КАТЕГОРИЯ II: Евхологии, которые могут еще сохранять Вечерню или Утреню Песненного последования, но которые чаще всего сохраняют только большинство молитв этих чинов, соблюдая древний порядок молитв и те только рубрики, которые подходят к монашескому уставу. Не хватает уже «Малых» Часов (Полуношница, Третий Час и т.д.) Песненного последования, заменяемых вероятно монашескими Часами Часослова Св. Саввы. Существуют еще Песненные Тритоекти и Паннухис, но не во всех евхологиях. Эти евхологии употреблялись при их приспособлении служащим иереем к службе, исполняемой хором по палестинскому уставу, т.е., по Часослову, Октоиху и т.д. К этой категории мы могли бы отнести следующие евхологии: Х-го в.: Гротт. Γ β IV; XI в.: Гротт. Г β II; XII в.: Ватикан 1811, Ват. 1875, Барберини 431, Бодлеан Auct. Е 5.13, Коален 214; XIII в.: Синай 960, Синай 982, Ленингр. слав. Ο. π. Ι 67; XIV в.: Синай 981, Кутлумусию 491, Софийский Лен. слав. 526, Щукин слав. 745, Синод, слав. 598, Синод, слав. 601, Синод, слав. 892, Типографская слав. 269; XV в.: Синай 968, Синай 980, Синай 988, Афины 661, Синод, слав. 611, Синод, слав. 269; XVI в.: Александр, патриархат 455; не датированная: Афины 685. КАТЕГОРИЯ III: Евхологии, в которых молитвы Вечерни и Утрени (и то не все) рассеяны между элементами монашеских исследований Вечерни и Утрени по Часослову. Каждая рукопись предлагает другую систему как и когда читать молитвы, иногда даже переставляя их вне традиционного порядка или пропуская часть дошедших до нас молитв. Мы думаем, что эти евхологии соответствуют студийской практике. Эта практика сосуществовала с Песненным последованием, вероятно в самих городах Византии или Руси, где в соборах и монастырях служили следуя разным уставам. Это положение перестало существовать в Константинополе после 1204 г. и в результате появления « Диатаксис » Патриарха Филофея; в России же только при патриархе Никоне , а именно с принятием Иерусалимского Типикона Св. Саввы. К III категории мы отнесли бы следующие рукописи: Х-го в.: Гротт. Г β X, Ватикан 1833, Синай 956, Синай 961; XII-ro в.: Синай 962, Синай 973, Гротт. Г β XXI. Ватик. 2005В, Барбер. 345, Барбер. 393, Оттобони 344, Афины 713, Афины 2795; XIII в.: Патмос 104, Патм. 105, Барбер. 443, Оттоб. 434, Афины 570, Софийский слав. 518, Гротт. Г β XIV; XIV в.: Ватопедию 133, Синай 952, Вел. Лавра Афона В7, Синод, (греч.) 279/261; XV в.: Синай 984, Афины 664, В. Лавра 103, «Антонина» Лен. (греч.), Синод, (греч.) 280/262, Синод (греч.) 281/263; XVI в.: Синай 977, Синай 978, Синай 979, Синай 989, Ватоп. 134, Есфигмену 208, Каракаллу 163, Александр, патриархат 224, Афины 665, Афины 1910, Синод, слав. 989, Тбилиси груз. 208, Тбилиси груз. 450 (см. также категорию I).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Есть только две формы римского обряда: ординарная (ordinaria expressio) по миссалу, выпущенному Павлом VI в 1970 году, и экстраординарная (extraordinaria expressio) по миссалу, выпущенному Пием V в 1570 году и заново изданному Иоанном XXIII в 1962 году (ст. 1). На мессе без народа каждый священник латинского может использовать либо миссал 1962 либо миссал 1970 года (ст. 2). По миссалу 1962 года могут служить общинную мессу все институты посвященной жизни и общества апостольской жизни (ст. 3). На эти богослужения могут быть допущены и те верные, кто лично об этом попросит (ст. 4). В тех приходах, где на постоянной основе существует группа верных, любящих прежнюю литургическую традицию, пусть (это просьба) настоятель охотно разрешает подготовленным священникам использовать миссал 1962 года, однако с ограничением: по одной службе в воскресенья и праздники; нет ограничений в будние дни, а также для бракосочетаний, похорон