Этот процесс непростой, потому что нередки были случаи, когда мы рекомендовали того или иного инока к проживанию в Пантелеимоновом монастыре, но со стороны Константинопольского Патриархата не встречали должного внимания к этим просьбам. Афон входит в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и когда мы направляем нашего священнослужителя или монаха на Афон, то он автоматически переходит в эту юрисдикцию. Мы надеемся, что Константинопольский Патриархат будет с пониманием относиться к этим нашим пожеланиям, касающихся монахов из стран канонической ответственности Русской Православной Церкви. У Русской Церкви нет никаких экспансионистских планов на Афоне. Мы лишь хотим, чтобы наши иноки, которые этого желают, могли бы, по благословению Святейшего Константинопольского Патриарха, жить в афонских монастырях, приобщаясь к той духовной традиции, которая в течение веков оказывала благотворное воздействие на наше русское монашество и которая по сей день не прервалась на Афоне». Отвечая на вопрос о нынешнем положении Православия в Греции, председатель ОВЦС сказал: «Греция входит в состав Евросоюза, а руководство Евросоюза, к сожалению, в последние годы занимает по некоторым вопросам антицерковные и антихристианские позиции. Например, такие процессы происходят сейчас в Великобритании и Франции, где вопреки массовым протестам населения вводятся законы, уравнивающие однополые союзы с традиционным браком. Нас очень тревожит, что руководство Евросоюза навязывает эти антихристианские нормы всем странам Евросоюза. Некоторым странам пока удается отразить этот натиск, а некоторым — нет. Мы знаем, что на Грецию оказывалось давление, в частности, в отношении Афона, чтобы превратить его в еще одно туристическое место и сделать его доступным для туристов обоих полов. До сих пор Греция противостояла этим требованиям. Я надеюсь, что он сохранит свою позицию по этому вопросу, потому что любое радикальное изменение ситуации на Афоне и вокруг Афона, может самым пагубным образом сказаться на этом уникальном острове духовной жизни, который на протяжении многих веков с любовью создавался православным монахами.

http://pravoslavie.ru/news/61894.htm

Малый и великий входы на литургии, при соборном служении, совершаются на средину храма. В настоящее время русских обителей на Афоне всего 71. Из них, собственно, 1 монастырь, Пантелеимоновский. 4 скита – Свято-Андреевский, Свято-Ильинский, Кромица и «Новая Фиваида», – и 66 так называемых келий. Под словом келья, однако, не надо разуметь то, что у нас в России называется кельей. На Афоне это слово обозначает небольшую обитель, устроенную на земле какого-либо большого монастыря. Пантелеимоновский монастырь на Афоне. Пантелеимоновский монастырь находится с юго-западной стороны Афона, в получасе пути на лодке от пристани Дафни, где обычно высаживаются прибывающие паломники. Время основания этой обители относится к первой половине XI века. Первоначально обитель была основана на том месте, где теперь расположен Богородичный скит, и лишь впоследствии перешли на настоящее место иноки обители Св. вмч. и целителя Пантелеимона. Обитель очень велика. Главный братский шестиэтажный корпус стоит на самом берегу моря. Вокруг него теснятся остальные помещения. Святые ворота ведут во двор монастыря, где отдельно стоит храм греческого стиля во имя Св. Пантелеимона, а также церкви Митрофания и Успения и громадная библиотека. Соборный храм обители во имя Покрова Пресвятой Богородицы, с приделом в честь Св. блгв. кн. Александра Невского. Против храма Св. Пантелеимона находится колокольня, под которой помещается большая трапезная на 800 человек. Монастырь имеет свои подворья в Одессе, Петербурге и Константинополе. Управляет им архимандрит. Свято-Андреевский скит. На восточном склоне святой горы Афонской, на живописном месте, среди пирамидальных кипарисов и раскидистых каштанов и кедров, расположен красивый и благоустроенный русский общежительный скит во имя Св. ап. Андрея Первозванного. Возник Свято-Андреевский скит из уединенной кельи во имя прп. Антония Великого , которую устроил для себя на земле Ватопедского монастыря святейший патриарх вселенский Афанасий Патегарий, прибывший на Афон на покой в половине XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Первое русское монашеское поселение на Афоне появилось в XI веке, сохранилось письменное упоминание о нем как действующем монастыре, относящееся к февралю 1016 года. На Афоне принял постриг родоначальник русского монашества преподобный Антоний Печерский. В XVII веке монастырь перешел в руки греков. К концу XVIII столетия он пришел в запустение, но в начале XIX был заново отстроен. Возвращение русских иноков началось только в 1830-е годы, с этого же времени монастырь пользовался покровительством русской императорской фамилии. Расцвет обители приходится на конец XIX - начало XX века, когда она стала самым большим монастырем на Афоне по площади и численности братии. К 1913 году здесь насчитывалось более 2000 монахов. После революции вследствие разрыва связей с Россией и систематического вытеснения русских со Святой Горы численность братии стала быстро сокращаться. В конце 1960-х годов в монастыре оставалось всего семь престарелых монахов. На настоящий момент в монастыре вместе с послушниками проживает 106 человек братии. Большую роль в возрождении монастыря в советские годы сыграл митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим — учитель Святейшего Патриарха Кирилла; вместе они посетили Афон в начале 1970-х годов. Свято-Пантелеимонов монастырь находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата; его насельники обязаны принимать гражданство Греческой Республики, которое дается автоматически при поступлении в монастырь. К Свято-Пантелеимонову монастырю приписаны скиты Богородицы (Ксилургу), Старый Русик, Новая Фиваида и Крумица. Среди святынь обители — частица Креста Господня, частица камня Гроба Господня, мощи святого великомученика и целителя Пантелеимона, преподобного Силуана Афонского, частицы мощей святого пророка Иоанна Предтечи, праведного Иосифа Обручника, апостола Фомы, великомученика Георгия Победоносца, апостола и евангелиста Луки, святителя Иоанна Златоуста. В монастыре расположена уникальная библиотека, насчитывающая 1500 греческих, 550 славянских, 400 русских, 43 иноязычных рукописных кодекса и свыше 42 000 печатных книг.

