Астрахань. Церковь Афанасия Афонского на старом кладбище. Афонская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Кроме Духосошественской церкви, на православном кладбище находилось ещё три приписных к ней храма. Первым из них - храм в честь Преподобного Афанасия Афонского, находившийся в самой западной части кладбища. Первоначально этот храм был монастырским и его история долгое время была связана со Спасо-Преображенскою обителью. В 1653 году царём Алексеем Михайловичем был пожалован Спасо-Преображенскому монастырю учуг Чурка. Здесь иноками была выстроена деревянная церковь в честь Николая Чудотворца, служившая духовным утешением для живших тут монахов и работных людей. В 1744 году вместо этой деревянной церкви архимандритом монастыря Мефодием была выстроена каменная, освящённая в то же имя Святителя Николая Чудотворца. Старая деревянная церковь старанием архимандрита была перенесена на Кулаковский бугор, где находился монастырский огород, и освящена в честь Преподобного Афанасия Афонского. Этот святой, живший в IX–X веках и подвизавшийся в иноческих подвигах на Святой горе Афон, с древних времён считался покровителем монашества. В 1757 году монастырский огород с располагавшимся на нём виноградным садом был куплен у монастыря казённою садовою конторою. После этого деревянная церковь в честь преподобного Афанасия Афонского 22 августа того же года, по желанию братии обители, была перенесена на остров Яманчуг, где находились монастырские сенокосные луга. Остров этот находился на реке Болде, рыболовные воды которой брались в аренду Спасо–Преображенским монастырем. Жившие здесь ловцы не имея возможности во время путины посещать далеко расположенные храмы, давно желали иметь свою церковь прямо на промысле. Перенесенный на Яманчуг храм был переименован по желанию братии в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Архимандрит же монастыря Мефодий пообещал выстроить новый храм в честь Преподобного Афанасия Афонского. Место для нового храма было выбрано на Ивановском бугре, в виноградном саду, купленном монастырём у жены астраханского купца Ивана Чарина.

http://sobory.ru/article/?object=41147

Санкт-Петербург. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы при бывшем подворье Старо-Афонского Андреевского мужского скита. Карта и ближайшие объекты Удачным образцом сооружения в " русском стиле " стала церковь во имя Благовещения Божьей Матери и иконы Божией Матери " В скорбях и печалех Утешение " при подворье Старо-Афонского Свято-Андреевского мужского скита, построенная по проекту Н.Н. Никонова в 1889-1893 гг. на углу Дегтярной и 5-й Рождественской улиц. Храм представлял в столице Российской Империи Святую Гору Афон - Старо-Афонское подворье в Петербурге. История подворья в Петербурге связана со строительством Андреевского скита на Афоне. В 1841 г. иноки русского Пантелеимонова монастыря приобрели на Афоне келью св. патриарха Афанасия, которую вскоре при содействии известного духовного писателя А.Н. Муравьева обратили в Скит Святого Первозванного Апостола Андрея. К началу ХХ века этот Скит стал крупнейшим монастырем на Святой Горе Афон, насчитывая десять храмов и около 600 насельников. В 1860-е годы в Скиту было начато строительство грандиозного собора Андрея Первозванного по проекту архитектора М. А.Щурупова. Для сбора средств в Россию в 1861 году был привезен чтимый образ Божией Матери " В скорбях и печалях Утешение " . Тогда же возникла мысль о создании в столице Российской Империи афонского подворья. В 1875 году благочестивая купчиха А.У. Джамусова пожертвовала афонским монахам участок земли на Песках с каменным домом и в мае 1889 года на этом месте была начата постройка подворского храма в память о спасении Царской Семье под станцией Борки. 8 сентября 1889 года митрополит Исидор совершил чин закладки храма, а 22 декабря 1892 митрополит Палладий освятил трехпрестольный храм Старо-Афонского подворья. Нарядный двухэтажный храм напоминал церкви Москвы и Ярославля XVII века. Фасады храма и связанных с ним жилых корпусов декорированы скромными наличниками окон. В церкви было освящено в 1890 году пять престолов: в нижнем этаже - главный престол во имя чудотворной иконы Божией Матери " В скорбях и печалех Утешение " и придел во имя Алексия Человека Божия, в верхнем этаже - главный Благовещенский престол, правый придел Святого Александра Невского и левый во имя Апостола Андрея Первозванного.

