Скачать epub pdf Житие святого Павла исповедника, архиепископа Цареградского Память 6 ноября В царствование императора Констанция 7129 , сына Константина Великого , христиане подверглись гонению со стороны еретиков – ариан, сторону которых держал сам император, тоже увлеченный арианской ересью. В Церкви происходили тогда великие смуты и нестроения, так как мало уже оставалось составлявших опору её великих поборников православия: святой Афанасий, архиепископ Александрийский, этот величайший защитник православия, был удален со своего престола, а святой Александр, патриарх Цареградский, к этому времени уже скончался. Когда святой Александр умирал, окружавшие его смертный одр спрашивали его: – Кому оставляешь нас, духовных чад твоих, отче? Кого оставляешь нам пастырем вместо себя? Кто столь же доблестно управлял бы Церковью Христовою? Он указал им двух достойных мужей, именно пресвитера Павла, родом из Солуня 7130 , и диакона Македония, но, при этом, прибавил, что если желают иметь пастыря учительного и имеющего добродетельную жизнь, то избирали бы себе Павла; если же хотят иметь пастырем человека представительного, отличающегося внешним благообразием, то пусть избирают Македония. После сего приснопамятный патриарх скончался. На бывшем после его кончины соборе, при совещании о том, кого из двоих возвести на патриарший престол, Павла или Македония, произошел спор между православными и арианами, которых на соборе было очень много. Православные желали Павла, ариане склонялись более на сторону Македония, однако, православные одержали верх и на патриаршество избран был в храме святой Ирины – святой Павел и, вошедши на патриарший престол, начал с честью пасти врученное ему стадо. Во время избрания и хиротонии святого Павла императора Констанция не было в Царьграде: он находился в Антиохии 7131 . Вследствие сего он не был расположен к новому патриарху. Возвратившись из Антиохии в Царьград, император выказал явное неудовольствие против патриарха за то, что он взошел на патриарший престол помимо воли царской.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

2. Среда 2-й седмицы по Пасхе. Свт. Афанасия Великого, архиеп. Александрийского. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Блгв. и равноап. царя Бориса, во Святом Крещении Михаила, Крестителя Болгарии. Блж. Василия Кадомского . Служба свт. Афанасия Великого шестеричная, совершается вместе со службой Триоди (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы свв. блгвв. князей Бориса и Глеба в соединении со службой Триоди (Б) . А. На вечерне кафизма 9-я. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 4-й и глас 5-й – 6. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Христова святителя...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 4-й: «Господи, нестерпимым Твоего Божества блистанием...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры праздника Триоди, глас 1-й (с «Господи, воззвах») . «Слава» – святителя, глас 3-й: «Паки нам...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 8-й: «Прикоснися, Фомо...» (см. на стиховне вечера). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 3-й. «Слава, и ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...» (дважды). «Слава» – тропарь святителя, глас 3-й, «И ныне» – тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении. Седальны Триоди. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). Псалом 50-й. Каноны: праздника Триоди (Антипасхи) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и святителя на 6. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи. По 3-й песни – кондак и икос праздника Триоди (Антипасхи), глас 8-й; седален святителя, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – ипакои Триоди (Антипасхи), глас 6-й: «Яко посреде учеников...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» ин светилен святителя, «И ныне» – светилен праздника Триоди (по выбору).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-15/

