Афанасий Великий



  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Практическая энциклопедия, Е - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... и возбуждающей таким насыщением еще большую алчбу и жажду благодатной правды. Несродно отвергнуть свое богохульство тому, кто признает это богохульство святой Истиной; несродно ему узнать святую Истину, потому что самый орган зрения, душевное око, ум его, ослеплен ложью. Обращение еретика и раскольника к правоверию – особенная милость Божия – устраивается особенным Промыслом Божиим для избранников, известных Единому Богу. Человеческие средства к обращению раскольников и еретиков бессильны. Хотя на Первом Никейском Соборе против Ария и его единомышленников стояли светильники Церкви: Афанасий Великий, Николай Чудотворец, Иаков Низибийский, Спиридон Тримифунтский, хотя действовали не только силою слова, но и силою знамений, однако не смягчили ожесточенного сонмища еретического и ересиарха Ария, до конца жизни пребывшего упорным и верным своему заблуждению, как повествует церковная история. Словопрение – самое слабое оружие против еретиков, оружие более вредное, нежели полезное. Оно делается таким сообразно свойству душевного недуга – ереси. Гордая ересь не терпит обличений, не терпит побеждения. От обличений она ожесточается; от побеждений приходит в неистовство. ... далее ...
Проповеди, Часть 3 - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Подавляющее большинство епископов (а собралось их на собор больше трехсот человек) твердо стояло за православную веру, осудило ересь Ария, а самого его отлучило от Церкви, как упорного и неисправленного еретика. Страшною смертью погиб этот еретик, но ересь долго еще волновала Церковь. Только постепенно она стала затихать. Приходилось с ней бороться еще и Василию Великому, и Григорию Богослову и Иоанну Златоустом у, которые жили уже после Ария. Но, в конце концов, истина восторжествовала, хотя был такой момент, когда на Востоке из всех епископов православных оставался только святой Афанасий Великий, а на Западе только святой Иларий Пиктавийский, а все епископские кафедры, сотни кафедр, были захвачены епископами, которые сами были еретиками-арианами. Церковь, однако же, не погибла. Трудно было святителю Афанасию бороться с еретиками на Востоке. Много раз он удалялся в изгнание, но пребывал непоколебим. Когда он в этом одиночестве узнал, наконец, что есть ему сотрудник, преемник в деле защиты истины, святой Василий Великий, тогда облегченно вздохнул великий защитник Православия. Вот так Церковь тогда переживала эти ереси, так она волновалась ими. После Ария были и ... далее ...
Камень веры Православно-Кафолической Восточной ...Искать в Источникеazbyka.ru
... был главным жрецом идолов, находившихся на этом месте; ты же авва Макарий, исполненный Духа Божия. Когда ты милосердно молишься о тех, кто пребывает в муках, мы ощущаем некую отраду». Об этом пишет святой Дамаскин в своем Слове об усопших, а также Руфин, создатель жития святого Макария, и Палладий в Истории Лавсиадской. Смотри в житии святого Макария, 19 января. Тебе не покажется это невероятным, если вспомнишь о всемогуществе Божием, когда Он сделал так, чтобы из камня и из сухой челюсти истекла вода, чтобы заговорил Валаамов осел; и почему тогда Он не может наделить череп духом речи? Афанасий Великий в вопросе 34, к Антиоху, вопрошает: «Получают ли души преставившихся пользу от молитв живых? » И отвечает, что получают большую пользу. Святой Григорий Назианзин в Слове на погребении своего брата Кесария, в конце, говорит: «Предадим Богу души, и свои, и души тех, которые ушли раньше нас, молясь за них». Святой Феофилакт в толковании на главу 12 Евангелия от Луки говорит: «Скажу, что приношения и милостыни за умерших приносят немало добра тем, кто умер в тяжелых грехах». Святой Амвросий в Книге 2, в Послании 8 к Фаустину о преставлении своей сестры говорит, что о ней должно ... далее ...