http://sobory.ru/article/?object=00710

Преподобный Михаил Малеин и трехсотлетие рождения благочестивейшего великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича 12-го июля 1596–1896 г. Источник Предисловие С конца XIV века, со введением в России служебных миней, по Иерусалимскому уставу расположенных, при влиянии на это святой горы Афона, стала у нас совершаться служба в 12 день июля преподобному Михаилу Малеину, память которого весьма чтилась на Афоне, как наставника преподобного и богоносного отца Афанасия Афонского ; но в России имя преподобного Михаила Малеина сделалось особенно известным после восшествия на престол царя Михаила Феодоровича (1613 года), первого из царствующего рода Романовых. Михаил Феодорович родился 12 июля 1596 г. в день преподобного Михаила Малеина и получил его имя, коронован на царство накануне своего тезоименитства 11 июля 1613 года и скончался в третьем часу ночи с 12 на 13 июля 1645 года. Житие преподобного Михаила Малеина в России не было известно доселе. При царе Михаиле Федоровиче составлено было довольно пространное слово в честь этого преподобного и помещено в прологе под 12 июля. Но в этом слове сведения о жизни преподобного весьма недостаточны; они извлечены из жития святого Афанасия Афонского , ученика преподобного Михаила и касаются только отношений преподобного Афанасия к Михаилу Малеину. Между тем, житие преподобного Михаила было составлено недолго спустя по кончине его и до ныне существует на греческом языке. Святогорец Никодим в своем синаксаристе (греческом прологе) пишет, что оно есть в рукописях в великой лавре Афанасия Афонского и других Афонских монастырях, и что оно переведено на новогреческий язык, и напечатано в Калокерини. Книга Калокерини, по-русски «Летняя книга» или «Летнее чтение», издана греческим монахом Агапием в 1865 году и названа так, потому что содержит избранные жития святых, которым празднуется в лучшее время года, – летом (с 1-го марта по 31-е августа). По этой книге и составлено предлагаемое житие с дополнениями из других верных источников и объяснениями. Что же касается до службы преподобному Михаилу (12-го июля), то она составлена в Греческой церкви согласно с означенным житием, прежде ее написанным.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Афанасия Афонского Память 5 июля Преподобного Афанасия 4383 , достойного бессмертных похвал к смертной человеческой жизни произвел город Трапезунт 4384 . В обучении книгам его возрастила Византия (Константинополь 4385 ), а обитель Кименская 4386 и гора Афонская 4387 принесли его как плод, угодный Богу. Родители Афанасия были люди благородные и благочестивые. Его отец происходил из Антиохии 4388 , а мать из Колхиды 4389 . Проживали же они в Трапезунде. Отец Афанасия умер еще до появления последнего на свет, а мать, родивши Афанасия и возродивши его святым крещением, отошла к Богу вслед за мужем. Отроку во святом крещении дано было имя Аврамия. Ребенка, уже в пеленах, по смерти родителей, оставшегося круглою сиротою, взяла на воспитание одна благородная черноризица. Еще в отроческом возрасте Аврамия проявлялись признаки, предуказывавшие на образ его жизни в будущем, когда он станет совершеннолетним. Малым ребенком он вел себя наподобие разумного и добронравного мужа, так что даже когда у него происходили со сверстниками детские игры, то последние не назначали Аврамия царем или воеводой, но – игуменом. И действительно, уже с детства он привыкал к иноческой жизни; видя воспитывавшую его черноризицу, непрестанно пребывающую в молитвах и посте, и он насколько возможно для отрока, старался подражать ей, постясь и совершая молитвы. Больше своих сверстников преуспевал он и проходя начальную по тому времени школу. Так возрастая телом и разумом, Аврамий вышел из отроческого возраста. – В то время скончалась черноризица, заменявшая ему мать. Вторично осиротевший отрок Аврамий оплакал ее кончину, как кончину действительной матери своей. Затем он пожелал побывать в Византии для приобретения дальнейшего образования. Бог, заботящийся о сиротах, следующим образом привел в исполнение его желание. В то время в Греции царствовал благочестивый император Роман 4390 . Им был послан в Трапезунд для собирания торговых податей один из дворцовых евнухов 4391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вторая встреча ассоциации преп. Силуана Афонского. “Любовь к врагам” Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 29 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 11, 1996 21 октября 1995 г. в Париже в Православном Богословском Институте преп. Сергия состоялась Вторая встреча Международной ассоциации преп. Силуана Афонского (журнал “Альфа и Омега” писал о деятельности этой Ассоциации в 2(5) за 1995 г.). Во встрече приняли участие более 200 человек из многих стран мира — Великобритании, Ливана, Норвегии, Польши, России, Румынии, Франции, Швейцарии и др. Большинство участников встречи — православные, но присутствовали и представители иных христианских конфессий — католики и протестанты, на которых оказал большое влияние духовный опыт преп. Силуана. Организация встречи отличалась четкостью и продуманностью. В этом немалая заслуга исполнительного секретаря Ассоциации Максима Эггера, рукоположенного буквально накануне встречи в сан диакона. Преподаватели и студенты Свято-Сергиевского Богословского Института приняли нас, участников встречи, очень радушно. Свято-Сергиевский Институт — место памятное и дорогое для многих россиян. Здесь в разное время творили и преподавали крупнейшие русские православные богословы XX в. — оо. Георгий Флоровский, Сергий Булгаков, Иоанн Мейендорф, Николай Афанасьев, Александр Шмеман и многие другие. Сейчас институтом руководит протопресвитер Борис Бобринской, православный богослов с мировым именем. Занятия в институте ведутся в основном на французском языке, но ежедневно, утром и вечером, в институтском храме на улице Кримэ совершаются православные богослужения на церковнославянском языке. Институт стремится укреплять свои связи с Россией. Сейчас в институте учатся студенты из России, Белоруссии, Франции, Польши, Румынии и даже из Норвегии. В свободное от занятий и богослужений время преподаватели и студенты стремятся говорить по-русски, и многие иноязычные студенты института уже довольно свободно владеют русским языком. Встреча Ассоциации преп. Силуана Афонского стала еще одним проявлением тесной связи Богословского Института с православной Россией.