Димитриевская родительская суббота. 24. Димитриевская родительская суббота. Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского. В отличие от родительских суббот Мясопустной и Троицкой, имеющих общецерковное значение, о Димитриевской субботе Типикон умалчивает, поскольку эта суббота – русское благочестивое установление. Димитриевское поминовение усопших совершается в субботу перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского (26 октября ст. ст.), если с этой субботой не совпадет бденный или полиелейный праздник. При наличии такого совпадения поминовение переносится на субботу, предшествующую субботе перед днем памяти вмч. Димитрия. Служба мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников совершается вместе с субботней службой Октоиха по 13-й главе Типикона. Примечание. В храмах (или приделах), посвященных иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», или имеющих особо чтимую Ее икону, в этот день совершается бденная (или полиелейная) служба Пресвятой Богородице . Заупокойная служба Димитриевской родительской субботы в этом случае переносится на предшествующую субботу (17 октября). На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: мучеников, глас 1-й – 3, и мученичны Октоиха, глас 2-й (2-й: «Иже земныя сласти…», 3-й: «Святым мучеником…», 4-й: «Лицы мученичестии…»; см. на «Господи, воззвах») – 3. «Слава» – мучеников, глас 4-й: «Песненно пастыреначальника днесь...», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…». Входа нет. Прокимен дня, глас 7-й: «Боже, Заступник мой еси Ты...», со стихом. На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (с заупокойными припевами: «Блажени, яже избрал...», и проч.). «Слава» – мучеников, глас 8-й: «Лукавое и неверное злосоветие...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…». Примечание. «На стиховне мученичен 1-й, и мертвена два кир Иоанна Дамаскина» (Типикон, гл. 13-я). По мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 748–749), если совершается субботняя служба Октоиха 4-го, 5-го или 6-го гласа, где на стиховне вечерни приводится два мученична и один мертвен, нужно, следуя указаниям Устава, петь один мученичен (1-й), а мертвен повторить дважды .

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-06/

Н.И. Гиббенет Глава XV Пребывание п. Никона на Архангельском подворье. – Соборные заседания 3 и 5 Декабря и патриаршее постановление о низложении п. Никона . – Арест грека Димитрия, находившегося у п. Никона и писавшего от него грамоты к восточным патриархам, и грека Венета, привезшего п. Никону грамоту, писанную от газского м. Паисия к кардиналу. – Заточение иконийского м. Афанасия в макарьевский монастырь. – Собрание собора в Чудовом монастыре, объявление п. Никону о его низложении и ссылка, и отправление его на заточение в Ферапонтов монастырь. При отправлении из Воскресенского монастыря Никон отдал приказание, чтобы взять с собою потребное для пищи, но как съестные припасы положены были в особые сани, то их по чему-то на Архангельское подворье, где помещен был Никон, ночью не пропустили, а отправили на Воскресенское подворье. 2-го Декабря было воскресенье. Монахов и мирских людей, приехавших с Никоном из Воскресенского монастыря, было до тридцати человек. Никон послал одного из стражей к сотнику, чтобы доставить с Воскресенского подворья съестные припасы. Лишь только дали знать о том государю, тотчас же с кормового и сытного дворов посланы были яства и питья, с которыми явились к Никону два подьячих и подали ему росписи привезенным припасам. – «Откуда и с чем вы пришли?» спросил их Никон. «Мы посланы от начальников, отвечали подьячие.» – «Возвратитесь с присланным к пославших вас и скажите, что Никон этого не требовал, а просил дать свободу, чтобы можно было отсюда выходить и сюда приходить, и приносить нужное в пищу. Немедленно дано было разрешение, чтобы выпускать со двора и во двор впускать людей Никона; прочих же никого не пускать. В то же время послали на Воскресенское подворье и оттуда доставлены были яства и питья 331 . 3-го Декабря, в понедельник, в той же столовой палате у великого государя собрались патриархи и весь освященный собор, бояре, окольничие и думные люди. Государь, сойдя со своего царского места, обратился к патриархам с жалобою: 332 бывший патриарх Никон в письме своем к цареградскому патриарху назвал меня, весь освященный собор и всего моего царства людей еретиками, будто мы от святой восточной католической церкви отложились и обратились к римскому костелу; а святая церковь наша имеет в себе Спасителя нашего и Бога много целебную ризу и святые мощи святителей московских, чудотворцев, и мы веруем истинно по преданию святых апостол и святых отец, а потому должны за православную христианскую веру и за святые Божие церкви умирать. И вы бы, святейшие патриархи, на эту жалобу учинили суд как прежние патриархи рассуждали и суд творили прежним благочестивым греческим царям, и меня, и освященный собор, синклит и всех православных христиан нашего Российского царства от того Никонова названия очистили». Сказав речь царь патриархам поклонился, а освященный собор, синклит и все присутствовавшие поклонились до земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