http://patriarchia.ru/db/text/4538047.ht...

В XVIII веке в условиях длительных русско-турецких войн монастыри Афона пришли в упадок и запустение, касалось это в том числе и Пантелеимоновой обители. После долгого периода нестроений, она начала возрождаться только в середине XIX века при иеросхимонахе Иерониме (Соломенцеве) и архимандрите Макарии (Сушкине). Эти духоносные старцы способствовали небывалому расцвету русского монашества на Святой Горе и укреплению его связей с Отечеством. Немалую роль сыграла в этом деятельная помощь русских людей на Родине, стремившихся поддержать иноков-соотечественников своими пожертвованиями. В начале ХХ века на Афоне помимо Пантелеимонова монастыря, имевшего 1800 насельников, было еще более семидесяти русских обителей. Многие из них, хотя и назывались скитами, фактически являлись полноценными монастырями. Это, прежде всего, относится к Андреевскому и Ильинскому скитам. Многочисленные афонские подворья в России, широкомасштабная книгоиздательская деятельность представительства Пантелеимонова монастыря в Москве способствовали тому, что Россия и Афон пребывали в единении веры, молитвы и благочестия. До самых отдаленных уголков нашего Отечества доходили также иконы, написанные святогорскими изографами. Однако приближались тяжелые времена. В 1913 году в результате вызывающего до сего дня много обсуждений «спора об имени Божием» Святую Гору в тех или иных обстоятельствах покинули более 800 русских иноков. Последовавшая вскоре революция 1917 года почти полностью прервала связи между Россией и Афоном. Это имело результатом дальнейшее сокращение там числа наших соотечественников - к 1945 году до чуть более пятисот. Многие из них уже находились в преклонном возрасте, и с течением времени число их катастрофически быстро сокращалось. По окончании Второй мировой войны братия Пантелеимонова монастыря обратилась за помощью к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. С тех пор Русская Православная Церковь, несмотря на трудности своего существования в условиях атеистической власти, стремилась оказывать содействие не только пополнению братии обители великомученика Пантелеимона, но и защищала интересы всего святогорского братства от внешних попыток ограничить его традиционное самоуправление. Многое было сделано и в сфере материальной поддержки нашей обители, сильно пострадавшей от пожаров.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/a...