http://pravmir.ru/vtoraya-vstrecha-assot...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Свт. Афанасий I Константинопольский. Спал он на голой земле День памяти – 10 ноября Свт. Афанасий I Константинопольский. Спал он на голой земле День памяти – 10 ноября   10 ноября (28 октября ст.ст.) Православная Церковь чтит память святителя Афанасия I (ок. 1235 - ок. 1315), Патриарха Константинопольского (с 1289 по 1293 гг. и с 1303 по 1309 гг.), начинавшего свой подвижнический путь простым послушником на Святой Горе Афон. Святитель Афанасий (в миру Алексий) родился около 1235 года в Адрианополе, в семье благочестивых родителей Георгия и Евфросинии. Еще в юности, преуспев в познании мудрости Христовой, он покинул дом и ушел в Фессалоники, где в одном из монастырей принял иноческий постриг с именем Акакий. Оттуда он скоро удалился на Святую Гору Афон и вступил в братство Есфигменской обители, где три года служил трапезарем. В трудах и подвигах он стяжал дар слез, а своими добродетелями снискал всеобщее расположение братии. Боясь похвал, смиренный Акакий по благословению старцев с Афона отправился в дальнее странствие к святыням Иерусалима и Синая, а затем на Латрийскую гору около Милета, где долгое время подвизался в отшельничестве. Оттуда подвижник перешел на Авксентиеву, а потом на Галесийскую гору близ Ефеса в монастырь святого Лазаря. Здесь он провел восемь лет, принял монашество с именем Афанасий, получил священный сан и стал экклесиархом. Здесь святой удостоился Божественного откровения: от распятия он слышал глас Господень, предсказавший ему Патриаршее служение и призвавший его пасти " словесных овец. " Спустя 10 лет, желая еще более укрепить свой дух в безмолвии и молитве, святой Афанасий вновь поселился на Афонской горе в монастыре Каракалл. Однако из-за возникших там нестроений переслился на гору Ганос во Фракии. Здесь ему недолго пришлось оставаться в уединении. Постепенно вокруг него собралась братия, множество народа стекалось к нему за пастырским наставлением. Слава об аскетических подвигах святого достигла и царского двора. В 1285 году святой Афанасий участвовал во Влахернском Соборе.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2737