Преподаватель Окончив академию, Сергей Сахаров был пострижен в монашество. При постриге ему дали имя Афанасий в честь святителя Афанасия Пателария. патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца. Это произошло 12 октября 1912 года, а еще через несколько дней он был рукоположен в иеродиакона, а затем в иеромонаха. Новый иеромонах был отправлен в Полтавскую духовную семинарию преподавателем по литургике и гомилетике. Иеромонах Афанасий прожил в Полтаве лишь год. Осенью 1913 года он узнал, что Владимирской семинарии нужен преподаватель как раз по тем дисциплинам, которые он преподавал. Прошение в Синод он отвозил лично. Об этом событии иеромонах Афанасий потом рассказывал одной из своих прихожанок. В ее воспоминаниях этот рассказ выглядит гак: «Прямо с вокзала он направился к обер-прокурору Синода В.К. Саблеру, но тот должен был куда-то ехать сопровождать Государя. Он был уже одет в парадную форму и готовился уезжать. Увидев молодого иеромонаха, Владимир Карлович спросил: «Чего вы, батенька, хотите?» Отец Афанасий изложил свою просьбу. Владимир Карлович спросил секретаря: «А что, подписано ли назначение преподавателя во Владимирскую семинарию?» Когда оказалось, что еще не подписано, Саблер тут же без всяких бюрократических проволочек приказал секретарю внести в приказ имя иеромонаха Сахарова и подписал назначение. У о. Афанасия на всю жизнь осталось теплое воспоминание о В.К. Саблере. Последний не только выполнил просьб), но и по-отечески позаботился о молодом иеромонахе, спросив: «А где вы остановились?» – «Да я прямо с вокзала!» – «Ну вот, батенька, вам в гостинице останавливаться неудобно, а я вам дам записку в Александро-Невскую Лавру, вам там будет хорошо» 16 . По всей видимости, иеромонах Афанасий был блестящим преподавателем. Много лет спустя один из его учеников посвятил своему преподавателю следующие слова: «Мне посчастливилось в богословских классах семинарии иметь тебя учителем и классным руководителем. Я хорошо помню день, когда ты, молодой, энергичный, ревнующий о славе Божией, прибыл из Полтавы в родную семинарию, чтобы занять вакантную кафедру преподавателя .литургики и гомилетики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

15.10 Священноисповедника Афанасия, епископа Ковровскаго Тропарь, глас 4: Славы Божия ревнителя/и благолепия церковнаго блюстителя,/тесным житием и многими подвиги/великому иерарху Александрийскому подобника,/святителя Афанасия, исповедника Российскаго,/усердно восхвалим, вернии./Сей бо присно молится/о спасении земнаго Отечества своего/и о всех живущих в нем,/велегласно с любовию взывая:/Русь святая,/храни веру православную,//в нейже тебе утверждение. Кондак, глас 3: Днесь Афанасий святитель,/Христов исповедник и праведник,/в невечернем Царстве Славы/светло ликует/и в сонме всех Русских святых,/всесоставным гласом победную песнь воспевая,/прилежно молит о нас//Превечнаго Триединаго Бога. Священноисповедник Афанасий, епископ Ковровский В миру – Сергей Григорьевич Сахаров, родился 2 июля 1887 года в Тамбовской губернии в семье чиновника. Когда мальчику было два года, умер его отец. Мать, Матрона Андреевна, воспитывала сына в благочестии, оберегая от всего дурного. Сергей Сахаров окончил Шуйское духовное училище, Владимирскую духовную семинарию и Московскую духовную академию. В 1912 году он был пострижен в монашество и наречен в честь святителя Афанасия, Патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца (†1654, память 2 мая). Ректор академии епископ Феодор (Поздеевский , †1937) рукоположил монаха Афанасия во иеродиакона, а затем во иеромонаха. Отец Афанасий преподавал пастырское богословие, гомилетику и литургику сначала в Полтавской, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1917–1918 годах он участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви. Собор восстановил празднование памяти Всех святых, в земле Российской просиявших. Восстановление этого праздника было связано с начавшимися гонениями на Церковь . К составлению службы Всем святым, в земле Российской просиявшим, был привлечен иеромонах Афанасий как специалист по литургике. Работу над исправлением и дополнением этой службы он продолжал всю жизнь. В 1920 году отец Афанасий по возведении в сан архимандрита был назначен наместником сначала Владимирского Рождественского монастыря, а затем Боголюбова монастыря. В1921 году состоялась его хиротония во епископа Ковровского, викария Владимирской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