Семинарский конспект - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... всех человеков, а наипаче верных» ( 1Тим.? 4,? 10 ) , и Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим.? 2,? 4 ) . Можно думать, что Бог Ему одному ведомыми путями может приобщить достойных из всякого народа и племени к свету Евангелия и к благам искупления, подобно тому, как Христос Своим сошествием во ад и проповедью там приобщил к благам искупления души людей, умерших до Его сошествия. Нет оснований думать, что находящиеся в загробной жизни, неведавшие Христа при жизни на земле, лишены и ныне возможности слышать Евангелие истины. Из отцов Церкви св. Афанасий Великий допускал, что люди, неповинные в грехе хулы на Духа Святого, могут приносить покаяние и иметь отпущение грехов и в будущей жизни, следовательно, усвоять и блага искупления вообще. А св. Существенные свойства Церкви Христовой Согласно Символу веры, мы веруем «... во едину святую, соборную ( греч. : кафолическую ) и апостольскую Церковь». Единство, святость, соборность и апостольство или апостоличность и являются существенными неотъемлемыми признаками Церкви Христовой. Единство Церкви означает, что истинная Церковь только одна и что в ней существует глубокое внутреннее ... далее ...
Избранные псалмы, истолкованные святителем ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Боже наш, слава Тебе! Но и между предметами созерцания Бога есть степени. По свидетельству Исаака Сирианина, созерцание того, «как» Бог явил и являет Себя в тварях, есть первая степень; а созерцание Бога, «как» Он есть Сам в Себе, – вторая, высшая. Пророк останавливается на первой, ибо судьбы правды, ради коих он хвалит Бога, означают праведные суды, присуждения и определения Божий, как чему быть, и как что было уже и бывает на деле. Воспоминая это, пророк не может удержать языка своего от восхваления Бога, дивного в судьбах Своих и седмижды, или многократно в день хвалит Его. Святой Афанасий Великий пишет: «Как изучивший законы творения и промышления Божия, исповедуется он о судьбах правды Божией, о тех судьбах, по которым Бог создал разнообразные твари и промышляет о каждой из них. Словом «седмерицею» дает разуметь, что не престает он хвалить, говоря как бы так: «всегда памятую судьбы Твои». Неудержимо стремится душа его к богохвалению. Желая удовлетворить этой жажде, он становится на славословие и, утолив ее несколько, останавливается. Но лишь только остановится, как опять та же жажда начинает возбуждать его и поднимать на ноги, – и так целый день. «Пророк, говорит ... далее ...
Наставление и утешение в болезни и предсмертное ...Искать в Источникеazbyka.ru
... кого-либо болезни и смерти нельзя судить о степени греховности или праведности и богоугодности, чтобы не впасть в грех осуждения. Хотя, по свидетельству св. Писания вообще смерть грешников люта, а смерть праведников честна, мирна ( Пс. 33: 22, 115: 6 ) ; но бывает много и исключений, – иногда и грешник умирает по-видимому спокойно, а праведник подвергается жестокой страшной смерти. Но из этого нельзя выводить заключения о богоугодности первого, о греховности и погибели последнего. Пути и суды Божии для нас непостижимы; пред ними надобно только благоговеть, а постигнуть их нельзя. Св. Афанасий Великий говорит: Многие праведники умирают злою смертию, а грешники праведною, т. е. безболезненною, тихою. В доказательство этого он рассказывает следующий случай. Один монах отшельник, славный чудотворениями, жил с одним учеником в пустыне. В один день случилось ученику пойти в город, в котором был начальник злой, не боявшийся Бога, и увидел, что этого начальника погребают с большою честию, и множество народа сопровождает его до гроба. Возвратившись в свою пустыню, ученик нашел своего святого старца растерзанным гиеною, и стал горько плакать о старце и молиться Богу, говоря: ... далее ...
Трезвенная жизнь и аскетические правила, ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Наоборот, плоть должна подчиняться воле, так чтобы мы могли приказывать своему духу и душе что хотим. Надо только учитывать свои физические возможности. Кто-то может питаться один раз в день, другому нужно есть дважды. Неспособность строго подвизаться не означает, что нельзя подвизаться вовсе. Таким образом, подчинение плоти заключается в том, что мы подчиняем плоть нашей воле, делаем ее орудием Святого Духа. Мера воздержания зависит также от места, времени, среды, климата, от состояния, в котором мы находимся. Каждый святой отец определял для своей паствы, как ей питаться. Святитель Афанасий Великий жил в довольно жарком климате и потому советовал христианам употреблять немного масла, что было необходимо в условиях той местности 212. В другой местности не требуется даже масла. Недопустимо, однако, желая воздерживаться, одновременно употреблять напитки, которые дают телу крепость. Кроме того, мы не должны руководствоваться своим эгоизмом. Чем более человек пренебрегает покаянием, чем в более бедственном состоянии себя видит, тем более великие принимает решения, тем строже начинает воздерживаться и поститься всякий раз, когда хочет изменить свою жизнь. В подвиге он никогда ... далее ...