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Свята Гора Афон: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский   Свята Гора Афон: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский           Интересно, что на Афоне всегда существовали богатые и бедные монастыри. Это были две различные точки зрения или даже две традиции. Одна восходила к прп. Афанасию Афонскому, а вторая – к прп. Петру Афонскому и Павлу Ксиропотамскому. Монастыри-хозяйственники, следующие традиции, восходящей к прп. Афанасию Афонскому, быстро росли, приобретали монашеское экономическое могущество и авторитет. Монастыри-нестяжатели не заботились о стяжаниях имуществ, но и авторитета не теряли. Обе традиции сосуществовали в мире, уважая мнение друг друга.   Впрочем, до настоящего времени на Афоне, по большому счету, все жили бедно.   Последнее время на Афоне мы наблюдаем живую дискуссию стяжателей и нестяжателей. Эта проблематика для Афона не является новой, но никогда не выходила на уровень столь серьезного противостояния. Тем не менее, весьма интересно, что бсуждение постепенно входит в русло забытых в России споров... Мы имеем в виду известное противостояние: Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.   В полемике монастыри Святой Горы разделились. И вот, разные монастыри заняли различные позиции: одни поддерживают хозяственную деятельность – другие выступают против. Например, монастырь Симонопетра, известный размахом своей хозяйственной деятельности за пределами Афона, Ватопед, выступают на стороне прп. Иосифа Волоцкого,  а Дохиар и Костамонит, где игумены выстраивают не внешнее, а внуреннее, высказались с точки зрения близкой к Нилу Сорскому.   Можно сказать, что настоящая ситуация копирует события в России эпохи русского собора 1503 года. Часть монастырей высказывается против чересчур обширной хозяйственной деятельности, тогда как другая  часть монастырей изыскивает богословское обоснование монашеского экономического могущества.   Один монастырь-хозяйственник издал книгу, содержащую рассуждения, которые сводятся к следующей мысли: богатство монастырей не имеет никакого отношения к нищете их монахов. Это разные вещи, и их нужно разделять. Так, монастырь может иметь общирные владения, большие деньги на банковском счете, а монахи его, тем не менее, – нищие, потому что это не их личное имущество.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=54

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕОРГИЯ МТАЦМИНДЕЛИ ТИПИКОН богослужебный устав, составленный на груз. языке ок. 1042 г. деканом (впосл. игуменом) афонского Иверского мон-ря прп. Георгием Святогорцем (Мтацминдели) († ок. 1065) ( Кекелидзе К. , прот. История древнегруз. литературы. Тбилиси, 1980. Т. 1. С. 226, 575-576). Древнейшие рукописи Г. М. Т. датируются XI в.: Ath. Iber. 30 (список, сделанный непосредственно с автографа прп. Георгия); Sinait. Iber. 4 и 61; Hieros. Iber. 24 и 25; Кекел. A-97, A-193, H-2211. Существует множество списков устава XII-XVI вв. Рус. перевод Г. М. Т. был выполнен и опубликован прот. Корнелием Кекелидзе ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 228-313, 483-506). Содержащиеся в типиконе синаксарные жития были напечатаны полностью в составе Церковного календаря Грузии (Тбилиси, 2003. С. 9-279) сотрудником Ин-та рукописей М. Долакидзе. Оригинальные груз. тексты синаксарных житий с учетом позднейших пополнений были изданы Е. Габидзашвили (Памятники древнегруз. житийной литературы. Т. 4. Тбилиси, 1968). Источники Основным источником, использованным при создании Г. М. Т., был упоминаемый в тексте Великий Синаксарь. Этот утраченный ныне памятник скорее всего представлял собой афонскую редакцию первоначального студийского Синаксаря (также ныне утраченного), т. е. устава богослужения на каждый день года ( Пентковский. Типикон. С. 121-154). При составлении месяцесловной части (календаря и синаксарных житий) прп. Георгий пользовался Типиконом Великой ц. и Синаксарем К-польской Церкви (житийным) ( Кекелидзе. Литургические груз. памятники. С. 497). Дисциплинарная часть создана прп. Георгием на основе студийского «Ипотипосиса» и «Диатипосиса» прп. Афанасия Афонского (Там же. С. 486-487). Созданию Г. М. Т. предшествовал Малый Синаксарь, переведенный с греческого прп. Евфимием Афонским ( Кекелидзе К. , прот. Иерусалимский Канонарь. Тбилиси, 1912. Прил.: Фрагм. «Краткого Синаксаря св. Евфимия Афонского». С. 297-310), к-рый также следует рассматривать как один из источников. Состав