«По милости Божией, разделения, порожденные революцией и гражданской войной, теперь преодолены и на церковном теле нет больше этой раны, и мы все вместе едиными усты и единым сердцем, вне зависимости от нашего гражданства, места проживания и политических взглядов, прославляем Господа, — сказал Святейший Владыка. — Русская Церковь простирает свои объятия на многие страны и народы, не требуя для себя ничего, не получая от этого никакой материальной или политической выгоды. Она истощает себя по закону любви, потому что, когда ты отдаешь другому, ты больше получаешь». По словам Его Святейшства это понимают люди, которые отдают сегодня свои силы и средства на восстановление храмов и монастырей. «Эти люди эти хорошо знают, что чем больше отдаешь, тем больше тебе возвращается, и не обязательно материально, хотя нередко и материально, но возвращается пониманием смысла цели жизни, радостным биением сердца, сознанием того, что не напрасно проживаешь жизнь, сознанием того, что грехи свои повергаешь пред Престолом Божиим, принося эту жертву. А Господь принимает искреннюю жертву и прощает грехи. Так и вся наша Русская Церковь несет это свое жертвенное служение, ничего не требуя взаймы, кроме любви и верности», — подчеркнул Предстоятель. В дар собору Святейший Патриарх Кирилл передал Иверскую икону Божией Матери и пасхальное яйцо. Затем Святейший Владыка осмотрел строения Старого Русика, после чего вернулся в Пантелеимонов монастырь, где разделил братскую трапезу с насельниками. Скит Старый или Нагорный Русик — вторая по времени основания русская обитель русского иночества на Афоне. В 1169 году по просьбе братии русской монашеской общины во главе с игуменом Лаврентием ей был передан запустевший монастырь Фессалоникийца с храмом в честь святого великомученика Пантелеимона. В этом монастыре принял монашеский постриг свт. Савва Сербский. За несколько столетий истории обители ее благотворителями были сербские цари, молдавские и валашские господари, русские самодержцы. В XVII веке братия переселилась ближе к морю, где и находится поныне Русский Пантелеимонов монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/4481073.ht...

См. также: Дополнения к «Актам историческим...» 243). 23а. 1 Акты Русского на Святом Афоне монастыря святого великомученика и целителя Пантелеймона. – См.: Азария, монах, русский святогорец 3). 24 . Александр, архимандрит. Русская Афонская общежительная обитель Святого Николая Чудотворца, именуемая «Белозерка». Очерк. Афон, АОСНЧ, 1912. 40 с. 25 . – Русская Афонская пустынная общежительная обитель Святого великомученика Георгия на «Керашах» (в пределах Лавры Святого Афанасия). Очерк. СПб., АОСВГ, 1912. 48 с. 26 . Александров А. И. Из Одессы на Афон. Казань, 1896. 27 с. Отд. отт. из ж. «Деятель». 27 . – Служба святому Кириллу, учителю Словенскому. По рукописи Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне. Сообщ. А. Александрова. (СПб.,) ОЛДП, 1895. (2), 31 с.; 1 л. факс. (ПДПИ, вып. 107). 28 . Алексий, Святейший Патриарх Московский и всея Руси. Письмо Блаженнейшему Иерониму, архиепископу Афинскому и всея Эллады, от 2 декабря 1969 г. – ЖМП, 1970, 1, с. 4. По поводу законоположения Греческого правительства 124/1969 о Святой Афонской Горе. 29 . – Послания в связи с положением на Святой Горе Премьер-Министру Королевства Греции г-ну Георгию Пападопулосу, Святейшему Патриарху Афинагору и д-ру Юджину Блейку от 25 апреля 1969 года. – ЖМП, 1969, 5, с. 3–6. 30 . Алексий, иеросхимонах. Божественно ли имя Иисус? Голос из келлии старца Киево-Печерской Успенской Лавры по поводу современных споров о Божественности имени. Киев, 1913. 31 . Альбом видов монастырей и скитов Святой Афонской Горы. М., РПМА, б. г. 33 л. илл. 32 . Альбом видов Русского Свято-Андреевского скита на Афоне. (Виды обителей, церквей, подворий и проч.). Одесса, САОСА, 1914. 32 илл. 33 . Альбом с афонскими 30-ю видами монастырей и скитов. Б. м., РПМА, б. г. 34 . Анатолий, иеромонах. Святая Гора Афон и Святая обитель Благовещенская. Н. Новгород, 1908. 22 с. 35 . Анатолий, епископ. Афонский вопрос. – Газ. «Голос Руси», 1914, 101. 36 . Аникита, иеромонах – князь Сергей Александрович Ширинский-Шихматов. – Русский биографический словарь (Т. 2). 1897, с. 146–147.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Несмотря на все сложности, эти годы ознаменовались небывалым возрождением церковной жизни на постсоветском пространстве, что, безусловно, способствовало росту авторитета нашей Церкви в православном мире, признанию ее заслуг в деле упрочения православного единства. Свидетельством тому стали крупные церковные мероприятия общеправославного масштаба, проводившиеся в Московском Патриархате в последние десятилетия. Это и освящение кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве в 2000 году, и встреча Предстоятелей и представителей Поместных Православных Церквей в Кремле в 2011 году, и общеправославное празднование 1025-летия Крещения Руси в России, Украине и Белоруссии в 2013 году, и многое другое. Все они проводились при непосредственном участии Отдела внешних церковных связей. Немаловажной оказалась роль ОВЦС в деле сохранения русского присутствия на Святой Горе Афон, чем Отдел начал заниматься вскоре после своего учреждения. Благодаря предпринятым усилиям и, конечно, мужеству тех духовных воинов Русской Церкви, которые взяли на себя подвиг насельничества на Афоне, сопряженный с восстановлением русских обителей, сегодня мы являемся свидетелями возрождения Пантелеимонова монастыря и активизации русско-афонских связей, имеем возможность достойно встречать 1000-летие первого письменного упоминания о русской обители на Афоне, посещать Святую Гору с паломничествами, поклоняться ее святыням, привозимым в пределы нашей Церкви. 27 мая я надеюсь посетить Афон, пробыть там до 29 мая, торжественно празднуя вместе с насельниками Святой Горы и с многочисленными паломниками и гостями 1000-летие первого письменного упоминания о Русской обители на Афоне. Важная часть работы Отдела внешних церковных связей — это консолидация русской диаспоры за рубежом. В будущем году исполнится десять лет со дня подписания Акта о каноническом общении, которым было восстановлено единство Русской Православной Церкви Заграницей с Московским Патриархатом. Этот документ подвел символическую черту под историей трагической смуты, разделившей наш народ и нашу Церковь в революционные годы. Переговоры, которые привели к воссоединению, проходили при самом активном участии Отдела внешних церковных связей.