и паломничеств (ст. 5). Кроме того, при пользовании миссалом 1962 года на мессах с народом, чтения могут звучать на национальном языке из одобренных лекционариев (ст. 6). Если верные просили приходского настоятеля разрешить им пользование миссалом 1962 года и такого разрешения не получили, они могут обратиться к епархиальному епископу; настоятельная просьба к нему — исполнить их желание; если же он не может его исполнить, то должен об этом сообщить в Папскую комиссию Ecclesia Dei и ожидать от нее совета и помощи (ст. 7-8). Во благо душам, оставлены (a) на усмотрение приходского настоятеля — возможность использовать старинный обряд для крещения, покаяния, брака и помазания больных; (b) на усмотрение епископа — выбор старинного Римского понтификала для миропомазания; (c) на усмотрение рукоположенных клириков — возможность использовать Римский бревиарий 1962 года (ст. 9). Во благо верным, любящим миссал 1962 года, епархиальный епископ может учредить персональный приход (ст. 10). Наконец, папская комиссия Ecclesia Dei, чьи функции подтверждены, должна надзирать за соблюдением и применением вышеизложенного (ст. 11-12).

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Консолидация противников Лакедемона заставила его удержаться от нового вторжения в Беотию. Военные действия были перенесены на море, где главным противником Спарты оставались Афины. В 376 г. до Р. Х. 60 спартанских кораблей, базировавшихся на Эгине, блокировали Саронический залив, но в морском сражении у Наксоса афинский флот разгромил врага, после чего большинство полисов на Кикладских островах присоединилось к Афинской симмахии. После еще нескольких поражений Лакедемона начались переговоры о мире, и он был заключен в 374 г. По мирному договору Спарта признала Афинскую симмахию, создание которой противоречило условиям Анталкидова мира, так что для Афин этот договор явился успехом и Афины воспользовались им для насаждения демократического правления в тех полисах, которые представляли для них интерес. Первой жертвой вмешательства стал Закинф: афинские суда доставили на побережье Закинфа эмигрантов, бежавших после установления в этом полисе олигархического правления, и те, выстроив на берегу крепость, начали военные действия с целью захвата родного города. Спарта протестовала против агрессивной акции Афин, но тщетно. Тогда она решила вмешаться и направила к этому острову и к Керкире свой флот. Для противодействия Спарте Афины отрядили на побережье Ионического моря отряд из 600 наемников-пелтастов, который двинулся маршем через Эпир. Ночью отряд переправился морем на Керкиру. Заодно с Афинами действовала Фессалия, которая в ту пору вместе с Эпиром была объединена в единое государство под главенством тагоса Ясона, правившего в Ферах и располагавшего многочисленной наемной армией и самой сильной в Элладе конницей. Но военные действия затянулись. За этим последовало возникновение трений между Афинской симмахией и Фивами, на сторону которых стал и фессалийский тагос Ясон. Толчком к нарастанию конфликта послужил захват фиванцами Платеи, беженцев из которой гостеприимно приютили Афины. В такой обстановке Афины вновь начали переговоры со Спартой. В их ход вмешался персидский царь царей. При его посредничестве в 371 г. в Спарте состоялся общеэллинский конгресс, на котором были признаны Пелопоннеский и Афинский союзы, а другие полисы заключили с Лакедемоном договоры на условиях признания условий Анталкидова мира. Но Фивы на этом конгрессе отказались выполнить требование о роспуске Беотийского союза. Беотарх Эпаминонд заявил, что это возможно лишь при условии, что одновременно будет распущен и Пелопоннеский союз. Позицию Фив не разделяли тогда и Афины, предпочитавшие сближению с Беотией мир со Спартой. Договор был отвергнут и Фессалией, правитель которой носил далеко идущие экспансионистские планы по завоеванию Македонии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