http://pravenc.ru/text/Георгия ...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Отец Евдоким - последнее дитя Афона. Рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумис     Отец Евдоким - последнее дитя Афона. Рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумис   Публикуем рассказы о Святой Горе архимандрита Григория Зумиса, игумена афонского монастыря Дохиар. Мы исправили перевод, который далек от совершенства. Назовем эти воспоминания " Дохиарский патерик " , потому что это так и есть, настоящий патерик, или точнее, Герондикон. Эти рассказы учебник подлинной афонской духовности. - Святая Гора Афон   Мы следим за тем, что происходит в Церкви, и от того, что мы слышим, у нас болит сердце  Ефрем Катунакский. Стань для старца всем, даже его плевательницей и ночным горшком Ефрем Катунакский. Дорогие мои детки, бо­гослов тот, кто беседует с Богом   Игумен Григорий Дохиар. Воспоминание о Паросе Игумен афонского монастыря Дохиар архимандрит Григорий. Хоть мошна пуста, да душа чиста Житие ст арца Иерофея с Афона Григорий, игумен афонского монастыря Дохиар, Моя мать Лонговарда       Чтобы описывать жизнь святого мужа, необходимо самому идти его путём; только так можно будет проследить всю его жизнь: дело для меня совершенно невыполнимое. К тому же, внутренняя жизнь настоящего монаха не видна другим, она скрыта и будет явлена только в Царстве Небесном.     Монах на Афоне , как говорят богословы, есть  пророк, своей жизнью говорящий о последних днях.   Поэтому и на погребении монаха его лицо закрыто покровом, а всё тело — великой схимой, подобно тому, как флагом страны накрывают тела солдат, служивших ей и сражавшихся за неё до смерти. Мы, дети отца Евдокима, познакомились с ним на закате его дней. Мы вместе подвизались, вместе ели на монашеской трапезе, вместе пели в храме. Но кто изгнал его, священника, из алтаря за высокий иконостас? (Я не имею в виду сослужащих, которые, бывает, создают друг для друга проблемы.) Кто слышал немые стоны его души во время искушений? Кто может описать мученичество его совести, как называет монашеский подвиг Афанасий Великий в житии Антония Великого?

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=180...

Чудо 21 О святой Лавре Афонской и об источнике водном преподобного отца нашего Афанасия Раз мы уже обратились к великой Лавре Афонской, то подобает сказать об этом дивном и известнейшем монастыре, когда и как он был построен. В 6469 году от Сотворения мира (961 г. по Р.Х.) жил в Трапезунде некий муж мудрейший, благоговейный и богоносный, по имени Аврамий, который очень любил все божественное. Желая удалиться из мира, он пошел на гору, называемую Кимина, где подвизался святой старец Михаил Малеинос. Аврамий стал у него монахом, получив имя Афанасия, и был в послушании, строго сохраняя весь суровый образ жизни и неся подвиг: ел единственный раз в неделю и причащался Божественных Таин. Святой старец повелел ему есть раз в три дня и спать на циновке, а не стоя, как он делал раньше. В то время к святому старцу пришли два брата предводителя, благороднейшие князья, племянники названного Малеиноса. Одного, по имени Никифор, царь Роман назначил военачальником, чтобы тот уничтожил весь флот, напавший на Крит. А другой, Лев, был патрикием и попечителем школ западной части острова. Преподобный им сказал: «Знайте, чада мои любезнейшие, что в учениках моих есть один великий человек, которого зовут Афанасий. Добродетель его выше естества, и я желаю, чтобы вы исповедовались ему с сегодняшнего дня и впредь. Этот человек, воистину, достоин направлять души людей». Князья, беседуя с тем старцем, удивились его мудрости и рассудку, и исповедовались ему. Никифор сказал затем и следующее: «Знай, отче, что я очень стремлюсь удалиться из мира и безмолвствовать в монастыре». Старец ответил: «Имей, чадо, эту благую мысль в своем сердце, и Бог поможет тебе на пользу». Старец прочел разрешительную молитву, и они ушли восвояси. С тех пор Михаил, сколько бы предводителей и знатных людей ни приходило к нему ради исповеди, посылал их к Афанасию, который жил вне монастыря один. Он был чужд славе и смирен. Зная, что святой старец Михаил собирается после смерти назначить Афанасия преемником в предстоятельстве братьев, он удалился оттуда и пришел на Святую Гору Афон, где обрел в Кариях простейшего старца, безмолвника (исихаста), и подчинился ему, притворившись, что сам неученый земледелец. Старец написал ему алфавит и учил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Agapit_Land/gr...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010