http://patriarchia.ru/db/text/4470984.ht...

Отрадно думать, что святая Православная вера, как и в древние времена, вновь сияет на Святой Руси, что в эти тяжелые годы войны с исконным внешним врагом-завоевателем Святая Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха Сергия и Вашем воодушевляла и наставляла (как и во все трудные времена истории России) верующий русский народ на святое дело защиты Родины. Еще с большею радостью слышим мы отовсюду, что Православная вера и Церковь в России обладают сейчас полной свободой и что правители державы Российской относятся к Церкви Христовой с подобающим ей уважением и доброжелательством. Радостно также, что Русская Православная Церковь вновь занимает подобающее ей почетное место среди других Автокефальных Церквей и что в Москве обсуждаются и решаются во благо Православия важнейшие вопросы, касающиеся всей Православной Церкви в целом. Пользуясь случаем этого первого после многих лет перерыва письменного общения с Русской Церковью, мы обращаемся от имени нашего Русского монастыря святого Пантелеимона и всех русских монахов Святой Горы к Вашему Святейшеству с нижеследующей просьбой: вот уже 30 лет, как Святая Гора Афонская перешла без согласия на то России во власть греков. С этих пор наш монастырь и все русские обители на Афоне начали подвергаться тяжелым притеснениям со стороны греческого правительства. Негреческие обители Святой Горы обречены на верное и сравнительно быстрое вымирание и уничтожение, за которыми последует общая гибель Святой Горы как особой монашеской автономной области. Мы вместе с тем сознаем, что в нашей беде, беде русских людей на далеком Афоне, нам может помочь одна лишь Россия. Поэтому мы умоляем Ваше Святейшество: взять нас под свое отеческое духовное покровительство. Почтительнейше испрашивая святых молитв Ваших и благословения, честь имеем быть Вашего Святейшества нижайшими послушниками и смиренными богомольцами. Игумен Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря Архимандрит Иустин со всею о Христе братией». По результатам этого обращения, в письме председателю Совета по делам РПЦ ген.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=6&iid=26...

