Афанасий Высоцкий



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013

АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... Радонежского. Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10) . Фрагмент Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10) . Фрагмент Основными источниками сведений об А. В. являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском мон-ре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (РГБ. Унд. № 288) , в мае следующего года переписанное в Высоцком мон-ре (СГИХМ. КП 1692 СТ 78) . В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об А. В., в значительной своей части ошибочные, напр., А. В. отождествляется с К-польским Патриархом свт. Согласно «Слову», А. В. в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в мон-рь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об А. В. сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, ... далее ...
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... Радонежского. Прп. Афанасий Высоцкий Старший и кн. Владимир Серпуховской. Миниатюра из вкладной книги Высоцкого серпуховского мон-ря. 1648 г. (СГИХМ. № 1673. Л. 10) . Фрагмент Основными источниками сведений об А. В. являются житие прп. Сергия и летописи. В 1697 г. в Чудовом московском мон-ре было написано «Слово о житии преподобного отца нашего Афанасия Высоцкого» (РГБ. Унд. № 288) , в мае следующего года переписанное в Высоцком мон-ре (СГИХМ. КП 1692 СТ 78) . В «Слове» сообщаются дополнительные сведения об А. В., в значительной своей части ошибочные, напр., А. В. отождествляется с К-польским Патриархом свт. Согласно «Слову», А. В. в миру носил имя Андрей, был сыном свящ. Авксентия и происходил из Обонежской пятины Новгородской земли, его мать звали Марией. Неизвестно, когда он пришел в мон-рь прп. Сергия. В одной из старших редакций жития прп. Сергия об А. В. сказано: «Бе бо мужь благоразумен, Божественых писаний исполнен, и многи книги писания руки его и доныне зело красны сведетелствуют, обретаются в похвалу чюдному и добродетелному житию его и мнозей мудрости» (Тихонравов. С. 132) . В 1374 г. прп. Сергий помог кн. Владимиру Серпуховскому (Храброму) основать ... далее ...
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙИскать в Источникеpravenc.ru
... серпуховской мон-рь (. Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в.) СИХМ. № 7408. Л. 4 об. (Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в.) СИХМ. № 7408. Л. 4 об. (Сведения о нем содержатся в «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие») РГБ. Унд. № 288 ( , написанном в 1697 г. в Чудовом мон-ре ) см. Афанасий Высоцкий Старший (. В мае 1698 г. по благословению архим. Высоцкого мон-ря Герасима Серпуховитина «Слово» было переписано в Серпуховской обители) СГИХМ. КП 1692 СТ 78 (.) А. В. род. в Ярославле, в семье Илариона и Анны. В юности он пришел в Высоцкий мон-рь и был пострижен в монашество игум. прп. Афанасием Высоцким Старшим, учеником прп. Сергия Радонежского. Через неск. лет, во время освящения соборного монастырского храма в честь Зачатия Пресв. Богородицы, А. В. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1382 г. игум. Афанасий Старший отправился в К-поль вместе с митр. свт. Киприаном и назначил А. В. своим преемником. При новом игумене значительно увеличилось число братии в мон-ре. Находясь в К-поле, прп. Афанасий ... далее ...
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ • Православная Энциклопедия под ...Искать в Источникеpravenc.ru
... серпуховской мон-рь (. Прп. Афанасий Младший с видом Высоцкого мон-ря. Рисунок пером из сборника нач. XIX в.) СИХМ. № 7408. Л. 4 об. (Сведения о нем содержатся в «Слове о житии преподобнаго отца нашего Афанасия Высоцкаго и о ученике его игумене Афанасие») РГБ. Унд. № 288 ( , написанном в 1697 г. в Чудовом мон-ре ) см. Афанасий Высоцкий Старший (. В мае 1698 г. по благословению архим. Высоцкого мон-ря Герасима Серпуховитина «Слово» было переписано в Серпуховской обители) СГИХМ. КП 1692 СТ 78 (.) А. В. род. в Ярославле, в семье Илариона и Анны. В юности он пришел в Высоцкий мон-рь и был пострижен в монашество игум. прп. Афанасием Высоцким Старшим, учеником прп. Сергия Радонежского. Через неск. лет, во время освящения соборного монастырского храма в честь Зачатия Пресв. Богородицы, А. В. был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1382 г. игум. Афанасий Старший отправился в К-поль вместе с митр. свт. Киприаном и назначил А. В. своим преемником. При новом игумене значительно увеличилось число братии в мон-ре. Находясь в К-поле, прп. Афанасий Старший отправил в Высоцкий мон-рь вместе с иером. Виктором 7 икон деисусного чина, 3 иконы Спасителя, Пресв. ... далее ...
АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ СТАРШИЙ - ДревоИскать в Источникеdrevo-info.ru
... Высоцкого Младшего, и ушел вместе с изгнанным митр. Киприаном сначала в Киев, а потом в Константинополь, где купил себе келью в Студийском монастыре. После своего возвращения в Москву в 1390 г. митр. Киприан уговаривал преподобного приехать на Русь, где он мог бы пользоваться всеми почестями игуменского сана, но преподобный ответил: «Келия се ми луче онех честных» [4]. Но преподобный не забыл свою обитель. Известно, что в 1392 г. он посылал в Высоцкий монастырь сборник аскетических творений и житий святых. Также посылал в монастырь 7 икон поясных, а также иконы Спасителя, Пресв. Богородицы и св. прор. Иоанна Предтечи, а также грамоту с благословением. Так на Руси появились иконы Высоцкого чина, шесть из которых хранятся в Третьяковской галерее в Москве и одна, образ Иоанна Предтечи, в Русском музее в Санкт-Петербурге [5]. В Троицкой летописи, составленной в 1412 или в 1414 г., отмечено, что старец Афанасий Высоцкий «с миром к Господу отиде». В середине 1650-х гг. его имя без указания дня памяти включил в свой месяцеслов Симон (Азарьин) : «Преподобный Афанасий Высоцкаго монастыря, иж в Серпухове, игумен бысть, и отиде в Царьград, зело безмолвие любя, и тамо ... далее ...
Житие Сергия Радонежского, Часть 1 - читать, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... именем, иконописцю преизрядному, всех превъсходящи мужей добродетелным житьем, и прочий мнози ученици его, създаста в обители себе церковь каменну красну зело, и подписанием чюдным украсишя ю в память святыхь отець своих, еже и доныне зрится в славу Христу Богу» ( РНБ, F. I. 306. Л. 95 об. ) Третья редакция Жития Сергия создана Пахомием около 1442 г. См. : Русская историческая библиотека. Т. VI. Изд. 2. СПб., 1908. Стлб. 243–270. Памятник отнесен издателями к 1390–1405 гг., но такая датировка вызывает возражения. Хотя послание адресовано некоему Афанасию, но имеется в виду очевидно Афанасий Высоцкий: игуменом монастыря (что видно из контекста) по имени Афанасий, близким к митрополиту Киприану, был именно Афанасий Высоцкий, покинувший Северо-Восточную Русь в 1382 г. вместе с Киприа-ном. В таком случае послание написано до 1382 г., так как в этом году Афанасий оставил пост игумена. Нижней хронологической гранью является 12 февраля 1378 г. (дата кончины митрополита Алексия) , поскольку Афанасий вряд ли стал бы обращаться за наставлениями в иноческой жизни при живом владыке к его сопернику. Киприан, между прочим, в своем ответе Афанасию сетует: «Горе нам, яко оставихом ... далее ...
Житие Сергия РадонежскогоИскать в Источникеpravmir.ru
... в «Сказании о начале Владычнего монастыря». Собственноручная запись Троицкого келаря Симона Азарьина ( МДА, № 203. Л. 264 ) , собиравшего сведения о всех учениках преподобного Сергия Радонежского. В рукописях иногда встречается дата смерти Андроника—1474 г., что, в предположении ошибочности написания числа сотен, дает 1374 г. (Пог. № 650. Л. 38.) . См. : Русская историческая библиотека. Т. VI. Изд. 2. СПб., 1908. Стлб. 243—270. Памятник отнесен издателями к 1390—1405 гг., но такая датировка вызывает возражения. Хотя послание адресовано некоему Афанасию, но имеется в виду очевидно Афанасий Высоцкий: игуменом монастыря (что видно из контекста) по имени Афанасий, близким к митрополиту Киприану, был именно Афанасий Высоцкий, покинувший Северо–Восточную Русь в 1382 г. вместе с Киприа–ном. В таком случае послание написано до 1382 г., так как в этом году Афанасий оставил пост игумена. Нижней хронологической гранью является 12 февраля 1378 г. (дата кончины митрополита Алексия) , поскольку Афанасий вряд ли стал бы обращаться за наставлениями в иноческой жизни при живом владыке к его сопернику. Киприан, между прочим, в своем ответе Афанасию сетует: «Горе нам, яко оставихом ... далее ...
