрелецкой слободе». В 1761 г. на вклад капитана Дурново в храме был устроен придел Ахтырской иконы Божией Матери, для этого храма императрица Елизавета Петровна пожертвовала один из списков с Ахтырского образа. (Позже Ахтырская икона была перенесена в Церковь апостола Филлипа у Арбатских ворот, где находится и сейчас). Трапезная 1836-37 гг. с правым приделом Ахтырской Божией Матери и левым - Митрофания Воронежского. Настоящая Никольская церковь с правым приделом Покрова Богородицы заложена в 1846 г., освящена 2 октября 1860 г., представляла собой большой однокупольный четырехстолпный храм в псевдорусском стиле. В 1885 г. слева устроен новый придел Кирилла и Мефодия. Шатровая колокольня оставалась древняя - 2-й пол. XVII в., являлась одним из лучших образцов московских шатровых колоколен. Церковь представляла собой большой однокупольный четырехстолпный храм в псевдорусском стиле. В 1885 слева устроен новый придел Кирилла и Мефодия. Шатровая колокольня оставалась древняя — 2-й пол. XVII в., являлась одним из лучших образцов московских шатровых колоколен.

http://sobory.ru/article/?object=34518

Московская область (святыни) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Московская область СЕРГИЕВ ПОСАД. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: преп. Сергий, Никон, Михей, Дионисий и Антоний Радонежские, Максим Грек, свт. Серапион Новгородский, Иоасаф и Иннокентий Московские, Макарий Алтайский , Исаия Ростовский (глава), муч. Архидиакон Стефан (десница); «Сергиевская-Смоленская» и «Черниговская» иконы Божией Матери, икона свт. Николая. Гефсиманский (Черниговский) скит: преп. Варнава Гефсиманский . ХОТЬКОВО. Покровский Хотьков женский монастырь: преп. Кирилл и Мария Радонежские (родители преп. Сергия). МУЗЕЙ-УСАДЬБА «МУРАНОВО» (Сергиево-Посадский район, близ Радонежа). Храм Спаса Нерукотворного образа: «Корсунская» икона Божией Матери. ДМИТРОВ. Борисоглебский монастырь: «Феодоровская» икона Божией Матери. П. ДЕДЕНЕВО, Дмитровского района. Спасо-Влахернский женский монастырь: преп. исп. Параскева Дмитровская (ХХ в.), «Влахернская» икона Божией Матери, икона Спасителя в терновом венце («Беленький Спас»). ЗВЕНИГОРОД. Саввино-Сторожевский монастырь: преп. Савва Сторожевский (XIV в.). СЕРПУХОВ. Никольский собор: икона Божией Матери «Помощница в родах». Богородицкий Высоцкий монастырь: преп. Афанасий Высоцкий, Младший (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Введенский Владычный женский монастырь: преп. Варлаам Серпуховской (XIV в.), икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», иконы св. царевича Димитрия Угличского и муч. Иоанна Воина. Серпуховский историко-краеведческий музей: икона «Введение Богородицы во храм». С. РАЙ-СЕМЕНОВСКОЕ, Серпуховского района. Храм Спаса Нерукотворного образа: икона Божией Матери «Взыскание погибших». П. НОВЫЙ БЫТ, Чеховского района. Давидово-Вознесенская пустынь: преп. Давид Серпуховской (XVI в.). Д. САТИНО-РУССКОЕ, Подольского района. Вознесенский храм на кладбище: муч. Евгений Родионов (ХХ в.) (могила около храма), «Ахтырская» икона Божией Матери. ИСТРА. Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: мц. Татиана (часть мощей). П. КНЯЖЬЕ ОЗЕРО, Истринского района. Александро-Невский храм: оригинал «Торопецкой-Корсунской» иконы Божией Матери.

http://azbyka.ru/palomnik/Московская_обл...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010