24. Неделя 21-я по Пятидесятнице. Глас 4-й. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников. Свт. Афанасия, патриарха Цареградского. Прп. Арефы, затворника Печерского, в Ближних пещерах. Блж. Елезвоя, царя Ефиопского. Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с полиелейной службой в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 4-й – 4, и Богородицы, глас 2-й, глас 4-й и глас 8-й – 6. «Слава» – Богородицы, глас 6-й: «Приидите, празднолюбных собори…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради…». Вход. Прокимен дня. Паримии Богородицы – 3 . На литии стихиры Богородицы, глас 8-й (см. на литии). «Слава, и ныне» – Богородицы, глас 5-й: «Вострубим трубою песней…» (см. на литии). На стиховне стихиры воскресные, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородицы, глас тот же: «Призри на моления…». По Трисвятом – тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору; трижды) . Примечание. Тропари по Трисвятом можно петь следующим образом: «Богородице Дево...» (дважды) и тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору; единожды) . На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь Богородицы (иконы «Всех скорбящих Радость»; по выбору). Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание Богородицы и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Богородицы, глас 5-й: «Утоли болезни…» (см. по 1-м стихословии), ин седален Богородицы, глас 6-й: «Упование мира…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – седален Богородицы по полиелее, глас тот же: «Преложение скорбящих…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 10-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…» (но не «Молитвами Богородицы…»). Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…». Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и Богородицы (Минеи два канона) на 8.

http://patriarchia.ru/bu/2022-11-06/

Астрахань. Покрово-Болдинский монастырь. Церковь Варвары великомученицы. Варваринская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Церковь. Не действует.   Престолы: Варвары великомученицы Год постройки:1763. Адрес: Астраханская область, г. Астрахань, улица Еричная Координаты: 46.350447, 48.104632 Проезд:Храм находится на территории городской больницы Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Варваринская церковь небольшая по размеру, построенная в стиле «нарышкинского» барокко, главным украшением которой служил алтарь, перестроенный из угловой башни, увенчанной шатровой крышей. Трапезы эта церковь не имела и соединялась прямо с южным корпусом братских келий. В 1867 году для храма на средства купца И. А. Репина был устроен новый иконостас, и сам храм расписан священными изображениями. Под храмом был устроен склеп для членов семьи Репиных. Изначально это была южная угловая башня монастыря, церковь здесь была устроена в 1763 г., при Астраханском епископе Мефодии (1758-1776 г.г.) и освящена в честь преподобного Илариона Великого. Работы по её устройству выполнялись на средства самого епископа в память о его дяде, епископе Иларионе (1731-1755 г.г.), бывшем перед ним Астраханским архиереем. Примерно в это же время, в 60-х г.г. 18 в., епископом Мефодием в северо-восточной башне был устроен другой храм – в честь Святителя Мефодия, патриарха Цареградского, небесного покровителя владыки (ныне в этом месте располагается Екатерининская церковь). К середине 19 в. храм сильно обветшал, а у самого монастыря денег на его восстановление не было. Астраханский купец Иоаким Андреевич Репин выразил желание восстановить храм на свои средства при условии: чтобы церковь эта была переименована в честь святой великомученицы Варвары, в память его умершей супруги, а под храмом был устроен фамильный склеп для членов семейства Репиных. Астраханский архиепископ Афанасий (Дроздов) согласился на это предложение, разрешил переименование и устройство склепа. В том же 1867 г. храм был отремонтирован и заново освящён, став Варваринским. Для храма на средства купца И.А. Репина был устроен новый иконостас, а сам храм расписан священными изображениями.