В 457 г. до Р. Х. Лакедемон послал войска в центральную Грецию, чтобы помочь Дориде, которая почиталась родиной всех дорийцев, в ее борьбе с Фокидой, но действительной целью этого похода был подрыв влияния Афин, в близком соседстве с которыми шла эта война. В ответ на акцию Спарты Афины направили в Беотию отряд из 14 тысяч гоплитов. В нем, помимо афинян, находились также аргоссцы и фессалийцы. Сторону Спарты приняли Фивы. Это было началом первой Пелопоннеской войны, продолжавшейся с перерывами до 445 г. В сражении при Танагаре, в котором участвовал и Перикл, афиняне были разбиты. Главной причиной их поражения послужил предательский переход фессалийской кавалерии на сторону врага в разгар битвы. Но вскоре Афины смогли восстановить былую мощь, и в сражении при Энофитах их войска под командованием Миронида разгромили отряд фиванцев. Обладая бесспорным превосходством на море, пользуясь тем, что силы Лакедемона были в значительной мере поглощены войной с илотами в Мессении, Афины в 455 г. наносят ряд ударов по военно-морским силам греческих полисов, продолжавших соперничать с ними. Были разгромлены и капитулировали восставшие против Афин Эгины, серьезный урон понесли эскадры Коринфа, Сикиона и Спарты. На сторону Афин перешла пелопоннеская Ахея. Спарта вынуждена была прекратить боевые действия с Афинами, что позволило им расправиться над полисами, попытавшимися сбросить с себя их гегемонию. Восстание илотов было подавлено Спартой, но благодаря посредничеству Афин участникам сопротивления, оставшимся в живых, было разрешено переселиться из Мессении в Навпакт, город, расположенный в самом узком месте Коринфского залива. Этот новый полис был поставлен под покровительство Афин и включен в симмахию Так Афины обрели стратегически важную опорную базу на Пелопоннесе, где они легко могли перерезать коммуникации Коринфа с его западными колониями. В Афинах началось строительство «Длинных стен», которые должны были соединить их с Пиреем, сделав город неприступными со стороны суши. В 454 г. до Р. Х. афиняне добились согласия союзников на перемещение союзной казны с острова Делос в свой город. С этих пор Афины без зазрения совести тратят союзные средства на собственные нужды, главным образом, на судостроение. Делосский союз, оставаясь формально таковым, превращается в действительности в Афинскую державу – архе, а прежние союзники – в зависимые города, обладающие лишь некоторой автономией не политического, но скорее муниципального характера, своего рода самоуправлением. К 449 г. от Афин зависело уже более полторы сотни полисов.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Но разразившийся шторм помешал афинским морякам подобрать тонущих афинян и трупы погибших. Вождь демократической партии Архедем обвинил в гибели афинян одного из стратегов, командовавших флотом, – Эрасинанда. Затем совет привлек к ответственности и других стратегов. Двое из них бежали, а остальные – Аристократ, Лисий, Перикл, сын знаменитого политика Перикла, Фрасил и Диомедон – были также преданы суду. И суд приговорил всех шестерых к смертной казни, которая и была совершена без промедления. Так Афины потеряли своих лучших флотоводцев, одержавших последнюю победу в этой войне. За казнью последовал разгром афинского флота при Геллеспонте в 405 г. Дисциплина во флоте, стоявшем в устье речки Эгоспотамы, впадавшей в пролив с его европейской стороны, была расшатана. Моряки разбрелись по берегу, оставив многие триеры без охраны. И пелопоннеский флот под командованием