Л. И. Алехина. Прп. Афанасий — Статьи — ...Искать в Источникеsedmitza.ru
... Румянцевского музеума. СПб., 1842. № 360. [13] Лелекова О. В. Высоцкий чин в русской иконографической традиции XV-XVI вв. Древнерусское искусство XV-XVII вв. М., 1981. С. 143-144; Иконы Москвы XIV-XVI вв. : Каталог собрания ЦМиАР. М., 2006. Вып. 2. С. 77. [14] Оригинал не сохранился, но в XVI в. с него были сделаны списки, передающие по-слесловие рукописи ( РГБ, Рогож., № 562; Рум. № 360 ) . [15] Желтов М. С., Сергий Правдолюбов, прот. Богослужение Русской Церкви. X-XX вв. Православная энциклопедия. Том Русская Православная Церковь. М., 2000. С. 492-493. [16] Клосс Б. М. Афанасий Высоцкий Старший Православная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 60. [17] РГБ, собр. МДА, № 201, л. 332 об. [18] Над могилой прп. Афанасия Высоцкого Младшего была устроена часовня, а в 1697 г. каменный храм в честь прп. Афанасия Афонского, который при жизни несколько раз удостаивался видения Божией Матери (см. : Жаворонков П. И. Афанасий Афонский Пра-вославная энциклопедия. Т. 4. М., 2002. С. 54-57) . [19] Если основываться на существовавшем каноне ( возраст игумена - не менее 33 лет ) , то рождение прп. Афанасия Младшего следует отнести к 1349 г. Таким образом, в ... далее ...
Преподобный Андре́й Рублев, иконописецИскать в Источникеazbyka.ru
... с детства и профессионализма достигали рано. Исключительно высокое качество творений преподобного Андрея и глубокое проникновение в духовный смысл изображения, что особенно для него характерно, заставляет выдвигать вопрос о том, где мог учиться преподобный Андрей живописному мастерству. В настоящее время стало возможным считать, что святой Андрей мог в ранний период своей жизни учиться работать в Византии и Болгарии. В самом деле, многие русские посещали балканские страны, Афон, Константинополь, Святую землю и нередко оставались там на более или менее продолжительное время. Так, Афанасий Высоцкий, ученик преподобного Сергия, и, несомненно, лично известный преподобному Андрею, провел в Константинополе почти целых 20 лет, трудясь вместе с группой других монахов над переводами и переписыванием творений отцов Церкви. В Константинополе имелись и иконы русских святых, в частности, была там икона святых Бориса и Глеба. Там также писали иконы специально по заказам Русской Церкви: так, уже упомянутый Афанасий Высоцкий в 1392 г. доставил на Русь знаменитый «Высоцкий чин» – ряд деисусных икон, написанных специально для основанного им Серпуховского Высоцкого монастыря. Все ... далее ...
​Богодухновенный живописец. Семнадцать вопросов ...Искать в Источникеrublev.com
... работать по приглашению, временно. 4. Откуда известно, что Андрей Рублев был монахом? Летописи называют его «чернецом». Сохранившиеся изображения Андрея Рублева также представляют его в монашеском одеянии. 5. Были ли у Андрея Рублева друзья? Ответить однозначно невозможно. На раннем этапе творчества он работал вместе с Феофаном Греком. Многие свои работы он создавал в сотрудничестве с Даниилом Черным, которого называли «сопостником» Рублева. Среди лиц, с которыми Андрей Рублев был или мог быть знаком, — преподобные Андроник Московский, Никон Радонежский, Савва Сторожевский, Афанасий Высоцкий, московские митрополиты святители Фотий и Киприан, ученый инок Епифаний Премудрый. 6. Сколько сохранилось творений Андрея Рублева? Вопрос до сих пор вызывает споры в искусствоведческой среде, так как приписать ту или иную икону или фреску кисти Андрея Рублева сегодня можно лишь на основании анализа характера письма — а это не самый надежный, с научной точки зрения, метод. В древней Руси не создавали авторские каталоги икон, и ни в одной из дошедших до нас летописей нет сводного списка творений преподобного Андрея. С большей или меньшей степенью вероятности кисти ... далее ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Высоцкий
Справочник - ПОИСКОВ.РФ