10. В письме от 9 августа 1946 года на имя Председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпова Святейший Патриарх Алексий предложил целый ряд практических мер по улучшению положения русских иноков на Афоне, а 5 мая 1947 года Патриарх обратился с окружным Посланием к Предстоятелям Автокефальных Поместных Православных Церквей, прося их обратить внимание на бесправное положение русских иноков Афона. В 1948 г. на Совещании глав и представителей автокефальных православных церквей в Москве было отмечено тяжелое положение Русского Пантелеимонова монастыря. Московское Совещание призвало Предстоятелей всех Автокефальных Православных Церквей обратить внимание на судьбу афонского монашества в настоящее время, и в особенности на трудное положение монахов негреческой национальности. 11. Архив ОВЦС. Папка «Афон». 9а. 12. Так, например, в телеграмме на имя Патриарха Константинопольского Димитрия от 12 ноября 1973 года Патриарх Московский и всея Руси Пимен писал: «Необъяснимое молчание воспринимается Нами как игнорирование Наших обращений к Вашей Святыне, приносит Нам огорчение и, к глубокому прискорбию Нашему, способствует только ослаблению братских уз, связующих Наши Святые Церкви». 13. Греческие власти преследовали русских иноков на Афоне за письма и посылки, получаемые с Родины, а также, порой, не разрешали Русской Церкви передавать и материальную помощь. Так, например, после сильного пожара в Пантелеимоновом монастыре в 1959 г., в результате которого пострадала библиотека и редчайшие рукописи XI-XVI вв., оказалось невозможным послать жертву. Вот что писали по этому поводу насельники монастыря: «Нам очень прискорбно, что греки пишут в своих газетах, что русские афонские монахи не желают принять жертву от Святейшего Патриарха Алексия, а также и новых монахов, — все это неправда. Мы все желаем соединиться с Православной Русской Церковью, но враги не допускают...» (Архив ОВЦС. Папка «Афон». 9а). 14. Архив ОВЦС. Папка «Афон». 9а. 15. Грекам удалось доказать, что скит построен на земле Ватопедского монастыря. После смерти последнего русского инока из скита была вывезена наиболее ценная утварь, иконы, святыни. Оставшись необитаемым, скит очень быстро стал разрушаться.

http://patriarchia.ru/db/text/149350.htm...

Последняя часть, безусловно, написана под влиянием славянских монастырей, которые более десятилетия перед этим событием боролись против попыток греческих властей эллинизировать Афон и всегда в своих аргументах в споре с властями апеллировали к Берлинскому договору 51 . Можно ли сделать вывод из содержания письма, что монахи сотрудничали с нацистами? Безусловно, нет. Они не связывали себя никакими обещаниями и не принимали никаких условий. У монахов не было никаких иных интересов, кроме сохранения Афонской горы с её тысячелетней духовной историей православного мира. Они знали, что именно Германия в международном плане ещё с 1878 года обязывалась это соблюдать. В результате Афон был спасён. И хотя несколько десятилетий спустя ещё звучали сомнительные обвинения в адрес монахов в связи с этим «посланием о сотрудничестве с нацистами», как показала история, все нападки на афонцев оказались напрасны. Протоиерей Павел Недосекин 34 Протоиерей Павел Недосекин. О причинах кризиса «русского Афона» в ХХ веке. С. 3–36 настоящего издания. 35 Архимандрит Илиан. Послание Святейшему Вселенскому Патриарху Афинагору от 13/26 июня 1963 года//Архиепископ Василий (Кривошеин) , Переписка с Афоном. Письма и документы. – Москва – Брюссель: Conference Sainte Trinity du Patriarcate de Moscou ASBL; Свято-Екатерининский мужской монастырь, 2012. С. 93–96. 37 Письмо Священного Кинота игумену Пантелеимоновского монастыря архимандриту Иустину от 21 сентября 1955 года. Там же. С. 61–62. Письмо иеродиакона Давида (Цубера) иеромонаху Василию (Кривошеину) от 12 декабря 1955 года. Там же. С. 63. 38 Окружное послание Священного Кинота 20-ти монастырям Святой Афонской горы от 11 апреля старого стиля 1941 года за 85. Рукопись. АРЭ. Далее: Окружное послание. Документ опубликован на с. 324–326 настоящего издания. 39 Там же. С. 1–2 рукописи. Здесь следует заметить, что губернаторами, поставленными греческим правительством на Афоне с момента появления этой должности, монахи были весьма недовольны. Как писал в те годы монах Василий Кривошеин в рукописи «Положение Афона. 40-е годы»: «Фактически, его [губернатора] деятельность проявлялась в мелочном вмешательстве во внутренние дела монастырей, вызвавшем возмущение всех афонских монахов без различия национальностей. Можно без преувеличения сказать, что за весь период 1926–1941 годов на Афоне не было ни одного хорошего губернатора, не вызвавшего своими действиями резкого конфликта с Кинотом или монастырями» (С. 337 настоящего издания).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010