Лисандра напал на противника врасплох, потопив или захватив почти все суда афинян. Три тысячи афинских воинов были взяты в плен и казнены. Алкивиад, получив известие о поражении афинского флота, бежал из Херсонеса к персам и был там убит. Через несколько месяцев Афины, лишенные флота, были осаждены с моря, у Пирея, триерами Лисандра, а с суши – гоплитами под командованием спартанского царя Павсания. В городе велись ожесточенные споры, олигархи стояли за капитуляцию, а демократы требовали продолжать борьбу и защищать Афины, считая выставляемые Спартой условия неприемлемыми. В распре победили сторонники заключения мира. Переговоры со стороны Афин вел Ферамен. В апреле 404 г. до Р. Х., когда в осажденном городе начался голод, был подписан мирный договор, условия которого продиктовали победители. Афины обязались распустить Морской союз, передать оставшийся флот, за исключением 12 триер, предназначенных для несения сторожевой службы, Лакедемону, срыть «длинные стены», вернуть изгнанников и вступить в союз со Спартой, признавая ее гегемонию во всем эллинском мире. Давние противники Афин Фивы и Коринф возражали против этих положений договора, считая их слишком щадящими, они предлагали стереть Афины с лица земли, а все население полиса продать в рабство, но Спарта опасалась чрезмерного усиления этих близких соседей Афин в результате тотального опустошения Аттики, и поэтому сохранила полис, в победоносной войне с которым понесла большие потери.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

– Какие признаки духовного плода в душе? (21:131–132) – Что значит воскресение души, о котором говорит апостол Павел? (21:133). – Как действуют на душу три степени ведения? (28:174–175) – Непрестанное изучение Писания – свет для души (30:179). – В чем душа уподобляется кораблю и воинству? (38:213) – Крепость души изведывается в победе над страстями, ратующими приражением помыслов (45:244). – Если душа не сдружится со страстями помышлением о них, то они не могут возобладать над духовными чувствами ее (48:266). – Как действует на душу смирение и как – возношение? (48:267) – Без чистоты от страстей, душа не врачуется от недугов греха (54:300). – Что бывает с человеком, когда достигнет он очищения, то есть здравия души? (54, 300; 55:317) – Что врачевства – для больного тела, то заповеди – для страстной души (55:301). – Чистота и душевное здравие есть царство души, и когда в него входим (55:316). – Не должно просить преждевременно сего царства (55:316). – Зло есть недуг души (55:320). – Душа, пока болезнует страстями, не может ощущать духовного и не умеет вожделевать оного (55:320–321). – Сокровенное делание заповедей врачует силу души (55:321). – В чем состоит законное приобретение здравия души? (55:322) – Душа, любящая Бога, в Нем едином имеет себе упокоение (56:341). – Телесное делание предшествует душевному (56, 341–342; 85:496). – Лучше воскресить душу от страстей, чем воскрешать умерших (56:346). – Душа, связанная многопопечительностью, не может пребывать в Божественном учении (56:353). – Бог на пользу душе попустил, чтобы она была доступна страстям (58:377). – Какими (тремя) способами разумная душа может приближаться к Богу? (58:377) – Какой признак того, что душа приближается к исходу из тьмы? (58:387–388) – Какую пользу получает душа, поучающаяся всегда в памятовании о должном? (75:457) – По мере искушений и скорбей душа приемлет дарования от Бога (78:469–470). – Очищение души есть освобождение от тайных страстей, возникающих в уме (81:479). – От каких причин происходит омрачение души? (85, 493–494:497) – Душа скупая лишается премудрости Духа, а милосердная умудряется Духом (85:494).

http://azbyka.ru/otechnik/Isaak_Sirin/sl...