http://sobory.ru/article/?object=41168

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСЯТЬ СТАТЕЙ [англ. The Ten Articles], 1-й вероисповедный документ Англиканской Церкви . В 1536 г. Комитет Реформации под председательством Архиепископа Кентерберийского Т. Кранмера , главного идеолога англ. Реформации в 1-й пол. XVI в., поддерживавшего тесные связи с немецкими протестант. теологами Ф. Меланхтоном , М. Буцером , В. Ф. Капито , А. Озиандером и др., сформулировал основные принципы англикан. вероисповедания - Д. с., закреплявшие, несмотря на их компромиссный характер, разрыв с римско-католич. доктриной. Д. с. были утверждены Генрихом VIII и Конвокацией (собранием представителей англ. клира) и напечатаны с предисловием короля, где говорилось о необходимости установить мир и единомыслие в Церкви Англии. В отличие от лютеран. принципа Sola Scriptura (только Писание) Д. с. наряду со Свящ. Писанием признает значение Апостольского, Афанасиева и Никео-Цареградского Символов веры, а также решения 4 Вселенских Соборов. Согласно Д. с., в Церкви существует только 3 таинства, установленные Самим Иисусом Христом,- Крещение, Евхаристия и Покаяние. Крещение объявляется необходимым условием для спасения любого человека (даже младенцев; против пелагиан и анабаптистов ); таинство Покаяния должно включать 3 необходимых элемента: искреннее раскаяние, исповедь, отпущение грехов; хлеб и вино в Евхаристии пресуществляются в Тело и Кровь Христовы. Хотя и принимается доктрина оправдания верой (Solo Fidei), но указывается необходимость добрых дел и послушания; почитание икон отменяется, но их разрешается держать в храмах для возбуждения у прихожан благочестивых чувств; почитание святых, Пресв. Богородицы и целование св. Креста, а также молитвенное призывание святых разрешаются. Полезными признаны облачение духовенства, окропление св. водой, шествие со свечами в праздник Сретения Господня (Candlemas) и раздача пепла в Пепельную среду (Ash-Wednesday). Доктрина о существовании чистилища сохранена, но без положения о действенности индульгенций. Молитвы за усопших разрешаются.

http://pravenc.ru/text/171774.html

Памятник святителю Афанасию будет возведен в Харькове Харьков, 14 ноября 2003 г. В следующем 2004 году исполняется 350 лет со дня кончины святителя Афанасия, патриарха Цареградского, Лубенского чудотворца в Преображенском Мгарском монастыре Полтавской епархии , сообщает пресс-служба Украинской Православной Церкви. Святитель Афанасий прославился как подвижник благочестия и истинный проповедник Православия. Находясь на патриаршем престоле, он вел неустанную борьбу за Православие против еретиков, иезуитов и магометан. Святые останки приезжавшего для прошения о вспомоществовании в Московское царство патриарха Афанасия были погребены по восточному обычаю в сидячем положении. Долгое время мощи святителя Афанасия почивали в Мгарском монастыре. Во время Великой Отечественной войны они были перенесены в Харьков. Сейчас они находятся в правом приделе Свято-Благовещенского кафедрального собора г. Харькова, где им имеют возможность поклониться все желающие. В 1996 году в Харькове побывала делегация греческого духовенства с родины святителя Афанасия - острова Крит, члены которой с благоговением приложились к мощам святителя. А теперь к правящему архиерею Харьковской епархии, Митрополиту Никодиму, обратились члены Харьковского городского общества греков «Гелиос», во главе с Константином Шердиц, с просьбой благословить их воздвигнуть в Харькове в наступающем году памятный знак в честь святителя Афанасия. Инициатором этого дела стал гражданин Греции Никос Богониколос, который оказывает поддержку общине харьковских греков. Недавно на его средства в Харькове была изготовлена и установлена мемориальная доска Ксении Александровне Илиади - врачу-патриоту, которая спасла во время оккупации Харькова немецко-фашистскими войсками десятки харьковчан от гибели и неволи. Господь так судил, что на протяжении уже многих лет святитель Афанасий является покровителем Слобожанского края, и установление ему здесь по желанию греческой общины памятного знака будет ярким символом братского единства между православными народами Греции и Украины.   14 ноября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/8186.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010