Охридский пролог, Май - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Кириак и Феодул Во время царя Адриана (117–138 гг.) некий язычник Катулл купил рабов Еспера и его жену Зою и сыновей их Кириака и Феодула. Так как они были убеждёнными христианами, то не желали есть от идольских жертв, а что им давали, они бросали собакам, терпя голод. Узнав об этом, Катулл разгневался и стал тяжко истязать этих рабов. Сначала мучил детей, но дети остались непоколебимы в вере и вынесли все муки. Наконец, все четверо были брошены в огонь (в огненную печь) , где после благодарственной молитвы предали дух свой Господу. Однако тела их не были повреждены огнём. 2. Святитель Афанасий Великий, архиепископ Александрийский В этот день празднуется перенос его мощей и чудеса от них. И жизнь, и труд этого великого святителя описаны 18 января. 3. Святые мученики Борис и Глеб Сыновья великого князя Владимира, крестителя русского народа. До своего крещения Владимир имел много жён и детей от них. Борис и Глеб были братья от одной матери. Перед смертью Владимир разделил свою державу между всеми своими сыновьями. Но Святополк, старший сын, князь киевский, пожелал взять части, предназначенные Борису и Глебу. Поэтому послал людей убить сначала Бориса, а потом Глеба. Эти два ... далее ...
Энциклопедия изречений Святых отцов и учителей ...Искать в Источникеazbyka.ru
... Он выше и смерти... Итак, Тело, поскольку оно имело общую со всеми телами сущность и было Телом человеческим, хотя по необычайному чуду образовалось из одной Девы... Однако, будучи смертным, по закону подобных тел, подверглось смерти. По причине же снисхождения в него Слова не потерпело свойственного телесной природе тления... И чудным образом в одном и том же совершилось и то и другое: и смерть всех приведена в исполнение в Господнем Теле, и уничтожены Им смерть и тление ради сущего в Нем Слова (2, 216) . Бог Слово потерпел поругание от людей, чтобы мы наследовали бессмертие. Святитель Афанасий Великий (2, 260) . Наш человеколюбивый Спаситель добровольно воспринял оскорбительное и бесчестное для Себя, чтобы спасти. гибнущего от обмана; снизошел в нашу жизнь, поскольку провидел и славное восхождение из нее, согласился умереть по человечеству, поскольку заранее знал и о Воскресении (24, 60) . Христос избавил нас Своею Кровию от смерти и грехов: Он и искупил нас, и не обнаружил никакого превозношения в отношении к искупленным, призывая мертвых к жизни, исцеляя всякую болезнь душ и телес. Святитель Григорий Нисский (24, 450) . Творец, сжалившись над нашим родом, послал к нам ... далее ...
Слово о терновом венце - читать, скачать - ...Искать в Источникеazbyka.ru
... единение прошедшего и настоящего должно быть и в общении богослужебных песней, славословии и молитве. Оно здесь еще более необходимо, потому что древние церковные славословия, псалмы и песни запечатлены неподражаемо высоким помазанием Духа Божия и написаны святыми Божьими людьми, которым мы молимся и которые, конечно, ближе нас стояли к Богу и лучше нас знали, какое славословие может быть угодно Богу. «Когда мы славим Господа теми хвалами, который сложили святые Божии, то сие последние, слыша свое славословие, радуются о нас и тем скорее спешат на помощь нашим молитвам», – говорит св. Афанасий Великий. Самые те напевы, которыми исполняются церковные славословия и песни, перешли к нам от древнего времени, и потому дороги Церкви, как и каждому просвещенному народу дороги древние звуки его песней, соединяющие как бы в один непрестающий хор песнопевцев прошедших веков и нынешних. Подобно всей вещественной обстановке храма, и звуки церковная славословия слились для нас нераздельно с представлением храма, как необходимая его атмосфера. В этой родственной христианскому духу атмосфере хвалебных звуков, и мысль присутствующих в храме полнее и легче настраивается в тон христианской ... далее ...

  011   012   013   014   015   016   017   018   019   020  021   022   023   024   025   026   027   028   029   030   031

Постоянная ссылка на эту страницу: Афанасий Великий
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"