изд., с. 55). Переговоры закончились провалом, но война не была объявлена. Спарта еще не раз отправляла посланцев в Аттику, требуя снять осаду с Потидеи и признать независимость Эгины. «Лакедемоняне желают мира, и мир будет, если вы признаете независимость эллинов» (Фукидид, цит. изд., с. 60), – заявили послы Спарты. На созванном после предъявления этого требования, выполнение которого вело потенциально к распаду Афинского морского союза, народном собрании раздались голоса, призывающие к компромиссу. Тогда слово взял Перикл, убеждая сограждан в том, что Афины вместе с союзниками обладают достаточными средствами для победы. Он предложил дать ответ, в котором была бы выражена готовность пойти на уступки, но под условием, что и Лакедемон также со своей стороны сделает соответствующие уступки. Афины готовы предоставить союзникам независимость, если и Спарта перестанет вмешиваться в дела государств, входящих в Пелопоннеский союз. По предложению Перикла лакедемонянам был дан ответ, суть которого заключалась в том, что Афины «отказываются что-либо делать по приказу, но готовы, согласно договору, улаживать споры третейским судом под условием полного равенства» (Фукидид, цит. изд., с. 64). Переговоры прекратились, и война стала неизбежной. Для ее ведения Афины вместе с союзниками располагали сухопутной армией из 32 тысяч гоплитов и 1200 всадников, а также великолепно вооруженным флотом в 400 триер. Вооруженные силы Спарты вместе с союзными полисами обладали значительным превосходством на суше, насчитывая 60 тысяч гоплитов, но уступали Афинской симмахии на море, имея 300 триер. Финансовые средства Афинской симмахии превосходили ресурсы Пелопоннеского союза. Война началась с нападения союзных Лакедемону Фив на Платеи. «На шестнадцатый месяц после битвы при Потидее, в начале весны (431 г. до Р. Х. – В. Ц.) отряд вооруженных фиванцев числом не немногим более 300 человек под предводительством беотархов Пифангела.. и Диемпора.. в начале ночного сна вторгся в беотийский город Платею, союзный с Афинами. Призвали же фиванцев и открыли им городские ворота граждане Платеи Навклид и его сторонники, желая истребить своих политических противников» (Фукидид, цит. изд., с. 65). Афинский отряд быстрым маршем прибыл в Платею, и началась длительная осада города, затянувшаяся на 5 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

22. Утратила силу – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1962 г. Признать утратившей силу: 24. Инициаторами по созыву и организаторами религиозных съездов, совещаний и конференций могут быть: религиозные общества и группы 24. Утратила силу – Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 декабря 1962 г. 1929 г. 1962 г. 1975 г. верующих, их исполнительные органы, а также исполнительные органы религиозных съездов. Без изменения с 1962 г. 25. Имущество, необходимое для отправления культа, как переданное по договорам верующим, составившим религиозное общество, так и вновь приобретенное ими или пожертвованное им для нужд культа, является национализированным и находится на учете соответствующего городского совета, районного или волостного исполнительного комитета и в пользовании верующих. 25. Имущество, необходимое для отправления культа, как переданное по договорам верующим, составившим религиозное общество, так и вновь приобретенное ими или пожертвованное им для нужд культа, является национализированным и находится на учете в исполкоме районного, городского Совета депутатов трудящихся. Без изменения с 1962 г. 27. Молитвенные здания и культовое имущество передаются в пользование верующих, составивших религиозное общество, по договору от имени соответствующего районного исполнительного комитета или городского совета подлежащим административным отделом (частью) или отделением или непосредственно волостным исполнительным комитетом. 27. Молитвенные здания и культовое имущество передаются в пользование верующих, составивших религиозное общество, на условиях и в порядке, предусмотренных договором, заключаемым религиозным обществом с исполнительным комитетом районного, городского Совета депутатов трудящихся. Без изменения с 1962 г. 29. В договоре, заключаемом верующими с городским советом, волостным или районным исполнительным комитетом, предусматривается, что лица, принявшие здание культа и имущество в пользование (ст. 28), обязуются: а) хранить и беречь его, как вверенное им государственное имущество;а) производить ремонт зданий культа, а также нести расходы, связанные с владением и пользованием этим имуществом, как-то: по отоплению, страхованию, охране, оплате налогов, местных сборов и т.п.;б) пользоваться этим имуществом исключительно для удовлетворения религиозных потребностей;г) возместить ущерб, причиненный государству порчей или недостачей имущества;д) иметь у себя инвентарную опись всего культового имущества, в которую вносить все вновь поступающие (путем купли, пожертвований, передачи из

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 55 Если кто из клира досадит епископу: да будет извержен. Правителю людей твоих да не говори зла.     Зонара. Архиереи, будучи образом Господа нашего Исуса Христа и почитаемые главою тела церкви, большей достойны и чести. Посему причинивший им обиду извергается. А пресвитеры и диаконы, имеющие образ рук, так как через них епископ производит управление церкви, хотя и достойны чести, но не такой как епископ. Ибо не одинакового попечения заслуживают голова и руки. Посему и причинивший им обиду менее наказывается, ибо только отлучается.     Аристен. Правило 55. Клирик, причиняющий обиду епископу, извергается. Правило 56. Причиняющий обиду пресвитеру или диакону, отлучается.     Вальсамон. Эти два правила 55-е и 56-е определяют наказание клирикам, причиняющим обиду; но 55-е говорит, что клирик, причинивший обиду епископу, извергается; а 56-е определяет, чтобы клирик, причинивший обиду пресвитеру или диакону, был отлучен; конечно, потому, что епископ имеет большую честь. Каноны так различают наказание клирикам, причинившим обиду; а гражданский закон определяет каждого обидчика подвергать бесчестию и вместе взыскивать денежную пеню. Думаю, что бесчестие сопровождается и извержением.     Славянская кормчая. Правило 55. Аще который причетник досадит епископу, да извержется, писано бо есть, князю людей своих, да не речеши зла.         Толкование. Епископы убо по образцу сущее Господа нашего Исуса Христа, и глава церковного телесе им енуеми, и большая чести достойны суть: тем же аще кто досадит им, да извержется. Пресвитеры же и диаконы по образу суще рук, яко теми церковное правление содевает епископ: чести убо и тии достойны суть, но не тако якоже епископы, глава бо рук честнейши есть: тем же аще кто сим досадит, меньше мучится, токмо бо отлучится. Правило 56. Аще который причетник досадит пресвитеру, или диакону, да отлучится. Аще не перестанет да извержется. Глава 56 Если кто из причта досадит пресвитеру, или диакону: да будет отлучен от общения церковного.         (смотри правило 55)

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Этот договор стали называть «Никиевым миром». Его условия не были выполнены до конца. Вопреки договору Амфиполь остался под властью Спарты, в свою очередь Афины удержали за собой Пилос на Пелопоннесе и остров Киферу, так что семя раздора не было выкорчевано до конца. И не 50, а только 6 лет спустя после подписания мирного договора война возобновилась. За это время Афины смогли оправиться от понесенных потерь. Благодаря значительному увеличению размера регулярно поступавшего фороса была восстановлена довоенная казна; Афины отстроили новые военные суда, и флот компенсировал военные потери. В Эгейском бассейне господство Афинской архе было бесспорным. В это время на авансцену афинской политической жизни выходит новый игрок – сын Клиния Алкивиад, красавец и богач, по матери племянник Перикла из аристократического рода Алкмеонидов. Как и его дядя, это был человек любознательный и образованный, блистательный пафосный оратор, собеседник софистов Горгия, Гиппия и Протагора, друг и некоторым образом даже ученик Сократа, но в жизни своей ни в чем не следовавший заветам мудрого учителя, тщеславный и циничный не в античном, а в современном значении этого слова, властолюбец, лишенный каких бы то ни было сдерживающих нравственных начал, удачливый и ловкий авантюрист в духе итальянских кондотьеров эпохи Ренессанса – по его делам Алкивиада можно было бы считать внимательным и восприимчивым читателем «Государя» Макиавелли. Алкивиад агитировал за возобновление войны, встречая отпор со стороны автора долгожданного мира и сторонника союзных отношений со Спартой Никия. В 420 г. он победил Никия в борьбе за умы и сердца афинян. Его избрали стратегом, а Никия забаллотировали. В ту пору Аргос просил Афины о помощи в его давнем противостоянии со Спартой. Алкивиад агитировал за поддержку Аргоса, что, естественно, могло обернуться возобновлением большой войны. Его инициатива однако не получила поддержки в Афинах, хотя добровольцы из Афин при покровительстве Алкивиада отправились в Аргос. В 418 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010